Ю. Н. Макаров
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР В 1920-е гг.
И ОРГАНЫ СОВЕТСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНЗУРЫ (Ч. 2)
Нонконформизм сектантских лидеров, явное нежелание сектантской верхушки участвовать в большинстве государственных начинаний — идти в фарватере большевистской внешней и внутренней политики, год от года возраставшие масштабы сектантского прозелитизма, обеспечивавшие устойчивый рост сектантских рядов, подталкивали властные инстанции к принятию решения о скорейшем и кардинальном изменении государственной политики по отношению к сектантским вероисповедным и хозяйственным объединениям.
Еще к 16 декабря 1924 г. Антирелигиозная комиссия ЦК и Оргбюро ЦК завершили разработку текста постановления (во многом подвергавшего ревизии резолюцию XIII партийного съезда), направленного на уравнение сектантства в правах, точнее в бесправии, с остальными вероисповеданиями. Участниками Антирелигиозного совещания при АПО ЦК (апрель 1926 г.), позднее—голосованием членов Оргбюро и Политбюро были одобрены (окончательно—в апреле 1927 г.) т.н. «практические предложения» по вопросу о сектантстве, подготовленные сотрудниками VI отделения СО ОГПУ в русле принятых ранее партийным руководством решений и носившие сугубо секретный характер. Среди прочего в них содержался запрет на обсуждение на страницах сектантской периодики нерелигиозных вопросов (охрана здоровья, быт, полеводство, животноводство и др.), выходящих за рамки вероучения и культовой практики1.
Практически сразу циркуляр Главлита № 1133/с от 16.05.1927 г. потребовал «в целях урегулирования [выпуска] религиозной периодической литературы, категорически... следить за тем, чтобы содержание сектантских журналов, как и других религиозных журналов, было ограничено исключительно вопросами догматического и религиозно-обряцового характера. Местным органам надлежит в срочном порядке пересмотреть программу существующих на Вашей территории религиозных журналов, оставив исключительно вопросы догматического и религиозно-обрядового характера. Основание: распоряжение высших инстанций, обязательное для всего Союза СССР»2.
Отношением Главлита в Ленгублит 7.07.1927 г. № 1562/с сообщалось, что «на основании решения директивных инстанций программы религиозных изданий вновь суживаются. К печати следует допускать только литературу религиозно-обрядового характера»3.
Тем не менее в 1927 г. в РСФСР продолжали выходить 13, на Украине—12 религиозных журналов (различной вероисповедной направленности), на нескольких языках, тиражом от 2 до 15 тыс. экземпляров (суммарно—100 тыс. экземпляров). В том же 1927 г. только в Москве было выпущено из печати 30 названий непериодических изданий (брошюр, молитв и т.д.), всего 699 тыс. оттисков, в провинции—213900 оттисков4. В первой половине 1928 г. совокупный тираж 20 религиозных журналов, издававшихся на территории союзных республик (без РСФСР), равнялся 60 тыс. экземпляров, т. е. 1 млн листооттисков в год5.
© Ю. Н. Макаров, 2008
17 мая 1928 г. Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП (б) на своем заседании приняла решение о том, что тиражи выпускаемой религиозной литературы и периодики должны быть сокращены как минимум в 2 раза6.
Отношениями Главлита № 1487/с от 8.08.1928 г. и № 1531/с от 23.08.1928 г. в Ле-нобластлит [О программе религиозных журналов] указывалось, что «программа религиозных журналов (общая для всех журналов) Главлитом РСФСР утверждена в следующем виде: догматический отдел, канонический материал и религиозная хроника [сообщения с мест и о съездах и конгрессах при условии, если они носят характер краткой информации... и не содержат агитационного и проповедческого материала или сведений о росте... организаций]. ...Выходить за пределы установленной программы, увеличение тиража, объема и периодичности ни в коем случае не допускать, а так же не допускать никаких попыток, под видом догматических или канонических материалов, толкований на общие темы. Художественные произведения, как-то: стихи, литературные странички и т.п. материал не разрешать»7.
