Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ДИХОТОМИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКЕ КАК ФАКТОР РОСТА ИХ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

ИЗМЕНЕНИЕ ДИХОТОМИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКЕ КАК ФАКТОР РОСТА ИХ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / ДИХОТОМИЯ В СПОРТЕ / АСИММЕТРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсонова А. В., Самсонов М. А., Степанов В. С., Сомкин А. А., Кочергин И. А.

Введение. Для достижения спортсменом высокого уровня технической подготовленности в тяжёлой атлетике важно, с одной стороны, опираться на существующие адекватные модельные характеристики, а с другой стороны - использовать индивидуальный подход в учебно-тренировочном процессе. Цель исследования - определение влияния изменения дихотомии (симметрии-асимметрии) физического развития на рост мастерства спортсменов в тяжёлой атлетике. Методы исследования: антропометрические измерения и математические модели. Выводы. Подготовка конкурентоспособных штангистов мирового класса требует совершенствования методики обучения на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Особое внимание необходимо обратить на целенаправленное изменение дихотомии физического развития относительно всех трёх взаимно перпендикулярных плоскостей. С ростом уровня спортивного мастерства коэффициенты асимметрии плеч и бёдер относительно сагиттальной плоскости уменьшаются. Однако они имеют достаточно низкие значения 2,7% и 0,3%, что говорит о практически одинаковом развитии правой и левой сторон тела. Коэффициенты асимметрии относительно фронтальной плоскости имеют тенденцию к уменьшению для плеч и увеличению для бёдер, а для трансверсальной плоскости - к уменьшению, как для плеч, так и для бёдер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсонова А. В., Самсонов М. А., Степанов В. С., Сомкин А. А., Кочергин И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE DICHOTOMY OFPHYSICAL DEVELOPMENT OF ATHLETES IN WEIGHTLIFTING AS A FACTOR IN THE GROWTH OF THEIR SPORTSMANSHIP

Introduction. In order for the athlete to achieve high level of technical readiness in weightlifting, it is important, on the one hand, to rely on existing adequate model characteristics, and on the other hand, to use the individual approach in the training process. The purpose of the study is to determine the influence of changes in the dichotomy (symmetry-asymmetry) of physical development on the growth of athletes' skill in weightlifting. The methods of the study: anthropometric measurements and mathematical models. Conclusions. The training of competitive world-class weightlifters requires the improvement of teaching methods at all stages of the training process. Special attention should be paid to the purposeful change of the dichotomy of physical development with respect to all three mutually perpendicular planes. With an increase in the level of sportsmanship, the coefficients of asymmetry of the shoulders and hips relative to the sagittal plane decrease. However, they have rather low values of 2.7% and 0.3%, which indicates almost the same development of the right and left sides of the body. The coefficients of asymmetry relative to the frontal plane tend to decrease for the shoulders and increase for the hips, and for the transversal plane - to decrease, both for the shoulders and hips.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ДИХОТОМИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКЕ КАК ФАКТОР РОСТА ИХ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

5. Viktorov, D. V. (2015), "Competence approach in physical education", Bulletin of South Ural State University. Series "Education, health, physical culture", Vol. 15, No. 2, pp. 5-10.

Контаткная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2022

УДК 796.88

ИЗМЕНЕНИЕ ДИХОТОМИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ В ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКЕ КАК ФАКТОР РОСТА ИХ СПОРТИВНОГО

МАСТЕРСТВА

Алла Владимировна Самсонова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Михаил Александрович Самсонов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Алексей Альбертович Сомкин, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Илья Александрович Ко-чергин, старший преподаватель, Александр Сергеевич Терещенко, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Аннотация

Введение. Для достижения спортсменом высокого уровня технической подготовленности в тяжёлой атлетике важно, с одной стороны, опираться на существующие адекватные модельные характеристики, а с другой стороны - использовать индивидуальный подход в учебно-тренировочном процессе. Цель исследования - определение влияния изменения дихотомии (симметрии-асимметрии) физического развития на рост мастерства спортсменов в тяжёлой атлетике. Методы исследования: антропометрические измерения и математические модели. Выводы. Подготовка конкурентоспособных штангистов мирового класса требует совершенствования методики обучения на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Особое внимание необходимо обратить на целенаправленное изменение дихотомии физического развития относительно всех трёх взаимно перпендикулярных плоскостей. С ростом уровня спортивного мастерства коэффициенты асимметрии плеч и бёдер относительно сагиттальной плоскости уменьшаются. Однако они имеют достаточно низкие значения 2,7% и 0,3%, что говорит о практически одинаковом развитии правой и левой сторон тела. Коэффициенты асимметрии относительно фронтальной плоскости имеют тенденцию к уменьшению для плеч и увеличению для бёдер, а для трансверсальной плоскости - к уменьшению, как для плеч, так и для бёдер.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, дихотомия в спорте, асимметрия физического развития тяжелоатлетов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p425-430

