Научная статья на тему 'Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма'

Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1536
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянин Алексей Владимирович

В статье подвергаются анализу проблемы юридической оценки действий, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, и влияние изучаемого явления на экономическую безопасность России. Также в работе анализируемое деяние рассматривается как способ финансирования экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрянин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manufacture or sale of counterfeit money or securities as a threat to economic safety and as a means of financing terrorism

In this article problems of a legal assessment of actions connected with manufacturing and sale of fake money and securities and influence of the studied phenomenon on economic of Russia are expose. Also in this work analyzable act considered as a way of funding of extremism.

Текст научной работы на тему «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма»

Воронков А.Н. Экономическая безопасность России в сфере открытых инноваций

экономическйя беэопйсность госчдйрстйй: политические ориентиры, зйконодйтельные приоритеты, прйктикй обеспечения

прорыва могут позволить России получить выгоды от открытых инноваций и избежатьугроз экономической безопасности.

Примечания

1. См.: Брюс Э. Инновации. — М., 2010. — С. 17.

2. См.: Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире // МОСТ. — 2002. — № 53. — С. 60.

3. См.: Субетто А.И. Непрошенные мысли. — СПб., 2002. — С. 36.

4. См.: Спицын В.В. Россия в формирующейся международной системе открытых инноваций: возможности и угрозы // Инновации. — 2010. — № 7 (141). — С. 22.

5. См.: Яковлев Э.Н. Человеческие ресурсы как фактор обеспечения экономической безопасности России в современных условиях: правовая регламентация, экономическая характеристика / Э.Н. Яковлев, С.С. Чеботарев, А.А. Звягин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2010. — № 1 (12). — С. 244.

A.B. Петрянин

Петрянин Алексей Владимирович — докторант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг какугроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма

В статье подвергаются анализу проблемы юридической оценки действий, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, и влияние изучаемого явления на экономическую безопасность России. Также в работе анализируемое деяние рассматривается как способ финансирования экстремизма.

In this article problems of a legal assessment of actions connected with manufacturing and sale of fake money

and securities and influence of the studied phenomenon on economic of Russia are expose. Also in this work analyzable act considered as a way of funding of extremism.

Продолжающийся рост фальшивомонетничества, а также пробудившийся интерес к рассматриваемому преступлению со стороны экстремистских организаций указывает на необходимость усиления борьбы с изучаемым правовым явлением. Причем ежегодно отмечается улучшение качества подделок, что увеличивает степень общественной опасности фальшивомонетничества. Прирост рассматриваемого преступления за последние пять лет составил более 43,5%. Такой рост этого тяжкого преступления за анализируемый период в первую очередь был обусловлен финансовым мировым кризисом и отсутствием хорошо отлаженной системы профилактики и борьбы с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, а также изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг в целях финансирования экстремизма. На основании вышеизложенного необходимо отметить, что современные фальшивомонетчики, посягают не только на экономическую безопасность, но и на конституционный строй России, руководствуясь при этом экстремистскими мотивами.

В данной статье, будут предложены законодательные меры предупреждения изготовления или

сбыта поддельных денег или ценных бумаг, в том числе содержащих в себе отдельные формы экстремистских проявлений.

С нашей точки зрения, настоящая работа должна быть построена по двум основным направлениям:

1) противодействие изготовлению или сбыту поддельных денег или ценных бумаг как угрозе экономической безопасности России;

2) предупреждение фальшивомонетничества, содержащего в себе отдельные формы экстремистских проявлений.

Определяя опасность фальшивомонетничества для экономической безопасности, хотелось бы отметить, что ее обеспечение базируется на Указе Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1. В рассматриваемом нормативно-правовом акте закреплено, что государственная стратегия экономической безопасности России является составной частью национальной безопасности РФ.

Государственная стратегия экономической безопасности России признана составной частью национальной безопасности РФ. Президентом РФ

определены критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности России. К ним отнесена устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внутреннего и внешнего долга и дефицита платежного баланса, обеспечения финансовых условий для активизации инвестиционного процесса.

