УДК 338
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОТИВОБОРСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ТРАНСТИХООКНАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА (ЧАСТЬ 2)*
Д.В. Гордиенко, А.В. Ганин
Аннотация. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности США при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности государств - участников Транстихоокеанского партнерства. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности государства экономического противоборства в условиях глобализации.
Ключевые слова: экономика, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.
THE CHANGE IN THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE UNITED STATES IN THE ECONOMIC CONFRONTATION OF STATES PARTIES TRANSTIONING PARTNERSHIPS (PART 2)
D.V. Gordienko, A.V. Ganin
Abstract. With the help of statistical and econometric methods evaluated the prospects for change in US economic security in the implementation of the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation. An approach to comparative assessment of changes in the economic security of states - participants of the TTP. Analyzed the significance for the economic security of the state of economic antagonism in the context of globalization.
Keywords: economy, USA, Asia-Pacific, Trans-Pacific Partnership, a global financial and economic crisis, economic security, the level of economic security, to ensure the economic security of the state.
Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического противоборства государств-участников Транстихоокеанского партнерства.
* Данное исследоввание является продолжением статьи: Гордиенко Д.В., Ганин А.В. Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического патроната и экономической кооперации государств-членов Транстихоокеанского партнерства (часть 1) // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 1. С. 27-54.
Экономическое противоборство как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического противостояния (экономической борьбы) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Показателями экономического противоборства национальных хозяйств стран мира могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот1; объем причиненного экономического ущерба и др.
Значения объемов нереализованного внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономического противоборства могут стать основой для определения а1 - весов экономического противоборства государств - участников Транстихоокеанского партнерства (далее - ТТП) с другими странами мира и экономического ущерба от негативного влияния со стороны других государств в условиях глобализации [12-16].
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности США и других государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического противоборства может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны2.
Экономическое противоборство между США и Японией на современном этапе происходит в форме экономической конкуренции. С приходом к руководству Белым домом Б. Клинтона и его требованиями, чтобы Япония сократила положительное сальдо своего торгового баланса, экономические отношения между двумя странами обострились. Одновременно, разрыв между экономическим потенциалом Япония и ее политической ролью в мире давно угнетает правящие круги страны Восходящего Солнца3.
Экономическое противоборство между США и Южной Кореей не выходит за рамки экономической конкуренции. Наибольшие разногласия вызывают правила импорта говядины и доступ на рынки сельскохозяйственной продукции и автомобилей4 [2-5, 12-16, 22, 39-42, 44-46, 48-51].
Экономическое противоборство США с государствами -участниками Транстихоокеанского партнерства может быть охарактеризовано соответствующими показателями нереализованного
товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 гг. (таблица 1) [2-5, 12-16, 22, 39-42, 44-46, 48-51].
Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота США с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 17,18 % - с 42,94 % (617,33 млрд долл.) до 25,76 %. (370,30 млрд долл.)5.
Приросты уровня экономической безопасности, реализованные в рамках их экономического противоборства представлены в таблице 2.
К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках их экономического противоборства со странами - участниками ТТП, может уменьшиться на 4,26 п.п. - с 10,36 % до 6,1 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Федеральной резервной системы США.
Таким образом, США, как своего рода модератор мировой экономики, пытаются выйти из наиболее жесткого цикла системного финансово-экономического кризиса. В рамках такой стратегии США пытаются создать расширенный контур управления с выходом за пределы ранее проявленной зоны американского влияния. Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП)6 и Соглашение о торговле услугами (TiSA)7 выступают квазиинтегрированными пакетами торгово-экономических соглашений, позволяющими реализовать такую стратегию количественно более широкого и качественно более глубокого расширения контура оперирования товарной массой и пакетом услуг.
Транстихоокеанское партнерство, будучи многосторонним соглашением, включает вопросы тарифов, трудовых прав и межгосударственных инвестиций, по замыслу разработчиков является отражением процесса регионализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и должно служить целям достижения устойчивого развития национальных экономик стран - участников Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве.
Это Соглашение должно установить новые регламенты мировой торговли, установить новые стандарты, учитывая новые
Таблица 1
Нереализованный товарооборот США
Нереализованный экспорт в... Нереализованный импорт из... Нереализованный товарооборот с...
