Перспективы и опыт применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности Национального музея Республики Башкортостан
Чигрина Алла Ивановна к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия Института исторического и правового образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 55, 4-ый учебный корпус, тел: (347) 273-52-38 doc77@mail.ru
Шаисламов Альберт Рамилевич к.и.н., старший преподаватель кафедры всеобщей истории и культурного наследия Института исторического и правового образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 55, 4-ый учебный корпус, тел: (347) 273-52-38 sar1419@yandex.ru
Фокин Антон Александрович младший научный сотрудник отдела истории края, Национального музея Республики Башкортостан, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Советская, 14, тел (347) 272-49-52 foh1985@rambler.ru
Аннотация
Статья посвящена проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности российских музеев, в частности, Национального музея Республики Башкортостан (НМ РБ). Авторы анализируют работу официального сайта музея и отражение его деятельности в портале «Музеи России». В статье показано, как работники НМ РБ используют возможности социальных сетей в образовательных целях. Также исследованы такие направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в работе НМ РБ как использование интерактивных методов в показе музейных предметов и комплексов, рассматриваются гаджеты (android-устройства), которые можно использовать в их демонстрации и способы их применения в экскурсионной и образовательной деятельности музея.
The article is devoted to the problems of the using of the informative and communicatory technologies in the educational activity of Russian museums, in particular the National Museum of the Republic of Bashkortostan (the NM RB). The authors analyze the activity of the museum official website and the reflection of its performance at the portal «Russian Museums». The article shows the NM RB workers using the social networks possibilities. The article explores such directions of the introduction of the informative and communicatory technologies in the NM RB as the using of interactive methods in displaying museum exhibits and
complexes. The authors study gadgets (android-devices) which may be used for demonstration excursions and educational activities of museum.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии, интерактивность, информатизация музеев, электронный методический кабинет, flash-технология, Национальный музей Республики Башкортостан. the informative and communicatory technologies, the interactivity, the museum informatization, the e-methodical Cabinet, the flash-technology, imaging systems, National Museum of the Republic of Bashkortostan.
Введение
Информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить возможности музеев: сделать музейные коллекции более доступными для всех интересующихся, наладить связь между музейными работниками и потенциальными посетителями. Вспомним, что за рубежом компьютерные технологии начали использовать еще в 1960-е годы, в начале для обработки музейных коллекций. В России смогли, в целом, преодолеть отставание в 1990-е годы, когда начался новый этап информатизации музеев и в их деятельности появились компьютерные и информационно-коммуникационные технологии. Международное сообщество в последние годы неоднократно поднимало проблему распространения информационных технологий в образовательной сфере во всех странах мира. Из значимых инициатив подобного рода представляется наиболее интересной Межправительственная программа ЮНЕСКО «Информация для всех», принятая в 2000 году. Среди целей данной программы названы: поддержка обучения, продолжения образования и обучения на протяжении всей жизни в областях коммуникации, информации и информатики; поддержка создания местного контента и стимулирование доступности традиционных знаний через обучение общей и компьютерной грамотности; содействие использованию международных стандартов и передового опыта в области коммуникаций, информации и информатики в сфере компетенции ЮНЕСКО; содействие обмену информацией и знаниями на местном, национальном, региональном и международном уровне [1]. Тогда же, в 2000 году, был создан Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в его состав вошли представители органов государственной власти, учреждений образования, науки, культуры, коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур. Российский комитет стал связующим звеном между Россией и Межправительственным советом Программы. Музейное пространство является удобной площадкой для реализации целей, провозглашенных в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех», так как музеи предоставляют для этого массу возможностей.
Направления и информационно-технологические средства, используемые в деятельности музея
Используя информационные технологии, музеи вносят свой вклад в решение одной из самых актуальных проблем современности - в проблему доступности мирового культурного наследия для широких слоев населения. Особенно важно приобщить к культурному наследию представителей молодого поколения, тем более что отечественные музеи имеют давние просветительские (образовательные) традиции [2].
В этой статье выделяются следующие разделы: музейный сайт его подразделы виртуальные выставки, туры, музей и социальные сети, новейшие мобильные устройства в экскурсионной деятельности.
