Научная статья на тему 'Урок повторения и обобщения. Физика 7 класс. «Приглашение на Олимпиаду в Сочи – 2014»'

Урок повторения и обобщения. Физика 7 класс. «Приглашение на Олимпиаду в Сочи – 2014» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / ИСТОРИЯ / УРОК / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Татьяна Юрьевна

На этом уроке учителя физики и истории выступают в роли организаторов Игр в Сочи – 2014, а учащиеся за успешное изучение курса физики и истории получают приглашение на открытие Олимпийских игр и отправляются в путешествие. По законам жанра, не все так просто будет на их пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок повторения и обобщения. Физика 7 класс. «Приглашение на Олимпиаду в Сочи – 2014»»

$

Мастер - класс

Васильева Татьяна Юрьевна

учитель физики

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1458

Москва

[email protected]

J ^

УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ. ФИЗИКА 7 КЛАСС. «ПРИГЛАШЕНИЕ НА ОЛИМПИАДУ В СОЧИ - 2014»

Л__________________________________________г

Аннотация. На этом уроке учителя физики и истории выступают в роли организаторов Игр в Сочи -2014, а учащиеся за успешное изучение курса физики и истории получают приглашение на открытие Олимпийских игр и отправляются в путешествие. По законам жанра, не все так просто будет на их пути.

Ключевые слова: физика, история, урок, Олимпийские игры

Целью данного урока является не только повторение и обобщение материала курса физики 7 класса, продолжение формирования УУД, но и воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну в преддверии зимней олимпиады в Сочи в 2014 году. Задачи:

I. Образовательные

• вспомнить основные формулы, понятия, явления и законы в курсе физики 7 класса

• повторить единицы измерения физических величин

• повторить алгоритм решения задач по физике • обобщить и систематизировать знания по предмету, выявить уровень овладения знаниями, для дальнейшего обобщения материала, используя интерактивную доску и информационные технологии.

II. Развивающие • формирование УУД • развитие логического мышления • развитие умения рассуждать и делать выводы по результатам наблюдений.

• Развитие умения находить связи гуманитарных и естественных наук III.

III. Воспитательные

• формирование интереса к физике и положительной мотивации к учению

• формирование навыков коллективной работы • воспитание сознательной дисциплины.

• формирование активной гражданской позиции ученика и чувства гордости за свою страну

При подготовке к уроку учитель использовал ресурсы Интернет и литературу [1,2,3,4,5].

Для удобства решения задач и выполнения заданий каждой команде выдается информационный лист с заданиями (бюллетень)

Ход урока

^Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку, мотивация на работу.

Предварительное объединение учащихся в группы по принципу конкурентноспособности. Название команды определяется странами, знаменитыми в истории становления физики (Европа, Греция, Египтяне, Римляне)

2. Мотивационный этап

Учителя выступают в роли организаторов Олимпийских игр в Сочи:

За успешное изучение курса физики и истории учащиеся 7 класса нашей школы приглашены на открытие Олимпиады в Сочи - 2014. Но, к сожалению, добираться в Сочи нашим ученикам придется самостоятельно.

3. Этап всесторонней проверки знаний

Какое путешествие возможно без карты и проложенного маршрута?! И первое задание - открыть карту. Внимательно изучите инструкцию - приглашение и действуйте! (приложение 1 - приглашение на Олимпиаду)

Вручение приглашений - инструкций. Учащиеся работают с текстом инструкции, выполняют первое задание - «Открой карту». Чтобы задание выполнить быстрее, необходимо будет распределить задания всей команде.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

33

$

ф

Мастер - класс

Ф

Используем интерактивное приложение LearningApps.org

Чтобы открыть карту, необходимо каждой команде решить три задачи и получить ответы.

Ответы на задачи нанесены на карту, команда выбирает только свои ответы. В противном случае фрагмент карты не открывается.

На этом этапе задания не сложные, чтобы создать у учащихся ситуацию успеха и положительный настрой на всю игру

Задание 1 команде:

• Определите вес штанги, которую на Олимпийских играх в Лондоне - 2012 поднял российский штангист серебряный чемпион олимпиады в супертяжелом весе Руслан Албегов, если масса штанги 240 кг.

• С какой средней скоростью пробежала олимпийская чемпионка Мария Савинова на Олимпийских играх в Лондоне - 2012 800 м, если ее время 1мин 56с.

• Какая сила помогает выполнять упражнения спортсменам - прыгунам на батуте. Какие превращения энергии при этом происходят?

Задание 2 команде:

• Определите вес молота массой 4 кг, который на Олимпийских играх в Лондоне олимпийская чемпионка россиянка Татьяна Лысенко бросила на 78, 12 м.