2010 г. 2015 г., оценка 2020 г., прогноз 2010 г. 2015 г., оценка 2020 г., прогноз 2010 г. 2015Г., оценка 2020 г., прогноз
млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП
млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Бруней 0,0625 СЧ| о о" 0,1025 СЧ| о о" 0,15 СЧ| о о" 0,09 о о" 0,07 о о" 0,0675 о о" 0,07 о о" 0,042 со о о о" 0,1325 о о" 0,17 о о" 0,22 см о о" 0,132 о о"
Чили 1,79 со ю о" 4,30 со к о" 6,75 о О) о" 4,05 ю о" 1,49 С\| о" 2,54 к СО о" 3,50 ю о" 2,10 СО О" 3,27 см СО О" 6,84 ю ю о" 10,25 к о" 6,15 СО SJ- о"
Н. Зеландия 1,08 ю СО о" 1,25 СЧ| СЧ| о" 1,43 О) о" 0,86 о" 1,48 С\| о" 0,99 ^г о" 1,25 СО о" 0,75 о" 2,55 Ю см о" 2,24 со о" 2,68 CD о" 1,61 о"
Сингапур 12,35 со О) СО" 9,63 CD СО 10,00 СО со 6,00 о со о" 3,75 ю о" 3,78 ю ю о" 3,75 ю ю о" 2,25 СО СО О" 16,10 CD ю 13,40 к сэ 13,75 СО CD о" 8,25 ю о"
Австралия 6,78 О) счГ 6,35 СЧ| 6,25 СО со о" 3,75 о ю о" 4,18 о со о" 2,50 со СО о" 3,00 о" 1,80 со см о" 10,95 со сэ 8,85 к о" 9,25 ^г со о" 5,55 CD СО о"
Перу 1,48 00 о" 2,33 sr о" 3,00 о о" 1,80 ^ СЧ| о" 1,88 к С\| о" 1,95 00 Сч) о" 2,03 CD Сч| о" 1,22 СО о" 3,35 СО СО о" 4,28 ^ СО о" 5,03 ю со о" 3,02 СМ о"
Вьетнам 1,00 СЧ| СО о" 3,13 ю ю о" 5,00 к со о" 3,00 о о" 4,50 ^ со о" 6,55 со О) о" 8,50 ^ см 5,10 R о" 5,50 ю о" 9,68 к к о" 13,50 CD О" 8,10 со ю о"
Малайзия 6,80 О) СчГ 7,03 ^ сч 7,25 к О) о" 4,35 со ю о" 15,55 с\| СМ СчГ 8,35 СЧ| Сч| 10,00 ю 6,00 N- со О" 22,35 СМ СчГ 15,38 СО СМ 17,25 о см 10,35 й о"
Таблица 1 (продолжение)
млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Мексика 42,48 S со" 84,06 о со 110,00 к со ^г 66,00 о со со" 65,28 со со О)" 79,70 см со 92,50 ю СО" 55,50 к о со 107,75 к со о" 163,76 со о СО" 202,50 CD О ^г 121,50 ю со"
Канада 20,80 К со" 109,62 о СО от 112,50 о о ю" 67,50 О о О)" 121,78 о кг 90,95 со см СО" 100,00 ю ю ^г" 60,00 ¡2 со" 142,58 см ^г" 200,57 О) CD ю" 212,50 00 к 127,50 к со со"
Япония 31,08 см о о" 18,75 о СО СО" 25,00 СО СО СО" 15,00 о о см" 32,78 СО со 33,75 см О) 34,50 см о ю" 20,70 О СО" 63,85 см со со" 52,50 CD Sf 59,50 sr" 35,70 00 см"
Тайвань 5,38 ¡3 6,73 со 8,00 К сэ 4,80 ^ со о" 17,90 со ю см" 8,55 ю см 12,50 см со 7,50 О) О 23,28 СО см" 15,28 см см 20,50 СО X 12,30 со со О"
Колумбия 1,46 к о" 4,63 со о" 7,50 о сэ 4,50 о со о" 1,10 со о" 3,63 СО ю о" 6,00 к со о" 3,60 см ю о" 2,55 ю см о" 8,25 со со о" 13,50 sr CD О" 8,10 со ю о"
Филиппины 0,78 ю см о" 1,51 к см о" 2,25 о СО о" 1,35 со о" 2,10 о со о" 2,22 см со о" 2,25 СО СО о" 1,35 о см о" 2,87 СО см о" 3,73 о СО о" 4,50 СО о" 2,70 CD О"
Ю. Корея 4,95 о со 10,40 СО со 15,00 о о см" 9,00 о см 12,30 со к 16,10 ю СО см" 17,50 ю ю см" 10,50 СО ю 17,25 к 26,50 см" 32,50 со см см" 19,50 со со
ИТОГО 138,23 О) ю 269,80 о ю г»-" 320,08 СО со см" 192,05 со ю" см 286,00 к СО о" 261,50 со со" со 297,25 CN со" -t 178,25 со <л ю" см 424,23 о см" 531,30 к со см" -sfr 617,33 <л см" 370,30 со К ю" см
Китай 19,53 R со" 43,736 8 к" 50,00 к со со" 89,58 о со см" 136,46 о О) О)" 100,00 ю ю 109,11 СО о" 180,20 к СО 150,00 СО о"
Россия 2,02 ю со о" 4,075 й о" 5,00 к СО о" 2,03 CD см о" 2,25 СО СО о" 2,50 со СО о" 4,05 о о" 6,33 о ю о" 7,50 см ю о"
Индия 9,50 со о со" 11,25 со О) 15,00 о о см" 10,03 СО X 10,77 к ю 11,25 ^ со 19,53 СО О) 22,02 со к 26,25 СО со
ЕС 60,00 ю СО О)" 97,128 о к" 100,00 СО СО СО" 82,50 CD к 122,06 о со к" 125,00 СО со" 142,50 219,19 00 к" 225,00 ю со ю"
ВСЕГО 310 1 568 1 750 1 750 1 699,75 1 685,75 1 687,5 1 687,5 | 1009,7 1 1253,7 1 1437,5 1 1437,5 1
Таблица 2
