ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 338.24.021.8:316.4
Изменение ценностных установок модернизируемого общества1
В статье обобщены теоретические подходы к пониманию ценностных ориентаций. Предложена модель оценки социокультурного влияния модернизации на ценностные установки общества. Разработана технология оценки, включающая анкету и методику анкетирования с целью выявления ценностных установок. Дана оценка современному отношению общественного сознания к процессам модернизации и предложены нравственные принципы, которые могли бы стать основой новой системы ценностей модернизирующегося общества.
Ключевые слова: общественные ценности, ценностные установки, модернизация, социокультурное воздействие.
Социокультурные рамки любого сообщества людей придают определенный порядок жизни, устанавливают моральные нормы, обычаи, формы поведения и т.д. Этот комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания, называют культурной парадигмой — фундаментальной картиной социального универсума, включающей комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде данного исторического периода. Каждая общественно-историческая эпоха вырабатывает собственную, характерную только ей парадигму. При смене парадигм происходит пересмотр ценностей, норм и установок, системы миропонимания людей, так называемая переоценка ценностей.
Под социокультурными ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в разные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и определяют основные модели социаль-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ №11-06-00438 «Оценка социокультурного влияния модернизации на формирование ценностных установок локальных сообществ промышленных территорий».
Е.Л. Андреева
А.В. Ратнер
П.Л. Глухих
© Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Глухих П.Л., 2014
89
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
ного поведения человека. Эти ценности, с одной стороны, определяются историей и культурой народа, а с другой — непрерывно передаются от поколения к поколению. Образно говоря, ценности представляют собой социальные гены, определяющие структуру и функционирование социальных организмов, в которых живет и воспроизводит себя тот или иной народ.
Происходящие изменения в ценностных представлениях могут быть поняты только в контексте анализа всех системных изменений социума. Модернизационные изменения XX века в России отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности.
«В XX веке стало очевидным, что в глобальном масштабе распространяются определенные социокультурные тенденции, зародившиеся в развитых странах и определившие их лидирующую геополитическую позицию. Они проявляются на уровне социальной организации общества. В хозяйственной сфере — как движение от индустриализма к постиндустриализму. Совокупность этих общих социокультурных тенденций принято называть модернизацией» [7].
Прежде всего остановимся на важнейших теоретических подходах к пониманию базовых ценностных ориентаций, что позволило разработать модель оценки социокультурного влияния модернизации на ценностные установки общества.
Так, Ф. Клукхон и Ф. Стродтбек [10] предположили, что люди в течение жизни сталкиваются с одними и теми же проблемами и развивают свою систему ценностей для наилучшего решения возникающих проблем. Так как системы ценностей представляют собой отражение одних и тех же проблем, то они сопоставимы и сравнимы.
В качестве важнейших направлений ценностных ориентаций и их вариаций ими были выделены следующие:
• отношение к природе: 1 — подчинение природе, 2 — гармония, 3 — господство над природой;
• отношения между людьми: 1 — на основе иерархии, 2 — групповых связей, 3 — индивидуальных связей;
• отношение к социальному пространству: 1 — общее, 2 — смешанное, 3 — личное;
• способ деятельности: 1 — активное действие, 2 — созерцание, 3 — сочетание 1 и 2.
В дальнейшем результаты данного исследования были использованы и дополнены учеными Г. Лэйном и Дж. Дистефано (табл. 1).
Интересную классификацию ценностей и видов деятельности предложили Дж. Оллпорт, П. Вернон и К. Линдзи [8], выделившие следующие типы человека: теоретический (ценит открытие истины); экономический
90
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
(ценит, что полезно); эстетический (ценит красоту и гармонию); социальный (ценит альтруизм); политический (ценит власть); религиозный (ценит единение с «космосом»).
Одним из наиболее полных среди описания различий в национальных культурах является исследование Хофстида [9], проанализировавшего 117 000 анкет из 67 стран и предложившего 4 важнейших измерения культуры.
1. Дистанция власти. Под этой переменной понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. Низкий показатель характеризуется относительным равенством в обществе, высокий — наоборот. В организациях этот показатель влияет на иерархию управления, степень централизации и участия работника в принятии решений. Компании, где данный показатель высок (большинство африканских, азиатских и латиноамериканских стран, как и Франция, Бельгия, Италия и Испания), обычно более централизованы и меньше допускают своих работников к выработке решений. В таких культурах работники могут отнестись со страхом и недоверием к типу менеджмента, не соответствующего их культурной среде. В странах с малой дистанцией власти деятельность компаний с высокой степенью участия работников в принятии решений будет более эффективной.
