Избирательный бюллетень в структуре информационного обеспечения выборов
ТУРИЩЕВА Наталья Юрьевна, секретарь избирательной комиссии Краснодарского края, доцент кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
E-mail: [email protected]
Анализ федерального законодательства, устанавливающего требования к содержанию избирательного бюллетеня, показывает, что в системе обязательных информационных материалов, доводимых до сведения избирателей, избирательный бюллетень является одним из наиболее эффективных элементов, непосредственно влияющих на выбор избирателя. Информирование и агитация являются теми основами, которые при соблюдении баланса свободы на получение информации о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, и объективной информации о них должны исключать манипулирование сознанием избирателей и способствовать выработке обоснованных электоральных представлений об основных участниках избирательного процесса. Информация, содержащаяся в бюллетене, объективируется теми обязательными характеристиками кандидата, которые должны быть доведены до сведения избирателя. Персонифицированный характер бюллетеня как документа, вручаемого каждому избирателю лично, возлагает на федерального законодателя задачи поиска и нормативного закрепления таких содержательных характеристик информации, отражаемой в тексте бюллетеня, которые в наибольшей степени должны отвечать интересам осознанного и ответственного волеизъявления любого среднестатистического избирателя. Федеральный законодатель вкладывает в содержание избирательного бюллетеня значительный информационный и правовой потенциал. Наряду с информацией о дате рождения кандидата, его месте жительства и замещаемой должности в бюллетене указывается, каким избирательным объединением выдвинут кандидат, размещаются сведения о его принадлежности к политической партии, статусе в данной партии, о наличии судимости. Стремление на определенном этапе развития современной отечественной избирательной системы способствовать становлению партий как основных участников избирательного процесса привело к некоторым диспропорциям в структуре информации о кандидатах, доводимой до сведения избирателей в тексте бюллетеня. В частности, в общем объеме информации о кандидате превалируют сведения о партийной составляющей его деятельности.
Автор приходит к выводу, что усложнение текста бюллетеня является негативной тенденцией, отрицательно влияющей на формирование причастности избирателей к процессу осуществления осознанного волеизъявления, и вносит предложения по оптимизации содержания бюллетеня как итогового документа информационного характера.
Ключевые слова: информирование, избирательный бюллетень, кандидаты, политические партии, голосование, абсентеизм.
Ballot Paper in the Structure of Information Support of Elections
N. Yu. TOURISHCHEVA, secretary of the Election Commission of Krasnodar region, associate professor at the Department of constitutional and municipal law of the Kuban State University, candidate of legal sciences, associate professor
149, Stavropolskaya st., Krasnodar, Russia, 350040
E-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of the Federal legislation establishing requirements to the content of the ballot. The author comes to the conclusion that in the system of mandatory information materials brought to the attention of voters, the ballot is one of the most effective elements crowning the entire list of information materials that directly affect the choice of the voter. Information and campaigning are the foundations that, while maintaining a balance of freedom to receive information about candidates and parties participating in elections and objective information about them, should
exclude manipulation of the consciousness of voters and contribute to the development of reasonable electoral ideas about the main participants of the electoral process. The information contained in the ballot shall be objectified by the mandatory characteristics of the candidate to be brought to the attention of the voter. The personified nature of the ballot as a document handed to each voter personally assigns to the Federal legislator the task of search and normative fixing of such substantial characteristics of the information reflected in the text of the ballot which most have to meet the interests of the conscious and responsible will of any average voter. The Federal legislator invests considerable information and legal potential in the content of the ballot. Along with information on the date of birth, place of residence and position, the ballot indicates which electoral association nominate a candidate, as well as information on his membership in a political party, the status of a candidate in a given political party, information on the presence of a criminal record. The desire at a certain stage of development of the modern domestic electoral system to promote the formation of parties as the main participants in the electoral process has led to certain imbalances in the structure of information about candidates brought to the attention of voters in the text of the ballot. In the total amount of information about the candidate is dominated by information about the party component of its activities.
The author comes to the conclusion that the complexity of the text of the Bulletin is a negative trend that negatively affects the formation of voter involvement in the process of implementation of conscious will, and makes proposals to optimize the content of the ballot as the final document of informational nature.
Keywords: informing, ballot paper, candidates, political parties, voting, absenteeism.
