Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 6. С. 787-813.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XYIII и

»ЗБРАНІЕ александрійскаго патріарха Софронія IV (май 1870 f 22 августа 1899 г.) состоялось въ Константинополѣ, при участіи вселенскаго патріарха Григорія VI

и священнаго синода. Протоколъ избранія раскрываетъ его мотивы и условія.

Апостольское слово поучаетъ,—говорится въ документѣ,— чтобы все направлялось къ «совершенію» (Еф. IV, 12), и это именно возлагаетъ и объ этомъ повелѣваетъ всегда заботиться тѣмъ, кому ввѣрено предстоятельство въ обществѣ православныхъ, въ особенности же — получившимъ предстоятельство въ православныхъ церквахъ: послѣдніе, заботясь и имѣя попеченіе о благосостояніи повсюду находящихся церквей, должны непрестанно съ братолюбезною готовностью содѣйствовать разнообразнымъ ихъ нравственнымъ и духовнымъ нуждамъ и потребностямъ. И вотъ, святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ великаго города Александріи и раньше, и послѣ своего вдовства по отшествіи ко Господу приснопамятнаго патріарха киръ Никанора подвергался — по суду Божію — ужаснымъ испытаніямъ и бѣдствіямъ и достаточное уже время находится въ большомъ неустройствѣ и упадкѣ церковныхъ своихъ дѣлъ, подобно кораблю, затопляемому волнами во время бури и непогоды. Находящееся здѣсь христоименное общество, изну-

XIX в

Историческій очеркъ*)

XVII,

) Продолженіе. См. май.

ренное и взволнованное соблазнами, безпорядками и другими душевредными опасностями, нуждалось въ пастырскомъ пред-стоятельствѣ и духовномъ утѣшеніи и, по собственному и свободному голосованію, избрало преемникомъ александрійскаго престола одного изъ іерарховъ святѣйшаго престола Константинопольскаго, именно преосвященнаго митрополита дерконскаго, возлюбленнаго брата о Христѣ и сослужителя киръ Неофита, а потомъ посредствомъ общихъ и непрестанныхъ прошеній ходатайствовало предъ Великою Христовою церковью о каноническомъ разрѣшеніи и узаконененномъ поставленіи его преосвященства. Вмѣстѣ же съ тѣмъ общество христіанъ александрійскаго престола возложило на Великую Христову церковь, какъ въ высокой степени любвеобильную И ' справедливѣйшую мать (<Ье ахршс віХоатаручі хаі 8іха'лт«тѵ) Мт]трі), и вседушевно предоставило ей всякую заботу, прося, чтобы, въ случаѣ отреченія его преосвященства, церковь избрала и поставила другого, кого она одобритъ въ страхѣ Божіемъ, какъ дѣйствительно владѣющаго необходимыми для патріаршаго сана достоинствами. Вслѣдствіе этого мѣрность наша,—говорится далѣе въ протоколѣ,—вмѣстѣ съ братствомъ при насъ и священнымъ синодомъ, принявши во вниманіе продолжительное и печальное состояніе, давно уже безславящее патріаршій александрійскій престолъ, къ соблазну и душевному вреду находящихся подъ его властью благочестивыхъ христіанъ, признавши возможное содѣйствіе для уврачеванія бѣдствія священною и необходимою обязанностью, не имѣя основанія оставить безъ вниманія горячія просьбы священнаго его клира и народа и, послѣ совершеннаго отказа преосвященнаго Неофита, митрополита дерконскаго, отъ александрійскаго престола, разсудивши относительно соотвѣтствующаго лица, достойнаго и способнаго устранить укрывшіеся соблазны и возстановить христіанскій миръ и совершенное согласіе въ Святомъ Духѣ,—по общему и согласному синодальному мнѣнію избрали таковымъ и одобрили святѣйшаго и достопочтеннѣйшаго бывшаго патріарха Константинопольскаго, нревождѳлѣннаго во Христѣ брата киръ Софронія, ■мужа почтеннаго и уважаемаго, исполненнаго многихъ поистинѣ патріаршихъ добродѣтелей, отличающагося маститостью возраста и твердостью характера, испытаиностью продолжительнаго опыта, честностью правилъ и добротою, являющагося способнымъ соединить раздѣленное и возвратить древнюю славу и блескъ

святѣйшаго александрійскаго престола. Посему, съ надлеаж-щимъ братскимъ расположеніемъ и честью и послѣ нашихъ настойчивыхъ представленій и просьбъ, когда патріархъ Софроній былъ приглашенъ и принялъ синодальное избраніе, мы объявили и провозгласили его законнымъ и каноническимъ патріархомъ вдовствующаго святѣйшаго патріаршаго престола Александріи, при чемъ только для лица его сохраняется при наименованіи и многолѣтствованіи титулъ и «Святѣйшій— Паѵау-.штато;», такъ какъ онъ раньше управлялъ патріаршимъ вселенскимъ престоломъ,—сердечно испрашивая достопочтенному его «Святѣйшеству и Блаженству» отъ Пастыреначальника Господа нашего божественное укрѣпленіе для боголюбезнаго управленія предоставленнаго ему патріаршаго престола и для душевнаго спасенія пребывающаго въ немъ православнаго народа. Въ свидѣтельство этого и для постояннаго и неизмѣннаго удостовѣренія патріаршая и синодальная протокольная грамота.была записана въ священномъ кодексѣ Великой Христовой церкви. Протоколъ подписали — патріархъ Григорій УІ и митрополиты-синодалы: Никодимъ кизикскій, Діонисій никомидійскій, Іоанникій никейскій, Герасимъ халкидон-скій, Неофитъ дерконскій, Григорій тырновскій, Никодимъ прусскій, Дороѳей ларисскій, Агаѳангелъ драмскій, Прокопій созоагаѳопольскій, Каллиникъ нишскій и Геннадій гревен-скій 353).

Такъ закончился продолжительный процессъ внутреннихъ нестроеній въ Александрійской церкви, возникшихъ въ связи съ избраніемъ патріарха Никанора. Въ изложенномъ документѣ послѣдній наименованъ «приснопамятнымъ патріархомъ (äotöijw? -атріар^-г)«;)» александрійскаго престола и, значитъ, въ концѣ концовъ былъ и Константинопольскою церковью признанъ законнымъ его предстоятелемъ. Константинопольская патріархія приняла и избраніе на александрійскій патріаршій престолъ дерконскаго митрополита Неофита, при чемъ христіане Египта просили патріарха и священный синодъ дать каноническое свое разрѣшеніе для вступленія послѣдняго на престолъ. Однако, митрополитъ Неофитъ отказался отъ избранія. Это было разумное дѣйствіе, такъ какъ полнаго необходимаго единогласія * 9

='-3) 'А. КаАХіѵі но; Д е А с х d ѵ т, II, 151—153; 'ЕххЦаисотіхі] 'А X г}' О s I а, 1895 (XV), № 15, а. 117—118; Mansi, XLII, 295—296.—Дсо.о-

9 ш т £ ос въ изданіи Каллипика Деликани: 152і« дважды напечатано «хаі серз3JJLC0V» и 152so вмѣсто «тогрі» слѣдуетъ читать г. а р а.

въ избраніи Неофита на александрійскій престолъ не было, и ого интронизація угрожала новыми соблазнами и нестроеніями для православной церкви въ Египтѣ. Послѣ этого вошло въ силу другое ходатайство христіанъ Египта, направленное къ Великой Христовой церкви, какъ любвеобильнѣйшей и справедливѣйшей матери, и приглашавшее избрать для пред-стоятельства въ Египтѣ того, кого вселенскій патріархъ и священный синодъ признаютъ способнымъ умиротворить Александрійскую церковь при исключительныхъ условіяхъ ея положенія.

Это ходатайство было заявлено енитропіями Александріи и Каира въ особыхъ прошеніяхъ отъ 18 февраля 1870 г. Мы убѣждены,—писали христіане Александріи,—что митрополитъ дерконскій, имѣя въ виду согласное его избраніе александрійцами, приметъ возложенный на него великій и вмѣстѣ обременительный санъ. Если однако, вопреки всякому ожиданію, его преосвященство откажется (чего мы не желаемъ), то въ этомъ случаѣ мы по соглашенію съ клиромъ и епигропіей кинота въ Каирѣ (при семъ прилагаемомъ) и прочими ефорі-ями и епитропіями, предоставляемъ себя мудрости Великой Христовой церкви и ея заботѣ о всѣхъ православныхъ и горячо просимъ, чтобы она избрала того изъ владѣющихъ качествами и необходимыми христіанскими добродѣтелями іерарховъ, кого по разуму своему признаетъ соотвѣтствующимъ для этого высокаго положенія, и совершила все необходимое для признанія его со стороны высокой Порты и для изданія султанскаго берата. Въ такомъ же родѣ писали Великой Христовой церкви и представители православнаго кинота въ Египтѣ 354). Имѣя въ виду такое ходатайство, Великая Христова церковь остановила свой выборъ на бывшемъ вселенскомъ патріархѣ Софроніи III (1863—1866 г.), заявившемъ «ебя почтенною и важною дѣятельностью на константинопольскомъ престолѣ :!Г>І). Патріархъ Софроній проживалъ на покоѣ на островѣ Иринкино и первоначально не былъ расположенъ занимать александрійскій престолъ. Склонившись же на просьбы Церкви и христіанъ, равно и на благосклонныя заявленія турецкаго правительства, сдѣланныя чрезъ посредство великаго

визиря Али-пашу, святѣйшій Софроній, наконецъ, принялъ приглашеніе. Въ маѣ 1870 г. состоялось каноническое избраніе киръ Софронія на александрійскую патріаршую каѳедру, при чемъ ему были усвоены какъ титулъ «святѣйшаго и блаженнѣйшаго», такъ и наименованіе «Четвертаго». 23 іюля патріархъ Софроній получилъ утвержденіе со стороны турецкаго правительства, а 14 октября 1870 г. прибылъ въ Александрію.

