Д.А. Марьясис
Израильские месторождения газа — новая реальность энергообеспечения страны, новые горизонты
Россия в силу своих географических особенностей является сегодня одним из крупнейших производителей и экспортеров углеводородов в мире. Израиль в то же время до последних лет считался страной, крайне зависимой от внешних поставок энергоносителей, что делало его стратегически достаточно уязвимым. Однако в последнее время картина начала стремительно меняться. В этой статье мы рассмотрим новую для региона ситуацию, связанную с открытием на средиземноморском израильском шельфе значительных запасов природного газа; проанализируем новые возможности и проблемы, встающие в связи с этим перед Израилем и другими странами Ближнего Востока; обсудим возможные варианты участия России в эксплуатации найденных месторождений.
Израиль же с самого начала своего существования оказался в сложном положении с точки зрения поставок энергоносителей. Будучи одной из немногих разделяющих западные ценности демократических стран, находящихся географически рядом с крупнейшими запасами нефти и газа, страна была, по сути, от них изолирована из-за арабского бойкота. Только в 1990-х гг. по мере улучшения отношений с Египтом появилась возможность получать газ из этой страны, которая полностью реализовалась только в 2000-х гг. Однако научно-технический прогресс внес свои корректировки и в эту ситуацию. В 2010 г. подтвердилось наличие больших запасов природного газа на шельфе Средиземного моря. Стало очевидно, что положение страны с этой точки зрения может сильно измениться. Сегодня есть основания говорить о том, что обнаруженные запасы окажут большое влияние и на геополитическую обстановку в регионе. О различных аспектах сделанных открытий и вариантах будущего развития событий и пойдет речь далее.
Ситуация с природным газом в Израиле
Общие сведения1
Освоение газовых месторождений Израиля началось в конце 1950-х гг., когда на западном побережье Мертвого моря, в северо-западной части пустыни Негев, было обнаружено месторождение <^о11аг»,
1 Этот раздел подготовлен на основе материалов дипломной
работы студентки ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова Суворо-
вой М.С. «Стратегия энергетического развития Израиля в первой четверти XXI века». М., 2011 г.
где наряду с газом отмечалось наличие нефти. В настоящее время данное месторождение снабжает газом город Арад.
В конце 1990-х Израиль планировал прокладку трубопровода из Египта для транспортировки газа. Однако в 1999 г. предприятием «Yam Tethys Joint Venture» были обнаружены месторождения «Noa» и «Mari-B». Совладельцами этого совместного предприятия являются «Noble Energy» (бывший «Samedan»), «Avner Oil Limited Partnership», «Delek Drilling Ltd Partnership» и несколько других подразделений компании «Delek Group». Суммарные запасы газа на них были оценены в 32 млрд м3. В феврале 2004 г. начались поставки газа с месторождения «Mari-B». Установка дополнительной наземной и подводной инфраструктуры для продвижения газа на местные рынки продолжается и в настоящее время, эти работы осуществляются государственной компанией «Netivey Gas» («Israel Natural Gas Lines Ltd» — INGL). Начало эксплуатации «Mari-B» позволило рассчитывать на продажу 114 млн м3 газа в год нефтеочистительному заводу в Ашдоде. Кроме того, «Yam Tethys» также планировал повышать пропускную способность береговой инфраструктуры до 6,2 млрд м3 в год, чтобы она соответствовала мощности оборудования на самом месторождении и отвечала растущему спросу на газ.
Еще одним игроком на израильском газовом рынке является «Eastern Mediterranean Gas» (EMG), объединенная египетско-израильская группа компаний, в которую входят «Egyptian General Petroleum Corp.» (EGPC — 68,4%), «Merhav» (25%) и «Ampal-American Israel Corp.» (6,6%). Компания занимается поставками сжиженного природного газа (LNG) из Египта, а также эксплуатирует 100-километровый подводный участок Арабского газопровода («Arab Gas Pipeline») «Эль-Ариш — Ашкелон». Его запуск произошел в феврале 2008 г., а договор на 15 лет между Египтом и Израилем о поставках 1,7 млрд м3 природного газа в год по данной ветке был подписан еще в 2005 г.
И произведенный «Yam Tethys», и доставленный из Египта природный газ в Израиле закупается индивидуальными потребителями через частных поставщиков — «Delek» или EMG соответственно. Эта практика во многом отлична от опыта других стран, где газ используется в качестве топлива, и особенно стран, сопоставимых с Израилем по площади.
В большинстве случаев либо государственные, либо регулируемые государством компании являют-
ся первичными закупщиками газа, распространяя его впоследствии среди своих клиентов либо напрямую, либо через распределительные компании. Такая система объясняется сложностью транспортировки газа, для осуществления которой необходима дорогостоящая инфраструктура. Объем требуемых для этого инвестиций предполагает, что поставщики берут на себя долгосрочные обязательства (что в том числе сокращает количество потенциальных источников газоснабжения, делая газ возможным предметом эмбарго и инструментом экономического и политического шантажа).
К тому же природный газ более взрывоопасен, чем другие виды топлива. Это предполагает необходимость более надежных систем для достижения необходимого уровня физической безопасности других инфраструктурных объектов, людей и близлежащих районов при использовании природного газа по сравнению с другими видами первичной энергии.
Все эти факторы учитывались при закладке израильской газовой инфраструктуры, однако в большей степени на ее развитие повлияло желание избежать появления еще одной монополии, избавление от которых является серьезной проблемой израильской экономики2.
В 2003 г. была основана государственная компания ШвЬ. Она получила льготы на природный газ с целью разработки и создания южной части национальной газовой системы Израиля. Согласно трехстороннему соглашению (между правительством Израиля, ШвЬ и Израильской электрической компанией — ИЭК), подписанному в ноябре 2004 г., ИЭК встанет во главе и будет финансировать проект, чей утвержденный бюджет — $249 млн — будет возвращен компании по прошествии 15 лет.
Морской участок (около 90 км) между Ашдодом и Тель-Авивом/Хадерой/Дором был построен при финансовой поддержке и обязательствах ИЭК. На участке Ашдод-Тель-Авив газ уже подается. Подключение к электростанции «Hagit» проходит также под ответственностью ИЭК. Участок Ашдод-элект-ростанция «Gezer»-Кирьят Гат-Ашкелон был завершен и введен в эксплуатацию. Участок к югу от Ки-рьят Гата был завершен в 2008 г. Северный участок Электростанция «Hagit»-Тель Кашиш-Хайфа-Алон Тавор должен был быть запущен к концу 2009 г., но в начале 2011 г. все еще находился на стадии строительства3. Компания прилагает все возможные
усилия по подключению к трубопроводу расположенных рядом с ним промышленных зон, таких как Рамат Ховав и Мишор Ротем.
ИЭК и сотрудничали на основе временного контракта, оговаривавшего поставку газа на определенный участок до июня 2006 г., когда ими был
2 Popper S.W., Griffin J., Berrebi C. Natural Gas and Israel's Energy Future . Santa Monica: RAND Corporation, 2009, c. 13-14.
3 nwp nit noas’, nn’y m noas’ as"o (Israel Natural Gas Lines Ltd. Natural Gas Market — Hebrew.) www.ingl.co.il.
подписан пятнадцатилетний контракт. В феврале
2008 г. его заменило аналогичное, но скорректированное долгосрочное соглашение о транспортировке газа.
Следует отметить, что начиная с 2004 г. ИЭК проводит переключение своих станций на природный газ. Дело в том, что его использование очень выгодно электрической компании, так как расход природного газа на выработку энергии ниже даже, чем расход нефтяного газа, а КПД при правильном использовании гораздо выше. Потребление этого энергоносителя из года в год растет, и уже в 2006 г. объем используемого газа уступал только объему используемого угля. Долю газа в выработке электроэнергии планируется довести до 60% и более. По состоянию на 2010 г. источником порядка 40% произведенной ИЭК энергии послужил этот углеводород. Поставщиками газа стали: «Yam Tethys», осуществляющая поставки для ИЭК с месторождения «Mari-B» по одиннадцатилетнему контракту на 18 млрд м3; а также EMG, о контракте с которой упоминалось выше. ИЭК использует природный газ на своих электростанциях «Eshkol» в Ашдоде (с февраля 2004 г.) и «Riding» (с июля 2006 г.). Кроме того, на стадии строительства находятся еще несколько комбинированных газотурбинных циклов для будущего пользования на станциях «Hagit» и «Gezer».
В первом десятилетии XXI в. потребление газа в Израиле постоянно росло, что видно из приведенной ниже таблицы:
Потребление природного газа в Израиле, млрд м3
2004 2004 2004 2000 2000 2000 2010 20П
1,2 1:2 2,3 2,8 44 4,5 5,3 5,0
Источник: BP Statistical Review of World Energy. June 2012. www.bp.com.
