© Чубарова Г.П.,
к.э.н., доцент кафедры «Банковское дело»
© Ефременко И.Н.,
к.э.н., доцент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения»
РГЭУ«РИНХ»
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ РОССИИ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Экономико-социальное развитие современной России происходит на фоне глобальных мировых интеграционных процессов встраивания национальных финансовых систем в мировую финансовую архитектуру и под воздействием факторов, значительно понижающих суверенный рейтинг России.
Таких факторов можно выделить три. Первый фактор — отказ государства от политики национализации ресурсного сектора экономики, возродивший монополию крупных частных организаций — олигархию. Сырьевое положение России на мировом рынке укрепило денежную составляющую государственного накоп-
ления и позволило значительно увеличить золотовалютные резервы, создать резервные и стабилизирующие фонды.
Возникшее противоречие, когда олигархические частные организации наполняют государственные денежные фонды, усилилось изменением роли денег в финансовом мире: отход от золотого стандарта превратил деньги из объективного регулятора в знаковые инструменты, существующие как «вещь в себе», снижающие значение и действенность государственного денежно-кредитного регулирования.
Резервные и стабилизирующие фонды, накопленные в результате продажи природных ресурсов, предназначенные для смягчения последствий кризиса, априори ведут к возникновению, а точнее, повторению кризисных ситуаций (табл. 1).
Снижение государственных накоплений, направляемых на поддержание финансовых и производственных структур без учета их эффективности, усиливает инфляционные процессы.
Снизить инфляцию, воздействуя на денежную массу традиционным сжатием в разрастающемся банковском кризисе, не представляется возможным.
Второй фактор — отсутствие эффективных институтов и инструментов развития и укрепления российского финансового рынка. Реализация модели финансового рынка, способной обеспечить развитие банковской системы и реального сектора экономики с учетом их насущных потребностей, заменяется системой прямого вывоза частного капитала за рубеж и встречного заимствования синдицированных кредитов.
Таблица 1. Динамика накопления и инфляции в России [9]
Ед. Факт Прогноз
измер. 01.01.2002 01.01.2008 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г.
Резервный фонд млрд $ 155,8 132,0 19,0 0 0 0
Фонд национ. благ. млрд $ 92,0 52,0 24,0 19 11 0
Денежные агрегаты МО % (01.01/ 32,9 21,0 13,8 24,3 30,4 27,2
М2 01.01) 47,5 18,9 19,1 29,7 25,6 28,6
Инфляция 11,8 13,3 16,0 16,7 16,0 12,8
По мере наращивания доходов государства зависимость национального инвестиционного процесса от глобализирующегося финансового рынка увеличивается. Этот процесс происходит на фоне изменения сущностных характеристик родовых инструментов финансового рынка: акций и кредита.
Акции, способные мобилизовать свободные капиталы, в том числе и средства участников бизнес-процесса, изначально являются рычагом прогрессивного развития и формирования мотивированного, нацеленного на прибыль менеджмента. Появление привилегированных и приравненных к ним акций приводит к фактическому отчуждению большинства акционеров от принятия решений в акционерных компаниях. Акционерный капитал захватывается олигархами и государством. Природа акционерного капитала меняется, усиливается социальное расслоение общества: средний класс нивелируется, нищает и из активного налогоплательщика перерождается в потребителя социальных трансфертов.
Кредит также изменяет природу и из стимулятора и регулятора прогрессивного экономического развития превращается в спекулятивный инструмент. Для кредитов Банка России стала нормой многозвенность в передаче кредита от крупных банков все более мелким: прямое ломбардное кредитование, система кредитных аукционов фактически не ра-
ботает. В каждом звене возникает финансовый феномен, получивший название «откат», часть кредитных денег, оседает у распорядителя кредита, который теряет интерес к эффективному использованию и возврату кредита. Есть основание предполагать, что «самые большие олигархи — набитые кредитами пузыри»[8]. Российские компании за счет больших доходов от экспорта нефти и газа получили возможность самофинансирования в инвестиционные проекты, на базе которых выросли биржевые индексы. Рост биржевых индексов в мировой финансовой практике является индикатором перелива ссудных капиталов, а следовательно, увеличивает активность российских банков на кредитном рынке за рубежом. Зарубежные кредиты становятся источником внутренних кредитов под залог акций. Результаты таких сделок очевидны: в кризисный период компании-должники попадают в зону «угрозы смены собственника»; государство просто вынуждено выкупать сырьевые компании у крупных западных кредиторов. Возникает процесс параллельного накопления задолженности отечественных компаний перед зарубежными финансовыми институтами и увеличения государственных резервов. Доступ отечественных банков к государственным резервам ограничен, так как это приводит к расширению денежной массы и усиливает инфляцию (рис. 1).
