ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
УДК 323 JEL M48 DOI 10.26425/2309-3633-2018-4-74-79 Получено 15.10.2018 Одобрено 29.10.2018 Опубликовано 29.12.2018
Порфирьева И.Д.
аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань
e-mail: porfireva.id@gmail.com
Изучение информационных потребностей студенческой молодежи в сфере экологической политики
Аннотация
Экологический кризис, который так внезапно поразил место обитания человека, внес значительные коррективы во взаимоотношения природы и человека, вынудил пересмотреть все значимые разработки человеческой цивилизации и крайне актуализировал сегодня социально-экологические проблемы на всех уровнях: региональном, общенациональном, мировом. В связи с этим проблемы экологии, как результат потребительского отношения человека ко всей природной системе, являются на сегодняшний день одними из наиболее обсуждаемых тем и в научных публикациях, и в медиапространстве, и в научном дискурсе. Бездумное, неограниченное удовлетворение растущих потребностей людей привело к необратимому изменению свойств ландшафтов, истощению и потере полезных ископаемых, исчезновению многих видов животного и растительного мира. Нерешенные проблемы в сфере экологии на данный момент отражают реальность ХХ! века. Решение возникших экологических проблем зависит не столько от уровня развития производства, науки и техники, сколько от экологической культуры населения, от понимания источников, сущности и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации, от участия каждого в сохранении природных ресурсов, минимизации отходов потребления.
В статье на основе исследования состояния экологического сознания студенческой молодежи рассмотрена роль экологического образования как фактора формирования культуры, моральных норм во взаимоотношениях с природой, преодоления экологического кризиса. Полученные данные позволили аргументировать выводы о необходимости принципиальных изменений в образовательных программах, ужесточения законодательных норм в сфере природопользования как механизма противодействия вымиранию и гибели цивилизации.
Ключевые слова:
экологическая политика, экологические проблемы, экологическая культура, студенческая молодежь, социальные проблемы, средства массовой информации.
Porfirieva I.D.
Postgraduate student, Kazan Federal University, Kazan'
e-mail: porfireva.id@gmail.com
Study of information needs of students in the field of environmental policy
Abstract
The ecological crisis, which so suddenly stroke the human habitat, made significant adjustments in the relationship between nature and man, forced to reconsider all the significant developments of human civilization and is extremely actualized today social and environmental issues at all levels: regional, national, global. In this regard, the ecological issues, as a result of man's consumer attitude towards the entire natural system, are today among the most discussed topics in scientific publications, in the media space, and in scientific discourse. The thoughtless, unlimited satisfaction of the growing needs of people has led to an irreversible change in the properties of landscapes, the depletion and loss of minerals, the disappearance of many species of the animal and plant world. Unsolved problems in the field of ecology, at the moment, reflect the reality of the twenty-first century. Solving the environmental problems, that have arisen, depends not so much on the level of development of production, science and technology, but on the ecological culture of the population, on understanding the sources, nature and ways out of the current crisis situation, on everyone's participation in preserving natural resources, minimizing waste products.
In the article, based on the study of the state of environmental consciousness of students, the role of environmental education as a factor in the formation of culture, moral standards in relations with nature, and overcoming the environmental crisis has considered. The data obtained allowed to substantiate the conclusions about the need for fundamental changes in educational programs, toughening legal regulations in the field of environmental management as a mechanism to counter the extinction and death of civilization.
Keywords:
environmental policy, environmental problems, environmental culture, student youth, social problems, mass media.
Экологические проблемы приобрели с XX столетия всепроникающий и лавинообразный характер, поставив человечество на грань экологической катастрофы, угрожающей существованию цивилизации. Неслучайно в последние 30 лет в международном сообществе наблюдается не только признание и активное обсуждение проблем, связанных с деградацией окружающей среды, но и многие национальные государства активизируются в сфере экологической безопасности, объединяют свои усилия для ликвидации нанесенного природе ущерба.
На данный момент глобальный экологический кризис является самой актуальной проблемой современного мира. С каждым годом спектр проблем, несмотря на растущие достижения и открытия в сфере науки, необратимо увеличивается. Первостепенной проблемой для всего человечества является сохранение стабильной среды, чтобы все население Земли могло достигнуть устойчивого развития.
