Научная статья на тему 'Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции'

Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман В. К.

В статье на основе статистических данных о производстве, импорте и экспорте измерены показатели конкурентоспособности российской авиационной техники, вооружений, автомобилей, тракторов, продукции станкостроения, металлургического и некоторых других видов оборудования, а также технически сложных товаров народного потребления (1990-2010 гг.). Приведены возможные сценарии изменения конкурентоспособности технически сложной продукции на период до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

В.К. Фальцман

ИЗМЕРЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье на основе статистических данных о производстве, импорте и экспорте измерены показатели конкурентоспособности российской авиационной техники, вооружений, автомобилей, тракторов, продукции станкостроения, металлургического и некоторых других видов оборудования, а также технически сложных товаров народного потребления (1990-2010 гг.). Приведены возможные сценарии изменения конкурентоспособности технически сложной продукции на период до 2020 г.

Вступление страны в ВТО усиливает конкуренцию на внутреннем и мировых рынках технически сложной продукции. Формы экономической интеграции, в том числе ВТО, с одной стороны, расширяют рынки сбыта, а с другой - обостряют конкуренцию, создавая угрозу потери уже имеющихся рыночных ниш внутри страны и за рубежом. При этом возможно сжатие внутренних рынков и внешней торговли из-за политических факторов.

Методика анализа конкурентоспособности каждого технически сложного продукта (товара) основана на использовании статистических данных о его производстве, импорте и экспорте. При их отсутствии (например, о производстве вооружения) использованы данные экспертов. Анализ проведен за двадцать послерефор-менных лет (1990-2010 гг.) российской экономики.

В настоящей работе технически сложный продукт считается конкурентным (конкурентоспособным), если: а) потребность в нем внутреннего рынка удовлетворяется преимущественно за счет отечественного производства, б) на внешнем рынке его экспорт превышает импорт, т. е. страна имеет по этому товару положительное внешнеторговое сальдо.

В принятом определении конкурентность продукции подразделена для внешнего и внутреннего рынков. Такое разделение целесообразно потому, что на внутреннем рынке государство в разумных пределах обычно старается защитить отечественных поставщиков от внешней конкуренции и одновременно поддержать экспорт. Государственный патернализм корректирует истинную конкурентоспособность товаров, которая на стадии производства определяется их качеством и ценой.

В исследовании приняты следующие две оценки конкурентоспособности:

- на внутреннем рынке а = (П / П + И) х 100%, 0< а <100;

- на внешних рынках в =(Э / П) х 100%, 0 < в ,

где П - объем производства продукта (товара); И - его импорт; Э - экспорт.

Чем больше значение а и в, тем выше конкурентоспособность.

Показатель а изменяется в пределах от нуля (абсолютная неконкурентоспособ-ность на внутреннем рынке, т.е. вся потребность российской экономики удовлетворяется за счет импорта) до 100% (импорт отсутствует и потребность внутреннего рынка полностью удовлетворяется отечественным производством).

С ростом конкурентоспособности на внешнем рынке показатель в растет от нуля (абсолютная неконкурентоспособность на внешнем рынке) до бесконечности (импорт отсутствует). Чем больше экспорт по отношению к импорту, тем выше

внешнеторговое сальдо по данному продукту, следовательно, выше подтвержденная рынком конкурентоспособность.

Условия конкурентоспособности, требования к качеству и цене товаров в решающей мере зависят от особенностей рынка конкретной страны.

В настоящем исследовании конкурентоспособным на внешнем рынке признается любой поставляемый на экспорт продукт, независимо от того, в какую страну он поставлен.

Целесообразность использования статистики внешней торговли для оценки конкурентоспособности, на первый взгляд, достаточно очевидна. Однако, как уже говорилось, объемы экспорта и импорта товара, помимо его цены и качества, находятся под воздействием таможенных пошлин, антидемпинговых и других патерналистских мер, носящих часто политический, а не экономический характер. Эти меры искажают представления о конкурентоспособности, которые в чистом виде нужны для оценки производителя. Недостатком метода является также то, что он не отражает уровня локализации промышленной сборки. Например, телевизор российской сборки таможенной статистикой в импорте не отражается. Между тем он может быть почти целиком собран из приобретенных за рубежом комплектующих компонентов, т. е. по существу является импортным.

