«ИЗОБРАЖУ ЛЬ В КАРТИНЕ ВЕРНОЙ УЕДИНЕННЫЙ КАБИНЕТ...»
Кабинетные принадлежности в Большом собрании изящных искусств ASG
Марина Сорокина искусствовед МИА
АННОТАЦИЯ: статья рассказывает об истории развития кабинетных принадлежностей и акцентирует внимание на письменных принадлежностях XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кабинет, чернильный прибор, кабинетная скульптура, подсвечник, колокольчик-сонетка, рамка для фотографии.
SUMMARY ABSTRACT: The article is dedicated to the history of desk accessories and focuses on writing materials XIX century from Grand Assembly of Fine Arts ASG.
KEY WORDS: office, inkstand, cabinet sculpture, candle, bell, photo frame.
Кабинет
Русское слово «кабинет» происходит от французского cabinet, уменьшенного cabine, что в переводе означает «кабина, каюта, будка». Кабинетом называется рабочая комната, предназначенная для письменных занятий, интеллектуальной работы, исполнения профессиональных обязанностей.
Слово и понятие «кабинет» имеет богатую историю. В эпоху Возрождения кабинетом именовался предмет мебели с большим количеством ящиков и отделений, приспособленный для хранения ценностей, документов, научных трудов и пр. Наличие кабинета в доме означало, что его обладатель имеет высокий статус в обществе, так как приобрести подобную вещь могли исключительно состоятельные люди.
Большое собрание изящных искусств ASG располагает обширной коллекцией данного вида мебели. Наиболее примечательные образцы выполнены в эпоху ренессанса и
барокко. Особый интерес вызывает кабинет XVII в., изготовленный в Германии, из тонкослойной ели (инв. №18-2078). Предмет изначально представлял собой кабинет на пьедестале, однако до наших дней эта конструктивная часть не сохранилась. На фасаде имеются четырнадцать выдвижных ящиков, декорированных гравированными костяными вставками и черепахой. За центральной дверцей с изображением римской богини охоты Дианы есть также четыре выдвижных ящика, украшенные арабесковым орнаментом слоновой кости. На боковых частях предмета присутствует строгий геометрический орнамент.
Сложность декоративного решения предмета обусловлена его стилистическим своеобразием. Композиционно данный кабинет близок к так называемым «португальским кабинетам», главной особенностью которых является решение декора в виде выпуклых прямоугольных фацетов. В
: рш: ! m \
Кабинет
Германия (?), XVII в.
Ель, палисандр, тонирование, черепаха,
слоновая кость, резьба, гравировка
115*110*44 см
БСИИ АБ^ инв. № 18-2078
оформлении используется преимущественно анималистическая тематика, изображаются как реально существующие животные, так и фантастические. Их характер очень близок к изображениям животных в северной ренессансной графике кон. XV - XVI вв. Интересно, что некоторые части кабинета имеют более позднюю датировку. Например, изображение Дианы в центральной части предмета относится к XVIII в., а вставки с двумя ангелами под дверцами - к еще более поздней эпохе.
Количественно больше в собрании ASG кабинетов эпохи барокко. Именно в этот период данный вид мебели получает свое дальнейшее развитие, появляются новые формы, расширяется его функциональное назначение. Кабинеты начинают не только держать в домах, но и брать с собой в путешествия для транспортировки самых необходимых вещей. Такие дорожные кабинеты были меньшего размера и, как правило, покрывались черным деревом. Так, кабинет на ножках португальского происхождения (инв. №18-2308), с резным арабесковым орнаментом по слоновой кости и вставками черепахи является характерным примером данного типа.
Кабинет
Португалия, XVII в. Черное дерево, черепаха, слоновая кость, бронза, резьба, инкрустация 67^57x39 см
БСИИ ASG, инв. № 18-2308
Изящный утонченный арабесковый орнамент пользовался особой популярностью у итальянских мастеров того времени, о чем свидетельствует декор нескольких предметов из БСИИ ASG (инв. №18-2184, инв. №18-2623).
Кабинет Италия, XVII в. Черное дерево, маркетри, вставки тонированного шпона, слоновая кость, резьба 38x65x36 см
БСИИ ASG, инв. № 18-2184
Кабинет Италия, XVII в. Черное дерево, орех, слоновая кость, олово, резьба, гравировка 58x82x44 см
БСИИ ASG, инв. № 18-2623
Намного более скромен и лаконичен по декору кабинет работы немецких мастеров (инв. №17-3824).