80
60
40
20
0
-20
80
60
40
20
0
і і Внешний долг частного сектора
I Золотовалютные резервы -♦—Индекс физического объема инвестиций в ос
Рис. 1. Изменение внешнего долга частного сектора, накопление резервов и динамика инвестиций в основной капитал, 2004-2008 гг. [1]
Третий фактор — слабый инновационный хозяйственный уклад России. В постсоциалистической России практически не изменились инвестиционные доминанты — предпочтение отдается старым технологиям в ракетостроении, авиации, атомной энергетики, отраслях наиболее перспективных для развития мировой технологической кооперации и требующих инновационного подхода в инвестировании. Инновациями обеспечивается переход от одного экономического цикла развития к другому, более прогрессивному. Это результат внедрения новшеств с целью качественного изменения экономической, социальной, научно-технической и др. составляющих жизни общества.
Инновации возникают в итоге многолетних трудов политиков, ученых, менеджеров, технологов всего экономического сообщества и неизменно вступают в противоречие со сложившимся социальноэкономическим укладом. Разрешение противоречия возможно через структурную перестройку инерционных методов управления, которая в зависимости от тяжести последствий может характеризоваться как кризис различных сфер экономики либо как глобальной экономический кризис.
Сырьевая зависимость, неэффективные финансовые институты и низкое
качество управления инвестициями в совокупности подготовили плацдарм для разворачивания кризисных явлений в России.
Наиболее кризисные проявления остро коснулись банковского сектора России. Можно выделить несколько экономических индикаторов (признаков) возникновения банковского кризиса во всех странах:
- постепенный, но неуклонный рост процентных ставок на фоне бума потребительского кредитования и снижения инвестиций в реальный сектор экономики;
- резкое падение цен на фондовом рынке как проявление риска недобросовестного поведения участников финансового рынка;
- рост неопределенности при принятии финансовых решений.
В целях диагностики состояния банковской системы России проведем анализ следующих показателей:
- Ликвидные позиции (рис. 2): недостаток ликвидных средств лишает банки возможности рефинансировать кредиты и сказывается на рентабельности их бизнеса. Хотя приток иностранного капитала в российский банковский сектор сохраняется, его темпы сейчас значительно ниже, чем в прошлом году.
Рис. 2. Ликвидные активы банков и ставки межбанковского рынка [12]
По итогам 2008 г. иностранные пассивы банков выросли на 7 млрд долл., тогда как за прошлый год внешний долг банков увеличился более чем на 60 млрд долл. В то же время перед банками встает задача погашения иностранных кредитов. Банки, на которые приходится основная часть этого краткосрочного долга, испытывают сейчас наибольшие проблемы. Им приходится замедлять развитие кредитных операций и формировать дополнительные резервы для выплат внешних займов;
- Международная позиция банковского сектора (табл. 2), отражающая разницу между иностранными активами и обязательствами: с 1994 г. прослеживается устойчивое ухудшение данного показателя, что определяет увеличение чистого внешнего долга.
- Качество кредитного портфеля. ухудшение качества кредитного портфеля связано с существенно возросшими рисками ведения банковской деятельности. Поэтому банки предпочитают воздержаться от потребительского кредитования, где просрочка платежей традиционно выше.