DOI: 10.12737^^2019_2_5
Статья 32 Конституции России устанавливает, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право относится к числу важнейших политических прав, присущих современному человеку в силу его социальной природы и принадлежности к обществу, достигшему определенного демократического уровня развития, определяет конституционно-правовой статус гражданина, задает вектор его политической активности, формирует основания причастности гражданина к жизни своей страны, региона, муниципалитета.
Вместе с тем современных правоведов, социологов и политологов все в большей степени волнует проблема абсентеизма — равнодушие, оторванность, отчуждение избирателя от процесса избрания органов власти, отказ от участия в выборах. Как преодолеть эти негативные тенденции и наиболее эффективно организовать реализацию права на участие в голосовании? Как ориентировать избирателя на осуществление принадлежащего ему права выбора? И что является основным
фактором, опосредующим осознанный и свободный выбор электората?
В целом ответ прост — чтобы заинтересовать избирателя, до него должен быть доведен необходимый объем информации о выборах. Первичная, наиболее нейтральная, но в то же время значимая — это информация о дате голосования и виде выборов. По мере развития избирательной кампании объем объективной и достоверной информации о выборах, кандидатах и партиях, участвующих в выборах, должен нарастать. Информация должна становиться разносторонней, отражать весь спектр политических программ участников избирательного процесса, ориентируя избирателей тем самым на активное соучастие, содействие в реализации права голоса.
Необходимость полноценного информационного обеспечения выборов, включающего две составляющие: информирование избирателей, осуществляемое от имени уполномоченных органов, прежде всего избирательных комиссий, и предвыборную агитацию, проводимую кандидатами, избирательными объединениями и иными субъектами избирательного процесса, подвигает
федерального законодателя устанавливать систему мер, направленных на поддержание необходимого политического интереса избирателей к процедуре выборов. При этом создается обязательное информационное поле с привлечением телерадиокомпаний, печатных средств массовой информации, сетевых изданий к участию в информационном обеспечении выборов. Невозможно переоценить важность каждой составляющей информационного обеспечения выборов, поскольку и информирование, и агитация являются теми основами, которые при соблюдении баланса свободы на получение разносторонней информации о кандидатах и партиях, участвующих в выборах, и объективной и достоверной информации о них, должны исключать манипулирование сознанием избирателей и способствовать выработке обоснованных электоральных представлений о претендентах на выборные должности. Для обеспечения юридического равенства и необходимого уровня объективности и достоверности информации об основных участниках избирательного процесса федеральный законодатель оговаривает перечень обязательных информационных материалов, доводимых до сведения избирателей, содержащих данные обо всех зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.
В системе указанных мер одним из наиболее эффективных элементов, «венчающих» весь перечень информационных материалов и непосредственно влияющих на выбор избирателя, является избирательный бюллетень. Известное выражение А. Линкольна «бюллетень сильнее пули» продолжает оставаться актуальным в контексте информационной борьбы, традиционно разворачивающейся в ходе каждой избирательной кампании.
Бюллетень — необходимый атрибут реализации принципа тайного
голосования. Впервые в отечественной истории применение избирательных бюллетеней в электоральном процессе было санкционировано в ходе выборов депутатов Государственной думы 1906 г., до этого тайное голосование производилось шарами (баллотирование, от англ. ball — шар) на выборах в состав Уложенной комиссии в 1767 г., а также в земские и городские органы управления в конце XIX в. В первые десятилетия советской власти голосование на выборах было открытым, необходимость применения избирательных бюллетеней возникла с закреплением принципа тайного голосования в Конституции СССР 1936 г. В ходе выборов в Верховный Совет СССР в 1937 г. процедура тайного голосования предусматривала порядок, при котором избиратели получали для голосования стандартные, напечатанные типографским способом бюллетени (по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей). В избирательных бюллетенях указывались фамилия, имя, отчество кандидата и название выдвинувшей его организации (общественной организации или «общества трудящихся»)1.
И сегодня избирательный бюллетень, являясь одним из основных источников информации о кандидатах и избирательных объединениях, входит в перечень информационных документов, изготавливаемых непосредственно для организации голосования избирателей. Наряду с информационными плакатами о зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов, содержащими сведения биографического характера, а также сведениями о доходах и имуществе кандидатов, которые в обязательном порядке раз-
1 См.: Выборы в Государственную Думу Российской империи // Очерки по истории выборов и избирательного права: учеб. пособие / Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В. Е. Ко-раблин, В. В. Луговой, В. В. Тылкин. Калуга, 2002. С. 453—454, 506, 543, 621—622 и др.