Автомобильная промышленность: легковые и грузовые автомобили. До 1990 г. автомобильная промышленность была самой крупной отраслью отечественного гражданского машиностроения. Как видно из данных табл. 11, в период кризиса 1991-1995 гг. производство автомобилей сократилось. Снижение производства грузовых автомобилей было значительно больше, чем легковых, конкурентоспособность которых поддерживал ВАЗ за счет импортированных в свое время моделей и технологий фирмы ФИАТ (правда, в последующем существенно устаревших). После 1995 г. снижение производства легковых и грузовых автомобилей прекратилось, если не считать кризисного 2009 г. На отдельных этапах снижение производства в этот относительно благоприятный для российской экономики период происходило из-за некон-курентоспособности автомобилей отечественного производства.

Таблица 1

Производство и импорт автомобилей в РФ, тыс. шт.

Продукция 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2010/1995

Легковые автомобили

производство 1103 835 969 1069 600 1210 1,45

импорт 89,0 71,7 774 521 710 8,0

Грузовые автомобили

производство 665 142 184 205 93,0 156 1,1

импорт 9,9 19,2 50,1 25,9 59,0 6,0

Источник: [1].

Свидетельством недостаточной конкурентоспособности отечественной автомобильной отрасли явился опережающий рост импорта: в период с 1995 по 2010 г. импорт легковых автомобилей возрос в 8 раз, а грузовых - в 6 раз.

На рис. 1 показана полная потеря конкурентоспособности легковых автомобилей на внешних рынках, в прошлом весьма высокая: еще в 2000 г. экспорт превышал импорт в 1,6 раза, а к 2010 г. показатель в почти обнулился. Конкурентоспо-

1 Кроме специально оговоренных случаев, источником статистических данных в статье является Российский статистический ежегодник за 2011 г. и предшествующие годы.

собность на внутреннем рынке также снижалась и к 2010 г. остановилась примерно на отметке а~60%.

%

Рис. 1. Падение конкурентоспособности российского производства легковых автомобилей на внешнем (-) и внутреннем (—) рынках

За 20 прошедших лет автомобильная промышленность трансформировалась из самой крупной отрасли машиностроения по объему производства, в отрасль с самыми крупными внешнеторговыми закупками по импорту, на которую приходится около 20% суммарных затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств.

Можно перечислить некоторые причины, вызвавшие гибель АЗЛК и умирание ЗИЛа. Эти заводы выпускали безнадежно устаревшие модели машин при отсутствии заделов НИОКР для их замены. В производстве использовались жесткие автоматические линии сборки, не позволявшие, в отличие от гибкой автоматизации, быстро обновлять продукцию. Важнейшей причиной, погубившей гиганты отечественного автостроения, была техническая отсталость отечественных поставщиков металла, пластмасс, электротехнических и особенно электронных компонентов, гидравлики и других комплектующих изделий, производители которых технологически и психологически не были готовы преодолеть отсталость качества и технологий, накопленную в условиях дефицитной в прошлом экономики.

Перспективы российской автомобильной промышленности до 2020 г. связаны с заимствованием, с догоняющим развитием, предусматривают рост российского производства иномарок с постепенной локализацией их промышленной сборки. Вступление в силу соглашений ВТО, вероятно, вызовет дальнейшее сокращение производства устаревшей продукции отечественного автомобильной отрасли, но будет содействовать повышению конкурентоспособности его продукции за счет использования зарубежных достижений в формате промышленной сборки. При этом возможен рост экспорта иномарок российского производства в третьи страны. Сегодня уже половина отечественного парка иномарок собрана в России. Причем качество сборки не отличается от зарубежной.

В настоящее время важно, чтобы лидеры мировых технологических рынков перешли от первой стадии - восприятия России как емкого рынка - и второй стадии - инвестирования в промышленную сборку автомобилей, к третьей - созданию в России новых конкурентоспособных продуктов в смежных с автомобильной промышленностью производствах [2, с. 16].

Существуют два сценария воздействия промышленной сборки иномарок на развитие народного хозяйства.

Оптимистический. Экономика промышленной сборки по технологической цепочке вызовет инновационный подъем смежных отраслей (производство комплектующих деталей, агрегатов, материалов). Следствием будет рост технологического уровня, качества и конкурентоспособности продукции многих смежных отраслей и российского производства в целом.

Пессимистический. Инерция технологической отсталости в производственном окружении отечественной автомобильной промышленности окажется настолько значимой, что преодолеть ее западным партнерам не удастся, как в свое время это было с приходом в Россию производства фирмы ФИАТ, не вызвавшего заметного подъема качества у смежников и поставщиков автомобильной промышленности. Тогда в российском производстве иномарок по-прежнему будет преобладать зарубежная комплектация. Но даже и в этом неблагоприятном случае промышленная сборка обеспечит России новые рабочие места и более доступные по цене автомобили иностранных марок.