Таблица 1
Вариации культурных переменных по Г Лэйну и Дж. Дистефано [8]
Отношение человека к природе Подчинение природе Гармония с природой Господство над природой
Отношения между людьми На основе иерархических связей На основе групповых связей На основе индивидуальных связей
Ориентация на деятельность От работы важно получать удовольствие В работе важен процесс В работе важен результат
Ориентация во времени Жить прошлым Жить настоящим Жить будущим
Ориентация в социальном пространстве Как частичка общества Смесь индивида с принадлежностью системе Как отдельное частное лицо
2. Индивидуализм — коллективизм. Это измерение показывает, насколько люди определенного общества чувствуют себя больше независимыми индивидами или членами коллектива. Высокий показатель наблюдает-
91
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
ся почти у всех стран с высоким уровнем жизни, и наоборот, низкий — у бедных стран. Высокая степень предполагает, что человек сам заботится о себе и своих близких, как и несет ответственность за все свои действия. В коллективистских обществах с детства прививается уважение к группам, к которым они принадлежат. Члены группы ожидают, что группа защитит их и будет нести за них ответственность, за что они обязаны платить лояльностью в отношениях к группе. В организациях индивидуализм находит свое выражение в автономности работника, его личной ответственности за результаты деятельности и в вознаграждении за его личный вклад.
3. Мужественность — женственность. Эти два полюса отражают, как люди данной культуры относятся к ценностям типа «настойчивость, успех, конкуренция, самоуверенность», ассоциирующихся в большей степени с ролью мужчины, и ценностям типа «скромности и заботливости, поддержания теплых отношений», ассоциирующихся с ролью женщины. Общество характеризуется мужским началом, если оно сильно ориентировано на результативность, успех и самоуверенность, не исключая конфликтности и негативного отношения к личностям с отличительным поведением. Женская культура больше внимания придает межличностным отношениям, сохранению среды, нацелена на компромиссные решения и ценит кооперацию.
4. Стремление избегать неопределенности. Эта переменная (индекс снижение неопределенности) может быть определена как степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. В первом случае существуют ясные и четкие правила того, как следует себя вести. В странах с высоким стремлением существует тенденция, что люди проявляют большую волнительность и беспокойство, лихорадочность в работе. В этих странах преобладает мнение, что «все не наше и непривычное» представляет опасность, в противном случае это вызывает любопытство и характеризуются толерантностью по отношению к другим мнениям и привычкам.
В ходе проведения анкетирования нами было предложено оценить потенциальное влияние модернизации по данным четырем векторам (индексам) по восьмибалльной шкале. Принимая во внимание активное развитие процессов глобализации и неоэкономики на все стороны общественной жизни, в методическом плане нами были выделены следующие четыре уровня для оценки социокультурного влияния модернизации на ценностные установки общества: глобальный, национальный, локальный и уровень индивида.
Разработанная нами модель (рис. 1) предполагает поиск оптимальной зоны пересечения выделенных четырех уровней или четырех ценностных ориентиров:
92
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
Рис. 1. Модель оценки социокультурного влияния модернизации на ценностные установки общества
• на развитие личной жизни, так называемый тип А — комфортная жизнь. В данном случае под ним подразумевается страновой уровень, поскольку семья является первичной ячейкой общества и позволяет решать важнейшую для развития страны и существования нации проблему — демографическую;
• на развитие нашего общего дома — планеты, тип Б — так называемая насыщенная жизнь, предполагающая возможность максимального вовлечения глобального пространства в свои личностные установки;
• на развитие карьеры или способа деятельности, тип В — активная жизнь, предполагающий основной упор в ценностных установках на продвижение по карьерной лестнице. В нашем случае это приравнивается к локальному уровню, так как решает важнейшую для этого уровня проблему занятости;
• на развитие личности, тип Г — так называемая интересная жизнь, предполагающая в качестве основного ориентира духовный и личностный рост индивида.
