Научная статья на тему 'Из опыта проведения педагогических практик за рубежом'

Из опыта проведения педагогических практик за рубежом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / PEDAGOGICAL PRACTICE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ADAPTATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Ольга Анатольевна

В статье приводится опыт проведения педагогических практик по русскому языку как иностранному, проводимых за рубежом (Франция, Республика Корея, Польша); обосновывается актуальность и целесообразность проведения подобных практик для студентов-филологов. Практика является одним из путей социокультурной адаптации иностранных студентов, планирующих в дальнейшем проходить обучение в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта проведения педагогических практик за рубежом»

ния вышли из мест длительного (от 5 до 10 лет) лишения свободы (3 из них проживают в доме, во дворе которого обычно проводят время ребята). В ходе интервью с участковым оперуполномоченным было выявлено, что ежемесячно органы правопорядка стабильно фиксируют в этом микрорайоне до ста и более семейно-бытовых преступлений, из них около 40 связаны с токсикоманией. Есть семьи с семейной наркотической зависимостью. В семьях фиксируются случаи насилия, а также случаи домашнего воровства. Для решения проблем неблагополучных семей со стороны педагогов, родительского комитета, специалистов, социального педагога и психолога школы ведется системная профилактическая работа. В беседе с социальным педагогом школы № 12 было отмечено, что в отдельных случаях такой подход к работе с семьей дает положительный эффект, но не всегда удается предотвратить проблемы воспитания детей в семье. Это является одной из причин уходов детей не только из школы, но и из семей.

В качестве конкретизации результатов исследования приведем пример исследования двух групп сверстников - дворовых компаний двух микрорайонов школ - МБОУ СОШ № 10 и МБОУ СОШ № 12. Это два разных микрорайона города - МБОУ СОШ № 12 расположена в центральной части города, а МБОУ СОШ № 10 - в Зареченской части города.

Дворовая компания сверстников в микрорайоне школы № 10 имеет постоянный состав из 9 человек -все мальчики, учащиеся данной школы. Ребята учатся в 7 - 9 (один семиклассник, 1 восьмиклассник и 7 девятиклассников) классах, проживают в соседних домах. Сами ребята называют себя исключительно друзьями: «Мы - друзья». Результаты исследования способности к аффилиации показывают, что в данной дворовой компании отмечается высокий уровень способности к аффилиации. Более того, интервью с родителями, классными руководителями подростков подтверждают недекларативность такого заявления детей. Родители (особенно мамы) отмечают, что все ребята очень сплоченные; очень «трепетно» относятся друг к другу. Не позволяют ни взрослым, ни другим сверстникам говорить «плохое» о своих друзьях. В ходе анкетирования подростков также выяснилось, что среди членов группы практически не бывает конфликтов, и родители, по словам ребят, относятся к друзьям «хорошо» или «отлично». В тоже время подростки готовы в любую минуту прийти на помощь друг другу: кто-то заболел, тут же позвонят, если разрешают родители, то обязательно навещают; перешлют по Интернету задания к пропущенным урокам. Классные руководители отмечают социальную активность этих ребят - если дается поручение, оно выполняется. Часто совместно со своими друзьями, а не с одноклассниками. Педагоги поощряют такое поведение и с пониманием относятся к дружбе подростков.

Компания сформировалась на основе пространственной близости и совпадения индивидуальных интересов. Существует уже три года. В компании явно выделяется лидер, который признается всеми членами дворовой компании. Собираясь вместе, ребята обычно гуляют, разговаривают на какую-либо тему,

