КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Дементьева И. Ф.
Изменение института семьи в условиях глобализации 1
В настоящее время в социальной культуре индустриальных обществ стали особенно заметными изменения традиционных семейных ценностей. Исследователями отмечается ускорение процессов трансформаций в образе жизни западного типа общества, а на их фоне изменений в семейной жизни. Это таит в себе угрозу потери гуманитарного смысла существования такого, традиционно консервативного социального института, каким является семья.
В западной научной литературе традиционное понимание семьи как демографической и структурной единицы не является сегодня общепризнанным. Определение понятия «семья» с позиций традиционного демографического подхода сводится к её составу, членам семьи, составляющим каждую семейную группу и связанным совместным проживанием. Однако семья находится в постоянном движении и изменении состава её членов: рождение, смерть, развод. Исходя из этих позиций, становится очевидным непостоянство как демографического, так и структурного принципов определения понятия семья. Переход в новую возрастную группу: детей (дошкольники, школьники), людей из среднего возраста в пенсионеры; изменение статуса: супруги-молодожёны; проживание в семье других родственников; выделение из родительской семьи взрослых детей — все эти факторы свидетельствуют о тенденциях изменения начального состояния семьи. Они не могут являться определяющими статус отдельных семей.
Деформация приведённых выше базовых качественных показателей семьи и её многоликость привели западную научную общественность к признанию, что сегодня нет одной единственной модели семьи, но существует многообразие образцов семейной жизни 2.
Анализ зарубежных научных публикаций, посвящённых семье как институту социальной культуры общества, показывает наличие
1 В работе над статьёй использованы материалы публикаций журнала «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ/РАН ИНИОН».
2 Cheal D. J. Families in today world: comparative approach. N.Y., 2008.
тенденций изменений, характеризующих европейскую семью под действием глобализации. Обратимся к некоторым наиболее характерным западным исследованиям семьи последнего периода.
По оценке французского социолога Т. Блосса, современные тенденции изменений в частной жизни семьи характеризуются диалектическим процессом, в рамках которого наблюдаются отчётливые качественные изменения 3. Автор отмечает, что демократические веяния и введение новых законов, затрагивающих семьи, не изменили суть семейных отношений: семья продолжает сохранять свою значимость и место в жизни европейцев. Вместе с тем, идёт процесс модернизации внутри семейной сферы. На фоне продолжающихся процессов нуклеаризации, сокращения рождаемости и в целом уменьшения размера семьи, а также наличия возможности свободного выбора партнёра, приобретает дополнительную значимость чувство близости семейной пары, привязанности супругов друг к другу. Свобода принятия решения о количестве детей в семье и времени их появления (планирование рождений) привела к возрастанию ценности детей, более отчётливому проявлению родительской любви.
Увеличение числа семей с регулируемым репродуктивным поведением (откладывание рождений) обусловлена выравниванием прав женщин в семье и их преимущественным принятием решения, иметь или не иметь ребёнка и когда его заводить.
Женщины с высокими карьерными ожиданиями всё чаще откладывают рождение ребёнка. Наблюдается увеличение возраста рожениц при рождении первого ребёнка, что сокращает вероятность рождения второго и последующих детей.
В Европе всё ощутимее возрастает значимость фактора профессиональной карьеры женщин. Брачный статус и наличие детей не рассматриваются женщинами (особенно с высоким уровнем образования) в качестве достойной альтернативы при выборе поведенческой модели «семья или карьера». Выбор производится, как правило, в пользу последней.
Возникло явное противоречие между традицией и идеологией в отношении родитель-
3 Bloss T. La dialectique des rapports homes-femmes // Sous la dir.de T. Bloss. Paris, 2001. P. 45.
ских ролей. Традиция сложилась в процессе исторически длительного становления тендерного распределения ролей в семье. Современная идеология опирается на демократические завоевания последних пятидесяти лет и требует соблюдения прав и обязанностей в семейно-брачных отношениях. Изменение тендерных стереотипов оказало влияние на родительское поведение в сфере воспитания детей. Гендерное распределение родительских ролей в процессе воспитания во многом строится на основе теорий маскулинности и феминности, т.е. на учёте половой принадлежности как воспитателя (отца или матери), так и воспитуемого (мальчика или девочки). На принципах тендерного подхода к процессу воспитания основаны содержание и механизмы гендерной социализации детей в семье.
