УДК 94(470.51) “1918”
Коробейников Алексей Владимирович издатель журнала «Иднакар» http://vk.com/id5892837
Мы приглашаем историков и краеведов поучаствовать в создании номеров Иднакара, которые будут посвящены событиям Восстания и рассказываем о собственном опыте издания книг на эту тему.
ИЖЕВСКО-ВОТКИНСКОЕ ВОССТАНИЕ: навстречу 95-летию (приглашение к публикации)
Ижевско-Воткинское восстание как оригинальное и малообъяснимое явление отечественной истории привлекло повышенный интерес исследователей, издателей и читателей после развала СССР. Публикации и диссертации по данной теме тогда «посыпались» как из рога изобилия. В последние четыре-пять лет, правда, волна публикаторской активности в бумажном виде отхлынула, но зато тема перекочевала в статьи и обсуждения на форумах, и для этого были даже созданы специальные интернет-сайты. И читатель может справедливо сказать: «Да зачем нам ещё одна книжка; накупил и накачал я их уже немало...»
Однако читатель сам может легко убедиться, что до наших дней основная масса публикаций о Восстании, за очень малым их исключением, всё «топчется вокруг да около» уже порядком измусоленной темы о «самом крупном выступлении рабочих против большевиков», рассматривая это явление то с «Красных», то с «Белых» позиций.
Полагаем, однако, что объективный историк, в том числе и историк-любитель может и должен быть беспартийным и, как честный судья, не подыгрывать ни одной из сторон. В условиях современной России всё больше людей могут позволить себе критический взгляд на вещи, а Интернет и доступность «вольных» типографий позволяют свои взгляды публиковать.
*
Сегодня в Сети есть и электронные книги, и даже тексты диссертаций, которые, по идее, должны были бы отразить современное состояние изученности ключевых проблем Восстания. И они, как бы, отражают. Но как отражают?
Вот, к примеру, Анатолий Гончаров пишет про Святогорское восстание,
Виктор Якунцов - про Сайгатское, Димитрий Чураков описывает роль рабочих, Павел Дмитриев изучает Союзы фронтовиков, Сергей Бехтерев - эсе-ров-максималистов, Евгений Ренёв - латышей, Евгений Шумилов - ижевцев, а автор этих строк - воткинских судостроителей и т.д. и т.п. Но, может быть, настала пора объединить наши усилия?
Понятно, что каждый пишет про то, что близко и интересно именно ему, что он сам «раскопал», глубже других изучил. Но в итоге Восстание как явление, имевшее свои объективные проявления на протяжении трёх месяцев на обширной территории, распадается на дискретные и узко местные фрагменты; как говорится, исследователи, а за ними и читатели за отдельными деревьями не видят леса.
А, во-вторых, «выколупывая изюминки» по своей хронологически, территориально или социально зауженной теме, исследователь всё равно тратит и время и деньги, но обнаруженный и прочитанный им документ, если он выходит за рамки избранного заранее формата, в научный оборот не вводится; как говорил мне один из коллег: «Почитал я дела в архиве, поудивлялся, и назад сдал.».
В-третьих, едва ли не всё, что было написано про Восстание до сего дня, было опубликовано на устаревших принципах информатики. И речь идёт даже не о том, что множество публикаций в малотиражных изданиях не отражены в электронных библиотеках в качестве полнотекстовых версий и, соответственно, для широкого читателя остаются известными в лучшем случае по названию. Нет, речь о другом: действующий по сей день стандарт научной публикации (как полагаем, совершенно устаревший) требует от автора указывать лишь ссылку на источник заимствованных данных вне зависимости от того, опубликован этот источник или нет, и может его кто-то, кроме самого автора исследования, прочитать без чрезвычайных материальных затрат или нет. Поэтому ни согласиться с выводами исследователей, ни поспорить с ними, не имея в руках опубликованные источники, просто невозможно.