Приросты уровня экономической безопасности США, реализованные в рамках их экономического противоборства
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Китай 1452,00 742,50 2788,50 3283,50 6897,0 9900,0
2 Россия 57,20 29,25 109,85 129,35 271,7 390,0
3 Индия -356,40 -182,25 -684,45 -805,95 -1692,9 -2430,0
4 ЕС -3625,60 -1854,00 -6962,80 -8198,80 -17221,6 -24720,0
Прирост уровня экономической безопасности США, реализованный в рамках экономического противоборства с участниками ТТП 10824,0 553,5 2078,7 2447,7 5141,4 7380,0
5 Бруней 17,60 0,90 3,38 3,98 8,36 12,00
6 Чили -44,00 -2,25 -8,45 -9,95 -20,90 -30,00
7 Н.Зеландия -132,00 -6,75 -25,35 -29,85 -62,70 -90,00
8 Сингапур -6600,00 -337,50 -1267,50 -1492,50 -3135,00 -4500,00
9 Австралия -4004,00 -204,75 -768,95 -905,45 -1901,90 -2730,00
10 Перу 396,00 20,25 76,05 89,55 188,10 270,00
11 Вьетнам 1408,00 72,00 270,40 318,40 668,80 960,00
12 Малайзия 3520,00 180,00 676,00 796,00 1672,00 2400,00
13 Мексика 2376,00 121,50 456,30 537,30 1128,60 1620,00
14 Канада 32120,00 1642,50 6168,50 7263,50 15257,00 21900,00
15 Япония -19580,00 -1001,25 -3760,25 -4427,75 -9300,50 -13350,00
16 Тайвань 3212,00 164,25 616,85 726,35 1525,70 2190,00
17 Колумбия 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
18 Филиппины 572,00 29,25 109,85 129,35 271,70 390,00
19 Ю. Корея -880,00 -45,00 -169,00 -199,00 -418,00 -600,00
Уровень экономической безопасности США, реализованный в рамках экономического патроната 4,40х105 2,25х104 8,45х104 9,95х104 2,09х105 3,00х105
Таблица 2 (продолжение)
2013 г. 2014 г., оценка 2015 г, оценка 2020 г., прогноз 2025 г., прогноз
без учета реализации ТТП с учетом реализации ТТП без учета реализации ТТП с учетом реализации ТТП
1 26530,0 30320,0 38506,4 101885,0 176435,0
2 -315,0 -360,0 -457,2 -5330,0 -9230,0
3 -1120,0 -1280,0 -1625,6 -9225,0 -15975,0
4 -2625,0 -3000,0 -3810,0 58015,0 100465,0
6055,0 6920,0 8788,4 212380,0 125050,0 367780,0 216550,0
5 10,50 12,00 15,24 61,50 41,00 106,50 71,00
6 210,00 240,00 304,80 3075,00 1845,00 5325,00 3195,00
7 0,00 0,00 0,00 820,00 615,00 1420,00 1065,00
8 -1505,00 -1720,00 -2184,40 -6970,00 -4100,00 -12070,00 -7100,00
9 -1960,00 -2240,00 -2844,80 -9225,00 -5740,00 -15975,00 -9940,00
10 350,00 400,00 508,00 2460,00 1640,00 4260,00 2840,00
11 1855,00 2120,00 2692,40 14965,00 8815,00 25915,00 15265,00
12 1505,00 1720,00 2184,40 13530,00 8200,00 23430,00 14200,00
13 6510,00 7440,00 9448,80 85690,00 51250,00 148390,00 88750,00
14 -5495,00 -6280,00 -7975,60 53505,00 31980,00 92655,00 55380,00
15 2730,00 3120,00 3962,40 20295,00 12095,00 35145,00 20945,00
16 630,00 720,00 914,40 12710,00 7585,00 22010,00 13135,00
17 595,00 680,00 863,60 8405,00 5125,00 14555,00 8875,00
18 490,00 560,00 711,20 3075,00 1845,00 5325,00 3195,00
19 245,00 280,00 355,60 2665,00 1640,00 4615,00 2840,00
3,50х105 4,00х105 5,08х105 2,05х106 3,55х106
тенденции мирового развития. В качестве ключевых составляющих Соглашения указываются: комплексный механизм доступа на рынки8; региональный подход к обязательствам9; новые торговые аспекты, способствующие инновациям, росту производительности труда и конкурентоспособности10; платформа региональной интеграции11. Эти ключевые аспекты позиционируются как определяющие (в будущем) систему экономических отношений в мировой экономике12.
