Научная статья на тему 'Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия'

Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МА-ТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА / ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИ-СТОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ GLOBAL EDUCATION FUTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керер Ольга Петровна, Пименова Наталья Александровна

В статье рассматривается способ построения дуальной системы образования при взаимодействии техникума и предприятия, представлен опыт их плодотворного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Керер Ольга Петровна, Пименова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия»

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дуальное образование как условие эффективного взаимодействия техникума и предприятия

| 17

КЕРЕР

Ольга Петровна,

кандидат педагогических наук, методист Челябинского государственного промыш-ленно-гуманитарного техникума имени А.В. Яковлева, Челябинск

ПИМЕНОВА Наталья

Александровна,

директор Челябинского государственного промышленно-гумани-тарного техникума имени А.В. Яковлева, Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается способ построения дуальной системы образования при взаимодействии техникума и предприятия, представлен опыт их плодотворного сотрудничества

Ключевые слова:

социальное партнерство, матрица компетенций, институт наставничества, дуальная система подготовки специалистов, международный проект Global Education Futures

В настоящее время самой важной задачей профессионального образования является обеспечение качественной подготовки высококвалифицированных рабочих, к которым предприятия предъявляют жесткие профессиональные требования.

Как отмечено в программе международного проекта Global Education Futures, системы «индустриального» образования и профессиональной подготовки — негибкие и медленные в отношении ответов на запросы производства, экономики, современности. Профессиональное образование должно быть практикоориентированным (производственная практика, институт наставничества, сообщества практики и др.) и должно формировать «навыки будущего», которые необходимы не только для трудоустройства и успешной карьеры, но и для активной гражданской позиции и более высокого качества личной и семейной жизни [3]. Однако существующая система профессионального образования зачастую не способна решать подобные задачи.

Анализ ситуации позволил авторам статьи выявить противоречия и в их образовательной организации.

1. Непопулярность рабочих профессий среди современной молодежи, стремление получить высшее образование затрудняют набор выпускников школ на рабочие профессии, что создает дефицит рабочих кадров на промышленных предприятиях Челябинского региона и России в целом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

При этом потребность в рабочих, особенно технического профиля, на заводах города высока.

2. У техникума недостаточно финансовых средств для своевременного приобретения нового высокотехнологичного оборудования, позволяющего осваивать современные производственные технологии в рамках основных профессиональных образовательных программ.

3. В связи с тем что оборудование и технологические процессы производства быстро устаревают, педагогам техникума необходимо постоянно проходить стажировку на предприятиях, чтобы идти в ногу со временем. В противном случае профессиональное обучение не соотносится с запросами работодателя.

4. Несмотря на взаимодействие техникума с предприятиями и организациями, работодатели не всегда принимают участие в развитии учебно-материальной базы техникума, заключение договоров о целевой подготовке специалистов составляет очень малый процент.

По результатам анализа был сделан вывод о необходимости поиска новых путей эффективной подготовки будущих специалистов — профессионально мобильных, конкурентоспособных на региональном рынке труда.

Обеспеченность ведущих отраслей промышленного производства кадрами высокой квалификации важно рассматривать не столько в количественном, сколько в качественном аспекте. Изучая качественный аспект, следует иметь в виду возможные траектории совершенствования образовательного уровня специалистов. Именно таким условиям отвечает дуальная система образования, интерес к которой в современной России вполне оправдан: в нашей стране профессиональное образование и предприятия были изначально взаимосвязаны.

В советский период принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов определялись законодательно. В 1990-х это взаимодействие было разрушено, но потребность в нем остается. Именно поэтому возникли механизмы, соответствующие новым условиям социально-экономического развития, и дуальная система обучения сегодня стала рассматриваться как один из таких механизмов [1].

Однако не следует рассматривать дуальную систему как кардинально новый аспект профессионального образования, по многим параметрам она соотносится с социальным партнерством.

Многие профессиональные организации и в сложные годы перестройки, и сегодня не прекратили сотрудничества с предприятиями. К их числу относится и Челябинский государственный промышленно-гуманитар-ный техникум имени А. В. Яковлева (далее — техникум), где выстроена и успешно работает система социального партнерства. На протяжении последних пятнадцати лет создавалась база предприятий-партнеров, отбирались формы сотрудничества с ними. Места прохождения практики подбирались строго в соответствии с профилями специальностей и профессий. Проводилась работа по заключению договоров о сотрудниче-

стве. В первую очередь необходимо было убедить будущих партнеров во взаимной выгоде и надежности отношений. Для этого демонстрировались конкретные образовательные программы, представители предприятий и организаций привлекались к участию в учебном процессе как в период практики, так и при итоговой государственной аттестации.

Одна из основных задач, которую социальные партнеры выполняют в процессе совместной деятельности, — это подготовка квалифицированных кадров, способных работать на современном производстве. Сложившиеся деловые взаимоотношения между техникумом и предприятиями города позволяют организовывать процесс производственного обучения и производственной практики на рабочих местах этих предприятий по профессиям и специальностям, которым обучают в техникуме, что повышает качество производственного обучения и подготовки будущего специалиста.