**
Отдельное слово следует сказать о краеведах. Эти люди, по собственному почину и на свои средства, роются в архивах как государственных, так и личных, пишут статьи, которые появляются в газетах и на многочисленных сайтах. Это, конечно же, прекрасно: они таким образом, во-первых, просвещают людей, в первом приближении рассказывая о событии Восстания, которое до наших дней пока не стало явлением народной исторической памяти. С другой стороны, они своими публикациями поддерживают в читателе (особенно молодом) угасаю-
щий огонёк интереса к отечественной истории. И то и другое замечательно, и краеведы достойны общественной признательности и уважения. Однако и здесь есть свои НО.
Известно, что краеведы творят зачастую в формате, который следовало бы назвать публицистикой. Действительно, газета или интернет-сайт, куда они несут свои творения, от них никаких ссылок на источники заимствованной информации не требует, и в лучшем случае публикация сопровождается ремаркой «Написано по материалам такого-то архива». И дело даже не в том, что такими публикациями краеведы формально нарушают права фондодержателя, то есть собственника носителей информации - музея или архива, нет, получается, что они работают крайне непроизводительно. В самом деле, отчего бы им не сопровождать свои публикациями научно-справочным аппаратом? Ибо в этом случае всё написанное ими приблизится к формату публикации научной.
Но, видимо, «большая наука» краеведам не нужна, им важнее пока заявить о себе, реализовать свой творческий потенциал? Вот и получается, что архивный поиск некоторые из них так и так проводят, время и деньги свои тратят, а научной продукции не производят. Впрочем, поскольку это их собственное, а не казённое время, и их деньги, то никакого упрёка им сделать за это нельзя.
Дело тут в другом. Понятно, что есть «пронаучная» публицистика, и есть собственно наука и научные публикации. Но тут, возможно, получается следующее: заглотив газетно-интернетовскую публицистику, так сказать, перекусив «Сникерсом», читатель может получить вредную иллюзию сытости и почувствует, что он уже всё по теме знает, и тратить силы на добывание и усвоение научной информации уже не станет? На бытовом уровне, все мы, однако понимаем, что и овсяная каша и овощи для организма куда как полезнее, чем фаст-фуд, и в области пищи духовной, наверное, дело должно обстоять именно так.
Иными словами, краеведам можно сказать, что им остался лишь один простой и короткий шаг до вступления на поприще науки, а именно, им надо лишь оформлять свои произведения в соответствии со стандартом научной публикации.
А где же им печататься, спросите вы? Да хотя бы в данном издании, которое вы держите в руках. Со своей стороны, мы предпринимаем шаги к тому, чтобы объединить всех заинтересованных лиц, поддерживая контакт с краеведами, историками и архивистами Воткинска и Ижевска.
$ $ $
Идя навстречу 95-летию Восстания, мы1 уже выпустили несколько книжек, которые освещают это историческое явление с разных сторон. Как говорилось в нашем недавнем прошлом: «Перестройку начинай с себя».
Чуть более года тому назад автор этих строк начал работу над темой, опубликовав программную статью в журнале Иднакар [1]. Но, как оказалось, книжный формат даёт куда как больше возможностей для реализации принципов современной научной публикации. Что имеется в виду?
В каждой из наших книг читатель под одной обложкой, по факту, получает сразу 2 книги: публикацию полнотекстовых источников и наше исследование. Если наши выводы кого-то не убеждают, то читатель имеет возможность использовать публикуемые архивные тексты и фотографии для собственного исследования.
Для сведения читателя, прежде всего, следует сказать о начатой нами серии «Ижевско-Воткинское восстание: Красные мемуары» [2]
Уже в первой изданной нами книжке есть один обширный текст, который смотрится очень необычно на фоне источников по истории Восстания: речь идёт
0 воспоминаниях Елены Ивановны Юрасовой. В подростковом возрасте она стала свидетельницей Восстания и описала события в своём дневнике, который долгие десятилетия лежал в архиве под спудом. Разумеется, записанное двенадцатилетней девочкой носит печать субъективности, но острая наблюдательность и пытливый ум, за которые Елена имела прозвище «Шерлок Холмс», позволили ей зафиксировать многие детали, которые взрослые мемуаристы просто не заметили; но именно эти детали делают Сто дней Восстания историей живых людей с их радостью и болью.