играют в спортивные игры, иногда поют песни, играют в компьютерные игры на ноутбуках. В ходе анкетирования удалось выяснить, что любимой темой бесед является обсуждение отношений с девушками - стоит на первом месте у 6 человек в шкале ранжирования, у 1 - на 2 месте и у 1 - на 4 месте. Далее по убывающей значимости: обсуждение конфликтов с учителями, обсуждение совместных действий, обсуждение кино и телефильмов, обсуждение собственных жизненных планов, обсуждение политических событий в стране и в мире. При этом никто из ребят не отметил в предложенной анкете обсуждение прочитанного, разговор о людях и человеке вообще, обсуждение конфликтов со взрослыми (исключение составляют учителя), со сверстниками (хотя в беседе с учителями и участковым, а также далее в анкете ребята сами указали, что конфликты бывают и решаются они в драках или потасовках). Таким образом, все разговоры ребят направлены в основном на обсуждение себя и событий, связанных с непосредственной собственной жизнью и, в меньшей степени, - с деятельностью других людей. Но показателен факт, что в круг интересов уже включаются (пока очень фрагментарно) интересы к глобальным событиям в стране и за рубежом. Этот интерес еще поверхностный, примитивный, но он уже пробуждается, что говорит о расширении объема социального интереса. Подростки начинают интересоваться судьбами человечества, что позволит им в ближайшем будущем соотносить свою личную судьбу с изменениями, которые происходят в не только в их ближайшем социуме, но и в макросоциуме.

Наиболее частыми местами для встреч являются квартиры или дворы одного из домов проживания. На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть места своих встреч?», ребята отвечали: «нормальными», «скамеек побольше», «футбольное поле». Семь подростков из группы занимаются спортом: трое - легкой атлетикой, один - самбо и три человека - футболом. Подростки очень уважительно относятся к тренерам, высоко оценивают их педагогический талант («тренировки проходят классно»), ценят профессиональные качества тренеров и их спортивные достижения.

Пять человек (девятиклассники) посещают подготовительные курсы для поступления в техникумы и уже определились с дальнейшим образовательным маршрутом - поступить в вуз, причем только в Санкт-Петербург и Москву. Изучая психологические особенности членов дворовой компании с помощью «16 факторного опросника Кетелла», мы смогли сделать вывод, что у всех подростков высокий уровень интеллекта. Отметим, что у всех ребят стабильная хорошая успеваемость в школе на протяжении всех лет обучения: оценки «удовлетворительно», «неудовлетворительно» ситуативны и крайне редки. В основном «4» и «5». Вслед за старшими и учащийся восьмого класса говорит о полноценном обучении

- закончить 11 классов и учиться дальше.

Субъективно подростки определяют свою компанию как комфортную среду, в которой они чувствуют себя уверенными, защищенными и свободными. Средовая диагностика компании показала, что в ней отсутствуют опасные зоны, провоцирующие те или иные угрозы социального развития. В компании здо-

ровый морально-психологический климат. У всех членов компании из термальных ценностей преобладают: семья, друзья, уверенность в себе и общественное признание; из инструментальных: ответственность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения и исполнительность. Методика «Мои привычные эмоции» показала, что у всех ребят (100 %) преобладают положительные эмоциональные реакции, они отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и своих силах, оптимистичным жизненным настроем. Сомнения посещают подростков (так и должно быть), но устойчивого состояния тревожности они не переживают или оно не длительно.

Досуговая деятельность имеет выраженный развлекательный характер. В ней нет созидательности и мала доля творчества, но она носит просоциальный характер, имеет неразрушающие личность формы. В то же время подростки демонстрируют осознанные потребности в изменении, о чем свидетельствует четкая установка на продолжение образования как пути самореализации и самоутверждения в жизни.

Т аким образом, данная компания сверстников является безопасной микросредой развития подростка, стимулирующей развитие социального интереса личности.

Исследование дворовой компании МБОУ СОШ № 12 и выявление условий развития социального интереса ее членов дали результаты, прямо противоположные первому примеру. Вообще на территории микрорайона этой школы есть три достаточно стабильные дворовые компании. Если две из них по многим параметрам схожи с дворовой компанией ребят школы № 10, то третья очень сильно отличается.