О том, что газ занимает все более значительное место в израильской энергетике, свидетельствует то, что частные компании также переходят к его использованию в целях производства электроэнергии. Так, на начало 2014 г. намечено начало эксплуатации крупнейшей частной электростанции в стране в Тель-Цафите, которая будет построена в 2 этапа по 435 МВт каждый, и топливом для электрогенерации на которой будет служить именно природный газ.
В 2009 г. произошло, пожалуй, одно из самых значимых событий в истории Израиля начала XXI в. — консорциум, возглавляемый американской частной компанией «Noble Energy», открыл два крупнейших газовых месторождения на израильском шельфе Средиземного моря. Первое из них — «Tamar» — расположено в 92 км от берега; глубина моря в этом месте составляет около 1600 м, мощность пласта 140 м, площадь месторождении составляет 250 км . По состоянию на июль 2012 г. доказанная величина запасов природного газа в месторождении составляет 238 млрд м3. По данным на август 2012 г., первые поставки газа из него начнутся во второй половине
2013 г. Общая величина затрат на запуск газодобычи на месторождении «Tamar» составляет $3 млрд. Прибыль от эксплуатации месторождения составит не менее $70 млрд. В тот же год консорциум обнаружил и месторождение «Leviathan», находящееся на глубине 5200 м и на удалении 130 км от берега, которое стало крупнейшим по разведанным запасам газа по состоянию на июль 2012 г. — 586,25 млрд м3. Исходя из опубликованных планов «Noble Energy» должна начать эксплуатацию этого месторождения в 2016 г. В результате сделанных открытий общий объем доказанных месторождений природного газа в Израиле по состоянию на лето 2012 г. составил приблизительно 853 млрд м3.
Таким образом, ситуация в сфере газодобычи и газопользования в Израиле кардинально меняется. Как бы ни складывались обстоятельства, очевидно, что использование газа в стране будет только расти. Ожидается увеличение его доли в производстве электроэнергии за счет значительного снижения использования угля.
Изменение ситуации в 2011-2012 гг.
В 2011 г. произошло кардинальное изменение в сфере поставок газа из Египта — основного внешнего поставщика этого энергоносителя в Израиль, обеспечивающего 40% потребляемого в стране газа. Свержение правительства Хосни Мубарака привело к полной дестабилизации обстановки в Египте. Уже 5 февраля произошел первый подрыв газотранспортной системы, нарушивший поставку природного газа из этой страны. 15 марта поставки газа возобновились. Однако к концу месяца их объем не достиг даже 80% от необходимого в рамках подписанного двустороннего договора. В апреле произошло вторичное прекращение поставок египетского газа в Израиль по причине подрыва газопровода. При этом министр нефти нового правительства Египта Абдулла Гхораб сказал, что его страна не обязана платить неустойку Израилю, так как прекращение поставок вызвано чрезвычайными обстоятельствами. В июне после полуторамесячного перерыва поставка египетского газа в Израиль возобновилась, однако объем поставок составил лишь 30% количества, поставляемого Египтом в Израиль до террористических атак начала 2011 г. В июле было совершено еще 3 подрыва египетской газотранспортной системы на Синае.
При этом нельзя сказать, что египтяне совсем не заботились о своем международном имидже. Так, компания «Gamco», являющаяся оператором газопровода, по которому осуществляются поставки газа в Иорданию и Израиль, провела в августе
2011 г. комплекс мероприятий по защите трубы в проблемных районах специальным взрывоустойчивым покрытием. Этот проект обошёлся египтянам в $1,8 млрд. Кроме того, труба была застрахована
дорогостоящим полисом, стоимость которого превысила $106 млн4.
Однако проведенные египтянами мероприятия ситуацию не изменили. Хотя в октябре 2011 г. поставки были частично восстановлены, однако в ноябре произошёл очередной подрыв. Таким образом, теракты
2011 г. привели к тому, что 200 дней из 365 газ из Египта в Израиль не поступал. В январе 2012 г. поставки газа из этой страны были вновь частично восстановлены. В феврале и марте 2012 г. также происходили подрывы газопровода, после которых имело место лишь частичное возобновление поставок египетского газа в Израиль.
В течение 2011 г. в Израиле рассчитывали, что египтянам все же удастся восстановить порядок на газотранспортной системе и поставки газа оттуда продолжатся и в 2012 г., что позволило бы израильтянам продержаться до начала эксплуатации собственных больших месторождений. Однако прекращение терактов на газопроводе, как оказалось, не гарантировало автоматического возобновления поставок, так как — неожиданно для Израиля, — несмотря на наличие действующего договора, встал вопрос увеличения цены египетского газа. Дело в том, что с приходом в Египте к власти нового правительства в 2011 г. всё чаще стали раздаваться голоса о необходимости пересмотра двустороннего соглашения по поставкам газа в Израиль.
Дело в том, что существующий двусторонний договор о поставках египетского газа в Израиль по выгодной для последнего цене (тариф для Израиля ниже, чем для стран Европы, но выше, чем для Сирии, Иордании и Ливана) вызывает массу вопросов у нового египетского истеблишмента. К тому же уже имеется прецедент — в 2009 г. прошел раунд повышения цены на 46%. Египетские власти прикладывают все усилия, чтобы добиться повышения цены поставок. Израильские представители поначалу ограничивались выражением общей надежды на возвращение к достигнутым договоренностям, не вдаваясь в детали. Однако напряжение вокруг поставок египетского газа в Израиль продолжало нарастать. В результате EMG (среди крупных акционеров которой есть, помимо представителей США и Таиланда, представители Израиля) объявила о желании подать иск в размере $8 млрд в вашингтонский Международный арбитражный суд относительно невыполнения Египтом договорных обязательств по отношению к Израилю из-за постоянных терактов на Синае (по состоянию на лето 2012 г.суд должен состояться в октябре этого года). В свою очередь, министр нефти и газа Египта, с одной стороны, пригрозил разорвать контракт с Израилем, с другой — потребовал, чтобы сумма контракта на поставки египетского газа в Израиль была увеличена до $10 млрд. Какова сумма контракта в настоящее время, неизвестно.
4 Ради Израиля: на Синае строят взрывоустойчивый газопровод. Mignews,com, 18.08.2011.
Экономические обозреватели указывают на то, что разбирательство в международном арбитраже, независимо от исхода, приведет к большому скандалу и неминуемому дальнейшему падению привлекательности Египта для международных инвесторов.
В январе 2012 г. стало известно, что министр топлива Египта провел успешные переговоры со странами-импортерами египетского газа о росте стоимости его поставок на 30%. При этом министр сообщил, что есть одна страна, с которой не удалось договориться. Он ее не назвал. Но, судя по всему, речь идет как раз об Израиле.
Финалом конфликта вокруг поставок египетского газа в Израиль стало одностороннее расторжение египетской стороной действующего контракта по поставкам этого энергоносителя. Это произошло в конце апреля 2012 г. Случившееся является нарушением мирного договора между двумя странами. В Египте готовы продолжить поставки газа в Израиль только по новому контракту с более высокой ценой. Израильские официальные лица пока не склонны педалировать решение проблемы на дипломатическом уровне, предпочитая считать это сугубо коммерческим спором. Между тем необходимо отметить, что в начале апреля 2012 г. в очередной, уже 14-й, раз с момента свержения Х. Мубарака зимой
2011 г., был взорван газопровод на Синае. Таким образом, он так и не был введен в эксплуатацию с 5 февраля этого года. В связи с этим некоторые эксперты склонны рассматривать произошедший разрыв двустороннего договора как попытку затянуть время, чтобы не компенсировать Израилю и другим странам-клиентам издержек из-за невыполнения египетской стороной своих обязательств. К тому же, как известно, в самом Египте возникла нехватка природного газа для внутреннего потребления, выросшего за год на 8%. Таким образом, отказ от поставки газа в Израиль на самом деле мог быть вызван необходимостью снабдить им внутренний рынок, что и было сделано по факту.
С приходом к власти в Египте нового президента М. Мурси ситуация не изменилась. Представляется, что Израиль не пойдет на египетские условия и будет использовать альтернативные источники для обеспечения себя газом в период до введения в эксплуатацию шельфового месторождения «Ташап>.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что основной производитель электроэнергии в Израиле — ИЭК — была вынуждена переключиться на другие виды топлива. Еще после первого подрыва газопровода компании пришлось тратить дополнительные $1,5 млн в день на закупку дизельного топлива и мазута, стоящих в 10 раз дороже природного газа. Летом 2011 г. финансовая нагрузка на ИЭК настолько увеличилась, что от правительства Израиля потребовалось немедленно предоставить компании финансовую помощь в размере 3-3,5 млрд шек. Возникла необходимость повысить тарифы на электроэнергию в стране. Изначально обсуждалась возмож-
ность их роста на 20%. Однако в результате экстренных мер, предпринятых правительством Израиля, удалось уменьшить эту величину на 10%. Это было достигнуто, в частности, путем ретроактивного сокращения министерством финансов страны ввозной пошлины на дизельное топливо, а также одобрения министерством охраны окружающей среды временного перехода некоторых электростанций на мазут, что хотя и наносит вред экологии, но зато значительно дешевле.
