УДК 338
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАТРОНАТА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КООПЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА (ЧАСТЬ 1)
Д.В. Гордиенко, В.А. Ганин
Аннотация. В работе с помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности США при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности государств - участников ТТП. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности государства экономической кооперации в условиях глобализации.
Ключевые слова: экономика, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, Транстихоокеанское партнерство, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.
THE CHANGE IN THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE UNITED STATES WITHIN THE LIMITS OF ECONOMIC PATRONAGE AND ECONOMIC COOPERATION OF THE MEMBER OF THE TRANS-PACIFIC ECONOMIC PARTNERSHIP
D.V. Gordienko, V.A. Ganin
Abstract. In the work with the help of statistical and econometric methods evaluated the prospects for change in US economic security in the implementation of the Agreement on the Trans-Pacific Strategic Economic Cooperation. An approach to comparative assessment of changes in the economic security of states - participants of the TTP. It analyzes the importance of ensuring the economic security of the state of economic cooperation in the context of globalization.
Keywords: economy, USA, Asia-Pacific, Trans-Pacific Partnership, a global financial and economic crisis, economic security, the level of economic security, to ensure the economic security of the state.
Изменение уровня экономической безопасности США в рамках экономического патроната со стороны Федеральной резервной системы и правительства страны
Экономический патронат в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию (соблюдение) различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства1 на экономической территории государства2 при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Очевидно, что эффективность реализации (соблюдения) соответствующих действующих норм функционирования национальных хозяйств по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз и / или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. и посткризисного периода3.
Деятельность Правительства и Федеральной резервной системы США в условиях кризиса. Мировой финансово-экономический кризис начался в июле 2007 г. с развития американского ипотечного кризиса, списания банкам США огромных финансовых средств по «плохим» закладным и первых банковских банкротств. Национальное хозяйство США, таким образом, первым встретило продолжающийся до настоящего времени финансово-экономический кризис; оно же первое подверглись его негативному влиянию.
Федеральная резервная система стала принимать антикризисные меры уже в середине августа 2007 г., начав снижение процентной ставки4. К марту 2008 г. ее уровень снизился до 2 %. Одновременно ФРС начала реализацию ряда программ по поддержке ликвидности на финансовых рынках5.
В период самой острой фазы финансово-экономического кризиса в США (сентябрь - октябрь 2008 г.) был принят закон «О неотложных мерах по стабилизации экономики» (Emergency Economic Stabilization Act, EESA)6 и разработан Антикризисный план. Его реализация вылилась, прежде всего, в принятие ФРС и министерством финансов США мер, которые условно можно разделить на несколько групп:
- по сохранению платежной системы и реформе финансового регулирования: смягчение денежно-кредитной политики путем понижения ставки рефинансирования7; государственная поддержка крупных банков и компаний8; выкуп у банков так называемых «плохих» активов («toxic asset»)9 в рамках реализации Частно-государственной инвестиционной программы10; фактическая национализация частных инвестиционных институтов11; разработка закона о финансовом регулировании и надзоре12;
- по смягчению социальных проблем путем возобновления кредитования покупок домов, автомобилей и обслуживания кредитных карт13, стабилизации уровня безработицы и др.;
- по созданию условий для последующего экономического роста, в частности поддержке автопрома (программа AIFP) и жилищного сектора (программа MHAP), а также фискального стимулирования национального хозяйства14.
В посткризисный период реализация проекта администрации США «Мандат на лидерство» предусматривает дальнейшее укрепление позиций США в мире15.
Естественно, что мировой финансово-экономический кризис, внес коррективы как в перспективы экономического развития США, так и в изменение уровня их экономической безопасности. Сравнение значений показателей экономической безопасности США в докризисный период, их оценка в период кризиса и прогноз изменения значений этих показателей в посткризисный период позволяют говорить о снижении уровня защищенности национального хозяйства этой страны от угроз, связанных, прежде всего, с ростом безработицы, увеличением дифференциации доходов населения, внешнего долга, а также сокращением объема золотовалютных резервов [3-5; 17; 21; 25; 27; 28; 31; 32; 45, 49-53, 55-59].
Значения показателей экономической безопасности США, характеризующих экономический патронат со стороны Правительства и Федеральной резервной системы страны, представлены в табл. 1, рис. 116 [24, 29].
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности США и других стран мира, реализованного в рамках экономического патроната
Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности государств - участников Транстихоокеанского партнерства и других стран мира, реализованного в рамках экономического патроната, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального
" " 17
хозяйства каждой страны1'.
Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности США и других стран мира в период 1997-2015 гг. и в перспективе до 2020 г. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса и с учетом такого влияния, представлены на рис. 2.
Таким образом, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национальных хозяйств США и других стран мира (табл. 2), а также относительное повышение уровня экономической безопасности этих государств в перспективе до 2025 г. в случае реализации Транстихоокеанского партнерства, планов экономического роста и социально-экономического развития стран [13; 16; 17; 21].
Корея
США Япония Германия Великобритания Италия
Китай
Россия
2020
