уступая место ситуативности оценки происходящего и внедрению маркетинговых технологий, основанных на визуализации.
1. Волкова О.Н. Властоментальность и учетные практики // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2015. № 1. С. 18-26.
2. Гусева И.И. Стратегии исследования в социально-гуманитарных науках: философско-эпистемологический анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008.
3. Гусева И.И. Стратегии исследования в социально-гуманитарных науках: философско-эпистемологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского 2008.
4. O'ConnorЕ. Raw Material Production Pathologyin Victorian Culture. Dulham: DukeUP, 2000. / Цит. по: Карпенко Я «Очарованностьужасным»: притягательный мир Викториан-
ского паноптикума И Новое литературное обозрение. 2004. №6(70). С. 159-169.
5. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М.: Кучково поле, 2007.
6. Толерантность: социально-философское проектирование и этнополитические практики / К.А. Крашенинников, Е.П. Спи ридонова, Д.С. Федяй. Саратов: СГСЭУ, 2009.
7. Украинская Е.В., Украинский В.Н. Реклама как фактор влияния на социокультурную среду // Наука и общество. 2016. № 1 (24).
8. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 2015.
9. Фуко М. Око власти // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления, интервью. 1970-1984 гг. М.: Праксис, 2002.
10. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ао тагдтет 93: Ежегодник лаборатории постклассических исследований ИФ РАН. М.: Ас!тагдтет, 1994. С. 21-71.
fizsport@ssea.runnet.ru Василий Яковлевич Шклярук,
доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КуЛЬТуРА КАК ФАКТОР САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
В современных условиях необходимо ставить вопрос об экологической культуре как факторе развития само-сохранительного поведения личности. Ухудшение экологической среды обитания человека негативно влияет на здоровье молодежи. Негативные процессы экологического развития среды обитания разрушают здоровье-сберегающие мотивации личности, значительно усложняют процессы социальной адаптации. В ходе авторских социологических исследований выявлена зависимость уровня производительности труда, заболеваемости, травматизма трудоспособного населения от регулярных занятий физической культурой и спортом. Сделан вывод, что безопасная жизнедеятельность личности возможна при органичном взаимодействии человека с окружающей средой, физическая культура и спорт как социальные феномены лежат в основе формирования поведенческой деятельности. В соответствии с изменением социально-демографических процессов в обществе должна изменяться и система взглядов на здоровье человека. Человек обязан формировать свое самосохра-нительное поведение.
Ключевые слова: экологическая культура, здоровье, среда обитания, самосохранительное поведение.
V.Ya. Shklyaruk
ENVIRONMENTAL AND HEALTH AWARENESS AS A FACTOR OF SELF-PRESERVING BEHAVIOUR OF PEOPLE IN MODERN SOCIETY
The article states that now it is urgent to raise the problem of environmental and health awareness as a factor in the development of self-preserving behaviour of people. The deterioration of environment and human habitat negatively affects the health of young people. Negative processes in the development of human habitat destroy health and considerably complicate the processes of social adaptation. Having conducted sociological studies the author found a correlation between labour productivity, sickness rate, injury rate of the able-bodied population and regular physical training and sport activity. It is concluded that safe and healthy life is only possible when the person interacts organically with environment; physical training and sport activity as social phenomena shape people's behaviour. Changes in socio-demographic processes inevitably lead to changes in the system of views on human health. People should develop self-preserving behaviour.
Keywords: environmental awareness, health, habitat, self-preserving behaviour.
Kafedra
УДК 316.37
Исследование причин современного экологического кризиса, охватившего всю планету, результаты изучения истории взаимоотношений природы и общества привели ученых к ряду умозаключений. Во-первых, современный экологический кризис, как и предыдущие, возник в результате деятельности самого человека, как следствие развития человеческой цивилизации. Во-вторых, никогда еще масштабы кризиса не были столь глобальными. К двум этим выводам многие ученые пришли еще в конце XX в. Человек и общество пересмотрели представления о том, что природа должна служить на благо человека и его вмешательство в природные процессы не может быть безграничным [7, с. 80]. Эти события дали толчок развитию социальной экологии как направления, изучающего весь комплекс естественнонаучных и социокультурных аспектов проблемы взаимодействия общества и природы, а также стимулировали развитие экологического образования.
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. При многообразных видах деятельности необходимо учитывать влияние природных факторов и биологических факторов социальной среды. Человек зависит от условий среды обитания. Человек сегодня балансирует между стрессами и плохой экологией города, расшатывается иммунитет организма личности.
