ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Фатеева Н.М., Альберт Л.Н.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень
В данной работе представлены исследования адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении по функциональным и психофизиологическим показателям здоровья человека. Выявлено, что изменения психофизиологических показателей тесно взаимосвязаны с вегетативным фоном функциональных параметров и адаптационными возможностями организма.
Ключевые слова: здоровье студентов.
Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, а также с социальной адаптацией студентов. Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы представляет собой одну из важных общетеоретических задач и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Исследование проведено на базе Тюменского государственного университета. Обследования студенты первого курса, исследование проводились дважды - в семестровый период и во время экзаменационной сессии. Сравнительный анализ показателей уровня тревожности студентов выявил, что во время сессии количество студентов с высоким уровнем тревожности увеличивается до 75%, по сравнению с семестровым периодом (33%), повышается и процент студентов со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокой тревожности до 15% и значительно снижается процент студентов со средним уровнем с тенденцией к низкой тревожности до 9% по сравнению с данными семестрового периода.
Анализ исследования характерологических особенностей темперамента показал, что в период сессии снижается экстравертность до умеренного уровня, а нейротизм, наоборот, повышается до значительного уровня. Показатель сопротивляемости стрессу выявил у студентов с выраженным нейротизмом преобладание высокой
стрессоустойчивости.
Изменения психофизиологических показателей в период сессии тесно взаимосвязаны с вегетативным фоном функциональных параметров. Так, показатель пропорциональных отношений ЧСС/ЧДД увеличивается в период сессии по сравнению с исходными значениями (у 70% выше нормы в сессию, у 30% - в семестровый период), что свидетельствует о напряжении в функциональной системе обеспечения организма кислородом. Влияние экзаменационного стресса на вегетативную нервную регуляцию проявляется повышением активации
симпатической регуляции сердечно-сосудистой системы. Во время сессии наблюдается снижение вегетативного равновесия на 17% и возрастает симпатический тип регуляции до 86%. Это подтверждается исследованием адаптационных возможностей организма по методу Р. М. Баевского: во время сессии у 26% студентов отмечается снижение адаптационных возможностей организма.
Таким образом, у студентов в период сессии отмечается напряженность функциональных и
психофизиологических показателей, направленных на адаптацию к успешной сдаче экзаменов, что
подтверждается хорошими результатами экзаменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
THE STUDY OF STUDENTS ADAPTATION TO THE EDUCATION AT AN INSTITUTION OF HIGHER LEARNING
Fateeva N.M., Albert L.N.
Tyumen State University, Department of Age Physiology, 625016, Str. 9th May, № 5, Tyumen, Russia.
The studies of students adaptation to the conditions of the education at an institution of higher learning according to the functional and psychophysiological parameters of human health are present in this work. It is revealed that the changes of the psychophysiological indices are closely interrelated with vegetative background of the functional parameters and adaptative body possibilities.
Key words: students health.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010