Взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте The relationship between emotional intelligence and aggression in adolescence
Кучерова Ирина Григорьевна
Студент 4 курса Факультет Факультет психологии Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск e-mail: rock-solo.ira@mail.ru
Kucherova Irina Grigor^yevna
Student 4 term Faculty of Faculty ofpsychology Novosibirsk State Pedagogical Unersity
Novosibirsk e-mail: rock-solo.ira@mail.ru
Научный руководитель Чухрова Марина Геннадьевна
Доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск e-mail: mba3@ngs.ru
Scientific adviser ChuKhrova Marina Gennad^yevna
Doctor of Medical Sciences, Professor at the Department of General Psychology and History of Psychology
Novosibirsk State Pedagogical Unersity
Novosibirsk e-mail: mba3@ngs.ru
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте. В статье представлены теоретические аспекты эмоционального интеллекта и точки зрения авторов на данный феномен. Так же в статье затрагивается проблема агрессивности в подростковом возрасте и её основные составляющие. В заключающей части статьи рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте. Описаны методики, выборка, база, и взаимосвязи по представленному исследованию.
Annotation.
This article deals with the problem of the relationship between emotional intelligence and aggressiveness in adolescence. The article presents theoretical aspects of emotional intelligence and the authors' point of view on this phenomenon. The article also touches on the problem of aggressiveness in adolescence and its main components. The concluding part of the article examines the results of an empirical study aimed at revealing the relationship between emotional intelligence and aggressiveness in adolescence. Methods, sampling, base, and interrelationships according to the presented research are described.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, агрессия, агрессивность, подростковый возраст.
Key words: emotional intelligence, aggression, aggressiveness, adolescence.
Понятие эмоционального интеллекта является недостаточно изученным, и единого определения данному феномену нет, его исследование является актуальным в современной науке Проблема агрессивности в современном мире, является одной из основных, т.к. с каждым годом проявление агрессии в подростковом возрасте становятся всё более жестокими.
Изначально эмоциональный интеллект связывали с социальным интеллектом, данной проблематикой занимались такие авторы, как Г.Айзенк, Х.Гарднер, Дж.Гилфорд. Одним из первых авторов, затронувших
понятие эмоционального интеллекта, был Р.Бан-Он, который ввёл понятие эмоционального коэффициента (ЕР). Данное понятие подразумевало, что у человека есть определённые некогнитивные способности, которые бы помогали ему справляться с различными вызовами и давлением внешней среды [7].
Дэниел Гоулман определяет эмоциональный интеллект, как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, которые будут выступать мотивационным компонентом для развития эмоциональной сферы, как с собственными эмоциями, так и с эмоциями окружающих[2].
Понятие эмоционального интеллекта появилось, как реакция традиционные тесты интеллекта, которые не могли продиагностировать и предсказать успешность человека в жизни и в карьере. Считается, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, которое основано на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.
В своей работе мы будем использовать понятие эмоционального интеллекта, которое предлагают Д.В.Люсин и М.А.Манойлова. Под эмоциональным интеллектом они понимают способность человека к управлению и пониманию эмоций, как собственных, так и других людей[4,5].
Агрессивность - это свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей. Так же агрессивность это черта личности либо кратковременное эмоциональное состояние, которое проявляется в открытой злобе, недовольстве, стремлении к самоутверждению за счет других [6].
До начала 19 в. агрессивным считали любое поведение человека, независимо от того доброжелательно был настроен человек или нет, позже под агрессией стали понимать отрицательное поведение по отношению к другим.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон считают, что агрессивное поведение в любом случае принесёт ущерб тому, на кого она направлена, особенно в том случае, если такое поведение можно избежать [3].
Часто понятие агрессия и агрессивность приравнивают друг к другу, но эти понятия всё-таки различны. Агрессия подразумевает под собой любые действия, которые причиняют ущерб, но имеющие основание это избежать, агрессивность - это готовность к агрессивным действиям, а так же готовность личности воспринимать поведение другого, как недоброжелательное.
Агрессия всегда сопровождается эмоциональным возбуждением. Выделяют импульсивную (или экспрессивную) эмоциональную агрессию, связанную с фрустрацией или другими неблагоприятными воздействиями [1]. При этом очень важно понимать причины своих (а также чужих) эмоций. Это невозможно без развитого эмоционального интеллекта.
Эмоциональные проявления в подростковом возрасте происходят ярко и интенсивно, в сравнении с детьми, и даже взрослыми. Данный аспект касается, как положительных, так и отрицательных эмоций, подросток полностью отдаёт себя своим эмоциям, так же стоит заметить, что смена эмоциональных реакций происходит достаточно быстро.
В нашем исследовании мы изучали взаимосвязь эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Исследование проводилось в ноябре 2017года.
Эмпирическую выборку составляют 45 человек, возрастной диапазон 15-17 лет.
Эмпирической базой исследования выступил Новосибирский колледж лёгкой промышленности и
сервиса.
