ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 331.5.024.5
Е.А. Белов
ИЗУЧЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДИНАМИКЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена анализу неформальной занятости населения в контексте количественных и качественных методов исследования. Продемонстрированы некоторые численные показатели экономического ущерба от данного вида деятельности. Иллюстрируются отдельные факторы, предопределяющие неформальные трудовые отношения. Определяются причины, затрудняющие функционирование установленных законом трудовых норм. Аргументируется положение о проникновении неформальной занятости в современную систему государственного управления и приобретение ею устоявшихся в массовом сознании форм.
Ключевые слова: неформальная занятость, трудовые отношения, рынок труда, социологические методы, фокус-групповое исследование.
Создание Федеральной службы занятости и фактическая легализация безработицы, определенные законом РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», обусловили признание рынка труда в качестве естественного элемента системы общественных отношений. На сегодняшний день это достаточно сформировавшееся и устоявшееся образование. Можно выделить следующие парные элементы его структуры: государственный и негосударственный сектор, формальный и неформальный сегменты, труд наемных работников и деятельность самозанятых и т.п. В рамках данной работы нами будет рассмотрена неформальная занятость населения как одна из составных частей рынка труда. Изначально, определяясь с понятиями, уточним, что под неформальной занятостью населения мы будем понимать любую деятельность по производству легальных (разрешенных для реализации) товаров или услуг лицами, не учтенными в качестве занятых в неформальном секторе экономики и не имеющими надлежащего права (трудовой договор, служебный контракт, лицензия и т.п.) на осуществление данного вида деятельности. При этом, рынок труда определяется нами как разнородное, но единое образование, включающее в себя неформальный, теневой, криминальный и др. сегменты и состоящий из трех базовых эле-
ментов: работодатель, работник и государство [1].
Основываясь на исследованиях, проведенных такими авторами, как В.Е. Гимпельсон, Р.И. Ка-пелюшников (В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда, 2014), С.Ю. Барсукова, В.В. Радаев (Неформальная экономика в России, 2012), О.В. Синявская (Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика, 2005), В.А. Давыденко (Социология неформальных отношений: экономика, политика, культура, 2005), Е. Варшавская (Рынок труда: прогнозы и реальность, 2001) и др., представляется возможным дать статистическую характеристику этого явления. Так, в большинстве исследований численность неформально занятых лиц варьируется в пределах 20-25 млн человек. Несколько ниже этот показатель оценивается в официальных источниках. Так, заместитель руководителя Роструда Михаил Иванков заявил, что на сегодняшний день в России насчитывается более 15 млн экономически активных лиц, не осуществляющих трудовую деятельность. В данном случае речь идет не о тех, кто вообще нигде не работает, а о гражданах, которые трудятся неформально, без официального трудоустройства [2]. Вероятнее всего, определяясь с этим показателем, как исследователи, так и чиновники, учитывают только граждан России трудоспособного возраста. На наш взгляд,
Белов Евгений Александрович, кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД Казанского юридического института МВД России
e-mail: [email protected] © Белов Е.А., 2016 Статья получена: 04.12.2015
11
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
для получения более общей картины необходимо принять во внимание тот факт, что в течение года на территории России работает не менее 14 млн иностранцев и лиц без гражданства, а также порядка 7 млн работников, отнесенных к категории экономически неактивного населения и, соответственно, не учтенных в большинстве расчетов (малолетние, пенсионеры, учащиеся по дневной форме обучения и др.), с которыми надлежащим образом не оформлены трудовые отношения [1]. Соответственно, оценивая объем проблемы, следует говорить о том, что на территории РФ в сферу неформальной занятости вовлечены как минимум 40 млн человек. Причем, основную часть данного массива составляют лица, работающие в различных организациях, т.е. не относящиеся к категории самозанятых. Исходя из этого, экономический ущерб от их деятельности состоит не только в недополучении налога на доходы физических лиц (13% от заработной платы), но и в непоступлении в бюджет социального налога, который платит работодатель (30% от заработной платы) [3]. Безусловно, следует учесть тот факт, что если подоходный налог не взимается, работодатель не перечисляет деньги в соответствующие фонды, то работник в будущем не может претендовать на пенсию, медицинское, социальное страхование и т.п., т.е. государству не нужно будет тратить бюджетные деньги на этих работников. Однако поступающие в виде налогов и отчислений средства включаются в единую денежную массу, которая позволяет надлежащим образом функционировать системе государственного управления в настоящее время.