Авиационная промышленность и авиационная техника. Из данных табл. 2 следует, что показатель в для отрасли в период с 2000 по 2010 г. хотя и снизился, но остается на высоком уровне. Отрасль продолжает успешно работать на экспорт. Причем экспорт превышает импорт (в=125%). Внешний рынок подтверждает конкурентоспособность авиационной техники российского производства.

Таблица 2

Экспорт и импорт авиационной техники, млн. долл.

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Экспорт 1165 1704 2244 2836 2705 1191 1959 2727 2713 3859 4859

Импорт 558 396 235 357 447 497 1031 1566 2103 3192 3895

в (%)* 209 430 955 794 605 240 190 174 129 121 125

* Оценка конкурентоспособности на внешнем рынке определяется соотношением объемов экспорта и производства.

Конкурентоспособность авиационной отрасли на мировых рынках обеспечивают, главным образом, военные самолеты. Что же касается гражданского самолетостроения, то его доля на мировых рынках составляет всего 1%, хотя российское их производство - одно из самых крупных в десятке стран, имеющих развитое производство самолетов.

Перспективы развития российского производства гражданских самолетов, прежде всего, открывает внутренний рынок России. Достаточно сказать, что 207 гражданских отечественных самолетов имеют износ 90% [3, с. 44]. Это - следствие ориентации авиаперевозчиков (особенно мелких) на приобретение дешевых, бывших в употреблении импортных самолетов. Ориентация на приобретение изношенной дешевой западной техники позволяет авиаперевозчикам выигрывать ценовую конкуренцию. Цены на авиаперевозки падают, но в ущерб безопасности полетов. На этом примере видно, что конкуренция не всегда отвечает интересам общества. В этом случае требуется государственный контроль за состоянием парка машин и безопасностью полетов.

Перспективы роста российского производства конкурентоспособных гражданских самолетов связаны с использованием отечественного опыта выпуска самолетов военной авиации. Конечно, технические требования к военной и гражданской авиации в части скоростей и других технических параметров принципиально раз-

личаются. Однако многие материалы, комплектующие детали и их поставщики у авиационной промышлености общие. Поэтому российской авиационной промышленности (в отличие от автомобильной промышленности) удается выпускать собственные конкурентоспособные модели гражданских самолетов.

Объединенная авиастроительная корпорация освоила производство гражданского самолета SSJ-100, конкурентного на региональных трассах. Предполагается приступить к выпуску SSJ-130 для магистральных трасс. В этом случае Россия вступает в сферу конкуренции с двумя самыми крупными компаниями мирового авиастроения - американской компанией Boeing и европейской Airbus.

У Объединенной авиастроительной корпорации большие перспективы в традиционно сильном для России сегменте транспортных самолетов. Самолеты АН-124 и Ил-76 на 10-15 лет опередили свое время и поэтому до сих пор востребованы2. Даже компания Boeing использует эти транспортные самолеты для перевозки крыльев и фюзеляжей своих машин [4, с. 13].

В программе развития гражданской авиационной техники долю России на мировых рынках гражданских самолетов планируется увеличить с 1 до 5% [6]. По мнению специалистов, сегодня в стране есть инженерные кадры, способные спроектировать хороший самолет. Хотя проблема подготовки кадров конструкторов стоит остро: старики уходят, а молодежь еще не подготовлена.

Еще более актуальна логистическая задача. Самолет состоит из нескольких миллионов деталей. Большую их часть изготавливают по кооперации (аутсорсингу) на смежных предприятиях. Например, у компании Boeing число смежников превышает 280. В производстве самолета АН-140 участвуют 179 предприятий. К ним следует добавить предприятия, поставляющие материалы. Не все из них способны выпускать комплектующие изделия надлежащего качества. Поэтому не удается избежать международной кооперации, заимствования.

Можно ожидать, что развитие производства конкурентоспособных самолетов гражданской авиации должно вызвать мультипликативный технологический эффект повышения конкурентоспособности продукции многих смежных отраслей.

Вступление России в ВТО способствует международной кооперации. Но зарубежные конкуренты стремятся не допустить российскую авиапромышленность к новым технологиям. Тем более, что многие узлы и комплектующие имеют двойное применение. Так, воспользовавшись снижением котировок акций, Внешторгбанк приобрел в 2006 г. почти 5% акций концерна EADS - Европейской аэрокосмической и оборонной компании. Сейчас EADS - вторая в мире авиастроительная компания (после Boeing), объединяющая более 70 предприятий Германии, Франции, Испании, Китая и других стран. Airbus - дочерняя компания этого гигантского концерна. EADS имеет отделение в России и реализует ряд проектов с российскими институтами в области разработки новых материалов, программного обеспечения, математического моделирования, программ подготовки российских пилотов и безопасности полетов.