Закрепляя это направление в качестве одного из приоритетных, анализируемый указ, тем не менее, не дал понятия экономической безопасности. Данный пробел исключает возможность деферен-цированного подхода к изучению экономической безопасности. Некоторые российские ученые при исследовании этой проблемы дают свое определение экономической безопасности.

С.В. Степашин рассматривает экономическую безопасность как режим функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором обеспечиваются неуязвимость и независимостьэкономических интересов РФ по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям2.

По мнению В.М. Баранова, экономическая безопасность — это состояние политико-правовой обеспеченности (гарантированности)устойчивого функционирования хозяйственно-экономических субъектов, в целом государства, отдельной личности в пределахэкономически обоснованного объема ограничений (пределов), позволяющего предотвращать радикальные изменения негативного характера3.

С нашей точки зрения, последнее определение представляется наиболее полным и правильным, поскольку принципиальным элементом содержания понятия «экономическая безопасность государства» выступает стабильность условий, при которых хозяйствующие субъекты (в целом государство и его составные части, производственные и общественные объединения, граждане) свободно, самостоятельно и инициативно осуществляют свою деятельность, не опасаясь угрозы и не причиняя вреда другим экономическим агентам.

Важнейшим составляющим компонентом экономической безопасности является финансовая безопасность — такое состояние финансовой системы, при которой государство может в определенных законами пределах гарантировать стабильность функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

При подделке денег и ценных бумаг под угрозу ставятся как конкретные финансовые институты, деятельность которых регламентирована нормативно-правовыми актами, так и стабильность и равновесие определенного сегмента финансового рынка — денежного и фондового.

На основании вышеизложенного, предлагаем следующие законодательные меры по совершенствованию статьи 186 УК РФ, направленные на обеспечение экономической безопасности России:

1. Предметами преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ, могут быть также безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги.

В современной развитой экономике большинство расчетов осуществляется в безналичном порядке с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах, а также с помощью бездокументарных ценных бумаг. Безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги широко используются в обороте и в качестве платежного средства, и в качестве особого товара, то есть выполняют обычные функции денег и ценных бумаг, отличающихся от традиционных лишь формой.

2. Ответственность за подделку государственных ценных бумаг и корпоративных ценных бумаг должна быть дифференцирована.

Анализ уголовных дел, возбужденных по статьям 93,931, 147УК РСФСР, показал: подделка корпоративных ценных бумаг рассматривалась как мошенничество, если были нарушены интересы государства и государственных предприятий, и составляла не более 0,1% от общего числа мошенничеств4; при нарушении имущественных интересов отдельных граждан уголовные дела не возбуждались, а возбужденные — прекращались за отсутствием состава преступления с указанием на наличие признаков гражданско-правового деликта. Эта позиция сохранилась и в современной правоприменительной деятельности подразделений БЭП.

Интервьюирование 128 сотрудников ОБЭП и следственных органов Нижегородской, Ивановской, Калининградской, Самарской областей и г. Москвы показало, что 92,9% (119 человек) считают нецелесообразным объединять в одной норме ответственность за подделку государственных и корпоративных ценных бумаг. Основной довод

— значительная разница степени общественной опасности подделки государственных и корпоративных ценных бумаг. Причем 63,2% опрошенных (81 человек) считают, что подделка корпоративных ценных бумаг охватывается статьей 159 УК РФ, так как нарушает отношения собственности; наличие самостоятельной нормы лишьусложняет правовую оценку содеянного и ведет к ошибкам. Следует отметить, что проведенный автором анализ судебной практики продемонстрировал крайне редкое применение статьи 186 УК РФ при подделке корпоративных ценных бумаг (2 уголовных дела из 247 изученных). Практически полное отсутствие уголовных дел, возбужденных по факту подделки корпоративных ценных бумаг, сотрудники правоохранительных органов объясняют:

— нежеланием коммерческихорганизаций придавать огласке факты подделки их ценных бумаг — 21,6% (27 человек);

Петрянин А.В. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма

Петрянин А.В. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма

— пробелами в законодательстве о ценных бумагах— 57,3% (73 человека);

— наличием в обращении значительного числа незарегистрированных ценных бумаг — 12,9% (17 человек);

— низкой квалификацией сотрудников правоприменительных органов — 8,2% (10 человек).