Послѣдующія событія доказали, что это избраніе было весьма удачно. Опытный, любвеобильный- и дѣятельный патріархъ Софроній, дѣйствительно, умиротворилъ бѣдствовавшую Александрійскую церковь, въ теченіе 29-лѣтняго своего управленія много сдѣлалъ для возстановленія древней славы и величія знаменитаго патріаршаго престола и, несомнѣнно, въ значительной степени подготовилъ настоящее благосостояніе п благоустройство православной церкви въ Египтѣ 356).

Однимъ изъ важнѣйшихъ дѣяній александрійскаго патріарха Софронія нужно признать составленіе « Устава объ избраны патріарха Александріи», опубликованнаго въ мартѣ 1874 года въ слѣдующей редакціи.

§ 1. Въ случаѣ вдовства патріаршаго престола Александріи, состоящій общимъ патріаршимъ епитропомъ обязанъ немедленно исполнить должное, а именно—созвать въ синодиконѣ патріаршаго монастыря св. Саввы въ Александріи собраніе, на которомъ онъ самъ предсѣдательствуетъ, для избранія мѣстоблюстителя.

§ 2. Членами этого собранія состоятъ: 1) пребывающіе (въ Александріи) архіереи престола, если они существуютъ; 2) великій протосинкеллъ, великій архидіаконъ, игуменъ патріаршаго монастыря св. Саввы въ Александріи и игуменъ*патріаршаго монастыря св. Георгія въ Старомъ Каирѣ; 3) настоятель св. церкви Благовѣщенія въ Александріи, настоятель другой въ Александріи церкви Успенія »Пресвятой Богородицы и первенствующій по чину іерей патріаршаго храма св. Георгія въ Каирѣ; 4) шесть членовъ отъ епитроній кинота въ Александріи и четыре—отъ кинота въ Каирѣ. •

§ 3. Мѣстоблюститель избирается изъ пребЬвященныхъ архіереевъ, существующихъ въ святѣйшемъ престолѣ (Александріи), или изъ архимандритовъ и оффикіаловъ-іереевъ,

И. И. Соколовъ, Очерки исторіи православной Греко-восточной церкви въ XIX въкѣ, стр. 226—229. II. 19С1.

лицъ безупречнаго поведенія и пользующихся общимъ уваженіемъ.

§ 4. Избраніе бываетъ посредствомъ тайнаго голосованія, а получившій относительное большинство голосовъ провозглашается мѣстоблюстителемъ.

$ 5. Въ случаѣ равенства голосовъ, вопросъ рѣшается жребіемъ.

§ 6. ГІо производствѣ избранія, какъ сказано выше, мѣстоблюститель, посредствомъ такрирія предсѣдателя собранія, съ присоединеніемъ копіи протокола собранія, представляется почтенному правительству для признанія и утвержденія.

§ 7. Признанный правительствомъ мѣстоблюститель, при первой возможности, посылаетъ заказныя грамоты съ своей подписью къ архіереямъ престола или другимъ клирикамъ, находящимся, быть можетъ, внѣ престола «въ назначенномъ служеніи ему и еъ разрѣшенія патріарха», приглашая ихъ, чтобы они, въ теченіе четырехъ недѣль отъ изданія этихъ грамотъ, прислали въ Александрію, въ письмѣ, адресованномъ мѣстоблюстителю, запечатанный бюллетень, обозначающій имя каждаго, кого они считаютъ, какъ имѣющаго качества избираемаго, указанныя въ § 17, достойнымъ для наслѣдованія патріаршества; эти письма, которыя въ надписаніи должны имѣть приписку—«Для избирательнаго собранія», хранятся у мѣстоблюстителя неприкосновенными до устройства избирательнаго собранія, когда оки и распечатываются.

§ 8. За одну недѣлю до избирательнаго собранія мѣстоблюститель пишетъ клирикамъ, назначеннымъ настоящимъ уставомъ для участія въ избирательномъ собраніи,—приглашая ихъ прислать свой запечатанный бюллетень, подобно бюллетенямъ и находящихся внѣ престола клириковъ.

§ 9. Равнымъ образомъ за одну недѣлю, посредствомъ писемъ мѣстоблюстителя, посланныхъ надежнымъ способомъ, приглашаются всѣ іереи, занимающіе должностъ въ этомъ святѣйшемъ патріаршемъ пристолѣ, чтобы они лично прибыли въ Александрію, если могутъ сообразоваться съ вышепред-ставленнымъ параграфомъ, или прислали въ запечатанномъ бюллетенѣ свое мнѣніе, какъ предписываетъ § 7, если будутъ задержаны изъ-за духовныхъ нуждъ.

§ 10. Равнымъ образомъ, за одну недѣлю мѣстоблюститель, посредствомъ своихъ грамотъ, послангіыхъ надежнымъ способомъ, приглашаетъ: 1) епитропіи православныхъ кинотовъ въ

Египтѣ, чтобы онѣ въ общемъ собраніи своего собственнаго кинота избрали своихъ представителей и отправили ихъ, снабженныхъ оффиціальными письменными удостовѣреніями, въ избирательное собраніе на опредѣленный день и часъ, и 2) первыхъ мастеровъ (too; ісршторофоторац) признанныхъ цеховъ Александріи и Каира, чтобы они лично явились въ назначенный день и часъ собранія.

§ 11. Изъ Александріи избираются шесть представителей, изъ Каира—четыре и одинъ представитель отъ каждаго изъ остальныхъ кинотовъ.

§ 12. Избирательное собраніе составляется—1) изъ пребывающихъ (въ Александріи) архіереевъ престола, если они существуютъ; 2) изъ великаго протосинкелла, великаго архидіакона, игумена патріаршаго монастыря св. Саввы въ Александріи, игумена патріаршаго монастыря св. Георгія въ Старомъ Каирѣ, настоятеля св. церкви Благовѣщенія въ Александріи, настоятеля другой въ Александріи церкви Успенія Богородицы, первенствующаго по чину іерея патріаршаго храма св. Николая въ Каирѣ и изъ прочихъ іереевъ престола, которые присутствуютъ по приглашенію; 3) изъ представителей кинотовъ, согласно § 10, и изъ главныхъ мастеровъ признанныхъ цеховъ. Когда же минуетъ указанный выше срокъ и нѣкоторые изъ избирателей не явятся, они лишаются права избранія.

§ 13. Днемъ избирательнаго собранія всегда назначается первое воскресенье послѣ четырехъ недѣль отъ изданія грамотъ мѣстоблюстителя для внѣшнихъ (его участниковъ), а мѣстомъ— священный храмъ св. Саввы въ Александріи.

§ 14. Всѣ члены избирательнаго собранія имѣютъ по одному голосу.

§ 15. Когда всѣ приглашенные члены соберутся въ священномъ храмѣ св. Саввы и будутъ провѣрены рекомендаціи, тогда, при закрытыхъ дверяхъ, бюллетени вскрываются и считаются секретаремъ и четырьмя членами собранія, двумя клириками и двумя мірянами, въ присутствіи всѣхъ членовъ. Имена указываемыхъ въ бюллетеняхъ, какъ избираемыхъ, записываются въ особомъ спискѣ, если они будутъ поддержаны и пятью другими лицами изъ присутствующихъ въ собраніи.

§ 16. Равнымъ образомъ и каждый изъ присутствующихъ свѣтскихъ членовъ имѣетъ право предложить, какъ избирае-

маго, того, кого признаетъ соотвѣтствующимъ, если окажется пять другихъ (членовъ), его поддерживающихъ.

§ 17. Избираемый долженъ быть зрѣлаго возраста, обладать, если возможно, внутреннимъ (церковно-богословскимъ) и внѣшнимъ образованіемъ, безукоризненъ по нравамъ и добродѣтеленъ, а но прежней своей жизни (быть) ревнителемъ непорочной нашей вѣры и турецкимъ подданнымъ.

§ 18. Послѣ того какъ каталогъ избираемыхъ будетъ составленъ и подписанъ мѣстоблюстителемъ и присутствующими членами собранія, онъ въ копіи съ такриріемъ мѣстоблюстителя посылается къ почтенному правительству, чтобы оно внесло, если имѣетъ, исключеніе или нѣкоторое замѣчаніе по поводу именъ избираемыхъ, которое насколько возможно скорѣе и должно сообщить въ патріархію для дальнѣйшаго дѣйствія.

