Научная статья на тему 'Издательству требуются технические писатели'

Издательству требуются технические писатели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Издательству требуются технические писатели»

Л.Х. Гитис,

Издательство МГГУ

ИЗДАТЕЛЬСТВУ ТРЕБУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПИСАТЕЛИ

Демократизация издательской деятельности значительно расширила круг реальных потенциальных авторов. Выяснилось, что в среде технической интеллигенции скрывался огромный авторский резерв, сдерживаемый невозможностью опубликовать написанное. В то же время новые авторы, как правило, имея обширные знания и новые идеи, не владеют даже азами литературно-технического мастерства. Работники издательств знают, насколько распространены тексты, в которых отсутствуют систематичность изложения, логика и последовательность аргументов. А что же касается ясности изложения мыслей, то автор, по-видимому, считает: если ему понятно, то и остальные разберутся. Таким образом, можно заметить, что законы литературно-технического жанра большому числу авторов просто неизвестны. В этом плане и ко многим опытным авторам можно предъявлять подобные претензии.

Надо сказать, что в условиях старых ограничений подобное отношение автора к тексту было частично оправдано. Книги писали в основном руководители или чрезвычайно заслуженные ученые. В них использовался труд коллективов: отчеты, доклады, диссертации. Эти разношерстные труды «причесывались» редакторами, которые следили за соблюдением формальных правил, а не за литературным стилем, и в таком виде шли в печать. Как легко такие книги создавались, так легко они и забывались после потери активности автора-начальника.

К примеру, посмертные переиздания научнотехнической литературы составляли доли процента от суммарного выхода подобных книг. Качество рукописи, играя второстепенную роль, при этом значения не имело.

Легкие книги - обычно самые лучшие, ибо если язык какого-либо писателя темен и труден, то это означает, что писатель этот не умеет и ясно мыслить.

Ф. Честерфилд

Постепенно читаемость книги становится важнейшим критерием ее нужности и эффективности. В условиях продуманного и рационального развития образования и науки одной из определяющих задач университетского издательства становится выпуск высококачественных, написанных хорошим литературным слогом, ярко оформленных учебников. К сожалению, в практике высшей школы такие книги большая редкость. И если уйти от безвкусного, серого полиграфического оформления несложно, то избавиться от тяжеловесного авторского стиля непросто. Ведь ни в шко-

ле, ни в вузе не учат писать технические тексты понятным, вразумительным языком.

В 60-е годы дискутировалась проблема: кто нужнее эпохе «физики или лирики»?

Как писал Б. Слуцкий:

Что-то физики в почете,

Что-то лирики в загоне...

Эта забавная перепалка вылилась в такое пренебрежительное отношение некоторой части технической интеллигенции к гуманитарной культуре, что сегодня уже не стоит удивляться отсутствию у инженеров навыков письменного изложения своих мыслей, не говоря о более сложных аспектах гуманитарной культуры. Любопытно, но те давние спорщики - «физики» неплохо разбирались в литературе, знали законы жанра, были начитанными людьми. А литературные проблемы появились только у их последователей.

Настало время восстанавливать сотрудничество гуманитариев и технической интеллигенции. У этого сотрудничества есть общекультурный и прагматический аспекты. С одной стороны, уже давно назрела потребность в выпуске хорошо написанной и изданной технической литературы, рассчитанной на массового читателя и необходимой для полноценного технического образования. Но не менее важна и другая сторона вопроса. В последние десятилетия значительно снизился культурный уровень инженерного образования. Примитивно-догмати-ческие гуманитарные дисциплины установили низкие стандарты знаний в области литературы, истории, искусства. Конечно, есть исключения из этих закономерностей, но они связаны с культурой семьи и самообразованием.

Очевидно, в среде технической интеллигенции имеется определенное количество гуманитарно образованных людей. Во-первых, это инженеры, выросшие в благоприятной культурной среде, определившей их дальнейшую жизнь. Во-вторых, культура могла быть достигнута самообразованием. И, в-третьих, среди ученых довольно распространен такой типаж, как добросовестный специалист, который, взявшись за какое-либо дело, старается выполнить его качественно и аккуратно.

Думаю, что любой издатель технической литературы сталкивался с авторами, которые просто не умеют халтурить. И эти авторы являются опорой издательства. Добросовестные авторы технических книг тщательно изучают правила литературного мастерства и постепенно достигают необходимых творческих вершин. К таким авторам нельзя подхо-

21

дить с общими мерками. Они требуют понимания и оценки их творческих заслуг. Для выявления авторов, умеющих писать хорошим литературным языком, существуют редакционные советы издательств, научные консультанты, рецензенты, литконсультанты и редакторы - специалисты в узкой области. Таким авторам создаются благоприятные издательские условия, включая материальную поддержку независимо от рентабельности издания.

