Научная статья на тему 'Российские товары на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность?'

Российские товары на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ПРОИЗВОДСТВО / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман Владимир Константинович

Статья рассматривает вопрос оценки конкурентоспособности важнейших видов российских товаров на мировом рынке – продукции машиностроения, металлургии, химических и минеральных продуктов, продовольствия и сельхозсырья. Приведены показатели импортозависимости России, её инновационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российские товары на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность?»

Владимир ФАЛЬЦМАН

РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ: КАК ИЗМЕРИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ?

Одна из важнейших проблем российской экономики, которая в известной степени сдерживает расширение географии и масштабов экспорта отечественной продукции, -это повышение конкурентоспособности её товаров на мировых рынках. Исследователи, экономисты, практические работники давно испытывают потребность в её решении. И, кажется, лёд наконец тронулся. Об этом свидетельствует принятая чуть более полугода назад концепция федеральной целевой программы (ФЦП) "Исследования и ^разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса" . Её реализация предполагает, на наш взгляд, что ожидаемые результаты от вложения грандиозных средств в осуществление ФЦП не могут ограничиться числом публикаций в ведущих научных журналах, патентных заявок и увеличением доли молодых (до 39 лет) исследователей, но в условиях глобализации должны предусматривать рост конкурентоспособности продукции отраслей и конкретных видов экономической деятельности.

Методология измерения

Основой для определения конкурентоспособности нам послужили статистические данные об импорте, экспорте и производстве конкретных товаров. Абсолютные показатели приведены в натуральном выражении (штуки, тонны и др.), либо в долларах США В первом случае искажающее влияние инфляции исключено, во втором - ограничено. Кроме специально оговоренных случаев, источником информации являются публикации Росстата России и таможенной статистики.

Использование показателей внешней торговли ограничено в силу того, что они наряду с ценой и качеством продукции отражают влияние внешнеэкономической полити-

1 Концепция утверждена Распоряжением правительства РФ от 2 мая 2013 г. № 736-р.

2 Российский статистический ежегодник. 2011. М.: 2012.

© Фальцман Владимир Константинович - д.э.н. профессор заслуженный деятель науки

РФ, декан Российско -немецкой высшей школы управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: конкурентоспособность, экспорт, импорт, производство, импортозависи-мость.

ки, разнонаправленной у взаимодействующих государств. Эта политика включает меры по поддержке экспорта, ограничения на импорт, их запрет под различными благовидными предлогами и др.

Рассмотрим два показателя для измерения конкурентоспособности.

Показатель Р характеризует внешнеторговое сальдо российского товара на мировых рынках - отношение объёмов экспорта к импорту (в процентах):

Р = ЭксПорт х 100 . Импорт

С увеличением показателя в конкурентоспособность продукции растёт. При Р<100% она оценивается как низкая, так как в этом случае продукт имеет отрицательное внешнеторговое сальдо.

Для продукции, которая поступает в народное хозяйство в основном из-за рубежа в форме импорта, предложен коэффициент импортной зависимости /(в %)

Импорт

/ =---х100 .

Производство + Импорт - Экспорт

Особенность России заключается в технологической отсталости и неконкурентоспособности на мировых товарных рынках многих продуктов её традиционных индустриальных сфер - машиностроения, химической промышленности, агропродовольствен-ной сферы и др. При том что ряд продуктов российского производства на мировых рынках пользуется спросом. В их числе - минеральные продукты, химудобрения (табл. 1). Кроме того, российская продукция весьма конкурентна в области вооружений, в том числе военной авиации, подводных лодок, в сфере атомного машиностроения.

Таблица 1.