Социальное партнерство понимается авторами статьи как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [2]. Более того, социальное партнерство является основным системообразующим фактором дуальной формы профессионального образования с четкой дифференциацией интересов и обязанностей каждого партнера при ведущей роли работодателей.

Под дуальной системой подготовки специалистов понимается некая инновационная траектория организации профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и предприятия, направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем. К основным принципам, лежащим в основе системы дуального образования, относят паритетность гуманистических и ценностных ориентиров, компетентностный подход, становление и развитие профессиональной деятельности и социально-профессиональных отношений [4].

При исследовании проблемы дуального образования авторами статьи было выявлено немало важных преимуществ:

- максимальное приближение уровня образования к запросам производства;

- отработка практических навыков решения производственных задач в условиях предприятия;

- высокая степень мотивации к овладению профессиональными умениями и навыками;

- взаимодействие с наставниками, изучение опыта профессионалов в конкретной сфере деятельности;

- оценивание уровня профессиональной подготовки непосредственно потенциальным работодателем;

- большой процент трудоустройства выпускников техникума.

Сегодня техникум успешно выстраивает систему дуального образования: для этого имеются все предпосылки. Так, результатом развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

социального партнерства является сотрудничество с предприятиями и организациями города (сегодня таких предприятий 19). Они предоставляют места для прохождения практики обучающимся техникума. Стратегическим партнером является Челябинский трубопрокатный завод (далее — ЧТПЗ).

Другим конкурентным преимуществом техникума на протяжении последних лет является подготовка рабочих и специалистов для машиностроительных и металлургических предприятий по таким профессиям и специальностям, как «Сварочное производство», «Токарь-универсал», «Обработка металлов давлением» и т.д.

В ноябре 2016 года техникум был включен в пилотный проект внедрения Регионального стандарта профессиональных организаций в части такой компетенции, как металлургия. В декабре 2016-го подписано трехстороннее Соглашение между Министерством образования и науки Челябинской области, Челябинским государственным промышленно-гу-манитарным техникумом имени А. В. Яковлева и ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» о намерениях по совместной разработке и введении дуальной модели профессионального образования. Первоочередной задачей этого союза является модернизация системы профессионального образования, внедрение дуальной системы образования для обеспечения квалифицированными кадрами современных производственных систем, передовых цехов и участков компании.

В данном случае реализация модели дуального образования будет способствовать не только повышению экономической эффективности производственной и образовательной сфер, но и позволит наметить основные векторы сотрудничества различных социальных групп, от которых в первую очередь зависит кадровое обеспечение промышленного роста региона: административных органов образования, ведущего в регионе промышленного предприятия и образовательной организации.

Организуя работу в рамках Соглашения, включаясь в реализацию программы Группы ЧТПЗ «Будущее белой металлургии» (ББМ), техникум разработал модель дуального образования, обеспечивающую взаимодействие различных систем — от прогнозирования потребностей в рабочих кадрах, профориентации и профессионального самоопределения, эффективной организации производственного обучения до оценки квалификаций, трудоустройства и карьерного лифта (рис. 1).

Совместная работа организована по пяти основным направлениям деятельности:

- профориентационная работа и профессиональное самоопределение;

- организация теоретического обучения и практики в соответствии с дуальной моделью;

- создание института наставничества;

- оценка профессиональной квалификации, трудоустройство выпускников и их продвижение в условиях карьерного лифта;

- повышение квалификации педагогов, вовлеченных в систему дуального образования.

Регламентируют деятельность разработанные локальные нормативные документы, а также программы.

Следует отметить, что со времени подписания Соглашения о реализации дуальной модели образования техникумом совместно с ЧТПЗ проведена огромная работа в рамках программы ББМ. Прежде всего, организована кампания по профориентации. Формирование зоны влияния предполагает определение перечня школ, в которых проводятся беседы с участием специалистов завода, представители завода присутствуют на общешкольных и классных родительских собраниях, организованных техникумом.

Составлен график посещения техникума школьниками, проведения мастер-классов и профессиональных проб, где также принимают участие специалисты предприятия. Для школьников представителями завода проводятся тренинги в рамках проекта ББМ. Разработаны маршруты экскурсий на предприятии (маршруты выходного дня) для школьников и их родителей. Планируется подготовка волонтеров из числа студентов для визитов в школы с рекламными акциями завода, организация кружков технического направления для популяризации технических специальностей и профессий, развития технического мышления у школьников.

Для организации образовательного процесса на основе дуальной модели образования составлена матрица компетенций, определяющая круг дополнительной профессиональной подготовки по каждой специальности и профессии, включенных в дуальную систему. В связи с этим были внесены изменения в учебные планы по ряду специальностей и профессий. Так, по рекомендации ЧТПЗ были добавлены такие дисциплины, как «Корпоративная культура» и «Современные производственные системы».

Кроме того, совместно со специалистами завода корректируются рабочие программы по ряду дисциплин и профессиональных модулей, составляются графики организации практики на предприятии, разрабатываются формы договоров на практику для студентов, вовлеченных в дуальную систему, анкеты для студентов и наставников по выявлению качества профессионального обучения.

