Научная статья на тему 'Избрание главы муниципального образования город крснодар городской думой Краснодара на конкурсной основе: за или против'

Избрание главы муниципального образования город крснодар городской думой Краснодара на конкурсной основе: за или против Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глава муниципального образования / конкурсная основа / достоинства / недостатки / head of the municipality / competitive bidding / advantages / disadvantages.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козловская Л. Н.

в статье анализируются преимущества и недостатки модели избрания главы муниципального образования на конкурсной основе, а также на основании анализа формируется позиция к данной модели избрания главы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article analyzes the advantages and disadvantages of the model of election of the head of municipal formation on a competitive basis and based on the analysis of a position to this model of election of the head

Текст научной работы на тему «Избрание главы муниципального образования город крснодар городской думой Краснодара на конкурсной основе: за или против»

Федерального Собрания Российской Федерации можно отнести тот факт, что благодаря избранию депутатов по одномандатным избирательным округам увеличивается количество партий, получивших свое представительство в российском парламенте.

Таким образом, можно утверждать, что введение смешанной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации оправдало все ожидания, несмотря на недостатки, которые, несомненно, перекрываются положительными аспектами данного типа избирательной системы.

Список использованных источников:

1. Вилков А.А. Возвращение к смешанной избирательной системе на выборах в Госдуму: извлечены ли политические уроки?//Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып.1. С. 7479.

2. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир. 2015. № 8. С. 28-31.

3. Курячая М.М. Общественные объединения граждан в структуре гражданского общества современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 17-21.

4. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-41.

5. Курячая М.М. Развитие народовластия как цель партийного строительства в современной России // Право и политика. 2015. № 1. С. 6571.

6. Курячая М.М. Содержание права граждан Российской Федерации на референдум // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С. 14-18.

7. Шапорев Д.А. О некоторых аспектах использования смешанной избирательной системы в современных условиях// Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. №12-2. С.77-78.

ИЗБРАНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРСНОДАР ГОРОДСКОЙ ДУМОЙ КРАСНОДАРА НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ

Козловская Л. Н.,

студентка 2 курса, факультета управления и психологии Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье анализируются преимущества и недостатки модели избрания главы муниципального образования на конкурсной основе, а также на основании анализа формируется позиция к данной модели избрания главы.

Ключевые слова: глава муниципального образования, конкурсная основа, достоинства, недостатки.

Summary: the article analyzes the advantages and disadvantages of the model of election of the head of municipal formation on a competitive basis and based on the analysis of a position to this model of election of the head.

Keywords: head of the municipality, competitive bidding, advantages, disadvantages.

Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает возрождение местного самоуправления как важнейшего института самоуправления в сложившихся демократических обществах

[5].

Современная Россия - это государство, которое находится на пути формирования демократических ценностей и институтов, ведущее поиск форм и методов эффективного согласования интересов личности, общества и государства [4]. Эти поиски начались давно, однако до сих пор не найдены такие механизмы, которые удовлетворяли бы потребности и интересы жителей конкретного населенного пункта, региональных и местных управленческих и бизнес структур, федеральных органов власти [3]. В этой связи возникает необходимость исследований вопроса о том, насколько деятельность представительных органов местного самоуправления выражает интересы населения соответствующего муниципального образования в условиях наделения этих органов полномочиями по выборам глав муниципальных образования [6].

В Федеральном законе от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прописано, что глава муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в соответствии с законами субъекта РФ и Уставом муниципального образования [1].

В г. Краснодаре глава муниципального образования избирается городской думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса, сроком на пять лет. Решение об избрании главы муниципального образования город Краснодар принимается на заседании городской Думы Краснодара большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы Краснодара при тайном голосовании, что прописано в Уставе муниципального образования г. Краснодар (далее - Устава) [2].

Модель избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам конкурса не идеальна, так как имеет свои достоинства и недостатки.