§ 19. Когда это состоится, какъ указано, то избирательное собраніе созывается и опять—въ непосредственно слѣдующее воскресенье, въ опредѣленный часъ, въ храмѣ св. Саввы и, въ присутствіи законнаго состава, приступаетъ къ частному голосованію обозначенныхъ въ каталогѣ (лицъ), какъ избираемыхъ; и тотъ, кто получилъ абсолютное большинство голосовъ, признается избраннымъ діадохомъ или наслѣдникомъ патріаршаго престола,

§ 20. Если же случится, что никто изъ избираемыхъ не получитъ абсолютнаго числа голосовъ, тогда и опять производится тайное голосованіе между двумя, получившими относительное большинство голосовъ, послѣ чего объявляется патріархомъ тотъ, кто получилъ большинство голосовъ.

§ 21. Въ случаѣ равенства голосовъ, вопросъ ■ рѣшается жребіемъ.

§ 22. Когда избраніе состоится по описанному способу, то результатъ посредствомъ такрирія мѣстоблюстителя немедленно сообщается почтенному правительству и прилагается всякая забота о томъ, чтобы въ теченіе самаго короткаго срока было со стороны его получено утвержденіе.

§ 23. Послѣ того какъ такое утвержденіе будетъ получено, въ храмѣ св. Саввы опять собирается избирательное собраніе, чтобы избранный, если онъ будетъ изъ присутствующихъ архіереевъ престола, былъ поставленъ посредствомъ узаконеннаго церковнаго чина провозглашенія (интронизаціи), когда также записывается въ патріаршемъ кодексѣ составляе-

мый каноническій протоколъ, подписываемый архіереямп престола, если таковые находятся.

§ 24. Еслп избранный не состоитъ архіереемъ, то онъ проручествуется въ архіерейскій санъ, согласно церковнымъ установленіямъ, архіереями престола, если они существуютъ; при недостаткѣ же таковыхъ, изъ сосѣднихъ патріаршихъ престоловъ приглашаются обязательно необходимые (іерархи), согласно священнымъ канонамъ.

§ 25. Если избранный бываетъ изъ не подчиненныхъ этому святѣйшему патріаршему престолу, то ему чрезъ посредство церковной его власти сообщается актъ его избранія для дальнѣйшаго.

§ 26. Въ томъ же случаѣ, когда избранный откажется отъ избранія, бываетъ новое избраніе, согласно выше изложеннымъ формамъ.

§ 27. На слѣдующій послѣ провозглашенія день патріархъ, послѣ предварительнаго соглашенія, присутствуетъ со свитой у его высочества вице-короля.

§ 28. Патріархъ остается на своемъ престолѣ пожизненно.

§ 29. Въ случаѣ добровольнаго отреченія патріарха, онъ самъ созываетъ, согласно § 2 настоящаго устава, членовъ собранія для избранія • мѣстоблюстителя, или и болѣе многочисленное собраніе и, сообщивъ въ присутствіи ихъ о своемъ отреченіи, удаляется, а собраніе немедленно приступаетъ къ избранію мѣстоблюстителя, согласно §§ 3 и 4 настоящаго устава.

§ 30. Въ таковомъ случаѣ добровольнаго отреченія патріарха, ему предоставляется право предлагать, по собственному своему мнѣнію, достойнаго наслѣдника престола, который, будучи безъ преній принятъ имѣющимъ состояться избирательнымъ собраніемъ, предлагается для тайнаго голосованія вмѣстѣ съ имѣющими быть представленными остальными избираемыми.

§ 31. Всякій прежде существовавшій уставъ объ избраніи патріарха остается недѣйствительнымъ.

§ 32. Настоящій уставъ имѣетъ силу, какъ одобренный вмѣстѣ нынѣшнимъ патріархомъ и всѣми православными ки-нотами въ Египтѣ, а равйо былъ утвержденъ и почтеннымъ правительствомъ; онъ и впредь будетъ сохранять силу и имѣть авторитетъ, пока но будетъ пересмотрѣнъ или составленъ другой, при чемъ необходимо, чтобы предварительно православ-

ныли кинотами въ Египтѣ было возбуждено ходатайство посредствомъ прошенія къ патріарху и получено разрѣшеніе отъ почтеннаго правительства.

Конецъ, и Богу слава и хвала 35,1).

Такимъ образомъ, изложенный уставъ объ избраніи александрійскаго патріарха исходитъ изъ основного принципа автокефаліи Александрійской церкви. Патріархъ избирается по почину мѣстной церковной власти и при содѣйствіи мѣстныхъ церковно-общественныхъ силъ, безъ всякаго участія предстоятелей иныхъ восточныхъ церквей, въ частности и Константинопольской. Весь избирательный процессъ, отъ начала до конца, проходитъ въ Александріи и является дѣломъ исключительнаго вѣдѣнія и распоряженія внутренняго церковнообщественнаго представительства. Но кандидаты патріаршества могутъ указываться и изъ клириковъ иныхъ автокефальныхъ греческихъ церквей, при чемъ актъ избранія доводится потомъ до свѣдѣнія избраннаго при посредствѣ той церковной власти, юрисдикціи котораго онъ подчиняется. А съ другой стороны, въ томъ случаѣ, когда избранный на александрійскій патріаршій престолъ нуждается въ архіерейской хиротоніи, а каноническаго состава мѣстныхъ іерарховъ въ дѣйствительности не окажется, необходимые для чина хиротоніи архіереи приглашаются изъ среди іерарховъ сосѣднихъ патріаршихъ престоловъ, кого мѣстоблюститель александрійскаго престола признаетъ нужнымъ пригласить.

Руководителемъ патріаршихъ выборовъ является мѣстоблюститель александрійскаго престола. Послѣдній избирается немедленно—какъ въ томъ случаѣ, когда правящій патріархъ принесетъ предъ собраніемъ духовенства и мірянъ каноническое отреченіе отъ власти, такъ и въ томъ случаѣ, когда престолъ окажется во вдовствѣ (вслѣдствіе кончины патріарха) и въ управленіе церковными дѣлами вступитъ «общій патріаршій епитропъ», который обыкновенно является помощникомъ патріарха и раздѣляетъ его труды по управленію. Мѣстоблюститель избирается обязательно изъ среды духовенства александрійской церкви,—будетъ ли это архіерей, или архимандритъ и священникъ-оффикіалъ. Мѣстоблюститель исполняетъ

51,7') КаХХіфрюѵ, ’Exx),ijataoTt4Yj ’ETttflscbpYja«, Г', ], 152—157. К. 1874; Mansi, XL1I, 295—300. Ср. нашу статью въ „Сообщеніяхъ И. Православнаго Палестинскаго Общества“ 1905 (XVI), 166 и сл.

обязанности по управленію церковью и* особенно—въ отношеніи избранія новаго патріарха до того момента, когда послѣдній оффиціально приступаетъ къ обязанностямъ патріаршаго своего служенія.

Избирательное собраніе, по предписанію устава 1874 г., должно объединять какъ духовенство, такъ и мірянъ. И въ этомъ отношеніи уставъ вновь регламентировалъ старую практику Александрійской церкви, отразивъ и многократно въ послѣднее время заявленныя стремленія мірянъ принимать активное участіе въ патріаршихъ выборахъ. Это проявилось въ составѣ и того собранія, которому принадлежитъ право избирать мѣстоблюстителя патріаршаго престола. Кромѣ архіереевъ, великаго протосинкелла и великаго архидіакона, двухъ настоятелей монастырей—св. Саввы и св. Георгія, двухъ настоятелей приходовъ — Благовѣщеніи и Успенія и старшаго священника каирскаго храма св. Николая, въ избраніи мѣстоблюстителя участвуютъ десять свѣтскихъ представителей отъ Александріи* и Каира. Въ такомъ составѣ собранія наблюдается равновѣсіе двухъ элементовъ—духовнаго и мірского, при чемъ наклонъ можетъ быть и въ сторону свѣтскихъ членовъ собранія, въ виду крайне ограниченнаго числа архіереевъ въ александрійскомъ патріархатѣ. Собраніе же, избирающее патріарха, является болѣе многочисленнымъ. Кромѣ тѣхъ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ, которыя состоятъ членами собранія для избранія мѣстоблюстителя, въ избраніи патріарха участвуютъ всѣ клирики престола, несущіе служеніе внѣ его предѣловъ и подающіе своей голосъ письменно, всѣ священники, служащіе въ предѣлахъ патріархата и подающіе свой голосъ или лично, или письменно, депутаты отъ ремесленныхъ цеховъ Александріи и Каира и представители—по одному— отъ всѣхъ вообще православныхъ кинотовъ въ предѣлахъ Александрійской церкви. Общее количество членовъ избирательнаго собранія въ уставѣ не опредѣлено, такъ какъ неизвѣстнымъ остается число архіереевъ и приходовъ въ патріархатѣ, клириковъ-епитроповъ и ремесленныхъ цеховъ... Предсѣдательствуетъ на избирательномъ собраніи мѣстоблюститель, который разсылаетъ приглашенія, назначаетъ день и часъ для засѣданія въ храмѣ св. Саввы въ Александріи.

Число кандидатовъ патріаршества также въ уставѣ не ограничено. Прежде всего, правящій патріархъ, въ случаѣ добровольнаго своего отреченія отъ престола, имѣетъ право

предложить своего діадоха. Но это предложеніе не имѣетъ абсолютнаго значенія. Указанный кандидатъ не имѣетъ никакого преимущества предъ прочими кандидатами и на ряду съ послѣдними подлежитъ голосованію членовъ избирательнаго собранія. Затѣмъ, всѣ присутствующіе и отсутствующіе члены собранія предлагаютъ своихъ кандидатовъ, которые и принимаются собраніемъ въ томъ случаѣ, если пять наличныхъ членовъ поддержатъ своимъ голосомъ такое предложеніе. Кандидаты патріаршества должны удовлетворять опредѣленнымъ требованіямъ.

