КОШАРНАЯ Галина Борисовна — д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40; k-galina1@yandex.ru)
БАРСУКОВА Светлана Александровна — к.пед.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40; barsykova@inbox.ru)
ДИНАМИКА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. Статья посвящена анализу консолидационного потенциала общекультурных нравственных ценностей россиян. На основании эмпирических данных показано преобладание негативных позиций в оценке динамики происходящих процессов в сфере нравственного состояния российского общества, а также переход молодого поколения от социальных ценностей к ценностям индивидуализма. В группах с разными типами нравственной ориентации выявлена общая востребованность таких нравственных качеств, как честность, совесть, бескорыстие, душевность.
Ключевые слова: ценности, нравственные ценности, нравственные качества, индивидуализм, консоли-дационный потенциал
Определение тенденций и закономерностей развития российского общества, прогнозирование последствий принимаемых политико-управленческих решений основываются на различных факторах. Среди факторов, вскрывающих внутреннюю суть социальных явлений, особое место занимают общекультурные нравственные ценности. Потребности и интересы населения в нравственной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии, политики, права и морали. Ценностный разлом, происшедший в России более 30 лет назад, до сих пор не получил однозначного развития в сторону новой системы ценностей, консолидирующих общество.
Более того, можно констатировать сосуществование порой совершенно противоположных систем моральных ценностей, реализуемых в социальной сфере. Следовательно, важной исследовательской задачей сегодня выступает проблема выявления конфликтных и консолидирующих аспектов в системе общекультурных нравственных ценностей современного российского общества.
С точки зрения В.В. Семенова, в современной России среди базовых мен-тальностей у населения остается преобладающим православно-российский и коллективистско-социалистический менталитет [Семенов 2015: 98]. Ценности, лежащие в основе данных систем, ориентируют человека на коллективную жизнь. Важное значение имеют такие понятия, как ответственность, долг, милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Однако следует учитывать, что на мировоззрение россиян не могли не оказать влияние процессы, направленные на интеграцию с европейским сообществом, главным детерминантом которого является ориентация на индивидуализм и пер-сонализацию. Акцентами данной системы являются ценности самовыражения и самоактуализации. Н.С. Мастикова эмпирически доказывает встроенность ценностей современных россиян в европейский контекст и опровергает их ярко выраженную приверженность традициям [Мастикова 2013: 32]. Сегодня мы наблюдаем кризис деперсонализации, активно разворачивающийся в России под влиянием реформ, который приводит к нестабильности человека как элемента в структуре социума и порождает конфликт между личной и общественной нравственностью.
В рамках гранта РГНФ было проведено социологическое исследование в Пензенской и Ульяновской областях (выборка квотная по полу и возрасту, N = 1350), результаты которого свидетельствуют о полиментальном характере нашего обще-
ства. В нашем исследовании в качестве составляющих «счастливой жизни» ценность традиционной культуры — «уважение людей» — выбирают 36,3%, а ценность индивидуалистической ориентации — «чувство свободы» — отмечают 25,4% опрошенных. При этом пользоваться уважением людей более значимо для лиц старше 55 лет, чем для респондентов молодого поколения (46% и 24,4% соответственно). А ценности свободы чаще выбираются молодыми людьми, чем респондентами старшего поколения (32% против 19%).
В ряде работ, посвященных межпоколенным сравнениям ценностей россиян и европейцев, выявлено, что в России по сравнению с другими постсоциалистическими европейскими странами имеются наибольшие различия между ценностями младшего и старшего поколений [Сазонов 2003: 122]. М.И. Постникова предприняла попытку проанализировать ценности представителей разных поколений и выявила, что ценности поколений старше 40 лет сгруппировались в позицию, которую можно обозначить как «коллективизм / консерватизм», а ценности поколения младше 40 лет позиционируются как «открытость изменениям / индивидуализм» [Постникова 2008: 269].
Таким образом, формирование ценностной системы российской молодежи происходит под влиянием одновременно двух культурных пластов: традиционной российской культуры коллективизма и западной культуры индивидуализма. Важной задачей является понимание того, как это сочетание отражается во внутреннем мире молодого человека. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей современного российского общества позволяет исследователям говорить о перевернутости, инверсированности последней и фиксировать перемещение интересов с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещную [Ситкевич 2011: 14]. Наше исследование показало, что соблюдение нравственных принципов при реализации жизненных планов остается ведущей ценностью лишь для 18,5% респондентов, при этом существует резкое различие между зрелым (респонденты в возрасте от 34 до 54 лет) и старшим (респонденты старше 55 лет) поколением (13% и против 23%). Соответственно, различия (13% против 23%) дали результаты сравнения групп лиц, с точки зрения которых «денег в основном хватает, но для дорогих товаров пользуюсь кредитами или беру в долг», и группы лиц, кому «на повседневные расходы денег достаточно, но покупка одежды вызывает затруднения». Эти аспекты, на наш взгляд, и являются сегодня наиболее конфликтными зонами в ценностной системе российского общества.