В среднем неформально занятый получает порядка двадцати трех с половиной тысяч рублей. Эта сумма получена путем вычислений с учетом средней заработной платы по России в 2015 году, которая составила 32 тыс. рублей [4]. При этом во внимание нами было принято то, что, только по официальным данным, доход ниже 5 тыс. руб. в месяц имеют 5 млн россиян, а 7 млн получают от 5 до 7 тыс. руб. [5]. В то же время эти категории лиц, как и те, чей доход в месяц более 100 тыс. руб., не оказывают большого влияния на социально-экономические отношения, складывающиеся в сфере неформальной занятости населения. Детально механизм расчета заработка неформально занятого и влияние отдельных категорий занятых на рынок труда приведен в ранее отмеченной монографии автора.
Основываясь на вышеизложенном и с учетом погрешности, можно рассчитать средний ущерб от неформальной занятости, взяв в качестве отправной точки следующие показатели:
- численность неформально занятых - 40 млн человек;
- сумма дохода неформально занятого - 23,5 тыс. рублей.
Соответственно, в виде подоходного и социального налогов в бюджет не поступает более чем 0,4 трлн рублей. Учитывая тот факт, что для большинства наших граждан существенную роль в бюджете играет дополнительная неформальная занятость, налоговый ущерб от данного вида деятельности составляет порядка 0,1 трлн рублей. Эта сумма получена исходя из того, что как минимум 25 млн россиян востребованы на вторичном рынке труда и их совокупный доход варьируется в пределах 37 тыс. рублей, а по результатам нашего исследования, более чем для половины опрошенных доля дополнительного заработка составляет четверть в общей сумме дохода. В целом, по самым заниженным оценкам, получается, что ущерб от неформальной занятости населения исчисляется суммой более чем в 0,5 трлн руб. в год.
Помимо наглядного представления экономического ущерба, нанесенного неформальной занятостью, количественные методы позволяют оценить процентную включенность в данный вид деятельности различных половозрастных, социально-профессиональных и иных групп, определить сферы наибольшего приложения неформальной занятости, показать динамику процесса включения в неформальные трудовые отношения различных категорий лиц за определенный период времени и др.
В период с 2005 по 2015 гг. на базе Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР, руководитель - доктор социологических наук, профессор А.Л. Салагаев) нами были проведены такие исследования как «Вовлеченность населения в сферу теневого сегмента рынка труда» (Объем выборочной совокупности - 1200 человек. Метод исследования - анкетирование. Выборка - случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%) [6], «Оценка деформации трудовых отношений» (Объем выборочной совокупности - 350 человек. Метод исследования - индивидуальное, не формализованное интервью. Выборка - случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%) [1], «Социально-экономическое положение региона и межпоколенческая мобильность» (Метод сбора информации - индивидуальное, не формализованное интервью. Объем выборочной совокупности - 350 человек. Выборка - случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%. Результаты размещены в отчете по гранту Академии наук РТ (02-2.6-39/2006-07Г), «Анализ социально-экономического положения РТ» (Метод сбора информации - формализованное анкетирование. Объем выборочной совокупности - 975 человек. Выборка - случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%. Результаты размещены в отчете
12
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
по результатам исследования ЦАИР), «Изучение мнения жителей г. Казани о резонансных событиях общественно-политической жизни Республики Татарстан» (Метод сбора информации - телефонный опрос. Вид опроса - формализованное анкетирование. Объем выборочной совокупности - 730 человек. Выборка - случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%. Результаты размещены в отчете по результатам исследования ЦАИР), «Изучение эффективности органов государственной власти и муниципального управления» (Метод сбора информации - анкетный опрос. Объем выборочной совокупности - 2566 человек. Выборка -случайная, квотированная. Ошибка выборки - 5%. Результаты размещены в отчете по результатам исследования ЦАИР). На основании результатов этих исследований можно отметить следующее:
- основную часть неформального рынка труда составляют люди в возрасте от 30 до 49 лет (46,3%);
- более трети неформально занятых имеют полное среднее образование (34,3%);
- неформальная занятость сконцентрирована в таких сферах, как торговля (32,0%) и строительство (17,5%);
- треть занятых на неформальном рынке труда имеют доход ниже прожиточного минимума (31,7%);
- средняя продолжительность рабочей недели неформально занятых составляет порядка 50 часов;
- основную часть неформально занятых составляют местные жители (47,3%);
Представленные показатели в общих чертах позволяют оценить проблемную составляющую неформальных трудовых отношений в жизнедеятельности общества. Однако с помощью цифр (количественных методов исследования) не представляется возможным выявить факторы, обусловливающие неформальную занятость населения. Хотя именно этот слабо актуализированный на сегодняшний день аспект проблемы является чрезвычайно значимым. Не разобравшись в причинах, мотивирующих как работников, так и работодателей не оформлять должным образом трудовые отношения, сложно определить направление государственной политики по локализации данной формы трудовой активности. Призывы о борьбе с неформальной занятостью населения звучали и ранее на различных уровнях государственного и муниципального управления. Сейчас же, в условиях кризиса, профилактика и предупреждение неформальных трудовых отношений может рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений экономической и национальной безопасности России. Как показывает международный опыт, ни одному государству
не удалось полностью нейтрализовать неформальную занятость, но привести к допустимым масштабам негативные социальные и экономические последствия от этой деятельности вполне возможно. Соответственно, после оценки самого явления целесообразно разобраться в причинах и факторах, его предопределяющих.