Позиция представителей российскихделовых кругов резко отличается от подхода правоприменителей к проблеме подделки корпоративных ценных бумаг. По мнению 43 проинтервьюированных бизнесменов (в том числе 19 представителей банковских структур), изготовление и сбыт поддельных корпоративных ценных бумаг может оказать серьезное негативное влияние на развитие экономики России и размер инвестиций в ее реальный сектор. Основными причинами отсутствия уголовных дел они считают: низкую квалификацию работников правоохранительных органов — 62,2% (27 человек), пробелы в законодательстве — 11,6% (5 человек), а также боязнь утечки конфиденциальной информации через правоохранительные структуры — 26,2% (11 человек).

Подделка денег и государственных ценных бумаг, по мнению автора, может также привести к повышению уровня инфляции, к возможному дефолту государств и отдельных его субъектов. Интересно отметить, что аналогичных взглядов придерживаются не только сотрудники правоохранительных органов (98,7% опрошенных), но и представители бизнеса, считающие важнейшей задачей Российского государства укрепление российского рубля (97,5% опрошенных).

3. Частичную подделку денег и ценных бумаг следует квалифицировать как мошенничество.

Мы полагаем, что любая частичная подделка должна рассматриваться как мошенничество, поскольку частично подделанная купюра не может долго находиться в обращении в силу ее невысокого качества, и ее сбыт возможен лишь ограниченному кругу лиц при отсутствии возможности внимательно рассмотретьданную купюру.

4. Исключение из диспозиции нормы такого обязательного признака, как цель сбыта при изготовлении поддельных денег или ценных бумаг.

Данная позиция объясняется тем, что изготовление поддельных денег и ценных бумаг, явно схожих с подлинными, уже указывает корыстные мотивы их производства и возможность их сбыта. Производство купюр, явно схожих с подлинными, требует также профессиональных навыков и материальных вложений, поэтому в данной ситуации нецелесообразно доказывать эту цель, так как она очевидна.

5. Дополнить УК РФ нормой, предусматривающей самостоятельную уголовную ответственность за такое опасное деяние, как приискание, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для изготовления денег или ценных бумаг.

Данные действия носят подготовительный характер к изготовлению поддельных денег или ценных бумаг и возможному их дальнейшему сбыту. Поэтому автор предлагает криминализировать данные действия на стадии приготовления, что позволит осуществлять раннюю профилактику фальшивомонетничества.

6. Примечание к статье 186 УК РФ дополнить пунктом, в котором дается понятие материалов и инструмента, предназначенных для изготовления монет или банкнот. К таковым относятся: пластины, формы, наборы, клише, негативы, матрицы или подобные приспособления, которые по своему роду могут быть пригодны для совершения деяния, а также бумага сорта, одинакового с сортом той, которая предназначена для производства денег или ценныхбумаг, либо похожая на нее до такой степени, что нельзя отличить от подлинной.

7. В санкцию статьи, предусматривающей ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, ввести такое наказание, как штраф в качестве альтернативного наказания уже имеющимся.

8. Дополнить статью 186 УК РФ следующими квалифицирующими признаками:

— изготовление или сбыт высококачественных поддельных денег или ценных бумаг (данный вывод основан в первую очередь на высокой степени латентности, дороговизне и организованности при производстве высококачественных подделок, а также большом количестве оборотов в денежном обращении государства);

— изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенные группой лиц по предварительному сговору (эта позиция основана на том, что не все преступления, совершаемые в группе, отвечают признакам организованной группы, поэтому в статью 186 УК РФ необходимо внести такой квалифицирующий признак);

— те же деяния, совершенные в особо крупном размере.