Рисунок 2. Сравнительная оценка динамики изменения значений показателей экономической безопасности государств мира, характеризующих патронат со стороны их Правительств и Центральных банков, без учета (Б) и с учетом (А) влияния мирового финансово-экономического кризиса
Б
2007
2008 2020 2015 2011 2010 2009
Рисунок 1. Динамика изменения уровня экономической безопасности США в период 1997-2020 гг. без учета мирового финансово-экономического кризиса (А) и с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (Б)
Значения показателей экономической безопасности США, характеризующих экономический патронат со стороны Правительства и Федеральной резервной системы страны
Частные показатели экономической безопасноспш, характеризующие... 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2015г., оценка 2020 г., прогноз
Объем ВВП (Р1) 1,96 1,9 1,97 2 2,75 3,29 4,43
Валовой сбор зерновых фч) 2,43 2,44 2,44 2,44 2,44 2,46 2,47
Инвестиции в основной капитал ф1 ^ 1,2 0,8 1,05 1,065 1,07 1,09 1,13
Уровень безработицы ф 1,49 1,0 0,82 0,89 1,0 1,14 1,33
Уровень монетизации ф5]) 1,74 2,0 2,6 2,01 2,0 1,8 1,6
Внешний долг ф61) 5,0 2,4 3,31 3,34 3,5 4,0 4,21
Расходы на оборону ф7]) 1,27 1,3 1,3 1,4 1,41 1,43 1,4
Расходы на «гражданскую» науку (Р81) 1,8 1,67 1,47 1,33 1,4 1,53 1,73
Инновационная продукция ф91) 4,68 4,7 4,71 4,73 4,73 4,73 4,8
Уровень инфляции ф101) 5,8 4,58 6,41 5,95 6,0 6,25 6,41
Объем золотовалютных резервов ф ) 0,79 0,51 0,52 0,65 0,67 0,8 1,07
Выплаты по внешнему долгу фг) 18,0 12,86 13,89 14,9 15 15,63 16,67
Внутренний долг ф11]) 0,5 0,49 0,49 0,48 0,48 0,48 0,5
Расходы на обслуживание государственного долга фш) 3,33 3,33 3,33 3,33 3,33 3,33 3,33
Таблица 1 (продолжение)
Частные показатели экономической безопасности, характеризующие... 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г. (оценка) 2020 г. (прогноз)
Дефицит бюджета центрального правительства 0,79 0,6 0,67 0,69 0,7 0,75 0,79
Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве ф,61) 1,2 1,02 1,11 1,12 1,1 1,08 1,04
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума фг) 0,74 0,78 0,81 0,91 1,0 1,08 1,27
Децильный коэффициент дифференциации доходов населения ф181) 0,52 0,53 0,55 0,56 0,6 0,62 0,8
Доля продовольствия, поступившего по импорту фш) 11,07 10,0 10,53 10,0 10,0 10,0 10,0
Значения показателя экономической безопасности, характеризующего экономический патронат 19 ДА. 4,40х105 2,25х104 8,45х104 9,95х104 2,09х105 5,08х105 2,05х106
Значения показателей экономической безопасности стран мира, характеризующих экономический патронат со стороны правительств и центральных банков
й й й 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г., оценка 2015 г., оценка 2020 г., прогноз 2025 г., прогноз
Бруней 5,2 6,1 8,8 9,9 13,7 22,Ъ 31,0 42,0 51,0 90,0 120,0
Чили 31,2 54,1 76,8 92,9 103,7 112,3 121,0 132,0 145,0 170,0 240,0
Н. Зеландия 940,0 3200,0 5900,0 6200,0 6450,0 6600,0 6900,0 7200,0 7800,0 2,00х104 6,00х104
Сингапур 811,0 2400,0 6110,0 6500,0 6920,0 6820,0 7320,0 8020,0 9000,0 5,00х104 9,45х104
США 4,40x105 2,25х104 8,45x104 9,95х104 2,09х105 3,00x105 3,50х105 4,00x105 5,08x105 2,05х106 3,55х106
Австралия 8910,0 1,12х104 4,31х104 6,25х104 8,09x104 2,01x105 3,31х105 4,61x105 8,60x105 7,10х107 9,61х107
Перу 11,2 14,1 16,8 19,9 23,7 32,3 51,0 72,0 91,0 110,0 190,0
Вьетнам 15,2 26,1 38,8 44,9 63,7 12,.3 81,0 92,0 101,0 600,0 900,0
Малайзия 49,4 75,0 98,3 120,0 183,0 322,0 421,0 520,0 600,0 6900,0 1,01х104
Мексика 440,0 700,0 920,0 1200,0 1450,0 1600,0 1900,0 2200,0 2800,0 3,00х103 1,00х104
Канада 8,00x104 9,25х103 1,4 5x104 1,95х104 2,09х104 2,39х104 2,59х104 2,69х104 4,08x104 5,05х104 9,55х104
Япония 3,01х106 1,03х106 1,18х106 1,23х106 1,48x106 1,81х106 2,15х106 2,61х106 3,47x106 1,2 0x107 3,6x108
Тайвань 911,0 1600,0 3110,0 8900,0 1,09x104 1,08x104 1,37х104 6,06x104 6,00x104 1,00x106 1,35х106
Колумбия 21,2 34,1 46,8 49,9 53,7 62,3 71,0 82,0 95,0 120,0 340,0
Филиппины 45,4 56,1 68,3 74,1 83,4 92,3 121,0 220,0 300,0 900,0 1400,0
Ю. Корея 4,34x107 1,57х106 2,17x106 3,22х106 4,61х106 6,56х106 8,52х106 9,48x106 9,70x106 3,29х107 5,50х107
* * * Интегральный показатель экономической безопасности, характеризующего экономический патронат (с оценка и прогноз 2015 г.)
шкгические значения,
Экономическая кооперация как форма обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации определяет, прежде всего, реализацию различных мер экономического сотрудничества (экономической интеграции) государства с другими странами при наличии различных внешних и внутренних угроз.
Показателями взаимовлияния национальных хозяйств государств - участников ТТП и других стран мира могут стать: внешнеторговый товарооборот; объем иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.
Значения объемов внешнеторгового товарооборота и др. показателей экономической кооперации могут стать основой для определения ак - весов экономической интеграции государств -участников Транстихоокеанского партнерства с другими странами мира при реализации Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации [11, 13; 16; 17; 21].
Сравнительная оценка уровней экономической безопасности СЩА и других государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономической кооперации может базироваться на определении соответствующих значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны18.
Экономическая кооперация между США и Японией имеет длительную историю19. В настоящее время Япония - четвертый по величине внешний рынок для американских товаров20. Главными экспортными категориями США в Японию являются продукция машиностроения, оптические и медицинские приборы, летательные аппараты, зерновые и электрооборудование21. Пятью основными категориями американского импорта из Японии были: транспортные средства, продукция машиностроения, продукция электромашиностроения, оптические и медицинские приборы и органические хими-каты22. Тем не менее, хотя масштабы двусторонней торговли США и Японии остаются большими, ее важность, как представляется, в определенной степени снижается23.
Движение капитала между двумя странами также играет существенную роль в экономической кооперации между Японией и США24. Соединенные Штаты всегда были и остаются наиболее значимым источником прямых иностранных инвестиций в Японии25. В свою очередь, японские инвесторы - ведущие иностранные держатели американских государственных ценных бумаг.
Товарооборот США
Экспорт в... Импорт из... Товарооборот с...