Все члены компании проживают в одном доме. Численность ее составляет 12 человек в возрасте от 11 - 15 лет. По половому составу она включает 4 девочек (11, 12 и 13 лет) и 8 мальчиков (13 - 15 лет). Время подростки проводят только на улице во дворе. Родители не разрешают им находится у кого-нибудь в квартире. В поведении подростков явно наблюдаемым явлением является курение и употребление «слабых» алкогольных напитков. Очень приветствуются, по выражению самих ребят, «энергетические баночки». Основными способами добычи денег на «баночки» и сигареты являются: просьба у родителей, мытье машин, попрошайничество, кража из семейных денег. Зачастую за совершение грабежей в своем доме подростки бывают избиты старшими братьями или родителями.

Беседа с социальным педагогом школы, классными руководителями, инспектором по делам несовершеннолетних и личные визиты в семьи ребят позволили установить, что пятеро подростков из неблагополучных семей. У одного мальчика отец находится в местах лишения свободы, у четырех подростков (девочек) родители разведены; подростки воспитываются в материнской семье. Проведение серии глубинных интервью с одинокими матерями показало, что родители не справляются с воспитанием детей. Отчасти матери сами признаются в своем бессилии («Не представляю, что с ней делать»; «Пробовала

пороть, а она в ответ на меня наскакивает»; «Ничего не слушает. Даже бабушка для него уже не авторитет, а ведь как ее всегда любил»).

У подростков есть проблемы с обучением: частое отсутствие на уроках без уважительной причины; низкая успеваемость, отставание по ряду базовых школьных предметов - математике, физике, русскому языку, истории, литературе. Учителя характеризуют их как «слабых обучаемых, которые плохо говорят, незнакомый текст читают по слогам». Согласно методике «16 факторный опросник Кетелла» у всех подростков фиксируется низкий уровень интеллекта, данные которого подтверждаются и исследованиями школьного психолога. По определению самих ребят, учеба для них - пустая трата времени. Они не считают нужным получать образование. По их мнению, «заработать деньги можно и без образования, было бы желание».

Длительный период времени работы с данной дворовой компанией вскрыл еще один тревожный факт - подростки употребляют токсические вещества. В основном - это самый доступный клей «Момент».

С помощью метода социометрии в изучаемой нами дворовой компании был выявлен формальный лидер: он самый физически сильный из ребят и не раз был замечен в компаниях более взрослых людей микрорайона школы. Но есть и неформальный лидер, привлекающий своей целеустремленностью, настойчивостью и решительностью. Методика оценки коммуникативной деятельности показала, что подросток характеризуется как личность, вполне удовлетворительно овладевшая приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В сложных ситуациях он опирается на наиболее активную часть компании, остальные же большей частью выступают в роли наблюдателей или исполнителей. Все встречи подростков проходят оживленно. Их содержание в основном непроизвольно приносится в жертву общению. Но это не мешает неформальному лидеру овладевать мнением других членов компании и успешно манипулировать ими, независимо от влияния формального лидера. При этом у остальных членов коммуникативные способности слабо развиты. Войти в контакт с ними малознакомым им людям практические не удается, так как ребята предпочитают избегать каких-либо посторонних людей, которые могут вызвать ненужные для них изменения в обычном сложившемся укладе времяпрепровождения.

Именно неформальный лидер является инициатором употребления токсических веществ, и ребята идут у него на поводу. Методика «Склонность к ад-диктивному поведению» показала, что у двух ребят уже ярко выраженная склонность, пятеро подростков имеют средний уровень и у остальных она низко выражена. При этом мы установили, что все подростки из дворовой компании обладают завышенной самооценкой и бурно реагируют на замечания в свой адрес. Преобладает явное потребительское и утилитарное отношение к окружающим их людям, включая и

родственников. Это подтверждается и данными изучения ценностных приоритетов подростков. У всех членов компании из термальных ценностей преобладают материальное обеспечение и уверенность в себе; из инструментальных - смелость и независимость, смелость в отстаивании своего мнения. Все их ответы очень похожи между собой, несмотря на то, что диагностика проводилась не в группе, а индивидуально. Обосновывая выбранную ими иерархию ценностей, подростки говорят, что среди них важно думать о себе, о своем благополучии, независимо от способов и методов. На чужие неприятности ребята совсем не реагируют. Их не трогают и не беспокоят даже неприятности у членов компании. Одновременно они могут сильно переживать неодобрение со стороны близких, но это не является поводом для рефлексии и самоизменения.

