УДК 342.81(430)“ 18“
Боков Юрий Александрович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права
Волгоградского государственного университета dom-hors@mail.ru
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ:
НА ПРИМЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ
ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Bokov Yury Aleksandrovich
PhD in Law,
Assistant Professor of the Constitutional and Municipal Law Department, Volgograd State University dom-hors@mail.ru
QUALIFICATION OF VOTERS: CASE STUDY OF SOME GERMAN STATES’ LAWS OF THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY
Аннотация:
Для раскрытия содержания принципа всеобщего избирательного права законодателем применяется метод негативного определения - в нормах права формулируются ограничительные избирательные цензы. Законодательству германских государств были свойственны различные избирательные цензы: половой, возрастной, вероисповедания, имущественный, оседлости, судимости, занятия государственной или иной должности, ценз дееспособности^ ценз гражданства и др. Исследование выполнено в рамках проведения поисковой научно-исследовательской работы по реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, государственный контракт от 09.06.2010 № П1291.
Ключевые слова:
избирательный ценз, выборы, избирательные права, Германия, ограничительный ценз, выборы, ограниченное избирательное право.
Summary:
Implementing the principle of universal suffrage a legislator applies a method of negative definition by statement of qualification of voters in the legal regulations. There are some kinds of qualifications in the German states’ laws, such as: gender, age, religion, property, settlement, record of convictions, state civil service or other post, legal capacity, citizenship, and others.
The research is performed as a part of the federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia" for 2009-2013, government contract №n1291 dated 09.06.2010
Keywords:
qualification of voters, elections, voting rights, Germany, restrictive qualifications, limited suffrage.
Принцип всеобщности избирательного права является основой любой демократической избирательной системы. Многие государства в различные исторические периоды нормативно закрепляли данный принцип, однако в реальности говорить о его реализации не приходилось, так как существовали ограничительные избирательные цензы, позволявшие отстранить от участия в выборах значительную часть населения. Принцип всеобщности избирательного права был закреплен также и в конституционных актах некоторых германских государств уже в начале XIX в. [1]. Для того чтобы выявить и наиболее точно оценить сущность избирательного права германских государств, необходимо проанализировать реализацию данного принципа в свете установленных избирательных цензов.
В специальной литературе встречаются различные определения всеобщего избирательного права. В.М. Хвостов указывает: «Всеобщим избирательным правом называется такой порядок, при котором все взрослые и душевно здоровые граждане могут подавать голоса при избрании народных представителей» [2, с. 30]. В рекомендованном министерством образования РФ учебнике содержится еще более демократичное толкование данного понятия: «Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах» [3, с. 361]. В другом учебнике по конституционному праву России, на наш взгляд, более удачно, указывается: «Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан... при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию» [4, с. 459]. Существует также взгляд, что: «Выборы не являются и никогда не могут быть всеобщими не только потому, что далеко не все граждане имеют избирательные права (многие из них лишь дети, другие их лишены)» [5, с. 197].
Для раскрытия содержания принципа всеобщего избирательного права законодателем применяется метод негативного определения - в нормах права формулируются ограничительные избирательные цензы.
Законодательству германских государств были свойственны различные избирательные цензы: половой, возрастной, вероисповедания, имущественный, оседлости, судимости, занятия государственной или иной должности, ценз дееспособности ценз гражданства и др.
1. Половой ценз. В большинстве государств Германии правом выбирать наделялось только мужское население, численность которого на протяжении всего XIX в. составляла в среднем 49,5 % от общего числа жителей Германии [6, с. 9]. В связи с этим многие задавали вопрос: почему же более 50 % населения в политической жизни страны не принимает никакого участия. Проанализировав законодательные акты германских
государств, можно утверждать, что в большинстве из них лишение женщин избирательных прав не было нормативно закреплено. Так, почти во всех германских государствах устанавливалось, что все граждане страны, отвечающие определенным требованиям (женщины наравне с мужчинами в большинстве германских государств наделялись и правом гражданства), имеют право участвовать в выборах органов власти. Однако исключение женщин из числа лиц, имеющих право голоса, считалось естественным и не нуждалось в законодательном установлении. Таким образом, исторически сложившийся обычай был источником права, имеющим более высокую юридическую силу, чем норма права. В некоторых государствах такое исключение было закреплено законодательно (Саксония, Пруссия). Например, согласно §§ 20-23, 74 Прусского городского устава (далее ПГУ) [7] лица женского пола лишались избирательных прав.