Применительно к родительским ролям с учётом гендера возник и приобрёл распространение термин «новые отцы» — как символ равенства обязанностей родителей. В противоположность ему — обратный термин «отсутствующие отцы», отражающий процесс ослабления роли отца в отношениях с детьми. Происходит изменение связи «отец-ребёнок» в сторону «общества без отцов». Это особенно характерно для неполных семей с матерью, численность которых в европейских странах неуклонно растёт, и где отношения с отцом либо отсутствуют совсем, либо носят эпизодический характер. В таких условиях женщина вынуждена брать на себя ответственность за семейные и родительские обязанности.
Эволюция семейных отношений, наблюдаемая в последние десятилетия в Европе, актуализировала поиск партнёрами, прежде всего, эмоциональной близости в браке. В связи с этим становится массовым явлением добрачное сожительство, при котором стороны не берут на себя финансовые, воспитательные и иные взаимные обязательства по обеспечению жизнедеятельности семьи. Вместе с тем, массовое распространение добрачного сожительства не 79 нарушило гомогамного поведения в обществе: брак по-прежнему остаётся нормой. Отношение к семье фиксируется как содержащее существенные изменения в разрезе отдельных социально-демографических групп населения. Так, в прошлом холостяцкая жизнь была прерогативой преимущественно бедных слоёв населения.
80
Бедные считали, что их материальные проблемы являются препятствием для создания семьи. Сегодня ситуация кардинально изменилась: богатые ориентированы на первоочередное удовлетворение индивидуальных потребностей в рамках общечеловеческих ценностей. Первостепенная роль отдаётся ими удовлетворению гедонистических устремлений. Представители состоятельных слоёв, культивируя гедонизм, не желают брать на себя ответственность за семью, а предпочитают внебрачные сожительства, основанные, прежде всего, на эмоциональной близости партнёров. Такая позиция позволяет участникам внебрачного союза избежать выполнения ряда семейных функций, в том числе, и прежде всего — функций репродукции и воспитания детей.
Во многих странах мира внебрачные союзы пользуются полными юридическими правами, наравне с официально закреплёнными браками. Государство уделяет внимание и законодательно поддерживает детей, родившихся в таких семьях. Наравне с представителями официального брака, представители внебрачного союза могут рассчитывать на поддержку и помощь со стороны государственных институтов в ситуации семейного насилия и т.п.
По утверждениям западных учёных, массовое распространение внебрачных союзов в Европе не является свидетельством распада традиционной семьи. Исследования подтверждают, что в действительности разница в образе жизни этих двух типов семей не имеет существенных отличий. Стабильность внебрачного союза фиксируется на уровне традиционной семьи. Та же тенденция выявлена с нестабильностью, которая в одинаковой степени характерна для обоих типов семей.
Учёные Германии, со своей стороны, отмечают изменения жизненных параметров современной немецкой и, в целом, европейской семьи. Откликаясь на утверждения ряда уче-ных-фамилистов о кризисе современной семьи, немецкие учёные Т. Кляйн и И. Рапп приводят свои примеры изменений, фиксируемых в рамках изучения семейных отношений на территории Германии4. В первую очередь, они отмечают тенденцию чувствительного повышения уровня
4 К1ет Т., Rapp I. Der етАшБ des уоп Н^ег аш
dem e1ternhaus а^ die beziehungsstabi1itat der екет. Stuttgart, 2010. S. 140-150.
разводов и относительно малую долю повторных браков. Выросла продолжительность расторгнутых браков: если ранее (в 1964 г.) развод осуществлялся в ФРГ на этапе до 9 лет совместной жизни супругов, то теперь (в 2010 г.) — до 13 лет. Отсюда следует вывод, что необходимо по-новому интерпретировать цикличность семейной жизни, которая раньше была ориентирована на последовательность стадий взросления ребёнка и особенности выполнения супругами родительских функций. Сегодня это изменение брачного поведения супругов авторы связывают с новым подходом партнёров к выполнению своей репродуктивной функции. Отныне рождение ребёнка не является первоочередной задачей семьи, а остаётся лишь важной задачей.
Соответственно, в новых условиях меняются факторы стабилизации семьи. В недалёком прошлом при наличии детей важнейшей задачей родителей были финансовые, эмоциональные, временные, физические и т.п. инвестиции в их будущее. Дети являлись (и ещё пока являются) цементирующим звеном, обеспечивающим устойчивость семейной группы.
Наблюдаемое сегодня смещение приоритетов ценностей от совместных детей к индивидуальным эмоционально-личностным привязанностям брачных партнёров меняет сущность семейных отношений и критерии устойчивости супружеского союза.