Ситуация в мировой экономике предвещает новые катаклизмы. Основными угрозами экономическому миропорядку в 2016 г. и в ближайшие последующие годы видятся резкое снижение роста или/и спад экономик ряда основных субъектов мирового хозяйства, усиление кризисов суверенного долга, ухудшение мировой конъюнктуры, сокращение внешнего спроса для стран с развивающимися рынками, а также усиление инфляции, проявление различных форм протекционизма, торговые и валютные войны.
В этой связи, экономические итоги и прогнозы представляют интерес не просто как дань академической науке. Они важны в первую очередь для оценки текущей экономической политики и ее влияния на использование потенциала экономики, обеспечение экономической безопасности государства.
1 Под нереализованным внешнеторговым оборотом понимается разница между объемами потенциального (максимально возможного) и реализованного внешнеторгового товарооборота.
2 Расчетная формула может иметь вид:
Примечания
П
/=1
L
19 19
19
1=
(П #)
/=1
19 19
19
19
19
(П ва )
/=1
где: . ,. - общий нормированный показатель уровня безопасности на-
ЭБ (Эпротивооорство>),j ^ ^ J
ционального хозяйства j-ого государства, реализованный в рамках экономического противоборства; а. (а,) - вес i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (/-ого) государства; а . .,; а
J J J 4 J J 1 7 нереал. imp.j,/y нереал. exp./,j
- веса нереализованного влияния национального хозяйства /-ого государства на экономику j-ого государства («нереализованного импорта экономического влияния /-ого государства на j-ое государство») и нереализованного влияния национального хозяйства j-ого государства на экономику /-ого государства («нереализованного экспорта экономического влияния j-ого государства на /-ое государство») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации. Веса нереализованного взаимного влияния экономик государств мира в условиях глобализации могут характеризоваться множеством показателей. Как представляется, в первом приближении вес нереализованного влияния национального хозяйства /-ого государства на экономику j-ого государства («нереализованный импорт экономического влияния») может быть представлен соответствующей долей нереализованного импорта товаров и услуг /-ого государства в j-ое государство, а вес нереализованного влияния национального хозяйства j-ого государства на экономику /-ого государства («нереализованный экспорт экономического влияния») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации может быть представлен соответствующей долей нереализованного экспорта товаров и услуг j-ого государства в /-ое государство. Ситуация, когда а . ., = 0 и а ,..= 0
J .i^l .i^l j ? ^ нереал imp.j.t нереал exp.tjj
соответствует полному отсутствию экономического противоборства между j-ым и /-ым государствами. Ситуация, когда а . .,= 1 и а ,..= 1 соответствует
^ ^ 3 нереал imp.j, / нереал. exp. t,j j J
полному экономическому противоборству между j-ым и /-ым государствами и отсутствию экономического противоборства этих государств с другими странами мира; Ху - вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическое противоборство j-ого и /-ого государства в условиях глобализации; в,. (fi.) - значение i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-ого (/-ого) государства; L - количество рассматриваемых государств мира. При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическое противоборство в условиях глобализации, и отличии значений числителя и знаменателя не более чем в 100 раз, X/J = 1. В этом случае ограничение значения показателя экономической безопасности j-ого государства, характеризующего его экономическое противоборство с /-ым государством, выполняется безусловно [12].