17.08.1928 г. ОПТУ разослал (№ 212/ИНФО) всем ПП ОГПУ, губ, обл и окротде-лам ОГПУ для сведения и строгого руководства циркуляр № 1478/с Главлита от 4.08.1928 г. Констатируя, что «несмотря на категорические директивы и циркулярные распоряжения... по вопросам издания религиозной литературы местные органы всячески ослабляют линию. .. в этом вопросе», Главлит требовал под угрозой немедленного «привлечения к ответственности со снятием с работы» строго и безоговорочно руководствоваться 9 положениями настоящего документа, практически дословно пересказывавшими содержание всех ранее (в 1925-1927 гг.) изданных по этой тематике циркуляров. Среди прочего предписывалось немедленно закрыть все религиозные газеты на местах, выходящие как органы епархий, и без ведома и санкции (заключения или визы) Главлита никаких листовок, газет, журналов, книг, «случайных», разовых изданий (оттисков статей, брошюр и т. д.), а также календарей религиозного содержания не разрешать.
Кстати о календарях. Еще Циркуляр Главлита № 182/с от 29.08.1923 г. [О функциях Главлита] с Объявлением Инструкции Главлита № 147/с от 17.08.1923 г. содержал предписание: «Не допускать в издаваемых календарях... старого стиля (хотя бы и параллельно с новым), допускать печатание лишь тех церковных праздников, которые предусмотрены советским табелем, при чем наименование этих праздников должно быть сокращенным: не „Рождество Господа Бога нашего Иисуса Христа41, а просто „Рождество11.., безусловно не допускать, со дня получения сего циркуляра, печатания в каком бы то ни было виде и каких бы то ни было имен». «Во всех, без исключения, рукописях, кроме богослужебных, не допускать печатания с больших букв слов: „бог“, „господь", ,дух“ и т. п. Изъятия из этих правил возможны лишь в тех случаях, когда цитируется какой-либо текст, или приводятся какие-либо выдержки, взятые в кавычки»8.
Авторы циркуляра Петроградского окружного отдела Главлита всем губернским отделениям Петроградского облита (не ранее декабря 1922 г. и не позднее августа 1923 г.) также настаивали на том, что: «При выдаче разрешений на печатание календарей губполитредакторам надлежит руководствоваться нижеследующим: 1) при указании имен „святых" не допускать приставок к ним, вроде „мч“, „св“, „прп“, „ал“ и т. п.; 2) при обозначении церковных праздников, совпадающих с официально признанными нерабочими днями, не следует допускать наименований, вроде „Рождество господа Иисуса Христа“, „день святого духа“, а разрешать лишь простые обозначения их, как-то: „Рождество", ,Духов день“ и т. п.; 3) не допускать особых упоминаний и обозначений красным шрифтом всевозможных церковных праздников, не совпадающих с нерабочими днями и не имеющих никакого гражданского значения, как „Благоверного Александра
Невского", „Воздвижение честного животворящего креста Господня" и т. п.; 4) внимательно относиться к справкам, помещенным в календаре»9.
В ответе Главлита № 1444/с от 28.10.1925 г. на запрос Ленгублита от 3.10.1925 г. и в отношении Главлита в Ленгублит № 1921/с от 30.11.1925 г. указывалось, что в календарях должна содержаться только церковно-религиозная справочная информация (месяцеслов, порядок богослужений); «никаких иных сведений (в т. ч. перечень гражданских праздников) не разрешать». В календарях, приспособленных исключительно для богослужебных целей, допускалось параллельное указание старого и нового стиля10. Календари должны были печататься по новой орфографии. В качестве издателя могло выступать только отдельное физическое лицо. Требовалось добиться изъятия из календарных текстов любых объявлений (на основании специального декрета, запрещающего частным издательствам их печатать). Тираж календаря не должен был превышать 20 тыс. экземпляров и во всяком случае не быть более тиражей предыдущих лет11.
Согласно циркуляру Главлита № 1410/с от 18.06.1927 г. «помещение во всех религиозных календарях дней революционных праздников» становилось обязательным12.