CHANGING THE DICHOTOMY OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF ATHLETES IN WEIGHTLIFTING AS A FACTOR IN THE GROWTH OF THEIR SPORTSMANSHIP

Alla Vladimirovna Samsonova, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Mikhail Alexandrovich Samsonov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladimir Sergeevich Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Alexey Albertovich Somkin, the doctor of pedagogical science, professor, Honored trainer of Russia, Ilya Alexandrovich Kochergin, the senior teacher, Alexander Sergeevich Tereshchenko, the senior teacher; St. Petersburg State University of Film and Television

Abstract

Introduction. In order for the athlete to achieve high level of technical readiness in weightlifting, it is important, on the one hand, to rely on existing adequate model characteristics, and on the other hand, to

use the individual approach in the training process. The purpose of the study is to determine the influence of changes in the dichotomy (symmetry-asymmetry) of physical development on the growth of athletes' skill in weightlifting. The methods of the study: anthropometric measurements and mathematical models. Conclusions. The training of competitive world-class weightlifters requires the improvement of teaching methods at all stages of the training process. Special attention should be paid to the purposeful change of the dichotomy of physical development with respect to all three mutually perpendicular planes. With an increase in the level of sportsmanship, the coefficients of asymmetry of the shoulders and hips relative to the sagittal plane decrease. However, they have rather low values of 2.7% and 0.3%, which indicates almost the same development of the right and left sides of the body. The coefficients of asymmetry relative to the frontal plane tend to decrease for the shoulders and increase for the hips, and for the transversal plane - to decrease, both for the shoulders and hips.

Keywords: weightlifting, dichotomy in sport, asymmetry of physical development of weightlift-

ers.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития спорта высоких достижений чрезвычайно актуальным становится такой антропометрический показатель, который на элитном («олимпийском») уровне может оказать существенное влияние на дальнейший рост спортивных результатов, как дихотомия (или симметрия-асимметрия) физического развития конкретного спортсмена. Здесь следует отметить, что функциональная асимметрия может способствовать либо росту, либо торможению результатов в зависимости от определённого вида спорта. Принято выделять следующие виды функциональной асимметрии: моторная, сенсорная и психическая. В нашем исследовании, с точки зрения совершенствования учебно-тренировочного процесса в тяжёлой атлетике, наиболее информативной является моторная асимметрия, которая может оказывать существенное влияние на технику выполнения двигательных действий конкретного спортсмена. Под моторной асимметрией обычно понимается определённая совокупность признаков неравенства функций рук, ног, различных половин туловища и лица при формировании общего двигательного, а также, в частности, и специализированного спортивного «поведения» человека. Такая асимметрия, по результатам исследований в различных видах спорта, может оказывать весьма существенное влияние - как положительное, так и отрицательное - на итоговый спортивный результат, в частности, на этапе высших спортивных достижений. Поэтому в зависимости от спортивной специализации необходимо такое построение тренировочного процесса, которое будет направлено либо на сглаживание, либо на усиление этой асимметрии [6, 8]. Например, в художественной гимнастике для спортсменок необходимо симметричное развитие силы, гибкости и координации в вертикальной плоскости при выполнении ими прыжков, гибкости во фронтальной плоскости при выполнении поворотов и равновесий [7]. В спортивно-прикладных видах единоборств выявление моторной симметрии-асимметрии при выполнении технических действий руками и ногами позволяет определить индивидуальную направленность в тренировочном процессе конкретного спортсмена [2]. Для достижения спортсменом высокого уровня технической подготовленности в тяжёлой атлетике очень важно, с одной стороны, опираться на уже существующие адекватные модельные характеристики, а с другой стороны - использовать индивидуальный подход в учебно-тренировочном процессе [5].

