ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.3 ББК Ч 421.22
И. Б. Барахоева
г. Чита, Россия
Педагогическое сопровождение учителей, содействующее развитию у учащихся начальных классов коммуникативных универсальных учебных действий
В данной статье анализируется опыт организации педагогического сопровождения учителей начальных классов, содействующего развитию у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий. Эффективность педагогического сопровождения обеспечивается организацией сетевого взаимодействия педагогов в рамках региональной инновационной площадки.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, сетевое взаимодействие учителей, коммуникативные универсальные учебные действия.
I. B. Barakhoeva
Chita, Russia
Pedagogical Support of the Teachers Facilitating the Development of
Primary School Pupils’ Universal Communicative Educational Actions
The paper analyzes the experience of organizing pedagogical support for primary school teachers who facilitate the development of pupils’ universal communicative educational actions. The effectiveness of pedagogical support is provided by the organization of educators’ networking within the regional innovation platform.
Keywords: pedagogical support, networking of teachers, universal communicative educational actions.
В современном информационном обществе актуальными становятся возрастающие признаки усиления коммуникативной основы жизни людей. Формирование коммуникативных умений у человека происходит с момента рождения в его семье, продолжается во время обучения в школе и далее на протяжении всей жизни. От уровня коммуникативного развития зависит успешность обучения и самореализации не только в школе, но и в профессиональном становлении человека. В то же время исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей перерастает в «коммуникативные трудности», которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия при процессе школьного обучения. Это 104
означает, что «без целенаправленного и систематического формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в ходе обучения просчёты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя» [6, с. 125].
Оценивая современное состояние детства, Д. И. Фельдштейн указывает на изменяющиеся отношения в системе взаимодействия со взрослыми, отмечая «реальное своего рода отстранение Взрослого мира от Детства. Уже с дошкольного, младшего школьного возрастов ребёнок находится в огромном развёрнутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве. где на его сознание давит хаотичный поток информации» [11, с. 5]. Недостаточное общение
© И. В. Барахоева, 2011
со взрослыми и усиливающийся неконтролируемый поток информации, которую не готов критически оценивать школьник, оказывают неблагоприятное влияние на коммуникативное развитие детей. Нами ставится проблема поиска путей содействия развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе педагогического сопровождения учителей начальных классов, участвующих в сетевой опытно-экспериментальной работе по апробации нового поколения УМК.
Государственная политика в области образования определяет пути решения актуальных проблем, связанных с коммуникативным развитием школьников, которые нашли отражение в президентской инициативе «Наша новая школа». Одним из направлений модернизации образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в котором особое внимание уделяется формированию у учащихся школы универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий выделены личностные и метапредметные, среди которых регулятивные, познавательные, коммуникативные действия, чтение и работа с текстом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Но особое внимание уделяется развитию коммуникативных действий, так как эти умения имеют «универсальный, максимально обобщённый характер» [6, с.140].
Одним из решающих условий успешного формирования коммуникативных действий, по мнению разработчиков стандарта, является овладение учителями методиками организации в классе учебного сотрудничества (учитель -ученик, ученик - ученик). На эффективность развития коммуникативных действий указывали авторы модели учебного сотрудничества Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и их последователи В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман [6].
Деятельность по развитию коммуникативных учебных действий у младших школьников от учителей требует отхода от сложившихся традиций и дополнительных усилий. Но как показывает практика, учителя не в достаточной мере готовы к реализации моделей, способствующих развитию коммуникативных действий. В научнометодической литературе педагогам предлагается большой выбор разработок занятий по формированию коммуникативных действий, навыков сотрудничества у младших школьников, в то же время сам учитель недостаточно активен в
плане самосовершенствования и владения коммуникативными навыками. В связи со сложившимися проблемами возникает необходимость специальной подготовки педагогов по проблеме развития у школьников коммуникативных учебных действий.
В настоящее время в повышении квалификации учителей приобретает актуальность «обучение действием», построение образовательных программ постдипломного обучения по модульному принципу. Такие программы «должны изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленными образовательными потребностями учащихся» [9].
В Забайкальском крае разрабатывается большое количество инновационных проектов и программ переподготовки и повышения квалификации педагогов, которые реализуются Забайкальским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ЗабКИПКРО) и Центром дополнительного образования и сертификаций квалификаций Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского (ЦДПО-иСК ЗабГГПУ). Среди инновационных разработок важно отметить «Стратегию организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года», в которой указывается необходимость проведения курсов и семинаров для педагогов [7, с. 13].