Кабинет
Германия (долина Рейна), XVII в. Шпон ореха, окрашенные хвойные породы, латунь, луженое железо, резьба, гравировка 110x113x55 см БСИИ ASG, инв. № 17-3824
Отдельного внимания заслуживает такой тип мебели, как кабинет на пьедестале. Например, предмет работы португальских мебельщиков (инв. №18-1002) в БСИИ АБС интересен своими декоративными и конструктивными особенностями. Его верхняя часть прямоугольной формы декорирована шестнадцатью резными фацетами с волнистым орнаментом, одиннадцать из которых являются выдвижными ящиками. Пьедестал, являющийся примером сложной токарной работы, опирается на четыре точеные ножки, украшенные сверху «сплюснутыми пузырями» и соединенные витыми проножками. В центре на фасаде - искусно выполненная резная царга или «ажурный пояс» с изображением амуров, птиц, листвы и розеток.
Кабинет
Португалия, XVII в.
Красное дерево, золоченая бронза, резьба
181x119x54 см
БСИИ ASG, инв. № 18-1002
Г. Сорока Кабинет дома в Островках (фрагмент)
Постепенно понятие «кабинет» видоизменяется, и данный термин в европейском понимании приобретает значение отдельной небольшой комнаты, предназначенной для ведения хозяйственных и профессиональных дел, работы с бумагами или просто отдыха. Принцип украшения кабинета и внедрение в его интерьер дорогих и статусных вещей остается прежним, как показатель благополучия его владельца.
Интерьер европейских и российских кабинетов Нового времени, как правило, состоял из книжных шкафов, стульев и кресел. Особое место в кабинете занимал письменный стол, который с начала XIX века постепенно превращается в центр управления домашним хозяйством. За столом подписываются бумаги и документы, ведется домашняя бухгалтерия. Именно с этого момента кабинетные и письменные принадлежности начинают приобретать особое значение, качество их художественного оформления становится индикатором социального положения их обладателя и характеризует его художественный вкус.
Чтобы понять, насколько разнообразен был предметный состав кабинетных принадлежностей того времени, мы обратимся к картинам известных живописцев, интерьерам музеев и художественным произведениям.
Г. Сорока Кабинет дома в Островках 1844 г.
Холст, масло. 65*84 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На картине «Кабинет дома в Островках» известного художника XIX века Григория Сороки, учившегося живописи у А.Г. Венецианова, запечатлен интерьер провинциального кабинета, типичного для русской усадьбы середины этого столетия. В работе художника, кроме лирического настроения и стремления передать всю идиллическую красоту русской провинциальной жизни, мы можем рассмотреть еще и характерные для того времени кабинетные принадлежности. На переднем плане картины расположен стол, покрытый темно-зеленым сукном, с небольшим набором письменных принадлежностей, среди которых чернильный прибор, часы, скульптура Наполеона, небольшая статуэтка льва, подсвечник и другие необходимые для работы предметы. Похожим образом выглядел кабинет в небогатой дворянской усадьбе. В интерьере кабинета, воспроизведенного Григорием Сорокой, нет никаких вычурных излишеств. Художественное оформление предметов выполнено в строгой классической форме, все они очень функциональны. Например, скульптура Наполеона и небольшая кабинетная статуэтка льва, служащие украшением стола, выполняют еще и роль держателя для бумаг -пресс-папье.
Стол в кабинете Л.Н. Толстого Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»
Достаточно много аутентичных кабинетных принадлежностей можно увидеть в Доме-музее писателя Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне [1]. Некоторые из них даже попали в рассказы и романы писателя. «На письменном столе она увидела знакомое ей пресс-папье с бронзовой собачкой», - замечает Толстой в «Воскресении». Это пресс-папье было особенно дорого писателю, оно принадлежало «тётеньке» Т.А.Ергольской и всегда стояло у неё на столе. Кроме пресс-папье на столе великого писателя можно увидеть небольшую черниль-
ницу, набор перьевых ручек и подсвечник со свечой. Последний предмет представляет особый интерес, поскольку Лев Николаевич сам загасил свечу перед своим уходом из дома и никто больше не трогал огарок.