В результате различных междисциплинарных исследований ученые приходят к выводу о необходимости решения экологических проблем в России как фактора здоровьесохраняющего поведения. Человечество находятся «на перепутье: один путь-самоуничтожение, другой - счастливая жизнь при разумном ограничении потребностей. Надеемся, разум возьмет верх и биосфера планеты перейдет в ноосферу - сферу разума, а не в некросферу - сферу деградации и смертности» [1, с. 56].
Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) приняла декларацию, в основу которой положена стратегия устойчивого развития на основе решения и преодоления проблем экологической среды человека. Т. Баландина указывает, что экологическая культура является специфическим видом культуры, проявляющейся в мотивационных экологических основах деятельности личностей, их статуса и экологического поведения [3, с. 170].
В социологии необходимо рассматривать экологическую культуру в рамках общей системы ценностей человека как специфический комплекс экологических принципов и представлений. Экологически культурный человек - это личность, которая проявляет беспокойство за состояние среды обитания, обладает индивидуальной и экологической активностью. Но актуальная проблема формирования и воспитания экологической культуры мало изучена. Одним из первых заговорил о проблеме экологической культуры В.И. Вернадский. Он предложил рассматривать данную категорию в контексте человеческих факторов экологического существования мирового сообщества. В.И. Вернадский впервые обращает внимание на то, что в рамках мировых отношений зреет «глобальный экологический кризис». В резолюции семинара «Из-
менение климата и здоровье населения России в XXI веке», первого в России по вопросам влияния изменений климата на здоровье населения, отмечено, что в современной научной литературе рассмотрены лишь некоторые аспекты этой многогранной проблемы. Участники семинара исходили из того, что изменение климата в России - научно установленный факт. Они констатировали, в частности, что потепление представляет реальную опасность для здоровья населения, происходит расширение территорий распространения ряда инфекционных заболеваний.
В новых условиях необходимо ставить вопрос об экологической культуре как факторе развития самосо-хранительного поведения человека. На наш взгляд, в новых условиях экологическую культуру необходимо рассматривать не только как набор ценностей, норм, правил и процедур, но и как совокупность мотивов, экологических убеждений, систему экологических знаний, которые организуют и направляют волевые усилия личности на формирование здоровьеохранной деятельности, сохранения здорового образа жизни на протяжении всей жизнедеятельности личности. Различные исследователи выдвигают гипотезу о том, что рост болезней и формирование здоровьесберегающих практик связаны с уровнем и процессом совершенствования экологической среды обитания человека. Э.А. Фомин, Н.М. Федорова представляют обоснование взаимосвязи тенденций понижения экологической среды обитания человека и понижения уровня его здоровья. Е.А. Шишкина акцентирует внимание на том, что сохранение здоровья и формирование самосо-хранительного поведения невозможны без формирования экологической культуры, развития ценностей бережного отношения к здоровью природы [16, с. 322]. Исследователи связывают процессы формирования поведения и экологического окружения человека, обосновывают, что на поведение оказывают влияние не только базовые экологические условия, температурный режим труда и отдыха, но также экологические загрязнения. Последнее вызывается антропогенным влиянием на экологическую среду, а затем и на мотивацию самосохранительного поведения личности.
Улучшение здоровья неразрывно связано с необходимостью как оздоровления экологической обстановки, так и существенной перестройки поведения самих людей. Каждому следует понять, что только сочетание духовного и физического оздоровления может быть надежным ключом к бесценному дару природы - здоровью [8, с. 118-119].
Участники II Всероссийской научной конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» сочли необходимым выделить в числе приоритетных направлений такую меру, как повышение уровня экологической культуры населения, в том числе правовой экологической грамотности, степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики государства [11, с. 10]. Подготовить способную к экологической деятельности личность может только модернизированная система образования.
Формирование экологической культуры есть формирование целостного мировоззрения человека, такого представления личности о мире и своем месте в
нем, в котором природа, человек и общество рассматриваются как сущности, обладающие самостоятельной ценностью.
Экологическая культура должна стать нормой жизни, ограничивающей расточительство и агрессию человечества. «Различное отношение к природе является одним из критериев нравственной культуры, без которой никакие законы и постановления не будут действенны. Впервые за всю историю человечества рождается экологическая этика, то есть понятие нравственности по отношению к природе» [9, с. 3].
