Научная статья на тему 'Изготовление конструкции типа «Блиск» для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)'

Изготовление конструкции типа «Блиск» для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
494
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ГТД) / КОНСТРУКЦИЯ ТИПА «БЛИСК» / ЛОПАТКИ / МЕТОД ГОРЯЧЕГО ИЗОСТАТИЧЕСКОГО ПРЕССОВАНИЯ (ГИП) / МЕТОД ДИФФУЗИОННОЙ СВАРКИ / ЛИНЕЙНАЯ СВАРКА ТРЕНИЕМ / МЕТОД ДИФФУЗИОННОЙ ПАЙКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Туль Полина Алексеевна

В статье представлен обзор применяемых технологий и упрощённый процесс изготовления высокоответственной конструкции типа «блиск» для авиационных газотурбинных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Туль Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изготовление конструкции типа «Блиск» для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ТИПА «БЛИСК» ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ГТД)

Туль П.А.

Туль Полина Алексеевна - студент,

кафедра технологии производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов, факультет аэрокосмических наукоёмких технологий и производства, Московский авиационный институт, г. Москва

Аннотация: в статье представлен обзор применяемых технологий и упрощённый процесс изготовления высокоответственной конструкции типа «блиск» для авиационных газотурбинных двигателей.

Ключевые слова: газотурбинный двигатель (ГТД), конструкция типа «блиск», лопатки, метод горячего изостатического прессования (ГИП), метод диффузионной сварки, линейная сварка трением, метод диффузионной пайки.

Современную авиационную промышленность невозможно представить без внедрения в двигатели различных перспективных конструкций. Одной из их важнейших задач является повышение энергоэффективности ГТД посредством повышения температуры рабочего газа в тракте двигателя и снижения массы его подвижных частей.

К наиболее ответственным из подвижных деталей относится рабочее колесо турбины, а самая высоконагруженная его часть - место соединения лопаток с диском. Высокие густота лопаточной решётки и окружные скорости приводят к неравномерности нагрузки и нагрева тракта. Решением данной проблемы, в ряде случаев, может стать замена традиционного рабочего колеса турбины с механическим соединением лопатки с диском на монолитное неразъёмное колесо - блиск.

При производстве конструкций типа «блиск» необходимо учитывать жёсткие температурные условия работы, которые обязывают выполнять этот элемент из жаропрочных и износостойких материалов. Диапазон рабочих температур в профиле лопаток на колесе турбины находится в пределах от 750 до 1150, что предполагает сочетание в изделии разноимённых сплавов: для диска -жаропрочные деформируемые, а для лопаток - литейные монокристаллические [1]. В связи с этим, ключевое значение имеет технология получения таких высокопрочных неразъёмных соединений.

Метод горячего изостатического прессования (ГИП). В ходе данной операции заранее изготовленные литые лопатки с помощью керамических элементов устанавливают в капсулу, которую в последующем заполняют порошком дискового сплава, герметизируют и проводят процесс ГИП. По окончании процесса капсулу удаляют с помощью травления, а диск подвергают механической обработке [2].

Метод диффузионной сварки. Сложность метода заключается в трудоёмкости подготовки поверхностей к сварке, а также в невозможности на данный момент достоверно оценить качество произведённой операции. Однако положительным результатом использования метода диффузионной сварки является образование прочного соединения в зоне контакта свариваемых элементов, получаемое за счёт взаимной диффузии атомов металлов.

Линейная сварка трением. При применении этого метода детали нагреваются благодаря преобразованию механической энергии в тепловую, в результате трения при возвратно-поступательном движении [3]. Преимуществом данного метода является предъявление меньших требований к чистоте обрабатываемых поверхностей по сравнению с предыдущим.

Метод диффузионной пайки. Данная технология является наиболее эффективной при получении всех паяных соединений диска с лопатками. К главным достоинствам

I 14 I

метода относится отсутствие повышенных требований к подготовке соединяемых поверхностей и пайка элементов всего изделия за одну технологическую операцию.

На основе изложенных методов получения неразъёмных соединений можно составить упрощённый технологический процесс изготовления блиска:

1. Отливка лопаток

2. Пайка лопаток в технологическую оснастку

3. Изготовление дисковой части

4. Сборка капсул с дисковой частью

5. Герметизация и балансировка

6. Последующая механическая обработка

Проведённые исследования опытного образца-демонстратора ротора ГТД с применением неразъёмного соединения позволили [4] :

• снизить массу обода рабочего колеса на 7%

• снизить напряжения в ступице диска на 14%

• исключить крепёжные фиксирующие элементы лопаток

• уменьшить удельный вес всего двигателя

• уменьшить расхода топлива

• получить возможность расположения большего числа лопаток

• увеличить температуру газа перед турбиной на 5-7%

• увеличить мощность двигателя (повысить КПД на 1 -2%)

• увеличить долговечность рабочего колеса турбины в 2-3 раза.

Выше представленные результаты, полученные в ходе прочностных, динамических и прочих исследований, позволяют оценить конструкцию типа «блиск» как высокотехнологичную и перспективную для авиационного двигателестроения.

Список литературы

1. Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М. Высокожаропрочные деформируемые никелевые сплавы для перспективных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер.: Машиностроение, 2011. SP2. С. 98-103.

2. Магеррамова Л.А. Применение биметаллических блисков, изготавливаемых методом ГИП из гранулируемых и литейных никелевых суперсплавов, для увеличения надежности и ресурса газовых турбин // Вестник УГАТУ, 2011. № 4 (44). С. 33-38.

3. Поварова К.Б., Валитов В.А., Овсепян С.В., Дроздов А.А., Бзылева О.А., Валитова Э.В. Изучение свойств и выбор сплавов для дисков с лопатками («блисков») и способа их соединения // Металлы, 2014. № 5. С. 61-70.

4. Оспенникова О.Г., Лукин В.И., Афанасьев-Ходыки А.Н., Галушка И.А. Изготовление конструкции типа «блиск» из разноимённого сочетания материалов (обзор). Электронный научный журнал «Труды ВИАМ». № 10, 2018.

I 15 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.