Кабинет писателя Н. С. Лескова. Дом-музей Н.С. Лескова в г. Орле
Если подробно рассмотреть интерьер кабинета другого известного классика русской литературы, Николая Семеновича Лескова, находящийся в его Доме-музее в Орле [2], то можно заметить схожий по предметному ряду набор кабинетных принадлежностей. На столе писателя помимо вышеупомянутых часов, чернильниц, статуэтки и подсвечников можно увидеть рамки для фотографий, настольную лампу, кассолеты (курильницы для благовоний), шкатулку и колокольчик для прислуги. Однако здесь мы видим рабочий кабинет городского дома, который, в отличие от провинциального, нельзя назвать строго аскетичным. На столе и стенах присутствуют «забавные мелочи», создающие уютную атмосферу: колокольчик-сонетка, черно-белые фотографии в рамках, картины.
В художественной литературе так же можно встретить описание дворянских кабинетов. В поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которую по праву называют «энциклопедией русской жизни», присутствует описание рабочего кабинета городского денди и провинциального дворянина. Вот что, по мнению Александра Сергеевича, должно обязательно находиться в кабинете «философа в осьмнадцать лет», не обремененного хозяйственными делами: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые, И щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов [3].
И совершенно по-другому великий поэт рисует апартаменты дворянской усадьбы, рабочее помещение уездного помещика, первой половины XIX века.
Всё было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил. Онегин шкафы отворил; В одном нашел тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года... [4] В одном литературном произведении можно встретить два столь различных описания обстановок первой половины XIX века. Кабинет городского щеголя наполнен огромным количеством украшательств и косметических принадлежностей, а кабинет «деревенского затворника» напротив максимально скуп по предметному ряду.
Богатые дворяне и купцы, как правило, заказывали кабинетные принадлежности у модного художника или покупали за границей. Люди не столь состоятельные имели возможность приобрести необходимые для кабинета вещи в специализированных магазинах, которые уже существовали на тот момент в Москве и Петербурге. Одним из таких «культовых мест» стал магазин Да-циаро (Дацциаро). Фирма Дациаро была основана купцом второй гильдии, итальянцем Джузеппе Дациаро, который владел литографической мастерской и магазинами в двух российских столицах и Париже [5]. В его магазинах продавались высочайшие по качеству литографии Москвы и Петербурга, репродукции картин, открытки собственного производства, принадлежности для черчения, рамы и, конечно, всем необходимые письменные принадлежности. По воспоминаниям современников, в магазины Дациаро ходили все: от гимназиста до коллекционера. Огромные витрины магазина, с выставленными в них новинками и толпящихся рядом с ними людей можно неоднократно заметить на фотографиях середины XIX века.
Магазин Дациаро. Кузнецкий мост, быв. владение №12. Фотография сер. XIX в.
В Большом собрании изящных искусств ASG Международного института антиквариата хранится коллекция кабинетных принадлежностей, присущая интерьеру русской усадьбы или городского дома XIX века. Здесь есть чернильные приборы, часы, подсвечники, рамки для фотографий, колокольчик-сонетка, шкатулки и пр. История развития каждого их этих неотъемлемых «кабинетных атрибутов» заслуживает особого внимания.
«Подруга думы праздной, чернильница моя...»
Чернильный прибор занимал особое, центральное место на письменном столе XIX века. При его помощи осуществлялась деловая переписка, оформлялись документы, записывались расходы. Чернильный прибор имеет богатую историю, уходящую своими корнями в глубокую древность. В Египетском музее истории Каира хранится артефакт - письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, которая выполняла функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад эта вещь принадлежала придворному писцу в Древнем Египте. При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила - сажа, разведённая в масле. Этот сосуд ученые считают прототипом чернильницы. В эпоху Средневековья чернильные приборы изготавливали из кожи, рога и металла. В XVII веке в Англии впервые появляются чернильницы из стекла. В XVШ-XIX вв. эти предметы становятся все более сложными по конструкции и художественному оформлению, так как превращаются в показатель статуса их владельца. Отдельные чернильные приборы выполняются мастерами - ювелирами и представляют собой настоящие произведения искусства.
Чесменская чернильница Золоченая бронза, эмаль, XVIII в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Например, чесменская чернильница, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, была заказана Екатериной
II парижскому ювелиру и эмальеру Августину Барнаби де Мальи. Прибор с часами золоченой бронзы с живописью по эмали предназначался для Капитула первого в России воинского ордена Святого Георгия, основанного в 1769 году, во главе которого стояла сама императрица. Екатерина предполагала поместить чернильницу в зале для торжественных собраний георгиевских кавалеров в Чесменском дворце [6].