Таким образом, формирование экологической культуры как фактора самосохранительного поведения должно рассматриваться как социальный механизм сбережения здоровья нации и генетического благополучия человечества. На практике проявляется взаимосвязь понижения уровня соответствия экологической среды и расширение состава нетрудоспособного населения. Уже в 1999 г. была зафиксирована связь данных тенденций. В результате экологического загрязнения в российских городах устойчиво растут заболевания, падает уровень демографического человеческого капитала. «Инвалиды составляют 9,6% от опрошенных, лица, имеющие хронические заболевания, — 37,3%». «Если проанализировать, как распределились субъективные оценки здоровья внутри групп, выделенных по полу, то тендерные различия проявляются отчетливо. Среди всех опрошенных мужчин 25,4% оценивают свое здоровье какхорошее, 61,5%-как удовлетворительное и 13,0% - как плохое. Женщины оценивают свое здоровье как хорошее почти в два раза реже (13,5%), чем мужчины, как удовлетворительное - почти наравне с мужчинами (63,1%), как плохое - в 1,8 раза чаще (23,4%)» [15, с. 37].
Ю. Быченко представляет факты аналогичных взаимосвязей. Он доказывает, что с 1990 по 1997 г. в России наблюдается снижение качества экологической обстановки и одновременно устойчиво падает уровень здоровья населения. «Начиная с 1990 года число заболеваний, зарегистрированных впервые, неуклонно растет (за исключением 1994 года) в абсолютном и относительном выражении. Если в 1990 году впервые зарегистрировано 651,2 заболеваний на 1000 человек населения, то в 1997 году уже 674,2 подобных заболеваний» [4, с. 124-125]. Последние годы наблюдается некоторое улучшение показателей здоровья населения. Результатом реализации системы комплексных проектов, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Здоровье», стало сохранение около 3 млн человек населения России [14, с. 52].
В результате наших исследований была выявлена зависимость состояния организма студента от состояния среды обитания. Как известно, на здоровье молодых людей влияние оказывают основные факторы окружающей среды: атмосферный воздух, продукты питания, питьевая вода и ионизирующее излучение. Анализ показал устойчивое ухудшение экологической сферы. Исследование динамики результатов диспансеризации (2001-2007 гг.) показывает, что состояние здоровья студентов ухудшается и уровень физического развития снижается [13]. Количество студентов по группам физической подготовленности колеблется: основная группа - 65-72%, специальная группа (име-
ющие отклонения в состоянии здоровья) - 25-27%, группа ЛФК (лечебная физическая культура) - 4-5%, освобожденные от освоения практических нормативов и занимающихся физическими упражнениями соответственно заболеваниям своего организма.
По результатам наших исследований (2006-2010 гг.) прослеживается тенденция к ухудшению показателей здоровья студентов-первокурсников, их дезадаптации к окружающей среде. В некоторых случаях динамика результатов диспансеризации показала увеличение числа студентов, имеющих довольно высокие отклонения в состоянии здоровья. Самое удручающе, что они не имеют потребности в физической культуре и спорте, часто прибегают к употреблению медикаментозных средств для поддержания здоровья. Распределение по группам физической подготовленности следующее: в основную группу зачислены 70,7%, в специальную - 15,9%, а в группу ЛФК (лечебной физической культуры) - 13,4%, что может значительно повлиять в дальнейшем на их уровень профессиональной трудоспособности.
Аналогичные результаты анализа социологического исследования студенческой молодежи отмечены в Нижнем Новгороде в 2003 г. [5]. Прослеживается четкая зависимость ухудшения экологической ситуации и роста деструктивных практик студентов, понижения уровня их здоровья. В результате ухудшения экологического состояния среды обитания резко падают показатели субъективной оценки здоровья. В 2003 г. только 11% студентов ассоциировали себя с абсолютно здоровыми людьми. «Большинство же из них (63%) не считают свое здоровье идеальным, но все же относят себя к категории скорее здоровых людей. Некоторое количество молодых людей, очевидно, здоровы, по крайней мере, настолько, что не задумываются об этом. И почти пятая часть говорит о своем нездоровье» [10].
Анализ исследования показывает, что ухудшение здоровье студентов взаимосвязано не только с ухудшением экологической среды их обитания, но и с проблемой отсутствия у последних стратегии, направленной на оценку, учет и сбережение собственного здоровья.