Не позднее чем с 1925 г. «все календари с религиозным содержанием» стали представляться на просмотр и разрешение Главлита»13. Актуальность этого требования не раз подтверждалась Главлитом впоследствии. Так, в своем отношении № 378/с от 13.02.1928 г.14 Главлит возлагал ответственность на Ленобластлит за что, что местные цензоры выдали разрешение Высшему Совету Евангельских Христиан на выпуск настольного календаря «Евангельский Советник» на 1928 г. [тираж 50.000 (?)]15, в котором было «допущено тенденциозное толкование революционных праздников»16.
С конца 1927 г. разрешение на издание календарей давалось Главлитом лишь «в силу особых соображений ОГПУ»п, как это имело место в отношении т. н. «григорианского» Временного Высшего Церковного Совета, получившего право на выпуск Православного «Церковного календаря на 1928 г.18» (и содержавшего среди прочего «освещения правовых вопросов, касающихся церкви»19).
Внутренним распоряжением по Главлиту от 24.08.1928 г. цензорам предлагалось руководствоваться следующими нормами: календарей отрывных религиозных совершенно не выпускать; настольные календари разрешать по одному на каждом языке; центрами по изданию таких календарей являются Москва20, Харьков, Тифлис; календари должны были быть сведены по возможности к календарям-численникам; каноническую и догматическую религиозную литературу выпускать лишь в пределах действительной необходимости для отправления богослужения; разрешать при этом минимальный тираж21; религиозная периодика должна выходить, как правило, только в центре; ограничить ее содержание каноническим и догматическим материалом и церковной хроникой; последняя должна сугубо отвечать своему названию; совершенно не допускать помещения заметок о новообращениях, о росте того или иного религиозного течения; никаких листовок, воззваний не разрешать; отступления допустимы с разрешения начальника Главлита; никакого роста тиражей периодики, календарей и всей вообще религиозной литературы не допускать22.
10 декабря 1928 г. состоялось специальное заседание Оргбюро ЦК под председательством Л. Кагановича с целью выработки конкретных мер, направленных на активизацию антирелигиозной работы. Его участники наперебой говорили о «недопустимой терпимости» по отношению к классовому врагу, укрывающемуся за церковными вывесками, о «потере бдительности» партийными комитетами, о либеральничании Главлита, о слабом использовании политико-административных мер борьбы с религиозным влияниям23. В тексте секретного циркуляра ЦК «О мерах по усилению антирелигиозной работы», выработанного
по итогам состоявшегося в Оргбюро ЦК обсуждения и после одобрения членами Политбюро ЦК (24 января 1929 г.) за подписью Л. Кагановича разосланного (14 февраля 1929 г.) на места, содержалось требование к советским структурам «изжить практику хозяйственного обслуживания» конфессиональных организаций24.
В том же феврале 1929 г. «Комсомольская правда» напечатала обложки религиозных журналов, выпускавшихся в нашей стране, сопроводив их такими комментариями: «Когда Антанта отправляла снаряды с целью подавления революции в России, то английские рабочие отказались их грузить, так как все это было направлено против их братьев по труду. Справедливо ли будет, когда наши рабочие—печатники будут набирать и печатать религиозную литературу, направленную к омрачению сознания всех трудящихся». Тут же руководством кооперации были даны указания на места: Госиздату—перестать печатать «мистику» и художественную литературу с ярко выраженным религиозным содержанием (в отношении классики—не допускать массового переиздания такого рода произведений). Комитету по делам печати были отданы распоряжения прекратить обеспечивать бумагой религиозные издания25.
В сложившихся условиях, как свидетельствуют материалы ПП ОГПУ в ЛВО за конец 1928 — февраль-март 1929 гг., член Президиума Всесоюзного Совета евангельских христиан (ВСЕХ) и руководитель литературно-издательской деятельностью ЕХ, главный редактор журнала «Христианин» В. А. Дубровский, «встречая затруднения при размещении работ по типографиям, связанных с изданием журнала и другой религиозной литературы, в целях выпуска своих изданий» вынужден был широко использовать практику дачи взяток «соответствующим лицам»26.
В 1928 г. в нашей стране издавалось 14 религиозных журналов (35/36 тыс. экземпляров а месяц; 420/432 тыс. экземпляров в год)27. В феврале 1929 г., докладывая о работе Главлита, его руководитель П. И. Лебедев-Полянский указывал28, что к началу 1929 г. количество религиозных журналов было сокращено до 11, их тираж был уменьшен с 63 тыс. до 25 тыс., т. е. больше, чем в 2,5 раза, объем—с 36 печатных листов до 1729.