Конкурентоспособность России по укрупненным товарным группам

(импорт и экспорт - млн долл. США)

2000 2010 2011 2011 2000 Оценка конкурентоспособности

Машины; оборудование, транспортные средства Импорт 10649 101823 147197 13,8 Низкая и продолжает падать

Экспорт 9071 22582 25717 2,8

Р 85% 22% 17,5%

Металлы Импорт 2824 17568 22961 8,1 Высокая, но падает

Экспорт 22370 51326 59009 2,6

Р 792% 292% 257%

Продукция химической промышленности Импорт 6080 37232 46171 7,6 Переход от высокого к низкому значению

Экспорт 7392 25192 32520 4,4

Р 121% 68% 70%

Продовольствие и сель-хозсырьё Импорт 7384 36482 42544 5,8 Низкая, но медленно растёт

Экспорт 1623 9365 13324 8,2

Р 22% 26% 31%

Минер альные пр оду кты Импорт 2137 5914 10448 4,9 Высокая, продолжает расти

Экспорт 55488 272840 367286 6,6

Р

1 Идрисова В.В. Теоретические вопросы применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Автореферат диссертации. М.: 2012.

Из табл. 1 следует, что оценка конкурентоспособность России на мировых товарных рынках выглядит следующим образом:

— чрезвычайно высокая по минеральным продуктам и продолжает расти вследствие опережающего роста экспорта;

— высокая, но снижающуюся по металлам;

— низкая и снижается далее до уровня Р=17,5% в 2011 году по машинам, оборудованию и транспортным средствам.

По химической продукции за период 2000-2011 годов конкурентоспособность в среднем по всем входящим в эту группу продуктам сместилась от высокого к низкому значению. По продовольственным товарам и сельхозсырью она оставалась низкой, но проявляла слабо выраженную тенденцию к росту (в основном, за счёт зерна).

Названные пять укрупнённых товарных групп состоят из многих продуктов, каждый из которых может иметь различные показатели конкурентности. Проанализируем каждый из них как вид экономической деятельности.

Машиностроительная продукция. В табл. 2 приведены показатели по шести видам продукции гражданского машиностроения. Конкурентоспособность их всех низкая и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

Таблица 2.

Конкурентоспос обность м ашинострое ния

(тыс. шт.)

2000 2010 2011 2011 2000 Оценка конкурентоспособности российской продукции

Легковые автомобили Производство 969 1210 1740 1,8 Низкая, тенденция к снижению

Импорт 71,7 710 1093 15,2

У 7% 37% 39%

Грузовые автомобили Производство 184 156 207 1,1 Низкая, тенденция к снижению

Импорт 19,2 59,0 109 5,7

У 9% 27% 37%

Металлорежущие станки Производство 8,9 2,0 3,3 0,4 Низкая, приближается к 0

Импорт 20,5 559,0 727 35,5

У 70% ~100% 100%

Экскаваторы Производство 3,4 2,1 2,2 0,6 Низкая, тенденция к снижению

Импорт 1,4 13,0 49,5 35,4

У 29% 86% 96%

Бульдозеры Производство 3,0 0,9 1,8 0,6 Низкая, тенденция к снижению

Импорт 0,2 1,7 3,1 15,5

У 6% 65% 63%

Тракторы Производство 19,3 17,31) 14,9 0,8 Низкая, тенденция к снижению

Импорт 20,9 90,41} 89,6 4,3

У 84% 95% 90%

0 2008 г.

Среди указанных здесь видов машиностроительной продукции отсутствует электроника, поскольку Россия закупает её за рубежом по импорту и на конкурентоспособность она претендовать не может. Так, уровень производства электронной промышленности на душу населения составляет в России 14 долл., что на порядки ниже, чем в США (1260), Японии (1100), в Евросоюзе (500). Доля России на мировом рынке электронной техники не превышает 0,1-0,3%, а на рынке информационных услуг - 0,2%.1

За каждым из приведённых в табл. 2 видов машин тянется целый шлейф социально-экономических проблем страны. Так, легковые и грузовые автомобили призваны решать транспортную проблему, преодолевать удалённость российских регионов, городов и сельских поселений, обеспечивать необходимую инфраструктуру для развития отраслей народного хозяйства и рынков. Кроме того, качество легковых автомобилей -важнейший индикатор качества жизни.

