Научная статья на тему 'Из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности Национального музея Республики Башкортостан'

Из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности Национального музея Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / THE INFORMATIVE AND COMMUNICATORY TECHNOLOGIES / THE MUSEUM INFORMATIZATION / THE MUSEUM VIRTUAL EDUCATIONAL SPACE / THE EMETHODICAL CABINET / THE INTERACTIVITY / NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаисламов Альберт Рамилевич, Чигрина Алла Ивановна

Статья посвящена проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности российских музеев, в частности, национального музея Республики Башкортостан (нм РБ), которому в 2014 году исполнилось 150 лет. Авторы анализируют работу официального сайта музея и отражение его деятельности в портале «музеи России». В статье показано, как работники нм РБ используют возможности социальных сетей в образовательных целях. Также исследованы такие направления внедрения образовательных информационно-коммуникационных технологий в работе нм РБ, как использование интерактивных методов в деятельности детских кружков при музее, демонстрация аудиовизуальных источников в некоторых экспозициях и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE INFORMATIVE AND COMMUNICATORY TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article is devoted to the problems of the using of the informative and communicatory technologies in the educational activity of Russian museums, in particular the National Museum of the Republic of Bashkortostan (the NM RB), which marks 150th its anniversary in 2014. The authors analyze the activity of the museum official website and the reflection of its performance at the portal «Russian Museums». The article shows the NM RB workers using the social networks possibilities for educational purposes. The article explores such directions of the introduction of the educational informative and communicatory technologies in the NM RB as the using of interactive methods in the children’s circles of the museum, the demonstration of the audiovisual sources in some expositions and others.

Текст научной работы на тему «Из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности Национального музея Республики Башкортостан»

УДК 004; 069:002

Шаисламов А.Р., Чигрина А.И.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: sar1419@yandex.ru; doc77@mail.ru

из ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья посвящена проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности российских музеев, в частности, Национального музея Республики Башкортостан (НМ РБ), которому в 2014 году исполнилось 150 лет. Авторы анализируют работу официального сайта музея и отражение его деятельности в портале «Музеи России».

В статье показано, как работники НМ РБ используют возможности социальных сетей в образовательных целях. Также исследованы такие направления внедрения образовательных информационно-коммуникационных технологий в работе НМ РБ, как использование интерактивных методов в деятельности детских кружков при музее, демонстрация аудиовизуальных источников в некоторых экспозициях и другие.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация музеев, виртуальное образовательное пространство музея, электронный методический кабинет, интерактивность, Национальный музей Республики Башкортостан.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить возможности музеев: сделать музейные коллекции более доступными для всех интересующихся, наладить связь между музейными работниками и потенциальными посетителями. Вспомним, что за рубежом компьютерные технологии начали использовать еще в 1960-е годы, в начале для обработки музейных коллекций. В России смогли, в целом, преодолеть отставание в 1990-е годы, когда начался новый этап информатизации музеев и в их деятельности появились компьютерные коммуникационные технологии. Международное сообщество в последние годы неоднократно поднимало проблему распространения информационных технологий в образовательной сфере во всех странах мира. Из значимых инициатив подобного рода представляется наиболее интересной Межправительственная программа ЮНЕСКО «Информация для всех», принятая в 2000 году. Среди целей данной программы названы: поддержка обучения, продолжения образования и обучения на протяжении всей жизни в областях коммуникации, информации и информатики; поддержка создания местного контента и стимулирование доступности традиционных знаний через обучение общей и компьютерной грамотности; содействие использованию международных стандартов и передового опыта в области коммуникаций, информации и информатики в сфере компетенции ЮНЕСКО; содействие

обмену информацией и знаниями на местном, национальном, региональном и международном уровне [1]. Тогда же, в 2000 году, был создан Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Российский комитет стал связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы. Музейное пространство является удобной площадкой для реализации целей, провозглашенных в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех», так как музеи предоставляют для этого массу возможностей.

Используя информационные технологии, музеи вносят свой вклад в решение одной из самых актуальных проблем современности - в проблему доступности мирового культурного наследия для широких слоев населения. Особенно важно приобщить к культурному наследию представителей молодого поколения, тем более что отечественные музеи имеют давние просветительские традиции [2, с. 346].

