Научная статья на тему 'Изучение инновационного потенциала как целостной педагогической системы'

Изучение инновационного потенциала как целостной педагогической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ / STUDY PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / НОВОВВЕДЕНИЕ / INNOVATION / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / ПРОЕКТ / PROJECT / СУБЪЕКТ / SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горенков Е. М.

Рассмотрение процесса исследования проблемы сопровождается изучением практики отношения к инновационному потенциалу в школах. Инновационный потенциал представлен личностным качеством участников образовательного процесса, в совокупной взаимосвязанности образующих искомую систему, ее целостность. Представленное к публикации исследование содержит анализ отношения образовательных учреждений к становлению и развитию инновационного потенциала субъектов педагогических систем. Содержание статьи представляет научный и практический интерес для работников образовательной сферы, а также для широкого круга читателей, заинтересованных в становлении и развитии российского инновационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF INNOVATIVE POTENTIAL AS INTEGRAL PEDAGOGICAL SYSTEM

Consideration of the problem is accompanied by studying practice of the attitude to innovative potential at schools. Innovative potential is presented in individual qualities of educational process participants that in combined interrelationship form the required system, its integrity. The research presented to the publication contains analysis of the educational establishment attitude to the formation and development of the innovative potential of pedagogical system subject. The article represents the scientific and practical interest for educational system workers and for a wide range of readers interested in the formation and development of the Russian innovative society.

Текст научной работы на тему «Изучение инновационного потенциала как целостной педагогической системы»

#

ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

STUDYING OF INNOVATIVE POTENTIAL AS INTEGRAL PEDAGOGICAL SYSTEM

Е. М. Горенков

E. M. Gorenkov

Рассмотрение процесса исследования проблемы сопровождается изучением практики отношения к инновационному потенциалу в школах. Инновационный потенциал представлен личностным качеством участников образовательного процесса, в совокупной взаимосвязанности образующих искомую систему, ее целостность. Представленное к публикации исследование содержит анализ отношения образовательных учреждений к становлению и развитию инновационного потенциала субъектов педагогических систем. Содержание статьи представляет научный и практический интерес для работников образовательной сферы, а также для широкого круга читателей, заинтересованных в становлении и развитии российского инновационного общества.

Ключевые слова: процесс изучения, инновационный потенциал, педагогическая система, нововведение, целостность, проект, субъект.

Consideration of the problem is accompanied by studying practice of the attitude to innovative potential at schools. Innovative potential is presented in individual qualities of educational process participants that in combined interrelationship form the required system, its integrity. The research presented to the publication contains analysis of the educational establishment attitude to the formation and development of the innovative potential of pedagogical system subject. The article represents the scientific and practical interest for educational system workers and for a wide range of readers interested in the formation and development of the Russian innovative society.

Keywords: study process, innovative potential, pedagogical system, innovation, integrity, project, subject.

Теоретические основы и подходы к изучению инновационного потенциала педагогической системы школы нами изложены в работе [1], значимость в развитии общества, личности в работах [2; 3]. В них отмечено, что инновационный потенциал является личностным и профессиональным качеством высококвалифицированного специалиста, его профессиональной компетенцией, разработки и реализации высокоэффективных проектов в области науки, производства, бизнеса и отдыха. Инновационный потенциал личности специалиста в школьные студенческие годы и в течение всей его жизни формируется посредством обмена энергией, напряжением, степенью мощности между субъектами школы, университета, социума в целом, по отношению к эффективности усвоения содержания образования, способов познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, изменения себя, образовательной деятельности, среды, социума. Механизмом протекания процесса формирования потенциала является решение социально-педагогических задач, направленных на выявление актуальных объективных проблем, способов и средств проектирования, планирования, организации инновационной деятельности, ее контроля, диагностики, регулирования и коррекции в целях развития школы, учителя, выпускника, родителя, усиления их напряжения, энергии, мощности в отношении модернизации образовательной системы региона, общим условием выступает необходимость полноты использования учения о целостности развития социально-педагогических систем, явлений, процессов, объектов, субъ-

ектов социума. Развитие инновационного потенциала представлено в виде теоретической модели.