9. Предусмотреть возможность освобождения отуголовной ответственности лица, изготавливающего поддельные деньги или ценные бумаги. Для этого примечание к статье 186 УК РФ дополнить пунктом следующего содержания:лицо будетосво-бождено отуголовной ответственности, если оно добровольным исвоевременным сообщением в органы власти об изготовлении поддельных денег или ценныхбумаг позволило избежать сбыта поддельных денег или ценныхбумаг.

10. Снизить возрастответственности за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг до четырнадцати лет с соответствующим внесением изменений в часть 2 статьи 20 УК РФ.

Особенностью современного периода в развитии исследуемого вида криминального бизнеса является подделка не только банкнот Банка России, но и валюты иностранных государств, в первую очередь долларов США.

Среди изученных уголовных дел сбыт поддельных долларов США составил 16,3% от их общего числа, а российской валюты — 83,7%.

Таким образом, тенденция распространения фальшивомонетничества представляет реальную угрозу для экономической стабильности и экономической безопасности не только России, но и других государств.

Интерес к производству или сбыту поддельных денег или ценных бумаг организаций экстремистской направленности требует выработки предупредительных мер и к данному виду преступного проявления.

Мотивы, связанные с финансированием экстремизма, террористической деятельности или поддержанием незаконных вооруженных формирований, не были присущи фальшивомонетчикам советского периода. Однако это становится обыденным на современном этапе. По данным ГУБЭП МВД России, основное производство поддельных рублей в настоящее время находится на территории республик Северного Кавказа (Чеченская Республика, Республика Дагестан).

С нашей точки зрения, в качестве низменных мотивов при подделке денег и ценных бумаг можно рассматривать следующие: корысть, создание финансовой базы для борьбы за независимость, финансирование экстремистской итеррористичес-кой деятельности, поддержание незаконных вооруженных формирований. Данные мотивы в современной криминальной среде обрели высокую актуальность, о чем свидетельствует существование огромного количества незаконных вооруженных формирований, террористических организаций, а также участившиеся за последние десять лет случаи совершения террористических актов. Для поддержания данных организаций и проведения террористических актов необходимо серьезное финансирование. Одной из форм этого финансирования является изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг. Примером может служить Чеченская Республика, на территории которой неоднократно пресекалась деятельность подпольных фабрик по производству поддельных рублей и долларов США, а также деятельность международных преступных групп, занимающихся производством за территорией России поддельных банковских билетов России и последующим их сбытом, как на территории России, так и на территории республикСНГ5.

В 2008 году на территории Чеченской Республики было ликвидировано преступное сообщество, занимающееся изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, прибыль от деятельности которого направлялась на поддержание и распространение экстремизма в регионе. Организованные группы фальшивомонетчиков Северо-Кавказского региона тесно связаны с экстремизмом, как правило, ваххабитского толка. Для них печатание подделок, это не только средство зарабатывания денег, а борьба с идеологией, про-

тив которой они выступают6. Частьденег, полученных от реализации фальшивых денежных средств, используется для закупки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ с целью организации экстремистской деятельности и террористических актов. В результате серии проведенных на Юге России операций по ликвидации преступных сообществ фальшивомонетчиков в ноябре 2007 — апреле 2009 года было задержано 7 организаторов производства и сбыта фальшивок, изъято 8 станков и свыше двадцати единиц копировально-множительной техники, обнаружено около 15 млн. фальшивых рублей и более 100 тыс. долларов США7. Данные обстоятельства указывают на активизацию экстремистских проявлений при изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг, что повышает общественную опасность рассматриваемого деяния. Следовательно, противодействие данному виду преступления необходимо активизировать с учетом проявления экстремистских мотивов, ставящих под угрозу не только экономическую безопасность государства, но и стабильность конституционного строя. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, необходимо отметить, что реализация подделок является не только эффективным инструментом финансирования экстремистских организаций, но и достижением одной из целей данных организаций, то есть эффективным способом подрыва экономической безопасности России.