Не случайно, в докладной записке, направленной Советом Федеративного Союза баптистов СССР 25 января 1929 г. в ЦИК и СНК СССР30, констатировалась фактическая невозможность как печатать сектантскую религиозную литературу в советских типографиях, так и ввозить ее из-за рубежа31.
Таким образом, с 1928/29 г., в преддверии большого скачка и в связи с общим курсом на обострение классовой борьбы, происходят радикальные перемены во всех сферах жизни советского общества. Свертыванию экономического нэпа сопутствует (а в ряде случаев даже предшествует) свертывание нэпа религиозного. Противостояние с религией принимает жестко конфронтационный характер. Инициатива на религиозном фронте полностью, по сути, оказывается в руках карательных органов. Конфессиональные структуры отныне однозначно рассматриваются как последние легально действующие очаги контрреволюции. Антирелигиозные репрессии конца 1920-1930-х гг. затронули все без исключения конфессии, исторически существовавшие на территории нашей страны. Причем по сектантам и ряду других конфессий, пользовавшимся у советских властей в первые послереволюционные годы некоторым «доверием», спецслужбами наносится удар раньше, нежели по традиционно находившейся в немилости у большевиков православной церкви.
19.02.1930 г. заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий Страгородский обратился к председателю Постоянной комиссии ВЦИК по вопросам культов П. Г. Смидовичу с просьбой разрешить издание официального органа Патриархии. Это обращение было сделано на следующий день после известного интервью
митрополита Сергия иностранным журналистам, в котором он вынужден был отрицать факт религиозных гонений в СССР32. Из 21 пункта т. н. Памятной записки митрополита о нуждах Православной Патриаршей церкви в СССР власти удовлетворили лишь несколько, в том числе дав согласие на издание «ежемесячного» «Журнала Московской Патриархии», который выходил с 1931 по 1935 гг. объемом от 8 до 14 страниц и тиражом 3000 экземпляров (общая нумерация от № 1 до № 23-24, при этом 8 номеров были сдвоенными). Фактически журнал появлялся один раз в 2-4 месяца33.
С начала 1930-х гг. издательская деятельность религиозных организаций постепенно стала уходить в подполье. В тексте чекистских документов конца 1920—начала 1930-х гг. неоднократно упоминалось об изъятых при арестах (у ленинградских представителей Истинно-Православной Церкви, иеговистов Украины и Северного Кавказа34; «50-ков—трясунов», ленинградских старообрядцев35) шапирографах и иной множительной технике, на которой печатались листовки (в ряде случаев в сотнях и тысячах экземпляров) и нелегальная периодика. Имели место неоднократные попытки организовать подпольные типографии (См., например: Циркулярное письмо ОПТУ № 37 от 22.03.1930 г. «О состоянии и перспективах церковного движения и очередных задачах ОГПУ»).
Авторы «Меморандума о контрреволюционной деятельности церковников и сектантов. За 1929-1930 гг.» (СО ОГПУ, 31.08. 1930 г.) следующим образом описывали содержание следственного дела, «связанного с организацией нелегальной типографии в лесу, около села Пологовки, Арзамасского округа, Нижегородского края. Типография эта состояла из нажимной доски и 1,5 пудов шрифта. Техника явок и конспирации были на очень высоком уровне. Это объясняется тем, что организатор типографии поп Жандаров был осведомителем Бийского Окротд. ОГПУ, перешедшим на нелегальное положение. Он выпустил книгу по вопросам тактики церкви при соввласти, с критикой обновленчества, в которой косвенно задевался также ленинизм и марксизм. Чтобы книга не внушала никаких подозрений, заглавный лист ее был снабжен фальшивым номером Башглавлита; местом издания была помечена Уфа. После ликвидации типографии—Жандаров скрывался два года, проживая совместно с двумя монахами в лесной землянке, в 80 верстах от жел. дор. Жандаров арестован был СО ОГПУ в мае мес. с.г., когда он приехал в Москву закупать шрифт, для организации новой подпольной типографии в Сибири».