Цель исследования - определение влияния изменения дихотомии (симметрии-асимметрии) физического развития на рост мастерства спортсменов в тяжёлой атлетике.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

- анализ литературных источников по влиянию дихотомии (симметрии-асимметрии) на достижение результатов в различных видах спорта;

- антропометрические измерения у штангистов различной квалификации -спортсменов-разрядников и спортсменов высокого уровня;

- математические модели для косвенной оценки параметров поперечного сечения мышц верхних (плеча) и нижних (бедра) конечностей штангистов.

Нас в первую очередь интересовало, каким образом учебно-тренировочный процесс в тяжёлой атлетике отражается на изменении обхватов плеча и бедра, а также анатомических поперечников мышц-антагонистов плеча и бедра у спортсменов различной квалификации. Следует отметить, что в настоящее время достоверно оценить поперечное сечение мышц человека возможно, но только применяя здесь достаточно сложные и дорогостоящие методы, а именно - это компьютерная или магнитно-резонансная томография [1]. Вместе с тем, В.С. Степановым [4] была разработана методика косвенной оценки поперечного сечения мышц на основе ряда антропометрических измерений и математических моделей (рисунок; формулы 1, 2). Антропометрические измерения включали в себя оценку обхватов плеча и бедра, а также параметров к1 (БЕ) и к2 (ОБ) в трансверсаль-ной (горизонтальной) плоскости на плече и бедре (рисунок).

Площадь поперечного сечения (или анатомический поперечник) мышц-антагонистов плеча и бедра (51 и £2) оценивалась косвенно на основе данных об обхватах (с) плеча и бедра, значений к и к по формулам 1 и 2:

(к1 + к2 )2 ( ' ' ' ' ^

■Si =-

=

п . к2 — ki 2 (к2 - к1 )

--arcsin —-------ir

2 к2 + ki

л/к1к2

2

4п2

п

- — arcsin

(к2 — ki )

c—п —2 (c—2пк1) п)

(i),

(2),

где Б! - площадь фигуры ОАБВО; Б2- площадь фигуры АБВЕЛ; к1 - БЕ; к2 - ОБ (рисунок Б); с - длина окружности (обхват плеча или бедра).

В проведённом исследовании приняли участие две группы спортсменов (32 человека) различной квалификации:

- 16 тяжелоатлетов-разрядников;

- 16 тяжелоатлетов высокой квалификации (мастеров спорта и мастеров спорта международного класса).

После проведения всех необходимых антропометрических измерений и расчётов на основе математических моделей, по формуле 3 рассчитывался коэффициент асимметрии физического развития (Кс):

Рисунок - Схема измерения параметров к1 и к2 на бедре в трансверсальной (горизонтальной) плоскости (А); схема косвенной оценки площади поперечного сечения мышц-антагонистов в горизонтальной плоскости (Б)

Кас = X—Y 100%

ас X

(3),

ных показателей, Y

где: X- значение большего из симметрич-значение меньшего из симметричных показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для совершенствования учебно-тренировочного процесса спортсменов не только элитного, но и юниорского уровня в тяжёлой атлетике, - техники выполнения соревновательных двигательных действий - необходимо было определение индивидуальной дихотомии конкретного штангиста. Поэтому для наиболее достоверного итогового результата следует рассматривать общий центр масс тела человека (ОЦМ) как центр дихотомии физического развития человека, где пересекаются три взаимно перпендикулярные плоскости: сагиттальная, фронтальная и трансверсальная (горизонтальная), условно «разделяющие» тело на правую и левую, переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю части.

Следовательно, и изменение дихотомии при повышении спортивного мастерства штангистов следует рассматривать также в трёхмерном пространстве [3]. При сравнении двух групп - спортсменов-разрядников и спортсменов высокой квалификации - были предварительно измерены такие антропометрические показатели, как:

- обхваты правого и левого бедра при расслабленном состоянии мышц;

- обхваты правого и левого плеча при расслабленном состоянии мышц.

В ходе проведённого исследования выявлены следующие статистически достоверные изменения в дихотомии физического развития по мере роста спортивного мастерства штангистов [4].