От возможностей строительно-дорожной техники, экскаваторов и бульдозеров зависит уровень дорожного строительства, преодоления российского бездорожья, успешность возведения жилых и промышленных зданий, очистка улиц от снежных заносов, а иногда и мусора, выполнение огромного объёма земляных работ, по масштабам которых Россия стоит на первом месте в мире.

Если говорить о тракторах, это не только основа сельскохозяйственной энергетики, но и транспортное средство в условиях бездорожья.

Металлорежущие станки составляют основное технологическое оборудование гражданского и оборонного машиностроения, ремонтных цехов и мастерских.

Однако по всем перечисленным в табл. 2 видам машин конкурентоспособность России на мировых рынках близка к нулю. Объём экспорта российской продукции был чрезвычайно мал: по легковым автомобилям - 2% от производства и импорта, грузовым автомобилям - 6% от их поставок в народное хозяйство, металлорежущим станкам - не более 1%. По экскаваторам и бульдозерам экспорт отсутствовал. И только по тракторам экспорт был несколько выше, составляя 12% от импорта (Р=12%).

Следствием низкой конкурентоспособности отечественных машин явилась растущая импортная зависимость.

Согласно таблице, по всем видам техники рост импорта в 2000-2011 годах вытеснял их отечественное производство. Выпуск машин абсолютно сократился по грузовым автомобилям, экскаваторам, бульдозерам, тракторам, а по металлорежущим станкам практически обнулился. Вследствие этого вырос коэффициент импортной зависимости, достигнув по бульдозерам 63%, экскаваторам - 96%, тракторам - 90%. По металлорежущим станкам /=100%, по легковым автомобилям /=37%, по грузовым /=27%.

При объёмном российском рынке средств автомобильного транспорта (как следствие территориальной протяжённости), строительно-дорожной техники из-за больших масштабов строительства и земляных работ, тракторов как основной тягловой силы сельского хозяйства гипертрофированный импорт этих машин из-за рубежа наносит значительный ущерб машиностроению страны. Кроме того, полная зависимость от поставок металлорежущих станков - реальная угроза для технологической модернизации как инвестиционного, так и оборонного машиностроения.

Правда, импортоориентированный тип технологической модернизации, хотя и разрушает отечественное машиностроительное производство, в конечном итоге даёт возможность пользователю применять высокопроизводительную, безопасную, экологически чистую и надёжную импортную технику, экономить энергетические и другие про-

1 Сухарев О. Информационный сектор экономики: проблемы развития. // Инвестиции в России, 2006, № 8.

изводственные ресурсы в соответствующих отраслях. Но при этом по аналогии с авто-промом целесообразно искать переход от импортоориентированного к догоняющему типу инновационного развития, предполагающему создание в России машиностроительных предприятий, выпускающих зарубежную технику с последующим увеличением локализации поставок отечественного металла, пластмасс, электрики, гидравлики, электроники и других комплектующих элементов. По технологическим цепочкам догоняющее развитие позволяет ликвидировать отставание в смежных с машиностроением сферах экономической деятельности.

Высокой конкурентоспособностью на мировых рынках отличается продукция российского оборонного машиностроения. Экспорт вооружений вырос к 2010 году до 12 млрд долл. против 3,7 млрд в 2000 году. В настоящее время он превысил 15 млрд долл. По экспорту вооружений Россия находится на втором месте в мире.

В значительной менее ориентирована на экспорт авиационная продукция России, объёмы которого превышают импорт (табл. 3). Экспортную ориентацию этих видов экономической деятельности обеспечивает главным образом техника оборонного назначения: истребители, вертолеты.

Доля же России на мировых рынках гражданской авиационной техники не превышает 1%. В военном кораблестроении Россия занимает второе место в мире после США, а по объёмам гражданского судостроения находится на 21-м месте.

Таблица 3.