Российская сторона продала EADS 10% акций авиационной компании «ИРКУТ». Предполагалось, что за обменом акций последует обмен технологиями и совместными проектами. Однако этого не произошло. EADS согласна рассмотреть возможности более тесного сотрудничества с Объединенной авиастроительной корпорацией лишь в отдаленной перспективе [7].

Вооружения. По оценкам экспертов Департамента вооружений США, Россия в 1990 г. имела техническое превосходство либо паритет с США по 15 из 32 видов воо-

2 Подробный аудит конкурентоспособности российских моделей самолетов гражданской и транспортной авиации, выпускаемых Объединенной авиастроительной корпорацией, приведен в статье ее главы — Михаила Погосяна [5].

ружений. В частности, превосходство России было в сфере баллистических ракет, ракет земля-воздух, антиспутников, химического и бактериологического оружия [8].

В настоящее время Россия сохраняет паритет и даже техническое превосходство по многим видам вооружений. Известный эксперт по вооружениям, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов называет многие виды отечественных вооружений, которые находятся на самом высоком мировом уровне. Сюда относятся межконтинентальные ракеты и ракетные комплексы, атомные подлодки, российские истребители, новые боевые вертолеты и др. Некоторые из этих видов вооружения закупают Франция, Канада, Греция, Кипр и даже США. Правда, малый интерес к российским вооружениям в странах НАТО связан со слабой их совместимостью с западными системами и стандартами.

Заметим, что конкурентоспособность ракет отечественного производства означает высокий технический уровень управляющих систем, производства топлива, сложных вольфрамово-молибденовых жаропрочных сплавов, используемых для производства сопел ракет и самолетов, т. е. свидетельствует об успехах в целом ряде смежных производств.

В целом к 2010 г. Россия остается на втором месте в мире по экспорту вооружения, уступая США (объем экспорта 35 млрд. долл.) и обгоняя по этому показателю Германию. В 2011 г. российский экспорт вооружений возрос до 12 млрд. долл. по сравнению с 3,7 млрд. долл. в 2000 г. Основной экспорт российских вооружений идет в Индию, Китай, Алжир, Вьетнам, на рынках которых остаются востребованными российские системы даже 1980-х и 1990-х годов [9].

Проанализировав современное технологическое состояние военной техники отечественного производства, Минобороны России предложило начать закупку ее западных образцов, правда, вместе с технологиями их производства. В первую очередь это предложение касается судостроения (вертолетоносец Mistral), беспилотных летательных аппаратов, бронетехники, снайперского оружия. В этих областях отечественное вооружение отстает от импортных разработок [10].

Переход от экспорта к импорту вооружений может иметь пагубные для России экономические и, возможно, политические последствия, когда оборонная безопасность окажется в зависимости от наличия нефтедолларов и ограничений на приобретение военной техники со стороны Запада. Надежды на получение зарубежных технологий вместе с закупками техники иллюзорны.

В наиболее благоприятном случае, речь, скорее, может идти о «препарировании» закупленных образцов техники, как в свое время это было сделано со сбитым американским самолетом-шпионом, пилотируемым летчиком Пауэрсом. Опыт показал, что использовать результаты такой технологической экспертизы для подъема конкурентоспособности отечественного производства крайне затруднительно. Конечно, химический состав материалов определить можно. Но как быть, например, с технологиями их термообработки?

По мнению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству М.А. Дмитриева, конкурентоспособность российской продукции на рынке вооружений до сих пор основывалась на «не самой высокой цене при удовлетворительном качестве». В настоящее время угрозу для экспорта российских вооружений создает рост цен, а также отставание в развитии производственных мощностей по отношению к росту внутренних и внешних заказов [11, с. 4].

Единственным путем развития военно-промышленного комплекса, отвечающим условиям экономической и оборонной безопасности России, является опора на собственные НИОКР и модернизацию отечественных производственных мощностей.