Если данные четыре уровня представить графически, то мы получим различные виды пересечений:
двойственные пересечения:
• I на пересечении типов А и Б: семья и отдых;
• II на пересечении Б и В: работа и отдых;
• III на пересечении В и Г: повышение профессиональной квалификации;
• IV на пересечении А и Г: здоровье и саморазвитие,
93
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
а также пересечения трех уровней:
1 — на пересечении А, Б и Г: интерес к новым возможностям, обеспечивающим разностороннее развитие личности и самореализацию как индивида и семьянина, так и планетарного гражданина;
2 — на пересечении А, Б и В: понимание и использование глобальных возможностей в качестве связующего звена между достижениями в личной жизни и работе;
3 — на пересечении Б, В и Г: образование, повышение квалификации и знание иностранных языков, позволяющие прежде всего реализовать свои карьерное и статусное предназначение;
4 — на пересечении А, В и Г: гармоничное развитие личности, предполагающее нахождение оптимального баланса между семьей и работой.
В качестве итогового пересечения всех четырех уровней мы получаем фигуру 5, в трактовку которой мы закладываем идеальное состояние ценностного развития — гармоничное развитие личности на основе новейших достижений науки и образования в сочетании с лучшими достижениями мировой культуры и цивилизации.
Основные выделенные нами ценности для каждого из четырех уровней представлены в табл. 2.
Таблица 2
Ценности, рассматриваемые на четырех уровнях модели
Личная жизнь Общая планета Работа Развитие личности
Человечность Честность Целеустремлен- ность Обучаемость
Желание делать добро Справедливость Результативность Реализация предназначения
Способность любить Патриотизм Профессионализм Коммуникабель- ность
Понимание красоты Свобода Предприимчи- вость Личностный рост
Искренность Толерантность Настойчивость Вера в себя
Вежливость Уважение к чужим стандартам Сотрудничество Самостоятель- ность
Уважение Доверие Приверженность делу Ответственность
Взаимопонимание Логика мышления Инновационность Креативность
Бережливость Широта мышления Воображение Признание
Терпение Готовность помочь Трудолюбие Оптимизм
94
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
Проведение анкетирования предполагало ранжирование ценностей для отвечающих и выделение таким образом важнейших (наиболее часто отмечаемых или получивших наибольшую оценку) для каждого уровня.
В ходе проведенного анкетирования 61,9% опрошенных отметили, что модернизация на территории их проживания «не сильно заметна», 29,8% считают, что она «проявляется активно» и 8,3% ответивших не видят ее выражения (рис. 2).
Как Вам кажется, модернизация на Вашей территории проживания
течём не
Рис. 2. Восприятие проявления модернизации, %
При этом только 15,5% опрошенных считают, что затраты на проведение модернизации «оправданы», с тем, что они оправданы частично, согласны около 65,5% и 19% не видят оправданного соотнесения затрат и результатов. По мнению 79,8% отвечавших, проблеме модернизации уделяется недостаточное внимание среди общественности, 17,9% считают его достаточным и 2,3% — даже избыточным.
Основные сферы, в которых, по мнению опрошенных, наиболее ярко выражена модернизация, распределились следующим образом: на первом месте — появление новых магазинов и кафе (22,7%), на втором — строительство жилых домов (17,1%), на третьем — образование (9,1%) (рис. 3).
Рис. 3. Сферы, в которых наиболее выражена модернизация, %
95
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
В сфере здравоохранения процесс модернизации отмечен 6,3%, ЖКХ — 6,3%, в строительстве объектов культуры — 4,5%, на транспорте — 2,8%. В сфере производства и его переоборудования модернизация была отмечена всего 1,1% отвечавших.
Что касается критериев культуры Хофстида, то по восьмибалльной шкале, где 1 характеризует централизацию, а 8 — децентрализацию, наблюдается сдвиг в сторону децентрализации (28,9% дали оценку «4» и 26,5% — оценку «5»), По индексу индивидуализма (1) — коллективизма (8) при высоких средних долях также высок удельный вес тех, у кого явное предпочтение отдается индивидуализму (оценка «1» у 9,6% опрошенных). В индексе мужественности (1) — женственности (8) все же перетягивает стремление к лояльности и нахождению компромиссов (24,4% респондентов выступили за оценку «5»), В стремлении избегать неопределенность наблюдается его высокий показатель (28,9% поставили оценку «4»),
В таком направлении ценностных ориентаций, как отношение к природе, почти 2/3 респондентов считают, что модернизация приводит к «господству над природой», и лишь 1/3 находит отношения гармоничными. В отношениях между людьми модернизация, по мнению половины респондентов, повышает значимость групповых связей, а по мнению 1/3 — индивидуальных. Что касается социального пространства, то более половины отвечавших, а именно 56,6%, считают, что модернизация приводит к смешению общего и личного пространства. Схожая картина наблюдается в оценке влияния модернизации на способ деятельности: такой же процент отмечает необходимость сочетания активного действия с созерцанием.