По подсчетам экспертов, если ситуация не изменится, то к середине 2013 г. ущерб экономики страны из-за необходимости переходить на более дорогие и менее эффективные способы производства электроэнергии может достичь 15 млрд шек. Дело в том, что из-за нехватки природного газа в 2011 г. на 200% выросло потребление дизельного топлива для производства электроэнергии, а использование в тех же целях нефти выросло в указанный период на 108%. Совокупное потребление нефтепродуктов в Израиле и ПНА выросло в 2011 г. на 5%, достигнув 11 млн тонн.
Для того чтобы справиться со сложившейся ситуацией, в любом случае необходимо продолжать процесс увеличения тарифов на потребление электроэнергии, начатый в 2011 г. Однако это очень чувствительный момент для населения страны, которое и так не очень довольно социально-экономической политикой правительства. ИЭК требовала в январе 2012 г. увеличения тарифов в текущем году на 13%. С целью смягчения ситуации Управление общественных ресурсов Израиля выдвинуло предложение разбить это увеличение на 3 года: 6,6% в
2012 г., 2,6% в 2013 г., 3,7% в 2014 г. Для этого предлагается государству сильно снизить финансовую нагрузку на ИЭК путем значительного сокращения таможенных пошлин на ввозимое компанией топливо. Вместе с тем ИЭК тоже должна выполнить свои обязательства по повышению эффективности работы, а также впервые за многие годы осуществить размещение своих ценных бумаг на бирже.
В результате переговоров между правительством и ИЭК данное предложение было принято. Однако уже к марту 2012 г. стало очевидно, что компании приходится тратить более значимые по сравнению с первоначальными расчетами суммы на покупку дизельного топлива, что привело к дефициту бюджета ИЭК в размере 3 млрд шек. В связи с этим Агентству государственных услуг Израиля пришлось в марте одобрить увеличение на 8,9% тарифа на пользование электроэнергией, которое вступило в силу уже в апреле 2012 г. По состоянию на март 2012 г., с лета 2011 г. цены на электроэнергию в Израиле выросли на 25%.
К этому следует добавить, что в 2011 г. на 31% по сравнению с 2010 г. возросло использование единственного на сегодняшний день эксплуатируемого Израилем оффшорного месторождения газа «Yam Tethys», что привело к его истощению к концу того же года.
Сложившаяся вокруг египетского газа ситуация заставила пересматривать свои планы и компании-разработчики средиземноморских шельфовых месторождений. Так, владельцы небольшого израильского месторождения «№эа» (см. выше), располагающегося на шельфе напротив Сектора Газа, стали серьезно рассматривать планы начала его эксплуатации в ближайшем будущем. Ранее считалось неприбыльным эксплуатировать «№эа», так как для этого нужно потратить $200 млн, а выход газа составляет всего 2 млрд м3, что было малорентабельным. Однако повышение цен на газ в регионе из-за перебоев с египетскими поставками изменило положение. Появилась возможность получить за указанное количество газа $600 млн, что сделало эксплуатацию этого месторождения рентабельным. К тому же в июне 2011 г. владельцам месторождения удалось доказать израильским властям, что эксплуатация «Ша» не повлияет на запасы газа, находящиеся в экономической зоне ПНА. Таким образом, все препятствия, как экономические, так и политические, к началу разработки месторождения устранены.
В свете острой нехватки энергоресурсов правительство Израиля ищет различные способы обеспечить бесперебойные поставки газа в страну как минимум в 2012-2013 гг. Так, в июле 2011 г. было решено построить плавающий терминал для газоналивных танкеров и приобрести судно с оборудованием, позволяющим возвращать газ из сжиженного состояния в газообразное. В частности, в море, в 10 км от Хадеры, строится терминал для приема танкеров. Считается, что инфраструктура будет готова к концу
2012 г. и сможет принимать до 2,5 млрд м3 природного газа в год. Важным негативным аспектом этого проекта является его дороговизна (полученный таким образом газ будет в 2-3 раза дороже египетского), хотя это всё же дешевле использования других видов топлива.
Интересно, что некоторые страны уже выражают готовность осуществлять поставки сжиженного газа в Израиль. Так, в начале мая 2011 г. арабские СМИ сообщили, что Катар якобы предложил Израилю поставки природного газа. Министр индустрии и коммерции этой страны Хассан Абдулла Фахро позвонил министру инфраструктуры Израиля и выразил готовность подписать контракт о поставке газа на неограниченный период времени и по ценам ниже рыночных. Подтверждения, как и опровержения, этой информации по состоянию на август
2012 г. не поступило.
Возможности увеличения доказанных запасов
Открытые месторождения позволили предполагать, что в Израиле могут находиться еще более значительные резервы углеводородов, как газа, так и нефти. Представители частного бизнеса и государственные структуры продолжили геологоразведку как в самом Израиле, так и на шельфе. Более того,
власти страны решили в ближайшем будущем нанять консультантов по разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, а также экспертов по правовым вопросам в этой сфере.
Весной 2011 г. прошла информация, что, по данным компании «Noble Energy», существует большая вероятность увеличения разведанных запасов израильского шельфового газа приблизительно на 30%. В частности, были проведены новые тестовые бурения в районе месторождения «Tamar», в результате чего был обнаружен еще один газоносный слой толщиной 25 м. Бурение третьей тестовой скважины показало, что на глубине в 5160 м ниже уровня моря есть не замеченный ранее газоносный пласт, однако по первым результатам невозможно оценить имеющийся в нем запас газа и, соответственно, решить, рентабельна ли разработка скважины «Tamar-3»5.
Также стало известно, что ученые университета Хайфы предполагают: газовые месторождения «Leviathan» и «Tamar» могут быть только началом. Источников газа, причем более близких к берегу, у Израиля может быть гораздо больше. Поводом для этого послужило обнаружение многочисленных утечек и просачиваний газа с морского дна в районе Акко, Тель-Авива и Ашдода. Природа этих утечек пока не ясна, но она может указывать на наличие крупных газовых месторождений. В отличие от «Leviathan», который необходимо бурить на глубине 5200 м, и «Tamar» — на глубине 1600 м, речь идет о признаках наличия газа в непосредственной близости от побережья, т.е. на глубине всего 40-50 м, а иногда и 10 м. Исследование возможности добычи газа из месторождений, расположенных непосредственно у береговой линии, является передним краем современной науки. Трудность заключается в том, что пока механизм подобной разработки не придуман. Газ находится в ледяных ловушках, лежащих под морским дном. Традиционно на шельфе занимаются добычей газа, находящегося в каменных резервуарах на очень большой глубине. Если будет придуман способ добычи газа на мелководье, это открывает перед энергетикой совершенно новые перспективы. Ученые уверены, что, по крайней мере, часть подобных месторождений возобновляема. Однако говорить об этом пока еще очень рано.
Другая оптимистичная новость из области энергетики пришла из иерусалимского Еврейского университета. Она, правда, несколько выходит за рамки данной статьи, так как относится к нефти, но в свете общих вопросов энергетики, а также возможности добычи попутного газа при эксплуатации нефтяных месторождений представляется интересным дать
5 В июле 2011 г. голландская компания «Netherland Sewell and Associates Inc» провела свою оценку доказанных и потенциальных запасов природного газа на месторождении «Tamar» и получила результат в 258 млрд м3, что добавляет еще
20 млрд м3 к уже доказанному объему. Пока непонятно, как эта информация коррелирует с предварительными данными геологоразведки компании «Noble Energy».
краткую информацию и об этом. Итак, геологическая карта, представленная в университете в конце мая 2011 г., показала, что Левантийский бассейн, который включает в себя ряд значительных месторождений природного газа, может содержать еще и большое количество нефти. Д-р Яаков Мимран отмечает, что, если при бурении в районе месторождения «Leviathan» будет обнаружена нефть, есть шанс, что еще больше «черного золота» ждет своего открытия в аналогичных слоях. Согласно представленной карте получается, что еще несколько шельфовых зон, где проводится геологическая разведка, могут содержать нефть. Израиль, судя по всему, расположен на огромных нефтяных месторождениях. Израильская компания «Energy Initiatives» надеется к концу 2011 г. приступить к осуществлению пилотного проекта, который позволит пока получать до 50 тыс. баррелей нефти в день, или одну пятую от нынешнего потребления Израиля. Нефтяные месторождения занимают 15% территории страны. По оценкам министерства инфраструктуры, у Израиля могут оказаться одни из крупнейших запасов нефти в мире. Всемирный энергетический совет полагает, что на территории Израиля может находиться до 250 млрд баррелей нефти, что почти равно разведанным запасам нефти в Саудовской Аравии6.
