Научная статья на тему 'Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации о порядке эксплуатации беспилотных воздушных судов'

Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации о порядке эксплуатации беспилотных воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации о порядке эксплуатации беспилотных воздушных судов»

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» / [Эл. ресурс] -Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

2. Федеральный закон РФ от 06.05.2011 №100-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О добровольной пожарной охране» / [Эл. ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / [Эл. ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 29.03.2016).

ИЗМЕНЕНИЯ В ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А.А. Сазанова, студент магистратуры, С.В. Костыков, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Государственная Дума РФ 22 декабря 2015 приняла во втором и третьем чтении законопроект № 752189-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов» [1]. Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации вступают в силу с 1 апреля 2016 года. Основные изменения коснулись разграничения использования воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами.

Стоит отметить, что Российский законодатель не увидел причин для создания некой особой регуляторной среды для российских беспилотников и в целом учел опыт других стран и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Главным нововведением закона стало ограничение в 250 граммов, оно используется и в других странах в качестве отсечки, превышения которой требует регистрации беспилотника [2]. Такие правила, например, начали действовать в США буквально за день до рассмотрения законопроекта в третьем чтении.

Формирование понятийной базы. Законопроект вводит ряд важных определений. В первую очередь, дано определение «беспилотному воздушному судну», под которым понимается: Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) [3]. До этого момента единственное упоминание беспилотного судна содержалось только в актах Правительства РФ, где давалось определение беспилотному летательному аппарату:

Беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных

способов [4].

Невооруженным взглядом видно, что «новое» определение не включает в себя беспилотники, управление которыми осуществляется в автоматическом (автономном) режиме, то есть по заданным маршрутам без участия человека, в то время как «старое» определение однозначно распространяется на такие аппараты. Является ли это противоречие преднамеренным - вопрос, с которым Правительству РФ и Государственной Думе РФ предстоит определиться.

Законопроект также вводит такие термины, как экипаж и командир беспилотника: Экипаж [...] состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.

Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета. Из буквального толкования законопроекта и изменений, вносимых в ст. 57 Воздушного кодекса РФ, следует, что командир беспилотника должен будет обладать свидетельством внешнего пилота.

Регистрация и учет. В соответствии с законопроектом все беспилотники, предназначенные для выполнения полетов, будут подлежать обязательной государственной регистрации, за исключением беспилотников с максимальной взлетной массой 0,25 кг и менее.

Порядок и детали регистрации беспилотников еще предстоит установить Правительству РФ. По словам людей, участвовавших в разработке законопроекта, для «игрушечных» беспилотников планируется установить упрощенную регистрацию [5]. В качестве примера можно опять же взглянуть на порядок регистрации в США: там пошлина составляет $5, регистрация осуществляется онлайн через сайт федерального ведомства, а каждый зарегистрированный беспилотник подлежит обязательной маркировке (нанесению номера).

Помимо регистрации, законопроект также предусматривает, что беспилотники, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, который также еще предстоит Правительством РФ [6]. В данном случае, по всей видимости, речь идет не просто о закреплении конкретного аппарата за пользователем (регистрация), а об учете в статистических целях всех имеющихся в обороте беспилотников [7].

Заключение. На сегодняшний день (до вступления в силу законопроекта) любые беспилотники приравнены к традиционным воздушным судам и подпадают под все административные требования, в том числе необходимость получения сертификата летной годности, плана полетов, разрешения на использование воздушного транспорта и т.д. [8].

Законопроект, с одной стороны, выводит из под регулирования беспилотники массой менее 250 грамм и, с другой стороны, формирует принципы, на основании которых Правительству РФ предстоит в будущем урегулировать этот рынок. В то же время законопроект уже вызвал неоднозначные отзывы в сообществе любителей авиамоделирования, которые боятся, что их обяжут регистрировать модели, а их самих - получать

свидетельства внешних пилотов. Все ограничения введены из положений приемлемого риска жизни и имуществу [9]. А также опираются на базовые математические принципы надежности технических систем [10].

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».

2. Вытовтов А.В., Калач А.В., Сазанова А.А., Лебедев Ю.М. К вопросу о создании беспилотных летательных аппаратов / А.В. Вытовтов, А.В. Калач, А.А. Сазанова, Ю.М. Лебедев // Вестник БГТУ - 2016. - № 2. - С. 87-91.