Музейный веб-сайт. Эффективным средством работы с музейной аудиторией в последние годы стали веб-сайты. Важнейшим направлением деятельности современных музеев становится освоение интернет-пространства и создание собственных сайтов. Они по праву заняли свое место рядом с традиционными изданиями и предоставляют, помимо прочего, широкие образовательные возможности. Сайты знакомят посетителей всех возрастов с музеями, привлекают их на текущие выставки, распространяют информацию обо всех музейных проектах. Одной из задач музейных сайтов является информирование школьников, студентов, аспирантов, научных работников. Сайты также удобны как средство общения с коллегами-музейщиками по своему региону и по стране, в целом. В качестве яркого примера эффективного и эргономичного сайта можно привести официальный сайт Национального музея Республики Башкортостан (НМ РБ) [3].
Музей прошел большой исторический путь, 23 апреля 2014 года он отметил 150 лет. В настоящее время в музее работает 35 экспозиционных и выставочных залов, в которых размещены различные экспонаты, представляющие природу края, историю, археологию, этнографию, богатое прошлое и настоящее республики. Официальный сайт музея существует несколько лет, его характеризует высокая информативность, качественный интерфейс и оригинальный дизайн, удобная система поиска. Разделы сайта позволяют осветить все направления деятельности Национального музея РБ. Организационной структуре и содержанию экспозиционной и научно-фондовой работы посвящены разделы «Фонды», «Отделы», «Экспозиция», «Филиалы». Работа по формированию Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации отражена в разделе «Работа с Госкаталогом». Официальный сайт Национального музея РБ регулярно обновляется. На информационном стенде представлена информация о текущих мероприятиях и выставках, рассказывается о новостях муниципальных музеев. К сожалению, наполнением и поддержкой сайта занимаются сторонние программисты. Работают они при помощи программного пакета Jommla.
Виртуальная выставка. Поскольку Республика Башкортостан всегда была и остается регионом, привлекательным для туристов, сайт Национального музея РБ позволяет желающим посетить республику и город Уфу заранее виртуально ознакомиться с местными достопримечательностями, узнать об экспозициях и о выставках Национального музея, о других музеях республики и, соответственно, выработать индивидуальную программу поездки. Плюс к этому в состав показа экспозиций и выставок музея, активно используется система флеш-презентаций. Используя возможности Flash-технологий, появилась возможность сжимать объемные файлы (макеты выставочных планшетов, объемное фото), что и впоследствии позволило презентовать отдельные выставочные проекты и отдельные экспонаты. Так в системе виртуальных выставок музея размещены выставки «Русские Башкортостана» [4] 2012 г. и «Тот, кто побывал в Афганистане» [5] 2014 г. Общий объем представленных планшетов 18 единиц с объемом занимаемой информации в почти 2 Гб.
Виртуальный тур. Далее по различным отделам сайта расположены отдельные flash-объекты изображения отдельных предметов из фондов и экспозиций. В продолжение данной темы стоит сказать и о виртуальных турах по отдельным залам музея. На сайте представлен один виртуальный тур по выставке «Корифеи башкирского изобразительного искусства» [6] и презентация тура по залам «Пугачевского восстания и Салавата Юлаева»[7], размещенном в You Tube. Опять же все туры сделаны сторонники компаниями не связанных с музеем, и поэтому участие в их создании сотрудников музея было минимальным. Используя личные знания в данной сфере, могу предположить, что данные виртуальные прогулки были созданы на программе подобной Tourweaver. В данной программе собираются виртуальные сцены из панорам, вставляются звуковые дорожки и прочая информация. И в наших
условиях в них не хватает конкретных текстовых и звуковых вставок по экспозиции и отдельным экспонатам, что бы виртуальная экспозиция стала более интерактивной, и соответственно, привлекательной для пользователя. Замечен большой минус в подобных проектах, ввиду того, что программное оснащение на базе Android в большинстве случаях не способно воспроизвести данный формат, даже при наличие более нового flash-playera, что в последствие отсекает большую часть аудитории, которые активно используют мобильные устройства (гаджеты). Так как, судя по наблюдениям, данные виртуальные туры по музею пользуются популярностью и интересом среди таких пользователей.
Виртуальный (электронный) научно-методический кабинет. Ценным разделом официального сайта Национального музея РБ, направленным на повышение профессиональных знаний музейных работников республики, является «Научно-методический кабинет» (рис. 1). Так как, музей с 2012 г. является методическим центром по музеологии и музееведению в регионе.
£«Дп Qmm Вил ¡&CW ;<кш>> D »wfK- *
0 С! |
р Ь й а а =
Оддм Uidr я в t^w» r.Wti ОШССТ-ЕД-г?