В компании проявляется ситуативная агрессия по отношению друг к другу. Ситуации связаны с токсическим опьянением. Так как у всех ребят наблюдается практически одинаковая реакция на токсические вещества, то драки, скандалы, побои в компании систематически повторяются. Особенно часто выплеск негативных эмоций происходит на самую младшую девочку, так как она меньше всех может оказать сопротивление.

С помощью методики «Мои привычные эмоции» мы выявили, что у 40 % ребят преобладают положительные эмоциональные реакции, они отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и своих силах, оптимистичным жизненным настроем, а у 60 % преобладают отрицательные эмоциональные реакции, им свойственна тревожность, беспокойство, мнительность, неуверенность в себе, пессимистичность.

Социально подростки этой дворовой компании пассивны. В младшем школьном возрасте все мальчики посещали спортивные секции, но в связи с трудным материальным положением семьи прекратили оплачивать их посещение. На момент исследования у них отсутствует опыт участия в творческих кружках, секциях, каких-либо системных воспитательных мероприятиях в школе или учреждениях дополнительного образования. Их социальная компетентность не развита и, следовательно, не развивается социальный интерес.

В данной дворовой компании есть, конечно, общие интересы в спорте, музыке, моде. Из спортивных увлечений самым любимым и наиболее интересным стал паркур (уличная гимнастика). Ребята увлекаются им уже 1,5 года и пока не собираются останавливаться на своих достижениях. Из музыки предпочитают рок, панк-рок и рэп.

С нашей точки зрения, увлечение ребят парку-ром надо использовать во благо - привлечь тренера к занятиям с ребятами. Это создаст педагогически управляемую среду взаимодействия подростков во внеурочное время, позволит развивать другие позитивные интересы и может окончательно вытеснить увлечение токсическим веществами и энергетическими напитками. Но это ближайшая перспектива работы с дворовой компанией, а на момент исследования компания сверстников способствовала формированию у подростков социально неприемлемых и разрушающих личность ребенка свойства и качества:

- асоциальное поведение стало ведущим видом поведения подростков;

- частичное или полное дистанцирование от своих близких, неуважение старших и сверстников;

- закрепление стереотипов межличностного общения, характерных для криминальных компаний (строгая иерархия, самый младший выполняет роль «шестерки»);

- преобладание пессимистического жизненного настроя;

- отсутствие направленности на обучение в актуальном настоящем и будущем;

- отсутствие интереса подростка к окружающему миру и изменениям в нем и сосредоточенность на себе.

Литература

1. Заика, Е.В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Якина // Вопросы психологии. -№ 4. - 1990. - С. 83 - 90.

2. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова. - М., 2004.

3. Ясницкая, В.Р. Социология в классе: Теория и методика / под ред. А.В. Мудрика / В.Р. Ясницкая. - М., 2004.

4. Kaplan, Н.В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons / Н.В. Kaplan // Individual Psychology. - 1991. -V. 47. - № 1. - P. 82 - 85.

УДК 37

О.А. Гришина

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ЗА РУБЕЖОМ

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»

В статье приводится опыт проведения педагогических практик по русскому языку как иностранному, проводимых за рубежом (Франция, Республика Корея, Польша); обосновывается актуальность и целесообразность проведения подобных практик для студентов-филологов. Практика является одним из путей социокультурной адаптации иностранных студентов, планирующих в дальнейшем проходить обучение в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.