Как сообщали органы НКВД, и как свидетельствовала партийно-советская печать, в преддверии принятия новой Конституции 1936 г. и предстоявших в скором времени выборов в советы всех уровней верующие вкупе со священнослужителями в ряде местностей стали выдвигать политические требования, в том числе допустить свободу религиозной пропаганды на страницах газет и по радио36. Подобного рода пожелания были оставлены без ответа.
С осени 1939 г. на вновь присоединенных территориях Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики и т. д., так же как и ранее в СССР, было постепенно запрещено преподавание религиозного вероучения малолетним, прекращено функционирование всех религиозных вузов, объявлен запрет на деятельность религиозно-клерикальных партий, конфискованы церковные типографии, закрыты религиозные газеты и журналы.
Подытоживая сказанное, отметим, однако, что, несмотря на предпринимавшиеся в первые послереволюционные десятилетия партийно-советскими органами усилия по нейтрализации конфессиональных влияний, все попытки административными мерами (в том числе и посредством политической цензуры) вытеснить религию и церковь (конфессиональные объединения) из реальной жизни российских граждан, в общем и целом, не удались (по крайней мере, на бытовом уровне). В 1920-1930-х гг. большая часть населения страны по-прежнему испытывала потребность в религиозной
вере, в религиозной мотивации моральных ценностей и норм поведения. Религиозное мировоззрение продолжало оставаться господствующим (в исторически сложившемся или трансформированном виде) среди большой или даже большей части населения страны (об этом свидетельствуют материалы Всесоюзной переписи в январе 1937 г.). Религиозные параметры для очень многих сохраняли значение базисных, стержневых в духовной, хозяйственно-экономической и бытовой сферах личной/общественной жизни, выступали неотъемлемым элементом трудовой этики, обязательной составной частью нравственного и эстетического воспитания. Искусственное же создание «бесцер-ковного пространства» зачастую приводило лишь к возникновению нетрадиционных (катакомбных) форм религиозной жизни.
1 РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 3. Д. 174. Л. 4; Д. 627. Л. 10; Оп. 60. Д. 792. Л. 102; Д. 794. Л. 59-60, 70; Д. 1043. Л. 25-32; Оп. 68. Д. 25. Л. 1; Оп. 112. Д. 620. Л. 18-19, 40; Д. 775. Л. 16-17, 22-23, 39-40; Оп. 113. Д. 353. Л. 27-29; Оп. 161. Д. 4. Л. 118-122, 130-136, 140-142; Д. 10. Л. 1-15; Ф. 89. Оп. 4. Д. 119. Л. 9-21, 24; РО ГМИР.Ф. 2. Оп. 24. Д. 28. Л. 1-3; Д. 29. Л. 1-7; Путинцев Ф. Сектантство и антирелигиозная пропаганда. 3-є изд. М., 1929. С. 6-11, 27-36.
2 ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 52. Л. 103.
3 Там же. Д. 51. Л. 555.
4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 32. Д. 142. Л. 17; Комсомольская правда. 1928. 14 июля; Труд. 1928. 20 июля.
5 Комсомольская правда. 1928. 25 декабря.
6 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. ИЗ. Д. 871. Л. 13.
7 ЦГАЛИ. СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 25. Л. 84, 94, 96.
8 Там же. Ф. 31. Оп. 2. Д. 1. Л. 2-3; Д. 9. Л. 130-131.
9 Там же. Д. 1. Л. 76.
10 Отношение Главлита в адрес Ленингублита № 49/с от 7.01.1927 г. уточняло, что «параллельное указание старого и нового стиля следует допускать лишь в календарях, предназначенных для церковных объединений, придерживающихся в религиозном культе старого стиля» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 51. Л. 38).
11 ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 43. Л. 47, 98.
12 Там же. Д. 52. Л. 111.
13 Из ответа Главлита № 1489/с от 23.09.1925 г. на запрос Ленгублита № 1627 от 7.09.1925 г. (там же. Д. 43. Л. 8).
14 Там же. Ф. 281. Оп. 1. Д. 15. Л. 44.