мещаются в помещении для голосования и содержат устанавливаемый комиссией, организующей выборы, максимум официальной информации о кандидатах, сведения об основных участниках избирательного процесса содержатся в бюллетене, который выдается лично каждому избирателю для реализации возможности непосредственно ознакомиться с этими сведениями и осуществить процедуру голосования. Отметим, что федеральный законодатель вкладывает в содержание бюллетеня значительный информационный и правовой потенциал, который должен обеспечить всеобъемлющие гарантии информированности избирателя о кандидатах (партиях) и предоставить ему полноценную возможность сделать свой собственный осознанный и ответственный выбор. В этом смысле следует подчеркнуть унифицированный объем информации, доводимой до избирателей в тексте бюллетеня в ходе любой избирательной кампании федерального, регионального или муниципального уровня.
Что видит современный российский избиратель в тексте бюллетеня? Информация, содержащаяся в бюллетене, объективируется теми обязательными характеристиками кандидата (избирательного объединения), которые должны быть доведены до сведения избирателя, чтобы обеспечить возможность его обоснованного выбора. Перечень информации, которую должен содержать избирательный бюллетень, закреплен Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Бюллетень для голосования по мажоритарной системе включает фамилию, имя, отчество кандидата, год рождения; сведения о месте жительства, основном месте работы, занимаемой должности. Наряду с информацией биографического характера указывается, каким избирательным объ-
единением выдвинут кандидат, а также размещаются сведения (конечно, если в заявлении о согласии баллотироваться кандидат сам указал соответствующие данные) о принадлежности кандидата к политической партии или иному общественному объединению, статусе кандидата в указанных партии, объединении.
Бюллетень для голосования по пропорциональной системе включает наименование и эмблему партии, содержит фамилии, имена, отчества кандидатов, возглавляющих список. Если список имеет деление на региональные группы, например, на выборах депутатов Государственной Думы, то в тексте бюллетеня также указываются данные о кандидатах из конкретной региональной группы.
Бюллетень также содержит краткую инструкцию по реализации порядка голосования. Корреспондируя решению представительного органа об образовании избирательных округов, содержащаяся в «шапке» каждого бюллетеня информация о том, сколько отметок вправе поставить избиратель, является непосредственным отражением принципа равенства «веса» голосов избирателей в рамках конкретной избирательной кампании. В случае, если образуются округа с разным числом мандатов, каждый избиратель наделяется равным числом голосов, которое определяется по округу с наименьшим числом распределяемых мандатов, либо одним голосом.
Таким образом, с правовой точки зрения бюллетень содержит необходимый объем информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, позволяющий осуществить обоснованный выбор, а также разъяснения о порядке голосования, включая основания признания бюллетеня как недействительным, так и неустановленной формы. Данные ремарки позволяют сориентировать избирателя, будет ли учтен его голос
при конкретных вариантах заполнения бюллетеня.
Бюллетень как любой информационный документ соответствует таким основным принципам информирования, как равенство, объективность и достоверность.
Равенство выражается не только в равных содержательных характеристиках включаемой в текст бюллетеня информации, но и в равном объеме печатной площади, отводимой для каждого кандидата. Объективность находит отражение в размещении в бюллетене лишь объективно существующих данных о кандидатах. Достоверность достигается путем осуществления проверки всех сведений о кандидатах, размещаемых в бюллетене, в уполномоченных органах и организациях.
Фактор достоверности имеет решающее значение при оценке информации, содержащейся в тексте бюллетеня. Ответственность за полноту и достоверность такой информации возлагается на организующую выборы избирательную комиссию. Правоприменительная практика идет по пути возложения на избирательные комиссии обязанности по уточнению в тексте бюллетеня информации о кандидате в том случае, если по каким-либо причинам указаны не соответствующие действительности сведения.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 8 сентября 2017 г. по делу № 2а-2217/2017, принятому по заявлению кандидата К., на территориальную избирательную комиссию Ступинского района Московской области была возложена обязанность внести изменения в текст избирательного бюллетеня по выборам Совета депутатов городского округа Ступино первого созыва 10 сентября 2017 г. по избирательному округу № 3, указав полное наименование занимаемой должности кандидата К.: «директор — главный редактор газеты "Ступино"» (в тексте бюллетеня было пропущено слово «директор») и исключив из сведений о
месте жительства кандидата К. указание на Ступинский район (район был упразднен как административно-территориальная единица)2.
