МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Приближенные вычисления в изучении естественно - математических наук // Альманах мировой науки. - 2016. -№12-2 (15) - С.9-10.
4. . Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
5. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Изучение и применение учащимися элементарных функций в среде электронных таблиц // Символ науки. - 2016. -№10-2. - С.140-141.
6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. -Т.14. -№3.-С.107-111.
© Каримов М.Ф., Никитин А.В., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сапегина Елена Михайловна учитель изобразительного искусства лицея г.Бирска
г. Бирск, РФ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК НАЧАЛО ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Выделено общее и отличительное между элементами изобразительного искусства и учебным графическим моделированием действительности, входящими в содержание общего образования школьников.
Ключевые слова
Изобразительное искусство, графическое моделирование, учебная задача.
Рациональное познание объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, основанное на логических приемах сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, учащимися средней общеобразовательной школы достигается с помощью освоения ими положений, законов и правил естественно-математических, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [1].
Эмоциональное познание окружающего нас мира, непосредственно связанное с органами чувств человека, имеющее наивысшие достижения в видах и жанрах искусства, осваивается подрастающим поколением в дошкольных и средних образовательных учреждениях через восприятие и изучение изобразительного искусства, музыки и литературы [2].
Изобразительное искусство, воспроизводящее окружающий нас мир, по объектам, средствам и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
концепциям творчества классифицируется на графику, живопись, скульптуру, фотографию и декоративно-прикладное искусство.
В средней общеобразовательной школе учащиеся младших классов приобретают опыт изобразительного искусства в рисовании осеннего, зимнего, весеннего и летнего пейзажа, птиц, животных, цветов, фигуры человека,
При постановке и решении учебных задач по рисованию школьники начинают осваивать этапы -элементы графического моделирования объектов с такими составляющими, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Постановка учебной задачи по рисованию включает в себя знакомство учащихся средней общеобразовательной школы с репродукциями картин отечественных и зарубежных художников на заданную тему. На этом исходном этапе постановки простейшей учебной задачи изобразительного искусства учителю следует интересоваться тем, что школьникам больше нравится рисовать и в зависимости от этого планировать действия собственной дидактической деятельности по обучению юношей и девочек основам графического моделирования действительности.
Построение модели решения учебной задачи по рисованию зависит от объекта детского изобразительного искусства: 1) если объект - фрагмент пейзажа, то необходимо на ближайшей к школе местности учителю вместе с учащимися следует пронаблюдать и сфотографировать интересующую школьников часть природы; 2) если объект - птицы или животные, то учитель рекомендует учащимся самостоятельно организовать наблюдение и фотографирование интересующих их представителей фауны; 3) если объект - цветы, то школьники могут составить себе представление об этих представителях флоры по растительному миру садов, парков и клумб, по множеству фотографий о растениях собственного или типографского производства; 4) если объект - родной для ученика человек, то он составляет о нем собственное представление по пережитым впечатлениям и многократно просмотренным фотографиям; 5) если объект - это друзья школьника, то основу его представления о них образуют их частые встречи и совместные групповые или коллективные фотографии.
Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи по рисованию на бумаге, ватмане или полотне включают в себя выбор акварельных, акриловых или масляных красок, черных, цветных или акварельных карандашей, маркеров, авторучек или туши, выполнение школьником пошаговых действий с художественным инструментом над носителем графической информации изобразительного искусства до получения требуемого решения поставленной ранее задачи.
Анализ результата решения учебной задачи по рисованию и формулировка соответствующих выводов производится учителем с привлечением внимания остальных учащихся к вновь созданному произведению художественного творчества ученика.
Систематическое и регулярное рисование учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях изобразительного искусства объектов окружающего нас мира способствует приобретению школьниками элементарных знаний и умений по графическому моделированию фрагментов действительности.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости соблюдения этапов моделирования при постановке и решении учебных задач по рисованию для овладения школьниками первоначальных знаний и умений по графике.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Габдрахманова Л.В. Графическое моделирование действительности в дошкольном образовательном учреждении // Сборник «Наука и образование в XXI веке». - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 96 - 97.
© Каримов М.Ф., Сапегина Е.М., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 37
С.В. Куликов
Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail:[email protected] С.П. Яковлев
Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail: Serej a2016.j [email protected]
С.А. Салий
Воспитатель УГСВУ, г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]
«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ К ОСОЗНАНИЮ МОТИВОВ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию структуры мотивов социального поведения детей. Многоплановое психологическое исследование данной проблемы в отечественной психологии представляет значительный интерес. Актуальным является исследование социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она охарактеризовывается тем, что давние мотивы теряют собственную побудительную силу, появляются новые, повергающие к переосмысливанию отношений с людьми и личного поведения. До сих пор, все-таки, мало внимания уделялось усвоению структуры мотивов социального поведения у детей.
Ключевые слова
Младший школьник, дошкольник, мотивы деятельности.
По сравнению с младшим дошкольником, старший дошкольник наиболее лучше понимает собственные поступки, почему и зачем он их делает, понимает и личное отношение к окружающему миру. У него появляются новые мотивы. Это, первее всего, мотивы, объединённые с интересом детей к миру взрослых, со склонностью быть похожим но них. Дети интересуются новейшими для них видами деятельности - играми по правилам, трудом, конструированием и так далее.
Еще одна значимая группа мотивов - установление и сохранение позитивных взаимоотношений со взрослыми в садике и семье [3, с.64]. Это создаёт ребенка в особенности восприимчивым к оценкам родителей, воспитателя, вызывает желание осуществлять их правила, требования, определяемые ими. Кроме того, дети стараются завоевать благосклонность, симпатию иных детей, какие им нравятся и пользуются авторитетом в группе.
Мотивом деятельности детей часто выступают и мотивы собственных достижений, самоуважение, самолюбие [6, с.174]. Они выражают в притязаниях ребенка на важнейшие роли в играх, в обидах ребенка или его радости при получении успеха в нелёгком деле, признании его достоинства, а иногда и в приписывании себе позитивных качеств, в капризах. По причине стремления к самоутверждению у детей начинается и соревновательный мотив - победить, выиграть, быть лучше прочих. Познавательная активность ребенка соединена с мотивом любопытства, интереса к знанию.
Требования и оценка поступков формируют мотив делать правильно. Довольно часто от шестилеток можно слышать просьбы: взгляните, я верно вырезал, у меня так удаётся? Они делают замечания друзьям и даже жалуются на них, достигая, чтобы и те делали верно. Данный мотив создает ориентацию на оценку и служит значимым показателем готовности к обучению в школе. Наряду с развитием разнообразия мотивов главным достижением личностного развития дошкольника является их соподчинение, структурирование. Иерархию мотивов А.Н. Леонтьев называл «узелком личности» [5, с.32]. Ребенок в 5-6 лет способен ради чего - либо значимого, приятного потерпеть неприятное, не увлекательное, отвлечься от незначимого,