При сравнении такого показателя, как коэффициент асимметрии (Кас) у двух групп было определено, что у спортсменов высокой квалификации правосторонняя асимметрия плеч меньше (2,7%), чем у спортсменов-разрядников (4,3%) относительно сагиттальной плоскости. Для бёдер была выявлена, хотя и недостоверная, но левосторонняя асимметрия. Для спортсменов высокой квалификации Кас, характеризующий асимметрию обхватов левого и правого бедра, равен 0,3%. У спортсменов-разрядников эта величина, соответственно, равна 1,7%. Следовательно, по мере роста уровня спортивного мастерства происходит уменьшение асимметрии физического развития штангистов относительно сагиттальной плоскости. Коэффициенты асимметрии (Кас) плеч и бёдер имеют настолько низкие значения, что можно говорить о практически одинаковом развитии правой и левой сторон тела, как достаточно объективном показателе.

Относительно фронтальной плоскости была выявлена уже совсем другая закономерность. Так у спортсменов высокой квалификации Кас для плеч меньше (20,5%) по сравнению с Ксю у спортсменов-разрядников (22,1%). Вместе с тем, у высококвалифицированных спортсменов Кас для бёдер увеличивается (50,9%) по сравнению со спортсменами-разрядниками (41,1%). Таким образом, рост спортивного мастерства приводит к уменьшению (хотя и незначительному) асимметрии показателей физического развития относительно фронтальной плоскости мышц плеч и достаточно большому увеличению асимметрии у мышц бёдер. Такой результат может быть связан, скорее всего, с асимметричным движением ног при выполнении соревновательного упражнения - толчок штанги от груди. Следовательно, физическое развитие у штангистов высокой квалификации во фронтальной плоскости характеризуется достаточно большой асимметрией: имеет место преобладающее развитие мышц передней поверхности бедра по сравнению с развитием мышц задней поверхности бедра.

Наконец, относительно трансверсальной плоскости наблюдается снижение показателя Кас у штангистов высокой квалификации по сравнению со спортсменами-разрядниками. Для плеча и бедра правой части тела эти величины соответственно равны: 38,8% (для первых) и 43,5% (для вторых). Для плеча и бедра левой части тела эти показатели составляют уже соответственно 40,7% и 46,9%. Следовательно, было определено, что повышение уровня спортивного мастерства приводит у тяжелоатлетов к небольшому уменьшению асимметрии физического развития относительно трансверсальной плоскости. Сами коэффициенты асимметрии физического развития у спортсменов относительно этой плоскости всё-таки довольно велики и сравнимы с Кас относительно фронтальной плоскости. Полученные результаты при сравнении двух групп штангистов - спортсменов высокой квалификации (мастеров спорта и мастеров спорта международного класса) и спортсменов-разрядников - позволяют внести в учебно-тренировочный процесс подготовки, как элитных спортсменов, так и перспективных юниоров соответствующие изменения, связанные с наличием у них индивидуальных особенностей в дихотомии физического развития относительно трёх взаимно перпендикулярных плоскостей.

ВЫВОДЫ

1. Подготовка конкурентоспособных штангистов мирового класса в России требует совершенствования методики обучения на всех этапах учебно-тренировочного процес-

са - от базовой подготовки и до элитного уровня. Особое внимание необходимо обратить на целенаправленное изменение дихотомии физического развития тяжелоатлетов относительно всех трёх взаимно перпендикулярных плоскостей.

2. Результаты проведённого исследования позволили выявить следующие закономерности. С ростом уровня спортивного мастерства коэффициенты асимметрии (Кас) плеч и бёдер относительно сагиттальной плоскости уменьшаются. Однако они имеют достаточно низкие значения 2,7% и 0,3%, что говорит о практически одинаковом развитии правой и левой сторон тела. Коэффициенты асимметрии относительно фронтальной плоскости имеют тенденцию к уменьшению для плеч и увеличению для бёдер, а для трансверсальной плоскости - к уменьшению, как для плеч, так и для бёдер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегун П.И. Биомеханика опорно-двигательного аппарата человека : монография / П.И. Бегун, А.В. Самсонова. - Санкт-Петербург : Кинетика, 2020.- 179 с.

2. Зависимость проявления моторной симметрии-асимметрии парных конечностей от дви-гательно-координационных способностей занимающихся прикладными видами единоборств / А.В. Еганов, Ю.Г. Мартемьянов, В.В. Янчик, А.О. Халабов // Современные наукоёмкие технологии. -2019. - № 2. - С. 168-173. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37429 (дата обращения: 10.11.2021).