Чрезвычайно познавательным было бы исследование группы неформально занятых лиц как отдельной общности (case study). Возможно, посредством изучения взаимосвязей различных элементов в системе неформальных трудовых отношений мы бы обнаружили социально-экономические закономерности их функционирования. Однако метод кейс - стади оптимальным образом может быть применим к формализованным и достаточно однородным группам. Изучение случая опирается на выделение частных единиц для анализа. В качестве данных единиц могли бы выступать различные проявления неформальной трудовой деятельности, но их слишком много, как в демографическом, так в социальном, географическом и иных форматах. Соответственно, этот метод не позволяет нам добиться желаемого результата.
Первый шаг в работе по выявлению причин и условий неформальной занятости различных категорий лиц заключался в проведении индивидуальных, не стандартизированных интервью. Так, в период с сентября по октябрь 2014 г. было проведено 97 интервью с представителями различных половозрастных и социальных групп, отобранных по базам данных ЦАИР с дальнейшим использованием метода «снежного кома». Кроме того, в этот же период в формате экспертного интервью было опрошено 63 профильных специалиста министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, центров занятости населения крупных городов РТ, федеральной налоговой службы, федеральной миграционной службы, районных администраций и др. Эта работа позволила выявить ряд причин вовлеченности индивидов в неформальные трудовые отношения. Обобщение результатов интервью и приведение их к общему знаменателю позволило сгруппировать основные факторы, обусловливающие неформальную занятость населения следующим образом:
- отсутствие рыночного механизма саморегулирования трудовых отношений;
- разрушение прежней системы трудовых отношений, обусловленное, прежде всего, наличием государства в качестве основного работодателя и отсутствие сколь-нибудь ощутимых действий различных субъектов по созданию новой, жизнеспособной системообразующей единицы в сфере труда;
- привлекательность неформальной занятости
13
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
для работодателей ввиду экономии средств на заработной плате работникам и отсутствия необходимости уделять должное внимание условиям труда;
- привлекательность неформальной занятости для работников в силу более гибкого графика труда и низкой персональной ответственности за результаты труда.
Данные положения, безусловно, расширяют представление о проблеме неформальных трудовых отношений, но являются предварительными и не отличаются высокой степенью репрезентативности. С целью устранения этого недочета было проведено фокус-групповое исследование. Основной заслугой данного метода считается то, что в ходе глубинного фокус-группового интервью представляется возможность проговорить проблемную ситуацию с различных позиций, сталкивая противоречивые точки зрения, и, не задавая прямых вопросов респондентам, подвести их к самостоятельному генерированию необходимых для исследования идей.
Формируя выборочную совокупность, в целях достижения групповой совместимости и единого группового восприятия социальной реальности были выделены пять групп. Это позволило добиться достаточно гармоничной и активной дискуссии. Основания для группировки определялись такими положениями, как степень вовлечения в неформальные трудовые отношения и возраст неформально занятых. Соответственно, исследованию подверглись следующие группы:
- лица без официального оформления в возрасте 35 лет и выше;
- лица без официального оформления в возрасте 18-35 лет;
- работники, получающие помимо официальной заработной платы определенную сумму неофициально (зарплата в конверте), в возрасте 35 лет и выше;
- работники, получающие помимо официальной заработной платы определенную сумму неофициально (зарплата в конверте), в возрасте 18-35 лет;
- самозанятые лица в возрасте 18-55 лет.
Набор респондентов осуществлялся методом «снежного кома» и корректировался предварительным формализованным интервью, что исключило попадание в группу лиц, не удовлетворяющих нашим требованиям. Численность респондентов в группах варьировалась от семи до девяти человек. Фокус-группы проводились профессиональными модераторами на базе социологической лаборатории ЦАИР - Маркетинг в феврале 2015 года.
