КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Изучение и сохранение культурного наследия России
Доктор культурологии, профессор И.А. Едошинауже более 15 лет руководит кафедрой культурологии, одновременно выступая организатором научных конференций, являясь научным руководителем и консультантом, главным редактором ее собственного детища - журнала «Энтелехия». Под руководством И.А. Едошиной работает в вузе межрегиональный научный центр по изучению и сохранению творческого наследия В.В. Розанова и свящ. П.А. Флоренского.
Благодаря серьезной работе, проводимой ныне с аспирантами и докторантами, И.А. Едошиной удалось создать целую группу деятельных учеников. О результатах многолетней и целенаправленной работы научной школы читатели журнала лучше всего узнают из следующей статьи И.А. Едошиной.
УДК 008.001
Едошина Ирина Анатольевна
доктор культурологии, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В статье раскрываются основные характеристики научной культурологической школы Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Ключевые слова: университет, культурология, научная школа, диссертации, понятия и концепты культурологии.
Кафедра теории и истории культур в Костромском университете была создана . в 1991 году, когда Министерство образования и науки «спустило» новую дисциплину под названием «культурология». Что это такое - культурология - тогда мало кто знал и понимал. Но Министерство образования и науки это не смущало, ибо задача, как становится ясно из сегодняшнего дня, заключалась вовсе не в содержании дисциплины, а в решении проблемы обустройства оказавшихся не у дел профессоров, доцентов, рядовых преподавателей, читавших курсы исключенных из программ истории КПСС, научного коммунизма, научного атеизма, марксистско-ленинской философии. Все эти курсы ушли в небытие вместе с СССР по той причине, что ничего научного изначально в себе не содержали, их задача сводилась к обработке мозгов в нужной советской власти идеологии. Хорошо помню название одного из учебников: «История СССР с древнейших времен». А ведь у этого учебника были свои авторы, скорее всего, обремененные степенями и званиями. Вот и стала ни в чем не повинная культурология спасательной лодкой для знатоков марксизма-ленинизма. Отсюда - по сей день сохраняющийся оттенок пренебрежения ко всем, кто занимается культурологией.
К счастью, в нашем университете бывших истых марксистов-ленинцев «растворили» в других дисциплинах, а кафедра, которую возглавил (19911997) бывший ректор, кандидат философских наук
В.С. Панин, создавалась из людей совсем иного толка: филологов и историков (И.А. Едошина, Е.А. Чугунов, В.А. Бондарев), позднее пришли работать А.В. Юрасов, Н.К. Кашина, Н.Б. Кудинова, А.К. Котлов. С 1997 года по сей день кафедрой руководит ваш покорный слуга. К сожалению, сегодня кафедра мала по своей численности, а количество часов не позволяет взять на работу молодых защитившихся специалистов.
Но вернусь в те далекие времена, когда все только начиналось. Под руководством В.С. Панина мы писали первые программы по теории и истории культуры, мировой художественной культуре, разрабатывали специальные курсы, носившие авторский характер.
Думаю, что мне это было легче делать, нежели моим коллегам, и вот почему. До кафедры теории и истории культуры (тогда последнее слово в названии еще имело букву «ы») я около десяти лет проработала на кафедре литературы, где читала курсы по истории зарубежной литературы «от Гомера до Карпентьера». Я уже тогда поняла, что нельзя читать курс литературы, предварительно не познакомив студентов с общей «картиной мира» изучаемого периода. Еще более в этой мысли меня укрепило участие во время учебы в аспирантуре (1982-1985) в Петербурге в творческой лаборатории М.С. Когана в «большом» университете. Занятия проходили вечерами, слово «культурология» не использовалось, его заменяло другое - антропология. Позднее я узнала, что именно так именуется
© Едошина И.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
221