Важную роль в реализации дуальной модели образования играет создание института наставничества. Работа в этом направлении легла в основу отдельного инновационного проекта. В мае 2017 года техникуму был присвоен статус региональной инновационной площадки на тему «Наставничество как условие кадрового обеспечения промышленного роста». Созданная в техникуме рабочая группа определила цели, задачи, содержание и перспективы работы инновационной площадки. На данном этапе собирается информация о состоянии кадрового и ресурсного обеспечения ПО, разрабатываются методы и средства мониторинга, ведется разработка компетентностной модели наставника, модели управления и функционирования внешней и внутренней систем наставничества.

Направление работы, связанное с оценкой профессиональной квалификации, трудоустройством выпускников и их продвижением в условиях карьерного лифта, обеспечивается созданной в техникуме службой содействия трудоустройству и связи с выпускниками. Первостепенными

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАННЕЙ РЫНОКТРУДА

заказ

ЛИЧНОСТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ГОСУДАРСТВО

РЕАЛИАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ личности в РАЗВИТИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФ. СТАНДАРТОВ

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Модель дуального образования в рамках корпоративной образовательной программы ББМ

ОБУЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ

/^ГБПОУ ЧГШТ^Ч—ЧТПЗ V СИСТЕМА ДО ^Л-Х^ТАНДАРТ

ПАРОФЕССИОИАЛЫ [ОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ТЕОРИЯ

практика

повышение квалификации

НАСТАВНИЧЕСТВО

ТРУДОУСТРОЙСТВО, КАРЬЕРНЫЙ ЛИФТ

СПЕЦИАЛИСТ,

многофункциональный

с =

О § к

X Щ

< Е

^ с;

5 со

являются задачи, связанные с разработкой профиля выпускника, обеспечение соответствия выпускника требованиям работодателя и т. д. Совместно со специалистами завода формируется рейтинговая система оценки качества подготовки обучающихся, вовлеченных в дуальную систему. Такая оценка позволит сверять уровень подготовки с показателями профиля, выявлять соответствие, тем более что доступ к рейтинговой системе будут иметь как педагоги и обучающиеся техникума, так и специалисты завода (наставники, руководители и организаторы проекта ББМ).

Последнее направление — повышение квалификации педагогов, вовлеченных в реализацию дуальной системы. Согласно современному профессиональному стандарту квалификация педагогических работников профессионального образования включает в себя педагогическую подготовку и подготовку по профилю деятельности. Каждая из этих составляющих требует от педагогического работника повышения квалификации не реже одного раза в три года. Однако для участия в процессе дуального образования этого может быть недостаточно. Поэтому создана персонифицированная модель повышения квалификации педагогов, вовлеченных в реализацию дуальной модели. К такому решению техникум пришел в связи с предполагаемым внедрением профиля и стандарта преподавателя ББМ. Предполагается проверка преподавателей и мастеров производственного обучения на соответствие данному стандарту, а также их участие в конкурсе профессионального мастерства на условиях предприятия-партнера ЧТПЗ.

Кроме того, для техникума очень важно, чтобы повышение квалификации приводило к новым качественным изменениям не только в профессионализме педагога, но и в его мировоззрении в целом. Так должен формироваться педагог нового типа.

Авторы статьи разделяют мнение о том, что создание в будущем глобальных образовательных платформ с применением самых качественных знаниевых и навыковых программ, глобальных контентов даст возможность использовать образовательные технологии, которые позволят создать персональные траектории в образовании, карьере, управлении здоровьем и пр. На этой основе будут формироваться местные образовательные экосистемы, поддерживающие новые форматы обучения на протяжении всей жизни человека. И дуальное образование можно считать образованием нового формата [3].

В связи с этим педагог нового типа должен обладать «навыками будущего». Характеристика таких навыков приводится в программе международного проекта Global Education Futures:

- гибкость, открытость, готовность принимать (и создавать) новое;

- смешанная (blended) педагогика;

- педагогика, поддерживающая сотрудничество между обучающимися (команды, проекты), с педагогами и внешними агентами, в том числе обучение через совместное исследование из позиции «старшего, но равного»;

- игрофикация образования;

- менторство и коучинг (на основе целей обучающегося);

- предпринимательство (в образовании и внутри учебных проектов);

- обучение исследованию/решению проблем;

- проектно-ориентированное образование;

- «холистическое» образование, учитывающие различные потребности тела и ума обучающегося [3].

Таким образом, создаваемая система дуального образования, без сомнения, является одной из лучших практик сотрудничества профессиональных организаций и предприятий. Она основана на тесном взаимодействии в интересах каждого и позволяет осуществлять подготовку многофункциональных высококвалифицированных рабочих, которым не просто гарантировано трудоустройство, но которые будут являться ценными специалистами в своих отраслях промышленности и станут по праву считаться кадрами, обеспечивающими промышленный рост в своем регионе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Есенина Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? Центр профессионального образования — ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс] // URL: http: www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Матвеев Н. В Дуальное образование студентов как инструмент социального партнерства в территориальных сообществах // Вестник Новгородского государственного университета. — № 79. — 2014. — С. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.