Экспорт и импорт авиационной и судостроительной техники

(млн долл. США)

2000 2010 2011 2011 2000 Конкурентоспособность

Авиационная техника Экспорт 1165 4859 6027 5,2 Высокая, но снижается

Импорт 558 3895 5985 10,7

Р 209% 125% 100,7%

Су да и другие плавучие средства Экспорт 1002 2347 1643 1,6 Высокая, но снижается

Импорт 237 1055 3624 15,2

Р 422% 222% 45%

Наличие у авиастроительных и судостроительных предприятий компетенций по выпуску конкурентной продукции оборонного назначения позволяет надеяться, что в будущем при наличии ресурсов они справятся с выпуском нужных самолётов и судов гражданского назначения.

Конечно, технические требования к истребителям и подводным лодкам существенно отличаются от гражданских самолётов и судов. Несмотря на это, Россия уже освоила выпуск гражданского самолёта 881-100. Большие возможности открывает производство транспортных самолётов. В программе развития гражданской авиационной техники долю России на мировом рынке планируется увеличить с 1 до 5%.

Лидерские позиции Россия занимает на мировом рынке атомного машиностроения. Экспорт ядерных реакторов и сопутствующего оборудования составляет 1202 млн долл. при импорте 5 млн долл.1 (Р=240%).

1 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации-2011. // Федеральная таможенная служба. М.: 2012.

Хорошие конкурентные показатели демонстрирует российская химическая и металлургическая промышленность, о чём свидетельствуют данные табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4.

Конкурентоспособность основных видов продукции химической промышленности на мировых рынках

(импорт и экспорт - млн долл. США)

2000 2010 2011 2011 2000 Оценка конкурентоспособности

Продукты неорганической химии (аммиак и др.) Импорт 1437 2969 3524 2,5 Высокая и растёт

Экспорт 2172 6679 8278 3,8

Р 151% 225% 235%

Органические соединения Импорт 46,5 2180 3080 66,2 Высокая, но снижается

Экспорт 202 3421 4635 22,9

Р 434% 157% 150%

Лекарственные средства Импорт 1150 9346 10963 9,5 Близка к нулю

Экспорт 103 289 341 3,3

Р 9% 3% 3%

Удобрения азотные Импорт 0 0 Высокая

Экспорт 541 2178 3564 6,5

Удобрения калийные Импорт 0 0 0 Высокая

Экспорт 407 2613 2727 6,7

Удобрения смешанные Импорт 0 0 0 Высокая

Экспорт 644 2756 4058 6,3

Полимеры и пластмассы Импорт 949 8701 10746 11,3 Низкая и снижается

Экспорт 789 2168 2514 3,2

Р 83% 25% 23%

Каучук Импорт 64 137 214 3,3 Высокая и растёт

Экспорт 331 2172 3117 9,4

Р 517% 1585% 1456%

Шины Импорт 251 1468 2388 9,5 Низкая и снижается

Экспорт 200 729 1082 5,4

Р 80% 50% 45%

Экспорт продукции неорганической и органической химии превышает импорт (Р>100). Но различие между этими группами состоит в том, что экспорт продуктов неорганической химии в 2000-2011 годах рос быстрее импорта, вследствие чего увеличился внешнеторговый оборот и индикатор конкурентоспособности Р на внешнем рынке - со 151 до 235%.

По органическим соединениям внешнеторговый оборот в 2000-2011 годах стремительно развивался, но экспорт отставал от роста импорта. Поэтому конкурентоспособность, оставаясь высокой на всем отрезке времени, постепенно снижалась.

Импорт лекарственных средств в России был несопоставимо выше экспортных поставок лекарств российского производства за рубеж (показатель Р близок к нулю). По-

этому можно говорить о чрезвычайно низкой конкурентоспособности российской фармацевтической промышленности на мировом рынке. Импорт лекарственных средств в те же годы вырос в 9,5 раза, а экспорт всего в 3,3 раза, то есть налицо снижение конкурентоспособности.

Совсем отсутствует импорт в Россию удобрений, и наоборот - большой и растущий их экспорт свидетельствует о высокой конкурентоспособности на мировых рынках. Аналогичное положение с каучуком.