Окружающая среда представляет собой глобальное общественное благо, и его сохранение стало критическим фактором для решения общих вопросов: создание и поддержание мира, сокращение масштабов нищеты, сохранение и улучшение здоровья населения планеты [1].
Повышение уровня экономической активности развитых стран быстро увеличило масштаб урбанизации, нищеты и народонаселения в развивающихся странах, поскольку ускорение процесса глобализации с 1980-х гг. привели к появлению глобальных экологических проблем, таких как глобальное потепление, загрязнение воздуха, вырубка леса.
Экологические проблемы в развивающихся странах стали более ощутимыми. Ущерб окружающей среде, вызванный индустриализацией, и возрастающая нищета угрожают средствам к существованию людей, которые выживают, используя природные ресурсы. На данную тему существует много исследований, статей, книг и трудов, которые подробно описывают и доказывают необходимость пересмотра потребительского отношения к природе, внедрение эффективных изменений в существующую экономическую систему жизни общества.
Так же оставляют свои отпечатки, быстро растущие процессы глобализации и интеграции мировых рынков, что приводит к слиянию экономической и экологической систем. В рассматриваемом контексте выделяются несколько ключевых проблем. Самая острая проблема охватывает, в первую очередь, государственную безопасность, политическую, экономическую стабильность и успешное развитие отдельного государства в рамках понятия «национальные интересы». Двойственность введенного
термина выражается в следующем: национальное государство в современной существующей практике исключает базовые общечеловеческие интересы по улучшению и сохранению эффективной экологической системы [2].
На теоретическом уровне все успешные государства современного мира осознают уровень постепенно надвигающейся проблемы глобального экологического кризиса, который нависает и создает прямую угрозу всеобщей безопасности и процветанию, а также необходимость в применении мер и непрерывной совместной международной работы для скорейшего выхода из него. В реальности все происходит иным образом, большинство современных государств прилагают усилия и ресурсы для удержания существующего политического положения и обеспечения экономического благосостояния.
Для эффективного решения возникших экологических проблем необходимо продумать программу в рамках международного и межнационального уровня развития государств. Все страны заинтересованы в быстром решении возникшей угрозы в первую очередь из-за того, что проблемы в сфере экологии не имеют государственных границ и несут непосредственную угрозу для безопасности каждого. Защита и эффективное сохранение баланса окружающей среды на данный момент находится на пьедестале внутренней и внешней политики большинства стран мира [3].
Решения актуальных проблем, связанных с нехваткой продовольствия и медикаментов в развивавшихся странах планеты, привели к другим более глубоким и сложно решаемым вопросам, таким как проблема перенаселение земли; нехватка невозобновляемых ресурсов; опустынивание; заражение плодородных почв; дефицит чистой воды; потребление вредной генно-модифицированной продукции.
Ученые выделяют тот факт, что на данный момент развития человечества ставить перед собой цель абсолютного удовлетворения базовых потребностей всего населения не предоставляется возможным без вмешательства искусственно созданного механизма ограничения увеличения роста населения планеты. Также существует деление мира на Север и Юг, где передовые страны входят в первую группу, а развивающиеся во вторую.
Важно отметить то, что устоявшаяся система группировки ведет по ложному следу из-за того, что невозможно рассматривать входящие в состав выделенных когорт страны как некую гомогенную структуру. Внутри выделенных групп существуют свои культурные ценности, политические образования, каждая срана идет по своему пути развития
и соединять их по усредненным параметрам — в корне неверное решение для составления классификации.
Ключевая позиция, определяющая выживание планеты, состоит в безотлагательном решении сложившихся проблем в среде обитания. В этой связи значимо использование всех возможных каналов формирования цивилизованного подхода человека к окружающей среде, его личной ответственности за сохранение среды обитания, имеющихся природных ресурсов путем сознательного ограничения материальных потребностей [4].