Таблица 2. Чистая международная инвестиционная позиция банковского сектора
РФ 2004-2008 гг. (на конец периода, млрд долл.) [4]
Отечественные банки вынуждены тщательнее отбирать заемщиков и более консервативно подходить к предлагаемым кредитным продуктам. Столь популярные экспресс-кредиты и считавшиеся ранее безрисковыми кредиты под залог исчезают из продуктовой линейки многих отечественных банков. Тенденция переключения на корпоративных заемщиков начала просматриваться еще с осени 2008 г. Кроме того, кризис ликвидности ударил и по заемщикам: он вызывает напряжение в работе клиентов, которые не могут вовремя возвратить кредиты. Все эти факторы привели к очевидной смене в при-
оритетах крупнейших игроков рынка, которые начали пересматривать свои кредитные продукты. Как следствие, изменение кредитного ландшафта налицо по всем направлениям.
Например, Сбербанк России с 1 октября 2008 г. повысил процентные ставки по кредитным программам населению. По потребительским и специализированным программам в рублях и иностранной валюте ставка выросла в среднем на 1 процентный пункт и составляет от 16 до 18% — в рублях, в валюте — от 14,% до 16,5%. Приостановил выдачу ипотечных кредитов целый ряд участников рынка: банк «Союз», Московский кредитный банк, а ВТБ-24 прекратил выдачу ипотечных кредитов под залог строящегося жилья [5].
Как отмечают эксперты, проблемы рефинансирования кредитов возникают в основном у банков, структура активов которых не в полной мере соответствовала структуре фондирования. Наиболее заметна эта проблема при погашении банками иностранных кредитов. Банки, на которые приходится основная часть этого краткосрочного долга, испытывают сейчас наибольшие проблемы. Им приходится замедлять развитие кредитных операций и формировать дополнительные резервы для выплат внешних займов. То есть у тех из них, которые реализовывали более рискованную стратегию, направленную на получение дополнительной прибыли, в частности осуществляли фондирование длинных кредитов более короткими займами, что требует своевременного рефинансирования последних. «Из-за дефицита фондирования и ликвидности банки предпочитают переждать это нелегкое время с большим объемом средств в наличных деньгах и высоколиквидных активах. Другими словами, они меняют текущую выгоду, упуская часть возможной прибыли, на сохранение своего существования в случае возникновения непредвиденных ситуаций» [12].
- Уровень капитализации банков и банковской системы в целом (табл. 3). Го -
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
-11 -21 -59 -118 -126
сударство, как прямой собственник крупнейших банков, взяло на себя заботу об увеличении капитала своих кредитных организаций. Решение о капитализации банковского сектора было принято правительством РФ 7 октября 2008 г. Власти намерены разместить средства государственных фондов на депозиты во Внешэкономбанке, который, в свою очередь, будет предоставлять банкам субординированные кредиты на срок до 10 лет. Причем сумма рублевых кредитов во Внешэкономбанке должна составлять не более 625 млрд руб. До 175 млрд руб. может быть размещено на депозиты, суммы, сроки и иные существенные условия, которы определяются Минфином. До 450 млрд руб. может быть размещено на депозиты при условии, что средства будут возвращены не позднее 31 декабря 2019 г. [7]. При этом Сбербанк России оставлен на попечение своего главного акционера — Банка России.
Также известно, что в возникновении банковских кризисов заметную роль
играют факторы внешнеэкономического характера. Многие российские банки в последние годы активно привлекали средства западных финансовых институтов, финансировали долгосрочные проекты, прежде всего ипотечные программы. А теперь мировой финансовый кризис заставил западные банки выводить средства с развивающихся рынков, в том числе из России.
Возникшие на этом фоне «кризис межбанковского доверия», нежелание инвесторов вкладывать средства в рисковые активы и, как следствие, невозможность рефинансирования кредитов в полном объеме не могли не сказаться на российской финансовой системе, тем более что степень ее интеграции в мировую банковскую систему в последнее время значительно повысилась.
Среди 1200 банков, существующих в России на 01.01.2009 г., по-прежнему активны на рынке только некоторые крупные банки (табл. 4).