М'Г.КК 180. В lla ЛУИС
D .Садааатсйой каспиной гапеяе.е от>рытм£ рьстдвм» * к.орифе»1
1 -i.L, Ь ■ У ГДИМ! ng
1 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
| Дли гапуятли м:ии>.< и л«ссши « имР|Ч плиЪфтХ nj 1
Научно-методический кабин«
Уа^каемде
КЙ wa ям^есхя и-.евт1фмка.4Р« p«nvemit4»«w»iit к*5*йми* а Лари нежяугеЛнсга VB4>.a»i--tif Игоа-i" Пгипэтъ atitviaiiie ункти А ОбеужДегчш. мллпа-ь
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА О РАБОТЕ МУЗЕЯ ЗА КВАРТАЛ И ЗА ГОД
(ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ}
Последи«: ГОахеРаим* рРрМьвн «1 И.Ц;1С.г|-.ПЬНН11 LIV^FH
РКПЛЯЖИ 6«1И0РТОСТ*Н I гва It НЙЬ иш
Послед.««! Н6Т0ДНЧ6СМ16 С6К0Ы6М
st №UI МОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ PhCflVbilllKJl 6нШЖ0Р(йСТ*Н
от И4иИ«1АЛЬНЫИ МУЗЕЙ PfCftyi Jliaai
I гад 8 н«, наш Песльшм; МЕТОДИЧЕСКИЕ P&KOUfH
ЧГ НЧ1ИС*Н*ЛЬНЫИ МУЗ&Й РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
t гча в ме. ..о «о Псспвдяее: METWUNCOiHE РЕКСМЕ»
и i НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСГГ*ЕЛИВ1 G.AU*:0FTCCTi><
fi Фор>и t С-ГПЛвПВКЙ*
Pitoltt» mj Кипела icpi« i TOmplalp TK.
Рис.1. Виртуальный научно-методический кабинет Национального музея РБ Данный раздел методически обеспечивает и позволяет реализовать многие образовательные программы музея. Используя возможности внешних серверов и программы 1ошш1а, стало возможным создать виртуальный кабинет виде форума, на котором был выставлен ряд рекомендаций ведущих специалистов музея, и главное у зарегистрированных пользователей появилась возможность обсуждать и размещать собственные предложения по обсуждаемым вопросам на форуме.
Работа электронного методического кабинета позволяет музейным работникам повысить своё профессиональное мастерство и активность, освоить рациональные методы музейной работы.
Раздел стал своеобразной электронной формой повышения квалификации республиканских музейных кадров и одной из форм межмузейного общения.
Музей и социальная сеть. Национальный музей РБ имеет живую и постоянно обновляющуюся страницу [8] и группу [9] в социальной сети «ВКонтакте»,
активными пользователями которой, являются, главным образом, представители молодого поколения. Так страница объединяет собственно сотрудников музея, позволяет налаживать связи с другими музеями, отдельными пользователями и организациями (рис.2).
; .—.4 Иясшп . * ■ - ' V- 1 ^ м' ш _т> —
■
0 < В / (г 1 » » =
(3 контакте
Рис.2. Главная страница Национальный музей РБ в социальной сети
«ВКонтакте»
Группа используется больше как канал информации, здесь размещаются новости, видео и фото отчеты мероприятий, объявления (рис.3.).
2<йл Ц*вг л fiyfti лп ¿Лклш4< ДОтррвто* Сгв« та
D ШЖ +
4- Л л« 0 С 0 Р Т> È * ft =
О контакте
Национальный ыумй Республики Гьшшпртогтли
здмвк ¡ь-гм-с PwuMiwtiwt яи41'"/ч
КИСТ ¥П. CW9W М- -4 «о
-cww-v i CHJ] ЭТЗДО. ц«т» « №t»№t bb<ik >-s
_лД*.. I ,
»цтлиящг. 3 Статья JV^TtiK»-,,, '¿l Usmur HffùSaft, ,
имияи агами»
Рис.3. Открытая группа Национального музея РБ в социальной сети «ВКонтакте»
Активное участие в оформлении данной страницы приняли представители студенческого сообщества. В ходе музейной практики студенты Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы создали несколько групп по экспозициям НМ РБ («Археология Башкортостана» [10], «Экспозиция «Уфимский кремль» в Национальном музее» [11]). Эти группы растут за счет непосредственного участия в их наполнении самих студентов, тем самым повышается их интерес к музейному делу, с другой стороны они способны по новому представить музейные предметы при помощи прикрепленных текстовых файлов, изображений и пр. инструментов. Применить нестандартное решение.