Что же касается полимеров, пластмасс и шин российского производства, то по этим химическим продуктам импорт превышает экспорт. Причём со временем отрицательное внешнеторговое сальдо нарастало. Поэтому индикатор Р<100 и постепенно уменьшался. Оценивая конкурентоспособность этих продуктов, можно говорить о её низком уровне, который продолжает снижаться.

Россия - крупнейший производитель и экспортёр чёрных и цветных металлов. По данным за 2009 год, страна занимала 3-е место в мире по выплавке чугуна, 4-е - по производству стали, 5-е - по добыче железной руды, 6-е - по производству готового проката чёрных металлов. Чёрные и цветные металлы занимают в общем экспорте России второе место, уступая только вывозу минерального сырья.

Любое металлургическое производство является энергозатратным (особенно производство алюминия), загрязняющим окружающую среду, вредным и опасным для здоровья человека. Эти обстоятельства способствуют спросу на экспортные поставки металлов из России в экономически развитые страны.

Кроме того, металлургическая продукция - это базовый исходный материал для автомобильной, авиационной промышленности и других машиностроительных производств.

В следующей таблице 5 приведены данные об экспорте чёрных и некоторых цветных металлов.

Таблица 5.

Экспорт основных металлов

_(млрд долл. США)_

2000 2002 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2011 2011 2000

Чёрные металлы 6,7 6,8 9,0 17,0 18,7 28,7 15,6 20,8 24,7 3,7

Медь 1,1 0,7 0,7 0,9 1,1 1,2 2,5 3,3 1,6 1,5

Никель 1,7 1,7 2,1 3,2 3,5 4,9 3,6 5,2 4,5 2,6

Алюминий 4,2 2,9 3,3 4,1 4,9 7,5 5,2 6,0 6,9 1,6

За одиннадцать анализируемых лет экспорт чёрных металлов вырос в 3,7 раза, меди - в 1,5 раза и никеля - в 2,6 раза, алюминия - в 1,4 раза.

Обращает на себя внимание тот факт, что мировой финансовый кризис почти наполовину сократил в 2009 году экспортные поставки чёрных металлов. Причём в 2011 году его величина ещё не достигла уровня 2008 года. Аналогичная картина сложилась по алюминию. В то же время вывоз никеля в 2011 году преодолел уровень 2008 года. Что касается экспорта меди, то он монотонно увеличивался, несмотря на кризис.

Из данных табл. 5 следует, что в поставках за рубеж российских металлов продукция чёрной металлургии по объёмам выручки явно преобладает над основными цветными металлами.

Показательна также табл. 6, где приведены данные об экспорте и импорте некоторых видов чёрных металлов, на основе которых сделан вывод об изменении конкурентоспособности продукции чёрной металлургии на мировом рынке.

Таблица 6.

Конкурентоспособность некоторых видов металлов на мировом рынке

Импорт и экспорт - млн долл. США

2000 2010 2011 2011 2000 Оценка конкурентоспособности

Чёрные металлы импорт 890 5364 7314 8,2 Высокая, но снижается

экспорт 6733 20843 24744 3,7

Р 756% 389% 338%

Трубы из чёрных металлов импорт 569 2049 2745 4,8 Низкая и снижается

Экспорт 370 1065 1673 4,5

Р 65% 52% 61%

Прочие изделия из чёрных металлов Импорт 455 4397 9,71) Низкая и снижается

Экспорт 341 1505 4,41)

Р 75% 34%

1)2010

2000

Под влиянием внутреннего спроса производство продукции чёрной металлургии третьего и четвёртого переделов росло опережающими темпами по сравнению с готовым прокатом: за десятилетие двухтысячных годов производство готового проката увеличилось в 1,2 раза, а холоднокатаного листа - в 1,5 раза, стальных труб - в 1,8 раза. Опережающий рост холоднокатаного листа в первую очередь был связан с локализацией сборочного производства в автопроме. Особенно быстро рос выпуск сварных труб большого диаметра с полимерными покрытиями, используемыми для строительства газопроводов: российское производство сварных труб большого диаметра увеличилось в 2000-2010 годах примерно в 85 раз.