Своеобразной антитезой искренним и бесхитростным воспоминаниям Елены Юрасовой в названной книжке является текст, написанный командиром Воткинского Карательного отряда ЧК. Здесь мемуарист описывает совершённое им садистическое убийство и с гордостью повествует об иных фактах своего «геройства».
Отдельный блок мемуаров составляют никогда ранее не публиковавшиеся воспоминания современников и сослуживцев В.М.Азина, которые дают картину клинических проявлений его кокаиновой наркомании, и малоизвестные источники, свидетельствующие о перехода Азина на сторону противника. Всё это показывает героя Г ражданской войны с нового ракурса.
Разумеется, дорогой читатель, мы не ставили себе целью выискивать и публиковать «чернуху», нет, мы просто напечатали то, что в Советское время
1 Г оворя мы я всегда имею в виду тех, кто поделился со мной информацией и покритиковал
либо отбрасывалось как негодное целиком, либо сильно редактировалось.
Пожалуй, самый скорый общественный резонанс дошёл до нас после выхода в свет книжки о людском составе Воткинской Народной армии [3]. Здесь мы опубликовали в алфавитном порядке материалы к послужным спискам на 350 командиров и специалистов этого воинского контингента. Отрадно то, что некоторые из читателей нашли в данном алфавите данные на своих родственников и были настолько любезны, что проинформировали нас об этом.
рукопись на этапе её подготовки. ИДНАКАР 1 (16) 2013
30
www.idnakar.ru
В том же издании мы поместили обширную главу о роли бывших чехословацких военнопленных в становлении Народной армии, и о роли чехословаков в событиях Восстания. Материал также сопровождается именными списками чехословаков и выписками из архивных документов.
Также мы описали в первом приближении биографии трёх офицеров из высшего командования Народной армии, ибо наше внимание привлекло то обстоятельство, что множество командиров-офицеров здесь оказалось выходцами с Балтийского флота. Этот факт пока не нашёл своего объяснения, но он, несомненно, сыграл свою роль в том, что Воткинцы создали Галёвскую речную флотилию и нанесли в речных боях поражения флотилиям Красных [4].
Тема о речной войне на Каме осенью 1918 г. оказалась для нас, как говорится, «попаданием в десятку»; именно она вызвала особый интерес читателей по всей России и за рубежом; интернет-магазин «Книги Удмуртии» получает столько заявок на эти издания, что пришлось выпускать их уже вторым дополнительным тиражом [5].
В апреле нами сдана в печать книжка, посвящённая расследованию запутанных обстоятельств захвата миноносцами Волжской флотилии Гольянской «баржи смерти» 17 октября 1918 г. [6].
Впрочем, довольно саморекламы: о достоинствах и недостатках названных изданий предоставляем судить вам, дорогой читатель.
Итак, приглашаем всех, кто заинтересован в изучении родной истории, принять участие в номерах Иднакара, которые будут посвящены Ижев-ско-Воткинскому восстанию. Автор будет рад получить ваши материалы и отклики:
alexeika! 961 @yandex.ru 8 909 060 47 77
Библиография
1. Коробейников А.В. О проблематике военной истории Ижевско-Воткинского восстания. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (14). - 2012. - С. 111-119
2. Коробейников А.В. Ижевско-Воткинское восстание: красные мемуары.
Ч.1 - Ижевск: Иднакар, 2013 - 120 с.
3. Воткинская Народная армия в 1918 г. Ч. 1. Людской состав / А. В. Коробейников. - Ижевск: Иднакар, 2013. - 128 с.
2 Белыми источниками роль чехословацкого фактора в истории Восстания отрицается. www.idnakar.ru 31 ИДНАКАР 1 (16) 2013
4.Коробейников А.В. Волжская флотилия против Прикамской Народной армии (осень 1918 г.). - Ижевск: Иднакар, 2G12.-98 с., илл.
5. Коробейников А.В. Воткинское судостроение и Гражданская война. (Очерки социальной истории города и завода) - Ижевск: Иднакар, 2G12.-198 с.
6. Коробейников А.В. О мичмане Ильине, его жене и «Гольянской барже». Ид-
накар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: науч-
но-практический журнал. № 2 (15). - 2G12. - 1бб с.