2010 г. 2015 г., оценка 2020 г., прогноз 2010 г. 2015 г., оценка 2020 г., прогноз 2010 г. 2015 г., оценка 2020 г., прогноз
млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП млрд долл. % млрд долл. % без учета функционирования ТТП с учетом функционирования ТТП
млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Бруней 0,25 см о СМ о о" 0,41 о СО о о" 0,6 о о СМ о о" 0,66 о см см о о" 0,28 о о о о" 0,27 о о о о" 0,28 см о о о" 0,308 см о о" 0,5 СО О О" 0,7 о о" 0,88 ю о о" 0,97 к о о"
Чили 7,14 со ю о" 17,2 со к о" 27,0 О) о" 29,7 О) О) о" 5,94 см о" 10,2 к СО о" 14,0 ю о" 15,4 СО ю о" 13,1 СО О" 27,4 ю о" 41,0 к о" 45,10 00 к о"
Н. Зеландия 4,3 ю СО о" 4,99 см о" 5,7 О) о" 6,27 см о" 5,9 см о" 3,95 ^г о" 5,0 СО о" 5,5 см о" 10,2 СО О" 8,9 см о" 10,7 см о" 11,77 см о"
Сингапур 49,4 со О) СО" 38,5 о> СО 40,0 СО со 44,0 к X 15,0 ю о" 15,1 ю ю о" 15,0 ю ю о" 16,5 СО о" 64,4 со 53,6 - 55,0 сэ 60,50 ю о_
Австралия 27,1 О) см" 25,4 см 25,0 СО со о" 27,5 см О) о" 16,7 о> ю о" 10,0 со СО о" 12,0 ^ о" 13,2 СО о" 43,8 - 35,4 к о" 37,0 СО о" 40,70 к о"
Перу 5,9 00 о" 9,3 о" 12,0 о" 13,2 ^ о" 7,5 к см о" 7,8 00 см о" 8,1 о> см о" 8,91 см со о" 13,4 СО О" 17,1 СО о" 20,1 со о" 22,11 СО со о"
Вьетнам 4,0 см со о" 12,5 ю ю о" 20,0 к со о" 22,0 к о" 18,0 ^ СО о" 26,2 со О) о" 34,0 ^ см 37,4 СО со 22,0 Ю О" 38,7 СО о" 54,0 О) о" 59,40 со сэ
Малайзия 27,2 О) см" 28,1 ^ см 29,0 к О) о" 31,9 СО сэ 62,2 см см см" 33,4 см см 40,0 ю 44,0 со 89,4 см см" 61,5 см 69,0 см 75,90 см со
Таблица 3 (продолжение)
млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. % млрд долл. %
Мексика 169,9 к со" 336,3 со 440,0 к 484,0 СО со" 261,1 СО СО О)" 318,8 со 370,0 ю СО" 407,0 со 431,0 к о" 655,0 СО" 810,0 891,0 CD СЧ
Канада 83,2 к со" 438,5 СО О)" 450,0 о ю" 495,0 ю со" 487,0 •sr к" 363,8 СО со" 400,0 ю ю ^г 440,0 о со" 570,3 802,3 О со" 850,0 со 935,0 ю СО
Япония 124,3 СЧ1 о о" 75,0 СО СО" 100,0 СО СО СО" 110,0 к со СО" 131,1 к sr" 135,0 О) 138,0 см о ю" 151,8 см ю ю" 255,4 СО со" 210,0 см 238,0 sr" 261,8 ю ю
Тайвань 21,5 R 26,9 со 32,0 К сэ 35,2 к 71,6 <о ю см" 34,2 ю см 50,0 см со 55,0 о см" 93,1 СО см" 61,1 см 82,0 X 90,20 к
Колумбия 5,8 К о" 18,5 со о" 30,0 о сэ 33,0 о 4,38 со о" 14,5 СО Ю О" 24,0 к со о" 26,4 со О) о" 10,2 СО о" 33,0 к о" 54,0 О) о" 59,40 СО
Филиппины 3,1 ю СЧ1 о" 6,1 со СЧ| о" 9,0 о СО о" 9,9 СО СО о" 8,39 со о" 8,9 см СО о" 9,0 СО СО о" 9,9 со СО о" 11,5 СО о" 14,9 СО о" 18,0 со о" 19,80 СО о"
Ю. Корея 19,8 о СО 41,6 со 60,0 о о см" 66,0 о СЧ| см" 49,2 СО к 64,4 СО см" 70,0 ю ю см" 77,0 со см" 69,0 к 106,0 см" 130,0 СО см" 143,0 CD см"
ИТОГО 552,9 О) ю 1079 ю 1280 СО СО см" 1408 О) со" 1144 СО СО о" ■чГ 1046 ю со" со 1189 ю см со" ■f 1308 ю_ 1696 о см" 2125 см~ 2469 с» см" 2716 см
Китай 78,1 R со" 174,0 к к" 200,0 к со" 358,0 со см" 545,0 О) О)" 400,0 ю 436,0 со о" 720,0 sr 600,0 sr о"
Россия 8,06 ю со о" 16,3 й о" 20,0 к со о" 8,12 CD см О" 9,00 СО СО о" 10,0 СО СО о" 16,2 •sr о" 25,3 ю о" 30,0 ю о"
Индия 38,0 со о СО" 45,0 со О) 60,0 о о см" 40,1 СО 43,1 к ю 45,0 СО 78,1 О) 88,1 СО 105 со
ЕС 240,0 •sr о>" 388,0 к" 400,0 СО СО" 330,0 со 488,0 со к" 500,0 см со" 570,0 876,0 ю к" 900,0 к ю"
ВСЕГО 1240 о о 2272 о о 3000 о о 3000 о о 2799 о о 2743 о о 2750 о о 2750 о о 4039 о о 5015 о о 5750 о о 5750 о о
Торгово-экономические связи США и Японии являются весьма прочными и взаимовыгодными. Две экономических системы в значительной мере интегрированы через торговлю товарами и услугами. Что еще более важно, Япония и Соединенные Штаты тесно связаны потоками капитала. Япония - крупнейший зарубежный источник финансирования американского национального долга и, вероятно, надолго останется таковым, а также существенный источник прямого и портфельного инвестирования в экономику США. В то же время Соединенным Штатам принадлежит большая часть зарубежных инвестиций в Японии26.
Новые тенденции в развитии торгово-экономических отношений США и Японии только подтверждают значимость экономической кооперации Японии и США27. В частности, в последние десять лет в АТР активизировался процесс заключения между странами региона двусторонних соглашений о свободной торговле (ССТ)28, с целью построения механизмов экономического взаимодействия, которые по тем или иным причинам не работают в рамках крупных интеграционных группировок, таких как АТЭС или АСЕАН.
В последние десять лет лидеры двух стран предприняли ряд усилий для уменьшения основных разногласий в сфере экономического взаимодействия. Более спокойная международная обстановка также способствовала стабилизации двусторонних отношений. Однако все еще остаются нерешенными серьезные проблемы, которые требуют большого внимания, такие как, например, продолжение проведения Японией политики по защите своего рынка от некоторых продуктов американского экспорта и отрицательное сальдо торгового баланса США29.
В целом, в экономической политике, проводимой США по отношению к Японии с 1970-х гг. по настоящее время, можно выделить следующие основные элементы: попытки США расширить доступ к японскому рынку; ограничение доступа японских товаров на американский рынок; поиск возможностей увеличения объема американских инвестиций в экономику Японии; проведение структурной реформы японской экономики; повышение курса иены; вовлечение Японии в сотрудничество с США по развитию международной торговли.
В последнее время, хотя отношения США и Японии остаются крайне важными для экономик обеих стран, их приоритетность несколько снизилась. Частично это, вероятно, связано с длительным периодом рецессии в Японии после финансового кризиса 1990-1991 гг.
Другой причиной может быть рост экономического потенциала Китая и усиление американских связей с Канадой и Мексикой в рамках НАФТА. Обе страны также активно расширяют свое экономическое взаимодействие с НИС и странами АСЕАН. Но двусторонние отношения США и Японии, как показывает анализ экономических показателей, остаются очень значимыми для развития обеих стран и всего региона.
Экономическая кооперация между США и Южной Кореей. США являются одним из главных экономических партнеров Южной Кореи30- Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке стран-импортёров из США [50].
В 2011 г. объем южнокорейско-американской торговли составил около 100 млрд долл.31. Правительство Южной Кореи ожидает, что в течение 15 лет после вступления в действие соглашения о свободной торговле этот показатель увеличится до 140 млрд долл. в год, а ежегодный профицит южнокорейского торгового баланса составит 2,7 млрд долл.
В настоящее время Соединенные Штаты остаются не только самым верным союзником Южной Кореи в международной политике и обеспечении национальной безопасности, но также ее крупнейшим торговым партнером и ведущим иностранным инвестором. США выполняют чрезвычайно важную роль в экономике страны, так как около 20 % южнокорейского экспорта приходится на американский рынок. Южная Корея и США в будущем будут сохранять ровные / беспрепятственные экономические и торговые отношения для обеспечения устойчивого рынка сбыта для корейской промышленности. Поскольку Южная Корея просто не смогла бы выжить без тесного взаимодействия с США, она обязана гарантировать сохранение торговых отношений с Вашингтоном. Южная Корея, таким образом, продолжит искусно действовать и реагировать в решении торговых вопросов на основе ясного понимания важности крепких американо-корейских торговых отношений [3-5; 13; 17; 39; 49; 50; 52-54, 56-59].