В настоящее время формируется потребность в том, чтобы в вузе научить студентов-подростков, с одной стороны, выполнять определенный набор мероприятий по охране здоровья, а также профилактике различных заболеваний, с другой стороны, развить экологическую культуру, научить понимать окружающую экологическую среду, заботиться о собственном организме. «Обучение в высшей школе - сложный и длительный процесс, предъявляющий высокие требования не только к умственным способностям молодых людей, но и к их физической выносливости, работоспособности в новых условиях. Как показали результаты проведенного социологического исследования, студенты ННГУ так же, как и многие их ровесники, пришли в стены университета с уже имеющимися проблемами со здоровьем. Только каждый по-своему оценивает его состояние» [10].
Можно обнаружить выявленные тенденции и в ряде других эмпирических социологических исследованиях. Так, в результате анализа данных социологического
опроса «Развитие культурного капитала студенческой молодежи России» (2009-2010 гг.) [6] выявлено, что 69% опрошенных студентов саратовских и челябинских университетов четко отмечают влияние экологической сферы жизнедеятельности на уровень их здоровья. При этом 62% опрошенных считают, что и экологическая сфера жизнедеятельности, и уровень их здоровья ухудшаются. Подавляющее большинство студентов не имеют необходимых экологических условий для нормальной жизнедеятельности, они вынуждены нарушать порядок и режим обучения, работать в свободное от учебы время, не могут наладить систему здорового питания, приобретают вредные привычки. Только 14% студентов в полной мере удовлетворены экологическими условиями жизнедеятельности, и практически столько же (12%) считают себя абсолютно здоровыми людьми.
На протяжении 2000-2009 гг. студенты отмечали ухудшение экологического состояния среды обитания студенчества. При этом в системе набора ценностей наиболее важной является ценность уверенности в себе. 81% респондентов заявили, что уверенность в себе определяет возможность достичь успеха в жизни. 80% респондентов заявили, что развитие здоровья -это капитализируемый ресурс, способный обеспечивать длительный стратегический успех в системе жизнедеятельности личности.
Таким образом, ухудшение экологической среды обитания человека в России негативно влияет на здоровье молодежи. Негативные процессы экологического развития среды обитания человека разрушают здоровьесберегающие мотивации личности, значительно усложняют процессы социальной адаптации.
Данная гипотеза подтверждается и результатами социологического анализа работников предприятий г. Саратова. По данным социологических опросов на предприятиях [12], регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют повысить производительность труда на 2-3%, одновременно снизить заболеваемость рабочих на 30%, производственный травматизм уменьшается почти на 50%. В спортивно-массовую работу, участие в заводских спартакиадах вовлечено около 60% рабочих, служащих и, конечно же, молодежи (для них создана ДЮСШ-детско-юно-шеская спортивная школа). Сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня трудоспособности, продление творческого долголетия (сегодня более 25% на заводе - пенсионеры и столько же ими станут в ближайшее время), адаптация к окружающей среде и профессиональным нагрузкам, повышение эмоционального состояния, улучшение социального самочувствия - эти и другие функции выполняют занятия физической культурой и спортом. Необходимо добавить, что значительно снижена девиация заводской молодежи. И главный результат - уменьшение количества дней, пропущенных по нетрудоспособности, снижение инвалидизации на предприятии.
Опыт работы групп здоровья, общей физической подготовки на стадионах, где тренируются люди среднего и пожилого возраста, показывает, что процесс старения у них замедляется на 10-15 лет и 48% из них продолжают свою профессиональную деятельность после наступления пенсионного возраста. Этот
факт свидетельствует не только об оздоровительном эффекте занятий физическими упражнениями, но и о возможности средствами физической культуры сохранять трудовые ресурсы страны. По сути, оздоровительной физической культурой могут заниматься не только абсолютно здоровые, но также люди, отнесенные И. И. Брехманом [2, с. 10] к так называемому «третьему состоянию» (не здоровые, но еще и не больные). Занятия физической культурой положительно влияют на развитие и регуляцию многих социокультурных процессов и черт характера, способствуют не только физическому, но и духовному развитию личности.
Однако до сих пор в обществе не осознается важность и глобальность экологической проблемы, которая стоит перед Россией. В последнее время данная проблема все больше поднимается и исследуется. Повышение уровня работоспособности, продление творческого долголетия, адаптация человека к окружающей среде и профессиональным нагрузкам, улучшение эмоционального состояния и социального самочувствия возможны при изменении отношения личности к своему здоровью, ведении здорового образа жизни, занятиях спортом, формировании самосохра-нительного поведения.