• С какой средней скоростью пробежала олимпийская чемпионка Юлия Зарипова на Олимпийских играх в Лондоне - 2012 3000 м, если ее время 9 мин 06 с.

• Для чего гимнасты перед выступлением натирают ладони рук специальным веществом - тальком?

Задание 3 команде:

• Определите вес диска массой 1 кг, который на Олимпийских играх в Лондоне олимпийская чемпионка россиянка Дарья Пищальникова бросила на 70,69 м.

• С какой средней скоростью прошла дистанцию 20 км олимпийская чемпионка Лошманова Елена на Олимпийских играх в Лондоне - 2012, если ее время 1 час 25 мин 02 с.

• В каких видах спорта спортсмены могут находиться в состоянии невесомости?

Задание 4 команде:

• Чему равна масса велосипеда для шоссейных гонок, если на него действует сила тяжести 90 Н?

• С какой средней скоростью прошел дистанцию 50 км олимпийский чемпион Сергей Кирдяпкин на Олимпийских играх в Лондоне - 2012, если его время 3 час 35 мин 59 с.

• В каких летних видах спорта, включенных в олимпийские игры, спортсменам помогает инерция?

Получив ответы, учащиеся подходят к интерактивной доске и перетаскивают верный ответ на поле своей команды. Только при правильных ответах всех команд карта открывается.

Карта открыта! И теперь у каждой команды свой маршрут, свое неповторимое путешествие! Вспомните, чем знамениты страны, из которых вы начинаете свое путешествие, в истории становления физики.

(Египет - простые механизмы; Греция - атомарное строение вещества; Рим - катапульты; Европа - техническая революция, великие ученые Г. Галилей, И. Ньютон)

Первое упоминание об Олимпийских играх относится еще к временам до нашей эры. Об этом мы узнали из истории Геродота, которое сохранилось до наших дней. Так и первые упоминания о физических явлениях, на которые обращал внимание человек, дошли до нас в виде литературных произведений.

Второе задание «Историческая находка»

Что необходимо сделать?

- Ознакомиться с отрывком из произведения древнеримского поэта Лукреция Кара «О природе вещей»

- Ответить на физические и исторические вопросы.

Отрывок 1 .... пожаром

С шумом зловещим леса пожирало горячее пламя До основанья корней,- только недра земли распалялись, И, в углубленья ее собираясь, по жилам кипящим Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком Вместе с ручьями свинца.

А когда на земле появились

Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди

Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим;

И замечали притом, что из них соответствует каждый В точности впадине той, которая их заключала.

Это внушило ту мысль, что, расплавив металлы, возможно

В форму любую отлить и любую придать им фигуру;

И до любой остроты и до тонкости также возможно Лезвий края довести, постепенно сжимая их ковкой, Чтобы оружье иметь и орудье для рубки деревьев,

Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья, Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры.. ? Определите, о каком историческом периоде идет речь в отрывке? (Древний мир, начало освоения и обработки металлов I-$5I тыс. до н.э.)

? О каких физических законах говорится в этом отрывке? (жидкость принимает форму сосуда, плавление металлов, уменьшение площади поверхности для увеличения давления твердых тел)

Отрывок 2

Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. Также палящей жары или холода нам не приметить Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно. Но это всё обладает, однако, телесной природой, Если способно оно приводить наши чувства в движенье: Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может. И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

34

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Ф

ф

Мастер - класс

Ф

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет; Видеть, однако, нельзя, как влага на нём оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

? Кого из древнегреческих философов называли «Смеющимся философом», и какое учение ему принадлежит? (Демокрит - учение об атоме)

? Какие физические явления описываются в данном отрывке? Как их можно объяснить? (смачивание, испарение - движение и взаимодействие молекул)

Отрывок 3

Кроме того, и при всей своей видимой плотности, вещи Всё ж, как увидишь сейчас, всегда будут пористы телом: Так, сквозь каменья пещер сочится текучая влага Вод, и слезятся они обильными каплями всюду; Всюду по телу живых созданий расходится пища; Да и деревья растут и плоды в своё время приносят, Так как от самых корней растекается пища повсюду, Вверх по стволу проходя и по веткам везде пробегая; Звуки идут через стены домов и замкнутые двери, Внутрь пролетая; мороз до костей проникает жестокий Если б пустот никаких, по каким бы тела проходили, Не было, ты бы никак явлений таких не увидел. И, наконец, почему мы видим, что многие вещи Весом тяжеле других, по объему нисколько не меньших?