Агропродовольственная сфера. Табл. 7 содержит статистические данные, которые позволяют оценить конкурентоспособность и импортозависимость России по основным видам агропродовольственной продукции.

В неблагоприятном 2010 году производство зерна сократилось по сравнению с 2000 годом на 7%. Между тем в 2008 году валовый сбор зерна составлял 108,2 млн т, что в 1,6 раза превышало производство 2000 года. В 2009 году валовый сбор зерна был равен 97,1 млн т, превышая уровень 2000 года в 1,5 раза. В 2011 году он составил 94,2 млн т.

Импорт зерна снизился за анализируемое десятилетие до чрезвычайно малой величины, в то время как его экспорт вырос почти в 11 раз. В результате Россия перешла от импортоориентированного потребления зерна к экспортоориентированному его производству.

В 2000 году показатель Р (отношение экспорта к импорту в процентах) для зерна был меньше 100% (Р<100%), что свидетельствовало об отрицательном внешнеторговом сальдо. К 2010 году показатель Р существенно превысил отметку 100. Это говорит о переходе к положительному внешнеторговому сальдо и экспортной ориентации производства зерна. При этом у«0.

Таблица 7.

Импортозависимость России по видам продовольствия

2000 2010 2010 2000 Оценка конкурентоспособности

Зерно (млн т) Производство1' 65,6 61,0 0,93 Высокая, тенденция к росту; экспортоориентированный тип развития

Импорт 4,7 0,4 0,08

Экспорт 1,3 13,9 10,7

Р 28% 3475%

У 6,8% 0,5%

Мясо, включая птицу и мясопродукты (тыс. т) Производство 4446 7167 1,6 Низкая. При почти полном отсутствии экспорта доля импорта: в 2000 г. - 32%, в 2010 г - 28%

Импорт 2095 2855 1,4

У 32% 28%

Молоко и молоко-продукты (тыс. т) Производство 32259 31847 0,99 Низкая, тенденция к снижению. Доля импорта в поставках повысилась с 12,9% в 2000 г. до 20,6% в 2010 г.

Импорт 4718 8159 1,7

Экспорт 507 460 0,91

Р 11% 6%

У 12,9% 20,6%

Картофель (тыс. т) Производство 29465 21141 0,72 Отсутствует. При ничтожно малом экспорте доля импорта в поставках: 2000 г. - 2% 2010 г. - 5%

Импорт 567 1122 2,0

Экспорт 27 85

Р 4,5% 7,5%

У 1,9% 5,0%

Овощи и бахчевые культуры (тыс. т) Производство 11359 13278 1,17 Низкая, незначительный рост. Доля импорта в поставках: 2000 г. 17% 2010 г. - 20%

Импорт 2273 3158 1,39

Экспорт 169 543 3,21

Р 7% 17%

У 16,9% 19,8%

Масло растительное (тыс. т) Производство 1375 3068 2,2 Низкая, тенденция к росту. Доля импорта в поставках (у): 2000 г. 38% 2010 г. - 28%

Импорт 698 963 1,4

Экспорт 219 595 2,7

Р 31% 62%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У 38% 28%

Сахар (тыс. т) Производство 6148 4751 0,77 Низкая. Коэффициент импорто-зависимости (у): 2000 г. 45% 2010 г. - 33%

Импорт 5014 2371 0,47

Экспорт 0 0

Р 0 0

У 45% 33%

Рыба и морепродукты (тыс. т) Производство 3000 3461 1,15 Высокая, но снижается. Импортозависимость растёт с 15 до 32%

Импорт 335 875 2,6

Экспорт 1128 1615 1,4

Р 347% 184%

У 15% 32%

^Валовый сбор

Кроме зерна, низкий уровень коэффициента импортозависимости сохраняется по картофелю: около 2% в 2000 году и 5% в 2010 году.