Безопасная жизнедеятельность человека возможна при органическом взаимодействии человека с окружающей средой. Физическая культура и спорт как социальные феномены должны лежать в основе формирования поведенческой деятельности, направленной на преодоление девиантных отклонений в молодежной среде и обществе в целом. На уровень смертности и продолжительности жизни населения оказывает влияние множество природных и социальных факторов. Необходимо отметить, что природные факторы опосредованы социальными условиями. Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа от человека.
В соответствии с изменением социально-демографических процессов в обществе должна изменяться и система взглядов на здоровье человека. Внимание врачей должно быть акцентировано на профилактике и пропаганде способов достижения здоровья. Человек сам обязан творить свое здоровье, значит, обязан формировать здоровый образ жизни, развивать экологическую культуру, формировать свое еамосохра-нительное поведение. Круг основных ценностей экологической культуры включает в себя осознание человеком собственной причастности к оценке и решению проблем экологического развития региона, стремление к духовно-нравственному совершенствованию, формированию социально значимого экологического сознания.
Подведем итоги исследования.
1. Экологическая культура представляет собой специфический комплекс экологических ценностей, принципов и представлений, а также совокупность нравственных ценностей и поведенческих норм населения и включает в себя не только информацию, знания и общественное мнение о состоянии окружающей среды, но и экологический стиль поведения личностей.
2. Экологическая культура является фактором развития самосохранительного поведения человека.
Нарушение и ухудшение экологической среды обитания человека приводят к торможению, а порой и приостановке процессов формирования самосохранитель-ного поведения населения.
3. Сегодня процесс становления самосохранитель-ного поведения предполагает формирование новой для человечества ценности - экологической культуры.
4. Формирование экологической культуры как фактора самосохранительного поведения должно стать основой сбережения здоровья населения. Ухудшение экологической обстановки влияет на здоровье не только сегодняшнего поколения, но и всех последующих.
5. В современных условиях необходим качественный прогноз и планирование на принципах Форсайта динамических процессов среды обитания. Это позволит вовремя включать механизм адаптации к возможным отрицательным воздействиям внешней среды. Воздействие общества на динамические процессы развития сложной социально-экономической системы должно реализовываться на базе серьезного ресурсного обеспечения, заботливого отношения к человеческому капиталу, формирования условий саморазвития и самосохранения.
Человек, разделяющий принципы экологической культуры, становится непосредственным ее носителем в обществе и, реализуя их в своей практической деятельности, в комплексе с другими элементами здоровой среды обитания, сознательно или бессознательно реализует процесс самосохранения. Это обусловлено тем, что в комплексе отношений экологической культуры заложены ограничители асоциальных процессов. Напротив, социальные интересы общества, прежде всего самосохранение населения, начинают играть ключевую роль в его устойчивом позитивном развитии.
1. Агаджанян H.A. Глобализация и экология человека // Журнал прикладной психологии. 2002. № 3.
2. Адамович Б.А., Вестях A.B. Социальная экология. М., 2002.
3. Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 169-173.
4. Быченко ЮГ. Социальные процессы формирования человеческого капитала в переходный период: дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2000.
5. Данные социологического исследования: «Образ жизни и здоровье студентов» (N = 1412) Анкетирование студенческой молодежи Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Выборка случайная. 2003 год.
6. Данные социологического исследования: «Развитие культурного капитала студенческой молодежи России» (2009-2010 гг., анкетирование), проведено в Челябинске, Саратове (N = 1200), случайная выборка.
7. Ермолаева П.О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследе вания. 2012. № 12. С. 80-88.
8. Когай Е.А. Экология и здоровье человека // Социально гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 118-119.
9. Михалев М.В. Основы экологической культуры. Белгород: Бел ГУ, 2000.
10. Образ жизни и здоровье студентов. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003.
11. Резолюция второй Всероссийской конференции «Но вые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» // Вестник экологического образования в России. 2007. № 1. С. 9-11.
12. Результаты анализа социологического исследования «Социальное самочувствие рабочих в условиях социально экономических трансформаций» (2007 г.).
13. Результаты анализа социологического исследования «Адаптация человека к окружающей среде» (2001-2007 гг., 2006-2008 гг., N = 1860).
14. Рыбаковский Л.Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию//Социологические исследования. 2012. №8. С. 49-60.
15. Фомин Э.А.. Федорова Н.М. Стратегии в отношении здоровья // Социологические исследования. 1999. № 11. С. 35-40.
16. Шишкина Е.А. Экологическая культура как основа здорового образа жизни // ЗОЖ для всех возрастов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции). Саратов, 2007.