УДК 159.9.07
Науменко Марина Владимировна
ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет
Россия, Ростов на Дону Кандидат социологических наук, старший преподаватель
E-Mail: [email protected]
Изучение динамики в профессиональной компетентности студентов в процессе освоения курсов, направленных на формирование комплекса профессиональных представлений
Аннотация: В статье нашла отражение разработка проблемы формирования
профессиональной компетентности на этапе образования в университете, по средствам освоения учебных предметов, направленных на формирование спектра профессиональных компетенций. Раскрыто понятие профессиональной компетентности, приведены составляющие данного понятия; рассмотрен наиболее общий перечень видов профессиональных компетенций, формируемых в высших учебных заведениях; проанализировано соотношение между категориями: профессиональная компетенция и профессиональная компетентность. Затронуты некоторые аспекты формирования профессиональных представлений студентов, по средствам вхождения в образовательное пространство высшего учебного заведения. Рассмотренная теория отображается в проведённом при помощи методик "Представления об объекте деятельности" (Е.И. Рогов) [11], "Диагностика профессиональной компетентности учителя" (В.И.Зверева и П.И.Третьяков) [7] исследовании, на студентах факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета. В выводах обращено внимание на важность вклада учебного предмета в формирование общей профессиональной компетентности будущих специалистов. Намечены пути дальнейшего исследования, заключающиеся в определении степени вовлечённости студентов в учебный процесс, как одного из индикаторов успешного овладения профессиональными компетенциями и, как следствия, развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова: Компетенция; компетентность; профессиональная компетентность; профессиональная компетенция; профессиональные представления; профессиональная подготовка; учебная деятельность; профессиональное мировоззрение; профессиональное развитие; профессиональное становление; профессионально важные качества.
Идентификационный номер статьи в журнале 84RVN613
Naumenko Marina
Southern federal university Russia, Rostov on Don E-Mail: [email protected]
Dynamics studying in professional competence of students in the course of development of the courses directed on formation of a complex of professional representations
Abstract: In article development of a problem of formation of professional competence at an education stage found reflection in university, on means of development of the subjects directed on formation of a range of professional competences. The concept of professional competence is opened, components of this concept are given; the general list of types of the professional competences formed in higher educational institutions is considered most; the ratio between categories is analysed: professional competence and professional competence. Some aspects of formation of professional representations of students, on means of occurrence into educational space of a higher educational institution are affected. The considered theory is displayed in carried out by means of techniques "Ideas of object of activity" (E.I. Rogov) [11], "Diagnostics of professional competence of the teacher" (V.I.Zvereva and P.I.Tretyakov) [7] research, on students of faculty of pedagogic and practical psychology of the Southern federal university. In conclusions the attention to importance of a contribution of a subject in formation of the general professional competence of future experts is paid. The ways of further research consisting in definition of degree of an involvement of students in educational process, as one of indicators of successful mastering by professional competences and, as consequences, developments of professional competence are planned.
Keywords: Competence; professional competence; professional competence; professional representations; vocational training; educational activity; professional outlook; professional development; professional formation; professionally important qualities.
Identification number of article 84PVN613
Известный американский психолог Э. Шорт характеризует работника-профессионала как человека, который обладает знаниями отдельных наук и умениями, которые с ними связаны, навыками, необходимыми для выполнения психомоторных функций, профессиональных ролей, когнитивной и аффективной деятельности, межличностного общения [2]. Также при рассмотрении данного понятия учёными, как правило, уделяется большое внимание развитию способностей, отношений, знаний, умений, мотивов, убеждений и ценностей, которые необходимы для компетентного исполнения социальных ролей и взаимодействия с миром (Л. И. Анцыферова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.И. Огорев, Б.Х. Исмаилова) [4,5,7]. Критерием профессиональной компетентности выступает общественное значение результатов деятельности работника, его авторитет в той или иной области знаний.
Профессиональная компетентность является достаточно многоаспектным явлением. В качестве её составляющих как правило называют совокупность частных конструктов, соответствующих стандартам квалификации по какой-либо специальности, при наиболее общей классификации можно выделить следующие виды:
• Духовная компетентность - понимание целей и смысла жизни, иерархия идеалов и ценностей применительно к какой-либо сфере деятельности.
• Психологическая компетентность - способность к эффективному самоуправлению психикой в условиях , создаваемой профессиональной деятельностью.
• Физическая компетентность - способность управлять физиологическими состояниями с учётом требований профессии.