Экономическая кооперация США с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства может быть охарактеризована соответствующими показателями товарооборота этой страны в период с 2010 по 2020 гг. (табл. 3) [3-5; 13; 17; 39; 49; 50; 52-54, 56-59].
Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю
Таблица 4
Приросты уровня экономической безопасности США, реализованные в рамках их экономической кооперации
Страны, с которыми осуществляется экономическая кооперация 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 Китай 2780,80 1422,00 5340,40 6288,40 13208,80 18960,00
2 Россия 48,40 24,75 92,95 109,45 229,90 330,00
3 Индия 563,20 288,00 1081,60 1273,60 2675,20 3840,00
4 ЕС 5337,20 2729,25 10249,85 12069,35 25351,70 36390,00
Прирост уровня экономической безопасности США, реализованный в рамках экономической кооперации с участниками ТТП 116864 5976 22443 26427 55510 79680
5 Бруней 17,60 0,90 3,38 3,98 8,36 12,00
6 Чили 572,00 29,25 109,85 129,35 271,70 390,00
7 Н.Зеландия 616,00 31,50 118,30 139,30 292,60 420,00
8 Сингапур 4796,00 245,25 921,05 1084,55 2278,10 3270,00
9 Австралия 3608,00 184,50 692,90 815,90 1713,80 2460,00
10 Перу 528,00 27,00 101,40 119,40 250,80 360,00
11 Вьетнам 1012,00 51,75 194,35 228,85 480,70 690,00
12 Малайзия 4180,00 213,75 802,75 945,25 1985,50 2850,00
13 Мексика 24332,00 1244,25 4672,85 5502,35 11557,70 16590,00
14 Канада 31988,00 1635,75 6143,15 7233,65 15194,30 21810,00
15 Япония 23100,00 1181,25 4436,25 5223,75 10972,50 15750,00
16 Тайвань 5280,00 270,00 1014,00 1194,00 2508,00 3600,00
17 Колумбия 440,00 22,50 84,50 99,50 209,00 300,00
18 Филиппины 528,00 27,00 101,40 119,40 250,80 360,00
19 Ю. Корея 5148,00 263,25 988,65 1164,15 2445,30 3510,00
Уровень экономической безопасности США, реализованный в рамках экономического патроната 4,40х105 2,25х104 8,45х104 9,95х104 2,09х105 3,00х105
Таблица 4 (продолжение)
2013 г. 2014 г., оценка 2015 г, оценка 2020 г., прогноз 2025 г., прогноз
без учета реализации ТТП с учетом реализации ТТП без учета реализации ТТП с учетом реализации ТТП
1 37240,00 42560,00 54051,20 185525,00 321275,00
2 945,00 1080,00 1371,60 8405,00 14555,00
3 4410,00 5040,00 6400,80 30545,00 52895,00
4 47320,00 54080,00 68681,60 273470,00 473570,00
101570 116080 147422 666865 743945 1154815 1288295
5 18,62 21,28 27,03 128,53 141,22 222,57 244,56
6 805,00 920,00 1168,40 6560,00 7175,00 11360,00 12425,00
7 350,00 400,00 508,00 2460,00 2665,00 4260,00 4615,00
8 2100,00 2400,00 3048,00 12095,00 13325,00 20945,00 23075,00
9 1855,00 2120,00 2692,40 11480,00 12710,00 19880,00 22010,00
10 525,00 600,00 762,00 3280,00 3690,00 5680,00 6390,00
11 1400,00 1600,00 2032,00 12095,00 13325,00 20945,00 23075,00
12 2205,00 2520,00 3200,40 15990,00 17630,00 27690,00 30530,00
13 25760,00 29440,00 37388,80 176095,00 194340,00 304945,00 336540,00
14 36785,00 42040,00 53390,80 211970,00 234315,00 367070,00 405765,00
15 10675,00 12200,00 15494,00 69905,00 76875,00 121055,00 133125,00
16 2730,00 3120,00 3962,40 22345,00 24600,00 38695,00 42600,00
17 980,00 1120,00 1422,40 9430,00 10455,00 16330,00 18105,00
18 525,00 600,00 762,00 3690,00 4100,00 6390,00 7100,00
19 5495,00 6280,00 7975,60 38950,00 42845,00 67450,00 74195,00
3,50х105 4,00х105 5,08х105 2,05х106 3,55х106
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
о о о о о о
со ю со см т-
з
а
товарооборота США с государствами - участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 4,3 % - с 42,9 % (2469 млрд долл.) до 47,2 % (2716 млрд долл.)32.
Приросты уровня экономической безопасности, реализованные в рамках их экономической кооперации представлены в табл. 4 и на рис. 3.
К 2025 г. уровень экономической безопасности США, реализованный в рамках их экономической кооперации со странами - участниками ТТ П, может увеличиться на 3,76 п.п. - с 32,53 % до 36,29 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Федеральной резервной системы США.
Примечания
1 По своей природе нормы функционирования национального хозяйства могут быть правовыми, законодательными, религиозными, политическими (идеологическими, концептуальными), этическими и пр. Эти нормы могут носить общечеловеческий, международный (межконфессиональный, межнациональный), региональный (конфессиональный, национальный), государственный (для России - общефедеральный), субгосударственный (для России - субъекта федерации) и т.д. характер.
2 Экономическая территория государства - географическая территория в рамках государственной границы, а также воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа и экстерриториальные анклавы (посольства, военные базы и т.д.).
3 Возникновение самого мирового финансово-экономического кризиса можно трактовать как неэффективность реализации существующих к этому времени норм функционирования мирового хозяйства и его составляющих. Главными дисбалансами мировой экономики, приведшими к мировому финансово-экономическому кризису, эксперты называют: 1. Дисбаланс между реальной стоимостью активов и объемов денежных средств, оборачивавшихся на финансовых рынках. Так, например, мировой рынок страхования банков от дефолта по кредитам составил к концу второго квартала 2008 г. 62 трлн долл., что превысило размер мирового ВВП в 2007 г. 2. Дисбаланс мирового роста. В годы, предшествующие кризису, многократно вырос разрыв между потреблением и уровнем национального производства в развитых странах G7 и ряде европейских государств, превратив их в крупнейшие долговые экономики и стимулировав приток капитала со всего мира. 3. Дисбаланс между ростом капитализации компаний, доходности вложений в финансовый сектор и доходностью вложений в реальный сектор, ростом производительности труда. В результате у некоторых внешне вполне успешных компаний реального сектора до кризиса убытки от их производственной деятельности покрывались за счет спекулятивных операций на финансовых рынках. 4. Дисбаланс между реальными возможностями и обязательствами потребителей. Прежде всего в США, сначала на ипотечном рынке, а затем на рынке потребительского кредитования. При этом глубина и продолжительность кризиса на экономических территориях различных государств мира определялись не только величиной этих дисбалансов, но и адек-
ватностью принимаемых соответствующими государственными структурами антикризисных мер [Более подробно см., напр.: 32, с. 73-85; 12, с. 46-53].
4 В августе 2007 г. процентная ставка составляла 5,25 %.