Эффективным средством работы с музейной аудиторией в последние годы стали музейные веб-сайты. Важнейшим направлением деятельности современных музеев становится освоение интернет-пространства и создание собственных сайтов. Они по праву заняли свое место рядом с традиционными изданиями и предоставляют, помимо прочего, широкие образовательные возможности. Сайты знакомят посетителей всех возрастов с музеями, привлекают их на текущие выставки, распространяют информацию обо всех музейных проектах. Одной

из задач музейных сайтов является информирование школьников, студентов, аспирантов, научных работников. Сайты также удобны как средство общения с коллегами-музейщиками по своему региону и по стране, в целом. В качестве яркого примера эффективного и эргономичного сайта можно привести официальный сайт Национального музея Республики Башкортостан (НМ РБ) [3].

Музей прошел большой исторический путь, 23 апреля 2014 года он отметил 150 лет. В настоящее время в музее работает 35 экспозиционных и выставочных залов, в которых размещены различные экспонаты, представляющие природу края, историю, археологию, этнографию, богатое прошлое и настоящее республики. Официальный сайт музея существует несколько лет, его характеризует высокая информативность, качественный интерфейс и оригинальный дизайн, удобная система поиска. Разделы сайта позволяют осветить все направления деятельности Национального музея РБ. Организационной структуре и содержанию экспозиционной и научно-фондовой работы посвящены разделы «Фонды», «Отделы», «Экспозиция», «Филиалы». Работа по формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации отражена в разделе «Работа с Госкаталогом». Официальный сайт Национального музея РБ регулярно обновляется. На информационном стенде представлена информация о текущих мероприятиях и выставках, рассказывается о новостях муниципальных музеев.

Поскольку Республика Башкортостан всегда была и остается регионом, привлекательным для туристов, сайт Национального музея РБ позволяет желающим посетить город Уфу и республику заранее виртуально ознакомиться с достопримечательностями, узнать об экспозициях и о выставках Национального музея, о других музеях республики и, соответственно, выработать программу поездки.

Ценным разделом официального сайта Национального музея РБ, направленным на повышение профессиональных знаний музейных работников республики, является «Научно-методический кабинет». Данный раздел методически обеспечивает и позволяет реализовать многие образовательные програм-

мы музея. Электронный методический кабинет появился на сайте Национального музея РБ в 2013 году, он стал форумом для размещения и обсуждения методических рекомендаций, разработанных научными сотрудниками музея с целью внедрения передовых методов и профессиональных приемов музейной работы в различные сферы музейной деятельности для республиканских музеев всех уровней. Работа электронного методического кабинета позволяет музейным работникам повысить своё профессиональное мастерство и активность, освоить рациональные методы музейной работы.

Раздел стал своеобразной электронной формой повышения квалификации республиканских музейных кадров и одной из форм межмузейного общения. В частности, в данном разделе сайта представлены «Методические рекомендации по составлению аналитического отчета о работе музея», «Методические рекомендации «Смотрите руками» (для работы с людьми с нарушением зрения)» и другие.

Особо следует отметить, что сайт Национального музея РБ дает большие возможности для работы с детской аудиторией. В разделе «Галерея» размещены материалы Конкурса детских рисунков «Память», посвященного годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Открытого Республиканского конкурса детских рисунков «Россия помнит - Отечество славит», посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года, выставка детских рисунков на тему «Будущее планеты - наше будущее». Безусловно, подобные формы имеют гигантский воспитательный потенциал, стимулируя активность детской музейной аудитории.

Подробная информация о Национальном музее Республики Башкортостан представлена во Всероссийском реестре портала «Музеи России» (описание музея, характеристика крупных выставочных проектов и научных изданий музея, его наиболее ценных коллекций). Там же имеются ссылки на официальный сайт музея и его электронный адрес. Данный портал представляет собой масштабную и постоянно обновляющуюся интернет-энциклопедию, содержащую сведения о более чем трех тысячах музеев нашей страны и созданную для того, чтобы пропагандировать культурное наследие Рос-

сии. Портал также выполняет образовательную функцию, предоставляя важную актуальную информацию о научных конференциях, образовательных семинарах и грантах. Новостная служба ежедневно размещает сообщения об интересных выставках, встречах, праздниках и других событиях музейной жизни, происходящих во всех уголках страны, в том числе в Башкирии. Ценным разделом является «Форум», он позволяет администрации портала поддерживать обратную связь с посетителями музеев и профессионалами, узнавать из «первых рук» об их впечатлениях, о тех или иных событиях [4]. Данный портал, безусловно, оказывает большое содействие в работе провинциальных музеев, в том числе Национального музея РБ, позволяет шире внедрять образовательных информационно-коммуникативные технологии в музейную работу.

