Научная статья на тему 'Изменения в отечественном уголовном законодательстве о налоговых преступлениях'

Изменения в отечественном уголовном законодательстве о налоговых преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в отечественном уголовном законодательстве о налоговых преступлениях»

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

сумму, которая требуется кредитору для того, чтобы восполнить отсутствующий товар. Напротив, их понимание как понесенных по договору расходов в виде стоимости утраченного имущества может быть признано судом юридически неверным. Цена для расчета убытков из-за отсутствия в судебном деле иных доказательств новой измененной стоимости неполученного имущества может быть определена и в размере, указанном в договоре, что, тем не менее, не влечет возникновение у должника обязанности оплатить товар денежными средствами по правилам купли-продажи. Договорная цена, фиксирующая равноценность обмениваемых товаров, остается и в этом случае только способом исчисления убытков.

Таким образом, требование о взыскании стоимости неполученного по мене товара имеет юридическое содержание гражданско-правовой санкции и может пониматься и применяться как иск о возмещении убытков.

В.А. Егоров

ИЗМЕНЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ внесены существенные изменения и дополнения в У головный кодекс Российской Федерации* 1.

1. Произошло расширение предмета посягательства. Теперь в предмет посягательства включены не только налог на доходы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, но и другие виды налогов и сборов.

2. Другое существенное новшество заключается во введении дополнительного субъекта налогового преступления. Если раньше таким субъектом являлось только физическое лицо - налогоплательщик (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства)2, то теперь к субъектам преступления по данной статье отнесены, помимо налогоплательщика, и его законные представители. Возможность участия налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о на-

Канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права и зарубежных стран юридического факультета МарГУ, ректор МГПИ им. Н.К. Крупской.

1 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

2 Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

102

2005

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

логах и сборах через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ), установлена в ст. 26-29 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством России. К таким относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, представляющие в силу закона (без доверенности) интересы несовершеннолетних, а также лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, и лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст.ст. 26, 28, 29, 32, 33 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 64, 145 Семейного кодекса РФ). В налоговых правоотношениях на законных представителей налогоплательщика возложены обязанности налогоплательщика (ст. 23 НК РФ), в том числе по уплате налогов (что является исключением из общего правила п. 1 ст. 45 НК РФ о самостоятельности исполнения налогоплательщиком своих обязанностей).

В отличие от законного, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое лицо (или юридическое лицо), уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Как следует из п. 2 ст. 107 НК РФ, физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста; к уголовной - согласно ч.1 ст. 20 УК РФ -, если оно достигло к моменту совершения налогового преступления 16-летнего возраста. Соответственно, если налогоплательщику к моменту совершения уголовного преступления, подпадающего под действие ст. 198 УК РФ, не исполнилось 16 лет, он не является субъектом данного преступления.

3. Законодатель сузил количество способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов. Если в прежней редакции ч. 1 ст. 198 УК РФ подразумевала уклонение и «иным способом», не лишенное расширительного толкования правоприменителем, то новая редакция комментируемой статьи содержит исчерпывающий (закрытый) перечень способов совершения налогового преступления.

4. Применительно к способу совершения рассматриваемого преступления законодатель заменил понятие «искаженных данных о доходах и расходах на «ложные сведения», являющееся, несомненно, общим по отношению к первоначальному варианту. Это нововведение позволяет правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности 103

103

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

за включение в обязательные документы любых заведомо ложных сведений, а не только касающихся доходов и расходов.

5. Изменен подход к пониманию последствий совершенного преступления - неуплате налога в крупном размере. Если раньше крупным размером по данному деянию признавалась сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, превышающая 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), то теперь крупным размером в данной статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб.

6. Существенные изменения претерпели и санкции за налоговое преступление по ч.1 ст.198 УК РФ. Если раньше уклонение от уплаты обязательных платежей каралось штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, то теперь преступнику грозит штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

7. Нововведения коснулись и квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 198 УК РФ). Уголовный кодекс отказался от наличия судимости по данной статье, а также по ст.ст. 194 и 199 УК РФ (как было в прежней редакции). Единственным квалифицирующим признаком по ст. 198 УК РФ является совершение рассматриваемого преступления в особо крупном размере. Если раньше особо крупным размером признавалась сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, превышающая 500 МРОТ, то сегодня особо крупный размер - это сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб.

В новой редакции ч. 2 ст. 198 УК РФ установлены иные, чем прежде, более либеральные санкции: штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишения свободы на срок до трех лет.

8. Отказ от так называемого «деятельного раскаяния». В пункте 2 примечания к прежней редакции ст. 198 УК РФ допускалось освобож- 104

104

2005

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

дение лица от уголовной ответственности по данной статье, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное данной статьей, способствовало его раскрытию и полностью возместило причиненный ущерб. Новая редакция ст. 198 УК РФ не допускает освобождения от уголовной ответственности за налоговое преступление по таким обстоятельствам.

9. Предметом посягательства по ст. 199 УК РФ являются не только налоги или страховые взносы в государственные внебюджетные фонды организации, но и другие сборы.

10. Исчерпывающий перечень способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов.

11. В новой редакции ст. 199 УК РФ расширен перечень документов, посредством которых может быть совершено налоговое преступление. Если раньше уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации осуществлялось посредством использования бухгалтерских документов, то теперь такое уклонение возможно с использованием «налоговой декларации и иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным».