5 С декабря 2007г. начались аукционы по предоставлению залоговых кредитов банкам на срок от 28 до 84 дней (Term Auction Facility, TAF, по состоянию на конец 2008 г объем залоговых кредитов составил 100 млрд долл.), а также предоставление кредитов центральным банкам зарубежных стран (SWAPS, в конце 2008 г. объем таких кредитов достиг почти 600 млрд долл., к концу 2009 г. практически весь их объем был погашен). Кроме того, ФРС в марте 2008 г. предоставила кредит в размере 30 млрд долл. банку JP Morgan для покупки практически обанкротившегося инвестиционного банка Bear Stearns. В это же время ФРС была открыта дополнительная кредитная линия для дилеров на рынке казначейских обязательств (Primary Dealer Credit Facility, PDCF), которая обеспечивала поддержание текущей ликвидности не только американских финансовых институтов, но и их европейских филиалов, а также филиалов европейских банков, работавших в США.
6 Принят 3 октября 2008 г. В законе были предусмотрены программы по выкупу проблемных активов и корректировке бюджетных расходов на федеральном и региональном уровнях, а также налоговые послабления.
7 В частности, только в период с марта по декабрь 2008 г. ставка рефинансирования ФРС была понижена с 2,0 до 0-0,25 %. Это фактически означало бесплатную раздачу денег банкам. Смысл проводимой ФРС политики так называемого «количественного смягчения» (quantitative easing) заключался в целенаправленном увеличении денежного предложения в условиях, когда процентная ставка перестает работать, а главным инструментом является выкуп центральным банком различных активов.
8 Государственная помощь оказывалась путем выкупа ценных бумаг, выдачи государственных гарантий по ним или предоставления целевых кредитов. С сентября 2008 г. началось предоставление кредитов паевым инвестиционным фондам под залог ценных бумаг (Asset-Backed Commercial Paper Money Mkt Fund Liqudity Facility, AMLF); с октября для коммерческих банков были созданы дополнительные возможности кредитования под залог ценных бумаг (Commercial Paper Funding Facility, CPFF) и началось кредитование инвесторов денежного рынка (Money Market Investors Funding Facility, MMIFF), с ноября началась реализация программы выкупа ипотечных облигаций, выпущенных или гарантированных государственными ипотечными агентствами (Mortgage Backed Securities Purchase Program; к весне 2010 г. объем покупки достиг 1,25 трлн долл.; до настоящего времени облигации остаются на балансе ФРС) и реализация дополнительной программы по выкупу ценных бумаг (Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF; к настоящему времени объем расходов составил около 20 млрд долл.), с марта 2009 г. началась программа выкупа казначейских обязательств с объемом 300 млрд долл.
9 Прежде всего, безнадежных кредитных портфелей банков, сформированных в процессе ипотечного кредитования. В этой связи в октябре 2008 г. американским конгрессом был одобрена Программа по выкупу у банков и других финансовых институтов проблемных активов (troubled Asset Relief Program, TARP, так называемый «План Полсона»). Ее суть заключалась в том, что Министерство финансов США занимает на мировом финансовом рынке 700 млрд долл. путем выпуска краткосрочных обязательств и выкупает у частных банков их безнадежные долги, обеспеченные залогом недвижимости, а также покупает пакеты акций этих банков. План также предусматривал, что каждый банк, долги и акции которого будут куплены Минфином, полностью изменит свою финансовую политику: будет обеспечивать
страховку от дальнейших потерь, связанных с ипотечным кредитованием; введет ограничения на зарплату высших руководителей и откажется от обычной практики «золотых парашютов», когда высокопоставленные сотрудники банка, его покидающие, получают грандиозные суммы в качестве вознаграждения за проделанную работу. В рамках TARP были осуществлены несколько подпрограмм. В последствии министр финансов США Г. Полсон объявил, что ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, выкупаться не будут - правительство будет покупать только акции банков, так как это является более эффективным способом оказания денежной помощи. Кроме того, денежная помощь во все возрастающем масштабе будет распространяться на небанковские финансовые институты.
10 Частно-государственной инвестиционной программой (Public-Private Investment Program, PPIP) предусмотрено использование Минфином, ФРС, Федеральной корпорацией страхования депозитов США и частным капиталом от 75 до 100 млрд долл., выделенных ранее Конгрессом, для создания условий по выкупу «токсичных» активов на сумму от 500 до 1000 млрд долл.
11 В июле 2008 г. в США был принят закон «О восстановлении экономики и рынка жилья» (Housing and Economic Recovery Act of2008). В соответствии с ним числе первых в начале сентября 2008 г. были фактически национализированы («взяты под контроль», conservatorship) Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association, FNMA, или шуточно Fannie Mae) и Федеральная ипотечная кредитная корпорация (Federal Home Loan Mortgage Corporation, FHLMC, или шуточно Freddie Mac) с активами 5,3 трлн долл. 6 сентября 2008 г. Казначейство США инвестировало по 100 млрд долл. в каждую корпорацию. В начале сентября 2008 г. Министерство финансов США объявило, что берет эти организации под госконтроль и приобрело долю в 1 млрд долл. в каждой из компаний в форме особо привилегированных акций, обеспечивающих правительству пакет в 79,9 %. Их руководители были уволены и заменены государственными кризисными управляющими. Для участия в управлении ипотечными корпорациями было создано Федеральное финансовое агентство по жилищному строительству (Federal Housing Finance Agency).
12 Разработка закона была инициирована Президентом Б. Обамой в июне 2009 г. Проект закона был предложен 2 декабря 2009 г. членом Палаты представителей Конгресса США Б. Франком и главой банковского комитета Сената К. Доддом. Закон Додда - Франка (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act) был подписан Президентом Б. Обамой 21 июля 2010 г. Основными положениями закона являются: создание независимого Бюро по финансовой защите потребителей в составе ФРС; оценка системных рисков; специальный порядок ликвидации крупных финансовых институтов, банкротство которых способно разрушительно повлиять на финансовые рынки; введение «правила Волкера» (Volker Rule), предусматривающего запрет для коммерческих банков за свой счет торговать акциями, товарами, валютой, инвестировать в хедж-фонды, в частные фонды, торгующими акциями; усиление контроля за рынком деривативов; совершенствование системы выдачи ипотечных кредитов; введение новых правил работы рейтинговых агентств и др.
13 Федеральная резервная система (ФРС) США приняла в ноябре 2008 г. две масштабные программы, в соответствии с которыми ФРС выкупает долговые обязательства, выпущенные Федеральной национальной ипотечной ассоциацией и Федеральной ипотечной кредитной корпорацией, на сумму 100 млрд долл., а также, совместно с Минфином, участвует в выдаче кредитов тем гражданам, кто уже имеет долги
по покупке автомобилей, получению образования и приобретению кредитных карт, на сумму 200 млрд долл.
14 В феврале 2009 г. Президентом Б. Обамой был подписан закон «Об экономическом восстановлении и реинвестировании» (American Recovery and Reinvestment Act, ARRA). В соответствии с этим законом, на поддержку экономики США законодательно выделялось 787 млрд долл., которые должны были быть израсходованы в течение трех лет: в 2009 г. - 184,9 млрд долл. (1,3 % ВВП), в 2010 г. - 399,4 млрд долл. (2,7 % ВВП), в 2011 г. - 202,7 млрд долл. (около 1,3 % ВВП). В ходе исполнения закона средства расходуются быстрее первоначально намеченных ориентиров. Подробнее см., напр., Отчеты о ARRA за II и III кварталы 2010 г. / Офис советников Президента США.