В 2008 г. сотрудниками научно-исследовательской лаборатории экологического образования ЗабГГПУ, Центром дошкольного и начального общего образования ЗабКИПКРО был разработан проект по апробации и введению регионального учебно-методического комплекса образовательной программы интегрированного курса «Забайкаловедение» для начальных классов общеобразовательных школ Забайкальского края. Региональный УМК «Забайкаловедение» разработан на основе системно-деятельностного подхода как приоритетного в рамках ФГОС второго поколения. Для реализации проекта, который получил статус региональной инновационной площадки, была создана творческая группа из 25 учителей, работающих во 2-4-х классах образовательных учреждений Забайкальского края. Для организации и наибольшей эффективности эксперимента как одно из педагогических условий стало регулярное повышение квалификации
педагогов в рамках сетевого взаимодействия. На семинары по проблеме экспериментальной деятельности учителя собирались каждые полгода.
Е. А. Игумновой отмечается, что за последние годы в Забайкальском крае активизировалась инновационная деятельность в рамках сетевого взаимодействия учителей [4]. По определению Василевской Е. В., сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования [1].
В рамках опытно-экспериментальной работы было организовано педагогическое сопровождение учителей, участвующих в опытно-экспериментальной работе по апробации и внедрению УМК «Забайкаловедение». Информационно-методическое сопровождение обеспечивается следующими компонентами УМК: программой интегрированного курса «Забайкаловедение» [3]; книгой для чтения «Родное Забайкалье» [7]; рабочей тетрадью для 3 класса «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы»; рабочей тетрадью «Забайкаловедение» [2]; программой внеурочной деятельности учащихся начальных классов «Союз журналистиков».
Для образовательной программы семинаров и курсов повышения квалификации для учителей-исследователей нами был разработан модуль по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов при реализации УМК «Забайкаловедение». В модуле решаются задачи обоснования значимости развития у младших школьников коммуникативных учебных действий и оказание консультационно-методической помощи учителю при реализации УМК нового поколения.
Структура модуля по теме «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов при реализации УМК «Забайкаловедение» состоит из вводной
части, базовой и дополнительной. В вводной части программы модуля слушатели осваивают сущность понятий коммуникативной компетенции и компетентности. В базовой части модуля педагоги знакомятся с историческим опытом обучения способам коммуникации, ролью коммуникативной деятельности в становлении человека, сущностью педагогической коммуникации и структурным анализом общения и коммуникации как видов деятельности, с коммуникативными интересами и потребностями младших школьников.
Темы модуля раскрывают понятия и структуру общения, называют структурные компоненты коммуникативной деятельности (мотивы, средства, функции), знакомят с этапами развития общения ребёнка со взрослыми и личностными трудностями, влияющими на характер общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Значимой темой модуля является тема «Коммуникативные универсальные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий ФГОС начального общего образования». При изучении данной темы учителя знакомятся с технологией учебных вопросов не только теоретически, но и практически. В ходе практикума по работе с тетрадью «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы» педагоги познакомились с классификацией вопросов, которая была разработана нами на основе таксономии учебных целей Б. Блума [12]. Таксономия целей в области познания позволяет соотнести типы вопросов с определённым уровнем мышления, который будет ими стимулироваться. В следующей ниже таблице приведём разработанную нами классификацию вопросов для учащихся начальных классов, которая в качестве справочного материала была помещена в рабочей тетради. В рамках курса организуется работа по ознакомлению учащихся с разными видами вопросов [5, с. 99].
Таблица
Классификация учебных вопросов для учащихся (по Е. А. Игумновой, И. Б. Барахоевой)
Виды вопросов Слова-помощники
1. Вопросы-описания Какая окраска...? Какова форма и размер...?
2. Вопросы-ассоциации Что ты представляешь, когда слышишь.? На что похоже.? Что напоминает.?
3. Вопросы-причины В чём причина.? Что является причиной.? Почему это произошло?
4. Вопросы-объяснения Почему? Как вы понимаете? Для чего.? Зачем.?
5. Вопросы-сравнения Чем отличается.? В чём состоит отличие.? Отличается ли.? Чем похожи.?
6. Вопросы-классификации На какие группы можно разделить.? Как можно объединить.?
7. Вопросы-доказательства Чем ты можешь доказать, что.? Как ты можешь доказать, что.? Можно ли считать, что.?