Собраніе для избранія патріарха имѣетъ только два засѣданія. Въ первомъ засѣданіи составляется общій каталогъ кандидатовъ патріаршества, при участіи всѣхъ членовъ собранія. Этотъ каталогъ представляется египетскому правительству, которое, по сношенію съ Портой, или утверждаетъ его сполна, или исключаетъ изъ его состава имена неугодныхъ кандидатовъ, въ виду того, что александрійскій патріархъ является и представителемъ своей паствы предъ правительствомъ. Во второмъ и послѣднемъ засѣданіи всѣ члены собранія, посредствомъ большинства голосовъ, избираютъ изъ всего состава кандидатовъ одного, который и объявляется патріархомъ. Избранный на патріаршій престолъ представляется на утвержденіе правительству и получаетъ султанскій бератъ, послѣ чего совершается архіерейская его хиротонія, если избранный въ ней нуждается, или прямо — обрядъ интронизаціи и представленіе египетскому вице-королю.

По силѣ устава 1874 г., александрійскій патріархъ сохраняетъ свою власть пожизненно.

XYIII.

«Уставъ объ избраніи патріарха Александріи», изданный въ 1874 году, остается дѣйствующимъ закономъ въ Александрійской церкви до настоящаго времени. По этому именно уставу въ 1900 г. состоялось избраніе блаженнѣйшаго Фотія, и нынѣ занимающаго александрійскую патріаршую каоедру.

По смерти блаженнѣйшаго Софронія IV, мѣстоблюстителемъ александрійскаго патріаршаго престола, былъ избранъ великій протосинкеллъ Мелетій, который и руководилъ патріаршими выборами. Въ декабрѣ 1899 г. подъ его предсѣдательствомъ въ храмѣ св. Саввы въ Александріи состоялось

первое засѣданіе избирательнаго собранія, при участіи 151 членовъ—духовныхъ и свѣтскихъ. На этомъ засѣданіи были намѣчены по большинству голосовъ кандидаты патріаршества, которые и были внесены въ каталогъ. Въ частности, назаретскій (въ Палестинѣ) митрополитъ Фотій получилъ 121 голосъ, ѳиваидскій (въ Египтѣ) митрополитъ Германъ—7 голосовъ, бывшій вселенскій патріархъ Іоакимъ III, проживавшій на покоѣ въ Милопотамѣ на Аѳонской горѣ, получилъ 6 голосовъ, великій архидіаконъ александрійской патріархіи Константинъ Погони—5, мѣстоблюститель александрійскаго престола Мелетій—3 голоса и нѣкоторыя другія лица получили одинъ или два голоса 358).

10 января 1900 г., послѣ того какъ правительство возвратило въ патріархію каталогъ съ именами кандидатовъ патріаршества, было устроено второе засѣданіе избирательнаго собранія, на которомъ пртсутствовали 169 избирателей, какъ духовныхъ лицъ, такъ и свѣтскихъ. Избирателями было подано 159 голосовъ въ пользу назаретскаго митрополита Фотія, который и былъ объявленъ блаженнѣйшимъ патріархомъ александрійскимъ. Значитъ, избирательное собраніе остановило свой выборъ на кандидатѣ, принадлежавшемъ къ іерархіи Іерусалимской церкви 3:’9).

Утвержденіе избранія блаженнѣйшаго Фотія со стороны турецкаго султана состоялось лишь 4 августа 1900 г., о чемъ египетскій министръ иностранныхъ дѣлъ Вутроеъ-паша и поспѣшилъ увѣдомить мѣстоблюстителя александрійскаго престола великаго протосинкелла Мелетія. 5 августа мѣстоблюститель и великій протосинкеллъ Мелетій оффиціально увѣдомилъ митрополитовъ, архимандритовъ, іереевъ и діаконовъ александрійскаго престола о состоявшемся утвержденіи избранія и сообщилъ, чтобы они во всѣхъ священныхъ службахъ съ этого дня поминали имя его блаженства, блаженнѣйшаго папы и патріарха Александріи киръ Фотія зв0). Турецкій министръ юстиціи и исповѣданій особымъ тескере сообщилъ и вселенской патріархіи объ утвержденіи избранія блаженнѣйшаго Фотія, и этотъ документъ былъ прочитанъ на одномъ изъ си-

358) ’Е х х А •>] а і я а а і ѵ. г, ’А Ar, 9 е іа, 1899 (XIX), № 53, и. 506.

35SI) ’Е х х А т; а і а о х і х у; ’А. А У) 9 е і а, 1900 (XX), № 2, а. 9—10.

ЗС0) ’ЕххАу)віаатіху] ’А А г, 9 з t а. 1900 (XX), №31, а. 359, № 33,

нодальныхъ засѣданій въ концѣ августа 361). Въ сентябрѣ во вселенскую патріархію былъ присланъ и бератъ, данный султаномъ Абдулъ-Гамидомъ блаженнѣйшему Фотію. Вселенскій патріархъ Константинъ У и священный синодъ сдѣлали распоряженіе о командированіи въ Александрію капукехагья патріархіи А. Икіади для врученія этого документа патріарху Фотію зв2).

Что касается блаженнѣйшаго Фотія, то онъ прибылъ въ Александрію 15 сентября и торжественно былъ встрѣченъ духовенствомъ и народомъ. Его интронизація состоялась въ тотъ же день въ храмѣ Благовѣщенія, въ присутствіи консуловъ европейскихъ державъ, армянскаго архіепископа, армянскихъ и коптскихъ клириковъ и многочисленнаго собранія православнаго духовенства и народа. Прибывши въ храмъ, патріархъ торжественно былъ здѣсь встрѣченъ и прошелъ въ алтарь, гдѣ облобызалъ святой престолъ и возсѣлъ на патріаршемъ тронѣ, при пѣніи пѣвчими тропаря «Днесь спасенія» и пр. Затѣмъ была возглашена ектенія съ поминовеніемъ патріарха, а клиръ пѣлъ «Господи помилуй». Послѣ этого три-полійскій митрополитъ Ѳеофанъ прочиталъ протоколъ собранія отъ 10 января относительно патріаршаго избранія, а прибывшій съ патріархомъ изъ Іерусалима тиверіадскій архіепископъ Мелетій обратился къ нему съ рѣчью, поздравивъ съ возведеніемъ въ высшую церковную степень и пожелалъ долгоденствія. Патріархъ, вышедши изъ алтаря, сталъ предъ царскими вратами и принялъ патріаршій жезлъ отъ мѣстоблюстителя, который, вручая его блажаннѣйшему Фотію, произнесъ слѣдующую рѣчь, имѣющую традиціонное въ практикѣ Александрійской церкви значеніе.

«Блаженнѣйшій и божественнѣйшій владыка! Патріаршій этотъ жезлъ, видимый сей знакъ духовной твоей власти, даетъ вашему блаженству чрезъ меня Пастыреначальникъ Христосъ, чтобы ты пасъ ввѣренное тебѣ. свыше разумное стадо древняго и первороднаго славнаго апостольскаго и патріаршаго престола Александріи и въ преподобіи и правдѣ путеводилъ христіанское его общество по пажитямъ спасительнымъ и боголюбезнымъ, вѣрныхъ утверждая, а заблуждающихся возстановляя въ вѣрѣ православной, по примѣру евангельскаго Бо-

ЗС1) Ibid., № 35, о. 399. И2) Ibid., Л6 39, а. 437.

жественнаго пастыря душу свою, какъ пастырь добрый, полагая за овцы своя, чтобы во время мздовозданія тебѣ услышать вожделѣнный голосъ Господа—соблюдается тебѣ вѣнецъ правды. Гряди же, блаженнѣйшій, возсядь и управляй въ мирѣ на святѣйшемъ этомъ престолѣ весьма многіе и славные годы. Аминь» 363).

Въ началѣ 1901 г. блаженнѣйшій Фотій отправилъ мирныя свои грамоты предстоятелямъ и священнымъ синодамъ православныхъ восточныхъ церквей. Такъ, константинопольскому патріарху Константину V грамота была послана 28 февраля,. Въ ней «Фотій, Божіею милостію напа и патріархъ Александріи и всего Египта», восхваляетъ своего предшественника по престолу, святѣйшаго Софронія, говоритъ объ избраніи его на престолъ по единогласному мнѣнію духовенства и народа Александрійской церкви, представляетъ пространное исповѣданіе вѣры, какъ залогъ общенія, мира и любви между патріархами, изъясняетъ единство и каѳоличность Церкви ы. смыслѣ объединенія всего вѣрующаго человѣчества, независимо отъ мѣста, страны, рода, племени, народа, языка, филетиче-скихъ раздѣленій и генеалогическихъ развѣтвленій,—на основѣ вѣры въ Господа Іисуса Христа, раскрываетъ наименованіе Церкви апостольскою, какъ озаряемой свѣтомъ всѣхъ вообще апостоловъ, а не одного только Павла или Варнавы, Кифы, Апол-лоса, Іоанна или Іакова, а въ заключеніе заявилъ, что посылаетъ свою грамоту вселенскому патріарху для утвержденія единенія въ вѣрѣ я общенія во Святомъ Духѣ и проситъ на основѣ мира и во имя любви молитвъ его святѣйшества объ успѣшномъ исполненіи высокихъ задачъ патріаршаго служенія зв4). Вселенскій патріархъ Константинъ отправилъ свой отвѣтъ блаженнѣйшему Фотію 22 марта 1901 г. и привѣтствовалъ его въ духѣ любви, братства и мира зв5).