Средства аудиовизуальной экспозиции и современные мобильные устройства. В экскурсионном деле проходит апробация демонстрационных и индивидуальных визуализационных систем экскурсовода, которая разнообразит возможности показа для посетителей различного дополнительного и разъяснительного материала. Центром системы является аудио-визуализацию при помощи экскурсионного громкоговорителя с расширенными функциями (с отдельным аудио-входом AUX и возможностью применять флеш-накопители). Система выглядит следующим образом, громкоговоритель подключается к внешнему устройству MP3-Плееру или к телефону с подобной функцией. Во флеш-накапитель SD или microSD записывается в определенной последовательности звуковые файлы (звуки природы, города, речи государственных деятелей). Экскурсовод последовательно вставляет в свою речь отдельные ремарки, что позволят оживить экспозицию или отдельный предмет. Данный тип системы интересен для всех категорий посетителей.
Повсеместное сегодня распространение инновационных мобильных устройств позволяет использовать их и в экскурсионном деле.
К выше описанной системе можно подключить планшет или сенсорный телефон с большим экраном, на котором будут демонстрироваться видеоролики, связанные с показом. Так можно оживить чучело птицы, историческую личность, быт и жизнь определенного народа. При этом передается не только видео, но и звуковое сопровождение, что дает большее погружение посетителя в статичную экспозицию. Главный минус такой системы это, во-первых, провода для соединения устройств, провод микрофона, которые, так или иначе, мешают, во-вторых, планшет или телефон с большим экраном не так легко держать в руках, ввиду веса и эстетической конструкции корпуса (округлые края). Данные системы более интересны для официальных групп посетителей и гостей музея.
Заключение
Очевидно, что в перспективе отечественные музеи будут увеличивать интерактивность своих экспозиций и шире использовать информационные и коммуникационные технологии, и Национальный музей Республики Башкортостан вносит в эти процессы свой вклад.
Литература
1. UNESDOC - Документы и публикации ЮНЕСКО: [официальный сайт ЮНЕСКО]. - Режим доступа: URL: http://unesdoc.unesco.org/ulis/ru (дата обращения: 04.02.2014).
2. Чигрина А.И. Просветительские традиции в деятельности российских музеев // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. Материалы VI научно-практической конференции, приуроченной к 180-летию со дня рождения М.Акмуллы 16 декабря 2011 года. - Т.3. - Уфа, 2011. - С.346.
3. Национальный музей Республики Башкортостан / Designed by студия веб-дизайна «WEB для ВАС», [сайт сделан на CMS Joomla]. - Режим доступа: URL: http://www.museumrb.ru (дата обращения: 15.11.2014).
4. Национальный музей Республики Башкортостан [сайт]. - Режим доступа URI: http://www.museumrb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=161&cati d=17 (дата обращения: 11.03.2014).
5. Национальный музей Республики Башкортостан [сайт]. - Режим доступа URI: http://www.museumrb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=387:qtot-kto-pobyval-v-afganeq&catid=17:virtualnye-vystavki (дата обращения: 11.03.2014).
6. Национальный музей Республики Башкортостан [сайт]. - Режим доступа URI: http://www.museumrb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=377&Ite mid=220 (дата обращения: 11.03.2014).
7. Национальный музей Республики Башкортостан [сайт]. - Режим доступа URI: http://www.museumrb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=405:3d-prezentacziya-virtualnoj -ekskursii-zalov-qvosstanie- 1773-1775-gg-q-salavat-yulaev&catid=17:virtualnye-vystavki (дата обращения: 11.03.2014).
8. Индивидуальная страница «Национальный музей Республики Башкортостан» в социальной сети «ВКонтакте». - Режим доступа: URI: http://vk.com/nmrb_ufa (дата обращения: 15.11.2014).
9. Открытая группа «Национальный музей Республики Башкортостан» в социальной сети «ВКонтакте». - Режим доступа: URI: http://vk.com/nmrb_ufa102 (дата обращения: 15.11.2014).
10. Открытая группа «НМ РБ Отдел археологии: бронзовый век» в социальной сети «ВКонтакте». - Режим доступа: URI: http://vk.com/bronz_eage (дата обращения: 11.03.2014).
11. Открытая группа «Экспозиция «Уфимский кремль» в Национальном музее» в социальной сети «ВКонтакте». - Режим доступа: URI: http://vk.com/club64767347 (дата обращения: 15.11.2014).