Драматично развивались события вокруг найденного в августе 2011 г. компаниями «Delek», «Ratio» и «Noble Energy» шельфового месторождения «Dolphin-1», которое находится в 110 км от побережья Хайфы и залегает на глубине 4440 м. Сначала оценки его запасов составляли 15 млрд м3. Каждые последующие исследования увеличивали этот показатель, который достиг к февралю 2012 г.
16.5 млрд м3. Но в феврале стало известно, что голландские специалисты, проводившие экспертизу месторождения «Dolphin», на 85% сократили оценку запасов природного газа на нем. Получается, что в этом месторождении находится примерно
2.5 млрд м3. Вряд ли владельцы месторождения будут заниматься его эксплуатацией в ближайшее время, так как экономически это не обосновано.
В феврале 2012 г. также стало известно, что к северу от месторождения «Leviathan» находятся крупные месторождения природного газа. Их назвали «Tanin». Объем запасов месторождения, по предварительным оценкам, превышает 340 млрд м3. природного газа. А в июне 2012 г. техасская компания «Ryder Scott» опубликовала отчет об исследовании прибрежного месторождения «Pelagic» близ Хайфы. Компания полагает, что месторождение содержит около 189 млрд м3 природного газа и 1,4 млрд баррелей нефти. Месторождение находится в 170 км от берега Израиля.
Компания «Global Exploration» приступила в октябре 2011 г. к бурению на оффшорном месторож-
6 Моисей привел евреев к «гигантской бочке с нефтью. MIGnews.com, 01.06.2011.
дении нефти «Ofek-1» в центре Израиля. «Ofek-1» находится напротив поселка Нир Цви. Глубина скважины составит 2,5 тыс. м. Стоимость сооружения буровой — $2,5 млн. Предполагается, что запасы этого месторождения составляют около 30 млн баррелей. «Global Exploration» намерена пробурить 6-8 скважин. А в марте 2012 г. поступила информация о том, что компании «Modiin Energy» и «Adira Energy Corporation» обнаружили оффшорные месторождения нефти в 24 км к северо-западу от Тель-Авива. Речь идет о двух месторождениях, «Gabriella» и «Yitzhak». Согласно оптимистичному прогнозу, эти месторождения содержат 232 млн баррелей нефти. К этому следует добавить 51 мрд м3.
Таким образом, успехи геологоразведки позволяют сегодня экспертам отрасли полагать, что в течение нескольких лет запасы природного газа, оказавшиеся в распоряжении Израиля, составят 1-1,3 трлн м3.
Шельфовые месторождения газа. Различные аспекты новой реальности
Открытие крупных шельфовых месторождений газа создало для Израиля новую реальность. Возникла необходимость пересмотреть энергетическую политику страны, а также найти приемлемые решения проблем, с которыми она до этого момента не сталкивалась. В этом разделе рассматриваются различные аспекты абсолютно новой для Израиля ситуации.
Морские границы
По данным геологической разведки, шельфовые нефтегазовые поля располагаются на морской территории между Египтом, Израилем, Ливаном, Сирией и Кипром (см. прил. 1). Возникает вопрос согласования морских границ между соответствующими странами, для того чтобы эксплуатация месторождений одной страной не причиняла ущерб другим. В принципе для урегулирования этой проблемы существуют нормы международного законодательства об эксклюзивных экономических зонах (см. прил. 2), выраженное в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г.7 Однако существует ряд привходящих моментов.
В частности, у израильтян долгое время не было уверенности в необходимости присоединения к Конвенции ООН по морскому праву. С одной стороны, всё больше стран к ней присоединяются. Это общемировая тенденция. С другой — противники присоединения Израиля к «морской» Конвенции заявляют, что некоторые страны Средиземноморья не хотят этого делать, поскольку это море закрытое и тесное и в нем много «чувствительных» регионов.
7 Официальные материалы Конвенции: http://www.un.org/ depts/los/convention_agreements/convention_overview_ convention.htm
Например, установление морской границы между Египтом и Кипром растянулось на целых 14 лет. К тому же израильские специалисты по морскому праву утверждают, что, по сути, нет необходимости в объявлении эксклюзивной экономической зоны, так как израильский закон 1953 г. — достаточная правовая база для разведки и эксплуатации природных ресурсов. «Территория Израиля включает морское дно, пока глубина моря позволяет добычу полезных ископаемых», — говорится в этом законе8. Тем не менее возобладала точка зрения сторонников присоединения к Конвенции. 10 июля 2011 г. правительство Израиля утвердило границы исключительной экономической зоны Израиля в Средиземном море. Это означает фактическое присоединение к данному документу. Одним из главных мотивов подобного шага явилась необходимость дать чувство уверенности в завтрашнем дне иностранным компаниям, которые захотят инвестировать в нефтегазовые разработки у берегов страны.
Другим важным моментом является тот факт, что не существует однозначного метода определения границ эксклюзивной экономической зоны. Имеются два принятых в мировой практике способа: продление береговой линии в море на расстояние в 200 морских миль; проведение линии в море на то же расстояние под углом в 90 градусов по отношению к линии сухопутной границы между странами.
Израиль взял за основу второй способ. Демаркация границ с Египтом прошла успешно. 17 декабря 2010 г. было подписано соглашение о морских границах с Кипром. Однако, как и ожидалось, возникли проблемы с Ливаном. Ливанцы при определении своих морских границ использовали первый способ; таким образом, возникли территориальные разногласия с Израилем. Проблема осложняется тем, что страны находятся в состоянии войны. К тому же некоторые радикальные группировки в самом Ливане (в основном Хизболла и подконтрольные ей группы) пытаются использовать этот юридический и экономический спор для разжигания ненависти к Израилю и эскалации напряженности в регионе.
Так, еще осенью 2010 г. усилиями Ливана в этот территориальный спор включилась ООН. Интересно, что на первый запрос представителей этой страны с просьбой принять участие в демаркации водной границы между Израилем и Ливаном представители ООН ответили отказом. Однако позднее специальный координатор этой организации по Ливану Майкл Вильямс высказался в том смысле, что у Ливана есть право получать доход от газа, найденного на шельфе Средиземного моря. Это означало некоторое изменение позиции ООН в данном вопросе и стремление организации играть более активную роль в урегулировании противоречий между двумя странами в сфере эксплуатации шельфовых место-рождений9.
8 Израиль на пути к объявлению эксклюзивной экономической зоны. www.zman.com. 30.06.2010.
9 По материалам статей израильского экономического издания «Globes» за январь 2011 г.
После того как Израиль официально определил границы своей эксклюзивной экономической зоны, Ливан снова обратился в ООН. Но, поскольку единственного «правильного» варианта не существует, странам предложено договориться. Однако Израиль с Ливаном по указанным выше причинам этого сделать в ближайшее время, судя по всему, не могут. Нельзя сказать, что ливанский вариант серьёзно угрожает шельфовым месторождениям газа, которые Израиль считает своими, а именно: «Leviathan», «Tamar», «Sarah», «Mirra». По нынешней ливанской версии они в любом случае находятся на территории Израиля. После открытия месторождения «Tamar» в
2009 г. ливанцы пытались доказать, что оно лежит в их водах, но достаточно быстро стало понятно, что эти претензии безосновательны. Однако Ливан претендует на часть вод экономической зоны Израиля, в которых, согласно оценкам геологов, могут находиться крупные залежи полезных ископаемых. В частности, речь идет о газовых и нефтяных полях «Ruth» и «Alon». Израиль собирается подать на них заявку в ООН. Ожидается, что эта организация назначит своего арбитра в споре. Вместе с тем, судя по реакции ливанских властей, соседи Израиля вряд ли согласятся с каким-либо решением, если оно не будет их устраивать. Пока эксплуатация этих полей является делом будущего, но не такого далекого. Таким образом эта проблема должна быть урегулирована, иначе возможна эскалация конфликта в регионе.
Внешнеэкономические аспекты
Как только были доказаны значительные запасы шельфового газа, стали обсуждаться варианты их использования. В принципе наиболее логичным и широко поддерживаемым является вариант, при котором Израиль будет экспортировать газ и импортировать нефть, став при этом чистым экспортером энергоносителей. Существует также подход, в соответствии с которым экспортоориентированная стратегия в этой сфере для Израиля не подходит.