• Интеллектуальная компетентность - наличие специальных научных знаний по конкретной специальности или должности.
• Социальная компетентность - наличие умений и навыков эффективного взаимодействия с другими субъектами и объектами профессиональной деятельности.
Б.Х. Исмаилова рассматривает профессиональную компетентность как совокупность более частных профессиональных компетенций, каждая из которых включает в себя две составляющие: представление об объекте воздействия (взаимодействия) и способ работы с этим объектом. Личностные профессионально важные качества выступают, как специфические способности представляющие собой некие матричные структуры, которые наполняются в процессе профессиональной деятельности непрерывного профессионального образования все более адекватными теоретическими представлениями об объектах воздействия (взаимодействия) и способами работы с ними, что обеспечивает рост профессиональной компетентности[4].
По мнению Н. М. Борытко профессиональная компетентность является характеристикой, отображающей деловые и личностные качества специалиста, отражает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь профессиональных целей в определённом виде деятельности, а также моральную позицию специалиста. Уровень профессиональной подготовки, конкурентоспособность, мобильность, умение работать в коллективе, логически излагать свои мысли, общая успешность в профессиональной деятельности показывает уровень сформированности компетентности. [1]
Реализующийся "Болонский процесс" свидетельствует о необходимости использования категории "компетентность" в образовании, поскольку наряду с привычными знаниями, умениями и навыками, формируемыми в соответствии учебными программами различных
направлений и профилей подготовки в высших учебных заведениях в качестве основной задачи выступает развитие профессиональных компетенций.
А. В. Хутогорской [11] выделяет профессиональные компетенции, характерные для отечественной системы образования:
Однако понятия "компетенция" и "компетентность", хотя в ряде работ и используются как взаимозаменяемые, тем не менее имеют некоторую спецификацию, выражающуюся, прежде всего, в том, что компетентность - это более широкая категория, которая может быть представлена как интегративное качество, определяющее сведущность личности в какой-либо сфере деятельности, что позволяет охарактеризовать её как совокупность отдельны компетенций, система взаимосвязи между которыми и определяет направленность и вид компетенции.
Из чего следует, что профессиональная компетентность закладывается уже на стадии профессиональной подготовки специалиста, посредствам формирования системы его профессиональных компетенций. А. В. Хуторской рассматривает компетентность студента, как образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения[11].
Формирование профессиональной компетентности имеет особенно большое значение для обучения будущих преподавателей, которые становятся гарантами формирования интеллектуального, образованного, коммуникативного, нравственного и интеллигентного социума. Профессиональное обучение, воспитание и накопление опыта работы, то есть включение конкретного профессионального содержания изменяет сознание, делает его профессиональным. Возникнув, профессиональное сознание само становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, та и развития субъекта в целом. Учебная деятельность характеризуется, как проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Своеобразие учебной деятельности состоит в том, что в процессе ее осуществления человек усваивает знания и формируется как личность. Именно в процессе учебной деятельности в высшем учебном заведении приобретаются знания, вырабатываются практические навыки, обеспечивающие возможность применения этих знаний в определённой сфере деятельности, начинает складываться профессиональное мировоззрение, в результате чего формируются либо корректируются профессиональные представления будущих специалистов. Однако процесс обучения школьников и студентов существенно разнится как по формальной своей организации, так и по отношению к данному процессу самих объектов деятельности, то есть обучающихся. Если в школе ученики подвергаются контролю, находятся в зоне внимания взрослых, как родителей, так и учителей, а также, до определённого возраста, склонны к некритическому восприятию поступающей информации, то в процессе получения высшего образования во-первых, они получают гораздо
Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
большую свободу, во-вторых, меняется их отношение к воспринимаемой информации, которая проходит через так называемый "внутренний фильтр", отсеивающий то, что не соответствует имеющимся суждениям, ценностям, стереотипам либо, по убеждению студентов, не пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности. Эти, а также другие факторы (устремление на построение личного благополучия, ранние профессиональные пробы) приводят к резкой дифференциации студентов по степени вовлечённости в учебную деятельность.
Между тем, именно учебные дисциплины формируют профессиональные компетенции, а следовательно, лежат в основе будущей профессиональной компетентности специалистов.