Как это ни парадоксально, неоценимые возможности для решения образовательных задач предоставляют музеям социальные сети. Исследователи отмечают, что мнений по поводу воздействия социальных сетей на становление личности множество. Но лучше приручить этот прекрасный ресурс, чем бороться с ним, так как социальные сети могут приносить не только вред, но и быть использованы в различных формах обучения. Д.С. Ломакин в качестве преимуществ использования социальных сетей в образовательном процессе отмечает следующие: применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент; постоянное нахождение учащихся в Интернете обеспечивает непрерывность учебного процесса; потенциал совмещения индивидуальных и групповых форм работы содействует большей степени понимания материала, а также выстраиванию своеобразных образовательных технологий оценки результатов работы каждого участника [5].

Используя эти возможности, Национальный музей РБ имеет постоянно обновляющуюся страницу в социальной сети «ВКон-такте» [6]. Активное участие в оформлении данной страницы приняли представители студенческого сообщества. В ходе музейной практики студенты Башкирского государственного педагогического университета

им. М.Акмуллы создали несколько групп по экспозициям Национального музея РБ («Археология Башкортостана», «Этнография народов Башкортостана», «Башкортостан в годы Великой Отечественной войны» и другие). Эти группы растут за счет пользователей социальной сети.

Перспективным и в целом успешным направлением использования информационно-коммуникационных технологий в музейном пространстве является создание детских страниц музейных сайтов. Такой опыт представлен в деятельности как зарубежных, так и отечественных музеев. На сайтах размещаются образовательные игры и всевозможные образовательные курсы для детской аудитории. Ярким примером этого служит Виртуальная академия Государственного Эрмитажа, где дети знакомятся с Древним Египтом и Древним Римом, с библейскими сюжетами и т. д. Причем отличительной тенденцией лучших детских страниц музейных сайтов стало стремление специалистов дать детям возможность сделать что-то без компьютера, а не только выполнить онлайновое задание [7, с. 68].

Вполне объяснимо, что в авангарде процессов компьютеризации музейной практики стоят центральные музеи. Так, компьютерные технологии позволяют детям в любой точке страны познакомиться с коллекциями Русского музея, совершить виртуальную экскурсию по его залам и даже виртуальное путешествие в пространство картины. Во многих музеях мира установлены терминалы, через которые посетители могут загрузить в свои смартфоны целый ряд продуктов, позволяющих им ориентироваться в пространстве музея, в зоне Wi-Fi загрузить необходимые приложения для считывания QR-кодов [8, с. 18].

Веб-сайт Национального музея Республики Башкортостан пока не имеет своих специализированных детских страниц, это остается перспективным направлением для его создателей. Но актуальная, полезная и интересная информация именно для детей и их родителей появляется на официальном сайте Национального музея РБ и его странице в сети «ВКонтакте» регулярно. Например, именно там были размещены объявления о создании детских кружков при музее в конце 2013 года. Археологический кружок «Юный

археолог Уфы» для учащихся 4-8 классов начал работать в ноябре 2013 г. Занятия кружка проходят в свободной форме: ребята знакомятся с подлинными археологическими предметами, найденными на территории Башкортостана, изучают методы археологических исследований, учатся обращаться с приборами, применяемыми в археологии, благо в музее имеется широкий круг средств и способов разнообразить такие занятия. Кстати, руководители кружка не ограничиваются музейной территорией, они организуют экскурсии к археологическим памятникам города Уфы.

Для этой же возрастной категории в Национальном музее Республики Башкортостан организован кружок «Юный натуралист» с разнообразной тематикой, поскольку фонды музея и экспозиционные залы содержат богатый материал о флоре и фауне, памятниках природы края.

Заслуживает внимания тот факт, что в планах археологического кружка Национального музея РБ предусмотрена организация мастер-классов по способам производства каменных и костяных орудий в древности, по реконструкции костюма. Данные методы в современной музеологии известны как интерактивные.

