Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 377+001 Н. А. Пименова, директор Челябинского
государственного промышленно-гуманитарного техникума (ЧГПГТ) им. А. В. Яковлева, г. Челябинск, e-mail: pgt_25@rambler.ru Е. В. Годлевская, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: elengodl@ya.ru
ИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА»
В статье представлены результаты работы организационно-подготовительного этапа инновационной деятельности ГБПОУ «ЧГПГт им. А. В. Яковлева» над проектом «Наставничество как условие кадрового обеспечения промышленного роста». Рассмотрена модель наставничества в дуальном образовании «Будущее белой металлургии». Раскрыты вопросы управления инновационным проектом.
Ключевые слова: дуальная система образования, наставничество, управление инновационной деятельностью.
Экономические, экологические, энергетические, социальные, национальные, политические, военные, продовольственные, технологические проблемы современного российского общества ставят перед профессиональным образованием конкретную задачу — подготовку высококвалифицированных рабочих. Однако существующая система профессионального образования зачастую неспособна решать подобные задачи, так как системные изменения должны одновременно проходить как извне (согласно требованиям промышленности, экономики, культуры, военного дела, государственной службы и др.), так и изнутри (внутренняя перестройка, само-
организация образовательной системы, совершенствование парадигмы отечественного образования) [1]. Несогласованность происходящих изменений порождает следующие характерные для всего профессионального образования противоречия.
1. Непопулярность рабочих профессий среди молодежи, стремление получить высшее образование затрудняют набор выпускников школ на рабочие профессии, что создает дефицит рабочих кадров на промышленных предприятиях нашего региона и России в целом. При этом востребованность рабочих, особенно технического профиля, на заводах города высока.
2. У образовательных организаций недостаточно финансовых средств для своевременного приобретения нового дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, позволяющего осваивать современные производственные технологии в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ.
3. Кроме того, оборудование быстро устаревает, технологические процессы производства сменяют друг друга с огромной скоростью; в связи с этим педагогам необходимо постоянно проходить стажировку на предприятиях, чтобы идти в ногу со временем. В противном случае профессиональное обучение не соотносится с запросами работодателя.
4. Несмотря на взаимодействие профессиональных образовательных организаций с предприятиями области, работодатели не всегда принимают участие в развитии учебно-материальной базы техникумов, заключение договоров о целевой подготовке специалистов составляет очень малый процент.
Эти противоречия вызывают необходимость в инновационной проектной деятельности ПОО и промышленных предприятий. Именно совместная инновационная деятельность является координатором внешних и внутренних изменений, необходимых для подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики.
Так, 7 декабря 2016 г. между Министерством образования и науки Челябинской области, Челябинским государственным промышленно-гуманитарным техникумом им. А. В. Яковлева и Челябинским трубопрокатным заводом было заключено соглашение о взаимодействии в сфере подготовки рабочих кадров на основе дуального образования.
В рамках данного соглашения совместными усилиями были выделены пять основных направлений деятельности:
- профориентационная работа и профессиональное самоопределение;
- организация теоретического обучения и практики в соответствии с дуальной моделью обучения;
- создание института наставничества;
- оценка профессиональной квалификации, трудоустройство выпускников и их продвижение в условиях карьерного лифта;
- повышение квалификации педагогов.
Системообразующим звеном в реализации
дуальной модели образования является институт наставничества.
Создание и апробация системы наставничества является основной задачей нашей проектной деятельности. Первым шагом было написание программы «Наставничество как условие кадрового обеспечения промышленного роста» и разработка календарного плана, что позволило нам претендовать на открытие инновационной площадки.
Для реализации инновационного проекта выстроен четкий план инновационной деятельности, который предусматривает распределение обязанностей между членами рабочей группы, созданной в рамках проекта.
Одной из первостепенных для творческого коллектива стала задача по разработке модели наставничества (рис. 1).
На вертикальной оси координат указан уровень теоретической и практической подготовки, соотнесенный с требованиями заказа ПАО «ЧТПЗ». Уровень приведен в соответствии с требованиями к формированию учебно-профессиональных компетенций. Под учебно-профессиональной компетенцией понимаем систему учебно-профессиональных знаний (когнитивный компонент), умений и обобщенных способов учебно-профессиональных действий (операционно-деятельностный компонент), необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
На горизонтальной оси координат обозначены этапы формирования учебно-профессиональных компетенций.
На нулевом, подготовительном этапе осуществляется профориентационная деятельность.
На первом, ориентирующем этапе основная задача теоретического обучения — усвоение ориентировочной основы последующих профессиональных действий, т. е. формирование когнитивного компонента (формирование необходимого уровня знаний). Ориентировка играет мотивирующую роль: обучающийся как субъект учебной деятельности определяет свой уровень знаний, умений и осознает потребность (на уровне представления) в большей полноте знаний для будущей профессиональной деятельности.
На нормативном уровне достижения знаний и умений определяются критерии стандарта дуального образования по отношению к студенту. В конце данного этапа определяются нормативные показатели освоения теории и практики на основе ФГОС (Нт1, Нп1). Нормативный уровень формирующего этапа задается посредством заказа, отраженного в ФГОС, и профессионального стандарта.