В настоящее время распространённым является утверждение относительно того, что успешности формирования будущей профессиональной компетентности способствует формирование профессиональных представлений. Освоение профессии, способствующее адекватному профессиональному развитию, должно закономерно менять представления обучающихся о ней, о её нравственных, общественно значимых аспектах, а также об узкоспециальной технической стороне деятельности [9]. Неадекватность или рассогласование представлений субъекта в отношении непосредственно выполняемой деятельности, может вести к её некачественному выполнению, неадекватной мотивации, низкому уровню самоконтроля и ответственности.
Н. В. Обносов убедительно доказал, что психологической предпосылкой перехода на новый этап профессионального становления на этапе обучения является превращение неполного, малодифференцированного представления о профессии в её субъективную личностную модель, к главным признакам которой относится наполненность чувственным опытом (образы предметов труда, необходимых операций и условий деятельности в их отчётливой наглядности, образы собственных действий субъекта на рабочем месте, его состояний, типичных для данной работы, переживаний связанных с ней и т.д.)[6].
Без сомнения, на этапе получения образования чёткость и яркость профессиональных представлений определяется всей совокупностью учебной программы, освоением учебных дисциплин, погружением в учебно-профессиональную деятельность. Однако в любом учебном плане можно выделить предметы, в процессе освоения которых происходит некоторый прорыв, резкая перестройка в представлениях о выбранной сфере профессиональной деятельности. Подобные предметы могут стать некой лакмусовой бумагой, позволяя отследить трансформацию системы профессиональных представлений и профессиональной компетентности будущих специалистов.
Исследование, направленное на отслеживание динамики профессиональной компетентности в процессе освоения курса "Психология профессиональной деятельности" и практикума "Психология труда" проводилось на студентах третьего курса факультета педагогики и практической психологии Южного федерального университета; и включало три этапа: до начала изучения соответствующих дисциплин, в процессе их изучения и после окончания изучения.
На каждом этапе студенты были продиагностированы при помощи следующих методов: опросника "Представления об объекте деятельности" Е.И. Рогова [9] и
модифицированного варианта анкеты В.И. Зверевой и П.И. Третьякова "Диагностика профессиональной компетентности учителя"[3].
Опросник Е. И Рогова состоит из двух взаимодополняющих разделов: первый направлен на выявление представлений о будущей профессиональной деятельности в целом и подразумевает развёрнутые ответы респондентов, второй ориентирован на выявление
представлений о тех объектах, с которыми будущий специалист будет взаимодействовать непосредственно в процессе своей профессиональной деятельности и состоит из прилагательных, ранжированных по принципу семантического дифференциала, классифицируемых по чётырём категориям: чёткость образа, активность образа, сила образа, оценки образа. [9]
Анкета В.И. Зверевой и П.И. Третьякова направлена на получение развёрнутых ответов о роли и месте использования приобретаемых знаний в будущей педагогической деятельности, методах и приемах, реализуемых в практической деятельности, приёмах и методах самообразования[3].
В результате применения методики Е. И. Рогова были получены данные, представленные на диаграмме 1.
чёткость оценка сила образа активность образа образа образа
до изучения курсов в процессе изучения курсов I после изучения курсов
6
5
4
3
2
1
0
Диаграмма 1. Динамика профессиональных представлений студентов
На диаграмме прослеживается отчётливая тенденция к увеличению всех показателей в восприятии образа объекта будущей профессиональной деятельности. Фактор чёткости свидетельствует о том, что в процессе изучения дисциплин испытуемые всё больше принимают объект, у них возрастает склонность осознавать его как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Фактор Силы образа свидетельствует о развитии волевых сторон объекта, как они оцениваются самими испытуемыми. Увеличение значений говорит о восприятии объекта, как уверенного, независимого, склонного рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Возрастание значений по шкале активность образа указывают на его высокую общительность, эмоциональную отзывчивость, импульсивность; показатели по данной шкале претерпели наименьшие изменения, находясь и на начальном этапе исследования на достаточно высоком уровне. И наконец, высокие оценки по фактору четкости образа свидетельствуют о его точности, контрастности, адекватности, яркости в сознании субъекта. Значимость различий была установлена по факторам чёткость и оценка образа между начальным и итоговым диагностическим исследованием.
Данные относительно степени профессиональной компетентности студентов, исследуемой с помощью методики В.И. Зверевой и П.И. Третьякова, были сгруппированы по 3-м шкалам: представления о роли и месте использования приобретаемых знаний, знание методов и владения приёмами профессиональной деятельности, владение технологиями самообразования и представлены на диаграмме 2.