Воспользоваться достижениями модернизации в наибольшей степени может, по мнению 1/3 респондентов, в первую очередь так называемый «экономический тип» человека, который ценит то, что полезно. На втором месте — политический тип (9,1%), на третьем — эстетический и социальный тип (по 8,6%), ценящий красоту и гармонию. Интересно, что теоретический тип, ценящий открытие истины, отмечен только 4,1% респондентов, что в условиях инновационной экономики, конечно, ограничивает получение наибольшей отдачи от возможных успехов модернизации.
Что касается важности ценностей в личной жизни, то среди предложенных 10 наибольшие оценки получили взаимопонимание (10,4%), человечность (9,6%), способность любить (7,7%). Наименьшие значения оказались в «понимании красоты» (0,6%), вежливости (1,3%) и бережливости (1,7%), что говорит о достаточно философском понимании жизни, однако недооценки довольно практичных и полезных качеств, которыми мы пользуемся каждодневно.
Среди ценностей в разделе «планета — наш общий дом» на первых местах оказались ценности «готовность прийти на помощь» (6,0%) и «справедливость» (5,9%). Наименьшие оценки получили такие ценности, как логика мышления (1,6%), «доверие» (1,9%), широта мышления (2,7%).
96
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
Примерно равные доли отметивших ценности «патриотизм» (2,7%), «свобода» (2,9%).
В сфере «работа» первые места заняли ценности: «профессионализм» (5,9%), целеустремленность (4,7%), результативность (4,0%). К сожалению, предприимчивость, настойчивость и воображение были отмечены меньшим количеством респондентов (0,8, 0,7 и 0,7% соответственно). Инновационность была выделена 2% отвечавших, а трудолюбие 3,4%.
В развитии личности первые места заняли коммуникабельность (3,9%), ответственность (3,8%) и обучаемость (2,5%). Меньший удельный вес отметивших «признание» (0,4%), реализация предназначения (0,7%), креативность (1,2%), что, безусловно, не позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал для развития процесса модернизации.
В целом на вопрос «Каковы Ваши чувства, когда Вы сталкиваетесь с чем-то новым?» 79,3% респондентов ответили, что «испытывают интерес и желание освоить новую технологию». Желание улучшить технологию возникло лишь у 1,2%. Это свидетельствует о готовности выступать больше потребителем результатов модернизации, нежели выступать активным участником процесса.
Если обобщить полученные оценки, то в процентном выражении можно констатировать следующее понимание и восприятие процесса модернизации (табл. 3).
Таблица 3
Общее восприятие модернизации локальным сообществом
Вариант ответа Доля респондентов, %
Модернизация привносит в культуру общества новые, полезные, качества 11,7
Модернизация приносит новые технологии во все сферы жизнедеятельности человека 29,8
Модернизация способствует развитию техники, но не гуманизма (человечности) 12,2
Модернизация рушит традиционную культуру общества 3,4
Модернизация усиливает асоциальные (ненормальные) явления в обществе 2,9
Большинство респондентов (почти 30%) связывает с модернизацией прежде всего привнесение новых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, при этом 12,2% считает, что вклад все же осуществляется в развитие техники, а не гуманизма, и только 11% оценивает привнесение модернизацией полезных качеств в культуру в целом. Негативную оценку процессу модернизации дало небольшое количество отвечавших (6,3%).
97
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
Модернизация представляет собой векторное изменение социокультурной сферы, уменьшение локальной и возрастание универсальной составляющей, мегатренд от локализма к универсализму. В модернизированных обществах, представленных в большинстве своем странами, относящимися к западной цивилизации, и обществах, находящихся на заключительных стадиях модернизации, доминирует универсальное, воплощающееся прежде всего в рыночной экономике, характеризующейся частной собственностью, обменом, конкуренцией, наемным трудом, прибылью. Универсальное включает в себя нормы, ценности, модели поведения. Движение к универсализму во многом тождественно движению к либерализму в экономике и социуме, господству рационального мировоззрения.