8. Вопросы-обобщения Какой вывод можно сделать.? К какому выводу можно прийти .?
9. Вопросы-оценки Что ты думаешь о.? Как ты относишься к.? Почему ты считаешь, что.? Ты согласен с утверждением, что.? С чем ты не согласен?
10. Вопросы-прогнозы Что произойдет, если.? Каким образом события будут развиваться дальше, если.? Что делать, если.?
11. Вопросы-действия Как поступить, чтобы.? Как сделать.?
На практикуме учителя составляли вопросы разных видов по содержанию параграфов книги для чтения «Родное Забайкалье». По мнению учителей, задания по составлению вопросов требуют специальных навыков у учащихся, но вместе с тем являются интересными и полезными для организации рефлексивной деятельности и развития коммуникативных учебных действий.
В модуле предусмотрена дополнительная часть, которая окажет помощь слушателям в организации проектной деятельности учащихся и в организации обучения школьников в малых группах сотрудничества. С организацией работы над проектами с учителями нами была организована работа по ознакомлению с авторской программой внеурочной деятельности для младших школьников по формированию коммуникативных действий «Союз журналистиков». В программе даётся описание организации совместной творческой проектной деятельности учащихся над выпуском газеты для семейного чтения, способствующей коммуникативному развитию и познавательной работе с информацией.
В каждой части модуля предусмотрена практическая часть и для педагогов-участников эксперимента. На одном из семинаров была проведена творческая мастерская «Подарим детям радость общения». Мастерская проходила в канун празднования Дня Земли в апреле 2010 г. и была посвящена проведению региональной экологической акции «Охранять природу - значит любить Родину!». В ходе работы мастерской учителя познакомились с особенностями ин-
новационной технологии - творческие мастерские. Эта технология направлена на «погружение» участников в процесс поиска, познания и самопознания в атмосфере открытости, доброжелательности и доверия. Сущность технологии мастерских состоит в том, что участники в коллективном поиске приходят к построению знания, осмыслению ценностей. В результате мастерской участникам передаются инициативы в поиске и построении собственных знаний [8, с.182].
На этапе индукции для участников мастерской с помощью музыкального сопровождения был создан эмоциональный и мотивационный настрой. Затем была организована работа в группах по выпуску газеты, посвящённой Дню Земли. На этапе самоконструкции каждый участник в группе по своему выбору создавал текст или рисунок для газеты. На следующем этапе - социоконструкции - каждая группа из отдельных элементов собрала свой выпуск газеты. Работа в группах проходила на высоком эмоциональном и творческом уровне. Для газеты каждая группа подобрала интересный тематический материал, украсив свой выпуск текстами и рисунками. После того, как газеты были готовы, на этапе социализации каждая группа в оригинальной форме представляла свой выпуск. После презентации своего творческого продукта, на этапе самокоррекции, участники доработали газеты. Творческая мастерская заканчивалась рефлексией деятельности, в ходе которой участники высказывали положительные отзывы о такой форме работы как творческая мастерская и
программе внеурочной деятельности, направленной на развитие коммуникативных учебных действий у учащихся начальных классов.
Значимым мероприятием в сетевом взаимодействии можно считать проведение выездного семинара по трансляции опыта по теме: «Реализация интегрированного курса «Забайкаловедение» с учётом требований ФГОС начального общего образования» для учителей начальных классов и экологии Агинского округа Забайкальского края (май, 2011 г.). В ходе работы семинара педагоги познакомились с содержанием УМК «Забайкаловедение», опытом учителей-исследователей по его реализации. Для участников выездного семинара нами был подготовлен и проведён мастер-класс «Секреты эффективной коммуникации». На мастер-классе учителя познакомились с классификацией учебных вопросов, тренировались формулировать вопросы разных видов, работая по содержанию рабочей тетради «Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы» [5].
Итак, в ходе семинаров в течение двух лет лекционно-семинарские занятия проводились с использованием интерактивных форм обучения. Актуальность тем, выбранных педагогами для мастер-классов, которые проводились на семинарах, подтверждает заинтересованность курсом «Забайкаловедение» со стороны педагогов, учащихся и их родителей. Мастер-класс «Геральдика - наука о символах» подготовила и провела О. И. Скорнякова, учитель высшей категории МОУ СОШ .№19 г. Читы, «Полезные ископаемые Забайкалья» Л. Н. Касьянова, учитель высшей категории МОУ НОШ №21. Объединение педагогов в сетевом взаимодействии позволяло практически каждому поделиться своим богатым опытом в области экологического образования и в изучении природы и истории своего родного края во время проведения круглых столов и конференций, семинарских занятий и мастер-классов. Нами осуществляется информационная поддержка сетевого взаимодействия педагогов через Интернет-взаимодействие (сайт «Забайкалье великолепно», раздел «Экологическое образование» www.nature.chita.ru).