В 1836 г. депутаты ландтага Липпе предложили внести в конституцию норму о лишении женщин избирательных прав. Однако большинство парламентариев воспринимало позицию, что женщины не имеют права участвовать в выборах ландтага как само собой разумеющееся обстоятельство. Такая несправедливость по отношению к гражданкам была вызвана бытовавшим мнением: женщина предназначена только для семьи и дома и ни в коем случае не должна, да и не способна заниматься государственными делами. В агитационных материалах к выборам при обращении к народу употреблялось устойчивое выражение «Manner des Volks» - «Мужской народ» [8]. Правда, в некоторых государствах представительницы слабого пола все же получали активное избирательное право, ибо право участия в выборах напрямую связывалось с наличием определенного имущества, и поэтому независимо от пола собственник наделялся правом голоса. Так, в Гогенцоллерн-Зигмарингене разведенным женщинам предоставлялось право участия в формировании представительных органов через своих сыновей. Согласно § 16 основного закона Саксо-нии-Веймара-Айзенаха и § 20 земельного положения Брауншвейга, женщины могли воспользоваться избирательными правами через своих мужей или представителей (уполномоченных).
Аналогичные права предоставлялись женщинам Саксонии-Кобурга, Саксонии-Майнинген, Нассау и пр.
В тюрингских мелких государствах Шварцбург-Рудольштадт и Шварцбург-Зондерхаузен активное избирательное право имели сами женщины. В Шварцбург-Рудольштадте женщины наделялись избирательным правом при тех же самых предпосылках, что и мужчины. В Шварцбург-Зондерхаузене женщины имели право голосовать лишь при условии, что они являются владелицами «дворянских поместий». В Нассау одной женщине - эрцгерцогине Хермине из Австрии - предоставлялось право лично участвовать в работе сословного собрания.
Таким образом, провозглашенные во Франции в 1789 г. идеи равенства и братства долгое время в Германии, как и в большинстве других государств, никоим образом не коснулись равенства избирательных прав женщин с мужчинами.
2. Возрастной ценз. Кроме полового ценза, повсеместно был установлен и возрастной ценз, наличие которого, безусловно, необходимо. Но возникает вопрос: с наступлением какого возраста гражданин должен считаться избирателем? В большинстве германских государств гражданское совершеннолетие происходило несколько раньше, нежели политическое. В основу данной позиции была положена идея, согласно которой для осуществления политических прав требуется большая жизненная зрелость и мудрость, чем для самостоятельного пользования гражданскими правами, и поэтому устанавливался более высокий возрастной ценз: 24 года в Пруссии, 25 лет в Бадене, Гессене, Гогенцоллерн-Гехингене, Гогенцо-ллерн-Зигмарингене, Липпе, Саксонии. Еще дальше в данном направлении продвинулся Кургессен, в котором только 30-летние граждане имели право избирать. Но в некоторых государствах Германии политическое и гражданское совершеннолетие наступало одновременно, например, в Гольштейн-Ольденбурге, Шварцбург-Рудольштадте и Шварцбург-Зондерхаузене - в 21 год.
Вопрос о возрастном цензе интересно решался в Бадене, где был установлен общий возрастной ценз в 25 лет, но в случае если лицо принадлежало к помещичьей аристократии, ценз понижался до 21 года. Данное обстоятельство наиболее контрастно подчеркивает нарушение принципов всеобщности и равенства избирательных прав граждан.
Для пассивного избирательного права предусматривался повышенный избирательный ценз: в Бадене, Ганновере, Липпе, Гессене, Кургессене, Саксонии, Шварцбург-Рудольштадте в 30 лет, в Шаум-бург-Липпе 25 лет.
Официальная позиция по установлению такого высокого возраста для избирателей заключалась в том, что якобы только граждане, достигшие зрелого возраста, могут правильно понять и оценить всю значимость своего волеизъявления.
3. Ценз вероисповедания. На избирательные права граждан также могло оказывать влияние и вероисповедание. В Бадене, Гогенцоллерн-Зигмарингене, Ганновере (до принятия избирательного закона от 26 октября 1848 года), Вюртемберге, Гольштейн-Ольденбурге и других германских государствах депутатом палаты мог стать только гражданин, принадлежащий к какой-либо христианской конфессии.
4. Имущественный ценз. При наделении граждан избирательными правами главным был тезис о том, что лица, не имевшие экономического влияния, не должны были участвовать и в управлении государством. В связи с этим из выборов исключались лица, пораженные в гражданских и политических правах, получающие пособие по бедности от государственных учреждений, и несамостоятельные граждане. Толкование неясного понятия «самостоятельность» в различных государствах не совпадало: в Бадене, например, несамостоятельными считались только граждане, находящиеся под опекой; в большинстве же случаев таковые определялись как люди, не имеющие собственного домовладения или находящиеся в служебной зависимости. Большинству германских государств была свойственна также общая черта: избирательные права напрямую зависели от налоговых платежей каждого гражданина.