Вторая позиция наиболее полно была озвучена в ходе ежегодной Герцлийской Конференции, прошедшей в феврале 2012 г. Некоторые израильские экономисты предупредили правительство о необходимости пересмотра разделяемого многими предположения о выгодах экспорта газа, которое постепенно превращается в аксиому. Эксперты указывают на то, что прежде всего следует изучить вопрос о замене газом бензина в общественном транспорте. Это позволит стране экономить до $2,65 млрд в год. Кроме того, следует помнить о том, что энергопотребление в Израиле будет постоянно расти, главным образом из-за необходимости опреснения всё большего количества воды. На опреснение воды будет уходить до 10% производимой в стране энергии. Опреснение воды в промышленных масштабах
имеет дополнительные плюсы. Оно позволит продавать воду соседним странам — Иордании, Ливану и, возможно, Сирии. Некоторые эксперты считают, что экспорт газа может не улучшить, а, наоборот, значительно ухудшить и экономическое положение Израиля, и его безопасность. Так как для этого Израилю потребуется создать чрезвычайно дорогостоящую и уязвимую инфраструктуру — заводы по сжижению газа и терминалы для экспорта газа в сжиженном виде (LNG). Танкеры и терминалы LNG сами по себе являются прекрасной мишенью для террористов. Кроме того, экспорт газа из Израиля, по их мнению, противоречит основам экономической логики. Израиль выходит на газовый рынок в момент, когда несколько гигантов — Россия, Австралия, Индонезия — остро конкурируют за новые рынки сбыта. Это, скорее всего, приведет к снижению цен. Себестоимость добычи в Израиле будет относительно высокой из-за того, что месторождения расположены достаточно глубоко под водой. Эксперты также полагают, что государство обязано разработать внятную энергетическую политику, которая предусматривает диверсификацию источников энергии. Опора только на один источник может стать стратегической ошибкой.
Судя по всему, в Израиле все же возобладал подход, ориентированный на экспорт природного газа. При этом он не исключает значительного увеличения доли газа в энергобалансе страны. Уверенность в правильности избранной стратегии крепла по мере того, как стала поступать информация о заинтересованности, проявленной Японией, Тайванем и Южной Кореей к новым израильским месторож-дениям10. Подобная заинтересованность могла бы стать основой международного сотрудничества в регионе и стартовой площадкой внешнеэкономической активности Израиля по продаже добытого газа. Также есть данные, что частная израильская компания «All Energy Holding» начала в конце 2010 г. переговоры с китайским энергетическим гигантом «Sinopec». Этот концерн заинтересован войти на израильский энергетический рынок, и в частности начать инвестировать в разработку ряда месторождений энергоресурсов у израильского побережья. Препятствием для заключения такого рода соглашения является, по данным израильского информационного экономического издания «The Marker», тот факт, что китайская корпорация является с 2007 г. одним из ключевых партнеров Ирана в энергетической сфере.
Однако, чтобы доставить газ в ЮВА, необходимо создать инфраструктуру его сжижения, что может стоить порядка $6 млрд, не говоря уже о необходимости выделения под это земли на средиземноморском побережье, которая сама по себе на вес золота в Израиле. Ряд специалистов считают такой проект более безопасным по сравнению со строительством
10 Barkat A. Energy-starved Asia waits for Leviathan. www.globes. co.il, 29.12.2010.
длинных трубопроводов на проблемной с политической точки зрения территории. Существует вероятность поставки газа по трубам на один из двух заводов по сжижению газа в Египте. Однако в свете последних событий «арабской весны» этот вариант серьезному рассмотрению не подлежит. Специалисты «Noble Energy» также рассматривали вариант строительства подобной инфраструктуры на Кипре, которая бы обслуживала как израильские, так и киприотские интересы. Но уже в ноябре 2011 г. стало известно, что консорциум, разрабатывающий месторождение «Tamar», близок к подписанию долгосрочного контракта по строительству и эксплуатации плавучего терминала по сжижению газа с южнокорейской компанией «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering». Сжиженный таким образом газ планировалось продавать в Южную Корею. Мощность терминала позволит сжижать 2-3 млн тонн (3-4,5 млрд м3) газа в год. Плавучий терминал гораздо выгоднее наземного, так как не предполагает длительного процесса согласования со всевозможными службами. Стоимость такого терминала составляет $5 млрд.
В январе 2012 г. в очередной раз был поднят вопрос о строительстве завода по сжижению газа. На этот раз предлагалось построить его в Эйлате. Место выбрано исходя из того, что это сократит путь до значительной части будущих потребителей израильского газа. Считается, что завод можно будет ввести в эксплуатацию в 2018 г. Завод будет строиться государственными структурами, однако потом его совладельцами смогут стать и представители частного бизнеса. Он сможет производить 7 млрд м3 сжиженного газа в год. Согласно расчетам, возвратность инвестиций составит 10%. Инициаторы проекта предполагают, что не весь сжиженный газ будет экспортироваться — определенная часть будет отправляться в хранилища. Это позволит создать стратегический запас энергоносителей. Этот проект поддержали эксперты одного французского инвестиционного банка.
Израиль между тем не прекращает поиск различных возможностей экспорта газа. В частности, этот вопрос был центральным в ходе встречи премьер-министра страны Б. Нетаньяху с президентом Кипра Д. Христофиасом, состоявшейся в Иерусалиме в марте 2011 г. Лидеры двух государств рассматривали варианты поставки израильского газа из месторождения «Leviathan» в Европу через Кипр. Вместе с тем в апреле того же года был достигнут значительный прогресс на пути подписания меморандума о взаимопонимании между Израилем и Грецией относительно соглашения об экспорте через эту страну газа в Европу из месторождения «Leviathan». Стороны также договорились о совместном обращении в ЕС для получения финансовой поддержки на реализацию этого проекта. Израильские и греческие специалисты пришли к соглашению о проведении экспертизы возможности прокладки трубопровода из
Израиля в Грецию как с экономической, так и с технологической точки зрения. Однако уже сейчас очевидно, что, с одной стороны, — это единственный адекватный вариант доставки израильского газа в Европу, а с другой — он очень сложный и дорогой (по предварительным оценкам, не менее $6 млрд). К тому же существуют геополитические трудности, например проблемы взаимоотношений с Турцией. Нельзя также и забывать, что, согласно международной статистике, в период с 1999 по 2005 г. 70% террористических атак на объекты, связанные с добычей и эксплуатацией нефти и газа, приходятся именно на транспортную систему, подтверждением чему, в частности, являются теракты на египетском газопроводе на Синае в 2011-2012 гг.11
Между тем в течение всего исследуемого периода переговоры между Израилем и Кипром по сотрудничеству в области газодобычи и созданию единой газотранспортной системы продолжались. Так, в июне 2012 г. в Иерусалиме прошли переговоры с представителями Кипра о возможности закупки последними израильского шельфового газа до тех пор, пока не начнётся эксплуатация их собственных месторождений12. По существующим оценкам, Кипр будет потреблять в год в среднем
1,5 млрд м3 природного газа, что составляет приблизительно 20% израильского ежегодного потребления этого энергоносителя. По мнению ряда израильских экспертов, при всей кажущейся простоте, проект транспортировки израильского газа на Кипр только для местного потребления будет экономически не выгоден из-за необходимости создавать дорогостоящую инфраструктуру. В таком случае имеет смысл строить на Кипре полноценную газозжижающую установку и использовать её и для сжижения израильского газа, предназначенного на экспорт в третьи страны.
Однако киприоты настроены крайне серьезно. Уже в июле 2012 г. стало известно, что Кипр активно продвигается в сторону создания совместного подводного газопровода из Израиля через Кипр в Европу. Министерство промышленности и торговли страны подало в Европейскую комиссию этот план с целью получения им статуса «Проекта общего интереса», что позволит получить в ЕС финансирование на его осуществление. Согласно плану должны быть проложены 1400 км труб от шельфовых месторождений в Грецию, которая через свою газотранспортную систему будет поставлять его в другие европейские страны. Предполагаемый срок исполнения проекта — до 2018 г. Стоимость проекта не
11 Barkat A. Gas export pipeline will be hard to protect. www. globes.co.il, 26.06.2011.
12 Предположительно речь идёт о шестилетнем сроке. Сейчас
Кипр использует для производства электричества дизельное топливо, которое дороже газа, более вредно для окружающей среды и менее эффективно. Власти острова планируют в ближайшее время перестроить свою энергогенерирующую систему так, чтобы основным источником получения энергии стал газ.
раскрывается. Кипр также активно продвигает план по прокладке подводного электрического кабеля на 2 тыс. МВт длиной 540 морских миль, который должен соединить Израиль, Кипр и Крит. По предварительным оценкам, стоимость этого проекта составляет 1,5 млрд. Предполагается, что эксплуатация этого кабеля начнется в 2016 г. По состоянию на август 2012 г., окончательного решения по реализации этих двух проектов нет, но, с учётом сложной экономической ситуации в Греции и финансовых проблем на Кипре, сотрудничество в области энергетики с Израилем видится этим двум странам перспективным. Это стимулирует их прикладывать максимум усилий по продвижению указанных проектов. Поэтому вероятность создания газотранспортной и энергетической системы в указанных параметрах достаточно велика.
Экономическая политика
Новая реальность в сфере газодобычи и газо-пользования потребовала от правительства Израиля переосмыслить некоторые пункты своей экономической политики в этой сфере. По существовавшему до 2011 г. в Израиле закону, налоговые льготы и низкая плата за право пользования недрами (роялти) приводили к тому, что государство получало относительно малый, по международным стандартам, доход по сравнению с энергетическими компаниями, владеющими газовыми месторождениями.
Министерством финансов Израиля в апреле 2010 г. была создана специальная комиссия под руководством профессора Эйтана Шешински для анализа ситуации в сфере налогов в области энергетики и внесения рекомендаций по изменению системы налогообложения с учетом появления нового фактора — шельфовых месторождений газа. В ноябре того же года она представила свои рекомендации, которые кратко можно свести к следующему: следует отменить налоговую скидку, предоставляемую в связи с истощением запасов минерального сырья; увеличить налог с доходов от продажи энергоносителей с 33 до 52-62,5%; оставить существующий уровень выплат роялти (12,5%) и некоторые налоговые льготы. Сбор налогов с прибыли за реализацию добытых энергоносителей начнется только тогда, когда эксплуатирующие эти месторождения структуры окупят свои первоначальные инвестиции, причем по достижении прибылями 150% от начальных вложений налог на прибыль будет 20%, а по достижении нормы прибыли в 230% — достигнет 50%, таким образом, путем сложения роялти и налога и получаются указанные 62,5%.
Развернулась оживленная общественная дискуссия, подогреваемая представителями добывающих компаний, выступивших против принятия этих рекомендаций. В январе 2011 г. правительство Израиля провело интернет-опрос общественного мнения, итоги которого (65% опрошенных полностью под-
держали выводы комиссии, а 80% — высказались в поддержку той их части, которая касается увеличения налогов на доход от добычи ресурсов) позволили премьер-министру Б. Нетаньяху однозначно высказаться в поддержку рекомендаций. Того же мнения придерживается и управляющий Банком Израиля, который отметил, что если это не сделать сейчас, то потом уже такой возможности не представится, а ведь речь идет о долгосрочном периоде.
23 января правительство страны официально путем голосования одобрило рекомендации Комиссии Шешински. 30 марта 2011 г. парламент Израиля абсолютным большинством голосов одобрил новый закон, получивший название «закон Шешински». В итоговом документе есть два изменения по сравнению с рекомендациями комиссии. Во-первых, по настоянию премьер-министра был добавлен пункт о том, что налогообложение газодобывающих компаний будет привязано к среднему уровню корпоративного налогообложения. Это означает, что налог на продажу добытого газа будет сокращаться по мере роста общего уровня корпоративного налогообложения и наоборот. Во-вторых, будет создан специальный государственный фонд, который займется распределением дополнительных доходов, полученных от добычи газа в результате действия новой налоговой системы, на различные бюджетные нужды. Депутаты Кнессета настаивают, чтобы эти деньги шли конкретно на социальные и образовательные проекты13. Реализация принятого закона началась уже в 2011 г. Так, в ноябре того года министр финансов Израиля Ю. Штайниц подписал директиву о выплате добывающими компаниями налогового аванса. Эта мера позволяет казне получить часть налоговых поступлений не в следующем году, а уже в этом. Аванс за 2011 г. должен быть не менее 8% прибыли, а за 2012 г. — 13%.
Правительство Израиля также задумалось о создании конкурентной среды в сфере добычи и реализации природного шельфового газа. Дело в том, что этот сектор обладает значительной долей концентрации, так как министерство национальной инфраструктуры последние 10 лет выдавало лицензии на исследования и добычу на неконкурентной, непрозрачной основе. Возник стратегический альянс между «Delek Group» и «Noble Energy», контролирующий практически все лицензии на добычу природного газа. К тому же на данном этапе только владельцы месторождений «Leviathan» и «Tamar» будут обладать газотранспортной инфраструктурой, чтобы доставить газ с шельфа на берег, что автоматически вынуждает разработчиков месторождений «Mirra» или «Samson» (эти месторождения контролируются «Israel Land Development Company» и «Isramco») пользоваться этим же трубопроводом. Подобная ситуация не устраивает руководство страны. По его распоряжению разрабатывается план открытия труб для других компаний при условии
13 Stoil R.A. Knesset approves Sheshinski bill on oil and gas taxation. www.jpost.com. 30.03.2011.
взимания с них определенной платы. Специалисты считают, что в качестве компенсации будут облегчены условия экспорта энергоносителей, что тоже может стать стимулом к развитию конкуренции в этой
сфере14.
Для того чтобы досконально разобраться во всех проблемных аспектах добычи, транспортировки и экспорта газа, канцелярия премьер-министра и министерство водных и энергетических ресурсов создали в декабре 2011 г. межминистерскую комиссию. В июле 2012 г. эта комиссия выпустила промежуточный отчет, в котором прогнозируется рост к 2040 г. на 20% по сравнению с предыдущими оценками израильского спроса на газ. По мнению экспертов комиссии, он составит 501 млрд м3. Таким образом, возникает необходимость пересмотреть политику в отношении экспорта этого энергоносителя, так как появляется необходимость увеличить внутренние запасы газа. Скорей всего, эксплуатанты месторождений получат разрешение экспортировать не более 50% добываемого ими газа.
Более того, сначала предполагалось, что «Tamar» будет обслуживать внутренние нужды Израиля, а «Leviathan» отправлять газ на экспорт. Однако в связи с тем, что заинтересованность местного рынка в поставках природного газа выше ожидавшейся, владельцы месторождения решили пересмотреть структуру добычи, и было решено, что и «Leviathan» будет обслуживать внутренние нужды. Добываемый из обоих месторождений газ будет идти как на внутренний рынок, так и на экспорт. При этом формирование экспортной составляющей — это более долгосрочный проект, а внутренний рынок необходимо наполнить, по сути, уже сейчас. Поэтому ИЭК стремится ускорить заключение контрактов о поставках газа из месторождения «Leviathan»15 в Израиль, хотя поставки начнутся не ранее 2016 г.
Взаимоотношения с ПНА
Известная английская компания, специализирующаяся на добыче природного газа, «BG Group» начала вести активную деятельность на шельфах Израиля и ПНА в 1996 г. После исследования 1000 м2 дна при помощи трехмерной сейсмической базы данных «BG Group» успешно пробурила две скважины во второй половине 2000 г. — «Gaza Marine-1» и «Gaza Marine-2». Запасы оцениваются приблизительно в 35 млрд м3. По результатам технологического анализа был выдвинут проект подводного трубопровода, ведущего к перерабатывающему терминалу на побережье. В 2002 г. предварительный План развития был одобрен палестинскими властями. Доля
14 Bar-Eli A. Government seeks competition for Delek, Noble in natural gas. www.haaretz.com, 27.03.2011.
15 Контракт на поставку газа из месторождения «Tamar» после длительного и тяжелого процесса согласования все-таки был заключен и одобрен всеми инстанциями в июле 2012 г.
І75
«BG Group» в этих месторождениях, составляющая сейчас 90%, должна, согласно плану, сократиться до 60%, как только Палестинский инвестиционный фонд и «Consolidated Contractors Company» (сейчас владеет 10%) используют свои опционы, чего по состоянию на сентябрь 2012 г. еще не произошло16.
Израиль начал переговоры с «BG Group» в феврале 2006 г. В мае того же года Израиль заявил, что планирует покупать у «BG Group» 1,5 млрд м3 газа ежегодно, начиная с 2009 г. Вскоре «BG Group» прекратила переговоры с Израилем и заявила, что предпочитает доставлять газ в Египет, сжижать его и переправлять на танкерах в США, Европу и на Дальний Восток. Переговоры возобновились в июле 2006 г., и кабинет министров Израиля проголосовал за финансирование группы, ведущей переговоры о приобретении газа с месторождения «Gaza Marine». Правительство страны и «BG Group» нашли способ добывать газ на шельфе сектора Газа, не отдавая при этом часть выручки нынешним властям этой территории: предполагалось, что средства, предназначенные для ПНА, будут временно храниться на международном банковском счете. Газ, приобретенный на эти средства, будет попадать в подводный газопровод и идти до перерабатывающего завода в Ашкелоне17. Однако в 2007 г. переговоры зашли в тупик, и «BG Group» в 2008 г. закрыла свое представительство в Израиле18.
Между тем периодически в прессу попадает информация о переговорах владельцев газового месторождения «Tamar» с представителями ПНА19. Речь идет о продаже 1 млрд м3 газа четырем строящимся электростанциям в Дженине, Рамалле, Иерихоне и Хевроне. Подписание подобного соглашения будет означать освобождение Израиля от его обязательства поставлять электроэнергию на Западный берег реки Иордан, что высвободит дополнительные ресурсы для обеспечения энергоснабжения внутри страны (в настоящий момент потребление ПНА составляет 6% объемов энергии, производимой ИЭК). К тому же такой пример сотрудничества может стать импульсом к более интенсивным контактам между Израилем и ПНА на уровне представителей бизнеса с обеих сторон.
Российские интересы
Своеобразным эпиграфом к этому разделу статьи может послужить цитата из интервью, данного 26 апреля 2011 г. журналу «Газпром» заместителем Председателя Правления ОАО «Газпром», генераль-
16 Информация с официального сайта «BG Group» www.bg-group.com.
17 Израильтяне и британцы не отдадут ХАМАСу углеводородные деньги. Информационный портал www.lenta.ru, 06.07.2007.
18 Информация с официального сайта «BG Group» www.bg-group.com.
19 См. в частности, Barkat A. Dov Weissglass to negotiate
Palestinian Tamar gas purchases. www.globes.co.il, 22.03.2012.
ным директором ООО «Газпром экспорт» Александром Медведевым, который на вопрос о планах сотрудничества с Израилем ответил: «Израильская нефтегазовая отрасль тоже представляет для нас значительный интерес в плане участия как в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, так и в их последующем маркетинге в самом Израиле и поставках в третьи страны»20.
Интересно, что информации о реальных действиях российского газового гиганта по внедрению на израильский рынок добычи и транспортировки газа поступает очень мало. Известно, что «Газпром» хотел стать поставщиком российского газа в эту страну. Осенью 2010 г. в свете возникшей новой ситуации в этой сфере в Израиле российский монополист несколько сменил тактику: не отказываясь от планов организовать поставку отечественного газа в эту страну, «Газпром», как стало известно, стал рассматривать возможность приобретения 50% частной израильской компании, имеющей лицензии на разведку и добычу газа на шельфе21. В январе 2011 г. активные переговоры о приобретении доли в одной или нескольких израильских газодобывающих компаниях продолжились. Появились даже некоторые уточнения о том, что речь ведется о покупке части газовых лицензий компании «кгашсо Ілгі.», владеющей 28,7% газового поля «Ташап> и некоторыми другими активами на шельфе. Есть сведения о переговорах «Газпрома» с другими компаниями, имеющими отношение к разработке шельфовых месторождений в экономической зоне Израиля22.
Новый виток переговоров произошёл на волне состоявшегося в июне 2012 г. визита в Израиль президента РФ В. Путина, который поставил задачу перед государственными нефтегазовыми холдингами активизировать работу в Израиле. В частности, в июле стало известно, что «Газпром» собирается открыть в Израиле свою дочернюю компанию, чтобы иметь доступ ко всем внутриизраильским процессам, проходящим в нефтегазовой сфере. Предполагается, что в скором времени на израильский рынок выйдет ещё один крупный игрок — компания «Роснефть», возглавляемая И. Сечиным. Есть свой интерес в сфере энергетики Израиля и у «Ин-тер РАО ЕЭС».
В Израиле далеко не все довольны потенциальным приходом российских государственных компаний на энергетический рынок страны, поскольку боятся усиления политического давления на страну со стороны Москвы. К тому же у израильтян есть
20 Правосудов С. Главное — прибыль. Официальный сайт ОАО «Газпром» www.gazprom.ru, 28.04.2011.
21 Гриб Н. «Газпром» забурится в Израиле. Guide Израиль. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ», №53, с. 8, 21.12.2010.
22 См., в частности: Yeshayahou K. Gazprom in talks to buy into Isramco gas licenses. www.globes.co.il, 19.01.2011.
опасения, что «Газпром», будучи крупнейшим поставщиком газа в Европу, сможет помешать планам Израиля осуществлять поставки из своих месторождений на континент23.
Возможные сценарии развития ситуации
Открытие значительных запасов газа на шельфе Средиземного моря серьезно изменило ситуацию на Ближнем Востоке. Государства, до сих пор зависимые от внешних поставок энергоносителей (в первую очередь Израиль и Ливан), теперь имеют возможность не только удовлетворить свои собственные потребности, но и экспортировать часть добываемых углеводородов. Представляется, что могут быть различные сценарии развития ситуации. Рассмотрим наиболее интересные варианты.
Вариант 1. Мирно-идеалистический
«Газпром» успешно завершает переговоры с израильтянами. Российский газовый гигант по состоянию на сентябрь 2012 г. является единственным крупным международным игроком, интересующимся израильскими шельфовыми месторождениями. Все другие опасаются проблем с мусульманскими странами, во многих из которых у них есть крупные контракты. Такая ситуация теоретически дает возможность «Газпрому» создать под своей эгидой международный холдинг по эксплуатации шельфовых газовых месторождений с участием Израиля, Египта, Ливана, Кипра, ПНА. С его помощью можно будет не только организовать эффективную эксплуатацию газовых месторождений, но и урегулировать территориальный спор между Израилем и Ливаном, а также обеспечить ПНА собственным природным газом. Это сделало бы палестинцев менее зависимыми от Израиля. Не исключено, что с учетом положения России как равноудаленного арбитра на Ближнем Востоке с помощью «Газпрома» появится возможность не только предотвратить потенциальную эскалацию ливано-израильского конфликта, но и заложить фундамент долгосрочного сотрудничества в регионе на основе экономически выгодного взаимодействия. Это в перспективе может послужить основой для подписания мирного договора между Израилем и Ливаном, а также изменить систему отношений между Израилем и ПНА. К тому же в получившейся конфигурации Греции и Кипру будет отведена второстепенная роль, что устроит Турцию, опасающуюся интенсификации взаимоотношений между Израилем и этими странами.
Анализируя этот вариант, необходимо сделать несколько важных оговорок. Во-первых, до сих пор экономическая выгода ни разу не приводила к продвижению мирного процесса на Ближнем Востоке.
23 См., в частности: Korin-Lieber S. Israel not Gasprom must control its gas. www.globes.co.il, 09.09.2012.
Именно опыт Израиля и ПНА является тому примером. Во-вторых, само по себе создание такого холдинга вызывает большие сомнения, связанные со сложностью вопросов, которые необходимо будет решить для возникновения такой структуры. Тем не менее ситуация в регионе постоянно меняется. Еще три года назад появление такой статьи было бы невозможно, так как не существовало самой темы исследования. Нельзя исключать вероятность того, что такие кардинальные изменения в энергетическом балансе Ближнего Востока будут способствовать и благотворным политическим изменениям. У России есть все возможности сыграть в этих процессах ключевую роль.
Вариант 2. Конфликтный
Израиль не договаривается с Ливаном. России не удается занять сколь-либо значимую позицию на энергетическом рынке страны. Вместе с тем усиливается стратегическое партнёрство между Израилем, Грецией и Кипром. Турция, опасающаяся ущемления прав турков-киприотов и ослабления своих собственных позиций как транзитного газового хаба, усиливает давление как на региональных игроков, так и на международные организации с целью не допустить реального сотрудничества между этими тремя странами по добыче и транспортировке газа в Европу.
Израиль, выстраивающий свою новую стратегию энергетической безопасности, не может мириться с турецким давлением и продолжает проводить все необходимые действия для начала эксплуатации шельфовых месторождений. Турецкие власти усиливают свою группировку ВМС на границе экономических зон Кипра и Израиля с целью не допустить добычу газа этими странами. Нарушение турецкими кораблями морской конвенции вызывает жесткий ответ израильских ВМС. Вооруженные силы обеих стран приводятся в повышенную боевую готовность.
Иран, заинтересованный в ослаблении Израиля и переключении его с потенциального удара по иранским ядерным объектам на другие проблемы, пользуясь возникшей напряженностью, инициирует ракетный удар Хизбаллы по северу страны. Формальная причина — защита национальных экономических интересов Ливана в Средиземном море от израильской агрессии. Израиль оказывается втянутым в очередной военный конфликт у своей северной границы.