Чернильница А.С. Пушкина, подаренная ему П. Нащокиным, 1832 г., золоченая бронза, порфир
Настольные наборы изумительной красоты, созданные знаменитыми мастерами, становились истинной гордостью своих владельцев, и многие из них подробно описаны в исторических очерках и исследованиях. Так, у А.С. Пушкина было несколько наборов для письма, один из которых до сих пор сохранился в бывшем имении князя Вяземского Остафьево, где русский классик любил гостить. На новый 1832 год от своего друга Нащокина Пушкин получил чернильный прибор из бронзы и порфира, украшенный статуэткой арапчонка. «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами... » - писал Нащокин. «Очень благодарю тебя за арапа», - отвечал поэт; предмет этот стоял на письменном столе в собственном доме Александра Сергеевича до самой его смерти.
В собрании Международного института антиквариата есть чернильный прибор из бронзы и стекла (инв. №09-0333), изготовленный во Франции во второй половине XIX века в техниках литья и чеканки. Центральная часть, служащая местом для хранения письменных принадлежностей, выполнена в виде балюстрады с гербовой композицией в центре, состоящей из геральдического щита, листьев аканта и ормушлей. Листья аканта - известный орнаментальный мотив,
Чернильный прибор
Вторая половина XIX в., бронза, литье, чеканка БСИИ ASG, инв. № 09-0333
появившийся еще в античности. Изначально листьями этого травянистого растения украшали капители коринфских колонн. В последующие эпохи данный мотив из архитектуры проникает в область декоративно-прикладного искусства, где применяется на произведениях из металла, дерева или текстиля. Другой орнамент в виде ормушлей (в переводе с нем. «ушная раковина») появляется в период маньеризма и представляет собой сочетание картуша с ленточным переплетением и гротескными элементами. Одним из создателей этого орнамента считается фламандский скульптор К. Флорис, который привез из поездки в Италию гротескные декоративные элементы и популяризировал их при помощи публикаций в виде гравюр, а также применения в области архитектуры и скульптуры.
Основание чернильного прибора украшено головой «Океана» с растительными «завитками» и застекленной откидывающейся крышкой. По бокам в нижней части прибора симметрично расположены две чернильницы в форме урн, над которыми находятся два подсвечника.
Оформление частей письменного прибора в виде античной урны можно встретить на предметах из коллекций других музеев. Например, в собрании Сергиево-Посадско-го музея-заповедника находится чернильный прибор работы немецких мастеров из Дрездена второй половины XVIII века с изготовленной в виде урны чернильницей.
Вероятно, образцами для воспроизведений подобных мотивов служат античные памятники [7].
«Подсвечник воцарился на столе...»
Поскольку за работой или чтением книг часто приходилось засиживаться допоздна, возникла острая необходимость в искусственном освещении рабочего пространства. В этой связи необходимым кабинетным атрибутом становится подсвечник.
Первые упоминания о подсвечниках появляются еще у древних этрусков. Для их изготовления применялись самые разнообразные материалы: дерево, тростник, глина, медь, бронза, но при этом все подсвечники, независимо от вида, оснащались ножкой-стойкой, которая могла быть стилизована под лапу животного. Особого расцвета искусство изготовления данных предметов достигло в эпоху Возрождения, когда они начали украшаться резьбой и лепниной. В XVI - XVII вв. подсвечники изготавливались преимущественно из бронзы, олова и серебра, только в XVIII веке железо стало основным сырьем для их производства. В это же время происходит трансформация дизайна подсвечников, они приобретают роскошь эпохи рококо, появляются первые подсвечники из фарфора. В XIX веке кованое железо в производстве подсвечников вытесняется литым чугуном.
В Большом собрании изящных искусств АБС есть коллекция подсвечников из бронзы. Основная ее часть представляет собой подсвечники на округлых основаниях. Количественно меньше подсвечников, выполненных на фигурном основании. Например, пара подсвечников (инв. №151563 (1,2), изготовленных из золоченой бронзы в техниках литья и чеканки. Во всем внешнем облике предмета присутствуют растительные мотивы. Подсвечники выполнены на фигурных основаниях с углублением, напоминающим собой опавший лист растения. Стержни ^ предметов оформлены в виде переплетенных стеблей, чашечки в виде бутонов.