Таблица 3. Государственные субординированные кредиты для банков
(на 01.09.2008 г.) [7]
Банки Субординированный кредит, млрд руб. Активы, млрд руб. Собственный капитал, млрд руб. Норматив достаточности капитала, % Доля субординированного кредита в капитале, %
Сбербанк 500 5928,41 776,081 14,49 64
ВТБ 200 1875,05 380,107 15,44 53
РСХБ 25 715,84 68,363 12,05 37
Другие банки 225 15513,70 1857,150 14,50 12
Все банки 950 24033,00 3081,700 14,80 31
Таблица 4. Рейтинг активности банков Российской Федерации [12]
Рейтинг активности Название банка
1 Сбербанк России
2 Газпромбанк
3 Россельхозбанк
4 Банк Москвы
5 Альфа-Банк
6 Райффайзенбанк
7 ЮниКредит Банк
8 ВТБ 24
9 Росбанк
10 Уралсиб
По мнению некоторых экспертов, банковская система России переживает экономический кризис в условиях перегрева экономики. Признаками «перегрева экономики» являются:
- сочетание интенсивного экономического роста и высокой инфляции;
- повышение доли рисковой и просроченной кредитной задолженности в банковских активах;
- преобладание розничного кредитования на рынке кредитных услуг.
Это приводит к тому, что потенциал банковского сектора российской экономики реализован весьма незначительно. «Банковский сектор тормозит развитие реального сектора экономики. Российские коммерческие банки зачастую имеют неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков. Кредитные риски зашкаливают, ряд ключевых проблем залогового законодательства остается нерешенным, по-прежнему остаются ограниченными ресурсные возможности банков, сохраняется недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения. Уровень инвестиционной привлекательности российского банковского сектора относительно невысок. И это далеко не полный перечень кризисных про-
явлений, причин и факторов неблагополучия российской банковской системы» [10].
Но есть основание полагать, что банковская система обладает определенным «иммунитетом» в силу сравнительно низкой зависимости отечественных банков от иностранного капитала. Будучи в течение долгого времени достаточно обособленным от внешнего мира, российская банковская система обладает более стойкой способностью к перестроечным процессам.
Несмотря на пик выплат по внешним займам и налоговым платежам в связи с переводом выплаты НДС на ежеквартальную основу, особого напряжения на денежном рынке России в 2008 г. (в разгар кризиса в США и Европе) не ощущалось. Процентные ставки по однодневным рублевым ресурсам (MIACR) не превышали 7%, а в среднем в течение всего квартала находились на уровне ниже 4% годовых. Спрос на кредиты по операциям РЕПО также оставался низким. Суммарный объем сделок прямого РЕПО за весь квартал составил чуть более 1,3 трлн руб., что сопоставимо с пиковым недельным объемом средств, предоставляемых ЦБ РФ по операциям прямого РЕПО в августе и ноябре 2007 г [2] (рис. 3).
И М М W и м u ММ М М м ММм МММ MMO.O.O.0W
§ * й в * й й * и 3 е s
1“* О
•ООчГ-»—><0'-«Г'0-0<ЛГЧ'0<»
Г1 ^ Г1 П f 1 п
в- S- & fr 2- » $•
х ё я х £ z S
ГО Ю о n СО
■ й I I ■ I 1~И '*’■ *~шт
I__J Дегтоэггы 6uox»z х ЦБ Р Ф ,MSg> д.ру^>
I I Пгтти *г« v.-.p |-у*т>у б паях X ЦБ Р 4 (ПО РОССИИ 1,М1фД рублей I__)рыхчп* ОБРпо номкк»!Гг\?лпрд руб
~*~Сг»ра одкоаи«р<сго 1я»ж6иосо«скпго мхяпг* MIACR.% тоаохых
Рис. 3. Банковская ликвидность и ставка MIACR по предоставленным рублевым кредитам [11]
Ускорение процессов глобализации мирохозяйственных связей, углубление интеграции рынков разных стран путем устранения барьеров на пути движения товаров, услуг и капитала и усиление конкуренции на мировых рынках требуют объективной необходимости системных и скоординированных действий государства, бизнеса и общества, направленных на повышение уровня конкурентоспособности экономики России. Одной из главных задач России на современном этапе развития мировой финансовой архитектуры становится сохранение и укрепление позиций страны в мировой финансовой системе. Подъем четырех ведущих стран с развивающейся экономикой (БРИК — Бразилия, Россия, Индия, Китай) и ряда других стран мира изменил картину мирового развития.