15 Там же. Д. 26. Л. 60.
16 В качестве примера см.: «Календарь — спутник баптиста на 1929 г.»: 22 января—День
памяти В.И. Ленина. Приличествующее дате комментированное библейское высказывание: «...будет
Господь вождем твоим всегда...». 23 февраля—День Красной Армии: «Благословляйте гонителей Ваших... Мир хорошо знает, кого он должен ненавидеть»(РО ГМИР. Ф. 1. Оп. 8. Д. 297. Л. 1-222; Известия ЦИК и ВЦИК. 1929. 21 ноября).
17 Цензура в Советском Союзе. 1917—1991гг.: Документы / Сост. А. В. Блюм. М., 2004. С. 154.
18 Почто-телеграмма ОГПУ № 199/ИНФО от 17.10.1927 г. с приложением циркуляра Главлита № 2240/с от 8.10.1927 г. (ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 52. Л. 143).
19 ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 15. Л. 98-99.
20 30.11.1928 г. коллегия Ленобластлита отказала Союзу ЕХ в разрешении на выпуск календаря «Друг семьи» на 1929 г. в количестве 25000 экземпляров (ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 18. Л. 7). 21.12.1928 г. Главлит (отношением № 1959/с в адрес Ленобластиздата) отказал в разрешении на печатание табель-календаря / Ленинград. Изд-е И. Проханова и Я. Жидкова на 1929 г. (ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 26. Л. 59).
21 Ходатайство Правления Федерального Союза баптистов (ФСБ) СССР о разрешении напечатать 50 тыс. Библий Главлитом было удовлетворено (№ 4097 от 17.08.1927 г.), однако с ограничением тиража в 5 раз. Руководство баптистов возобновило ходатайство (отношение ФСБ СССР в Главлит № 2985 от 8.09.1927 г.), подчеркивая, что Союз, объединяющий в своих рядах 4000 общин (от несколько десятков до нескольких сот человек в каждой) нуждается не менее чем в 100 000 экземплярах.
При этом утверждалось, что выпуск текстов Св. Писания, осуществлявшийся Библейским обществом или Синодом ПЦ, был приостановлен еще в годы Первой мировой войны. Ввоз Библий из-за рубежа был разрешен всьго один раз в 1922 г., повторные просьбы были отклонены ВЦИКом на том основании, что подобного рода литература печатается внутри страны. Это вынуждало верующих выписывать текст Св. Писания из-за рубежа (по 1 экземпляру), что приводило к «утеканию денег за границу». Таким образом, тираж в 10000 экземпляров не решая проблемы, приводил лишь к увеличению стоимости издания. Особое недовольство руководства СБ вызывало то обстоятельство, что Союз евангельских христиан (ЕХ), насчитывавший в 5 раз меньше членов, трижды получал разрешение на печатания Библии в Ленинграде совокупным тиражом 75 тыс. экземпляров. В ходе завязавшейся между Ленгублитом и Главлитом переписки ленинградские цензоры убеждали Центр, что сведения, приводимые баптистами, не соответствуют действительности, т. к. евангельским христианам разрешение на печатание Библии давалось лишь один раз (13.01.1927 г. № 8295; с санкции Главлита № 47/с от 7.01.1927 г.) в количестве 25000 экземпляров. Еще дважды (судя по всему, также 25 тыс. тиражом) евангельские христиане издавали текст Нового Завета (разрешения от 13.01. и 22.09. 1926 г.) (ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 51. Л. 47; Д. 55. Л. 70-72).
Главлит отношением в адрес Леноблита (№ 708/с от 27.03.1928 г.) выразил свое отрицательное отношении к просьбе ВСЕХ о выдаче разрешения на выпуск второго издания Библии тиражом 10000 экземпляров (ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 15. Л. 110).
29.01.1929 г. Всесоюзный Совет ЕХ обратился к Ленобластлиту (отношение № 1399-59) с просьбой дать согласие на издание канонического текста Библии в новой орфографии тиражом 25 000. Сопутствующая (и нам уже знакомая) аргументация сводилась к тому, что, дескать, некоторые члены общины в поисках Библейских текстов обращаются за границу (Библейские общества издают Св. Писание на русском языке, но по старой орфографии). Это «связано с вывозом валюты». Совет ЕХ хотел бы своими заказами дать работу нашим типографиям и «имеет особый план для получения необходимого количества бумаги через соответствующие учреждения». Областлит 9.02.1929 г. (№ 130/с) запросил мнение Главлит и получил отказ (№ 247/с от 25.02.1929 г.) (ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 26. Л. 11-112).