Чернильный прибор Дрезден, вторая половина XVIII в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Подсвечник Франция, XIX в.
Золоченая бронза, литье, чеканка, ковка БСИИ ASG, инв. № 15-1563 (1,2)
Э. Леметр «Выстрел», часть композиции, Вторая половина XIX в., бронза БСИИ ASG Инв. № 09-1616
Кабинетные изваяния
Популярным кабинетным украшением XIX века являлась кабинетная пластика. В истории искусств подобные произведения занимают особое место, некоторые исследователи даже выделяют их в отдельное художественное направление. Характерным для кабинетных скульптур является небольшой размер и изящество исполнения, а так же многообразие художественных форм, размеров и сюжетов.
Особую популярность эти домашние атрибуты приобрели в середине XIX века, что связано с именами таких известных скульпторов, как В.Я. Грачев, Н.И. Либерих, Л.В. Позен, Е.А. Лансере. Кабинетным литьем очень активно занимались на «Фабрике бронзовых изделий К.Ф. Верфеля и Гессери-ха», «Фабрике металлических и бронзовых изделий Н.Ф. Штанге», Каслинском и Кусин-ском чугунолитейных заводах.
Состоятельные люди с большим удовольствием размещали кабинетную пластику в своих апартаментах. В соответствии с модой того времени, респектабельный интерьер хозяйского кабинета необходимо было дополнить небольшими скульптурными изображениями людей или животных. Особой популярностью пользовались миниатюрные изображения исторических деятелей, о чем свидетельствует картина «Кабинет дома в Островках», на которой среди многочисленных кабинетных принадлежностей можно разглядеть миниатюрную скульптуру Наполеона.
В собрании ASG начитывается около 50 скульптур из бронзы, среди которых можно найти как антропоморфные изображения (гусар на коне, охотники и пр.), так и изображения животных (собаки, медведи и пр.).
Одной из наиболее примечательных скульптурных композиций является изображение собаки, выполненное французским скульптором Эглантином Леметром во второй половине XIX века. Работа изображает лежащую собаку, которая тревожно подняла голову. Скульптура является фрагментом композиции «Выстрел» того же автора, на которой изображены две собаки, обеспокоенные звуком выстрела.
Милые сердцу безделицы
Интерьер рабочего стола состоял не только из письменных принадлежностей или приспособлений для освещения и измерения времени, его неизменно дополняли забавные мелочи, создающие атмосферу тепла и уюта. Для строго хозяйского кабинета такими предметами были небольшие фотографии в рамках классической или причудливой формы, колокольчики-сонетки или кассолеты - небольшие курильницы. Аналоги подобных предметов имеются и в Большом собрании изящных искусств ASG.
Особое место в коллекции занимает колокольчик-сонетка золоченой бронзы, изготовленный во Франции в конце XIX века. Такие колокольчики для вызова прислуги повсеместно держали в состоятельных домах Европы и России.
Колокольчик из БСИИ ASG (инв. №091059), изготовленный на производстве Фердинанда Барбединни, интересен тем, что является редукцией произведения Франсуа и Пьера Эмони - голландских мастеров, известных в первую очередь разработкой уникальных механизмов для колоколов. После их смерти долгое время никто не мог создавать изделия, равные по качеству и оригинальности оформления.
Колокольчик-сонетка, Бронза, XIX в. БСИИ ASG, инв. № 09-1059
На представленном образце имеется надпись на латыни: «Anno 1669 F. Hemony me fecit» (русс. «Год 1669 создал Ф. Эмо-ни»). Предмет декорирован сценами из повседневной жизни XVII века, держатель выполнен в форме головы.
В XIX веке люди с достатком стремились сделать свое пребывание в рабочем помещение плодотворным и приятным во всех отношениях. Ароматы и благовония любили использовать не только в дворянских гостиных и спальнях, но и считали вполне уместными в кабинетах. Например, если вновь обратиться к фотографии кабинета А.С. Лескова в Орле, то можно разглядеть два небольших предмета, по внешнему виду напоминающих кассолеты (курильницы).
Аналогичная пара имеется и в собрании ASG (инв. №2353 (1,2). В их оформлении присутствует рассмотренный ранее мотив урны, увитой гирляндами растений. Урны установлены на каннелированные постаменты, которые опираются на округлые ножки.