3. Вытовтов А.В., Шумилин В.В., Сазанова А.А. Возможности использования БПЛА для обеспечения мониторинга линейных объектов нефтегазовой отрасли / А.В. Вытовтов, В.В. Шумилин, А.А. Сазанова // В сборнике: Школа молодых ученых и специалистов МЧС России - 2015. Сборник статей по мат. научно-практической конф. - 2015. - С. 67-70.

4. Вытовтов А.В., Калач А.В., Разиньков С.Ю. Современные беспилотные летательные аппараты / А.В. Вытовтов, А.В. Калач, С.Ю. Разиньков // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2015. - № 4. - С. 70-74.

5. Вытовтов А.В., Шумилин В.В., Калач А.В. Применение беспилотных летательных аппаратов при проведении культурно массовых мероприятий / А.В. Вытовтов, В.В. Шумилин, А.В. Калач // Computational nanotechnology. - 2015. -№ 4. - С. 69-73.

6. Лебедев Ю.М., Разиньков С.Ю., Вытовтов А.В., Шумилин В.В. Зарубежный опыт использования микрокамер в инфракрасном диапазоне на БПЛА для обнаружения огня / Ю.М. Лебедев, С.Ю. Разиньков, А.В. Вытовтов, В.В. Шумилин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. - Т.1. - С. 28-33.

7. Вытовтов А.В., Разиньков С.Ю. Перспективы использования БПЛА для обеспечения пожарной безопасности линейных объектов нефтегазовой отрасли / А.В. Вытовтов, С.Ю. Разиньков // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2015. - Т.1. - № 1 (6). - С. 19-21.

8. Однолько А.А. Определение величины пожарного риска в производственном помещении с выделением горючих жидкостей и газов / А.А. Однолько, И.В. Ситников // Научный вестник ВГАСУ: Строительство и архитектура. - 2011. - № 3. - С. 125-133.

9. Калач А.В., Чудаков А.А., Калач Е.В., Арифуллин Е.З.: Математическая модель движения поверхностных вод местного стока// Технологии гражданской безопасности. 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 90-94.

10. Шумилин В.В. Особенности математического моделирования распространения опасных факторов пожара / В.В. Шумилин // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- 2014. - С. 332-334.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ

ПОЖАРОВ

В.А. Седнев, профессор, д.т.н., профессор, Н.В. Тетерина, соискатель, А.В. Смуров, старший преподаватель, к.т.н., Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Особенностью водоснабжения сельской местности является малая величина хозяйственно-питьевых расходов по сравнению с расходами для тушения пожара [1]. Создание резервов водоснабжения на случай тушения пожаров ведет к удорожанию водопровода, поэтому в сельских населенных пунктах устраивается только хозяйственно-производственный водопровод, а воду на противопожарные нужды забирают из противопожарных водоемов и резервуаров, располагаемых параллельно с водопроводом (рис. 1), который должен обеспечивать пополнение противопожарных запасов воды.

В качестве водонапорных и противопожарных сооружений в сельских населенных пунктах применяются металлические водонапорные башни (рис. 1) сборочно-блочной конструкции или башни из сборного железобетона. Пожарный объем воды в водонапорных башнях предусматривают в случаях, когда получение необходимого количества воды для тушения пожара непосредственно из источника водоснабжения технически невозможно или экономически нецелесообразно. Для использования этого объема воды при пожаре рекомендуется устанавливать насос-повыситель, что позволяет создавать необходимое давление в противопожарном водопроводе.

При нарушении электроснабжения потребителей водонапорных башен (насоса-повысителя) возникает угроза нарушения противопожарного обеспечения и водоснабжения сельских населенных пунктов. Потребители водонапорных башен обеспечиваются электроэнергией (ЭЭ) от Единой национальной энергетической системы, которая должна обеспечивать устойчивое снабжение ЭЭ потребителей.

В соответствии с п. 1.2.13 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) [2]: «При выборе независимых взаимно резервируемых источников питания, являющихся объектами энергосистемы, следует учитывать вероятность одновременного зависимого кратковременного снижения или полного исчезновения напряжения на время действия релейной защиты и автоматики при повреждениях в электрической части энергосистемы, а также одновременного длительного исчезновения напряжения на этих источниках при тяжёлых системных авариях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.