Глобализация, с одной стороны, означает унификацию моделей развития на основе какой-то одной доминирующей идеи. С другой стороны, глобализация — это предоставление возможностей всем странам для выбора наиболее эффективного пути развития. Глобализация должна обеспечивать возможность выбора лучших решений в зависимости от их качества, а не от субъекта, предлагающего решение.
Либерализация движения капитала, бурное развитие рынков финансовых инструментов и другие положительные аспекты процесса глобализации, наблюдавшиеся во многих странах, наглядно продемонстрировали одновременно опасность накопления финансовых дисбалансов и возможность быстрого развития финансового кризиса в России. В этих условиях основными направлениями обеспечения устойчивых позиций России на мировой арене могут являться правовое обеспечение реформ, создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ и усиление государственного регулирования, а также принятие необходимых мер по преодолению последствий финансового кризиса, сохранению устойчивого экономи-
ческого развития России, подъему благосостояния населения.
Обеспечение национальных интересов личности, общества и государства России связано с решением стратегической проблемы — самоопределением страны в глобализирующемся мире. С учетом влияния глобализационных процессов необходима выработка общих принципов защищенности национальных интересов России.
Освещая вопросы глобализации, необходимо учесть региональный фактор. В общей системе мирохозяйственных связей региональное интеграционное образование представляет собой сложный организм, включающий множество элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Единый интеграционный организм позволяет создать значительно больший эффект, чем отдельные составляющие его части.
Особенности регионального развития России, естественно, не могли не сказаться существенным образом на вхождении страны в глобализацию. Данный процесс резко усиливает фрагментацию российского пространства, причем не только экономическую, но и политическую, происходит и укрепление «центро-перифе-рийной» структуры российского пространства. Важно отметить, что в отличие от европейского контекста, где глобализация резко усиливает конкуренцию между регионами, в России речь по крайней мере пока не может идти и о полноценной конкуренции. Налицо несколько так называемых «точек входа» глобализации, по отношению к которым все остальное пространство представляет собой периферию, куда импульсы глобализации доходят либо гораздо слабее, либо вообще в опосредованном виде («заимствованная глобализация»). На огромной территории страны существует лишь один «глобальный» город — Москва, уже наша «вторая столица» — Санкт-Петербург — претендовать на глобальность явно не может.
Влияние глобальной экономики крайне неравномерно распространяется
по территории страны, «выбирая» крупнейшие города, регионы с добычей востребованных на мировом рынке ресурсов или с благоприятным географическим положением для развития внешних связей. Но от степени включения экономики региона в глобальный рынок товаров и услуг зависит состояние их рынка труда, доходов населения (рис.4), региональных и местных бюджетов.
Так, исследования показывают, что объем ПИИ неравномерен по всем субъектам РФ (табл. 5). Обратим внимание на
различия федеральных и региональных приоритетов относительно глобализации, «открытости» страны и региона. Ряд региональных администраций, например, Нижегородской и Самарской областей, Республики Татарстан, проводили и пытаются до сих пор проводить более либеральную политику по сравнению с федеральной в отношении международных связей. В этих регионах были приняты более либеральные законы, позволяющие иностранным кампаниям инвестировать средства в их экономики.