3. Козлов И.М. Дихотомия (симметрия-асимметрия) физического развития спортсменов / И.М. Козлов, А.В. Самсонова, В.С. Степанов // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 4. - С. 24-26.

4. Степанов В.С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трёхмерном пространстве : дис. ... д-ра пед. наук / Степанов Владимир Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2001. - 396 с.

5. Хасин Л. А. Анализ и формирование рекомендаций по совершенствованию техники выполнения рывка штанги тяжелоатлетов высокой квалификации / Л.А. Хасин, А.Б. Рафалович // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 318-324.

6. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопутствующий спортивному результату / С.С. Худик, А.И. Чикуров, А. Л. Войнич, С.В. Радаева // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 421. - С. 193-202.

7. Чивиль А.А. Значение симметричного развития физических качеств в художественной гимнастике / А. А. Чивиль // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 169-173.

8. Швирид А.И. Симметрия и асимметрия в спорте / А.И. Швирид // Физическая культура: проблемы обучения и воспитания: сборник статей. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. - С. 51-55.

REFERENCES

1. Begun, P.I. and Samsonova, A.V. (2020), Biomechanics of the human musculoskeletal system, Kinetics, St. Petersburg.

2. Eganov, A.V., Martemyanov, Yu.G., Yanchik, V.V. and Khalabov, A.O. (2019), "Dependence of paired limbs motor symmetry-asymmetry signs on motor-coordinating abilities of sportsmen, doing practical combat sports", Modern High Technologies, No. 2, pp. 168-173, available at https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37429 (accessed 11 November 2021).

3. Kozlov, I.M., Samsonova, A.V. and Stepanov, V.S. (2005), "Dichotomy (symmetry-asymmetry) physical development of athletes", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 24-26.

4. Stepanov, V.S. (2005), Asymmetry of motor actions of athletes in three-dimensional space, dissertation, St. Petersburg.

5. Khasin, L.A. and Rafalovich, A.B. (2021), "Analysis and formation of recommendations for improving the technique of snatch of a bar of weight-lifters of high qualification", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 318-324.

6. Khudik, S.S., Chikurov, A.I., Voynich, A.L. and Radaeva, S.V. (2017), "Functional asymmetry as a biological phenomenon associated with athletic performance", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, No. 421, pp. 193-202.

7. Chivil, A. A. (2013), "Importance of symmetric development of the physical qualities in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), pp. 169-173.

8. Svirid, A.I. (2018), "Symmetry and asymmetry in sport", Physical Culture: problems of education and upbringing: collection of scientific works, Ural Federal University the name of the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, pp. 51-55.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.03.2022

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт филиал Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Набережные Челны

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогических условий, необходимых для повышения эффективности проведения спортивной работы ( СР ) со студентами вузов. Авторы выделяют следующие педагогические условия, необходимые для повышения эффективности проведения СР со студентами вузов: разработка плана СР со студентами вузов на год и на месяц; строгое соблюдение плановых спортивных мероприятий; направленность спортивных мероприятий на улучшение физического развития, функционального состояния и укрепление здоровья студентов; создание предпосылок для роста спортивного мастерства студентов и достижения высоких результатов в спорте; реализация индивидуального подхода к тренировочному процессу студентов; разработка объективных критериев для оценки качества проведения СР со студентами вузов.

Ключевые слова: педагогические условия; проведение спортивной работы; эффективность; студенты высших учебных заведений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p430-433

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF SPORTS WORK WITH UNIVERSITY STUDENTS

Sergey Aleksandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Olga Niko-laevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Nuriya Halimovna Gzhemskaya,

the candidate ofpedagogical sciences, docent, Naberezhnye Chelny institute branch of Kazan (Volga) Federal University, Naberezhnye Chelny

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the justification of pedagogical conditions necessary to increase the efficiency of sports work with university students. The authors highlight the following pedagogical conditions necessary to increase the effectiveness of sports work with university students: development of a plan of sports work with university students for a year and a month; strict observance of planned sporting events; the focus of sporting activities on improving the physical development, functional condition and health of students; creation of prerequisites for growth of sportsmanship of students and achievement of high results in sports; implementation of individual approach to training process of students; the development of objective criteria for assessing the quality of sports work with university students.

Keywords: pedagogical conditions; carrying out of sports work; effect; students of higher educational institutions.

Современная спортивная работа (СР) в вузах требует новых подходов к ее организации и проведению со студенческой молодежью. [1-6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.