Эмпирические данные, собранные в ходе социологического опроса, подтверждают тот факт, что жители России находятся в состоянии выраженной дифференциации по тем нравственным нормам, ценностям и установкам, которыми руководствуются в своей повседневной жизни. Респонденты в возрасте от 18 до 34 лет чаще других возрастных групп выбирают такие условия достижения своих целей, как хорошее образование (49%) и свобода (39%). В меньшей степени они верят в удачу и стечение обстоятельств, а также в меньшей степени нуждаются в таких условиях жизни, как стабильность в стране (22%) и законность (9%). Возрастная группа от 35 до 54 лет чаще других отмечает в качестве значимых условий счастливой жизни удачу и стечение обстоятельств (23%). В меньшей степени по сравнению с другими они ориентируются на соблюдение нравственных принципов (13%). Для людей старше 55 лет более других важны стабильность в стране (56%), законность и соблюдение нравственных принципов (23%).
В качестве средств достижения целей молодые люди ориентируются на инициативность, предприимчивость, способность выразить себя (43%), ответственность (31%) и собственные усилия (22%). При этом по всей выборке показатели по данным ценностям гораздо ниже. Респонденты в возрасте старше 34 лет в качестве лидирующих инструментальных средств достижения целей отмечают профессионализм (44%). Люди старше 55 лет надеются на семью (42%), считают важным средством материальную обеспеченность (26% против 17% по сравнению с группой молодых людей) и предпочитают следовать традициям (11% против 3% по сравнению с группой молодых людей). Следовательно, мировоззрение молодых людей в большей степени опирается на внутренний локус-контроль и ответственность
за собственные успехи и неудачи, установку на поиск нового. Вместе с тем эта социальная группа, будучи сфокусированной на собственной жизни и на достижении личного успеха, в меньшей степени задумывается над такими общественно-политическими проблемами современной России, как законность и стабильность в стране. Молодые респонденты демонстрируют самые низкие показатели в отношении такой ценности, как уважение к традициям.
Анализу в исследовании подвергались также оценки в отношении динамики таких нравственных качеств современных россиян, как честность, душевность, бескорыстие, способность к сотрудничеству, ответственность за семью, трудолюбие, верность товарищам, уважение к старшим и т.п. (см. рис. 1). Подавляющее большинство респондентов (73,3%) отметили усиление за последние 5—10 лет агрессивности в обществе. Данным фактом в большей степени озабочены респонденты женского пола по сравнению с респондентами мужского пола (79,3% против 65,9%), и связано это, видимо, с тем, что, кроме насилия в обществе, женщины традиционно испытывают насилие в семье. В то же время, по мнению респондентов, ослабли такие качества, как бескорыстие и готовность помочь другому (64,7%), честность (64,4%), уважение к старшим (61,8%), трудолюбие (60,7%), бескорыстие, душевность и доброжелательность (60,6%), верность своим товарищам (49,7%), способность к сотрудничеству (44,8%). Сравнение этих данных по возрастным группам показывает, что молодые респонденты в большей степени, чем лица зрелого возраста, озабочены ослаблением таких качеств, как «способность к сотрудничеству» (50% против 39%), «верность товарищам» (57,8% против 44,7%). Более 70% респондентов старшего поколения считают, что ослабло такое качество, как уважение к старшим, тогда как среди респондентов зрелого возраста таких 52%. Данные результаты показывают преобладание негативных позиций в оценке динамики происходящих процессов в сфере морального состояния российского общества. Подобная тенденция проявляется во всех социальных группах, однако наибольшую обеспокоенность мы наблюдаем со стороны лиц, имеющих низкие доходы, лиц, занятых в негосударственном секторе экономики и проживающих в поселках городского типа. Следовательно, именно данные социальные группы в наибольшей степени ощущают на себе последствия изменений в сфере нравственных отношений. Эмоциональное состояние при таких оценках можно охарактеризовать как состояние незащищенности и угнетенности.