И в «мажоритарном», и в «пропорциональном» бюллетенях в обязательном порядке указывается информация обо всех когда-либо имевшихся судимостях тех кандидатов, сведения о которых представлены в бюллетене. Сведения о судимости включают не только наименование соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, но и номер части и пункта статьи, на основании которой был осужден кандидат.
Следует подчеркнуть отличие позиции отечественного законодательства в этом направлении от общепринятых подходов зарубежного. Введение требований об указании сведений не только о неснятых (непогашенных), но и обо всех когда-либо имевшихся судимостях кандидата в тексте избирательного бюлле-теня3, вызвало диаметрально противоположные суждения — от оценки данной меры как неконституционной до ее адекватности современным реалиям4. Вместе с тем указанная позиция представляется социально обоснованной. Информация о судимостях, в том числе имевшихся ранее, размещаемая в тексте бюллетеня, имеет целью наиболее полное информирование электората, предоставляет избирателям возможность самостоятельно сделать вывод о том, соответствует ли тот или иной кандидат требованиям так называемого «морального ценза».
В целях реализации требований избирательного законодательства судимость указывается в случае,
2 URL: https://jur24pro.ru/reshenie-sudov/225138/.
3 См. Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4 См.: Неотвратимость указания. О судимости кандидата не дадут забыть ни ему, ни избирателям. URL: www.roiip.ru.
если лицо, баллотирующееся в качестве кандидата, ранее было признано виновным в совершении преступления и в отношении него был вынесен обвинительный приговор. Наличие таких обстоятельств, как освобождение от наказания, снятие или погашение судимости, исключающих все уголовно-правовые последствия судимости, тем не менее не освобождает от необходимости указания в тексте бюллетеня факта, отражающего криминальное прошлое кандидата.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 10 марта 2016 г. № 450-0, поскольку для целей избирательного законодательства факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Норма о необходимости указания кандидатом сведений о судимости в заявлении о согласии баллотироваться, представляемом при выдвижении, уже достаточно прочно вошла в электоральную практику; в подавляющем большинстве случаев кандидаты не скрывают сведения о судимости, чтобы не получить отказ в регистрации. Вместе с тем указание соответствующих сведений в тексте избирательного бюллетеня все еще выступает в качестве основания для обжалования решений комиссий, что находит отражение в судебной практике.
Кандидат Г. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Новокубанская, требуя обязать комиссию исключить из текста бюллетеня сведе-
ния о его судимости в связи с тем, что приговором суда он был освобожден от назначенного ему наказания и считается несудимым. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что правоотношения, связанные с реализацией избирательных прав, регулируются не Уголовным кодексом РФ, а избирательным законодательством, предусматривающим обязательное указание в бюллетене сведений не только об имеющихся судимостях кандидата, но и о прежних судимостях, даже если они погашены или сняты, или лицо было освобождено от наказания. Решение районного суда было поддержано судом апелляционной инстанции5.
Объективные данные о кандидатах должны быть действительными на момент проведения голосования. Если данные о кандидате в силу объективных причин изменились после того, как отпечатаны бюллетени (например, в отношении кандидата вступил в силу приговор суда, изменилось место его работы и т. д.), соответствующая избирательная комиссия должна внести уточнения, дополнительно указав необходимую информацию в бюллетене с помощью технических средств или вписав ее от руки, либо перепечатать тираж бюллетеней. Учитывая значительные тиражи бюллетеней (не менее 70% от числа зарегистрированных избирателей), внесение изменений в текст бюллетеня значительно увеличивает расходы на их изготовление.
Стремление законодателя на определенном этапе развития современной отечественной избирательной системы способствовать становлению партий как основных
5 См.: Решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 1 сентября
2018 г. по делу № 2а-1496. URL: novokubansk-
-krd.sudrf.ru; Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от
8 сентября 2018 г. по делу № 33а-37324/2018. URL: kraevoi—krd.sudrf.ru.