15 Для достижения этой цели в США проводится макроэкономическая политика, основными направлениями которой являются: реформа социального, прежде всего, пенсионного, медицинского обеспечения и образования; повышение эффективности работы структур исполнительной власти; принятие радикальных мер по борьбе с бедностью; стимулирование экономического роста; ликвидация государственного внутреннего долга. Основными инструментами стимулирования роста экономики со стороны государства будут продолжать оставаться: развитие всех компонентов человеческого потенциала, прежде всего совершенствование системы образования и семейного воспитания детей; поддержка сбалансированной многоукладной структуры общественного саморазвития страны; реструктуризация и снижение доли государственных расходов в ВВП и налогов, а также установление процентной ставки Федеральной резервной системой; развитие «экономики знаний», стимулирование инновационных управленческих решений на основе информационных технологий, результатов фундаментальных и прикладных исследований и использования конкурентных преимуществ американской экономики. Снижение доли государственных (федеральных бюджетных) расходов США в ВВП предусматривает сокращение бюджетного дефицита. Направлениями снижения государственных расходов станут: проведение дополнительных реформ в области обязательных программ (что позволит сэкономить 137 млрд долл. в течение 2007-2017 гг.); совершенствование механизмов программно-целевого финансирования (сокращение более чем 150 программ, относящихся к необоронным дискреционным расходам, что позволит экономить около 20 млрд долл. в год); а также осуществление мер по экономии и повышению эффективности деятельности административного аппарата. Доминирующим направлением технико-технологического перевооружения экономики США будет дальнейшая широкомасштабная электронофикация всего хозяйства, начиная с отраслей материального производства и кончая научными исследованиями, здравоохранением, образованием, а также бытом и досугом, то есть охватывающая практически все сферы жизни и деятельности граждан страны. При этом общее повышение эффективности национальной экономики будет преимущественно обеспечиваться за счет нарастающей экономии всех видов стратегических ресурсов (трудовых, капитальных, сырьевых, энергетических и финансовых). Можно ожидать, что во втором десятилетии XXI в. в национальном хозяйстве США завершится преобразование отраслей материального производства в такой экономический комплекс, для которого будет характерны: сочетание относительно небольшого числа рабочих мест непосредственно в производственных процессах, с одной стороны, и, возможно, превосходящих их по численности служб технологического, экономического, научно-технического, социального и прочего обеспечения - с другой; низкий уровень материало-, катитало- и энергоемкости
производимой высококачественной социально ориентированной и экологичной продукции; рост объема и доли валовых частных инвестиций, прежде всего в производственных капиталовложениях. При этом национальная инновационная система США, ее развитость и динамичность будут играть ключевую роль в дальнейшем развитии и укреплении инновационного характера экономики. Это, в свою очередь, обусловит рост расходов (прежде всего, государственных) на НИОКР, подготовку и привлечение из-за рубежа научных кадров. Предполагается, что наиболее кардинальные нововведения и технологические разработки явятся результатом выполнения государственных программ национального значения (здравоохранения, обороны, энергетики, экологии, освоения космоса).
16 Пороговыми (на диаграммах - единичными) уровнями экономической безопасности США считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) -7 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.); 2) для валового сбора зерновых - 140 млн т (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал - 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону - 3 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8; 10) для уровня безработицы - 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации - 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга - 40 % и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20 % к общему объему расходов федерального бюджета; 15) для дефицита федерального бюджета - 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции - 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов - 75 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20 %.
17 Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства может иметь вид:
19
ут , = П р%, 0,01 < р% < 100,
ЭЪ(ЭПатронат),/ ¡=1 — V —
где:
Уэб (эштрошт),/ - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства /-ого государства, реализованный в рамках экономического патроната; а.- вес ¡-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого государства;
р.. - значение ¡-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого государства.
[О подходе к оценке уровня экономической безопасности см., в частности: 14; 18, с. 42-43; 19, с. 6-13; 20, с. 14-20; 24].
18 Расчетная формула может иметь вид:
а . а , у,
¡тр.,к ехр.к,
К С Г '9 а Л1-- / 1 9 а Л--"
УЭЪ(ЭКооперация). | | ("|=| в1,а ) ^ (| | в1,к )
кЦ '
0,01 <
irnpj.k exp.kj
/ 19 ""is-- 19 is- V-
CCEF j х (n )
< 100,
где:
^эБ (экооперация)j " общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства j-ого государства, реализованный в рамках экономической кооперации;
а (aik) - вес i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-ого (k-ого) государства;
а .,; а , - веса влияния национального хозяйства k-ого государства на экономи-
impj,k exp.kj J ^
ку j-ого государства («импорта экономического влияния k-ого государства на j-ое государство») и влияния национального хозяйства j-ого государства на экономику k-ого государства («экспорта экономического влияния j-ого государства на k-ое государство») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации. Веса взаимного влияния экономик государств мира в условиях глобализации могут характеризоваться множеством показателей. Как представляется, в первом приближении вес влияния национального хозяйства k-ого государства на экономику j-ого государства («импорт экономического влияния») может быть представлен соответствующей долей импорта товаров и услуг k-ого государства в j-ое государство, а вес влияния национального хозяйства j-ого государства на экономику k-ого государства («экспорт экономического влияния») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации может быть представлен соответствующей долей экспорта товаров и услуг j-ого государства в k-ое государство. Ситуация, когда а ., = 0 и а ,. = 0 соответствует полной изоляции экономик /-ого и k-ого
imp.j,k exp.k,j J J
государств. Ситуация, когда а.тр.к = 1 и aepjkjj = 1 соответствует полной взаимозависимости экономик (полной экономической интеграции) j-ого и k-ого государств. Ситуация, когда ат .k = 1 соответствует полному внешнему управлению экономики j-ого государства со стороны k-ого государства;
Ykj - вес нормированного частного показателя, характеризующего экономическую кооперацию j-ого и k-ого государства в условиях глобализации; р.. (fi ) - значение i-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность j-ого (k-ого) государства; K - количество рассматриваемых государств мира.
При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств государств мира, характеризующих их экономическую кооперацию в условиях глобализации, у = 1. В этом случае ограничение значения показателя экономической безопасности j-ого государства, характеризующего его экономическую кооперацию с k-ым государством, выполняется безусловно [Источники: 14; 15; 22-24]. 19 В июле 1993 г. премьер-министр Миядзава и президент Клинтон утвердили Общий План Кооперации между США и Японией (The US-Japan Common Agenda in Global perspective). Целью данного плана явился поиск решений таких глобальных проблем, как глобальное потепление, и энергетика в этом плане играет далеко не последнюю роль. В частности, в методах решения данных проблем указывались «сбережение энергии» (energy conservation) и «развитие экологических и эффективных с точки зрения энергии технологий» (environmentally friendly and energy-efficient technologies). Четырьмя годами позже, в июне 1997 г правительства США и Японии согласились создать «Инициативу по децентрализации и конкурентной политике». Хотя энергетика, традиционно находящаяся в государственном ведомстве и в США,
и в Японии, изначально и не входила в сферы, охватываемые данной Инициативой, она была включена в данную инициативу в мае 1998 г.