22 ЦГАЛИ СПб. Ф. 281. Оп. 1. Д. 25. Л. 100-101.
23 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 683. Л. 1, 28, 37, 45, 56, 58; Оп. 161. Д. 13. Л. 4-5, 7; Ф. 89. Оп. 4. Д. 26. Л. 1-9.
24 Там же. Ф. 17. Оп. 3. Д. 723. Л. 2, 9-10; Оп. ИЗ. Д. 691. Л. 1; Д. 871. Л. 25; Оп. 161. Д. 13. Л. 49-52; ГА РФ.Ф. 5263. Оп. 1С.Д. 7. Л. 1-2.
25 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 723. Л. 10; Оп. 161. Д. 13. Л. 8; Рабочая газета (Москва). 1928.
21 декабря; Антирелигиозник. 1929. № 6. С. 8, 33; Труд. 1929. 14 июня.
26 Архив Управления ФСБ РФ по СПб и ЛО. Фонд уголовных дел. Д. П-77915. Л. 103, 171.
27 Антирелигиозник. 1928. № 6. С. 82.
28 Цензура в Советском Союзе. С. 154.
29 Тиражи основных религиозных периодических изданий в середине—второй половине 1920-х гг. (по официальным советским данным) составляли: «Баптист» (орган Всероссийского Союза баптистов, позднее—Федеративного Союза баптистов СССР, Москва; 1925-1929 гг.): в 1926 г.—10 тыс. экземпляров; в первой половине 1928 г.—4 тыс. экземпляров; «Баптист Украины» (орган Всеукраинского союза объединений баптистов, Харьков; 1926-1928 гг.): в 1926-1928 гг.—5 тыс. экземпляров; «Христианин» (орган Всесоюзного Совета евангельских христиан, Ленинград; 1924-1928 гг.): в 1925 г.— 5 тыс. экз.; в 1927 г.—4 печатных листа, 1500 экземпляров, в начале 1928 г.—15 тыс. экземпляров, конец 1928 г.—2 печатных листа, 500 экземпляров; «Вестник духовных христиан-молокан» (орган Центрального Совета Всесоюзного объединения духовных христиан-молокан, Москва; 1925-1929 гг.): в начале 1927 г.—5 тыс. экземпляров; в 1928 г.—2,5 тыс. экземпляров; «Голос истины» (орган Всесоюзного Совета адвентистов седьмого дня, Москва; 1925-1929 гг.): в 1925 г.—1,5 тыс. экземпляров; в 1928 г.—2 тыс. экземпляров; «Благовестник» (орган Всеукраинского объединения адвентистов седьмого дня, Киев; 1926-1928 гг.): в 1928 г.—3 тыс. экземпляров. Объем обновленческого «Вестника Священного Синода Православных Церквей в СССР» (Москва, 1923, 1924/1925-1931 гг.) в 1927 г. равнялся 4 печатным листам, в 1928 г.—2 п. л.; тираж в первой половине 1928 г. составлял 3 тыс. экземпляров; обновленческого «Українського православного благовісника (органа Всеукраинского Священного Синода; Харьков; 1925-1928 гг.) в середине 1928 г.—2,5 тыс. экземпляров. (РО ГМИР.Ф. 2. Оп. 8. Д. 359. Л. 5; Ф. 1. Оп. 3. Д. 19. Л. 128-129; Оп. 8. Д. 370. Л. 4; РГАСПИ, Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л. 39-40; Цензура в Советском Союзе. С. 154; Комсомольская правда. 1928. 25 декабря).
30 ГА РФ.Ф. 5263. Оп. 1с. Д. 7. Л. 45-46; РО ГМИР.Ф. 1. Оп. 8. Д. 7 (без нумерации); Д. 36 (без нумерации); Д. 45. Л. 1-3.