Современные экологические проблемы тесно связаны с проблемами в социальной сфере, которые непрерывно возникают в общественной среде. Например, прогрессивно растущие болезни человека во многом связаны с ухудшающимися изменениями в экологическом пространстве планеты [5]. Так, выбросы парниковых газов в мире за последние два десятилетия почти удвоились, а углекислый газ в наибольшей степени способствует увеличению озоновых дыр, что приводит к повышению температуры поверхности земли и повышению уровня моря. В связи с этим для каждой страны становится все более актуальной необходимость существенного уменьшения выбросов парниковых газов. Для сокращения потока парниковых газов, правительственные и некоммерческие организации в последние годы активно разрабатывают программы сокращения энергоэффективности и снижения выбросов углерода [6]. С деградацией природной среды связана и проблема продовольствия, загрязнение почвенного покрова и повреждение земель, сокращение запасов пресной воды, загрязнение Мирового океана, эпидемии, экологические катастрофы, появление районов экологических бедствий, и многие другие проблемы [7].
Один из путей преодоления экологического кризиса связан с экологической культурой как восприятием и отношением индивида к миру. Поэтому устойчивое и безопасное развитие любого государства в существенной мере определяется эффективностью экологического образования всех групп населения и в первую очередь молодого поколения [8-12].
Методика исследования
В 2018 г. в Казанском федеральном университете было проведено исследование, цель которого состояла в определении информационных потребностей студентов в экологической информации. В исследовании был использован метод анкетирования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились респонденты Казанского (Приволжского) федерального университета. Опрос
проводился в марте 2018 г. Общий объем выборочной совокупности составил 240 человек по квотной выборке и представлял различные категории молодежи в зависимости от возрастных, демографических признаков и характера профессиональной подготовки. Основную часть опрошенных составляли студенты 2 и 4 курсов, гуманитарного и социально — экономического направления, из них: 34 % — юноши, 66 %— девушки. Возрастной состав респондентов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Возраст, лет Количество респондентов %
18-20 (II курс) 120 50
21-23 (IV курс) 120 50
Всего 240 100
вставлено автором по результатам исследования
Обработка результатов была проведена с помощью пакета программ Microsoft Office Excel.
Методологическую базу составили монографические и комплексные социологические исследования, которые дали возможность целостного представления о формировании сложившегося в настоящее время типа экологической культуры у студенческой молодежи.
Результаты исследования
Важной задачей исследования стало определение уровня интереса студенчества к экологической проблематике. По полученным результатам только 7 % респондентов не интересуются проблемами экологии. Озабоченность молодежи ситуацией, сложившейся в среде обитания, связана во многом с состоянием здоровья. Каждый второй опрошенный (53 %) отметил, что его интересует влияние экологии на здоровье человека. Эти данные, видимо, в большой мере обусловлены экологической ситуацией в Республике Татарстан. Значимость здоровья в молодежном сознании региона подтверждается и другим результатом: 42 % участвующих в опросе подчеркнули, что их интересует проблема освещения здорового образа жизни в средствах массовой информации (далее - СМИ).
Одной из задач исследования стало выявление уровня экологической грамотности студенчества, который определялся с помощью вопросов: «Ваши источники получения информации, которые освещают экологические проблемы?», «Достаточно ли вам информации об экологии, публикующейся
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Ваши источники получения информации, которые освещают
экологические проблемы?»
Варианты ответов Количество ответов %
Телевидение 43 18
Радио 22 9
Электронные версии периодических изданий СМИ 158 66
Не интересуюсь экологическими проблемами 17 7
Всего 240 100
вставлено автором по результатам исследования
в общественно-политических изданиях?» и «Хотели бы вы знать больше о состоянии окружающей среды в регионе?» По полученным данным, наибольшее число опрошенных студентов — более двух третей (66 %) получают информацию из электронных версий периодических изданий СМИ, 18 % респондентов отметили такой источник как телевидение и 9 % — радио (табл. 2).
Удовлетворенность получаемой информацией выявлялась с помощью вопроса «Достаточно ли информации по экологии вы получаете из средств массовой информации?» Полученные результаты свидетельствуют о наличии проблем в информированности студенческой молодежи о сложившейся экологической ситуации. Почти две трети опрошенных (63 %) отметили, что только иногда они удовлетворены публикуемой информацией по экологии, а 24 % ответили, что «нет нужной информации», и лишь 12 % участвующих в исследовании выразили свою удовлетворенность, подчеркнув вариант ответа «часто».