В предлагаемой статье излагается исследование инновационного потенциала участников образовательного процесса школы в связи с ее модернизацией.

Инновационный потенциал личности, общества как напряжение их физических и духовных сил, энергии и мощности, направленные на поиск преобразования себя, деятельности и социума представляет собой сложное явление, его становление и развитие составляет предмет многих наук, в том числе педагогики и образования.

Под инновационным потенциалом образовательного учреждения мы понимаем физическую величину, характеризующую энергию, напряжение, степень мощности в отношении его системного развития: субъектов (преподавателей, обучающихся, родителей); системообразующих факторов (целей, результатов); условий (социально-педагогических, экономических, стимулирующих); функций (анализа, организации, планирования, контроля и др.); содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, среды, социума в целом.

Под инновационным потенциалом школьника понимается напряжение физических, духовных сил по отношению к образовательному процессу, степень их субъективности по формированию инновационного потенциала, охватывающего все сферы образования, развития и воспитания личности.

Под инновационным потенциалом учителя мы понимаем энергию, напряжение физических, духовных сил к созда-

Ф

Таблица 1

Медианные значения основных характеристик развития инновационного потенциала учителя,

школьника, образовательного учреждения

2006 г. 2009 г.

Медианные значения оценок Медианные значения оценок

1 Выявляется область актуальных проблем развития инновационного потенциала школы 5,5 7,0

2 Выявляется область возможностей решения актуальных проблем развития инновационного потенциала школы 5,5 7,0

3 Планируется решение задач, направленных на реализацию выявленных проблем 5,0 7,0

4 Контролируется и оценивается качество решения задач 5,5 7,5

5 Учителя выявляют свои инновационные возможности для реализации проблем 6,0 7,5

6 Учителя эффективно используют свои возможности для развития инновационного потенциала системы школы 6,0 8,0

7 Учителя имеют четкие представления о школе как реальной инновационной педагогической системе 6,5 8,0

8 Учителя имеют четкие представления о школе как желаемой инновационной педагогической системе 6,0 8,0

9 Учителя знают способы и механизмы перевода реальной инновационной педагогической системы в желаемую 6,0 7,5

10 Школьники имеют представления об актуальных проблемах развития своего инновационного потенциала 5,0 6,5

11 Школьники имеют представления о возможностях развития своего инновационного потенциала 5,5 7,0

12 Школьники реализуют возможности развития своего инновационного потенциала 5,0 7,0

нию (поиску) педагогических новшеств, их реализации, существующую в потенции внутреннюю энергию, напряжение, обуславливающие процесс воспитания инновационного потенциала выпускника образовательного учреждения.

Под инновационным потенциалом родителя понимается энергия, напряжение физических, духовных сил по отношению к системной деятельности образовательного учреждения, учащихся, преподавателей, оснащению школ, педагогического процесса современными средствами обучения, предрасположенность к созданию (поиску) и реализации педагогических новшеств.

Изучением было охвачено 32 школы, 40 классов, 425 учащихся, 257 учителей и руководителей школ, 200 родителей. Число старших классов составило 87% от числа классов, принявших участие в опросе.

В табл. 1 отражены медианные значения оценок соответствующих характеристик инновационного потенциала учителя, школьника и школы, данных их руководителями и учителями.

Из приведенной таблицы видно, что медианные значения развития инновационного потенциала школьника в 2006 году составили 5-5,5 баллов, в 2009 году - 6,5-7 баллов, учителя: в 2006 году - 6-6,5 баллов, в 2009 году -7-8 баллов, школы: в 2006 году - 5-5,5 баллов, в 2009 году - 7-7,5 баллов.

В ходе проведения исследования проявлялся познавательный интерес учителей, учащихся, родителей к инновационному потенциалу как системному явлению.