Для изучения аспектов эмоционального интеллекта были использованы - опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В.Люсина и методику диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А.Манойловой. Для исследования уровня агрессивности - опросник Басса-Дарки.
В результате проведённого исследования мы выявили 14 обратно-пропорциональных ваимосвязей, которые были получены по следующим шкалам:
1.Управление своими эмоциями. Способность человека держать под контролем свои эмоции, вызывать желательные эмоции и ограничивать нежелательные эмоциональные проявления.
2.Внутриличностный эмоциональный интеллект. Способность человека к управлению и пониманию собственных эмоций, а так же контроль над их внешним проявлением.
3.Управление эмоциями. Умение личности управлять собственными эмоциональными проявлениями, а так же влиять на эмоциональное состояние окружающих людей.
4.Общий уровень эмоционального интеллекта. Показатель, который включает в себя все сферы эмоционального интеллекта, т.е. управление своими эмоциями и эмоциями других людей, так же понимание собственных и чужих эмоций, и контроль над их внешним проявлением.
5.Интегральный показатель эмоционального интеллекта. Показатель, который включает в себя все сферы эмоционального интеллекта, кроме контроля над их внешним проявлением.
6.Раздражение. Готовность человека к агрессивным проявлениям при малейшем возбуждении.
7.Обида. Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
8.Индекс враждебности. Включает в себя показатели по шкале обида и подозрительность (недоверие к действиям окружающих).
9.Индек агрессивности. Включает в себя показатели по таким шкалам, как физическая агрессия (проявление агрессии в виде физической силы), раздражение, вербальная агрессия ( проявление агрессии в форме крика, ненормативной лексики и т.д.)
Анализ полученных обратно-пропорциональных взаимосвязей принимает следующую форму:
1.Управление своими эмоциями & раздражение. Чем выше у подростка умение регулировать внешние и внутренние проявления эмоций, тем меньше вероятность реагирования на раздражители извне.
2.Управление своими эмоциями & обида. Чем выше способность к управлению своими эмоциями, тем ниже реакция обиды на окружающих людей.
3.Управление своими эмоциями индекс & враждебности. Чем выше умение управлять своими эмоциями, тем гораздо меньше подросток проявляет враждебность в своих действиях.
4.Управление своими эмоциями & индекс агрессивности. Умение управлять своими эмоциональными проявлениями, позволяет подростку проявлять меньше агрессивности по отношению к окружающим его людям.
5.Внутриличностный эмоциональный интеллект & раздражение. Чем выше уровень управления и осознания свих эмоций, тем гораздо реже подросток проявляет агрессивные реакции на раздражители.
6.Внутриличностный эмоциональный интеллект & обида. Чем выше уровень развития показателей внутриличностного эмоционального интеллекта, тем реже подросток проявляет обиду на различных людей.
7.Внутриличностный эмоциональный интеллект & индекс враждебности. Чем выше способность осознания и управления своими эмоциями, тем меньше враждебности в действиях подростка.
8.Внутриличностный эмоциональный интеллект & индекс агрессивности. Высокие показатели развития внутриличностного интеллекта помогают подростку в меньшей степени проявлять агрессивность.
9.Управление эмоциями & раздражение. Чем более развита способность управлять своими эмоциями и других людей, выражать эмоции, подходящие в определённых ситуациях, тем меньше вероятность агрессивной реакции на возникающие раздражители.
10.Управление эмоциями & индекс враждебности. Высокий уровень обладания своими эмоциями и управления эмоциональным состоянием других людей, снижает враждебность по отношению к окружающим.
11.Общий уровень эмоционального интеллекта & раздражение. Чем выше способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, а так же их понимание, тем меньше проявление агрессии на раздражители.
12.Общий уровень эмоционального интеллекта & индекс враждебности. Чем выше уровень внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, тем меньше подросток проявляет враждебные реакции к окружающим.
13.Общий уровень эмоционального интеллекта & индекс агрессивности. Чем более развиты показатели внутриличностного эмоционального интеллекта у подростка, тем менее он проявляет агрессивные реакции в своих действиях.
14.Интегральный показатель эмоционального интеллекта & индекс враждебности. Чем выше уровень понимания своих эмоциональных проявлений и эмоций других людей, их контролирование, установление причинно-следственных связей между проявлением эмоции и тем, что её вызывает, тем меньше враждебных реакций воспроизводит подросток.
Подводя итог по проведённому исследованию и его результатам, можно сделать вывод о том, что существуют значимые взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта и агрессивности в подростковом возрасте.
Список используемой литературы:
1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2011. - 512 с.
2.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009. - 478с.
3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с
4.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. -С. 29-36.
5.Манойлова М.А. Методика диагностики эмоционального интеллекта.// Акмеология 2006. Методологические и методические проблемы. -2006. - № 11. -С. 99-104.
6.Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480с.
7. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.