В середине XIX века в моду входит еще одно декоративное украшение, связанное с бурным развитием искусства фотографии. Фотографии становятся не только неотъемлемой частью интерьеров помещений для приема гостей, но и превращаются в оригинальное украшение кабинетного стола. Для того чтобы дагерротип или фото выглядело достойно, его было необходимо дополнить небольшой изящной и искусно выполненной рамкой.
В коллекции бронзы Большого собрания изящных искусств ASG есть несколько небольших декоративных рамок для фотографий. Две парные рамки имеют оригинальную форму рокайлей и датируются второй половиной XIX века. Две другие, относящиеся к рубежу XIX-XX вв., не являясь парными, имеют схожие черты, среди которых прямоугольная форма, фигурный проем для фотографии и наличие декоративного элемента «бандероль» в форме банта.
Кабинетные принадлежности в своем развитии прошли долгий путь от глиняных сосудов до произведений искусства. С точ-
Кассолеты (курильницы) Франция, XIX в.,
Золоченая бронза, литье, чеканка, ковка БСИИ ASG, инв. № 09-2353 (1,2)
ностью можно сказать, что на протяжении веков наличие письменных принадлежностей, оригинальность их художественного оформления были показателям уровня благополучия, образования и вкуса их владельца. Сегодня эта тенденция не теряет своей актуальности, и каждый успешный человек считает своим долгом приобретение элегантных и функциональных кабинетных принадлежностей.
Рамки для фотографий. Франция, конец XIX в., бронза БСИИ ASG/ инв. № 09-1658 (1,2), № 09-0330
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. - Режим доступа: http://books.google.ru/books. Проверено: 14.11.2014
2. Бродский, И.А. Собрание сочинений. - М: Дрофа, 2010.- 314 с.
3. Государственный Эрмитаж. Коллекции, история музея. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ ехрЬге/Р^^и Проверено: 17.11.2014
4. История развития светцов и подсвечников. Художественная ковка металла. - Режим доступа: http://akuznetsov.ru/stati/istoriya-razvitiya-svetcov-i-podsvechnikov.html. Проверено: 18.11.2014
5. Литературная карта России: дом-музей Н.С. Лескова на Родине писателя: к 40-летию открытия музея. - Режим доступа: http://statehistory. ru/4662/Literatumaya-karta-Rossii--Dom-muzey-N-S--Leskova-na-rodine-pisatelya---k-40-letiyu-otkrytiya-muzeya/. Проверено: 17.11.2014
6. Пушкин, А.С. Собрание сочинений. Т. 2. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. -498 с.
7. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. -М.: Дрофа, 2010. - 352 с.
8. Русская кабинетная бронзовая скульптура второй половины XIX века. - Режим доступа: http://www.kabinet-auktion.com/action/9221/. Проверено: 17.11.2014
9. Сергеево-Посадский музей-заповедник. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.musobl.divo.ru/[Проверено 18.11.2014].
10. Толстой, Л.Н. Воскресение: Рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. -562 с.
11. Ясная Поляна. Дом Л.Н.Толстого. -Режим доступа: http://kraeved1147.ru/dom-tolstogo/[Проверено: 19.11.2014].
ССЫЛКИ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. - Режим доступа: http://books.google.ru/books. Проверено: 14.11.2014
2. Ясная Поляна. Дом Л.Н.Толстого. -Режим доступа: http://kraeved1147.ru/dom-tolstogo/. Проверено: 19.11.2014.
3. Литературная карта России: дом-музей Н.С. Лескова на Родине писателя: к 40-летию открытия музея. - Режим доступа: http://statehistory. ru/4662/Literatumaya-karta-Rossii--Dom-muzey-N-S--Leskova-na-rodine-pisatelya---k-40-letiyu-otkrytiya-muzeya/. Проверено: 17.11.2014
4. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. -М.: Дрофа, 2010. - С.57.
5. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. -М.: Дрофа, 2010. - С 101.
6. Фотографии Старой Москвы. - Режим доступа: http://oldmos.ru/old/photo/view/70778. Проверено 20.11.2014.
8. Государственный Эрмитаж. Коллекции, история музея. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/ explore/?lng=ru Проверено: 17.11.2014
9. Сергеево-Посадский музей-заповедник. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.musobl.divo.ru/. Проверено 18.11.2014.