Обращаясь к достоинствам, следует сказать, что данная модель избрания главы дает возможность занять пост компетентным специалистом, имеющим соответствующий опыт работы и базовые знания

и навыки. По мнению, Валерия Касьянова, доктор исторических и социологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Кубанского Государственного университета: «это должен быть, в первую очередь, очень компетентный человек, приближенный к проблемам городской среды. Ведь Краснодар - это особый вид городского поселения, который может ставить перед федеральной властью очень серьезные проблемы» [7].

Также, в Устава прописано, что при избрании главы на конкурсной основе, избранный глава подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования [2]. Это дает право сделать вывод, что реальный контроль населения за решением вопросов местного значения сохраняется. Так как главу муниципального образования избирают депутаты местной думы, которых в свою очередь избрали жители.

При такой модели избрания главы значительно возрастает роль депутатов, которые, выбрав кандидата на пост градоначальника, несут ответственность перед жителями за его работу, за развитие муниципального образования.

Следует отметить, что новый порядок избрания главы упрощает процедуру отставки глав, которые не справляются со своей работой. Для этого будет достаточно решения местного депутатского корпуса, что также возлагает на депутатов Думы ответственность перед избирателями.

Что касается недостатков, то при избрании главы муниципального образования на конкурсной основе происходит усиление централизации власти. Тот или иной кандидат может являться ставленником и сторонником интересов региональной власти.

В соответствии с Законом Краснодарского края №717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» [8] и Уставом муниципального образования г. Краснодара [2] половина членов конкурсной комиссии по его назначению определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, и половина представительным органом.

В таком порядке избрания главы весомую роль играет конкурсная комиссия. Именно она отберет в результате собеседования не менее двух, по ее мнению, достойных кандидатов, из которых уже депутаты городской Думы Краснодара выберут главу муниципального образования.

Поэтому, следует обращать внимание на состав комиссии. Присутствие влиятельных фигур, назначенных членами конкурсной комиссии, от субъекта Российской Федерации не исключает давления со стороны государственной власти региона, устранение неугодных кандидатов и поддержку рекомендуемого губернатором.

Нельзя не отметить, что усиление зависимости во взаимоотношениях с субъектом РФ муниципальных районов не может не сказываться и на поселенческом самоуправлении в виде рефлекторных процессов

централизации. А также, добавляются сомнения относительно принципиальной совместимости с конституционными началами муниципальной демократии самой возможности приведения к руководству исполнительным органом муниципального образования лица, не обладающего выборным мандатом. [9] Отсюда следует, что глава муниципального образования должен избираться народом, непосредственно через прямые выборы.

Описав имеющиеся в данной модели избрания главы муниципального недостатки и достоинства, можно сделать вывод о том, что такая модель избрания главы не идеальна. Это не дает право окончательно определиться с позицией за или против избрания главы муниципального образования города Краснодара Думой г. Краснодара по результатам конкурса.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ [текст] (действующая редакция, 2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Устав муниципального образования город Краснодар.

3. Курячая М.М. Опрос населения: понятие и основы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 31-33.

4. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 37-40.

5. Курячая М.М., Воробьева Е.И. Совет как форма участия населения в управлении делами государства // Теория и практика современной юридической науки: Сб. науч. тр. Самара, 2015. С. 48-51.

6. Курячая М.М. Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная власть. 2005. № 5. С. 15-18.

7. М. Аванесова, Н. Галацан, И. Груба, С. Журавлева, Л. Королева, З. Хушт, А. Юркова, Ю. Симатова. Какого мэра ждет народ // [Электронный ресурс] www.ki-gazeta.ru (Дата обращения: 10.04.2017г).

8. Закон Краснодарского края от 07.06. 2004 г. N 717-КЗ [текст] (действующая редакция, 2016) «О местном самоуправлении в Краснодарском крае».

9. Н.В Джагарян. Конкурсный глава муниципального образования (местной администрации): особенности легитимации и проблемы совершенствования правового статуса // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - №6. - с. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.