§ 14 Прусского городского устава устанавливал, что гражданином или членом городской общины является тот, кто обладает в городе правом собственности. § 74 ПГУ закреплял, что право голоса на выборах депутатов городского совета и их заместителей принадлежит, как правило, каждому гражданину. Характеризуя данный нормативный акт, остановимся на следующем обстоятельстве. 9 января 1837 г. между царем Николаем I и герцогиней Доротеей фон Заган (Dorothea von Sagan), был подписан договор купли-продажи усадьбы, расположенной в Берлине. В соответствии с изложенными выше нормами ПГУ, Николай I, как собственник участка городской земли, получил право стать гражданином города и, следовательно, участвовать в выборах. 18 октября 1837 г. Городская управа присуждает Николаю I звание почетного гражданина и в присутствии около 30 тысяч берлинцев выдает свидетельство о получении звания почетного гражданина города.
В Баварии, согласно избирательному закону от 04 июня 1848 г., было установлено, что во всех общинах правом избрания обладают только прямые налогоплательщики; изначально, согласно эдикту от 26 мая 1818 г., данное требование было установлено лишь в некоторых общинах. Кроме того, ранее выборщиком мог стать любой налогоплательщик - теперь же только уплачивающий прямые налоги. Для пассивного избирательного права был значительно увеличен имущественный ценз.
5. Ценз оседлости заключается в том, что избирателем может стать лишь тот, кто непрерывно проживает определенный отрезок времени на территории, на которой проводятся выборы.
Второй соединенный ландтаг Пруссии 8-го апреля принял избирательный закон („Wahlgesetz fQr die zur Vereinbarung der preuUischen Staatsverfassung zu berufende Versamirilung" unter dem 8. April 1848), § 8 которого устанавливал, что каждый пруссак, достигший 24 лет и не потерявший гражданских прав вследствие законного судебного приговора, является полноправным избирателем в той общине, в которой он живет последние 6 месяцев, если только он не получает средств к жизни из общественной благотворительности.
6. Ценз судимости, привлечения к ответственности.
Согласно §§ 20-23, 74 ПГУ лишены избирательных прав были следующие лица:
- те, которые из-за совершения преступления потеряли право гражданства, если они его уже имели, как и те, которые за совершение преступления были приговорены к заключению в крепости или в тюрьме сроком на три года или подвергнуты более суровому наказанию, перенесли это наказание или должны его еще отбывать;
- те, которые уже привлекались к уголовному расследованию, но были приговорены к незначительному наказанию или только временно освобождены, должны быть лишены права участия в выборах по предложению депутатов городского совета;
- лица, которые лишены права голоса в качестве наказания.
- лица, находящиеся в состоянии банкротства, под следствием и те, над которыми назначена опека.
7. Ценз занятия государственной или иной должности.
Чтобы наиболее полно понять сущность избирательных систем германских государств, необходимо остановиться на пропорциональном соотношении между жителями государств и лицами, соответствующими всем имеющимся цензам и, следовательно, имеющими право участвовать в выборах. Данное соотношение не было единым для всех и существенно разнилось даже в пределах одного государства. Накануне революции 1848 г. процент лиц, наделенных правом участия в выборах, колебался в зависимости от государства и округа в промежутке от 0,5 до 17 %. Например, в г. Кельн, насчитывавшем приблизительно 80 000 жителей, было только 400 граждан, обладавших активным избирательным правом [9, с. 208]. В среднем же в германских государствах около 10-16 % населения (40-70 % мужского населения) было наделено избирательными правами (в Бадене и Вюртемберге, где было довольно демократичное избирательное право, процент лиц, наделенных правом участия в выборах, был около 15-16 %, а иногда и выше) [10, с. 32]. Требуется также отметить, что, например, в Бельгии после реформ 1831 г. правом участия в выборах были наделены только 1,1 %, в Великобритании 3,3 % (после реформ 1832-1835 гг.), на родине либерализма - во Франции в 1814-1830 гг. участвовать в выборах могли только 0,3 % жителей [11, с. 488]. Таким образом, на общем европейском фоне многие германские государства выглядели довольно демократичными.
Заканчивая анализ избирательных цензов в германских государствах, необходимо указать, что принятие конституционных актов и введение представительных органов власти, безусловно, способствовало развитию избирательных прав и свобод граждан. Однако выборы, проводимые в то время на основе установленного избирательного права, были не всеобщими. Это было связано с тем, что многие боялись, как бы всеобщее избирательное право не принесло вред сущности государственной власти [12, с. 344].