20 Американским компаниям становится все проще входить на японский рынок. Начав дерегулирование, японское правительство удалило наиболее важные ограничения на экспорт и иностранные инвестиции в Японии. Американо-японская торговля товарами и услугами уже в 2007 г. составляла 273 млрд долл. Дефицит торгового баланса США с Японией составил в 2008 г 72,7 млрд долл., уменьшившись на 10,1 млрд долл. По сравнению с 2007 г.
21 Экспорт американских товаров в Японию уже в 2008 г. составлял 66,6 млрд долл., что было на 6,2 % больше, чем в предыдущем году. В дополнение к вышеупомянутым секторам экономики, следующие отрасли можно охарактеризовать как предлагающие большие возможности американским экспортерам: электронные комплектующие; программное обеспечение; безопасность и защита; телекоммуникационное оборудование; образование и корпоративное обучение; косметика/ туалетные принадлежности; путешествия и туризм; медицинское оборудование; фармацевтические препараты; новые источники энергии; космос; аграрный сектор. Американский экспорт частных коммерческих услуг в Японию составлял 40,2 млрд долл. в 2007 г., а американский импорт составлял 24,5 млрд долл.
22 Американский импорт товаров из Японии составлял в 2008 г. 139,2 млрд долл., увеличившись на 16,9 % за последние 14 лет.
23 В 2007 г. общий объем торговли Японии с Китаем (рост на 12 % по сравнению с предыдущим годом, общий объем - 236,7 млрд долл., из них экспорт - 109,1 млрд, импорт - 127,6 млрд долл.), впервые превысил объем торговли Японии с Соединенными Штатами. Таким образом, Китай впервые опередил США в качестве крупнейшего торгового партнера Японии. Глобализация, рост экономики Китая и других восточноазиатских стран играет роль в уменьшающемся значении Соединенных Штатов для внешней торговли Японии. К 2006 г., 45,6 % японского экспорта и 41,4 % японского импорта приходилось на 9 стран Восточной Азии. Для Америки все большее значение приобретает торговля с Канадой и Мексикой в рамках НАФТА, с Китаем, расширяется и американское взаимодействие с НИС и со странами АСЕАН. В прошлое десятилетие японский капитал активно перемещался в страны Восточной и Юго-Восточной Азии с низкими издержками производства, где постепенно сформировалась мощная производственная база японской промышленности. Однако необходимо учитывать, что многие японские предприятия, функционирующие в Восточной Азии, создавались с целью реализации продукции на рынках третьих стран, в первую очередь США. В то же время, как было показано выше, США остаются пока крупнейшим рынком и для прямого японского экспорта.
24 Накопленные американские прямые иностранные инвестиции в Японии составляли 101,6 млрд долл. в 2007 г., по сравнению с 92,4 млрд долл. в 2006 г. Накопленные же прямые инвестиции Японии в экономику США составили 233,1 млрд долл. в 2007 г., что на 13,8 % больше, чем в 2006 г.
25 Основными сферами деятельности американских предприятий в Японии являются финансы и страхование, обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля и сфера связи. Основными направлениями инвестирования для японского капитала остаются обрабатывающая промышленность, финансы и страхование, а также оптовая и розничная торговля. Необходимо также отметить, что в США предприятия, принадлежащие японскому капиталу, работают главным образом на внутренний рынок. Японские инвесторы - ведущие иностранные держатели американских государственных ценных бумаг.
26 Также нельзя забывать и о военно-политическом аспекте взаимодействия двух стран, поскольку союз с Японией долгое время был для США одним из инструментов проведения своей политики в АТР, а Япония, развивая свой экономический потенциал, опиралась, и до сих пор во многом опирается на поддержку Соединенных Штатов в области обеспечения своей национальной безопасности.
27 Все эти усилия направлены на создание рынка в масштабе Восточной Азии, основанного на принципах свободной торговли, либерализации отношений и т.д. По мере усиления глобализации расширяются рамки международного разделения труда, увеличивается торговля между развитыми и развивающимися странами, и, соответственно, степень их интеграции в мировую экономику. США и Япония все больше вовлекаются в этот процесс, что несколько размывает четкость рамок их двусторонних отношений. Идут процессы формирования связей обоих государств с другими странами, в частности, важным вопросом остается степень взаимодействия США и Японии, а также Южной Кореи и Китая с государствами АСЕАН. В последние годы, как США, так и Япония заключили ряд соглашений о свободной торговле и соглашений об экономическом партнерстве со многими странами.
28 ССТ позволяют решать в двустороннем порядке различные вопросы торговых отношений, но, в тоже время, могут стать новым основанием для конфликтов.
29 Многие из этих трудностей вызваны несоответствием структуры экономики Японии и внутреннего законодательства современным условиям, формирующимся под влиянием процесса глобализации, и, соответственно, многим требованиям ее партнеров, особенно США. Сейчас в Японии завершается структурная реформа, направленная, в частности, на либерализацию экономики страны и на повышение степени открытости ее внутреннего рынка. Можно сказать, что ряд тарифных, нетарифных, структурных и институциональных ограничений, которые препятствовали проникновению американского капитала на японский внутренний рынок, был снят, что прослеживается по ряду экономических показателей. Однако, судя по всему, это не решает многих проблем в двусторонних взаимоотношениях.
30 1 апреля 2007 г. между США и Южной Кореей заключено соглашение о свободной торговле (ССТ, KORUS FTA), однако за три года документ так и не удалось ратифицировать из-за смены правящих партий - как в США, так и в Южной Корее. Оппозиция в Южной Корее жестко критиковала соглашение 2007 г., называя компромисс, на который пошли южнокорейские власти, «унизительным и предательским». Глобальный финансовый кризис также задержал ратификацию соглашения. В ходе выработки нового соглашения основным камнем преткновения для переговорщиков стали южнокорейские торговые тарифы на импорт автомобилей из США. Разблокировать соглашение о зоне свободной торговли удалось после того, как США и Южная Корея пришли к компромиссу по вопросу о торговых пошлинах на автомобили. США обязались сохранить торговые тарифы на корейские автомобили на уровне 2,5 % и не повышать их на протяжении четырех лет. Взамен Южная Корея снизит таможенные пошлины на американские автомобили с 8 % до 4 %, и также в течение четырех лет сохранит их на этом уровне. Кроме того, Южная Корея разрешит США экспортировать до 25 тыс. автомобилей в год, не предъявляя к ним строгих технических требований относительно безопасности. Новое соглашение поддержал американский автомобилестроитель Ford, который ранее требовал повышения тарифов на корейские автомобили, а также профсоюз работников автомобилестроения этой компании. Соглашение о свободной торговле между Южной Кореей и США вступило в силу в марте 2012 г. Оно стало для США крупнейшим торговым договором со времени подписания в 1994 г. соглашения
о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA) с Канадой и Мексикой.
Тем не менее, сегодня Китай является главным торговым партнером Южной Кореи:
объем торговли двух стран превысил общий объем торговли Южной Кореи с США
и Японией [Источник: 60].
31 Товарооборот между Кореей и Соединенными Штатами в 2000 г. составлял
67 млрд долл., тогда как в 1963 г. - всего 300 млн.