Критерии стандарта дуального образования по отношению к педагогам и наставникам программы «ББМ»
3£
и >
Л
ш
си Э о
X I-
о о
о
ГО
га о. Ю О
о |_
о
X
л с: га
5
га
ь
а
01
а.
Мониторинг процесса непрерывного функционирования системы наставничества
Рис. 1. Модель наставничества в дуальном образовании «Будущее белой металлургии»
Личностно преобразующий этап является завершающим в системе наставничества и в значительной мере осуществляется в виде производственного обучения на ПАО «ЧТПЗ». На данном этапе главная педагогическая задача — это достижение такого уровня сформи-рованности учебно-профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств, которые позволят будущему специалисту самостоятельно в период первичной профессиональной адаптации освоить необходимый уровень профессиональной компетентности. В логике проектной деятельности функционированием всей системы наставничества управляет руководитель проекта — директор техникума, а за каждый этап предложенной системы отвечает кто-либо из заместителей.
Профориентационную работу в техникуме организует зав. отделением и обеспечивает это направление локальными актами, методическими материалами, помесячными планами, графиками и т. п. В связи с этим были внесены изменения в положение о профориентации и программу профориентационной работы, так как активное участие в этой деятельности на сегодняшний день принимают работодатели. Руководителем профориентационной работы совместно с представителями предприятия были организованы экскурсии в школы и в цеха завода, выступления агитбригады и анкетирование абитуриентов, профессиональные пробы и мастер-классы. Все это позволит школьникам почувствовать себя в профессиональной среде и сделать верный выбор.
За ориентирующий этап в системе наставничества отвечает зам. директора по учебной работе. Ее задачей является модернизация образовательных программ в соответствии с запросами работодателя. С этой целью совместно с представителями завода составлена матрица компетенций, отражающая потребности предприятия в рабочих кадрах и определяющая круг дополнительной профессиональной подготовки по каждой специальности и профессии, включенной в систему дуального обучения.
Так, например, предполагается, что студент по специальности «техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики» должен за время обучения получить помимо основной специальности дополнительные квалификации сварщика ручной сварки, токаря, газорезчика, электромонтера, стропальщика за счет корректировки профессиональных модулей и дополнительных образовательных услуг.
В связи с этим изменения были внесены в учебные планы по ряду специальностей и профессий, включенных в реализацию дуального образования: это специальности «сварочное производство», «техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики», «обработка металлов давлением»; профессии «сварщик ручной сварки», «токарь-универсал». По рекомендации ЧТПЗ были, например, добавлены такие дисциплины, как «Корпоративная культура» и «Современные производственные системы».
Кроме того, совместно со специалистами завода планируется корректировка рабочих программ по ряду дисциплин, при этом преподаватели должны посетить цеха и участки и совместно с наставниками предприятия обсудить предполагаемые изменения в изучении той или иной темы. Со студентами первого курса, вовлеченными в дуальную систему, проведен ряд мероприятий: экскурсии на предприятие; ознакомление с условиями вовлечения в дуальную модель обучения; тренинги, проведенные представителями ЧТПЗ; разъяснение идей и ценностей программы «Будущее белой металлургии» (ББМ).
За реализацию формирующего этапа в рамках управления внутренней системой наставничества несет ответственность зам. директора по практике. В основе этого блока лежит учебно-профессиональная деятельность, построенная в соответствии с требованиями ФГОС и профстандартами (Нт2, Нп2). В роли наставников выступают руководители практики, мастера п/о, появляются также представители предприятия, наставники на период прохождения практики в цехах завода. На сегодняшний день руководителем этого блока проектной деятельности внесены изменения в положение об организации практики; разработаны формы договоров на практику для студентов, вовлеченных в дуальную систему обучения (находятся на согласовании у специалистов завода); подготовлены формы дневников практики; анкеты для студентов и наставников по выявлению качества профессионального обучения и деятельности наставников.
Реализация плана проектной деятельности требует регулярного взаимодействия с представителями завода.
Так, совместная работа с представителями завода позволила отрегулировать графики организации практики на предприятии, выработать порядок оформления студентов на практику, получения и хранения рабочей одежды, закрепле-
Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
ния наставников, определения наставниками заданий практики и тем дипломных проектов и т. п.
Некоторые из этих положений были апробированы в 2016/17 учебном году на примере прохождения практики группами третьего и четвертого курса по специальности «техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики».