Оценивая состояние литературного уровня научно-технических книг, нельзя обойти вниманием и такой малозначимый, но весьма распространенный тип текстов, как инструкции для пользователей отечественной и иностранной техники. Нельзя не заметить огромной разницы в стиле написания, наглядности, полиграфическом качестве этих инструкций. Насколько полны и доходчивы немецкие, английские, японские инструкции, настолько безалаберно составлены описания приборов, изготовленных на многих отечественных заводах. Впервые эту разницу отметил еще в середине 80-х годов профессор ВИНИТИ И. Большаков. Профессионально написанная сопроводительная техническая документация - достаточно сложная и квалифицированная работа. Известно, что такие тексты пишутся не разработчиками техники и не профессиональными литераторами или издательскими редакторами, не имеющими глубоких знаний рассматриваемой техники, а специально подготовленными инженерами с развитым литературным и художественным вкусом, т.е. техническими писателями.

Велика роль учебной и научной литературы в подготовке общества к современному технотронному образу жизни. Действительно, цивилизованное общество насыщено сложной техникой, человек встроен в разнообразные технологии независимо от его желания и сферы деятельности. И везде его сопровождает техническая литература.

И все-таки не всегда очевидно, почему ученый, написавший диссертации, тома отчетов и другой документации, не может квалифицированно написать учебник или инструкцию для пользователей техники? Ответ в том, что узкоспециальная литература заметно отличается от учебной, ориентированной на массового читателя. Если в первом случае заботиться о доступности языка чаще всего нет необходимости: специалисты поймут и зашифрованные записи, то для учебной литературы непонятность и блеклость текста, лишенного наглядности, делают книгу невостребованной и непрочитанной.

Написание учебника требует кроме знаний еще и взгляда на предмет не профессора-профессиона-ла, а студента - вчерашнего школьника, впервые открывающего для себя новую область знаний. Поэтому при написании учебной литературы автору нужнее доходчивый язык, понятный для неподготовленного студента. Квалифицированно написанный учебник содержит последовательное изложение новых терминов и по-

22

нятий, установление взаимосвязей между ними, декомпозицию сложных построений, умелое сочетание графического и текстового материала. Терминологическая четкость выражается и в подборе шрифтов и кеглей, умении выделять наиболее важные участки текстов, продуманной верстке заголовков, рациональном использовании рамок и штриховок, вспомогательных иллюстраций, использовании других дизайнерских приемов.

Хотелось бы, чтобы учебная литература отличалась не только соблюдением формальных литературных приемов и штампов, но и демонстрировала хороший вкус автора, была метафорична, использовала классические реминисценции. К сожалению, этого нет в технических книгах не только потому, что авторы не владеют необходимой литературной культурой, но они и не стремятся совершенствовать свое мастерство, безразличны к качеству собственных текстов. К тому же в зрелом возрасте, как правило, трудно изучать законы жанра, стилистику, литературные образцы.

Начало обучению литературно-техническому творчеству может быть положено в технических университетах. К преподаванию специальных дисциплин гуманитарного цикла могут быть привлечены зарекомендовавшие себя авторы специальных книг, отдельные преподаватели русского языка, ученые-филологи и лингвисты.

Предпосылки для квалифицированной литературно-технической деятельности имеются у многих ученых и инженеров, потому что среди них часто встречаются специалисты с нереализованными гуманитарными наклонностями. И все-таки одних задатков для профессиональной деятельности недостаточно. Научно-техническое издательство, заботящееся о перспективах своего развития, должно инициировать привлечение, подготовку и поддержание квалификационного уровня технических писателей. Для этого полезно разработать факультативный курс литературно-технического мастерства, состоящий из практических занятий по редактированию, составлению текстов, анализа учебной, научной и рекламной литературы. При университетском издательстве могут работать семинары по стилистике, издательской культуре, полиграфическим технологиям.

Возникает закономерный вопрос: а можно ли сейчас начать подготовку технических писателей в вузах страны? Думаю, что с квалифицированной подготовкой таких кадров придется немного подождать, потому что наработка соответствующих знаний требует определенного времени. Сегодня важно начать кропотливую работу по сбору новых идей, обсуждению текстов, обобщению накопленного опыта. И только после изучения зарубежного опыта, проведения предварительных дискуссий и обсуждений, выпуска необходимых пособий можно начинать работу со студенческими факультативами.

ГИАБ

© Л.Х. Гитис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.