? Кому из великих русских ученых принадлежит учение о молекулах и атомах как о корпускулах? (М. В. Ломоносов - середина 18 века)

? О каком физическом явлении идет речь в данном отрывке? Как его можно объяснить? (Диффузия - движение молекул)

Отрывок 4

Вот посмотри: всякий раз,

когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами, Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая, Мечутся взад и вперёд в лучистом сиянии света; Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах, В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья. Кроме того, потому обратить тебе надо вниманье На суматоху в телах, мелькающих в солнечном свете, Что из неё познаёшь ты материи также движенья, Происходящие в ней потаённо и скрыто от взора. Ибо увидишь ты там, как много пылинок меняют Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно, Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях...

? Кто из древнегреческих философов считается создателем древней атомистики? Каковы были его взгляды на объяснение разнообразия предметов? (Левкипп - все сущее состоит из неделимых, однородных элементов и пустого пространства)

? О каком физическом явлении идет речь в данном отрывке? Как это явление можно объяснить? (Броуновское движение - движение молекул жидкости и газов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье задание На пути в Сочи.

В пути наших путешественников ждут преграды, им придется подниматься в горы, переплывать реки, опускаться в морские глубины и подниматься в небо. Так же и Олимпийский огонь проходит длинный путь из Греции через страны и континенты в город, где проводят Олимпиаду.

На этом этапе учащиеся должны решить физическую задачу, которая потребует у них применения УУД, а также распределения ролей в коллективе для быстроты решения.

Физические вопросы командам:

1. Сможет ли ваша команда перебраться через реку, если у вас есть плот, связанный из 25 сосновых бревен, если объем каждого бревна в среднем равен 0,8 м3?

Соотношение между высотой местности нзд уровнем моря, атмосферным давлением и парциальным давлением кислорода (по М.М.Миррахымову1]

800

* 700 | 600 | 500 | 400 g 300

-Атмосферное Парциальное I

^7 Чч Ал герц

— -V чУ: ви ЮС t 5

к, >е

•ч

1 *,3

;

: :

200

180

160

140

120

100

80

60

40

20

оооооаооооооооо

2. Сможет ли ваша команда подняться на воздушном шаре, масса снаряжения которого 450 кг, объем шара 1600 м3, наполнен шар водородом.

3. Минимальное атмосферное давление, при котором может выжить человек - 200 мм рт ст. Как должен чувствовать себя человек, стоя на вершине Эвереста?

4. Любое погружение глубже 18 м считается глубоководным. Максимальная глубина погружения с аквалангом - 40 м. Какой перепад давлений испытает самый лучший ныряльщик вашей команды при погружении на 20 м?

Олимпиада -это высшая честь для любого спортсмена, и на нее попадают самые лучшие спортсмены - самые быстрые, самые ловкие, самые сильные, самые выносливые, самые настойчивые. А может ли человек посоревноваться с царством зверей? И действительно ли человек самый-самый, даже с самыми передовыми технологиями?!

Четвертое задание Кто быстрее.

Учащиеся рассчитывают среднюю скорость бега самого быстрого человека планеты Усейна Болта, самого быстрого пловца Майкла Фелпса, олимпийского чемпиона - марафонца Стефана Кипротич

Ф

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

35

Ф

ф

Мастер - класс

Ф

и сравнивают со скоростями животных, для сравнения необходимо перевести скорости в основные единицы измерения. Делают вывод: человек уступает животным, но он выносливее!!

Представители животного мира Скорость

гепард 32 м/с

страус 80 км/ч

заяц 1 км/мин

слон 660 м/мин

Представители животного мира Скорость

щука 150 см/с

лосось 40 км/ч

рыба-меч 2 км/мин

голубая акула 1000 м/мин

Результаты самых быстрых спортсменов на Олимпиаде в Лондоне-2012:

Усейн Болт - 100 м - 9.63 с (бег - легкая атлетика)

Майкл Фелпс - 100 м - 51.21 с (баттерфляй)

200 м - 1.54.27мин (комплекс) - плавание

Стефен Кипротич - марафон 42 км 195 м - 2.08.01 ч.

Команды благополучно добрались до Сочи. Но вот незадача, все символы олимпиады перемешались, и открыть Олимпиаду невозможно. И в ваших силах помочь организаторам Игр.

Команды отвечают на вопросы - получают отдельные фрагменты панно, которое должны потом вместе собрать.