Такъ завершилось избраніе блаженнѣйшаго патріарха Фотія, явившагося вполнѣ достойнымъ преемникомъ цѣлаго сонма первоіерарховъ Александрійской церкви зеб), которые и въ * 3

мз) 'Е -л -/. X. ’А >. г, 9 е I а, 1900 (XX), № 39, о. 438—439.

3««) ’Е**Х. ’АХѵ)Ѳгіа, 1901 (XXI), № 10, ff. 90—91, № 14, о. 99—103.

3«s) Ibid., № 18, а. 174—176.

3ee) О патріархѣ Фотіи см. нашу статью въ „Церковномъ Вѣстникѣ“ за 1911 г., № 14—15, стл. 434—438, а также—А. А. Дмитріевскаго. Новоизбранный патріархъ александрійскій Фотій Пѳроглу («Труды И. Кіевской Д. Академіи“, 1900, № 5, стр. 113—159).

теченіе ХѴШ и XIX вѣковъ вступали—правда, неодинаковыми путями—на древній и славный престолъ св. апостола Марка.

XIX.

Порядокъ избранія александрійскихъ патріарховъ въ XYIII— XIX столѣтіяхъ, при всемъ разнообразіи отдѣльныхъ фактовъ его примѣненія, заключалъ въ группѣ составныхъ своихъ элементовъ несомнѣнное преемство и связь съ практикою прежняго времени. Объ этомъ свидѣтельствуютъ памятники и византійской эпохи,—хотя общій составъ послѣднихъ довольно ограниченъ.

Такъ, къ началу 1397 г. относится питтакій вселенскаго патріарха Антонія IV, отправленный современному патріарху «Іерусалима, Сиріи, Аравіи, Заіорданья, Каны Галилейской и всей Палестины» Дороѳею I по поводу избранія новаго александрійскаго патріарха. Послѣ обычнаго привѣтствія и пожеланія здоровья іерусалимскому патріарху, святѣйшій Антоній сообщилъ, что нѣсколько времени тому назадъ онъ узналъ о смерти патріарха Александріи 861). Объ этомъ извѣстили его нѣкоторыя лида, прибывшія изъ Александріи въ Константинополь, а болѣе пространно сообщилъ письмомъ находившійся въ Александріи консулъ кипрянъ Петръ Созоменъ З'і8). Послѣдній и просилъ патріарха Антонія, чтобы онъ, избравши КОГО-ЛИбо ИЗЪ СВОИХЪ КЛИриКОВЪ (ано тшѵ 7][іет£ршѵ emXe^äjxsvot

тіѵа), хиротонисалъ его патріархомъ Александріи и отправилъ туда, потому что это было бы болѣе пріемлемо и для египетскаго султана, чѣмъ избраніе на патріаршій престолъ кого-либо изъ туземцевъ Александріи 869). Однако, патріархъ Антоній не призналъ просьбу кипрскаго консула исполнимой. «Если бы объ этомъ писали намъ и нѣкоторые другіе изъ [обитателей] Александріи, — говорится въ его питтакіи,—и * 368

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М7) Это былъ Николай III (1.389—1396). Le Quien, Oriens christianus, II, 499. Parisiis 1740. Op. Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, стр. XLV’III.

368) \ЕпХт;рофОрт)(іѵ)р£'ѵ т о 5 е t s хобсоиХоѵ söpiaxopevou т<іѵ Іѵ ’AXs;xv-Spsiqc -/.и-рішѵ хтХ. Miiilosich et Müller, Acta patriarchatus Constantinopoli-tani t. II, p. 273. Vindobouae 1862). —KoüsooXo;—consul mercatorum in urbibns mantimis (Ducanye, Glossarium graecitatis, I, 743. Lugduni 1688).

:!69) (Ь; 8Г ал:оооу'(£ Sv päXXov -oSxo хал тф Цаі?.отітф оооХтаѵф у) то угчі-<тЧаі тіѵа хтто тшѵ айто-/9аѵ<оѵ ’AXsSavSpeia?. Miklosich et Müller, II, 274.

просили, чтобы [избраніе такъ именно] состоялось, то мы имѣли бы совершенную увѣренность и, вѣроятно, исполнили бы это,—потому что тотъ, кого избрала бы изъ здѣшнихъ благодать Всесвятаго Духа и поставила патріархомъ, долженъ быть изъ числа великихъ среди насъ людей, славящихся и жизнью, и разумомъ. А такъ какъ невозможно, чтобы кто-либо изъ здѣшнихъ просто и случайно сдѣлался патріархомъ, а потомъ отправился туда [въ Александрію] и подвергся испытаніямъ (вѣдь изъ-за этого можетъ быть многое, какъ и естественно,—если и султанъ и вся Александрійская церковь не признаютъ сего [избранія], найдутъ другого изъ тамошнихъ и поставятъ его патріархомъ Александріи до прибытія туда этого [избраннаго въ Константинополѣ]), то державнымъ и святомъ моимъ императоромъ [Мануиломъ II Палеологомъ] и нашею мѣрностію было рѣшено возложить дѣло объ этомъ на ваше святительство». И далѣе Антоній IY пишетъ, чтобы іерусалимскій патріархъ, по заповѣди Господней, отправился въ Египетъ и, насколько позволятъ его опытность и мудрость, узналъ обо всемъ, размыслилъ и обсудилъ, и если найдетъ пріемлемымъ со стороны всѣхъ то, что киръ Антоніемъ было сказано выше, написалъ ему и сообщилъ посредствомъ грамотъ и своихъ, и другихъ лицъ, дабы вселенскій патріархъ, получивши достаточную увѣренность, совершилъ, при содѣйствіи Всесвятаго Духа, богоугодное и похвальное дѣло избранія александрійскаго патріарха, за что они будутъ имѣть награду отъ Бога. «Вѣдь будетъ во славу Божію и всей Его Церкви избраніе кого-либо изъ здѣшнихъ и поставленіе патріархомъ Александріи, или возведеніе таковаго изъ тамошнихъ, и да не будетъ у святительства твоего никакого препятствія вслѣдствіе или дальности иѵти, или другого какого-либо- изъ случайныхъ затрудненій, чтобы не отправиться туда, какъ мы пишемъ,—но пусть будетъ все относительно этого такъ, какъ мы просимъ» :г,п).

Изложенный питіакій константинопольскаго патріарха Антонія IV имѣетъ значеніе въ разныхъ отношеніяхъ. Онъ свидѣтельствуетъ. прежде всего, о томъ, что избраніе александрійскихъ патріарховъ п въ византійскую эпоху иногда совершалась въ Константинополѣ. По крайней мѣрѣ, н Константинопольская церковь была озабочена тѣмъ, чтобы александрійскій

S1Q) Miklosich et Muller, II. 273—274.

53s

патріаршій престолъ не оставался вакантнымъ, но былъ по возможности скорѣе замѣщенъ наиболѣе достойнымъ кандидатомъ Въ такомъ попеченіи о благосостояніи Александрійской церкви принималъ участіе не только патріархъ, но и византійскій василевсъ. Мало того, одинъ изъ существенныхъ актовъ патріаршаго избирательнаго процесса, именно крбрлт)оі;; или возведеніе царемъ патріарха въ новое высокое званіе, во свидѣтельство «единомыслія и согласія» царя «съ священствомъ» 3,‘), совершался въ Византіи не только въ отношеніи къ константинопольскому, но и къ александрійскому и прочимъ патріархамъ. Писатель XIV в. Кодинъ Куропалатъ, подробно описавъ чинъ возведенія царемъ патріарха вселенскаго, отмѣтилъ и слѣдующее: «Подобно и неизмѣнно совершается и возведеніе (itpoßtojou;) другихъ патріарховъ—Александріи, Антіохіи и Іерусалима, равно и архіепископа первой Юстиніаны—Ахриды и всей Болгаріи,—потому что вторая Юстиніана есть Кипръ и третья—Карѳагенъ» * 372). Значитъ, патріаршая избирательная практика православной Византіи одинаково распространялась и на предстоятелей прочихъ патріаршихъ престоловъ Востока. Эго было дѣломъ естественнымъ, въ силу тяжелыхъ условій въ положеніи восточныхъ патріар-хатовъ подъ вѣковымъ мусульманскимъ игомъ, когда мѣстныя Церкви, по недостатку іерарховъ, слабой сплоченности клириковъ и разрозненности населенія, изнывавшихъ подъ бременемъ всевозможныхъ лишеній и тягостей, оказывались не въ состояніи собственными силами выдти изъ затрудненія и при участіи своихъ дѣятелей произвести избраніе новаго предстоятеля и первоіерарха. Помощь со стороны Византійской церкви, пользовавшейся свободою въ независимомъ государствѣ. и покровительствомъ благочестиваго царя, являлась необходимой. Да только самостоятельная, благоустроенная и матерински попечительная церковь державнаго царства Византіи

зп) Подробности о придворномъ обрядѣ возведенія (^poSXijsic;) византійскимъ царемъ новоизбраннаго патріарха сообщаются въ нашемъ изслѣдованіи „Избраніе патріарховъ въ Византіи съ половины IX до половины XV вѣка“, стр. 118 и ел. II. 1907.