3 Еще в начале 1970-х гг. политики, в том числе тогдашний премьер-министр Э. Сато, выдвигали задачу усиления политического влияния на международной арене. В начале 1980-х г. снова вернулись к этой теме. Националистические круги считают, что эта задача не будет выполнена до тех пор, пока Япония не освободится от зависимости США. Речь идет не только о военно-политической зависимости, определяемой характером американо-японского договора безопасности. Положение младшего партнера в рамках этого договора, вынуждающее Японию следовать по пятам американской стратегии, вызывает чувство униженности, ущемленности в рядах японских националистов. С другой стороны, имеются ощутимые успехи Японии в конкурентной борьбе с американскими монополиями. Решению задачи
превращения Японии в великую военно-политическую державу, по их убеждению, должно предшествовать освобождение от протектората США. В этом русле действуют различные националистические и правовые группировки, активизировавшиеся в 1980-е гг. Оплодотворяет их деятельность идеология национализма, внешнеполитическая часть которой опирается на превосходство японской культуры.
4 В течение последних лет Южная Корея ведет длительные и интенсивные переговоры с основными партнерами по подписанию соглашений о свободной торговле. Переговоры по этому вопросу между Республикой Корея и США длились целый год. США и Республика Корея являются давними и важными друг для друга торговыми партнерами. Формирование прочного альянса с самой крупной торговой державой мира является положительным фактором для развития южнокорейской экономики, в которой более 70 % предприятий зависят от экспорта. Параллельно с переговорным процессом с США, готовились аналогичные договоры с ЕС, Китаем и странами Персидского залива.
5 В том числе:
- с Брунеем - на 0,01 % - с 0,02 % (0,22 млрд долл.) до 0,01 % (0,132 млрд долл.);
- с Чили - на 0,285 % - с 0,71 % (10,25 млрд долл.) до 0,43 % (6,15 млрд долл.);
- с Новой Зеландией - на 0,074 %- с 0,19 % (2,68 млрд долл.) до 0,11 % (1,61 млрд долл.);
- с Сингапуром - на 0,383 % - с 0,96 % (13,75 млрд долл.) до 0,57 % (8,25 млрд долл.);
- с Австралией - на 0,257 % - с 0,64 % (9,25 млрд долл.) до 0,39 % (5,55 млрд долл.);
- с Перу - на 0,14 % - с 0,35 % (5,03 млрд долл.) до 0,21 % (3,02 млрд долл.);
- с Вьетнамом - на 0,38 % - с 0,94 % (13,5 млрд долл.) до 0,56 % (8,1 млрд долл.);
- с Малайзией - на 0,48 % - с 1,20 % (17,25 млрд долл.) до 0,72 % (10,35 млрд долл.);
- с Мексикой - на 5,635 % - с 14,09 % (202,5 млрд долл.) до 8,45 % (121,5 млрд долл.);
- с Канадой - на 5,91 % - с 14,78 % (212,5 млрд долл.) до 8,87 % (127,5 млрд долл.);
- с Японией - на 1,66 % - с 4,14 % (59,5 млрд долл.) до 2,48 % (35,7 млрд долл.);
- с Тайванем - на 0,57 % - с 1,43 % (20,5 млрд долл.) до 0,86 % (12,3 млрд долл.);
- с Колумбией - на 0,38 % - с 0,94 % (13,5 млрд долл.) до 0,56 % (8,1 млрд долл.);
- с Филиппинами - на 0,125 % - с 0,31 % (4,5 млрд долл.) до 0,19 % (2,7 млрд долл.);
- с Южной Кореей - на 0,9 % - с 2,26 % (32,5 млрд долл.) до 1,36 % (19,5 млрд долл.).
