Научная статья на тему 'Исследование методов очистки моторных масел с осветлением'

Исследование методов очистки моторных масел с осветлением Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
268
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛО / ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ОЧИСТКА / СРОК СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Рузиев Фуркат Файзуллаевич

В статье рассматриваются методы очистки индустриальных, гидравлических и турбинных масел с осветлением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование методов очистки моторных масел с осветлением»

Основная особенность органических реагентов — это их способность повышать агрегативную устойчивость глинистых суспензий за счет образования на глинистых частицах защитных оболочек.

Литература

1. Калинин А. Г., Власюк В. И., Ошкордин О. В., Скрябин Р. М. Технология бурения разведочных скважин. М., 2004.

Исследование методов очистки моторных масел с осветлением

Рузиев Ф. Ф.

Рузиев Фуркат Файзуллаевич /Кшгеу Рыща РаутНаувтеН - преподаватель, Караулбазарский транспортно-промышленный колледж, г. Караулбазар, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются методы очистки индустриальных, гидравлических и турбинных масел с осветлением.

Ключевые слова: масло, загрязнения, очистка, срок службы.

Индустриальные масла общего назначения служат для смазывания наиболее распространенных узлов и механизмов оборудования в различных отраслях промышленности. Масла И-20А (И-30А, И-40А, И-50А) - дистиллятные или смесь дистиллятного с остаточным из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки либо из малосернистых нефтей кислотно-щелочной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов. Наиболее широко применяют масло И-20А в гидравлических системах промышленного оборудования, для строительных, дорожных и других машин, работающих на открытом воздухе. Применение указанных масел в тех или иных механизмах масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.

Основным видом загрязнений индустриальных масел являются механические примеси, поступающие от трущихся смазываемых рабочих поверхностей (частички металлов, пластмасс, резин из уплотнений и т.п.), а также сконденсированная влага. Кроме того, по мере эксплуатации в маслах накапливаются продукты окисления углеводородной основы, находящиеся в маслах в растворенном и коллоидном состоянии, которые также изменяют физико-химические свойства масла. Удаление продуктов загрязнений из индустриального масла способствует продлению срока службы, как самих масел, так и смазываемых ими деталей механизмов.

Наиболее доступным способом углубленной очистки индустриальных масел является термическое удаление влаги и извлечение загрязнений сорбентами с последующим отстаиванием масла или его фильтрованием (центрифугированием).

Использование предлагаемой технологии основано на применении доступных химических реагентов и дешевых сорбентов. Полученное после углубленной очистки масло отвечает всем требованиям, предъявляемым к индустриальным маслам общего назначения [1].

В таблице 1. приведены характеристики отработанного индустриального масла И-20, подвергнутого углубленной очистке по разработанной технологии.

Таблица 1. Характеристика отработанного индустриального масла И-20

Показатели ГОСТ 20799-88 И-20А Отработанное И-20А Очищенное И-20А

Плотность при 20 °С, кг/м3 890 930 930

Вязкость при 40 °С, мм2/с 29-35 22 34

Кислотное число, мг КОН/г 0,03 0,9 0,02

Температура вспышки, °С 200 180 205

Цвет, ед. ЦНТ 2,0 6,0 2,5

Видно, что по основным физико-химическим показателям очищенное масло И-20А может быть повторно использовано по прямому назначению как у свежего.

Известен способ очистки отработанных масел холодильных машин, заключающийся в том, что отработанное компрессорное масло холодильных машин предварительно очищают от аммиака

(хладагента), затем перемешивают и разогревают до температуры 85 ± 5 °С, производят трехкратную промывку водой, для чего в перемешанное масло добавляют воду с температурой не менее 50 °С в количестве 50 % от массы масла, смесь перемешивают и отстаивают. Образовавшийся водогрязевой шлам дренируют, а очищенное масло подают в печь, где его нагревают до температуры 150 °С и направляют в испаритель для удаления паров воды. Затем масло охлаждают в охладителе до 80 °С, фильтруют, адсорбируют с использованием силикагеля для снижения кислотного числа, фильтруют и собирают в емкость для хранения.

Указанный способ регенерации отработанных масел холодильных машин имеет следующие недостатки:

• высокая сложность осуществления технологического процесса, состоящего из очистки масла от хладагента (аммиака), трехкратной промывки, дренирования водогрязевого шлама, удаления паров воды, охлаждения, фильтрации, адсорбции с использованием силикагеля и фильтрации;

• нагрев масла до температуры 150 °С приводит к его дополнительному окислению;

• не обеспечивается удаление растворимых в масле окислов железа.

Кратко технологический процесс очистки заключается в следующем: отработанное масло (для самого трудноочищаемого компрессорного масла холодильных машин) закачивается в бак - реактор, где производится его нагрев и нейтрализация аммиака. Нагретое и подготовленное масло дополнительно очищается от воды, механических примесей, продуктов окисления и остаточных «следов» аммиака в реактивных масляных центрифугах. Очищенное масло пригодно для повторного применения с ресурсом 90 - 95 % от ресурса свежего масла [2].

Литература

1. Кулиев А. М. Химия и технология присадок к маслам и топливам М.:Химия. 1998. С. 370.

2. Топлива, смазочные материалы, технологические жидкости. Ассортимент и применение

(справочник). Под ред. В. М. Школьникова М.: Изд. Ц-р Техинформ, 2000. С. 596.

Зависимость свойств нефтяных масел от их состава Рузиев Ф. Ф.

Рузиев Фуркат Файзуллаевич /Кшгву Furqat Рау2и11ауву1ек - преподаватель, Караулбазарский транспортно-промышленный колледж, г. Караулбазар, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается зависимость свойств нефтяных масел от их состава. Ключевые слова: масло, загрязнения, очистка, нафтено-парафиновые углеводороды, депарафинизация.

Нефтяные масла представляют собой смесь углеводородов, содержащих 20—60 атомов углерода молекулярной массы 300—750, выкипающих в интервале 300—650 °С. Головным процессом производства нефтяных масел является вакуумная перегонка мазута, в результате которой получают масляные дистилляты и гудрон (концентрат). Все последующие стадии производства масел сводятся к очистке этих продуктов от смолисто-асфальтеновых веществ, полициклических углеводородов с короткими боковыми цепями, высокомолекулярных парафиновых углеводородов, серо-, кислород и азотсодержащих соединений, ухудшающих эксплуатационные свойства масел. В зависимости от состава и свойств исходного сырья в нем содержится до 80 % нежелательных продуктов, подлежащих удалению; поэтому его необходимо очищать различными способами и с различной глубиной. Выбором оптимального сырья и эксплуатационными затратами на очистку определяются основные технико-экономические показатели производства масел [1].

В результате очистки получают базовые масла, являющиеся основой для приготовления товарных масел. Последние получают, как правило, смешением дистиллятных и остаточных компонентов и добавлением различных присадок.

В масляных дистиллятах и остатках, получаемых при вакуумной перегонке мазута, содержатся: парафиновые углеводороды (нормального и изостроения); нафтеновые углеводороды, содержащие пяти - и шестичленные кольца с парафиновыми цепями разной длины; - ароматические углеводороды (моно - и полициклические), а также нафтено-ароматические с парафиновыми цепями; смолисто-асфальтеновые вещества; серо-, кислород и азотсодержащие органические соединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.