372) Codiuus Curopalates, De officiis Constantinopolitanis, 105з—7. Вон-nae 1839.—Въ комментаріи на это сообщеніе Кодина неиранильно обрядъ -роЗХт)оі;’а распространенъ на весь процессъ патріаршихъ выборовъ (Gretseri efc Goari comment,arins in Codini cap. XX, p. 105 v. 4. Ibid, p. 375).

и могла придти съ содѣйствіемъ и покровительствомъ, которыхъ нельзя было и ожидать отъ другихъ патріаршихъ престоловъ, находившихся, какъ и престолъ Александріи, въ аналогичныхъ условіяхъ слабости, неустройства и порабощенія.

Однако, отношеніе Константинопольской церкви къ дѣлу избранія александрійскихъ патріарховъ не должно было носить празнаковъ произвольнаго вмѣшательства и властнаго вторженія во внутреннюю жизнь автокефальной Александрійской церкви. Вселенская патріархія, по сужденію патріарха Антонія IV, могла принять участіе въ избраніи александрійскаго патріарха только тогда, когда изъ Египта исходилъ починъ въ приглашеніи ея къ этому участію, принадлежавшій мѣстному духовенству и народу. Необходимо было, чтобы паства Александрійской церкви обратилась въ Константинополь съ просьбою о помощи,—и тогда только выступленіе Константинопольской церкви могло соотвѣтствовать основному характеру взаимныхъ отношеній двухъ автокефальныхъ церквей Востока. Поэтому ’патріархъ Антоній IV и не удовлетворился заявленіемъ консула кипрскихъ купцовъ, проживавшихъ въ Александріи, о необходимости избранія въ Константинополѣ патріарха для Александрійской церкви, а просилъ іерусалимскаго патріарха Дороѳея устроить такъ, чтобы изъ Египта были и другими присланы письма во вселенскую патріархію съ просьбами по тому же дѣлу. Такое обращеніе къ вселенскому патріарху обусловливались тѣмъ, что по установившейся въ Александрійской церкви практикѣ избраніе мѣстныхъ патріарховъ совершалось при участіи клира и народа. Объ этомъ свидѣтельствуетъ, въ частности, «Каталогъ александрійскихъ патріарховъ» отъ второй половины XV до конца ХѴТІІ вѣка, тщательно отмѣчающій, что «избраніе клира и христіанъ» являлось однимъ изъ существенныхъ элементовъ «непоколебимой, священной и древней прономіи» Александрійскаго престола въ поставленіи его первоіерарховъ *73). Другіе историческіе источники также устанавливаютъ тѣсный союзъ духовенства и народа Египта въ дѣлѣ избранія своихъ предстоятелей 3,і). * 374

37S) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 13—14.

374) Свѣдѣнія по вопросу (до половины XVII в.) приводятся въ сочиненіи f профессора И. И. Малышевскаго „Александрійскій патріархъ Мелетій Пигасъ и его участіе въ дѣлахъ русской церкви“ (Кіевъ 1872).

А затѣмъ, участіе клира и народа въ патріаршихъ выборахъ въ Египтѣ оправдывается памятниками литургическаго содержанія.

На основаніи представленныхъ здѣсь данныхъ проф. И. И. Малышев-скій высказываетъ слѣдующее общее сужденіе: „Обычай избранія первосвятителя клиромъ и народомъ наслѣдованъ Александрійскою церковью отъ глубокой древности, когда она особенно крѣпко стояла за этотъ обычай. Легче отступала она отъ этого обычая, когда живой и глубокочтимый первосвятитель самъ назначалъ преемника, чѣмъ когда его назначали извнѣ, хотя бы даже изъ Царьграда или отъ собора внѣ ея. Древній обычай требовалъ, чтобы и посвященіе первосвятителя совершалось въ Александріи4, и даже „оно должно было происходить немедленно но смерти прежняго, чтобы преемникъ его совершалъ надъ нимъ погребеніе и возлагалъ руку почившаго на свою голову, а по инымъ свидѣтельствамъ—еще и омофоръ его“ (ibid., 158— 159). Вообще, избраніе патріарховъ совершалось въ Александріи „мирно и правильно“, „лучшими представителями общества (аріахы xfj; коХітеѵа«), которые, собравшись съ клиромъ и вознесши обычныя молитвы, избирали того, кого признавали способнѣйшимъ“.—какъ описывалъ александрійскіе патріаршіе выборы Кириллч. Лукарисъ. Этотъ добрый порядокъ былъ созданъ,—по характеристикѣ Кирилла,—„благоразуміемъ и попе-чительностью“ александрійскихъ патріарховъ, которые всѣми мѣрами стремились сохранить единство среди своей паствы и предохранить церковь огь смутъ н волненій (И. И. Малышевскій, 662). И дѣйствительно, патріархъ Сильвестръ (1566—1586 г.), одинъ изъ ближайшихъ предшественниковъ Кирилла Лукариса занялъ александрійскій престолъ по волѣ патріарха Іоакима Нани, избравшаго его своимъ діадохомъ, и по общему желанію клира и народа Александрійской церкви. Знаменитый Мелетій Пига (1586—1601), діадохъ Сильвестра, былъ избранъ по единодушному рѣшенію всей Александрійской церкви. Его хиротонія состоялась въ Каирѣ при участіи антіохійскаго патріарха (подробностиупроф.Л.ЖЛГйлыгаев-скаго, 183—181. 293 и слЛ, Не менѣе знаменитый Кириллъ Лукарисъ былъ законнымъ діадохомъ Мелетія и избранникомъ духовенства и народа Александрійской церкви (тамъ же 655) и т. д. (см. стр. 115—116 настоящаго изслѣдованія). Указанная практика избранія александрійскихъ патріарховъ существовала какъ послѣ завоеванія Египта турками (въ 1517 г.), такъ и въ болѣе раннюю эпоху—арабскаго (съ VII в.) и мамелюкскаго (съ XIII в.) здѣсь владычества. Такъ, Яхъя Антіохійскій слѣдующимъ образомъ разсказываетъ объ избраніи патріарха Арсенія. 12 мая 1000 г. въ Каирѣ скончался александрійскій патріархъ Илія, „и присутствовалъ при отпѣваніи его епископъ Арсеній, братъ Ореста, патріарха іерусалимскаго. И прибыли вслѣдъ за его прибытіемъ два посла отъ ал-Хакима, изъ приближенныхъ къ нему рабовъ, и приказали всѣмъ христіанамъ—мельки-тамъ сдѣлать Арсенія патріархомъ вмѣсто покойнаго Иліи. И они отвѣтили ему: слушаемся и повинуемся. И былъ анва Илія перевезенъ въ Александрію во второй день по его смерти и созвалъ авва Арсеній принадлежащихъ къ александрійскому ирестому епископовъ въАлександ-

Въ Евхологіи библіотеки Синайскаго монастыря за № 974, относящемся къ XYI вѣку, содержатся двѣ важныя для нашего предмета статьи—чинъ хиротоніи александрійскаго патріарха

рію и они помолились за него 17 іюня 1000 г. И ушелъ онъ обозрѣвать всю патріархію свою и всѣ епархіи“ (Баронъ В. Р. Розенъ, Императоръ Василій Болгаробойца и пр., стр. 43. П. 1883). Ал-Мекинъ также сообщаетъ, что Арсеній „былъ назначенъ мелькитскимъ патріархомъ Новаго и Стараго Каира“ (проф. П: А. Мѣдниковъ, Палестина отъ завоеванія ея арабами до крестовыхъ походовъ по арабскимъ источникамъ. Приложенія, II (1). 5Ѳ7. П. 1897: изслѣдованіе, I, 839—840, 849. П. 1903). И патріархъ Георгій (f 1052 г.) былъ избранъ въ Египтѣ на пасху 1021 г., при участіи мѣстныхъ христіанъ, которые вновь пріобрѣли вліяніе при дворѣ ал-Хакима (Баронъ В. Р. Розенъ, указ. соч., стр. 68, 80).