1,5
1
0,5
"Чг ^ .лй* ^ ЛЙУ ^ЙУ Л? ^ фС ъЗ*
^ ^ ^ ^ ^ 4?^' ^ ^ ^ ■0^ ^ ^ ^ Ой°'
-у «■
°;0/ су
&
V9’
V
1997
2007
4
3,5
3
2,5
Рис. 4. Душевой ВРП к среднему по РФ в 1997 и 2007 гг. (среднее =1), скорректированный на стоимость жизни в регионах (без 9 автономных округов и Чечни)
Таблица 5. Распределение прямых иностранных инвестиций по субъектам РФ, %
№ 2000-2007 гг. Доля, % 1994-1999 гг. Доля, %
1. г. Москва 29,6 г. Москва 43,8
2. Сахалинская область 23,0 Московская область 9,8
3. Московская область 9,0 Сахалинская область 8,1
4. Краснодарский край 6,8 г. Санкт-Петербург 5,2
5. Тюменская область (с АО) 4,8 Краснодарский край 4,5
6. Липецкая область 3,8 Ленинградская область 2,9
7. Ямало-Ненецкий АО 3,5 Новосибирская область 2,3
8. Ленинградская область 2,8 Самарская область 2,3
9. г. Санкт-Петербург 1,8 Тюменская область (с АО) 1,9
10. Самарская область 1,8 Свердловская область 1,8
Итого 10 субъектов 87,0 Итого 10 субъектов 82,6
11. Свердловская область 1,4 Приморский край 1,2
12. Ханты-Мансийский АО 1,1 Магаданская область 1,2
13. Новосибирская область 0,9 Волгоградская область 1,2
14. Новгородская область 0,8 Челябинская область 1,1
15. Приморский край 0,8 Калужская область 1,0
16. Республика Татарстан 0,8 Нижегородская область 0,9
17. Архангельская область 0,7 Хабаровский край 0,8
18. Костромская область 0,7 Ханты-Мансийский АО 0,8
19. Ненецкий АО 0,6 Орловская область 0,7
20. Ростовская область 0,6 Владимирская область 0,7
Итого 20 субъектов 95,5 Итого 20 субъектов 92,4
Источник: составлено автором по данным Министерства финансов России и Министерства экономики и развития торговли.
Следствием усилившегося экономического неравенства в переходный период стал рост региональных различий в уровне жизни, состоянии рынка труда, доступности основных услуг. Необходимость выравнивания развития субъектов РФ очевидна, но эта задача требует выработки приоритетных направлений и эффективных механизмов перераспределения финансовых ресурсов в системе меж-бюджетных отношений. Федеральные власти используют наиболее простой механизм — централизацию ресурсов и масштабное перераспределение, чтобы быстрее сократить неравенство и сгладить накопившиеся противоречия в меж-бюджетных отношениях. Концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне стала дополнением политической централизации. Социальные последствия такой политики весьма противоречивы.
Рассматривая сферы финансовых отношений отдельных звеньев финансовой системы РФ, необходимо отметить, что её центральным, главным звеном является государственный бюджет. Обеспечение прозрачности федеральных финансовых потоков в рамках их движения по уровням бюджетной системы в настоящее время опирается на уже существующие финансовые институты и их инструменты. В основном эти институты способны обеспечить прозрачность финансовых потоков в рамках бюджетной системы. Однако в процессе их движения через финансовые институты (действующие на базе различных принципов организации и руководствующиеся различными правовыми нормами, зачастую не согласованными между собой) возникает потребность в координации применения этих норм и взаимосвязей между финансовыми институтами в целях повышения степени прозрачности финансовых потоков.
Финансы государства должны стать катализатором выхода страны на инвестиционные рынки мира, на рынки высокотехнологичных продуктов.
Данная ситуация возможна при условиях трансформации бюджетной поли-
тики, которая будет выражаться в осуществлении следующих целей:
-обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;
-устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы;
-существенно снизить относительные издержки функционирования государства;
-значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику.
Основные принципы, на которых должна строиться эффективная бюджетная политика в среднесрочной перспективе, включают в себя:
-недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета;
-безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;
-ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
-приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего
стратегические направления экономической политики;
-конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
-открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
При этом формирование эффективной бюджетной системы страны требует решения таких задач, как:
-повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
-усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента,
направленного на стимулирование инвестиционной активности;
-учет сроков, содержания и хода выполнения структурных реформ;
-сокращение обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, отмена расходных обязательств, не обеспеченных достаточным уровнем финансирования;
-обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной;
-обеспечение единства и взаимо-увязанности бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
-повышение качества планирования, исполнения бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях бюджетной системы.