Но если формирование таких ценностей высокоразвитых стран Запада, как частная собственность, права человека, конкуренция, состязательность, имеет двухсотлетнюю историю, выдержало испытание временем, и эти ценности вошли во все сферы жизни общества (политику, этику, мораль, идеологию), стали органической частью мировоззрения западных людей, то в России ценностные реалии совсем иные. Осуществляемые в течение двух веков последовательные модернизации не смогли утвердить в России западные ценности — индивидуализм, частную собственность, протестантскую трудовую этику. Наиболее активное сопротивление реформам оказывало традиционалистское сознание и такие его черты, как коллективизм, стремление к уравнительности, осуждение богатства и др.
Модернизации в России имеют глубокую специфику, связанную с тем, что происходит раскол и поляризация общества; ценностное разнообразие обратилось не только в конфликт ценностей, но в конфликтное столкновение цивилизационных типов. Цивилизационный дуализм российского общества (раскол по цивилизационным предпочтениям между модерниза-ционной элитой и остальным населением) порождает противоречия, которые тормозят ход модернизации.
Таким образом, модернизация в современной России происходит в условиях конфликта ценностей и глубокого социокультурного раскола. Идеалы прежней ценностно-нормативной системы — социалистического общества, отброшены и отчасти забыты, но некоторые идеи, имеющие основания в культурных архетипах, крепко держатся в традиционном сознании. К таковым можно отнести:
• необходимость всесильного государства;
• тоска по авторитарному лидеру;
• жажда уравнительного распределения;
• классовая ненависть к предпринимателям.
С другой стороны, ценности современного рыночного общества внедряются медленно, встречая сильное сопротивление со стороны населения. В связи с этим отсутствие серьезной базы для рыночной идеологии, способной объединить вокруг идеи современного общества, основными цен-
98
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
ностями которого станут экономическая эффективность и рациональность, свобода предпринимательства и частная собственность, придает модернизации угрожающий характер и ставит целый ряд проблем не только перед модернизационной элитой, но и перед обществом в целом.
Национальному менталитету российских граждан присущ двойственный характер. Так, многие россияне поддерживают нормативную демократию, рыночную экономику, построение гражданского общества и в то же время приветствуют идею «сильной руки». О двойственном, даже противоречивом характере сознания свидетельствуют две основные модели ценностных систем. Сторонники одной тяготеют к постиндустриальной, индивидуалистической модели западного образца; сторонники другой — к патриархально-коллективистской системе ценностей, более характерной для национального сознания.
Качественный сдвиг в ценностных ориентациях россиян явился своего рода попыткой адаптации к новым условиям жизни. В иерархии ценностей материальное благополучие начинает доминировать над всем остальным. Ценности духовно-нравственного характера, всегда преобладавшие в российском менталитете, начали вытесняться ценностями сугубо материального прагматического характера. В системе жизненных ценностей «достаток» вышел на второе место после семьи, опередив «интересную работу», «спокойную жизнь», «условия для творчества». Это особенно характерно для молодежи. Около 40% молодых людей одобрительно относится к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, а около 60% согласны, что «сегодня нет нечестных способов делать деньги, есть только легкие и трудные пути» [6].
Социальное поведение людей все более определяется не моральными критериями, а сиюминутными обстоятельствами материальной выгоды. Сложность и противоречивость процесса трансформации России во многом обусловлена однобоким пониманием либеральных ценностей и целей, таких как свобода, равенство возможностей, права человека, частная собственность, рынок, демократия. Либеральные ценности на российской почве претерпели определенные мутации. Это происходило наряду с отвержением таких важнейших компонентов западной культуры, как христианская этика труда и личная ответственность.
Можно сказать, что имел место не процесс модернизации, а процесс заимствования фрагментов чужого культурного опыта, воспроизводимого в чуждой им социокультурной среде. Сами ценности не вызывают отторжения у большинства населения страны, хотя и противоречат прежней советской идеологии с ее ценностными предпочтениями — общественная собственность, социальное равенство, справедливость, коллективизм. Вместе с тем резкое неприятие вызывает у большинства людей переориентация трудовых ценностей на потребительские, вседозволенность как признак и следствие падения общественной и личной морали, и существенное понижение в цене смысложизненных целей и мотивов деятельности. Возник непривычный для российского сознания дисбаланс между ценностя-
99
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
ми и интересами — в пользу последних, что в массовом масштабе ужесточило взаимоотношения людей.