роль и место знаний методы и приёмы технологии
работы самообразовния
Диаграмма 2. Динамика профессиональной компетентности студентов
В результате было установлено, что в процессе изучения соответствующих дисциплин у студентов уточняются представления о роли и месте использования приобретаемых знаний в будущей педагогической деятельности, они лучше ориентируются в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов профессиональной деятельности, раскрывают технологии самообразования.
Подводя итог проведённому исследованию можно сделать вывод о существовании некоторых общих тенденций, заключающихся в следующем:
• учебный предмет может являться фактором формирующим и уточняющим не только отдельные компетенции, заложенные в программе, но и профессиональные представления студентов в целом;
• с улучшением качества профессиональных представлений будущих специалистов повышается степень их профессиональной компетентности; а следовательно и вероятность будущей профессиональной продуктивности.
В этой связи важным представляется вопрос о степени вовлечённости студентов в учебный процесс, их направленности на овладение учебными предметами. Поскольку реализация схемы: учебный предмет - профессиональные представления - профессиональная компетентность возможна только в случае активного участия в учебно-образовательном процессе самих студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога/Интернет-журнал "Эйдос". - 2007.
2. Г.П.Захарова Основная образовательная программа подготовки бакалавра: опыт и оценка перспектив Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования, 2012 № 2.
3. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей.- М.: УЦ "Перспектива", 1998.
4. Исмаилова Б. Х. Профессиональная компетентность как объект оценки / Б. Х. Исмаилова, С. Ю. Ашурова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 414-417.
5. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
6. Обносов В. Н. Представление о профессии, как фактор профессионального
самоопределения учащихся ПТУ: Дисс.....канд. психол. наук: М., 1998. - 190с.
7. Огарёв Е.М. Компетентность образования: социальный аспект. - СПб.: РАОИО, 1995.
8. Пиралова О.Ф. Сущность оптимизации профессионального обучения // Высшее образование сегодня - 2010. - №9
9. Рогов Е.И., Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов на Дону, 2012. с. 7.
10. Рогов Е.И., Симченко А.Н. Значение профессиональных представлений в адаптации студента к обучению в вузе // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Ростов на Дону, 2011.
11. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций //Интернет-журнал "Эйдос"
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Рецензент: Юматова Ирина Ивановна, Южный федеральный университет, кафедра специальной и практической психологии, доцент, кандидат психологических наук, E-Mail: <[email protected]>
REFERENCES
1. Borytko N. M. Professional'no-pedagogicheskaja kompetentnost' pedagoga/Internetzhurnal "Jejdos". - 2007.
2. G.P.Zaharova Osnovnaja obrazovatel'naja programma podgotovki bakalavra: opyt i ocenka perspektiv Pedagogika: Nauchno-teoreticheskij zhurnal Rossijskoj akademii obrazovanija, 2012 № 2.
3. Zvereva V.I. Diagnostika i jekspertiza pedagogicheskoj dejatel'nosti attestuemyh uchitelej.- M.: UC "Perspektiva", 1998.
4. Ismailova B. H. Professional'naja kompetentnost' kak ob#ekt ocenki / B. H. Ismailova, S. Ju. Ashurova // Molodoj uchenyj. — 2012. — №4. — S. 414-417.
5. Mitina L.M. Professional'naja dejatel'nost' i zdorov'e pedagoga: uchebnoe
posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. — 368 s.
6. Obnosov V. N. Predstavlenie o professii, kak faktor professional'nogo
samoopredelenija uchashhihsja PTU: Diss......kand. psihol. nauk: M., 1998. - 190s.
7. Ogarjov E.M. Kompetentnost' obrazovanija: social'nyj aspekt. - SPb.: RAOIO,
1995.
8. Piralova O.F. Sushhnost' optimizacii professional'nogo obuchenija // Vysshee
obrazovanie segodnja - 2010. - №9
9. Rogov E.I., Rol' professional'nyh predstavlenij v stanovlenii specialista v VUZe // Rol' predstavlenij v professional'nom stanovlenii lichnosti. Rostov na Donu, 2012. s. 7.
10. Rogov E.I., Simchenko A.N. Znachenie professional'nyh predstavlenij v adaptacii studenta k obucheniju v vuze // Psihologija obrazovanija v XXI veke: teorija i praktika. Rostov na Donu, 2011.
11. Hutorskoj A. V. Tehnologija proektirovanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij //Internet-zhurnal "Jejdos" http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm