Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как начало графического моделирования действительности школьниками'

Изобразительное искусство как начало графического моделирования действительности школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Марат Фаритович, Сапегина Елена Михайловна

Выделено общее и отличительное между элементами изобразительного искусства и учебным графическим моделированием действительности, входящими в содержание общего образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как начало графического моделирования действительности школьниками»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Приближенные вычисления в изучении естественно - математических наук // Альманах мировой науки. - 2016. -№12-2 (15) - С.9-10.

4. . Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

5. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Изучение и применение учащимися элементарных функций в среде электронных таблиц // Символ науки. - 2016. -№10-2. - С.140-141.

6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. -Т.14. -№3.-С.107-111.

© Каримов М.Ф., Никитин А.В., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сапегина Елена Михайловна учитель изобразительного искусства лицея г.Бирска

г. Бирск, РФ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК НАЧАЛО ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация

Выделено общее и отличительное между элементами изобразительного искусства и учебным графическим моделированием действительности, входящими в содержание общего образования школьников.

Ключевые слова

Изобразительное искусство, графическое моделирование, учебная задача.

Рациональное познание объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, основанное на логических приемах сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, учащимися средней общеобразовательной школы достигается с помощью освоения ими положений, законов и правил естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [1].

Эмоциональное познание окружающего нас мира, непосредственно связанное с органами чувств человека, имеющее наивысшие достижения в видах и жанрах искусства, осваивается подрастающим поколением в дошкольных и средних образовательных учреждениях через восприятие и изучение изобразительного искусства, музыки и литературы [2].

Изобразительное искусство, воспроизводящее окружающий нас мир, по объектам, средствам и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

концепциям творчества классифицируется на графику, живопись, скульптуру, фотографию и декоративно-прикладное искусство.

В средней общеобразовательной школе учащиеся младших классов приобретают опыт изобразительного искусства в рисовании осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажа, птиц, животных, цветов, фигуры человека,

При постановке и решении учебных задач по рисованию школьники начинают осваивать этапы -элементы графического моделирования объектов с такими составляющими, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

Постановка учебной задачи по рисованию включает в себя знакомство учащихся средней общеобразовательной школы с репродукциями картин отечественных и зарубежных художников на заданную тему. На этом исходном этапе постановки простейшей учебной задачи изобразительного искусства учителю следует интересоваться тем, что школьникам больше нравится рисовать и в зависимости от этого планировать действия собственной дидактической деятельности по обучению юношей и девочек основам графического моделирования действительности.

Построение модели решения учебной задачи по рисованию зависит от объекта детского изобразительного искусства: 1) если объект - фрагмент пейзажа, то необходимо на ближайшей к школе местности учителю вместе с учащимися следует пронаблюдать и сфотографировать интересующую школьников часть природы; 2) если объект - птицы или животные, то учитель рекомендует учащимся самостоятельно организовать наблюдение и фотографирование интересующих их представителей фауны; 3) если объект - цветы, то школьники могут составить себе представление об этих представителях флоры по растительному миру садов, парков и клумб, по множеству фотографий о растениях собственного или типографского производства; 4) если объект - родной для ученика человек, то он составляет о нем собственное представление по пережитым впечатлениям и многократно просмотренным фотографиям; 5) если объект - это друзья школьника, то основу его представления о них образуют их частые встречи и совместные групповые или коллективные фотографии.

Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи по рисованию на бумаге, ватмане или полотне включают в себя выбор акварельных, акриловых или масляных красок, черных, цветных или акварельных карандашей, маркеров, авторучек или туши, выполнение школьником пошаговых действий с художественным инструментом над носителем графической информации изобразительного искусства до получения требуемого решения поставленной ранее задачи.

Анализ результата решения учебной задачи по рисованию и формулировка соответствующих выводов производится учителем с привлечением внимания остальных учащихся к вновь созданному произведению художественного творчества ученика.

Систематическое и регулярное рисование учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях изобразительного искусства объектов окружающего нас мира способствует приобретению школьниками элементарных знаний и умений по графическому моделированию фрагментов действительности.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости соблюдения этапов моделирования при постановке и решении учебных задач по рисованию для овладения школьниками первоначальных знаний и умений по графике.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф., Габдрахманова Л.В. Графическое моделирование действительности в дошкольном образовательном учреждении // Сборник «Наука и образование в XXI веке». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 96 - 97.

© Каримов М.Ф., Сапегина Е.М., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

С.В. Куликов

Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail:[email protected] С.П. Яковлев

Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail: Serej a2016.j [email protected]

С.А. Салий

Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]

«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ К ОСОЗНАНИЮ МОТИВОВ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию структуры мотивов социального поведения детей. Многоплановое психологическое исследование данной проблемы в отечественной психологии представляет значительный интерес. Актуальным является исследование социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она охарактеризовывается тем, что давние мотивы теряют собственную побудительную силу, появляются новые, повергающие к переосмысливанию отношений с людьми и личного поведения. До сих пор, все-таки, мало внимания уделялось усвоению структуры мотивов социального поведения у детей.

Ключевые слова

Младший школьник, дошкольник, мотивы деятельности.

По сравнению с младшим дошкольником, старший дошкольник наиболее лучше понимает собственные поступки, почему и зачем он их делает, понимает и личное отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы. Это, первее всего, мотивы, объединённые с интересом детей к миру взрослых, со склонностью быть похожим но них. Дети интересуются новейшими для них видами деятельности - играми по правилам, трудом, конструированием и так далее.

Еще одна значимая группа мотивов - установление и сохранение позитивных взаимоотношений со взрослыми в садике и семье [3, с.64]. Это создаёт ребенка в особенности восприимчивым к оценкам родителей, воспитателя, вызывает желание осуществлять их правила, требования, определяемые ими. Кроме того, дети стараются завоевать благосклонность, симпатию иных детей, какие им нравятся и пользуются авторитетом в группе.

Мотивом деятельности детей часто выступают и мотивы собственных достижений, самоуважение, самолюбие [6, с.174]. Они выражают в притязаниях ребенка на важнейшие роли в играх, в обидах ребенка или его радости при получении успеха в нелёгком деле, признании его достоинства, а иногда и в приписывании себе позитивных качеств, в капризах. По причине стремления к самоутверждению у детей начинается и соревновательный мотив - победить, выиграть, быть лучше прочих. Познавательная активность ребенка соединена с мотивом любопытства, интереса к знанию.

Требования и оценка поступков формируют мотив делать правильно. Довольно часто от шестилеток можно слышать просьбы: взгляните, я верно вырезал, у меня так удаётся? Они делают замечания друзьям и даже жалуются на них, достигая, чтобы и те делали верно. Данный мотив создает ориентацию на оценку и служит значимым показателем готовности к обучению в школе. Наряду с развитием разнообразия мотивов главным достижением личностного развития дошкольника является их соподчинение, структурирование. Иерархию мотивов А.Н. Леонтьев называл «узелком личности» [5, с.32]. Ребенок в 5-6 лет способен ради чего - либо значимого, приятного потерпеть неприятное, не увлекательное, отвлечься от незначимого,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.