Уровень экологической культуры и грамотности студенчества контролировался и с помощью вопроса «Какие издания, отражающие на своих страницах экологические проблемы, читают студенты»? Полученные данные позволяют утверждать, что студенты не часто обращаются к изданиям экологического содержания. Наибольший интерес респондентов вызывают журналы GEO — 28 % и журнал National Geographic — 21 %.
Таким образом, результаты опроса позволяют сделать вывод, что большинство студентов не заинтересовано использовать специализированные издания, посвященные экологическим проблемам, и довольствуется публицистической информацией. Вместе с тем, по полученным результатам, студенчеству не безразлична ситуация, сложившаяся в экологической сфере. Отвечая на вопрос «Кто должен заниматься решением экологических проблем?», половина участвующих в исследовании (49 %) ответила — «Каждый человек», 39 % — «Правитель-
ство» и 12 % респондентов считают, что «Специалисты в области охраны окружающей среды».
Анализ результатов
Большинство студенческой молодежи затрудняется с определением содержания термина «экология», что свидетельствует о невысоком уровне экологической грамотности студенчества. Отчасти это обусловлено неудовлетворительной информированностью молодежи об экологической ситуации в регионе. Данное исследование подтверждает вывод о том, что студенты удовлетворены количеством и качеством уже имеющийся информации, посвященной экологическим вопросам и проблемам.
Студенты интересуются современной экологической ситуацией. Их беспокоят проблемы, возникшие в среде обитания человека — это отметило абсолютное большинство участвующих в исследовании. Молодежь интересует влияние экологии на здоровье, на условия, необходимые для здорового образа жизни. Признавая значимость осознания учащейся молодежью проблем в развитии окружающей среды, не менее важно формирование в студенческом сознании установок на собственное участие в сохранении природных ресурсов, в решении экологических проблем.
Выводы
Исследование показывает, что большинство студентов обеспокоено изменениями, происходящими на планете, но мало кто готов принять меры и участвовать в восстановлении экологического баланса, устранении нанесенного природе ущерба. Для содействия про-экологическому поведению, формированию соответствующих моделей деятельности человека многие исследования сосредоточены на выявлении факторов, которые могут эффективно стимулировать экологически взвешенное отношение людей к природе. Результаты последовательно демонстрируют, что экологические убеждения, ценности,
установки человека являются фактором, результативно влияющим на экологическое поведение людей.
Эффективное использование средств массовой информации может сыграть решающую роль в принятии и реализации мер, направленных на решение экологических проблем. Большинство людей получают информацию о климатических изменениях через средства массовой информации. Данные опроса, показывают закономерность того, что люди в первую очередь полагаются на средства массовой информации для получения информации о глобальных экологических проблемах.
Очень важную роль играет влияние средств массовой информации на аудиторию, что важно использовать в решении проблем окружающей среды, в ликвидации нанесенного ей ущерба. Вместе с тем, практика применения средств массовой информации подтверждает косвенное влияние на поведение окружающей среды посредством социальных норм,
поскольку охват по рециркуляции может представлять собой социальное давление и усиливать намерения населения. Существенное влияние оказывают телевизионные новости о государственных делах и документальные фильмы об экологическом состоянии среды обитания. Новейшие достижения в экологическом знании предсказывают поддержку политики, направленную на сокращение загрязнений через воспринимаемый риск глобального кризиса.
Воздействие экологических сообщений от традиционных средств массовой информации и Интернета оказывают положительное влияние на отношение общества к окружающей среде с помощью механизмов экологической ценности, ориентаций и намерений людей. Эффективное использование различных видов средств массовой информации может положительно влиять на принятие своевременных экологических мер.
Библиографический список
1. Матвеева, Е. В. Экологическая политика современной России // Известия АлтГУ. - 2010. - № 4-1. - С. 303-308
2. Медоуз, Д. и др. Пределы роста. 30 лет спустя / Д. Ме-доуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз. — М.: Академкнига, 2008. - 342 с.
3. Порфирьева, И. Д. Информационное освещение экологической политики Российской Федерации И. Д. Порфирьева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 03 (57), Ч. 1. - С. 136-138.