2006-2009 гг. были периодом становления принципа подушевого финансирования школ, стимулирования

Таблица 2

Динамика поступления выпускников школы в высшие и средние профессиональные учреждения

Год Всего учащихся РГУПС ПГУПС СамГУПС МГУПС Другие вузы РФ СТЖТ Новомосковский химико-технологический институт Военно-космическая академия им. Можайского Высшие военные училища

2006 38 15 14 4 2 1 1 - 1 -

2007 33 14 3 5 4 2 - - 1 4

2008 49 24 1 8 7 4 1 2 - 1

#

оплаты труда работников образования в зависимости от их инновационной педагогической деятельности, расширения влияния родителей и учащихся на оценку работы учителя, периодом согласования государства, регионов, муниципалитетов, работников образовательных учреждений, учащихся, родителей по модернизации школьного образования.

К факторам, влияющим на становление инновационного потенциала, школьники относят средства массовой информации - 68%, семью - 56%, школу - 42%, социум - 46%, высшие учебные заведения - 40%.

Инновационный потенциал школьников создают: пользование компьютером - 70%, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, слетах - 442%, инновации в учебной работе - 36%.

Родители школьников к факторам относят: школу - 68%, семью - 47%, средства массовой информации - 34%, социум - 23%.

Их дети накапливают инновационный потенциал в процессе инновационной деятельности школы - 52%, использования компьютера - 43%, участия в конкурсах, олимпиадах, слетах - 38%.

Школьники к совершенным ими действиям по созданию и развитию своего инновационного потенциала относят: участие в олимпиадах, конкурсах, факультативах, выполнение творческих работ, написание рефератов, общение с творческими людьми, чтение книг, энциклопедий, участие в научных конференциях, использование СМИ, участие в интеллектуальных играх, марафонах и др.

Работающие учителя региона к совершенным ими действиям по созданию и развитию своего инновационного потенциала относят: изучение опыта других образовательных учреждений; опыта талантливых педагогов-экспериментаторов; знакомство с новыми педагогическими технологиями; творческое применение новшеств, создание элементов собственного нового; поиск новшеств; рефлексию; общение по Интернету с коллегами; создание проектов с помощью мультимедиа, выхода в Интернет; сравнительный анализ результатов своей педагогической деятельности; проектирование инновационного содержания учебного материала; изучение научно-методической литературы; обсуждение новых научных разработок; поисково-краеведческую исследовательскую деятельность; участие в научно-практических конференциях; участие в проведении научных исследований; опубликование их результатов в научных журналах (например, в одном из региональных сборников опубликованы работы 54 учителей) [4].

Рис.

Поле образовательных контактов школы № 12 с образовательными учреждениями

Родители отмечают, что образовательные учреждения проводят воспитание инновационного потенциала при помощи активизации, использования новшеств в учебной и внеурочной работе, организации олимпиад, смотров, конкурсов, разработки проектов новых технологий обучения и воспитания, расширение контактов с родителями, общественностью, создания поля связи школы с образовательными учреждениями региона, страны, совершенствования работы библиотеки, обновления материально-технической, методической базы обучения, коммуникации связи школьников с различными образовательными информационными системами, создания оборудованных учебных кабинетов, помещений и зон рекреаций, спортивных и актовых залов, комфортных блоков питания, условий для отдыха и психологической разгрузки, уютных уголков природы, удобных раздевалок, медпунктов.

Развитие инновационного потенциала учителей, учащихся школы, создание реальных образовательных услуг

Ф

учащимся, родителям, формирование взаимоотношения образовательных учреждений, производства, социума характерно для школы № 12 пос. Верхний Баскунчак Ахту-бинского района Астраханской области.

Средняя общеобразовательная школа № 12 - это образовательное учреждение с эффективным пространством социализации и индивидуализации личности обучающихся, центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников, образовательно-воспитательного инновационного потенциала родителей и общественности, сельского социума. Позитивный имидж школы, ее привлекательность для учащихся и родителей объясняются учетом их образовательных интересов и потребностей учащихся, запросов родителей в получении основного и дополнительного образования, развития личности, профессионального самоопределения.