Международное сообщество оказывает давление на Израиль и Кипр с тем, чтобы обе страны приостановили все разработки шельфового газа до тех пор, пока не будет найдено справедливое решение, устраивающее все стороны конфликта. Опасаясь превращения ограниченного военного конфликта в полномасштабную войну на Ближнем Востоке, Израиль уступает этим требованиям. Военный конфликт с Хизбаллой не меняет статус-кво. Израиль-
ско-турецкие отношения достигают самой низкой точки, вплоть до отзыва послов.
Поскольку справедливое решение не может быть найдено в ближайшее время, а возобновления поставок египетского газа по новым ценам израильские власти не допустят, то стране вновь придётся пересмотреть свою стратегию развития энергетики. Вполне возможно, что в результате газ будет поставляться в Израиль в сжиженном виде. Это дорого. Бюджет страны претерпит серьезные изменения, как и система тарификации за потребление электроэнергии.
Анализируя этот вариант, к сожалению, приходится признать, что сейчас имеются все предпосылки для развития ситуации именно по нему. Однако все же хочется надеяться, что ни израильские власти, ни турецкие, при всей напряженности двусторонних отношений, не допустят дальнейшей эскалации конфликта в этой сфере. Представляется, что и в этом случае у России как у крупнейшего игрока на международном рынке энергоносителей, имеющего хорошие рабочие отношения со всеми сторонами потенциального конфликта, может быть своя роль — роль посредника и арбитра между сторонами.
Вариант 3. Умеренно реалистичный
Израиль не договаривается с Ливаном. Российские компании получают определённую, но незначительную долю рынка как в сфере газодобычи, так и торговли добытым газом. Турция, оказывая постоянное политическое давление на Израиль и Кипр, понимает, что в свете проблем на границе с Сирией не готова ввязываться в еще один конфликт, поэтому балансирует.
Сложившаяся ситуация не мешает Израилю продвигаться по пути эксплуатации шельфовых месторождений газа. В установленные сроки газ начинает поступать на израильский рынок. Однако с экспортом этого углеводорода у страны возникают серьезные проблемы по причинам, оказанным ранее в этой статье. Лишь небольшие объёмы газа удается продавать за рубеж. Альянс с Кипром оказывается достаточно успешным, но транзит газа через Грецию встречает резкий отпор у России и Турции, которые фактически блокируют реализацию этого проекта.
В целом такое развитие событий нельзя назвать негативным для Израиля, так как он все-таки имеет возможность добывать собственный газ, а значит, становится мало зависимым от импорта энергоно-
сителей. Пересмотрев свою стратегию энергетического развития, страна сможет переключить основные объемы добываемого газа на внутренние нужды. Однако всё время будет существовать вероятность развития ситуации по второму сценарию, что будет вносить определенную долю нестабильности в концепцию энергетической безопасности Израиля и будет давать пищу всевозможным алармистским настроениям в обществе, а также политическим спекуляциям.
Итак, в результате геологических открытий последних трёх лет ситуация в сфере энергетики на Ближнем Востоке претерпела значительные изменения. Израиль из страны-импортера энергоресурсов в скором времени может стать чистым их экспортером. К тому же появляется возможность значительно увеличить использование природного газа для производства электроэнергии в стране, что сделает энергетическую систему Израиля не только более эффективной, но и более экологически чистой.
Проблемы, которые стоят перед страной в этой связи, имеют в основном технический характер. Однако остаются и сложные геополитические проблемы, связанные с взаимоотношениями между Израилем и его соседями — Египтом, Ливаном, Турцией, ПНА. На данном этапе существует опасность, что эксплуатация шельфовых месторождений газа может стать еще одним фактором напряженности между этими странами. А это в условиях крайней нестабильности в регионе может привести к эскалации насилия. Возможны различные варианты развития событий. В статье рассмотрены три, по нашему мнению, основных сценария, которые, безусловно, могут быть дополнены разными деталями и вариациями.
У России есть интерес к участию в эксплуатации газовых месторождений на шельфе Средиземного моря. Однако пока он не достаточно подтвержден реальными действиями, несмотря на неоднократно декларируемые намерения. Скорее всего, этому есть ряд причин из области политики. Вместе с тем нельзя исключать вероятность того, что через организацию совместной эксплуатации этих месторождений странами Ближнего Востока под эгидой «Газпрома» России удастся стимулировать мирный процесс в регионе, что позволит говорить не только об экономической выгоде, но и о значительном росте ее политического влияния на всём Ближнем Востоке.
Приложения
Приложение 1. Газовые месторождения Израиля
Латакия
ЕГИПЕТ
Источник: Guide Израиль. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». № 53, с. 8, 21.12.2010.
Приложение 2. Экономическая зона
Прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство имеет суверенные права в Э.з. в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных островов, установок и сооружений; морские научные исследования; защита и сохранение морской среды. При осуществлении своих прав прибрежное государство должно учитывать права других государств.
Все государства при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции пользуются в Э.з. свободами судоходства и полетов, включая военное мореплавание, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам (такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей, трубоп-
роводов) и совместимыми с другими положениями Конвенции.
Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в неблагоприятном географическом положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов Э.з. Условия и порядок такого участия устанавливаются заинтересованными государствами посредством соответствующих соглашений. Конвенция предусматривает также положения, касающиеся управления и сохранения отдельных видов рыб и млекопитающих.
Приведено по: Энциклопедический словарь экономики и права. www.dic.academic.ru.
Источники
1. Гриб Н. «Газпром» забурится в Израиле. Guide Израиль. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ», №53, с. 8. Москва, 21.12.2010.
2. Израиль на пути к объявлению эксклюзивной экономической зоны. www.zman.com. 30.06.2010
3. Израильтяне и британцы не отдадут ХАМАСу углеводородные деньги. Информационный портал www.lenta.ru, 06.07.2007.
4. Интернет-портал словарей по различным отраслям знаний www.dic.academic.ru.
5. Марьясис Д.А. Израиль, экономические обзоры за ноябрь 2010 - июль 2012 г. Институт Ближнего Востока (ИБВ). www.iimes.ru. Москва, 2010-2012 гг.
6. Международный портал по экономической географии www.indexmundi.com.
7. Моисей привел евреев к «гигантской бочке с нефтью», MIGnews.com, 01.06.2011.
8. Официальный интернет-портал ООН. Конвенция по морскому праву. http://www.un.org/depts/ los/convention_agreements/convention_overview_ convention.htm
9. Официальный сайт газодобывающей компании «BG Group» www.bg-group.com.
10. Официальный сайт Министерства национальной инфраструктуры Израиля www.mni.gov.il.
11. Официальный сайт Управления энергетической информации США www.eia.gov.
12. Правосудов С. Главное — прибыль. Официальный сайт ОАО «Газпром» www.gazprom.ru, 28.04.2011
13. Ради Израиля: на Синае строят взрывоустойчивый газопровод. Mignews.com, 18.08.2011.
14. Сайт израильского экономического издания «The Marker» www.themarker.com.
15. Суворова М.С. Стратегия энергетического развития Израиля в первой четверти XXI века. Дипломная работа / ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 2011 г.
16. Электронная библиотека Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index. html
17. Bar-Eli A. Government seeks competition for Delek, Noble in natural gas. www.haaretz.com,
27.03.2011.
18. Barkat A. Energy-starved Asia waits for Leviathan. www.globes.co.il, 29.12.2010.
19. Barkat A. Gas export pipeline will be hard to protect. www.globes.co.il, 26.06.2011.
20. Barkat A. Leviathan discovery not well timed. www.globes.co.il, 30.12.2010.
21. Barkat A. Dov Weissglass to negotiate Palestinian Tamar gas purchases. www.globes.co.il,
22.03.2012.
22. BP Statistical Review of World Energy. June 2012. www.bp.com.
23. El Deeb S. Egypt terminates gas deal with Israel. www.washingtontimes.com, 22.04.2012.
24. Korin-Lieber S. Israel not Gasprom must control its gas. www.globes.co.il, 09.09.2012.
25. Popper S.W., Griffin J., Berrebi C. Natural Gas and Israel’s Energy Future . Santa Monica: RAND Corporation, 2009, c. 13-14.
26. Stoil R.A. Knesset approves Sheshinski bill on oil and gas taxation. www.jpost.com. 30.03.2011
27. Wietfeld A,M. Understanding Middle East Gas Exporting Behavior.//The Energy Journal, Volume 32, №2, 2011, p. 203-228.
28. Yeshayahou K. Gazprom in talks to buy into Isramco gas licenses. www.globes.co.il, 19.01.2011.
29. awp mi nms’, ]n’i’ mi nmr ns’’Q (Israel Natural Gas Lines Ltd. Natural Gas Market — Hebrew.) www.ingl.co.il.