Только объединившись, мы сможем открыть Олимпиаду

Блиц - опрос по Олимпийскому движению

1. В каком году была первая известная историкам Олимпиада? (776 до н.э)

2. В каком году были проведены Первые Олимпийские игры в наше время? (1896)

3. Где были проведены Первые Олимпийские Игры? (Афины)

4.Чем награждали победителей первых олимпиад (оливковой ветвью)

5. Кто возродил Олимпийские игры в наше время? (Пьер де Кубертен)

6. Каков девиз Олимпийских Игр? (быстрее, выше, сильнее)

7. Что символизируют 5 колец? (5 населенных частей мира, которые желают участвовать в олимпийском движении: голубое -Европа, черное - Африка, желтое - Азия, красное - Америка, зеленое - Австралия и Океания)

8. Что означает переплет колец? (единство, солидарность всех спортсменов мира и их встречу на Олимпиаде)

9. Что символизирует белый флаг Олимпиады? (мир во время проведения игр)

10. Какая по счету будет Олимпиада в Сочи? (22)

11. Когда она открывается? (07.02.2014)

12. Где проходили 21 Олимпийские Игры? (Ванкувер - 2010)

13. Как часто проводятся Олимпийские Игры? (1 раз в 4 года)

Совместное творчество всех учащихся - сборка панно на доске - Олимпийская символика.

Главная награда для спортсмена - Олимпийские Медали. Какие будут медали в Сочи - это пока еще секрет, а вот про медали, которыми награждали спортсменов в Лондоне, мы уже знаем.

Задание пятое Золотые медали Лондона

Определите, из какого вещества были изготовлены медали?

Олимпийские медали в Лондоне - 2012 были самыми большими и тяжелыми за всю историю олимпийского движения. Их диаметр составил 85 мм, а толщина 7 мм. Масса золотой медали 400 г.

На этом этапе учащиеся должны решить физическую задачу на определение плотности вещества, которая потребует у них применения УУД, а также распределения ролей в коллективе для быстроты решения.

(Возможное затруднение при решении задачи -определение объема цилиндра. Если при изучении курса физики данная формула не встречалась, можно дать учащимся подсказку, или они могут сами выйти из затруднения, найдя эту формулу в справочнике или воспользовавшись ресурсами интернета).

Символы на месте, все участники в сборе, с медалями вопрос решен, Олимпиаду открывать можно!!

4. Обобщение изучаемого на уроке, подведение итогов, рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами совершили необычное путешествие в мир спорта. Надеемся, урок был для вас интересен и увлекателен, и вы еще раз убедились, что физика это не отдельная наука, физика есть везде, и она изучает все! А еще нам бы очень хотелось, чтобы вы не забывали одну простую истину: где единение, там и победа.

«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое». Артур Шопенгауэр

Рефлексия:

Какую медаль в сегодняшнем путешествии каждый из вас завоевал?

Ф

36

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Ф

ф

Мастер - класс

Полученные знания смогут ли пригодиться в обычной жизни?

5. Этап информации учащимся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Пользуясь дополнительной литературой, ресурсами Интернет найдите интересные факты из истории Олимпийских Игр, о легендарных олимпийских чемпионах, составьте интересные физические задачи спортивного содержания.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе-2009.- № 2.

2. Новиков А. М. Виды деятельности и процесс учения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009-№ 6

3. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.-2013 - № 1

4. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шавалеева Г. Ш. Типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий // Инновационные проекты и программы в образовании -2010.- № 5.

J

Вердиян Лариса Николаевна

ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина учитель русского языка и литературы

г. Москва

Ф

Л

ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ - ТРАДИЦИЯ ШКОЛЫ

Г

ф

Аннотация. представляем вниманию читателей методическую разработку - сценарий внеклассного мероприятия «Мы за ценой не постоим...». Данное мероприятие знакомит учащихся с Великой Отечественной войной, страшным периодом в истории нашей страны.

Ключевые слова: война, смерть, Победа, Родина, бессмертие, герои.

Ежегодно мы отмечаем годовщину Победы советского народа над фашистской Германией. Дети, родившиеся после войны, уже стали бабушками и дедушками... Война постепенно уходит в прошлое, становится лишь страницей истории. Но благодарная память потомков не должна угасать. Сегодня по всей нашей огромной стране, у каждого памятника, большого и маленького, сельского и городского, собираются люди, чтобы поклониться живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным. И тем, кто принял первый бой на рассвете 22 июня 41-го года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну - такую войну! - добил врага там, откуда она началась - в поверженном Берлине!

Праздник Победы! Память о каждом из тех дней, когда грохотала навязанная нам фашистской Германией война! Память обо всех и каждом, кто ковал победу! Память о павших на поле брани во славу нашей

Родины, во имя её свободы! Так пусть нашу память вновь и вновь оживляют бессмертные произведения поэтов, писателей.

Сценарий праздника

Звучит песня из к/ф «Белорусский вокзал»

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Ведущий.

«Мы за ценой не постоим».

Какие страшные слова. страшные, потому что цена эта - человеческая жизнь.

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

37

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.