В связи с вышеизложенным, целесообразно дополнить статью 186 УК РФ следующим квалифицирующим признаком: совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Подводя итог, хотелось бы предложить авторскую редакцию статей 186 и 1861 УК РФ:

Статья 186. Изготовление, сбыт, хранение, перевозка поддельныхденег или государственных ценных бумаг, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для изготовления денег или ценных бумаг

1. Изготовление, сбыт, хранение, перевозка поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для изготовления денег или ценных бумаг, —

наказывается штрафом в размере до миллиона рублей, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Изготовление или сбыт:

а) высококачественных поддельных денег или государственных ценных бумаг;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти

Петрянин А.В. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма

Петрянин А.В. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг как угроза экономической безопасности и способ финансирования экстремизма

или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) группой лиц по предварительному сговору;

г) в крупном размере —

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а)организованной группой;

б) в особо крупном размере,—

наказываются лишением свободы на срок от

восьми до пятнадцати лет.

Примечания: 1. К числу материалов и инструмента, предназначенных для изготовления монет, банкнот или ценных бумаг, относятся: пластины, формы, наборы, клише, негативы, матрицы или подобные приспособления, которые по своему роду могут быть пригодны для совершения деяния, а также бумага сорта, одинакового с сортом той, которая предназначена для производства денег или ценных бумаг, либо похожая на нее до такой степени, что нельзя отличить от подлинной.

2. Лицо будет освобождено от уголовной ответственности за изготовление поддельных денег или ценных бумаг, если оно добровольным и своевременным сообщением в органы власти о совершающемся деянии позволило избежать сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

Статья 1861. Изготовление, сбыт, хранение, перевозка корпоративных ценных бумаг, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для изготовления ценных бумаг

1. Изготовление, сбыт, хранение, перевозка поддельных корпоративных ценных бумаг, хранение или использование без разрешения материалов и инструмента, специально предназначенных для их изготовления, —

наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы на срок от четырех до семи лет.

2. Изготовление или сбыт:

а) высококачественных поддельных корпоративных ценных бумаг;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) группой лиц по предварительному сговору;

г) в крупном размере —

наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а)организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наказываются лишением свободы на срок от

семи до двенадцати лет.

Примечания: 1. К числу материалов и инструмента, предназначенныхдпя изготовления ценных бумаг, относятся: пластины, формы, наборы, клише, негативы, матрицы или подобные приспособления, которые по своему роду могут быть пригодны для совершения деяния, а также бумага сорта, одинакового с сортом той, которая предназначена для производства денег или ценных бумаг, либо похожая на нее до такой степени, что нельзя отличить от подлинной.

2. Лицо будет освобождено от уголовной ответственности за изготовление поддельных корпоративных ценных бумаг, если оно добровольным и своевременным сообщением в органы власти о совершающемся деянии позволило избежать сбыта поддельных корпоративных ценных бумаг.

Угроза изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг для национальной безопасности России требует принятия незамедлительных мер, направленных на предупреждение рассматриваемого преступления. Предложенные автором законодательные инициативы непременно станут эффективным инструментом профилактики фальшивомонетничества, совершаемого, втом числе, и под влиянием экстремистских мотивов.

Примечания

1. Российская газета. — 2009. — 19 мая.

2. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник: В 2 ч. / Под общ. ред. С.В. Степашина. — М., 2001. — Ч. 1. — С. 8.

3. См.: Баранов В.М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. — 2001. — № 1. — С. 26.

4. Использованы статистические данные, предоставленные Центром статистической информации Главного информационного центра МВД России, Верховным Судом РФ, Следственным управлением Генеральной прокуратуры.

5. См.: Справка ГУБЭП МВД России о выявленных в России источниках изготовления поддельных денежных знаков по состоянию на 25 августа 2002 года. — М., 2002. — С. 1.

6. См.: Скорцов С. Спрос на фальшивки обеспечивают взяточники // www.gzt.ru/topnews/wallet/-spros-na-faljshivki-obespechivayut-vzyatochniki-/249620.html

7. www.mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.