По остальным продуктам питания наблюдалась высокая зависимость от импорта. По мясу импорт составляет около 28% поставок, по молоку и овощам - около 20%, по растительному маслу, сахару и рыбе он обеспечивал около одной трети поставок.

Особенно высока зависимость России по напиткам, где Р=20%, то есть их импорт в 5 раз превышает экспорт.

В 2010 году утверждена доктрина продовольственной безопасности РФ, в которой поставлена задача снижения импорта продовольствия, разумеется, при увеличении душевого потребления мяса, молока и некоторых других продовольственных товаров.

Предпосылкой для перехода агропродовольственной сферы России от импортозависимости к экспортоориентированному развитию является растущее население планеты и мировой спрос на продовольственные товары. При этом Россия находится в числе немногих стран, располагающих свободными ресурсами земли и воды, позволяющими увеличить производство пищевых продуктов и отказаться от их импорта.

Помимо этого, российское сельское хозяйство имеет значительные возможности для увеличения производства сельхозсырья даже без расширения площадей сельхозугодий, только за счёт роста урожайности посевов и продуктивности животноводства, использования возможностей генетики, химических удобрений и других современных инноваций.

Топливно-энергетическая продукция. Конкурентоспособность российских топливно-энергетических ресурсов, казалось бы, не нуждается в доказательствах.

Таблица 8.

Экспорт топливно -энергетических ресурсов

Единицы измерения 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2011 2000 2011 2005

Нефть сырая млн т. 145 253 243 247 247 244 1,7 0,96

Нефтепродукты млн т. 62,7 97,1 118 124 133 132 2,1 1,4

Газ природный млрд куб. м 194 207 195 168 174 187 1,0 0,9

Уголь каменный млн т. 44,1 79,8 97,5 105 116 111 2,5 1,4

Электроэнергия млрд кВт.ч. 15,1 22,6 20,7 17,9 19,1 24,1 1,6 1,1

Однако из табл. 8 следует, что по сравнению с 2005 годом бурный рост экспорта сырой российской нефти прекратился. Абсолютно сократились поставки природного газа. Причём если доля российской нефти в мировом её экспорте пока сохраняется на уровне 8,6%, то доля российского газа за 20 лет снизилась в мировом его потреблении с 9,0% в 2000 году до 6,5% в 2011 году.

По прогнозам Всемирного экономического форума, мировое потребление нефти неизбежно движется к закату. Причина заключается в постепенном вытеснении нефти из электрогенерации, а также в расширении рынков сбыта электрокар.1

Важной причиной возможного сокращения конкурентоспособности России на мировом рынке углеводородов является "сланцевая революция", переход на низкие

1 КоммерсантЪ 07.03.2013.

цены на сланцевый газ и сланцевую нефть. Она привела США к самообеспеченности по газу. В перспективе поворот от импорта к самообеспеченности и даже к последующему экспорту сланцевого газа и нефти возможен в Китае, где нефтеносных сланцев больше, чем в США В том же направлении действует рост возобновляемых источников энергии.

У России имеются свои внутренние причины для снижения добычи и вследствие этого экспорта нефти. В их числе сокращение в 1,5 раза геологоразведочного бурения на нефть и газ (с 1719 тыс. м в 2000 г. до 1189 тыс. м в 2010 г.), ухудшение природных условий, проявившееся в снижении дебета нефтеносной скважины с 30 до 10 т, фонтанного способа добычи до 6-8% добываемой нефти и др.

В то же время Россия располагает возможностями для увеличения выручки от экспорта топливно-энергетических ресурсов. К их числу относится углубление переработки экспортируемого нефтяного сырья: уровень переработки нефти, оцениваемый с помощью индекса Нельсона, находится в России на уровне 4,37, а в среднем в мире - 6,7, в Западной Европе - 7,42.1 Росту добычи и экспорта нефти может способствовать повышение коэффициента нефтеизвлечения, который, к сожалению, в России снизился - с 48% в советские годы до 35% в 2010 году, а по отдельным оценкам составляет 27-29%. Между тем в США коэффициент извлечения нефти неуклонно растёт. Рекорды нефтеизвлечения ставит норвежская нефтяная промышленность: фактические показатели извлечения даже превысили здесь 80% от объёма начальных запасов нефти.