Продукция станкостроения. В прошлом крупнейшее отечественное производство станков и кузнечно-прессовых машин (КПМ) в начале XXI в. практически прекратило свое существование (рис. 2). Потребность в этих видах оборудования целиком обеспечивается за счет импорта. В частности, импорт станков за восемь последних лет возрос в 19 раз (табл. 3). К 1995 г. практически прекратилось производство станков с ЧПУ и КПМ, а к концу 2000-х годов - производство металлорежущих станков. Мировой рынок подтвердил неконкурентоспособность российского станкостроения (рис. 3): оба показателя конкурентоспособности (а и в) приблизились к нулевой отметке.

Тыс. шт

Рис. 2. Производство металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин:

■ металлорежущие станки;-с ЧПУ (в том числе); кузнечно-прессовые машины

Таблица 3

Производство и импорт металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин, тыс. шт.

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г.

Производство Станки металлорежущие 74,2 18,0 8,9 4,9 1,9 2,0

в том числе с ЧПУ 16,7 0,28 0,18 0,28 0,22

Кузнечно-прессовые машины 27,3 2,2 1,2 1,5 1,5 2,2

Импорт металлорежущих станков 20,5 221,0 385,0 559,0

%

Рис. 3. Динамика показателей конкурентоспособности металлорежущих станков российского производства:

----а (на внутреннем рынке);-----р (на внешних рынках)

Из 300 российских предприятий, выпускавших в прошлом продукцию станкостроения, в настоящее время большинство занято ремонтом и модернизацией старого оборудования. Их доля на внутреннем рынке станков составляет не более 1%. Конкурентоспособную продукцию выпускают только два-три отечественных завода. При этом доля импортных комплектующих достигает 70%.

Стратегия развития российского станкостроения - вопрос национальной безопасности, так как импорт станков и узлов к ним на мировых рынках ограничен, поскольку последние входят в число технологий двойного назначения. По этой причине Россия в любой момент может быть отрезана от импорта металлообрабатывающего оборудования. Но тогда становятся невозможными модернизация и развитие мощностей ВПК.

Учитывая эту угрозу, государство начало создавать консолидированную компанию «Росстанкопром». Разработан проект белорусско-российской программы развития станкостроения [12].

В настоящее время действует программа «Развития отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» [13]. Ее задача - разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств машиностроительного производства, необходимых для технического перевооружения стратегических организаций и ликвидации критической зависимости ВПК от зарубежных поставок.

Программа предусматривает на 2011-2013 гг. выполнение НИОКР, а на 2014-2016 гг. - выпуск конкурентоспособного металлообрабатывающего оборудования. Между тем модернизацию отраслей оборонного комплекса запланировано развернуть уже в 2012 г.

Персональные компьютеры в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). Из данных табл. 4 следует, что в прошедшем десятилетии Россия достаточно успешно развивала ИКТ, правда, за счет импорта техники. Прорыв в использовании ИКТ в организациях России позволил почти достигнуть уровня насыщения ими. Достигнут также достаточно высокий уровень обеспеченности индивидуальных пользователей персональными компьютерами (ПК): число ПК на 100 семей в России составляет 54. (Для сравнения: в Германии - 61).

Таблица 4

Количество организаций, использующих ИКТ, % числа обследованных организаций

Показатель 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Персональные компьютеры 84,6 91,1 93,3 93,7 93,7

Интернет 43,4 53,3 67,8 73,7 78,3

Электронная почта 48,6 56,0 69,1 74,4 78,5

Данные табл. 5 показывают, что собственное производство компьютеров в РФ (преимущественно сборочное) растет существенно медленнее импорта, который за последние десять лет увеличился в 23 раза.

Объем производства электронной промышленности России в расчете на душу населения составляет 14 долл., что на много порядков ниже, чем в США (1260), Японии (1100), в Евросоюзе (500). Доля России на мировом рынке электронной техники составляет не более 0,1-0,3%, а на рынке информационных услуг - 0,2% [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для компьютеров в стране создана собственная торговая и ремонтная инфраструктура. Успешно разрабатывается отечественное программное обеспечение.

Таблица 5

Обеспечение России вычислительной техникой

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010/1995

Импорт вычислительной техники, млн. долл. Производство ПК, тыс. шт. 240 62,5 207 70,8 1356 356 3833 861 2858 308 4819 295 20 раз 4,7 раз

При этом доля высокотехнологичных услуг в общем импорте услуг в прошедшее десятилетие фактически росла быстрее, чем в их экспорте (табл. 6). Особенно быстро растет импорт лицензионных платежей и роялти. В результате этого доля высокотехнологичных услуг в импорте в 2009 г. более чем вдвое превышает их долю в экспорте.