На реформу бюджетной системы опирается макроэкономическая стабилизация. Макроэкономическая стабилиза-
ция и все структурные преобразования являются взаимосвязанными процессами. Эта взаимосвязь (рис. 5) определяется зависимостями между бюджетной реформой и макроэкономической стабильностью, между социальной защитой населения и изменениями макроэкономической ситуации, а также реструктуризацией предприятий.
Несомненным является тот факт, что финансовые задачи в России не ограничены лишь финансированием структурных реформ. Как показывает опыт, изменчивость мировых цен на нефть, не сглаживаемая макрополитикой, порождает значительную экономическую и финансовую нестабильность, что влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия. Фактически изменчивость цен на нефть является серьезной финансовой проблемой, так как российский бюджет имеет прямую зависимость от цен на нефть (рис. 6).
Источник: составлен по данным Всемирного банка // www.worldbank.org
Рис. 5. Взаимосвязь макроэкономической стабилизации и структурных преобразований
Рис. 6. Зависимость федерального бюджета от цен на нефть [3]
Российская экономика вследствие изменения цен на нефть подвержена циклическим колебаниям. Например, страны ЕС придерживаются мнения и следуют принципу антицикличности финансовобюджетной политики. Это позволяет поддерживать реальную стоимость расходов в период кризиса и сглаживать колебания в экономике. Поэтому необходимы финансовые правила и должная финансовая дисциплина в целях сохранения финансовой стабильности. Принятие финансовых правил, разработанных и распространенных в развитых странах, можно рассматривать в качестве составной части мер по уменьшению рисков проводимых реформ.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. Несмотря на интеграционные процессы, каждое государство стремится к сохранению своего суверенитета и особенностей развития финансовых систем. В связи с этим возрастает актуальность решения проблем адаптации финансовой системы России к процессам финансовой глобализации и обеспечения национальной и глобальной финансовой безопасности мировой финансовой архитектуры.
Эффективная система обеспечения национальных интересов страны в области финансов требует учета современных тенденций в изменении угроз националь-
ным интересам государства, общества и каждого человека. В настоящее время ни одна страна в мире (особенно страны с развивающимся рынком) не оказалась застрахована от угроз, связанных с текущим мировым финансовым кризисом. Современный масштаб кризисных явлений оказался для многих государств в значительной мере неожиданным.
Поэтому в современных условиях главные приоритеты в странах мира заключаются в том, чтобы эффективно противодействовать угрозам финансового кризиса и обеспечить «подушку» финансовой безопасности своих финансовых систем. И как справедливо отметил Президент России Д.А. Медведев [6], «основные направления дальнейшего развития мировой финансовой системы должны заключаться в реформировании международных институтов регулирования, в создании международных арбитражных институтов, в выработке общих требований в сфере макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политик, а также в управлении рисками на принципах максимальной прозрачности».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Банк России, ФСГС, расчеты
ИЭФ.
2. Буздалин А. Модельный кризис. — 2009 // www.banki.ru
3. Вовченко Н.Г. Институциональные преобразования финансовой системы России в условиях глобализации: монография / РГЭУ «РИНХ». — Ростов-на-Дону, 2006. — С. 178.
4. Ершов М. Кризис 2008 года: «Момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. — 2008. — № 12.
5. Маслов О. Банковский кризис и мировая финансовая архитектура // www.polit.nnov.ru
6. Медведев Д. А. Выступление на рабочем заседании глав государств и пра-
вительств «Группы двадцати». —
15.11.08. — Вашингтон // www.kremlin.ru.
7. Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности // Вопросы экономики. — 2008. — № 11.
8. Попов Г. Об экономическом кризисе 2008 года // Вопросы экономики. — 2008. — №12.
9. Трушин А. Конец нефтяного Эльдорадо // Прямые инвестиции. — 2009. — №2 // www.advis.ru.
10. Якунин С.В. К вопросу о стратегии поведения на рынке банковских услуг в России // Деньги и кредит. — 2008. — № 12.
11. www.sbrf.ru
12. www.cbr.ru