Т. Кляйн и И. Рапп анализируют высокий уровень разводов и приходят к выводу, что современная статистика разводов может рассматриваться сегодня, будучи применима к традиционному пониманию семьи, как кризис семьи. Однако авторы предлагают относиться к разводу как нормальному явлению современного мира, поскольку он осуществляется в целях оптимизации условий для решения личных проблем партнёров, состоявших в браке.
Таким образом, по мнению немецких учёных, сегодня кардинально меняется природа брака и взгляд на критерии его прочности. Европейская идеология выдвигает на первый план приоритет личных интересов над общественными, ещё раз подтверждая принцип первичности индивидуальных ценностей.
Американские учёные, со своей стороны, фиксируют наличие существенных качественных изменений в жизнедеятельности северо-
американской семьи в последние годы. К. Джер-сон — социолог из Нью-Йоркского университета отмечает, что современная эпоха в США характеризуется ситуацией, когда изменения образа жизни вступают в противоречие с устоявшимися социальными институтами и, в частности, с институтом семьи. Объяснение этому феномену К. Джерсон видит в том, что возрастающее в обществе демографическое и культурное разнообразие приводит к новым стилям жизни и построения семьи 5.
Для структуры американских семей сегодня характерно увеличение численности брачных пар, в которых оба партнёра формируют бюджет семьи, т.е. заняты на оплачиваемой работе. В недалёком прошлом такие семейные пары составляли незначительное количество и такое поведение супругов объяснялось финансовыми трудностями семьи.
Возрастает также количество неполных семей с одним родителем, т.е. сокращается количество повторных браков.
После юридического признания в США однополых браков появилась и активно увеличивается доля родителей одного пола. К. Джерсон делает вывод, что традиционные формы семейного уклада, где мужчина является главным кормильцем в семье, а мать занимается исключительно домашним хозяйством, вытесняются семьями с новыми формами построения гендер-ных ролей.
В условиях непредсказуемой экономической ситуации и межличностного кризиса, которые носят глобальный характер, партнёрам по браку необходимо развивать и вырабатывать новые стратегии семейной жизни. Автор вводит новый термин для определения степени адаптации семьи к изменяющимся социальным условиям: гендерная гибкость членов семейной группы. Гендерная гибкость определяется через показатели взаимной поддержки супругов, их взаимозаменяемости при выполнении семейных функций, вовлечения прародителей в помощь семье и т.п. Для американских семей такие формы взаимодействия были не характерны в обозримом прошлом и воспринимаются сегодня как разрушение традиционных типов семейного уклада. Делается вывод о том, что ген-дерная гибкость в распределении обязанностей
5 Gerson K. Changing lives, resistant institutions // Sociological forum. Oxford, Cambrige, 2009. Vol. 24. P. 4.
в семье, в отличие от гендерной негибкости, позволяет партерам быть готовыми к весьма вероятным сегодня непредсказуемым изменениям как в экономической, так и в социальной сфере. Таким образом, в условиях постоянно меняющегося социального фона формируются и развиваются новые стратегии в формировании семейного образа жизни.
Английские учёные, со своей стороны, отмечают изменения во взаимодействии поколений в современных семьях Великобритании 6. Между представителями старших и младших поколений складываются более сложные взаимозависимые отношения, основанные на поддержке друг друга и стремлении к общим целям. Происходит взаимообмен материальными и нематериальными ресурсами, в т.ч. эмоциональными, физическими, духовными. Взаимоотношения в семье учат старших подростков принимать решения, касающиеся их жизни, формируют представления об обществе. Многие дети, судя по результатам опросов, с благодарностью воспринимают открытость родителей к общению, их готовность услышать мнение детей и уважать его даже в случае возникновения разногласий. Такая тенденция в жизнедеятельности английской семьи, по мнению авторов, может свидетельствовать об определённом возврате к традиционным семейным ценностям, которые были несколько ослаблены в предшествующую эпоху.
Следует заметить, что все без исключения авторы указывают на возрастание непредсказуемости экономической и социальной ситуации в своих странах, что в значительной степени определяет усложнение эмоциональных отношений и межличностного кризиса в семье.
Реальная возможность реализации жизненных планов становится всё более неопределённой для супругов, что, со своей стороны, влияет на реализацию семьёй функции рождения и воспитания детей.
Проведённый краткий экскурс по зарубежным западным публикациям, посвящённым из- 81 менению семьи как социального института, её ценностной системы и ориентации родителей на выполнение своей репродуктивной и воспитательной функций показывает, что отмечаемые
6 Wyn J., Lantz S., Harris A. Family relations and young
people in late modernity // J. of Sociology. London, 2012. Vol. 48. P. 3-22.
в мире глобализационные изменения привели повсеместно к трансформации традиционных форм семейных отношений.
