Источники
1. Запольский, М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе экономики Беларуси / М. И. Запольский; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2008. - 318 с.
2. Шутьков, С.С. Развитие организационно-экономического механизма кооперативных форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве / С.С. Шутьков. -М. Альпина, 2009. - 29 с.
3. Гусаков, В. Г Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск,
проблемы, решения / В. Г. Гусаков. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 431 с.
4. Белявская, О. Шапиро неудовлетворительно оценивает работы по созданию кооперативно-интеграционных структур в АПК, «Экономика и бизнес», 12 августа 2009
5. Стартовая страница Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.21.bv/news ?і<<=430980, дата доступа 23.02.2010.
6. Белорусы и рынок.[Электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.belmarket.bv/ru/39/70/2885/?tpl=93, дата доступа 23.02.2010.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЙ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК
А.П. Такун, к.э.н., зав. сектором, С.П. Такун, науч. сотр. Института системных исследований в АПК
НАН Беларуси
На современном этапе сельское хозяйство любой страны должно развиваться, принимая во внимание изменения во внешнем мире. Поэтому аграрная политика Республики Беларусь должна учитывать трансформации в системе государственного регулирования стран Европейского союза, тенденции развития ВТО и перспективы развития Таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана.
В настоящее время поддержка сельского хозяйства и возрождение села - одно из приоритетных направлений экономической политики в Республике
Беларусь. Показатели государственной поддержки белорусской сельскохозяйственной отрасли за последние годы значительно увеличились (если в 2000 г. сумма государственной поддержки в расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий составляла около 62 долл. США, то в 2008 г. - 242 долл. США, а удельный вес поддержки в валовой продукции сельского хозяйства вырос на 3,5%). Такое вливание средств в аграрную отрасль позволило значительно увеличить производственные показатели (табл. 1).
Таблица 1. Производственные показатели развития аграрной отрасли Беларуси
Показатель 1990 г. 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 1990 г., % 2008 г. к 2000 г., %
Урожайность зерна, ц/га 27,2 19,5 24,6 28,4 35,2 129,4 180,5
Среднегодовой удой молока на 1 корову, кг 3058 2154 4019 4112 4456 145,7 206,9
Среднесуточный привес КРС, г 496 346 516 521 551 111,1 159,2
Источник: собственные расчеты автора на основе [1]
Кроме того, реализация Программы возрождения и развития села позволила существенно улучшить условия жизни в сельской местности. Однако ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, рост их задолженности свидетельствуют о необходимости реструктуризации системы государственного регулирования аграрной отрасли республики (рис. 1).
Структура государственной поддержки аграрной отрасли согласно классификации ВТО в Республике Беларусь не оптимальна. Доля мер «зеленой корзины» в общей сумме государственной поддержки сельского хозяйства в 2005-2008 гг. составляла всего 8-10%, а удельный вес мер «желтой корзины» постоянно увеличивался. Для сравнения, в странах ЕС доля мер «зеленой корзины» составляет около 50% [2]. Меры «зеленой корзины» можно сравнить с долгосрочными инвестициями, которые обеспечивают развитие аграрной отрасли. Меры «желтой корзины» направлены в основном на поддержку существования сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, меры "желтой корзины» ограничены правилами ВТО. Таким образом, в Республике Беларусь есть существенный потенциал по увеличению мер «зеленой корзины».
На уровне хозяйств наибольшая сумма средств государственной поддержки выделяется на субсидирование материальных ресурсов (25-40% в 2006-2008 гг.), а в 2007 и 2008 г. значительной также была доля капитальных вложений, в то же время доля надбавок к закупочным ценам снизилась с 16 до 2% (рис. 2).
годы
> Валовая продукция сельскохозяйственных организаций, млрд.руб. Я Задолженность сельскохозяйственных организаций по обязательствам,млрд. руб. А Государственная поддержка сельского хозяйства, млрд. руб.
Рисунок 1. Динамика валовой продукции, задолженности по обязательствам сельскохозяйственных организаций и государственной поддержки сельского хозяйства, млрд бел. руб.
Необходимость изменения структуры государственной поддержки аграрной отрасли диктует и создание Таможенного союза с Россией, так как многие российские эксперты считают, что более высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства в Беларуси позволяет белорусским товаропроизводителям иметь конкурентные преимущества на рынках России и ущемлять таким об-
разом интересы российских производителей сельскохозяйственной продукции. Переход на преимущественно меры «зеленой корзины» позволит из-
бежать подобных обвинений, так как данные меры не искажают условия торговли.
100,0
90.0
80.0
70.0
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
2006
26,7
2007
23,2
2,2
■ Субсидии на ресурсы
■ Льготное кредитование и списание долгов 8й Удешевление техники и лизинг
2008
■ Надбавки к закупочным ценам {8 Капитальные вложения !!: Прочие
3
Рисунок 2. Структура прямой государственной поддержки крупных сельскохозяйственных предприятий
Республики Беларусь, %
Подводя итог, можно определить следующие направления по переориентации государственной поддержки на преимущественное использование мер «зеленой корзины».
^ Разработка и внедрение новейших технологий производства в растениеводстве и животноводстве. Для этого необходимо увеличить финансирование аграрной науки, а также создать эффективный механизм внедрения нововведений.
^ Принятие комплекса мер, направленных на повышение качества менеджмента, включая подготовку молодых специалистов, владеющих современными знаниями в области экономики и управления, переподготовку действующих управленцев, стимулирование притока квалифицированных кадров в отрасль.
^ Развитие инфраструктуры, включая транспортное сообщение, дороги, электрификацию, газоснабжение, теплоснабжение, связь, развитие информационных технологий, поддержку медицинского об-
служивания, образования и социального обеспечения в сельской местности.
^ Консультационная и информационная помощь (по маркетингу и продвижению продукции на рынок, по внедрению и эксплуатации новых технологий, по выявлению возможных резервов увеличения эффективности производства).
^ Переход от субсидирования входных ресурсов к поддержке доходов на выходе производственного процесса (прямые выплаты производителям сельскохозяйственной продукции, не связанные с объемами производства).
Источник
1. Статистический ежегодник РБ,2009 (Стат.сб.) Мин-стат РБ. - Минск, 2009.- 615 с.
2. Беларусь. Производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства: влияние государственной поддержки и регулирования рынков. Документ Всемирного банка. - Минск, 2009.- 114 с.
Республика КАЗАХСТАН МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В АПК КАЗАХСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Г.У. Акимбекова, д.э.н., зав. отд. Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий
Современный этап развития межотраслевой интеграции в АПК Казахстана кардинальным образом отличается от процессов, происходивших за последнее десятилетие. Прежде всего это связано с новым этапом реформирования аграрной экономики, переводом ее на рыночные принципы управления. Рассматривая межотраслевое взаимодействие предприятий АПК можно заметить разнообразие способов их связанности, основные из них - договорные отношения, создание перерабатывающего производства на базе сельскохозяйственных предприятий, организа-
ция интегрированного формирования и др. Каждая форма взаимодействия предприятий имеет определенные преимущества и недостатки в зависимости от использования организационно-экономического потенциала модели интеграции.
Анализ способов межотраслевого взаимодействия проводился с учетом отраслевых и региональных особенностей. Так, в масложировом, свеклосахарном производствах получили распространение договорные отношения между производителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья. В