Способ совершения налогового преступления применительно к ст. 199 УК РФ уточнен и тем, что уклонение от уплаты налогов может быть совершено не только путем включения в представляемые в налоговый орган обязательные документы заведомо искаженных данных (в действующей редакции - «заведомо ложных сведений»), но и путем непредставления указанных документов (прежняя редакция ст. 199 УК РФ относила этот способ уклонения к «иным способам»). Это новшество также заимствовано из судебной практики - постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 (в данном судебном решении отмечается, что уклонение от уплаты налогов применительно к ст. 199 УК РФ может выражаться не только в действиях, но и в бездействии).

Дополнительный признак рассматриваемого налогового преступления - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в крупном размере. При этом крупным размером в примечании к настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 руб.

12. Появился новый вид уголовного наказания за рассматриваемое деяние - штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере 105

105

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. В качестве альтернативных наказаний УК РФ предлагает арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Прежняя редакция санкции ч. 1 ст. 199 УК РФ предусматривала лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.

По части 2 ст. 199 УК РФ деяние квалифицируется только в двух случаях, когда оно совершено группой лиц по предварительному сговору и когда оно совершено в особо крупном размере. Таким образом, УК РФ отказался от таких квалифицирующих признаков, как совершение деяния лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194, 198 или 199 УК РФ; совершение рассматриваемого деяния неоднократно.

Особо крупным размером по настоящей статье признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 000 руб. В прежней редакции ст. 199 УК РФ особо крупным размером признавалась такая сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которая превышает 5000 МРОТ.

Санкцией за наличие квалифицирующих признаков налогового преступления по ч. 2 ст. 199 УК РФ является штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

По сравнению с ранее действовавшей редакцией санкции ч. 2 ст. 199 УК РФ, предусматривавшей лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, законодатель установил более либеральную уголовную ответственность, введя штраф, убрав минимальный и понизив максимальный сроки лишения свободы. В то же время комментируемая статья отказалась от так называемого «деятельного раскаяния» как основания освобождения от уголовной ответственности. 106

106

2005

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Статья 199-1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

Объектом налогового преступления по ст. 199-1 УК РФ являются фискальные интересы государства (и охраняемые им налоговые правоотношения), которое, по существу, и оказывается потерпевшим данного преступления.

Объективная сторона данного преступления выражается в действиях (бездействии) налогового агента, связанных с исчислением, удержанием или перечислением налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Субъектом преступления является налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Обязанности налоговых агентов могут быть возложены на организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность или неизбежность наступления и желания их наступления.

За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковой.

Квалифицирующим признаком по ч. 2 ст. 199-1 УК РФ является совершение рассматриваемого деяния в особо крупном размере. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 000 руб.

Санкция ч. 2 ст. 199-1 УК РФ предусматривает штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 107

107

Марийский юридический вестник

Выпуск 4

Следующий новый вид налогового преступления - это сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов - ст. 199-2 УК РФ.

Объектом данного преступления являются фискальные интересы государства, налоговые отношения.

Объективная сторона выражается в действиях, образующих сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Способ совершения данного преступления значения не имеет.

Необходимым признаком рассматриваемого преступления является сокрытие денежных средств либо имущества в крупном размере, когда сумма денежных средств или стоимость имущества превышает 250 000 руб.

Субъектом преступления является собственник или руководитель организации, а также иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации (за счет денежных средств или имущества которой должно производиться взыскание налога и (или) сбора), и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Санкция по данной статье - штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вышеназванные новеллы об уголовной ответственности за налоговые преступления свидетельствуют о поиске законодательных и иных мер противодействия распространению в нашей стране нового вида экономической преступности. 108

108

2005

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Н.С. Чукина*

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОТРАСЛЕВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Изучая институт ответственности муниципальных служащих, ученые в настоящее время столкнулись с проблемой классификации ответственности указанных субъектов. В частности, ставится вопрос о том, может ли их ответственность вообще быть дифференцирована, и если да, то по каким основаниям.

По убеждению Е.А. Амирхановой поиск ответа имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет разрешить вопрос о целесообразности формирования в законодательстве новых, специфических конструкций юридической ответственности муниципальных служащих или, наоборот, об отказе от этого и использовании уже существующих отраслевых видов ответственности. При этом могут быть решены и теоретические проблемы. Одной из таковых является систематизация оснований классификации ответственности.

Мы полагаем, что причина постановки данного вопроса заключатся в следующем. В научной литературе нет определенности в терминологии, связанной с «видами», «формами» и «мерами» ответственности. В одних случаях авторы используют отраслевую классификацию юридической ответственности, при этом отождествляют понятия «виды» и «формы» ответственности* 1. В других - под видами ответственности понимаются конкретные меры принуждения, что явно не согласуется с отраслевой классификацией ответственности муниципальных служащих, а отраслевые виды ответственности рассматриваются в качестве ее форм2. По-видимому, такое смешение и произвольное использование понятий свидетельствует о недостаточной научной разработанности данной проблемы.

Рассматривая вопросы ответственности муниципальных служащих, представители муниципально-правовой науки применяют разнообразные основания для ее классификации. Мы предлагаем акцентировать внимание на классификации только по отраслям права, поскольку

Соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.

1 Пешин Л.Н. Муниципальное право: Схемы и комментарии: учеб. пособие. - М.: «Статут», 2001. - С. 243.

2 Постовой Н.В. Муниципальное право России. - М.: Новый Юрист, 1998. -С. 322-323; Муниципальное право: учебник для вузов / под ред. А.М. Никитина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. - С. 380.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.