4. Bator, R. J. The application of persuasion theory to the development of effective proenvironmental public service announcements / R. J. Bator, R. B. Cialdini // Journal of Social Issues. - 2000. - № 56. - P. 527-541.
5. Dunlap, R. E. Climate change denial: Sources, actors, and strategies // Routledge handbook of climate change and society / R. E. Dunlap, A. M. McCright. In Lever-Tracy, C. (Ed.). - NY: Taylor & Francis, 2011. - P. 240-260.
6. Filipchuk, G. Public Raising environmental literacy in the context of natural existence / G. Filipchuk // Education and Management. - 2010. - T. 13. - № 4. - P. 144-149.
7. Friedman, T. The Lexus and the Olive Tree. Understanding globalization / Per. s angl. M. Prokopovych, I. Skakun. -Lviv, 2002. - 624 p.
8. Gifford, R. Message framing influences perceived climate change competence, engagement, and behavioral intentionsn / R. Gifford, L. Comeau // Global Environmental Change. - 2011. - № 21. - P. 1 301-1 307.
9. Kremen, V. G. Education and Science of Ukraine: Ways of Modernization (Facts, thoughts, perspectives) / V. G. Kremen. - K.: Gramota, 2003. - 216 p.
References
1. Matveeva E. V. Ekologicheskaya politika sovremennoi Ros-sii [Environmental policy of modern Russia], News ofAltGU, 2010, I. 4-1, pp. 303-308.
2. Meadows D., Randers Y., Meadows D. Predely rosta. 30 let spustya [Limits of growth. 30years later], M.: Academkniga, 2008, 342 p.
3. Porfirieva I. D. Informatsionnoe osveshchenie ekologich-eskoi politiki Rossiiskoi Federatsii [Informational coverage of the environmental policy of the Russian Federation], International Scientific Research Journal, 2017, № 03 (57), P. 1, pp. 136-138.
4. Bator R. J., Cialdini R. B. The application of persuasion theory to the development of effective proenvironmental public service announcements, Journal of Social Issues, 2000, 56, pp. 527-541.
5. Dunlap R. E., McCright A. M. Climate change denial: Sources, actors, and strategies. In Lever-Tracy, C. (Ed.), Routledge handbook on climate change and society, NY: Taylor & Francis, 2011, pp. 240-260.
6. Filipchuk G. Public Raising environmental literacy in the context of natural existence, Education and Management, 2010, V. 13, I. 4, pp. 144-149.
7. Friedman T. Lang. from English. M. Prokopovych, I. Skakun. The Lexus and the Olive Tree. Understanding globalization / Lviv, 2002, 624 p.
8. Gifford R., Comeau L. Message framing influences perceived climate change competence, engagement, and behavioural intentions. Global Environmental Change, 2011, 21, pp. 1 301-1 307.
10. Long-term strategy for global sustainable development on the basis of Partnership of Civilizations: Report of the international team of scientists for the UN Conference on Sustainable Development, Rio 20 (Brazil, 2012) (short version) / Ed. prof. Yu. Yakovets // Partnership of Civilizations. - 2012. - I. 1. - Pp. 87-99.
11. Skovorodkin? V. A. Ecological education ofpersonal culture in the context of stable social development // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2012. — I. 1. — P. 157-159.
12. Woldoff, R. A. The effect of local stressors on neighborhood attachment R. A. Woldoff // Social Forces. - 2002. -№ 81. - Pp. 87-116.
9. Kremen V. G. Education and Science of Ukraine: Ways of Modernization (Facts, thoughts, perspectives), K.: Gramota, 2003, 216 p.
10. Long-term strategy for global sustainable development on the basis of Partnership of Civilizations: Report of the international team of scientists for the UN Conference on Sustainable Development, Rio 20 (Brazil, 2012) (short version). Ed. prof. Yu. Yakovets. Partnership of Civilizations, 2012, I. 1, pp. 87-99.
11. Skovorodkin V. A. Ecological education of personal culture in the context of stable social development. Obrazovanie cherez vsyu zhyzn':nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya, 2012, I. 1 (eng), pp. 157-159.
12. Woldoff R. A. The effect of local stressors on neighborhood attachment. Social Forces, 2002, 81, pp. 87-116.