ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Изучение методов очистки моторных масел Нуруллаев А. А.1, Муродов М. Н.2, Сатторов М. О.3
'Нуруллаев Азиз Амруллоевич /Nurullayev Aziz Amrulloyevich - магистр;
2Муродов Малик Негмуродович /MurodovMalikNegmurodovich - старший преподаватель, кандидат технических наук;
3Сатторов Мирвохид Олимович /SattorovMirvohid Olimovich - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются методы очистки индустриальных, гидравлических и турбинных масел с осветлением.
Ключевые слова: масло, загрязнения, очистка, срок службы.
Адсорбция - это концентрирование вещества из объема фаз на поверхности раздела между ними, например, из газа или раствора на поверхности твердого тела (адсорбента) или жидкости Процесс обусловлен взаимодействием молекул концентрируемого вещества и адсорбента на границе раздела фаз. Это процесс физической адсорбции, который осуществляется под действием сил Ван-дер-Ваальса, всегда обратим, и приводит к равновесному распределению веществ между фазами гетерогенной системы.
Индустриальные масла общего назначения служат для смазывания наиболее распространенных узлов и механизмов оборудования в различных отраслях промышленности. Масла И-20А (И-30А, И-40А, И-50А) - дистиллятные или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки либо из малосернистых нефтей кислотно-щелочной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов. Наиболее широко применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Применение указанных масел в тех или иных механизмах масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.
Основным видом загрязнений индустриальных масел являются механические примеси, поступающие от трущихся смазываемых рабочих поверхностей (частички металлов, пластмасс, резин из уплотнений и т.п.), а также сконденсированная влага. Кроме того, по мере эксплуатации в маслах накапливаются продукты окисления углеводородной основы, находящиеся в маслах в растворенном и коллоидном состоянии, которые также изменяют физико-химические свойства масла. Удаление продуктов загрязнений из индустриального масла способствует продлению срока службы как самих масел, так и смазываемых ими деталей механизмов.
Наиболее доступным способом углубленной очистки индустриальных масел является термическое удаление влаги и извлечение загрязнений сорбентами с последующим отстаиванием масла или его фильтрованием (центрифугированием).
Использование предлагаемой технологии основано на применении доступных химических реагентов и дешевых сорбентов. Полученное после углубленной очистки масло отвечает всем требованиям, предъявляемым к индустриальным маслам общего назначения [1].
В таблице 1 приведены характеристики отработанного индустриального масла И-20, подвергнутого углубленной очистке по разработанной технологии.
Таблица 1. Характеристика отработанного индустриального масла И-20
Показатели ГОСТ 20799-88 И-20А Отработанное И-20А Очищенное И-20А
Плотность при 20 °С, кг/м3 890 930 930
Вязкость при 40 °С, мм2/с 29-35 22 34
Кислотное число, мг КОН/г 0,03 0,9 0,02
Температура вспышки, °С 200 180 205
Цвет, ед. ЦНТ 2,0 6,0 2,5
Видно, что по основным физико-химическим показателям очищенное масло И-20А может быть повторно использовано по прямому назначению как у свежего.
Указанный способ регенерации отработанных масел холодильных машин имеет следующие недостатки:
• высокая сложность осуществления технологического процесса, состоящего из очистки масла от хладагента (аммиака), трехкратной промывки, дренирования водогрязевого шлама, удаления паров воды, охлаждения, фильтрации, адсорбции с использованием силикагеля и фильтрации;
• нагрев масла до температуры 150 °С приводит к его дополнительному окислению;
• не обеспечивается удаление растворимых в масле окислов железа.
Кратко технологический процесс очистки заключается в следующем: отработанное масло (для самого трудноочищаемого компрессорного масла холодильных машин) закачивается в бак - реактор, где производится его нагрев и нейтрализация аммиака. Нагретое и подготовленное масло дополнительно очищается от воды, механических примесей, продуктов окисления и остаточных «следов» аммиака в реактивных масляных центрифугах. Очищенное масло пригодно для повторного применения с ресурсом 90 - 95% от ресурса свежего масла [2].
Литература
1. Кулиев А. М. Химия и технология присадок к маслам и топливам. М.: Химия, 1998. 370 с.
2. Топлива, смазочные материалы, технологические жидкости. Ассортимент и применение (справочник). Под ред. В. М. Школьникова. М.: Изд. Ц-р Техинформ, 2000. 596 стр.
Исследования зависимости свойств нефтяных масел от их состава Нуруллаев А. А.1, Муродов М. Н.2, Сатторов М. О.3
'Нуруллаев Азиз Амруллоевич /Nurullayev Aziz Amrulloyevich - магистр;
2Муродов Малик Негмуродович /MurodovMalikNegmurodovich - старший преподаватель, кандидат технических наук;
3Сатторов Мирвохид Олимович /SattorovMirvohid Olimovich - преподаватель, кафедра технологии нефтехимической промышленности, факультет химической технологии, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается зависимость свойств нефтяных масел от их состава. Ключевые слова: масло, загрязнения, очистка, нафтено-парафиновые углеводороды, депарафинизация.
Нефтяные масла представляют собой смесь углеводородов, содержащих 20 — 60 атомов углерода молекулярной массы 300 — 750, выкипающих в интервале 300 — 650°С. Головным процессом производства нефтяных масел является вакуумная перегонка мазута, в результате которой получают масляные дистилляты и гудрон (концентрат). Все последующие стадии производства масел сводятся к очистке этих продуктов от смолисто-асфальтеновых веществ, полициклических углеводородов с короткими боковыми цепями, высокомолекулярных парафиновых углеводородов, серо-, кислород и азотсодержащих соединений, ухудшающих эксплуатационные свойства масел. В зависимости от состава и свойств исходного сырья в нем содержится до 80% нежелательных продуктов, подлежащих удалению; поэтому его необходимо очищать различными способами и с различной глубиной. Выбором оптимального сырья и эксплуатационными затратами на очистку определяются основные технико-экономические показатели производства масел [1].
В результате очистки получают базовые масла, являющиеся основой для приготовления товарных масел. Последние получают, как правило, смешением дистиллятных и остаточных компонентов и добавлением различных присадок.
В масляных дистиллятах и остатках, получаемых при вакуумной перегонке мазута, содержатся: парафиновые углеводороды (нормального и изостроения); нафтеновые углеводороды, содержащие пяти- и шестичленные кольца с парафиновыми цепями разной длины;- ароматические углеводороды (моно- и полициклические), а также нафтено-ароматические с парафиновыми цепями; смолисто-асфальтеновые вещества; серо-, кислород- и азотсодержащие органические соединения.
Содержание и состав парафиновых углеводородов в дистиллятных фракциях и остатках зависят от характера нефти и пределов выкипания фракции. По мере их повышения в масляных фракциях