характеристики пожарного напорного рукава диаметром 150 мм. Данные параметры в будущем позволят разработать методические рекомендации по эффективному применению НРК «Поток» при тушении крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, где необходима перекачка большого количества воды.
Список использованной литературы
1. Ольховский И.А. Насосно-рукавные системы водообеспечения
тушения и предупреждения пожаров на объектах энергетики. Дис.......канд.
техн. наук - М., 2014 г - 145 с.
2. Алешков М.В., Копылов Н.П., Безбородько М.Д., Цариченко С.Г. Формирование парка специальных машин для проведения операций повышенной сложности на критически важных объектах энергетики. Статья, интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». Вып. №3 (43)-июнь 2012 г.
3. Алешков М.В., Безбородько М.Д., Плосконосов А.В., Ольховский И.А. «Технические средства обеспечения подачи огнетушащих веществ для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики» Научный журнал «Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация» Вып. № 2-март 2012 г.
4. Патент на полезную модель «Испытательный комплекс» № 2013127204/12 от 17.06.2013 г.
АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. Винокурова, магистрант, А.В. Вытовтов, преподаватель, В.В. Шумилин, начальник кафедры, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, предназначена для разъяснения правовых основ применения беспилотных летательных аппаратов.
Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к
воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БПЛА), под которое попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.
Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простым вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.
Основным документом является [1] Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов [2].
Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном. Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как «воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем» - Воздушный кодекс Российской Федерации. То есть, нет даже «щелочки» между поверхностью земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.
Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом [2, 3].
Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров (от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в некоторых районах Восточной Сибири) и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой (источник):
- сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
- государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
- сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа
авиационного персонала;
- подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
- разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах (вот ссылка на действующий регламент). А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным [4, 5].
Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой (рис.). Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.
Рис. Геодезия с БПЛА
Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» выиграло у Управления Ространснадзора. Цена вопроса была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное [6].
Статья 11.4 части 1 КоАП Российской Федерации предусматривает за нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства:
1. Вы - частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
2. Вы - должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рублей;
3. Вы - юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей (возможен
отзыв лицензии на 90 дней).
Статья 11, части 4.2 за нарушение воздушного пространства:
1. Вы - частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей;
2. Вы - должностное лицо: штраф от 30 до 50 тысяч рублей;
3. Вы - юридическое лицо: штраф от 300 до 500 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней).
К нам относится именно ч .2, так как мы не являемся законным пользователем воздушного пространства, при этом нарушаем его. Хорошо видно, что нарушать закон физическому лицу выходит на два порядка дешевле, чем юридическому. Во-вторых, во внимание должна приниматься оценка значительности ущерба от наших полетов; одно дело, когда мы летаем в поле и другое - в черте городах. Иными словами, при благоприятных обстоятельствах штрафа можно избежать, а в самом плохом случае штраф составит 5 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей (источник) [7].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно.
2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. То есть летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной. При этом использование воздушного пространства позволяет решать ряд интересных задач [8, 9].
Очень интересная лазейка в законе содержится в определении «Использование воздушного пространства». Это определение дано в статье 11, главы II Воздушного Кодекса.
1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Таким образом, если принять во внимание акцент на «угрозу безопасности» [10], то полеты без угрозы не являются использованием
воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты не является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше). Использование БПЛА может привести к целому ряду угроз, в том числе в техносфере [11].
Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело. Некоторые особенности применения летательных аппаратов при проведении культурно массовых мероприятий изложены в заявке на грант [12]. Область применение обуславливает высокие требования к аппаратам и техническим условиям работы устройства в различных аварийных ситуациях.
Список использованной литературы
1. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Вытовтов А.В., Разиньков С.Ю., Калач А.В., Современные Беспилотные Летательные Аппараты «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова».
3. Mart'mez-de Dios, J., Merino, L., Ollero, A.: Fire detection using autonomous aerial vehicles with infrared and visual cameras. In: Proc. of the 16th IFAC World Congress. Prague, Czech Republic (2005).
4. Ефимов С.В. Кинематический анализ пространственного анализа пространственного движения крыла орнитоптера/ Ефимов С.В., Яцун С.Ф., Наумов Г.С.// Вибрация - 2014. Вибрационные технологии, мехатроника и управляемые машины: Матер. XI междунар. науч.-тех. конф. в 2 т. Т.2/ ФГБОУ ВПО ЮЗГУ. - Курск, 2014. - 424с. - С.273 -281.
5. Ефимов С.В. Исследование управляемого синхронного движения летающего робота с машущим крылом при взлете/ Ефимов С.В., Поляков Р.Ю., Мозговой Н.В.// Электротехнические комплексы и системы управления №3(35), 2014 - С.28-33.
6. Правовые аспекты использования беспилотников в России [Электронный ресурс] // XARIBDA VIDEO- (http://xaribda.ru/?action=news&id =106) - (доступ 01.12.2015)
7. Попов Н.И. Исследование колебаний квадрокоптера при внешних периодических воздействиях / Попов Н.И., Емельянова О.В., Яцун С.Ф., Савин А.И. // Фундаментальные исследования, №1, 2014. - С.28-32.
8. Астанин И.К., Метелкин И.И.: Математическая модель аэрогенного переноса загрязняющих веществ при пожаре// Естественные и технические науки. 2011. № 3. - С. 413-416.
9. Калач А.В., Чудаков А.А., Калач Е.В., Арифуллин Е.З.:
Математическая модель движения поверхностных вод местного стока// Технологии гражданской безопасности. 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 90-94.
10. Воропаев Н.П. Применение беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России// Вестник СПбУГПС МЧС России (эл. журнал) № 4, 2014 - С.13-17.
11. Однолько А.А. Определение величины пожарного риска в производственном помещении с выделением горючих жидкостей и газов / А.А. Однолько, И.В. Ситников // Научный вестник ВГАСУ: Строительство и архитектура. - 2011. - № 3. - С. 125-133.
12. Шумилин В.В., Вытовтов А.В., Lebedev J.: Основные положения заявки на грант применение беспилотных летательных аппаратов при проведении культурно-массовых мероприятий// Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: Матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., 23 сентября 2015г. - С. 295-299.
ОПЫТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
М.В. Гладких, магистрант, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Воронежской области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности регулируются:
- законом Воронежской области от 02.12.2004 № 87-ОЗ «О пожарной безопасности в Воронежской области» [1];
- соглашением о взаимодействии при тушении лесных пожаров между министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерством Природных ресурсов и экологии РФ и федеральным агентством лесного хозяйства от 29.05.2013;
- соглашением о взаимодействии ГУ МЧС России по Воронежской области и управлением лесного хозяйства Воронежской области в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, ГО, обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, государственного надзора от 20.12.2012.
Взаимодействие на этапе предупреждения лесных пожаров осуществляется на основе отдельных согласованных планов. Взаимодействующими организациями осуществляются следующие основные виды деятельности:
1. Управление лесного хозяйства (БУВО «Воронежский лесопожарный