6 Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership) - планируемое соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США. Его сторонники полагают, что соглашение приведёт к многостороннему экономическому росту, в то время как противники утверждают, что оно приведёт к увеличению власти корпораций и затруднит правительствам регулирование рынков на благо всего общества. Американское правительство ведет работу по двум направления: наряду с ТТИП реализует с аналогичными целями Транстихоокеанское партнерство. После того, как в марте 2014 г.
произошла утечка информации о предлагаемом проекте, Европейская комиссия начала консультации с общественностью по ограниченному числу пунктов, а в январе 2015 г. опубликовала краткий обзор этого документа. Ожидалось, что соглашение будет завершено к концу 2014 г., но оно было перенесено на 2015 г. 7 января 2015 г. Европейская комиссия публично представила свои переговорные тексты.
7 Соглашение о торговле услугами (англ. Trade in Services Agreement, TiSA) - планируемое торговое соглашение между 23 сторонами, среди которых Евросоюз и США. Целью соглашение является либерализация таких торговых услуг как банковские услуги, здравоохранение и транспорт. В начале 2012 г. США и Австралия предложили обсудить соглашение о торговле услугами. Переговоры по соглашению о торговле услугами начались после того как переговоры по ВТО и переговоры по расширению генерального соглашения и по торговле услугами зашли в тупик (GATS). Участники переговоров называют себя «Настоящими друзьями сферы услуг» и являются самыми убежденными сторонниками либерализации сферы услуг. В переговорах принимают участие Евросоюз, Австралия, Канада, Чили, Тайвань, Колумбия, Коста-Рика, Гонконг, Исландия, Израиль, Япония, Лихтенштейн, Маврикий, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Панама, Перу, Южная Корея, Швейцария, Турция и США. Переговоры ведутся в режиме строгой конфиденциальности и поэтому детальная информация по данному соглашению отсутствует. Однако, после утечки некоторых сведений в сеть, Европейская комиссия создала специальную страницу, посвященную этому соглашению.
8 ТТП устраняет или уменьшает тарифные или нетарифные барьеры практически на всю торговую номенклатуру товаров и услуг, охватывая весь спектр движения инвестиций, с целью создания новых возможностей и преимуществ для предприятий, занятых и потребителей.
9 ТТП способствует развитию производства и глобальных цепочек создания стоимости, снижая торговые барьеры, повышая эффективность и поддерживая уровень занятости и создания новых рабочих мест, повышая уровень жизни, содействуя трансграничной интеграции и открытию внутренних рынков.
10 ТТП расширяет число акторов торговли и предполагает обеспечение бизнесу всех уровней равных возможностей извлечения дохода от развития внешней торговли. Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве включает обязательства сторон по оказанию помощи малым и средним предприятиям, в том числе обязательства по коммуникации с правительствами стран - участников ТТП.
11 Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве рассматривается странами - участниками ТТП с позиции «платформы расширения региональной экономической интеграции» с целью привлечения в ТТП экономик других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
12 При этом, фактически в явочном порядке упраздняющие многосторонние договоренности в рамках ВТО. Соглашение ТТП предусматривает, что стороны не будут ссылаться на нормы ВТО и использовать их в качестве доказательств правомерности применения нетарифного регулирования или возможности привлечения местного ресурсного потенциала, не будут навязывать обременительные экспортно-импортные обязательства т ограничения, в том числе при утилизации продукции. Согла-
шение ТТП де-факто направлено и на слом сложившейся на межгосударственном уровне системы отношений в рамках Форума АТЭС, деструктивно влияет на развитие региональной интеграции в рамках соглашений «АСЕАН» и «АСЕАН+», а также функционирование Зоны свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама (соглашение о создании которой было подписано в мае 2015 г.).