Таблица 6

Доля компьютерных, информационных услуг, лицензионных платежей и роялти в структуре экспорта и импорта услуг России, %

Вид услуг 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Компьютерные и информационные экспорт 0,6 1,1 1,2 1,7 2,0 2,8 3,2 3,1

импорт 2,9 1,7 1,0 1,2 1,4 1,6 1,9 2,3

Лицензионные платежи и роялти экспорт 1,0 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0 0,9 1,2

импорт 0,5 2,6 3,3 4,1 4,5 4,8 6,1 6,7

Итого экспорт 1,6 2,2 2,3 2,7 3,0 3,8 4,1 4,3

импорт 3,4 4,3 4,3 5,3 5,9 6,4 8,0 9,0

В обозримой перспективе не приходится рассчитывать на прорыв отечественной электроники в области производства собственных, а не сборных ПК.

В области аппаратуры для связи нагрузка также приходится на импорт, который, включая сотовую связь, возрос за десять лет (2000-2010 гг.) почти в 17 раз и достиг 6,6 млрд. долл.

России, по-видимому, следует ориентироваться в основном на рост конкурентоспособности в сфере средних технологий, а не высоких, как это происходит в Германии.

Тракторы. Россия располагает огромными сельскохозяйственными угодьями, на которых трактор является основной тяговой силой. Кроме того, Россия - страна проблемных, труднопроходимых дорог, для преодоления которых трактор служит необходимым средством транспорта. Наконец, тракторы используются для комплектации строительно-дорожной и военной техники. Отсюда следует значительный потенциал внутреннего российского рынка для сбыта продукции тракторостроения, который в случае больших объемов собственного производства мог бы способствовать удешевлению, а вслед за этим - и экспорту этой продукции.

Между тем, как следует из данных табл. 7, производство российских тракторов в 2000-2010 гг. не только не росло, но даже несколько снизилось. Основная часть внутреннего спроса удовлетворялась импортом, который в несколько раз превышает собственное производство. Во внешней торговле по этой продукции сложилось отрицательное внешнеторговое сальдо (в<100%).

На рис. 4 показаны тенденции снижения показателей конкурентоспособности тракторов российского производства как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таблица 7

Производство, импорт и экспорт тракторов в РФ, тыс. шт.

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Производство Тракторы на гусеничном ходу 12,4 7,9 6,0 4,7 5,0 4,1 5,4 6,3 6,1 1,6

на колесном ходу 6,9 6,3 3,1 3,4 3,4 4,5 5,5 7,7 11,2 6,0 6,9

Итого 19,3 14,2 9,1 8,1 8,4 8,6 10,9 14,0 17,3 7,6

Импорт 20,9 25,6 30,2 33,9 36,7 42,5 60,1 77,8 90,4 26,7 44,8

Экспорт 7,8 7,1 6,5 9,4 7,6 8,7 9,8 11,0 12,7 8,1 5,4

%

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Год

Рис. 4. Динамика показателей конкурентоспособности тракторов российского производства на внутреннем (—) и внешнем (---------) рынках

Емкий российский рынок тракторов позволяет надеяться, что в будущем можно ожидать перехода от импортно-ориентированного к догоняющему типу развития, основанному на освоении зарубежных технологий и сборочного производства.

Металлургическое оборудование. По мировым масштабам Россия располагает крупным металлургическим производством.

В табл. 8 показано, как обеспечивается народнохозяйственная потребность в металлургическом оборудовании. В 2010 г. импорт металлургического оборудования почти в 4 раза превышал его собственное производство. За прошедшее десятилетие (2000-2010 гг.) импорт увеличился примерно в 3 раза, что свидетельствует о снижении конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Таблица 8

Производство, импорт и экспорт металлургического оборудования, тыс. т

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Импорт 34,5 35,4 36,3 39,9 68,2 72,5 74,7 76,9 105,0 69,8 97,2

Экспорт 14,2 15,1 16,1 14,7 13,7 14,6 15,2 15,8 22,8 13,6 12,1

Производство* 16,8 26,4

* Сталеплавильное и прокатное оборудование.

При этом экспортные поставки на внешний рынок составляют почти половину изготовляемого в России сталеплавильного и прокатного оборудования. Но из-за

больших объемов его импорта внешнеторговое сальдо остается отрицательным (Р=12,4%, см. рис. 5).

%

Рис. 5. Изменение конкурентоспособности металлургического оборудования

на внешнем рынке

Машины, оборудование и транспортные средства в целом. Общая картина изменения конкурентоспособности отдельных видов технически сложной продукции России может быть дополнена данными об импорте и экспорте машин, оборудования и транспортных средств в целом.