Но, съ другой стороны, необходимо отмѣтитъ изъ той же эпохи факты не только избранія, но и посвященія александрійскихъ патріарховъ внѣ Египта, именно—въ Константинополѣ, какъ это уже неоднократно отмѣчалось въ пашемъ сочиненіи въ отношеніи къ позднѣйшему періоду (между прочимъ, и патріархъ Аѳанасій III (1276—1308) былъ избранъ, вѣроятно, въ Константинополѣ—Pachymeres, Histeria, I, 429. Bonnae), и даже въ Іерусалимѣ и Дамаскѣ. Въ частности, патріархъ Евтихій (f 940 г.) разсказываетъ, что въ пятомъ году царствованія ал-Муктефи александрійскомъ патріархомъ „былъ назначенъ“ Христодулъ, изъ жителей Халеба, при чемъ его „назначеніе“ состоялось въ Іерусалимѣ въ страстную субботу 4 апрѣля 907 г. „И отправился Христодулъ въ Александрію, и сказали жители Александріи: или мы не признаемъ его, или посвятимъ его въ патріархи вторично. И они посвятили его въ патріархи вторично“ (проф. Н. А. Мѣдниковъ, Палестина отъ завоеваніи ея арабами до крестовыхъ походовъ по арабскимъ источникамъ. Приложенія II (1), стр. 288—289). Затѣмъ, патріархъ Іоакимъ Пани, хотя и былъ избранъ по желанію клира и народа Александрійской церкви, получилъ хиротонію въ Дамаскѣ 6 августа 1487 года (Г. М а С а р а х г] «, Пері той ’АОрѵаіоо тсатріаруои ’АХе£яѵ5реІа? ’Ішахеір. той Пяѵо — въ книгѣ: Иѵтцггіа г?;; ітгорія; тшѵ ’АѲтраішѵ ü~6 А. К а р-п о up о у X о о, т. II, о. 125 хтХ. ’AQfjvai 1890; Ф’.Ха-5 * X tp sug, Даторіа тйѵ 'АЧг^ш I, 201. ’АЦчоч 1902).—Другія данныя но вопросу объ избраніи александрійскихъ патріарховъ до XVIII в. сообщаютъ: Le Quien, Oriens ehristianus, II: Patriarchae Alexandrini, col. 385—512;

J. M. Neale, A History of the noly eastern Church. The Patriarchate of Alexandria. Vol. II. London 1847; епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, предисловіе Хр. М. Лопарева. Cp. X. М. Лопаревъ, Святый Аѳанасій II, патріархъ александрійскій, 817—825 г. (Византійскій Временникъ, 1908 (XV), 291—293).

Отмѣченные факты свидѣтельствуютъ о тѣсномъ общеніи и единеніи православныхъ церквей Востока, спѣшившихъ со взаимною помощью, всякій разъ какъ это вызывалось внутренними потребностями той или иной церкви и общими задачами православія. И Александрійская церковь, въ свою очередь, оказывала братское содѣйствіе вѳ только антіохійскому и іерусалимскому престоламъ, участвуя въ из-

и чинъ возведенія его на патріаршій престолъ. Оба чина показываютъ, что и народъ принималъ активное участіе въ поставленіи александрійскаго патріарха. Въ частности, «Чинъ, бываемый при хиротоніи архіепископа или патріарха», излагается Лишь въ слѣдующемъ составѣ. Возглашается эктенія: «Миромъ Господу... О свышнемъ мирѣ... О святомъ домѣ... Еще о спасеніи и помощи брата нашего (имя рекъ), нынѣ нроручествуемаго патріарха... Яко да человѣколюбецъ Богъ нескверну и непорочну даруетъ ему благодать архіерейства, прилежно молимся... Объ избавитися... Заступи, спаси... Пресвятую, пречистую...» Тогда «великій архіепископъ», т.-е. первенствующій въ совершеніи хиротоніи іерархъ, произноситъ слѣдующую молитву: «Ходатай и предстатель церкви Христа Твоего, Господи Вседержителю... Аминь». Потомъ «второй епископъ» возглашаетъ другую молитву: «Еще Господу помолимся. Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа даровалъ святымъ своимъ, апостоламъ... Аминь». Затѣмъ и «третій епископъ» возглашаетъ слѣдующую молитву: «Еще Господу

ііравіи ихъ предстоятелей (примѣры у проф. И. И. Малышевскаго, 666—673), но и первенствующему по чести престолу константинопольскому, когда этотъ послѣдній оказывался въ затруднительномъ положеніи. Особенно почтенны были въ этомъ отношеніи заслуги двухъ знаменитыхъ александрійскихъ патріарховъ Мелетія Пига и Кирилла Лукариса. И если александрійскіе патріархи первенствовали предъ антіохійскими и іерусалимскими въ дѣлахъ братскаго содѣйствія нуждавшейся въ ихъ помощи Константинопольской церкви, то это обусловливалось ихъ вторымъ по чести мѣстомъ—послѣ вселенскаго патріарха— въ сонмѣ прочихъ предстоятелей православнаго Востока и историческимъ титуломъ „вселенскихъ судей“. И какъ участіе Александрійскихъ патріарховъ, выдающихся по своимъ моральнымъ доблестямъ, во внутреннихъ дълахъ Константинопольской церкви не было „вмѣшательствомъ“, или „вліяніемъ“ съ папистическимъ оттѣнкомъ, отъ котораго вселенскому пре столу будто бы надлежало „высвободиться“ (какъ неосновательно полагалъ лроф. И. И. Малыіиевскійл'.тр. 666), а было по существу актомъ взаимнаго братскаго содѣйствія патріаршихъ престоловъ, такъ и участіе вселенской патріархіи въ выборахъ первоіерарховъ Египта не только по существу, но іі фактически (за немногими исключеніями) выражало ту же идею братской помощи и аналогичную задачу материнской цопечительности. Тотъ же принципъ взаимопомощи находилъ фактическое свое оправданіе и осуществленіе въ тѣсномъ общеніи и единеніи и престоловъ антіохійскаго и особенно іерусалимскаго со вселенскою патріархіей, которая и отъ этихъ равночестныхъ патріаршихъ престоловъ многократно пользовалась разностороннимъ содѣйствіемъ въ несеніи своего высокаго служенія для блага всего православнаго міра.

помолимся. Иже архіерейскій даръдавый во Израили... Аминь». Послѣ этого всѣ архіереи, каждый въ отдѣльности, произносятъ особо для хиротонисуемаго патріарха слѣдующую молитву: «Господу помолимся. Господи помилуй. Владыко

Господи Боже нашъ Вседержителю, иже единороднымъ Твоимъ Сыномъ... Аминь». Потомъ берется (съ него) евангеліе, и первый архіепископъ, взявши со святого престола саккосъ многокресчатый и запѣчатлѣвъ крестовидно, надѣваетъ его, говоря: «Облекается рабъ Божій (имя рекъ) въ честный саккосъ, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И говоритъ весь пародъ: «ѵА£ю;, а£ю;, а£ю;». Равнымъ образомъ первый архіерей надѣваетъ на него и критатъ 31Г’), говоря: «Обле- 375

375) тб * р і т а т о ѵ (отъ у-ріѵа>) — епитрахиль (вторая), надѣваемая сверхъ саккоса, во свидѣтельство того, что александрійскій патріархъ имѣетъ въ оффиціальномъ своемъ титулѣ эпитетъ: „судія вселенной— xpirijs т?і? ог/ооріѵт;;“. По сообщенію епископа Порфирія Успенскаго, александрійскій патріархъ „во время совершенія литургіи носитъ двѣ епитрахили, одну по уставу церковному, а другую сверхъ саккоса въ воспоминаніе извѣстнаго въ церковной исторіи примиренія Константинопольскаго царя и патріарха“ ('Александрійская патріархія, I, 378).

Подъ „извѣстнымъ въ церковной исторіи примиреніемъ“ византійскаго царя и патріарха, о которомъ упоминаетъ епископъ Порфирій, нужно разумѣть примиреніе императора Василія II Болгаробойцы съ патріархомъ Сергіемъ II. между которыми произошло столкновеніе изъ-за „аллилен-гія“. Императоръ Василій, защищая мелкую поземельную собственность въ Византіи отъ поглощенія крупною и крестьянскія общины отъ вторженія въ нихъ властелей, въ 1001—1002 г. издалъ повелѣніе о такъ-называемомъ аллиленгіи (сШліХеууотѵ), предписавъ, чтобы властели въ податномъ отношеніи были отвѣтственны за убогихъ и, въ случаѣ несостоятельности послѣднихъ, платили за нихъ правительственныя подати. Это распоряженіе наносило сильный ударъ и духовнымъ властелямъ, поэтому патріархъ Сергій, вмѣстѣ съ епископами и монахами, усердно просилъ императора отмѣнить „круговую поруку“. Но императоръ не уступалъ, и между нимъ и пртріархомъ отношенія рѣзко обострились. Посредникомъ въ ихъ примиреніи былъ александрійскій патріархъ Ѳеофилъ (по другимъ каталогамъ Филоѳей — 1010—1020 г.), которому удалось склонить обѣ стороны ко взаимнымъ уступкамъ. Миротворческая дѣятельность патріарха Ѳеофила пріобрѣла ему почетный эпитетъ „Судіи вселенной (xprri)s TYje оіяоирзѵт^)“, который въ послѣдующее время вошелъ и въ составъ оффиціальнаго титула александрійскихъ патріарховъ (Ced-renws, Historiarum compendium, Ііз—з. Bonnae; Д о а і Ч е о г, r.a-plapx^s 'Ьро-аоХй[МОѴ, Пері тшѵ іч 'Іерооо?,6р,оі; гсатріаруеиааѵтшѵ, а. 746. ’Еѵ Воихоорватіф 1715; Le Quien, Oriens christianus, II, 481; баронъ В. P. Розенъ, Императоръ Василій Болгаробойца. Извлеченія изъ лѣтописи Яхъи Антіохійскаго, стр. 385. П. 1883; М. ГеЗвшѵ, Патріарусло'. xivaxes, 346—347.

