УДК 821.161.1
А.А.ЗЛОБИН, канд. филол. наук, доцент, [email protected] Вятский государственный университет
A.A.ZLOBIN, PhD in philol., associate professor, [email protected] Vyatka State University
ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА И.А.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ
ЯБЛОКИ»)
В настоящей статье на примере рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» рассматриваются особенности анализа художественного текста в технической аудитории. Ключевые слова: художественный текст, лексика, синтаксис, И.А.Бунин.
STUDYING OF ARTISTIC TEXT IN PRACTICE IN RUSSIAN LESSONS AND LESSONS OF CULTURAL SPEECH (BY EXAMPLE OF STORY BY I.A. BUNIN «ANTONOVKA APPLES»)
In this article in example of story by I.A.Bunin «Antonovka apples» peculiarity of analyses of artistic text in technical audience is considered.
Key words, fiction text, vocabulary, syntax, I.A.Bunin.
В рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты знакомятся с системой функциональных стилей русского языка. На практических занятиях совершенствуется методика анализа текстов, принадлежащих к разным стилям. Как правило, наибольшую сложность для анализа в технической аудитории представляют художественные тексты.
В настоящей статье представлена модель практического занятия, посвященного стилистическому анализу рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки» и включающего в себя 3 основных этапа: работу с лексическими, стилистическими и пунктуационными особенностями художественного текста. Рассмотрим данные этапы подробнее.
1. Анализ лексики рассказа. Студенты наблюдают за тем, какие имена прилагательные преобладают в анализируемом произведении. Чаще всего это прилагательные,
обозначающие цвет, - багровый, бирюзовый, чёрный, золотистый и др. Подобная цветовая гамма передаёт многообразие окружающего мира. Своеобразие стиля И.А.Бунина в том, что его цветовая палитра динамична. Если в I главе преобладают прилагательные золотой, бирюзовый, то IV главе используются такие прилагательные, как тёмный, чёрный.
Далее студенты анализируют семантику наиболее частотного прилагательного золотой. Смысловой диапазон данной лексемы в рассказе И.А.Бунина достаточно широк: это и символ юности («золотая пора»); и обозначение цвета листвы («золотые листья»); и признак изобилия («золотой город зерна»); и минуты заката («золотой свет солнца») и др.
Большое значение в анализируемом художественном тексте отводится также запахам. Данная особенность текста И.А.Бунина подкрепляется конкретными примерами из
-173
Санкт-Петербург. 2011
различных фрагментов рассказа. Автор использует своеобразные синтезы («букеты») запахов, причём с течением художественного времени характер запахов меняется: от тонких и едва уловимых («тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести») - к резким и неприятным («запах дешёвого табака, запах псины»). Меняются запахи - меняется сама жизнь, её основы. Следует отметить, что смена исторических укладов показывается автором как смена личных ощущений героя, его мировосприятия.
Далее рассматривается семантический потенциал словосочетания антоновские яблоки в разных контекстах. Делается акцент на том, что это центральный образ-символ, «скрепляющий» различные фрагменты произведения. Антоновские яблоки - это богатство («деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»); счастье («ядрёная антоновка - к весёлому году»), вся Россия, её прошлое, настоящее, будущее.
Студенты находят в тексте фразеологические единицы («путь-дорога», «вали -ешь досыта!», «на сливанье все мёд пьют» и др.), анализируют их семантику и особенности функционирования в структуре рассказа. Делается вывод, что данные средства позволяют И.А.Бунину передать особый колорит эпохи.
2. Работа с синтаксисом. Аудитория анализирует синтаксические особенности рассказа, заключающиеся в том, что для И.А.Бунина характерно использование целых цепочек согласованных определений, одно из которых
является определением-доминантой, а в двух-трёх последующих происходит дальнейшая конкретизация признака, например: Помню раннее, свежее, тихое утро. При помощи подобных конструкций происходит ритмизация прозы И.А.Бунина.
3. Анализ пунктуации рассказа. Студенты фиксируют, что особую смысловую нагрузку в художественном тексте несут и знаки препинания. Чаще всего используется тире, которое говорит об особой экспрессивности стиля И.А.Бунина.
Достаточно часто автором используется и многоточие, для того чтобы показать, что описываемое как бы выхвачено из самой стихии жизни. В рассказе четыре главы, каждая из которых представляет отдельную картину прошлого. Композиция фрагментарна: художественный текст строится как ассоциативный поток (комплекс) ощущений и воспоминаний.
Таким образом, работа с подобного рода текстами расширяет и углубляет представления студентов о специфике художественных произведений, о языковой картине мира личности и народа в целом, воспитывает потребность во вдумчивом чтении произведений русской классической литературы. Намеченный нами путь анализа формирует важные для студентов исследовательские навыки, позволяет сконцентрировать внимание на характеристике наиболее важных «параметров» художественного текста. Думается, что данная методика может быть транслирована и на другие произведения.
174 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.193