31 Вопросы ввоза из-за рубежа периодической и непериодической зарубежной литературы регулировались Инструкцией Главлита «по просмотру зарубежной не периодической печати» № 2553/с от 6.07.1923 г., требовавшей: не разрешать к ввозу литературу религиозного, мистического, оккультного характера; детскую литературу, порождающую религиозные суеверия; русскую литературу, выпущенную религиозными обществами, союзами, издательствами, независимо от содержания (УМСА и пр.); календари, содержащие в себе святцы или церковные и гражданские праздники, не предусмотренные декретом СНК от 27.06.1920 г. или старый стиль; музыкальные произведения с текстами или без таковых, имеющие религиозный характер, кроме классических произведений, имеющих большую художественную ценность. Из книг религиозного содержания «всех вероучений, сект и направлений» допускать исключительно книги богослужебного характера (Евангелие, Псалтирь, требники и т. д.). (ЦГАЛИ СПб. Ф. 31. Оп. 2. Д. 9. Л. 73-75).
Согласно Приказу ОГПУ № 532/290 от 18.09.1931 г. с объявлением Инструкции о работе органов Погранохраны ОПТУ по официальному контролю над ввозом в СССР и вывозом за границу произведений печати, рукописей, фото и киноснимков и других, подлежащих политическому контролю органов ОГПУ, предметов и материалов от 17.09.1931 г.: «...Ко ввозу в СССР без предварительного просмотра Главлита разрешаются следующие печатные произведения: ...з) Основная религиозная литература, необходимая для нужд культа, как-то: библии, коран, евангелие, псалтири... в количестве не более одного экземпляра, при условии, что издание содержит только религиозный текст без всяких введений, очерков, статей, комментариев и т. д. На провоз таковой в количестве более одного экземпляра необходимо специальное разрешение органов Главлита в каждом отдельном случае». «Запрещаются ко ввозу в СССР и при обнаружении подлежат изъятию: ...д) Литература и пресса, изданная... клерикальными и др. враждебными СССР политическими организациями и группами, ставящими своей целью борьбу с Советской властью и коммунизмом... е) Литература религиозно-пропагандистского характера (апологетические, религиозные статьи, рассказы, стихи, песенники, часословы, исследования и т. д.), а также литература по спиритизму, оккультизму и популярная теософическая и антропософическая литература, ж) Учебная литература, проводящая буржуазную и мелкобуржуазную идеологию, шовинистические и религиозные взгляды. .. .и) Календари, содержащие святцы или церковные и гражданские праздники, непредусмотренные декретом СНК от 27.06.1920 г., или содержащие даты по старому стилю».
32 Акты... С. 621.
33 Кашеваров А. Н. Высшая церковная власть в освещении «Журнала Московской Патриархии» 1931-1935 гг.//Российская государственность: история и современность: Сб. статей. СПб., 2003. С. 537-538.
34 В циркуляре ОГПУ № 32/СОУ от 30.01.1931 г. «О выявлении и оперативной ликвидации нелегальных к.-р. сектантских иеговистских групп» говорилось о недавно завершившейся на Северном Кавказе операции по иеговистам, в ходе которой было «изъято 7 подпольных типографий с 17 множительными аппаратами и до 10.000 экз. а/с. литературы».
35 В циркуляре ОГПУ № 146/СПО от 11.02.1932 г. «О работе по старообрядцам» констатировалось: «По материалам разработки „Ленинградского братства им. Аввакума"... В 1930 г. в Москву приезжал Северо-Кавказский старообрядческий епископ Викентий Никитин, который, по поручению руководителей „Московского братства11, вел переговоры с православными церковниками о совместной борьбе с Соввластью и организации нелегальной типографии для массового изготовления к-р литературы. Установлено также, что „Ленинградским братством11 периодически нелегально издаются к-р брошюры и листовки, которые размножаются на пишущих машинках, гектографах и распространяются среди членов организации и населения. „Братством41 принимаются шаги к приобретению типографского шрифта».
36 ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 2с. Д. 1615. Л. 123-128; РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 62. Л. 68-69; РО ГМИР.Ф. 4. Оп. 2. Д. 16. Л. 4-26.