Василенко А. А.
ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 г. №523 введены новые правила (стандарты) аудиторской деятельности №24-31. Три из этих стандартов (24, 30 и 31) посвящены аудиторским услугам, в том числе новым. При этом «аудитор» рассматривается как лицо, проводящее не только аудит, но и оказывающее сопутствующие аудиту услуги.
Важным принципом, провозглашенным в стандарте №24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», является необходимость четкого разграничения аудита и сопутствующих аудиту услуг. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся:
1) обзорные проверки;
2) согласованные процедуры;
3) компиляция финансовой информации.
В этом же стандарте перечислены также другие виды сопутствующих услуг, которые известны с 2001 г. и приводятся в ст. 1 действующей редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ. Так, к разряду «других» отнесены услуги по налоговому консультированию, автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий, оценке стоимости
имущества, оценке предприятий как имущественных комплексов, оценке предпринимательских рисков, проведению маркетинговых исследований, обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространению их результатов, постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерскому консультированию, анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию, управленческому консультированию, правовому консультированию, представительству в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам, разработке и анализу инвестиционных проектов, а также составлению бизнес-планов.
Рассмотрим новые для российской практики сопутствующие услуги, выбрав различные критерии сравнения: цель аудитора; обеспечение независимости аудитора; процедуры, используемые при оказании услуги; оценка системы внутреннего контроля; уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором; содержание предоставляемого отчета (заключения).
Целью обзорных проверок является выявление аудитором того, что заставило бы его предположить, что бухгалтерская
отчетность не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями к ее составлению. Обращаем внимание на отличие от цели аудита, цель которого — выражение мнения о достоверности во всех существенных отношениях бухгалтерской отчетности аудируемых лиц. Эта разница указывает на то, что в аудиторском заключении выражается позитивная уверенность по предпосылкам, в то время как в отчете по результатам обзорной проверки — негативная уверенность по предпосылкам. При этом в первом случае аудитор обеспечивает разумную, но не абсолютную уверенность, а во втором — лишь ограниченную уверенность. Поскольку обзорные проверки — это услуга, связанная с проверкой и выражением мнения, то требуется обязательное обеспечение независимости аудитора, однако оценки системы внутреннего контроля не требуется. Ограниченным также является набор выполняемых аудиторских процедур: в основном это запрос и аналитические процедуры.
Достаточно интересной для российских аудиторов услугой является проведение согласованных процедур. Их цель — проведение процедур аудиторского характера, согласованных между аудитором, клиентом и третьим лицом, а также предоставление отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур. В качестве процедур предлагается запрос, аналитические процедуры, пересчет, сравнение и другие действия по проверке точности записей, наблюдение, инспектирование, получение подтверждений. Поскольку в основе предоставляемого отчета лежат только факты, отмеченные в результате процедур (без выражения аудитором мнения), то при выполнении согласованных процедур необязательно обеспечение независимости аудитора и оценка системы внутреннего контроля клиента.
Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кре-
диторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений), одной из форм бухгалтерской отчетности (например, бухгалтерского баланса) или бухгалтерской отчетности в целом.
Аудитор в этом случае лишь предоставляет отчет, он не выражает мнение о достоверности бухгалтерской отчетности и финансовой информации. Пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам в отношении финансовой информации и фактов, указанных в отчете, а также делают собственные выводы, основанные на отчете. В результате уверенность аудитором не обеспечивается. Однако отчет должен содержать достаточно подробное описание цели выполненных согласованных процедур, дающее пользователю возможность понять характер и объем выполненной работы.
Отчет, помимо общепринятых реквизитов и обязательной информации, включает:
• указание конкретной финансовой или нефинансовой информации, в отношении которой выполнялись согласованные процедуры;
• заявление о том, что выполненные процедуры были согласованы с получателем отчета;
• перечень выполненных согласованных процедур в отношении финансовой информации;
• описание отмеченных аудитором фактов (подробное описание ошибок и относящихся к ним замечаний);
• заявление о том, что выполненные согласованные процедуры в отношении финансовой информации не являются аудитом или обзорной проверкой.
Целью компиляции финансовой информации можно назвать использование аудитором экспертных знаний в области бухгалтерского учета, для сбора, классификации обобщения финансовой информации. К компиляции относится также трансформация финансовой информации — преобразование форм бухгалтерской отчетности, подготовленных в соот-
ветствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в иные формы бухгалтерской отчетности.
Сбор, классификация и обобщение финансовой информации предполагает приведение подробных сведений в удобную для управления форму без проверки предпосылок составления бухгалтерской отчетности, лежащих в основе этой информации. Выполняемые процедуры не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. Минимум процедур, которые должен выполнить аудитор при компиляции, — это получение знаний о деятельности клиента, о принципах и практике бухгалтерского учета, о форме и содержании финансовой информации. Оценки системы внутреннего контроля, как правило, не требуется и обеспечения независимости не требуется. В обязанности аудитора, как правило, не входит выполнение следующих процедур: направление запросов руководству лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг; проверка полученных разъяснений и иная проверка. Если аудитору становится известно, что информация, предоставленная руководством лица, заключившего договор на компиляцию, неверна, неполна или
не удовлетворяет иным требованиям, то аудитор рассматривает вопрос о выполнении указанных выше процедур, и запрашивает у руководства заказчика дополнительную информацию.
Содержанием предоставляемого отчета является лишь указание на компилированную отчетность, поэтому в отчете о компиляции финансовой информации аудитор не выражает никакой уверенности в отношении скомпилированной информации. Обращаем внимание практикующих аудиторов, что на каждой странице финансовой информации, скомпилированной аудитором, либо на титульном листе должна быть надпись следующего или аналогичного содержания:
а) «Без проведения аудита»;
б) «Компилировано без проведения аудита или обзорной проверки»;
в) «Смотри отчет о проведении компиляции финансовой информации».
Таким образом, появление возможности оказания новых сопутствующих услуг, давно известных по международным стандартам аудита, позволит российским аудиторским фирмам создать более оптимальную структуру аудиторских услуг, а их клиентам— максимально полно удовлетворить свои растущие потребности.