Что касается построения модели современного российского общества, то оно основывается на активном заимствовании социального опыта развитых западных стран, как в сфере экономики, политики, так и в сфере конкретных общественных институтов, конструирующих структуру данного общества. В частности, таковыми социальными институтами выступают семья и образование, от степени развитости которых зависит качество и судьба последующих поколений и в целом — жизнеспособность российского общества в обозримой перспективе.
В сравнении с мировой практикой глобализация в России имеет свою специфику, которая носит ярко выраженный национальный характер.
В отечественной научной литературе присутствует достаточно устойчивая точка зрения, согласно которой применение западных моделей глобализационного развития к российской действительности носит скорее условный и декларативный характер, поскольку происходит навязывание чуждых концепций, игнорирующих отечественный исторический опыт 7. В качестве примера указываются особенности национально-этнической ментальности россиян, которым исторически более близок приоритет коллективистских ценностей над индивидуалистическими, в отличие от западных концепций, основанных на первичности интересов индивидуума. Стремление переориентировать этические принципы россиян на западные ценности, по мнению учёных, является искусственным и может спровоцировать определённые социальные противоречия в российском обществе и семье.
Традиционная ориентация россиян на коллективистские ценности определённым образом сказывается на их отношении к ценности личной свободы. Для российского менталитета 82 характерно скорее отношение к личной свободе как результату высокого уровня совершенствования общества в целом: не столько свобода отдельного индивида, сколько свобода всех граждан.
7 Ларионова Т. В. К проблеме устойчивости образовательных систем в глобально-региональном мироустройстве // Философия образования. 2013. № 1. С. 10.
По-разному понимают глобалисты и россияне проблему глобального образовательно-воспитательного пространства в связи с несовпадением понятий идентичности и самоидентификации.
Идентичность, определяемая западными учёными как основа социальной интеграции, в глобализирующемся обществе представляет собой бегство от индивидуально переживаемых страхов, от одиночества — в сообщество лиц, переживающих те же личностные проблемы. Идентичность, таким образом, является «коротким отдыхом от одиночества» 8. В отличие от западных сообществ, для большинства россиян весьма актуальной является идентификация по признакам религиозной, культурной, национальной, этнической общности. На этом фоне возникает проблема содержания воспитательного процесса российской семьи, которая, с одной стороны, представляет ячейку современного глобализирующегося общества, а, с другой стороны, не может отрешиться от традиционных принципов самоидентификации в процессе транслирования своего социального опыта подрастающему поколению.
Одним из существенных проявлений глобализации в рамках конкретной российской семьи с её воспитательными проблемами являются проходящие в последние десятилетия реформы образования, целью которых является сближение образовательных систем России и развитых европейских государств (Болонская система, ЕГЭ и т.п.). Указанные реформы носят сложный и противоречивый характер, поскольку эффективность их для российского образования не всегда очевидна, а результаты внедрения новых образовательных программ не однозначны.
Исследования свидетельствуют, что российские семьи в значительной массе рассматривают реформы системы образования последних лет как искусственно навязанные и усложняющие процесс получения детьми качественного образования и их профессиональной подготовки. В результате новых требований к сфере образования семейное воспитание претерпевает существенную деформацию, связанную с невозможностью для родителей строить осознанный и логически выверенный воспитательный процесс.
8 Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 191.
Проведённый выше факторный анализ позволяет проследить, в каком направлении движется развитие европейской и американской семьи и как процессы глобализации влияют на парадигму изменений, сопровождающих эволюционный процесс. Сравнение полученных данных с российской семьёй позволяет определить общее и особенное в тенденциях развития семьи как социального института в мировой практике и вывести алгоритм изменения роли российской семьи как воспитательного института в современной жизни.
Изменения семьи как социального института в последние десятилетия характерны как для России, так и для европейских стран. Они связаны с объективными процессами: возрастанием изменений в отношениях супругов в связи с наличием возможности свободного выбора партнёра; усилением сближения членов семьи
в связи с сокращением размеров семьи; возрастанием роли фактора родительской любви, основанной на возможности свободного принятия решения о количестве детей в семье и времени их появления; осознании ценности единственного ребёнка у родителей-супругов и т.п.
В результате проведённого анализа становится ясно, что известный дискурс, связанный с «отмиранием семьи как социального института» не находит подтверждения, так как он базируется на достаточно упрощённом представлении о семье как структурной единице общества и на культурном консерватизме, принимающем изменения за распад или даже отмирание. В обществе нет достойной альтернативы семье, которая могла бы принять на себя выполнение специфических семейных функций, в том числе рождения и воспитания детей.
83