Введение в первой половине XIX в., а особенно в период революций 1848 г., во многих германских государствах довольно демократических выборов, опирающихся на широкие политические права и свободы граждан, было не долговечно. После заката революции 1848 г. в избирательном праве произошли существенные реакционные изменения.
В начале XIX в. в германских государствах развитие избирательных прав было тесно связано с революционными требованиями граждан, и по мере того как эти требования нарастали, избирательные права граждан расширялись. Как только активные выступления народа прекращались, наступал период реакции и в области избирательного законодательства. Легальное лишение значительных категорий граждан права голоса на основании многочисленных цензов значительно сокращало избирательный корпус.
Ссылки:
1. Боков Ю.А. Формирование избирательных прав германских граждан (1815-1918 гг.): дисс. ... канд. юрид. наук.
Волгоград, 2003.
2. Хвостов В. М. Избирательное право. М., 1906.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2002.
4. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М., 2003.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.
6. Statistisches Jahrbuch fur den PreuUischen Staat. Der 15. Jahrgang; Berlin, 1918.
7. Die preuUische Stadteordnung (Ordnung fur samtliche Stadte der PreuUischen Monarchie) vom 19. November 1808.
PreuUische Gesetzs-Sammlung. 1806-1810.
8. РГАСПИ. Фонд 193. Оп. 1. Д. 83. Коллекция предвыборных агитационных листовок и листовок с призывом к забастовкам. /1887-1889/. Л. 19.
9. Droz J. Liberale Anschauungen zur Wahlrechtsfrage und das preuUische Dreiklassenwahlrecht//Moderne deutsche Verfas-sungsgeschichte (1815-1918) / Herausgegeben von E. Bockenforde unter Mitarbeit von R. Wahl. Koln, 1972. S. 206-213.
10. Rohe K. Wahlen und Wahlertraditionen in Deutschland: Kulturelle Grundlagen deutscher Parteien und Parteiensysteme im 19. und 20. Jahrhundert. Frankfurt-am-Main, 1992.
11. Kohl J. Zur langfristigen Entwicklung der politischen Partizipation in Westeuropa // P. Steinbach. Probleme politischer Partizipation im Modernisierungsprozess. Stuttgart, 1982. S. 145-189.
12. Huber E. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789: In 6 Bdn. - Stuttgart; Berlin; Koln, 1961-1993. Bd. 1. Reform und Rastauration: 1789 bis 1830. 1961. XXVII.
References (transliterated):
1. Bokov Y.A. Formirovanie izbiratel'nykh prav germanskikh grazhdan (1815-1918 gg.): diss. ... kand. yurid. nauk. Volgograd, 2003.
2. Khvostov V. M. Izbiratel'noe pravo. M., 1906.
3. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. M., 2002.
4. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik /ex. ed. A.N. Kokotov i M.I. Kukushkin. M., 2003.
5. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran. M., 1997.
6. Statistisches Jahrbuch fur den PreuUischen Staat. Der 15. Jahrgang; Berlin, 1918.
7. Die preuUische Stadteordnung (Ordnung fur samtliche Stadte der PreuUischen Monarchie) vom 19. November 1808. PreuUische Gesetzs-Sammlung. 1806-1810.
8. RGASPI. Fond 193. Op. 1. D. 83. Kollektsiya predvybornykh agitatsionnykh listovok i listovok s prizyvom k zabastovkam. /1887-1889/. L. 19.
9. Droz J. Liberale Anschauungen zur Wahlrechtsfrage und das preuUische Dreiklassenwahlrecht//Moderne deutsche Ver-fassungsgeschichte (1815-1918) / Herausgegeben von E. Bockenforde unter Mitarbeit von R. Wahl. Koln, 1972. S. 206-213.
10. Rohe K. Wahlen und Wahlertraditionen in Deutschland: Kulturelle Grundlagen deutscher Parteien und Parteiensysteme im 19. und 20. Jahrhundert. Frankfurt-am-Main, 1992.
11. Kohl J. Zur langfristigen Entwicklung der politischen Partizipation in Westeuropa // P. Steinbach. Probleme politischer Partizipation im Modernisierungsprozess. Stuttgart, 1982. S. 145-189.
12. Huber E. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789: In 6 Bdn. - Stuttgart; Berlin; Koln, 1961-1993. Bd. 1. Reform und Rastauration: 1789 bis 1830. 1961. XXVII.