На рис. 6 показано, что в период 2000-2010 гг. рост импорта машин, оборудования, транспортных средств опережал рост инвестиций. Это означает, что импортное оборудование на внутреннем рынке вытесняло отечественное из-за неконку-рентоспособности последнего.

% к 2000 г.

Рис. 6. Опережающий рост импорта машин, оборудования, транспортных средств (-)

по отношению к инвестициям в основной капитал (-)

На внешних рынках показатель конкурентоспособности монотонно убывал (рис. 7). Если в начале 2000-х годов экспорт машин, оборудования и транспортных средств почти равнялся импорту, то к 2010 г. его масштабы снизились по отношению к импорту примерно до 20%.

Стратегия инновационного развития до 2020 г., подготовленная Минэкономразвития, предполагает, что к 2020 г. страна займет 5-10% мирового рынка высоко-

технологичных и интеллектуальных услуг и в 2 раза увеличит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%).

%

Рис. 7. Снижение конкурентоспособности машин, оборудования и транспортных средств российского производства на внешних рынках

Такой вариант развития представляется весьма привлекательным. Однако в 2009 г. по сравнению с 1995 г. доля машин и оборудования в экспорте России снизилась почти вдвое, а в ее импорте возросла с 33,6 до 43,4%. Поэтому стратегия Минэкономразвития предполагает коренное изменение тенденций внешнеторгового сальдо России, сложившихся в прошедшем двадцатилетии и как минимум нуждается в уточнении.

Технически сложные товары народного потребления длительного пользования (ТНП). В 1990 г. население России испытывало острый дефицит ТНП длительного пользования. Поскольку основная масса собственного производства ТНП была сосредоточена на оборонных предприятиях, первоначальные представления о возможностях насыщения российского рынка ТНП были связаны с конверсией оборонной промышленности [15]. Однако в отличие от вооружений ТНП были здесь побочной продукцией. В условиях дефицита конкуренция отсутствовала. Вследствие этого технический уровень и качество российских ТНП были существенно ниже аналогичных товаров зарубежных стран, особенно японских и корейских.

Не оправдалась надежда на то, что высокотехнологичные оборонные предприятия смогут конкурировать с зарубежными в области производства ТНП, которая составляла важный элемент концепции конверсии военно-промышленного комплекса. В 1990-2010 гг. западные ТНП существенно потеснили на внутреннем рынке отечественные. Российское производство многих видов ТНП сократилось (табл. 9). Например, практически прекратило свое существование производство отечественных пылесосов.

Наибольшее воздействие на российский рынок ТНП оказал их импорт. Так, за период 1990-2009 гг. продажа телевизоров увеличилась в 2,6 раза, а производство осталось на неизменном уровне. Рост продаж в основном пришелся на импортную телевизионную технику. Импорт телевизоров превышал их собственное производство.

Главной причиной замещения на внутреннем рынке отечественной бытовой техники импортной явилась неконкурентность, неудовлетворительное качество российской. Наряду с этим на динамику производства, продаж и импорта ТНП оказывали влияние кризисные явления. Причем собственное производство ТНП было более чувствительно к кризисным явлениям по сравнению с импортом.

Таблица 9

Продажи, производство и импорт ТНП длительного пользования, тыс. шт.

ТНП 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2009/1990

Телевизоры

продажи 3279 3366 2304 6755 8577 2,61

производство 4717 1005 1116 6278 4825 1,02

импорт 600 3267 5102 7346

Холодильники и морозильники

продажи 2842 2496 2039 2598 3560 1,25

производство 3774 1789 1327 2778 2750 3600 0,73

Стиральные машины

продажи 3741 3130 1387 3515 3170 0,85

производство 5419 1294 954 1582 2260 2800 0,42

Электропылесосы

продажи 2891 2043 1512 3929 3964 1,37

производство 4470 1001 745 890 222 225 0,05

Например, производство телевизоров снизилось в 1995 г. по отношению к 1990 г. в 4,7 раза (соответственно с 4717 до 1005 тыс. шт.), а продажи за этот период даже несколько возросли. Отсюда следует, что импорт телевизоров рос даже в кризисные годы. Отечественное производство электропылесосов снизилось за кризисный период 1990-1995 гг. в 4,5 раза (с 4470 до 1001 тыс. шт.), в то время как продажи уменьшились всего в 1,4 раза (с 2891 до 2043 тыс. шт.). Следовательно, импорт уменьшался значительно медленней. Продажи электропылесосов в кризисный 2009 г. были ниже, чем в 2008 г. в 1,2 раза (3,9 и 4,9 млн. шт. соответственно). Что же касается производства пылесосов, то оно снизилось в стране за эти два года в 6 раз (с 1,2 до 0,2 млн. шт.).