32 В том числе:
- с Брунеем - на 0,002 % - c 0,015 % (0,88 млрд долл.) до 0,017 % (0,97 млрд долл.);
- с Чили - на 0,067 % - с 0,713 % (41 млрд долл.) до 0,78 (45,1 млрд долл.);
- с Новой Зеландией - на 0,014 % - с 0,186 % (10,7 млрд долл.) до 0,2 % (11,77 млрд долл.);
- с Сингапуром - на 0,093 % - с 0,957 % (55,0 млрд долл.) до 1,05 % (60,5 млрд долл.);
- с Австралией - на 0,067 % - с 0,643 % (37,0 млрд долл.) до 0,71 % (40,7 млрд долл.);
- с Перу - на 0,03 % - с 0,35 % (20,1 млрд долл.) до 0,38 % (22,11 млрд долл);
- с Вьетнамом - на 0,091 % - с 0,939 % (54 млрд долл.) до 1,03 % (59,4 млрд долл.);
- с Малайзией - на 0,12 % - с 1,2 % (69 млрд долл.) до 1,32 % (75,9 млрд долл.);
- с Мексикой - на 1,409 % - с 14,087 % (810,0 млрд долл.) до 15,496 % (891,0 млрд долл.);
- с Канадой - на 1,478 % - с 14,783 % (850,0 млрд долл.) до 16,261 % (935 млрд долл.);
- с Японией - на 0,411 % - с 4,14 % (238,0 млрд долл.) до 4,55 % (261,8 млрд долл.);
- с Тайванем - на 0,143 % - с 1,43 % (82,0 млрд долл.) до 1,57 % (90,2 млрд долл.);
- с Колумбией - на 0,091 % - с 0,94 % (54,0 млрд долл.) до 1,03 % (59,4 млрд долл.);
- с Филиппинами - на 0,027 % - с 0,31 % (18,0 млрд долл.) до 0,34 % (19,8 млрд долл.);
- с Южной Кореей - на 0,229 % - 2,26 % (130,0 млрд долл.) до 2,49 % (143,0 млрд долл.).
Библиографический список
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Создание Транстихоокеанского партнерства: американский вариант СЭВ как инструмент балансирования глобальных финансовых диспропорций // Экономические стратегии. 2015. N° 8 (133).
2. Алексеев В.В. Экономика Японии. М., 2006.
3. Американский ежегодник 2010 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2010.
4. Американский ежегодник 2011 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2011.
5. Американский ежегодник 2012 / отв. ред. В.В. Согрин. М., 2012.
6. Барабин В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
7. БарлыбаевХ.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. М., 2007.
8. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2002.
9. ВечкановГ.С. Экономическая безопасность. СПб, 2005.
10. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 1988.
11. Внешнеэкономический толковый словарь / под ред. И.П. Фаминского. М., 2000.
12. Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, №2 18 (75).
13. Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии // Российское японоведение сегодня: К 20-летию Ассоциации японоведов. М., 2015. URL: http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/ Rus_Japan_Conf_2015.pdf (дата обращения: 20.01.2917); Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 15 (300). № 16 (301). № 17 (302).
14. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учебное пособие. М., 2012.
15. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства. М., 2009.
16. Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации // Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество / отв. ред. Д.В. Гордиенко, сост. Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М., 2015. URL: http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/ ProblemsSVA-2015.pdf (дата обращения: 20.01.2917).
17. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона // Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество / отв. ред. Д.В. Гордиенко; сост. Д.В. Гордиенко, А.С. Степанов. М., 2014.
18. Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. 2010. № 15 (72).
19. Гордиенко Д.В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2009. № 3 (23).
20. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008. № 1 (15).
21. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона: доклады ИДВ РАН - 2012. М., 2013.
22. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. М., 2007.
23. Гордиенко Д.В., Хохлов А.С. Военно-экономическая безопасность государства. М., 2008.
24. Гордиенко Д.В., ЯковлеваН.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства. М., 2013.
25. Ежегодник СИПРИ 2014. Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 2015.
26. Дворянков В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. М., 2000.
27. Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М., 2010.
28. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2.
29. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10.
30. Кнобель А.Ю., Баева М.А., Фиранчук А.С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности. М., 2016.
31. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5.
32. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3. URL: http://ep.ane. ru/pdf/EP_3-2009.pdf (дата обращения: 20.01.2917).
33. Основы экономической безопасности / под ред. Е.А. Олейникова. М., 1997.
34. Перская В.В. Транстихоокеанское партнерство: вызов для мировой экономики или эволюция интеграции в условиях перехода к многополярности? // Экономические стратегии. 2015. № 8 (133).
35. Полутов А.В. КНР и Япония: борьба за ресурсы и острова Восточно-Китайского моря // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2.
36. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2006.
37. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М., 2010.
38. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М., 2010.
39. Таларая Г.Д. Корейский тупик и «Большой проект» Северотихоокеанской системы сотрудничества // Восточная и Юго-Восточная Азия -2008: экономическое развитие в условиях мирового кризиса / отв. ред. М.Е. Тригубенко. М., 2009.
40. ТерскихМ.А. Подходы Вьетнама к развитию отношений с США // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2.
41. Экономика Японии: учебное пособие. М., 2008.
42. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.
35. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2009.
43. Экономическая безопасность: энциклопедия. М., 2001.
44. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.
45. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США. Военная экономика. М., 2013.
46. Японская экономика переживает не лучшие времена // Экономические стратегии. 2015. № 8 (133).
47. Кэйдзай токэй нэнкан (Ежегодник экономической статистики, за соответствующие годы). Токио. 2007-2015.
48. Asian Development Bank, Key Indicators of Developing Asian & Pacific Countries. 2007-2015.
49. IMF, International Financial Statistics Yearbook (за соответствующие годы). Wash., 2007-2015.
50. MarkE. Manyin South Korea-U.S. Economic Relations: Cooperation, Friction, and Future Prospects // CRS Report for Congress. 2004.
51. SIPRI Yearbook. Armaments, Disarmament and International Security (за соответствующие годы). Oxford N.Y., 2007-2015.
52. Statistical Yearbook (за соответствующие годы). U.N., N.Y., 2007-2015.
53. Statistical Abstract of the United States (за соответствующие годы). N.Y., Wash., 2007-2015.
54. Statistical Handbook of Korea. National Statistical Office Republic of Korea (за соответствующие годы). Seoul, 2007-2015.
55. The Military Balance (за соответствующие годы). London, 2007-2015.
56. UNCTAD, Handbook of Statistics (за соответствующие годы). N.Y., Geneva, 2007-2015.
57. US Department of Commerce, BEA's Overview of the Economy. URL: www.bea.doc.gov/bea/glance (дата обращения: 20.01.2917).
58. World Development Indicators (за соответствующие годы). Wash., 2007-2015.
59. World Economic Outlook. October 2008 (Russian): Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2008. Финансовый стресс, экономические спады и подъемы. Wash., 2008.
60. URL: http://www.inosmi.ru/world/20130122/204928224.html (дата обращения: 03.02.2017).
Д.В. Гордиенко
доктор военных наук, профессор
действительный член (академик) Академии военных наук (г. Москва)
E-mail: [email protected] А.В. Ганин
доктор экономических наук Заместитель начальника управления кадров и противодействия коррупции Федеральной службы по финансовому мониторингу (г. Москва)