Последний этап, который проходит в условиях производства и представлен в модели наставничества профессиональной деятельностью студента (преддипломная практика), характеризуется большей самостоятельностью будущего специалиста и отражает, помимо требований ФГОС и профстандартов, запросы работодателя к профессиональному уровню выпускника. Организацию проектной деятельности в соответствии с этим блоком осуществляет руководитель службы содействия трудоустройству и связи с выпускниками. Педагогическое взаимодействие по формированию профессиональных умений и готовности к профессиональной деятельности осуществляется в большей степени с наставниками предприятия (в нашем случае — работниками ЧТПЗ). Разработанные этой службой локальные нормативные акты (положение и план деятельности) позволяют определить, как будет осуществляться взаимодействие наставника и студента, какова в этом роль педагогов техникума, как будет осуществляться контроль уровня профессиональной подготовки будущих выпускников. Так, за основу критериев оценивания взяты требования к участнику системы дуального образования, выработанные Группой ЧТПЗ и обозначенные в программе «ББМ». В настоящее время специалистами завода разрабатываются профили (компетентностная модель) наставников, включающие три категории.
I уровень — инструктор. Это рабочий, основной задачей которого является передача практических навыков на рабочем месте.
II уровень — мастер-инструктор, он является организатором работы в бригаде, выдает, проверяет и оценивает ежедневные задания.
III уровень — наставник, им может быть начальник участка, руководитель подразделения, задача которого — организовать практическое обучение на участке, разработать и согласовать недельные планы практики, распределить работы, обеспечить качество подготовки, оценить практиканта.
Производственным объединением также разработаны требования к наставникам:
- быть способными и желать передать знания о собственной профессии, производстве и отрасли с ответственностью и любовью;
- выступать носителями профессиональных навыков и компетенций для практикантов ББМ;
- нести персональную ответственность за качество подготовки и итоговые профессиональные компетенции практикантов;
- нести ответственность за качество обучения методам и безопасным приемам работы при всех видах профессионального обучения;
- предоставлять обратную связь практикантам;
- взаимодействовать с педагогами, кураторами и руководителями практики;
- ответственно относиться к документальному оформлению процесса и результатов практики;
- освоить программу обучения и развития наставников и пройти соответствующую оценку;
- служить проводниками философии и производственной системы БМ;
- выступать примером высокой трудовой дисциплины и приверженности качеству.
Дуальное образование, реализуемое Груп -пой ЧТПЗ, определило требования к педагогам профессиональной образовательной организации:
- работать в единой команде для достижения высокого качества обучения студентов программы «ББМ»;
- разделять и транслировать цели и ценности ЧТПЗ, философии и производственной системы «Белая металлургия»;
- планово и регулярно проходить стажировки на производствах ЧТПЗ;
- знать технологические процессы и оборудование основных производств ЧТПЗ, условия рабочих мест студентов и выпускников программы «ББМ»;
- знать требования к профессиям и специальностям, в том числе требования профессиональных стандартов;
- на регулярной основе взаимодействовать с наставниками в цехах, с кураторами групп от техникума и завода;
- принимать активное участие в разработке и развитии методической базы дуального образования;
- применять современные практико-ориен-тированные и активные методы обучения;
- быть гибкими и готовыми к изменениям;
- сопровождать молодых педагогов, передавать им свой опыт и знания;
- непрерывно повышать свою квалификацию, в том числе путем самообразования и научной работы.
Обратим внимание, что в модели наставничества мониторинг процесса непрерывного функционирования системы тесным образом связан с критериями стандарта дуального образования ББМ [2], что, на наш взгляд, является достоинством данной модели.
На заключительном этапе руководитель проекта должен осуществлять контроль выполнения планов и регулярно обсуждать получае-
Библиографический список
мые результаты, которые, в свою очередь, будут определяться степенью соответствия требованиям стандарта ББМ.
Важной функцией руководителя проекта на последующих стадиях работ является обобщение полученных результатов. На сегодняшний день результаты нашей работы (пусть и промежуточные, так как проект только запущен) обсуждались в коллективе техникума с представителями ПАО «ЧТПЗ», а также были представлены на конференциях регионального и федерального уровней.
1. Основные направления развития профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1290/lecture/24960.
2. Стандарт дуального образования : Группа ЧТПЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bbmprof.ru.
УДК 377 В. А. Саблуков, директор Миасского
машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: miassmk@mail.ru
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО (ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.08 "ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ"» В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье представлен опыт использования проектного метода управления внедрением инновации (дуального обучения) в условиях кластерного взаимодействия ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж», АО «Миасский машиностроительный завод», анализируются итоги первого этапа инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационные процессы, проектное управление, кластерное взаимодействие, практико-ориентированное (дуальное обучение).
Важнейшей характеристикой современности являются инновационные процессы, пронизывающие все сферы и уровни социальной реальности и жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования. Управление инновационной деятельностью образовательных организаций и промышленных предприятий на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основе проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение как в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так и в образовательной деятельности
учреждения образования. По своей сути управление проектом представляет собой целенаправленный системный процесс выработки и реализации управленческих решений, охватывающих все стадии осуществления конкретной разработки и направленных на ее успешное выполнение в рамках установленных временных, бюджетных и ресурсных ограничений [1].
Учитывая, что Миасский машиностроительный колледж готовит кадры для машиностроительных предприятий региона, является достаточно крупным колледжем в Челябинской области, принимает участие в апробации проекта «Региональный стандарт кадрового