Возможности для увеличения добычи газа открывает повышение уровня утилизации нефтяного (попутного) газа, который в 2010 году использовался на 77% (в 1995 г. - на 81%). Существенный прирост добычи газа в перспективе может быть достигнут в России за счёт разработки одного из крупнейших месторождений - Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря.

Индикатором будущей конкурентоспособности отечественной промышленности отчасти могут выступать приоритеты иностранных инвестиций. Если принять все иностранные инвестиции в Россию за 100%, то из рассмотренных выше видов экономической деятельности наибольший удельный вес имеют иностранные инвестиции в добычу топливно-энергетических ресурсов (10,4%), в производство нефтепродуктов и кокса (11,6%). На долю металлургического производства приходится 6,5% иностранных инвестиций, химического - 3%. На развитие выпуска автомобилей направляются

I,6% зарубежных вложений, в то время как на торговлю и ремонт автотранспорта -

II,6%. В итоге иностранные инвестиции идут на развитие наиболее успешных сфер российской экономики, консервируя существующую минерально-сырьевую структуру экономики России.

Что же касается внешнеэкономического товарообмена, то импорт составляет основу техники, поступающей в формате государственных и частных инвестиций, предназначенных для инновационной модернизации России.

Действительно, в 2010 году российский импорт машин, оборудования и транспортных средств составил 102 млрд долл. Главными поставщиками техники в Россию явились Германия, Италия и другие страны Евросоюза.

1 Дребенцов ВВ. Вызовы российской энергетики. // "Журнал новой экономической ассоциации", 2012. № 4.

Если воспользоваться официальным курсом доллара (в 2010 г. 30,48 руб./долл.), то импорт машин, оборудования и транспортных средств в рублевом эквиваленте составил 3109 млрд руб. Все инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства равнялись в этом году 3534,5 млрд руб. Таким образом, доля импорта составляла около 88%.

Если же исходить из паритета покупательной способности рубля в накоплениях основного капитала, равного, по данным Росстата, 22,95 руб./долл. (2008 г.), то импорт техники был равен в 2010 году 2341 млрд руб., то есть около 66% от всех поступлений на машины, оборудование и транспортные средства.

Хотя две приведённые расчётные оценки импорта в рублевом эквиваленте существенно различаются, обе они свидетельствуют о высокой (в первом случае предельно высокой) импортной зависимости инновационного обновления России от импорта техники из Германии, других стран ЕС и остального мира.

Высокая доля импортной техники в модернизации экономики подавляет российское машиностроительное производство. Но отражается ли этот процесс на росте эффективности производства в отраслях, использующих импортную технику?

Расчёты эффективности конкретных инвестиционных проектов позволяют подсчитать экономический и социальный эффект использования новой техники. Этими расчётами пользуются инвесторы.

Однако выделить вклад инноваций в средние показатели всей экономики страны и её отраслей чрезвычайно трудно, поскольку средние показатели производительности труда, энергоёмкости продукции, её конкурентоспособности испытывают воздействие структурных сдвигов, природного фактора, организации и масштабов производства, ряда других факторов.

* * *

Формулы измерения конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, приведённые в начале статьи, не столь сложны, но весьма полезны, поскольку, кроме всего прочего, служат для обоснования приоритетов инвестиционной, промышленной, внешнеэкономической политики, для оптимизации распределения ограниченных ресурсов между отдельными видами экономической деятельности. Решения такого типа принимают как государственные, так и частные, в том числе иностранные, инвесторы. Что касается учёных, которые отстаивают приоритеты собственных исследований и разработок, то они должны объективно оценивать состояние не только собственной, но и смежных областей, конкурирующих за ресурсы. Только такой подход гарантирует правильность целевого выбора в рамках поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.