участников избирательного процесса явилось источником широких преференций, предоставляемых партиям в ходе выборов, в том числе путем указания сведений о партийной принадлежности кандидатов в тексте бюллетеня при проведении выборов по мажоритарной системе. Это привело к определенным диспропорциям в структуре информации о кандидатах, доводимой до сведения избирателей в тексте бюллетеня, в общем объеме которой превалируют сведения о партийной составляющей деятельности кандидата. Отражение в тексте избирательного бюллетеня информации не только о субъекте выдвижения, но также о членстве в партии и партийном статусе, безусловно, приводит к его громоздкости и, что может быть оценено наиболее негативно, — к оторванности избирателей от понимания содержания текста бюллетеня.
Так, указание в тексте бюллетеня информации о том, что кандидат выдвинут политической партией «Х», является членом политической партии «Х», руководителем регионального отделения политической партии «Х» и имеет дополнительный статус в местном отделении регионального отделения политической партии «Х», способно значительно усложнить понимание текста избирательного бюллетеня.
Форма бюллетеня, его визуальные характеристики играют важнейшую роль, заостряя внимание избирателя на сведениях о том кандидате, информация о котором выделяется в общей структуре бюллетеня. В российской электоральной практике тенденции составления текстов бюллетеней связаны со стремлением кандидатов указать о себе как можно больше информации. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в бюллетене используется наименование партии, которое может состоять не более чем из семи слов. При этом наименование партии
указывается в соответствии с уставом партии, зачастую это — исключительно заглавные буквы. Неоднократное повторение в тексте бюллетеня наименования партии из семи слов способно вызвать вопросы в ценности такой информации.
При всей перегруженности текста бюллетеня сведениями о партийной принадлежности и статусе в партии такая информация не добавляет сколько-нибудь значительного политического веса кандидату. Как представляется, данная информация интересна и понятна для специалистов в области конституционного права, электоральных юристов и политологов, для других кандидатов, участвующих в выборах, но отнюдь не для избирателей. Усложнение текста бюллетеня — негативная тенденция, отрицательно влияющая на формирование причастности избирателей к процессу голосования, процессу осуществления осознанного и обоснованного выбора.
Обращает на себя внимание лаконичность текстов избирательных бюллетеней, используемых на выборах в других странах. Так, бюллетень на выборах Президента США содержит следующую информацию: наименование партии, состоящее, как правило, не более чем из трех слов, фамилии и имена кандидатов на должность президента и вице-президента. Например, в 2000 г. бюллетень содержал следующую информацию: (Республиканская партия) Джордж Буш — президент, Дик Чейни — вице-президент; (Демократическая партия) Альберт Гор — президент, Джо Либерман — вице-президент; (Либертарианская партия) Гарри Браун — президент, Артур Оливер — вице-президент и т. д., всего 10 позиций6.
На выборах Президента Французской Республики в апреле 2017 г. избиратели получали отдельные бюл-
6 cm.: Dershowitz Alan M. Supreme Injustice: How the High Court Hijacked Election 2000. New York, 2001.
летени, в каждом из которых были указаны только фамилия и имя кандидата в президенты: Эманюэль Макрон, Марин Ле Пен и т. д., всего 11 бюллетеней. Выбрав один из них, граждане пятой республики вкладывали его в небольшой конверт, который затем опускали в ящик для голосования7.
На внеочередных выборах Президента Республики Казахстан 26 апреля 2015 г. сведения о кандидатах включали только их фамилию, имя и отчество, что, учитывая уровень выборов, представляется обоснованным.
За кратким текстом избирательного бюллетеня видится значимая работа по предвыборной агитации, проводимая кандидатами и партиями, которую естественным образом учитывает законодатель, минимизируя объем информации о кандидатах непосредственно в тексте бюллетеня. При этом избиратель осуществляет свой выбор благодаря не только тому, что он узнает о кандидатах в день голосования из текста бюллетеня, но и тому, что у него сложилось свое мнение о кандидатах в ходе предвыборной кампании.
Провозглашенные действующим избирательным законодательством принципы альтернативности выборов, свободы агитационной деятельности являются основой для широкого информирования избирателей. Именно реальная конкуренция кандидатов и партий определяет уровень активности их агитационной деятельности, способствует наиболее полноценному информационному обеспечению выборов.