Одним из показателей устойчивого развития школы является расширение поля образовательных контактов с вузами, ссузами страны (см. рисунок).

Сотрудничество школы с вузами, производством ежегодно оформляется трехсторонними договорами.

Реализация планов сотрудничества школы с указанными образовательными учреждениями позволяет ее выпускникам делать осознанный профессиональный выбор (см. табл. 2).

Проведенное Анастасией Сусиной, выпускницей школы, студенткой Астраханского государственного университета, исследование отношения учителей, школьников, родителей по разработанному нами проекту к образованию у них инновационного потенциала позволило обнаружить взаимосвязь научно-методического, творческого, ресурсного потенциала с научным потенциалом образовательной системы школы, вузов, а также социокультурной среды.

Анализ и обобщение материалов исследования, проведенного в рамках разработанного нами командного проекта изучения инновационного потенциала школ, коллективное обсуждение его проблем позволяет заключить, что их инновационный потенциал рассматривается администраторами школ, учителями, родителями и учащимися как целостная педагогическая система.

Включение студентов в разработку проектов, нацеленных на интеграцию науки и образовательной практики, интеграцию инновационного потенциала профессорско-преподавательского состава, студентов университета, учителей, учащихся и родителей школ сориентирован на объединение научно-методического потенциала конкретного преподавателя университета, творческого опыта инновационной деятельности директора, учителя конкретного общеобразовательного учреждения, развитие инновационного потенциала ее выпускников - студентов университета, формирование в школьном и родительском сообществе атмосферы системного отношения к образованию инновационного потенциала выпускника школы.

24 апреля 2009 года в рамках Недели науки в Астраханском государственном университете состоялась итоговая научно-практическая конференция студентов «Инновационный потенциал как целостная педагогическая система».

Итоговой конференции по реализации данного проекта предшествовала работа студентов геолого-географического, химического и биологического факультетов по анкетированию учителей, учащихся и родителей в школах региона, проблемно-ориентированный анализ и обобщение материалов исследования.

Завершилась конференция дискуссией, в ходе которой участники попытались дать ответы на вопрос о процессах формирования инновационного потенциала участников образовательного процесса, образовательного учреждения и пришли к выводу, что общим условием выступает необходимость полноты использования учения о целостности развития социально-педагогических систем, явлений, процессов, объектов, субъектов социума.

Таким образом, изучение показало целостность, системность, эволюционность и гуманность инновационного потенциала как целостной педагогической системы. Целостность выражена фиксацией небольших отклонений медианных значений одноименных представлений учителей, родителей. Системность обнаружена в небольших отклонениях между медианными значениями следующих представлений: 1) об актуальных проблемах развития; 2) о потенциальных возможностях развития; 3) о реализации потенциальных возможностей развития. Эволюционность проявилась в относительно небольших отклонениях медианных значений начального и конечного периодов изучения. Гуманность заключена в гармоничности вышеназванных результатов.

В целом целостность, системность, эволюционность и гуманность инновационного потенциала является основой модернизации современной школы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горенков Е. М. Теоретические основы и подходы к изучению инновационного потенциала педагогической системы школы // Наука и школа. -2009. - № 3.

2. Горенков Е. М. Современный специалист как субъект инновационного потенциала устойчивого общества // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы Международной научно-практической конференции. Астрахань, 14-16 мая 2009 г. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.

3. Горенков Е. М. Технология реализации проект-но-командного метода организации научно-исследовательской работы студентов университета // Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета: Материалы научно-методической конференции. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.

4. Географические науки и региональное образование: Материалы Второго регионального научно-практического семинара. 25 марта 2009 г. / Сост. В. В. За-нозин, А. З. Карабаева, М. М. Иолин. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.