По поводу динамики других нравственных качеств наблюдается поляризация мнений при сопоставлении результатов опросов. Респонденты, имеющие более высокий уровень материальной обеспеченности, чаще отмечают усиление такого качества среди россиян, как патриотизм (51%) по сравнению с менее обеспеченной группой (30%). Руководители (51%), предприниматели (58,6%), лица в возрасте до 55 лет (44,2%) отмечают положительную динамику в отношении таких качеств, как активность, целеустремленность и инициативность. А военнослужащие (56,5%), пенсионеры (46,8%), лица, живущие в сельской местности (43%), разведенные (55,4%), респонденты старше 55 лет (43,4%) и женщины (42,6%) отмечают ослабление этого качества за последние 5—10 лет. Данные результаты свидетельствует о растущей дифференциации реального положения представителей перечисленных социальных групп. Наблюдаются также противоречия и в том, что более 20% респондентов отмечают в качестве основного средства достижения успеха в жизни взаимопомощь и доверие к людям, но при этом более 60% сетуют на ослабление этих качеств у окружающих, а около 50% категорично ответили, что людям доверять нельзя. Учитывая то, как чутко и эмоционально реагируют россияне на утрату вышеобозначенных качеств, можно сделать вывод о значимости и особой востребованности сегодня таких показателей нравственности человека, как честность, душевность, бескорыстие и верность. Можно предположить, что ценность нравственного начала в обществе будет расти. Так, лонгитюдные исследования показывают, что в последние годы россияне стали гораздо больше ценить «духовность», «смелость» и «творческое начало» [Демидов 2009: 94].
Если рассматривать модернизационный потенциал различных возрастных групп, опираясь на результаты нашего исследования, то можно предположить, что такие
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменились качества людей за последние 5—10 лет?»
идеалы гражданского общества, как свобода, ответственность, нравственная зрелость способны поддержать около 20% населения. Остальная часть нравственные поступки способна совершать либо из страха перед наказанием, либо из потребности в идентификации с другими. Конечно, окончательные выводы должны быть основаны на более масштабных исследованиях.
Таким образом, социокультурный контекст происходящих в стране трансформаций отражается в противоречии нравственных установок населения. Анализ особенностей ценностной системы россиян показал преобладание ориентации на традиционные ценности. Группа лиц, ориентирующихся на коллективные ценности, составляет, по нашим данным, около 35%. Индивидуалистические ценности близки 25% респондентов. Что же касается остальных 40% сограждан, то они могут быть отнесены к представителям смешанного типа, чьи взгляды носят не полностью согласованный характер, совмещая в себе коллективистские и индивидуалистические установки и ценности одновременно. Следовать в своей жизни принципам нравственности готовы лишь 18,5% респондентов. Группы с разными типами нравственной ориентации сближает общий для них запрос на такие качества, как честность, совесть, бескорыстие, душевность и доброжелательность. Но о консо-лидационном потенциале этих ценностей можно говорить с большой долей условности.
Фактически четко просматривается в этой области лишь одна закономерность: переход молодого поколения от социальных ценностей к ценностям индивидуализма. С увеличением возраста доля ориентирующихся на самовыражение, соб-
ственные усилия, свободу реализации своих потребностей снижается. В связи с этим необходимо учитывать, что внедряемая в ходе реформ система ценностей первоначально усваивается молодежью и становится доминирующей спустя 15—18 лет после начала преобразований.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Консолидация различных социальных слоев и групп полиэтнических регионов Поволжья на основе общекультурных норм и единых ценностных приоритетов в условиях современной России», проект № 15-03-00382 а.
Список литературы
Демидов А.М. 2009. Исследования компании GfK Rus. — Маркетинг в России и за рубежом. № 6. С. 94-95.
Мастикова Н.С. 2013. Ценности россиян: что следует из сопоставления статистик международных исследований ценностей. — Социологический журнал. № 1. С. 23-37.
Постникова М.И. 2008. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России. — Известия РГПУ. Общественные и гуманитарные науки. № 12(81). С. 265-278.
Сазонов Б.В. 2003. Проблемы и пути модернизации российского образования. — Механизмы управления процессами модернизации в образовании. М.: ГУ ВШЭ. С. 112123.
Семенов В.В. 2015. Социокультурная поляризация и общественное согласие в контексте концепции российской полиментальности. — Труды Санкт-Петербургского университета культуры и искусства. Т. 206. С. 92-100.
Ситкевич Н.В. 2011. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информатизации общества: автореф. дис. ... к.филос.н. Тула. 21 с.
KOSHARNAYA Galina Borisovna, Dr.Sci.(Soc.), Professor, Head of the Chair of Sociology and Human Resource Management, Penza State University (40, Krasnaja St, Penza, Russia, 440026; k-galina1@yandex.ru) BARSUKOVA Svetlana Aleksandrovna, Cand.Sci.(Ped.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Human Resource Management, Penza State University (40, Krasnaja St, Penza, Russia, 440026; sveta_barsykova@inbox.ru)
DYNAMICS OF CULTURAL MORAL VALUES IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY
Abstract. The article is devoted to the analysis of the consolidation potential of common cultural and moral values of the Russians. On the basis of empirical data the authors show a predominance of negative positions in assessing the dynamics of the processes in the moral state of Russian society, as well as a departure of the young generation from pro-social values to the values of individualism. In groups with different types of moral orientation a general importance of such moral qualities as honesty, conscience, unselfishness, sincerity was identified. Keywords: values, moral values, moral qualities, consolidation potential