Таким образом, в процессе трансформации России столкнулись две системы ценностей: либеральная, которая пришла на смену социалистической, и традиционная, сложившаяся на протяжении многих веков и смены поколений. Если традиционализм принято упрекать в консервативности, то либерализму следует приписать разрушительный характер бездушной конкуренции [1].
Причину расхождений можно связать прежде всего с неготовностью российского общества к инновациям. Формирование нового типа общества требует освоения каждым членом общества новых идеалов, моделей поведения, правил общения, иной мотивации труда и т. д. Не для всех россиян подобная задача оказалась решаемой. Это и стало причиной разделения на тех, кто способен к инновационному поведению, и тех, кто не может его освоить.
Основой новой системы ценностей могли бы стать следующие базовые нравственные принципы, ставшие во многих странах основой модернизации общества:
• уважение к личности. Любой человек обладает абсолютной ценностью для общества вне зависимости от материального достатка или иного показателя;
• уважение к труду. Только общественно продуктивный труд, направленный на укрепление материального и духовного благосостояния всего общества, может стать основой возвышения человека и завоевания им общественного признания;
• уважение к профессии и знаниям. Через последовательное овладение своей профессией и приобретение знаний человек способен завоевать достойное положение в обществе;
• уважение к нравственности и духовным ценностям. Принцип «Не хлебом единым» подчеркивает универсальную значимость культуры и нравственности, вне которых не может существовать ни одна социальная программа. Экономическая и политическая целесообразность не могут нарушать границы нравственной дозволенности;
• ограничение потребностей (разумный минимализм). В условиях обострения экологической проблемы и учащающихся экономических кризисов сокращение нормы потребления должно стать осознанной нравственной позицией, способствующей аккумуляции социальной энергии и преодолению кризиса как на общественном, так и индивидуальном уровне;
• соблюдение социальной справедливости. Вознаграждение по делам составляет сквозное нравственное измерение любой общественной системы. Это включает в себя и уважение к закону, и неукоснительность наказания, и строгую соразмерность распределения благ и иных наград.
100
Изменение ценностных установок модернизируемого общества
Исторический опыт показывает, что успешное развитие общества обеспечивается, как правило, не конфронтационным преодолением одних ценностей другими, а их эволюционным дополнением, взаимообогащением и интеграцией положительных свойств. Социокультурные ценности в данном случае выступают интегрирующим образованием. Они синтезируют как ценностные предпочтения социальных групп, формирующихся под влиянием их новых потребностей, так и достижений предыдущего развития России и всего мирового сообщества.
Литература
1. Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // СоцИс. 2002. № 9. С. 61.
2. Андреева Е.Л., Глухих П.Л. Организация предпринимательской деятельности как перспективное направление развития муниципальных территорий // Научный вестник Уральской академии государственной службы: Политология, экономика, социология, право. Екатеринбург, 2012. № 2. С. 102—122.
3. Андреева Е.Л., Полкова Т. В. Оценка качества трудовой жизни населения регионов России // Экономика региона. 2013. № 3. С. 91—101.
4. Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Лосева Е.Ю. Поиск концепции неосинтеза: опыт государственного управления Китая // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 5. С. 127—140.
5. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты мо-дернизационных процессов в России. M.: Едиториал УРСС, 2004. 352 с.
6. Заславская Т. И. Социокультурный аспект трансформации российского общества // СоцИс. 2001. № 8. С. 10.
7. Иванова С.Ю. Изменение ценностной парадигмы современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view.
8. Козлова О.А., Кармакулова А.В. Проблемы и перспективы развития гибких форм занятости населения в Северном регионе // Экономика региона. 2013. № 2. С. 27—34.
9. Орлова Э.А. Социокультурные предпосылки модернизации в России: Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). M.: Изд-во РГБ, 2001. Вып. 2 (10). С. 7.
10. Яковец Т.Ю. О движущих силах общественного развития // Философия хозяйства. 2012. № 4.
11. Hofstede G. et al. Measuring Organizational Cultures: A Qualitative and Quantitative Study across Twenty Cases// Administrative Science Quarterly. 1990. Vol 35.
12. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in Value Orientations. IL 1961.