Напомним, что термин «интерактивность» ввел в 1960-е годы в научный оборот основатель Бостонского детского музея Майкл Спок, произведя его от английского «interaction» («взаимодействие») и определив как взаимодействие посетителя с музейной средой.

Следует отметить, что все музейные специалисты интерпретируют данный термин по-своему, но никто не отрицает, что современное музейное пространство немыслимо без интерактивности [9, с. 55-59]. Технология интерактивности трактуется двояко: как компьютерная технология и как возможность посетителей взаимодействовать с музейной средой и предметами непосредственно, задействовав все органы чувств. Нас в свете рассматриваемой проблемы больше интересует первое понимание интерактивности, то есть трактовка инте-

рактивности как предоставления возможности извлекать музейную информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Как показано выше, в Национальном музее РБ в разной степени применяются интерактивные методики. Например, в зале, посвященном событиям Отечественной войны 1812 годы, демонстрируются фрагменты фильма «Война и мир». Современные средства отображения информации в этом случае оказываются очень зрелищными и отлично дополняют материалы музейных экспозиций.

Данное направление представляется нам весьма перспективным, здесь перед музейными работниками имеются большие возможности для творчества. Так, значительно обогатит возможности посетителей музея создание сенсорного информационного (сетевого) киоска, а также размещение системы электронных терминалов, транслирующих информацию из учетно-хранительской базы.

Современные процессы углубления взаимодействия музеев и образования отражают общую тенденцию к интеграции различных сфер знания и деятельности. То, что музеи включаются в образовательный процесс, способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в стремительно меняющемся мире и самому участвовать в преобразованиях. Музеи, собирая, храня и исследуя памятники природы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и другие материализованные воплощения духовной и практической деятельности человечества, являются образовательной средой, ориентированной на целостное развитие личности [10, с. 194].

Думается, что в перспективе отечественные музеи будут увеличивать интерактивность своих экспозиций и шире использовать образовательные информационные технологии, и Национальный музей Республики Башкортостан внесет в эти процессы свою лепту.

18.10.2014

работа выполнена по гранту Ученого Совета БГПУ им. М. Акмуллы для молодых ученых на 2014 г. (решение функционального научного совета, протокол №.3 от 15.11.2013 г.)

Список литературы:

1. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: перевод и издание на русском языке: [издание подготовлено Секретариатом Межправительственного совета Программы «Информация для всех»] [Электронный ресурс] / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии. Париж. Москва. 2006 // UNESDOC: UNESCO Fall text documents (www.unesdoc.unesco.org). - Режим доступа: http://.../images/0015/001502/150279r.pdf (дата обращения: 04.02.2014).

2. Чигрина, А.И. Просветительские традиции в деятельности российских музеев // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Материалы VI научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М.Акмуллы 16 декабря 2011 года. - Т.3. - Уфа, 2011. - С. 346.

3. Национальный музей Республики Башкортостан [Электронный ресурс] / Designed by студия веб-дизайна «WEB для ВАС», [сайт сделан на CMS Joomla]. - Режим доступа: http://www.museumrb.ru (дата обращения: 24.01.2014).

4. Портал «Музеи России». - 1996-2014. - Режим доступа: http://www.museum.ru (дата обращения: 11.01.2014).

5. Ломакин, Д.С. Роль социальных сетей в современном образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rossobr.ru/?p=189 (дата обращения: 21.01.2014).

6. Открытая группа «Национальный музей Республики Башкортостан» в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URI: http://vk.com/nmrb_ufa102 (дата обращения: 11.03.2014).

7. Лившиц, Л. Детские страницы музейных сайтов // Музей. - 2008. - №1. - С. 68.

8. Ахунов, В. Гаджеотаж и гаджетомания // Мир музея. - 2012. - №5. - С. 18.

9. Юхневич, М.Ю. Интерактивность и ее мифы // Музей. 2008. - №3. - С. 55-59.

10. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. - С. 194.

Сведения об авторах:

Шаисламов Альберт рамилевич, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и культурного наследия Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,

e-mail: sar1419@yandex.ru

Чигрина алла ивановна, доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, кандидат исторических наук, е-mail: doc77@mail.ru

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 55, тел. (347) 2735238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.