Почему отечественное производство оказалось менее устойчивым к кризисным явлениям по сравнению с импортом? Можно полагать, что кризис сильнее затронул бедные слои населения, ориентированные на приобретение более дешевых моделей российской техники, а поэтому оказался для отечественных производителей этих моделей более значимым.

Еще одним фактором сокращения производства, поставок и импорта ТНП явилось насыщение рынка. Согласно данным табл. 9, за период 1990-2009 гг. снизились как продажи, так и производство стиральных машин. В этом случае можно говорить о насыщении рынка: в настоящее время в среднем на 100 домашних хозяйств в России приходится 101 стиральная машина (примерно столько же, сколько в Японии, Чехии). Аналогичная картина с насыщением рынка телевизоров: в расчете на 100 семей в России в 2009 г. в среднем приходилось 160 телевизоров.

Сценарии развития конкурентоспособности технически сложной продукции до 2020 г. «Накопленное» отставание страны в области электроники, электрики, гидравлики, различных комплектующих изделий, качественных конструкционных материалов металлургического и химического происхождения не позволяет повысить конкурентоспособность многих сложных отечественных разработок, не прибегая к заимствованию, которое происходит в виде участия страны в международном разделении труда в различных формах. Так, успешное развитие информационных и коммуникационных технологий опирается на закупки импортной техники, которая используется в сочетании с отечественными достижениями в области спутниковой связи, программирования, развития собственного сервиса.

В развитии автомобильной промышленности приходится отказаться от несбыточных надежд на ее самостоятельный подъем, привлечь в страну крупнейшие зарубежные компании. Исходя из коммерческих интересов этих компаний, можно

надеяться на постепенное развитие российского производства смежных комплектующих производств и замещение импорта, который на первых порах составляет основу «отверточного» производства автомобилей.

Гражданское авиастроение активно вытесняют зарубежные конкуренты не только на мировом, но и на отечественном рынке авиаперевозок. Поэтому остается надеяться на выполнение государственной программы, в соответствии с которой с участием западных компаний осваивается выпуск новых самолетов отечественных конструкций. Заимствование и закупка зарубежных комплектующих здесь в допустимых пределах может совмещаться с использованием весьма успешного опыта строительства отечественных военных самолетов.

Итоги статистического анализа показывают, что конкурентоспособность многих рассмотренных видов технически сложной продукции в прошедшем двадцатилетии снижалась. Что может противопоставить российское машиностроение этой тенденции в ближайшие девять-десять лет? Объективными предпосылками поддержания конкурентоспособности российских технически сложных товаров являются:

- лидерство в производстве вооружений и гражданском самолетостроении, которое необходимо сохранить за счет государственно-частных вложений в собственные НИОКР и отечественное оборонное производство;

- догоняющее развитие по типу промышленной сборки в автомобильной промышленности. При этом конкурентоспособность продукции в благоприятном варианте может быть восстановлена за счет заимствования зарубежных научно-технических достижений по всей цепочке технологически взаимосвязанных отраслей и продуктов;

- импортно-ориентированное развитие отраслей, где конкурентное собственное импортозамещающее производство не поддается восстановлению, по крайней мере, в ближайшие годы (электроника).

Литература

1. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2011.

2. Ведомости. 30.01.2012.

3. Прямые инвестиции. 2011, №12.

4. КоммерсантЪ, 2 ноября 2011 г.

5. КоммерсантЪ, 22 марта 2011 г.

6. ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на пер-иод до 2015 года»: http://www.programs-gov.ru/27_1.php

7. Емельянов Ю. Государственно-частное партнерство в авиастроении //Мир перемен. 2011. № 3.

8. Soviet Military Power 1990. USA Department of Defense. Wash. YPO. 1991.

9. Броня вчерашнего дня. Комсомольская правда от 2-9 февраля. 2012 г.

10. Военно-промышленный комплекс. Business Guide. КоммерсантЪ от 22.12.2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. КоммерсантЪ, 24.02.2011.

12. http://mashportal.ru/machinery_russia-15488.aspx

13. http://zakonprost.ru/content/base/part/749775/

14. Сухарев О. Информационный сектор экономики: проблемы развития // Инвестиции в России. 2006. № 8.

15. Конверсия и экономическая реформа // В.К. Фальцман. Экономический рост. От прошлого к будущему. М.: Альпина Паблишер, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.