Критерием, указывающим на результативность сетевого взаимодействия, можно назвать такой повышение квалификации учителями. Так, многие учителя за годы участия в эксперименте получили или подтвердили высшую квалификационную категорию. Критерий отношений позволяет оценить удовлетворённость педагогов
организацией педагогического сопровождения опытно-экспериментальной работы по курсу «Забайкаловедение». Отзывам о работе с УМК «Забайкаловедение» учителя посвятили своё педагогическое эссе, в котором высоко оценили содержание курса и организацию его сопровождения. В эссе педагоги отметили систематичность и преемственность тем интегрированного курса, что обеспечивает закрепление знаний учащихся о природе и явлениях, происходящих вокруг. Задания рабочей тетради способствуют развитию у учащихся наблюдательности, любознательности, внимательного и заботливого отношения к природе и окружающим людям. По мнению учителей, изучая курс «Забайкалове-дение», школьники учатся работать с разными источниками информации, задавать вопросы, увлекаются фотографией, создают презентации, пишут исследовательские и творческие работы, с которыми участвуют на детских конференциях разного уровня. Для педагогов, как отметило большинство участников эксперимента, организуемые семинары дают возможность встречаться со своими коллегами-единомышленниками, продуктивно общаться, обмениваться своими идеями и находками, вместе искать ответы на возникающие проблемы при его реализации.
Активная работа учителями-исследова-телями по трансляции инновационного опыта имеет положительный результат. Первый компонент УМК по «Забайкаловедению» - книга для чтения — был издан в 2007 г. В течение 5 лет продолжалась разработка учебного и методического сопровождения данного интегрированного курса. В мае 2011 г. нами было проведено анкетирование на выявление состояния экологического образования в школах региона, которое показало, что интегрированный курс и методическое обеспечение к нему использовали в 2009-10 уч. г. в 60,5 % школ края, в 201011 уч. г. - 64 % школ.
Как показывает практика взаимодействия с учителями, организация совместной деятельности позволяет активно обмениваться идеями и опытом работы над одной проблемой, способствует развитию коммуникативных навыков педагогов, мотивирует к участию в социально значимых образовательных проектах. Участие педагогов в ОЭР содействует развитию творческого потенциала учителей, повышению их квалификации, удовлетворённости в общении друг с другом, что положительно сказывается на результатах педагогического труда в целом.
Список литературы
1. Василевская Е. В. Разработка сетевой организации муниципальной методической службы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
2. Забайкаловедение: рабочая тетрадь, 4 класс / сост. Е. В. Добрынина, О. И. Казанова, Н. В. Храмцова. Чита: Экспресс-издательство, 2009. 40 с.
3. Игумнова Е. А. и др. Забайкаловедение: образовательная программа интегрированного курса для 3-4 класса общеобразовательной школы (программа интегрированного курса для учащихся). Чита: ЧИПКРО, 2008. 29 с.
4. Игумнова Е. А. Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании // Гуманитарный вектор. 2010. № 1 (21). С. 24-27
5. Игумнова Е. А., Барахоева И. Б. Рабочая тетрадь: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь. 3 класс. Чита: Экспресс-издательство, 2009. 104 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 152 с.
7. Корсун О. В., Игумнова Е. А. Родное Забайкалье: книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.
8. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: метод. рекомендации; под рук. Н. В. Седовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 304 с.
9. Наша новая школа URL: http://президент.рф/news/6683 (дата обращения
28.07.11).
10. Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года / отв. ред. Е. А. Игумнова. Чита: Экспресс-издательство, 2010. 28 с.
11. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир образования. Образование в Мире. 2009. №1(33). С. 3-10
12. Wyatt A. T. Advanced Technology in Schools. Bloom’s Taxonomy. URL: //http://cs1. mcm.edu/~awyatt/csc3315/bloom.htm (дата обращения 02.01.2010).
Рукопись поступила в редакцию 01. 08.2011 г.