Каждый кандидат, участвующий в избирательной кампании, должен стать узнаваемым, избирателям должны быть понятны его по-
7 cm.: Election présidentielle 2017: les dates dévoilées [candidats, sondages, résultat]. Available at: https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/05/07/ presidentielle-2017.
литические взгляды, программа, план действий. Именно такой подход должен являться результатом уважительного отношения не только к кандидатам, но и — что не менее важно — к избирателям. Однако в настоящее время нередки жалобы избирателей на отсутствие информации о претендентах на выборные должности. Отсутствие полноценной агитационной деятельности не дает возможности говорить об обеспечении реальной альтернативности выборов, в целом формирует негативную оценку организации выборов.
Как представляется, избирательный бюллетень является тем итоговым продуктом информационного обеспечения выборов, который отражает процессы, характерные для отечественной избирательной системы в целом. Сегодня мы являемся свидетелями законодательной (и реализуемой на практике) трансформации информационного обеспечения выборов, связанной с расширением одной из его составляющих — информирования и сужением второй — агитации.
Не оспаривая необходимость указания в бюллетене объективных данных о кандидате, характеризующих его социально-правовой статус и партийное выдвижение, считаем возможным сократить объем информации о партийной составляющей деятельности кандидата, в частности сведений о партийной принадлежности и статусе в партии. При наличии информации о том, что кандидат выдвинут определенной политической партией, указанные характеристики имеют факультативный характер как для реализации статуса кандидата в ходе избирательной кампании, так и при осуществлении голосования избирателей.
Персонифицированный характер бюллетеня как документа, вручаемого каждому избирателю лично, возлагает на федерального законодателя задачи поиска и нормативного закрепления таких содержательных характеристик информа-
ции, отражаемой в тексте бюллетеня, которые в наибольшей степени должны отвечать интересам осознанного и ответственного волеизъявления любого среднестатистического избирателя. Однако значительный объем узко направленной, специализированной информации, содержащейся в тексте бюллетеня, вызывает сложности в ее понимании, имеет обратный эффект, ведет не к расширению информирования избирателей о кандидатах, а к «закрытости» информации, к отстранению избирателей от понимания содержания текста бюллетеня. Вместе с тем ценность информации, содержащейся в бюллетене, состоит именно в том, чтобы, повысив уро-
вень информированности избирателей на самом важном, заключительном этапе избирательной кампании, предоставить возможность обоснованного выбора.
Полагаем, что в целях повышения эффективности информационного обеспечения выборов, ведущего к формированию устойчивого интереса граждан к участию в выборах, необходимым является дальнейший поиск разумного баланса между официальным информированием уполномоченных органов и агитационной деятельностью кандидатов и партий, что в итоге должно привести к оптимизации содержания бюллетеня как итогового документа информационного характера.
Библиографический список
Dershowitz Alan M. Supreme Injustice: How the High Court Hijacked Election 2000. New York, 2001.
Election présidentielle 2017: les dates dévoilées [candidats, sondages, résultat] . Available at: https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/05/07/presidentielle-2017.
Выборы в Государственную Думу Российской империи // Очерки по истории выборов и избирательного права: учеб. пособие / Ю. А. Веденеев, И. В. Зайцев, В. Е. Кораблин, В. В. Луговой, В. В. Тылкин. Калуга, 2002.
Неотвратимость указания. О судимости кандидата не дадут забыть ни ему, ни избирателям. URL: www.roiip.ru.
References
Dershowitz Alan M. Supreme Injustice: How the High Court Hijacked Election 2000. New York, 2001.
Election présidentielle 2017: les dates dévoilées [candidats, sondages, résultat]. Available at: https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/05/07/presidentielle-2017.
Neotvratimost ukazaniya. O sudimosti kandidata ne dadut zabyt ni emu, ni izbiratelyam [The inevitability of instructions. The criminal record of the candidate will not let him or the voters forget]. Available at: www.roiip.ru.
Vedeneev Yu. A., Zaytsev I. V., Korablin V. Ye., Lugovoy V. V., Tylkin V. V. Vybory v Gosudarstvennuyu Dumu Rossiyskoy imperii [Elections to the State Duma of the Russian Empire]. Ocherki po istorii vyborov i izbiratelnogo prava [Essays on the history of elections and electoral law]. Kaluga, 2002.