Обобщая результаты исследования, считаем
целесообразным вначале зафиксировать несколько наиболее важных положений:
- явно негативное отношение к государственной социальной политике большинства участников исследования;
- непринятие той позиции, что, пользуясь государственными ресурсами (коммуникации, образование, здравоохранение и т.п.), они должны перечислять часть дохода на их поддержание и развитие;
- нежелание большинства опрошенных перейти в формальный сегмент рынка труда.
Неформально занятые приводят достаточно веские, на их взгляд, аргументы своего положения. Самозанятые и индивидуальные предприниматели заявляют: «Сейчас такая ситуация, что сам бизнес вынужден работать в «темную»». В свою очередь, наемные работники отмечают: «Если кто-то и должен об этом заботиться, то это работодатель (речь идет об официальном оформлении трудовых отношений). Что может сделать работник или тот, кто поступает на работу? Ему дают договор, а может быть, устно что-то определяют. Согласен на эти условия, подписался под них - так работай и не задавай лишних вопросов, а нет - иди ищи другую работу».
Неформально занятые не противопоставляют себя обществу, а считают себя его частью. Представители всех групп отмечают, что они находятся в социально-экономическом пространстве страны, т.к. приобретают товары в магазинах, платят за коммунальные услуги и т.п. Негативно окрашенная полемика касается только роли государства в системе труда и занятости. При этом ни один участник проведенного исследования не смог четко обозначить грань между обществом и государством. Оправдывая свою позицию, респонденты указывали на низкое качество государственных услуг и на то, что они платят деньги специалистам не из государственного сектора либо сами доплачивают работникам государственных учреждений.
Неформально занятые фактически не испытывают ни психологического, ни морального дискомфорта по поводу своего положения. На все аргументы в пользу формализации занятости они находят оправдание и фактически не признают того, что причиняют ущерб своей деятельностью социально экономическим отношениям в государстве. Примечательно то, что в обществе проблемы, связанные с неформальной занятостью населения, не относят к числу значимых.
Сами опрашиваемые выделяют три вида отношений извне к их трудовой деятельности:
- отсутствие интереса;
- лояльность;
- поддержка.
14
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Только три респондента отметили, что родственники хотели бы их видеть в качестве официально занятых. При этом никто не сказал о какой-либо серьезной критике со стороны относительно их неформальной трудовой деятельности. На наш взгляд, отсутствие осуждения неформальной занятости вместе с ее оправданием самими занятыми может дать одно из объяснений природы этого явления.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что неформальные трудовые отношения достаточно гармонично вписались в современную систему рынка и приобрели устоявшуюся форму. Прописанные за последние десятилетия правила игры на рынке труда устраивают как работодателей, так и работников. Одни находят выгоду в минимизации издержек на рабочую силу, другие в гибком графике работы, меньшей ответственности за результат труда и т.п. Ни у первых, ни у вторых нет интереса к изменению сложившейся ситуации. При этом очевидно,
что неформальная занятость наносит социально-экономический ущерб обществу и государству. Только экономический ущерб от этой деятельности исчисляется суммой более чем в 0,5 трлн руб. в год. Кроме этого, неформальная занятость приводит к разрушению общепринятых норм труда, выхолащиванию профессиональной компоненты труда и др. Соответственно, необходимы меры по ее локализации. Однако, пока не создано здоровое гражданское общество, вся нагрузка по данному направлению ложится на государственные и муниципальные институты. Необходимо разработать комплекс мер, как санкционного, так и стимулирующего характера. Эти меры должны быть направлены на формирование негативного мнения населения относительно лиц, вовлеченных в неформальные трудовые отношения с одной стороны и на создание привлекательных условий функционирования и развития установленных законом отношений в сфере труда, с другой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Е. А. Организационно правовые способы предупреждения деформации трудовых отношений: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2014. 153 с.
2. В России хотят полностью ликвидировать неформальную занятость // Независимая газета. 2015. 20 мая. URL: http://www.ng.ru/economics/2015-05-20/4_job.html (дата обращения: 27.10.2015).
3. Отчисления на социальное страхование. URL: http://prostrahovanie24.ru/soc/otchislenie.html (дата обращения: 03.12.2015).
4. Какая средняя зарплата в России? URL: http://ipopen.ru/kadry/zarplata-i-vyplaty/srednjaja-zarplata-v-rossii.html (дата обращения: 19.11.2015).
5. Жизнь на грани // Аргументы и факты. 2015. № 39 (23-29 сентября).
6. Белов Е. А. Население в сфере теневой занятости: социально-правовой аспект исследования. Казань: КЮИ МВД России, 2006.
15