Библиографический список
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Создание Транстихоокеанского партнерства: американский вариант СЭВ как инструмент балансирования глобальных финансовых диспропорций // Экономические стратегии. 2015. № 8 (133).
2. Алексеев В.В. Экономика Японии. М., 2006.
3. Американский ежегодник 2010 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2010.
4. Американский ежегодник 2011 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2011.
5. Американский ежегодник 2012 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2012.
6. Барабин В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
7. БарлыбаевХ.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. М., 2007.
8. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2002.
9. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность. СПб., 2005.
10. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 1988.
11. Внешнеэкономический толковый словарь / под ред. И.П. Фаминского. М., 2000.
12. Гордиенко Д.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. М., 2013.
13. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Доклады ИДВ РАН - 2012. М., 2013.
14. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество / отв. ред. Д.В. Гордиенко, сост. Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М., 2014.
15. Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии // Российское японоведение сегодня: к 20-летию Ассоциации японоведов. URL: http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/ Rus_Japan_Conf_2015.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
16. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации // Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество / отв. ред. Д.В. Гордиенко, сост. Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М., 2015.
17. Ежегодник СИПРИ 2014. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 2015.
18. Дворянков В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. М., 2000.
19. Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М., 2010.
20. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2.
21. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
22. Кнобель А.Ю., Баева М.А., Фиранчук А.С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности. М., 2016.
23. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5.
24. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3.
25. Основы экономической безопасности / под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997.
26. Перская В.В. Транстихоокеанское партнерство: вызов для мировой экономики или эволюция интеграции в условиях перехода к многополярности? // Экономические стратегии. 2015. № 8 (133).
27. Полутов А.В. КНР и Япония: борьба за ресурсы и острова Восточно-Китайского моря // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2.
28. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2006.
29. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М., 2010.
30. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М., 2010.
31. Таларая Г.Д. Корейский тупик и «Большой проект» Северотихоокеанской системы сотрудничества // Восточная и Юго-Восточная Азия -2008: экономическое развитие в условиях мирового кризиса / отв. ред. М.Е. Тригубенко. М., 2009.
32. ТерскихМ.А. Подходы Вьетнама к развитию отношений с США // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2.
33. Экономика Японии: учебное пособие. М., 2008.
34. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.
35. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник. / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2009.
36. Экономическая безопасность: энциклопедия. М., 2001.
37. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.
38. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США. Военная экономика. М., 2013.
39. Японская экономика переживает не лучшие времена // Экономические стратегии. 2015. № 8 (133).
40. Кэйдзай токэй нэнкан (Ежегодник экономической статистики, за соответствующие годы). Токио. 2007-2015.
41. Asian Development Bank, Key Indicators of Developing Asian & Pacific Countries. 2007-2015.
42. IMF, International Financial Statistics Yearbook (за соответствующие годы). Wash., 2007-2015.
43. SIPRI Yearbook. Armaments, Disarmament and International Security (за соответствующие годы). Oxford; N.Y., 2007-2015.
44. Statistical Yearbook (за соответствующие годы). U.N., N.Y., 2007-2015.
45. Statistical Abstract of the United States (за соответствующие годы). N.Y., Wash., 2007-2015.
46. Statistical Handbook of Korea. National Statistical Office Republic of Korea (за соответствующие годы). Seoul, 2007-2015.
47. The Military Balance (за соответствующие годы). London, 2007-2015.
48. UNCTAD, Handbook of Statistics (за соответствующие годы). N.Y.; Geneva. 2007-2015.
49. US Department of Commerce, BEA's Overview of the Economy. URL: www.bea.doc.gov/bea/glance (дата обращения: 18.10.2017).
50. World Development Indicators (за соответствующие годы). WB. Wash., 2007-2015.
51. World Economic Outlook, October 2008 (Russian): Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2008. Финансовый стресс, экономические спады и подъемы - Washington (D.C.), 2008.
Д.В. Гордиенко
доктор военных наук, профессор
действительный член (академик) Академии военных наук (г. Москва)
E-mail: gordienko@ranepa.ru А.В. Ганин
доктор экономических наук заместитель начальника управления кадров и противодействия коррупции Федеральной службы по финансовому мониторингу (г. Москва)