кается рабъ Божій (имя рекъ) въ честный критатъ, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И говоритъ весь народъ: «'ASioc, äSio?, ähoc». Равно, взявши и омофоръ со святой трапезы и запечатлѣвъ, первый архіерей надѣваетъ на него, говоря: «Украшаетъ тебя, братъ нашъ (имя рекъ), святая Божія каѳолическая и апостольская Церковь въ честнѣйшій омофоръ—багряницу, въ патріаршее великаго города Александріи достоинство, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И отвѣчаетъ опять весь народъ: «"Asm?»—трижды. И приводитъ первый архіерей хиротонисуемаго и лобызаетъ онъ святой престолъ, а первый архіерей, взявши святое евангеліе, восходитъ на амвонъ и читаетъ евангеліе: «Отъ Іоанна... Речѳ Господь пришедшимъ къ пему іѵдеомъ: Аминь, аминь глаголю вамъ, не входяй дверми во дворъ овчій...» Конецъ: «И будетъ едино стадо, и единъ пастырь» (Іоан. X, 1 —16). «Мнолѣт-нимъ да содѣлаетъ Богъ господина нашего (имя рекъ), богочтимаго, на престолѣ великаго города Александріи, многая лѣта». И говоритъ весь народъ: «Аминь. Да будетъ—Геѵоіто, да будетъ, да будетъ». «Отъ славы къ славѣ восходя, воспѣваемъ Тебя, Спасителя душъ нашихъ». «Еще Господу помолимся». Народъ: «Господи помилуй». «Главы наша... Владыко Господи Боже силъ, иже каѳолическую Твою Церковь честною кровью единороднаго Твоего Сына еоставивый... Аминь». Потомъ первый епископъ говоритъ: «Благословенъ Господь,—сеты содѣлался совершеннымъ архіереемъ и патріархомъ». И возглашаетъ клиръ: «’,А£ю;»—трижды. Равно и всѣ архіереи говорятъ это благословеніе — одинъ за другимъ однажды и цѣлуютъ его (патріарха) Затѣмъ берутъ архіереи кадильницу ('ё Ѳо|А>.атоѵ) и идутъ всѣ къ патріаршему мѣсту съ ѳиміамомъ, и беретъ патріархъ честной крестъ, и бываетъ входъ, и всѣ клирики поютъ впереди его (патріарха; пѣснь: «Вся подаетъ Духъ Святый»... «Во имя Господне благословите, снятіи». «Благослови, владыко». Одинъ архіерей говоритъ: «Сый благословенъ Богъ нашъ всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ». Народъ: «Аминь». «Утверди, Боже, царей нашихъ». Потомъ благословляетъ патріархъ и дѣлаетъ отпустъ. «Совершена хиротонія патріарха», заканчивается чинъ 376),

3,в) А. А. Дмитріевскій, Описаніе литургическихъ рукописей, хранящихся въ библіотекахъ православнаго Востока. Томъ II. Е а ^ о I о f і а. Стр. 695—698. Кіевъ, 1901.—Въ изданномъ здѣсь текстѣ имѣются неясныя и невѣрно прочитанныя мѣста, именно: 696 п—28, 697 12—із, 697 и.

который вполнѣ ясенъ по своему составу въ сопоставленіи съ аналогичными чинами 3”).

Что касается чина интронизаціи или возведенія александрійскаго патріарха на престолъ, то онъ описывается въ такой послѣдовательности. Патріархъ въ день интронизаціи, обыкновенно въ воскресенье или въ великій праздникъ, совершаетъ божественную литургію, въ сослуженіи трехъ митрополитовъ, уже интронизованныхъ, при чемъ народъ стоитъ спокойно въ храмѣ. Когда священники причащаются, присутствующіе митрополиты приступаютъ къ совершенію интронизаціи *'18). Именно, сперва поется: «Отъ славы къ славѣ восходя, Тебя воспѣваемъ, Спасителя душъ нашихъ». Затѣмъ, послѣ возгласа -- «Вонмемъ», первенствующій митрополитъ произноситъ: «Божественная благодать, немощная врачующи и оскудѣвающая восполняющи и промышленіе всегда творящч о святыхъ своихъ православныхъ церквахъ, посаждаетъ на престолѣ (svöpoviä^si гѵ Ьроѵф) святаго апостола и евангелиста Марка въ великомъ городѣ Александріи отца нашего (имя рекъ), святѣйшаго и добродѣтельнаго патріарха, во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Народъ возглашаетъ трижды: «’A£t&;». Три митрополита, держа патріарха, иосаждаютъ и поднимаютъ его трижды, какъ во святомъ крещеніи, при чемъ архіереи произносятъ: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. О Святаго Духа. Аминь». Весь народъ трижды отвѣчаетъ: «ѵА;іы;». И одинъ изъ архіереевъ произноситъ слѣдующую ектенію: «Миромъ Господу... О свыш-немъ мирѣ... О спасеніи... О святомъ домѣ... Еще о спасеніи и помощи святѣйшаго отца нашего (имя рекъ), нынѣ интро-низуемаго патріархомъ, рцемъ вси прилежно... Еще молимся о предстоящемъ священномъ соборѣ, рцемъ вси прилежно... О избавитися... Заступи, спаси... Пресвятую, пречистую...» И слѣдуетъ молитва: «Владыко вседержителю и Господи всяческихъ»... [По окончаніи молитвы, архидіаконъ возглашаетъ]: * 139

3,7> И. И. Соколовъ, 1) Избраніе патріарховъ въ Византіи и пр., стр.

139 и ел.; 2) Епархіальное управленіе въ правъ и практикѣ Константинопольской церкви, стр. 52 и сл. П. 1914.

3,в) А. А. Дмитріевскій, Описаніе и пр., II, Ö94.—Эти предварительныя свѣдѣнія относятся собственно къ интронизаціи „архіерея“, но приложимы и къ интронизаціи патріарха. Ср. И. И. Соколовъ, Избраніе патріарховъ въ Византіи, стр. 151 и сл.;—Епархіальное управленіе въ праЕѣ и практикѣ Константинопольской церкви, стр. 91 и сл.

«(Имя рекъ) преосвященному и святѣйшему многая лѣта». И весь клиръ трижды говоритъ: «Многая лѣта тебѣ, владыка». Архидіаконъ возглашаетъ: «Премудрость прости, услышимъ святаго евангелія». И говоритъ патріархъ: «Миръ всѣмъ», а потомъ онъ же возглашаетъ: «Отъ Марка святаго евангелія». И говоритъ народъ: «Слава, Тебѣ, Господи, слава Тебѣ». И архіереи и іереи и діаконы возглашаютъ: «Бонмемъ святому чтенію». Патріархъ читаетъ евангеліе: «Начало Евангелія Іисуса Христа Сына Божія». Конецъ: «Той же креститъ вы Духомъ Святымъ» (Марк. I. 1—8). [Архидіаконъ возглашаетъ]: «Многолѣтнимъ да содѣлаетъ Богъ господина и архіерея нашего (имя рекъ), патріарха богочтимаго, на престолѣ великаго города Александріи, многая лѣта». И отвѣчаетъ весь народъ: «Аминь. Да будетъ. Многая лѣта». [Архидіаконъ произноситъ]: «Многолѣтними да содѣлаетъ Богъ богоносныхъ отцовъ нашихъ и архіепископовъ православныхъ: (имя рекъ) митрополиту и (имя рекъ) митрополиту и (имя рекъ) митрополиту на престолахъ ихъ многая лѣта». И отвѣчаетъ народъ: «Аминь. Да будетъ, да будетъ. Многая лѣта». И опять [архидіаконъ] возглашаетъ: «Многолѣтіе да содѣлаетъ Богъ боговѣнчаннымъ и вѣрнѣйшимъ нашимъ правителемъ (имя рекъ и имя рекъ) на престолахъ царства ихъ, многая лѣта». И говоритъ (народъ): «Аминь. Да будетъ, да будетъ». И [архидіаконъ] опять возглашаетъ: «Многолѣтіе да сотворитъ Господь предстоящему священному собору, всему клиру и христолюбивому народу, многая лѣта». И народъ [отвѣчаетъ]: «Аминь. Да будетъ, да будетъ. Многая лѣта». И опять [архидіаконъ] говоритъ громкимъ голосомъ: «Да умножится вѣра христіанъ. Да умножится вѣра православныхъ. Да умножится вѣра христіанъ. Будешь владѣть престоломъ твоимъ, святѣйшій отецъ, многая лѣта». И народъ (возглашаетъ): «Аминь. Да будетъ, да будетъ. Многая лѣта, многая лѣта, многая лѣта тебѣ, владыка». Потомъ протопсалтъ великимъ голосомъ произноситъ: «Даѵащс. Святый Боже, святый крѣпкій, святый безсмертный, помилуй насъ» 37э).

Такимъ образомъ, хиротонія и интронизація новоизбраннаго александрійскаго патріарха по уставному ихъ распорядку необходимо предполагаютъ участіе и народа, который своимъ живымъ отношеніемъ къ этимъ чинамъ восполняетъ правиль-

37а) А. А. Дмитріевскій, Описаніе и up., II, 698—700.

ное ихъ теченіе и завершеніе. Но это же участіе свидѣтельствуетъ о дѣятельномъ отношеніи народа и къ предшествующему сложному процессу патріаршихъ выборовъ, выражавшемся и въ томъ спеціальномъ избраніи—іхХоуі], которое служило однимъ изъ существенныхъ элементовъ непоколебимой, древней и священной прономіи въ отношеніи замѣщенія александрійскаго патріаршаго престола *).

И. Соколовъ.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.