Научная статья на тему 'Психологические характеристики как вариант интегрального подхода к проблеме коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков'

Психологические характеристики как вариант интегрального подхода к проблеме коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ТРУДНЫЕ / ПОДРОСТКИ / КОРРЕКЦИЯ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ / МЕТОД / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ / ПОДХОД / INCLUSION / HARD / TEENS / CORRECTION / EXPOSURE / BIOGRAPHICAL / METHOD / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клименко Владислав Владиславович

Включенность (невключенность) рассматривается как важная составляющая коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Психологическая невключенность подростков в учебно-воспитательный коллектив сверстников обосновывает главное отрицательное условие их дальнейшего развития. В работе приводятся подробные тексты биографических (психологических) характеристик некоторых невключенных учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AS OPTION INTEGRATED APPROACH TO THE PROBLEM CORRECTIONAL IMPACT DIFFICULT ADOLESCENTS

Inclusion (non-inclusion) is regarded regarded as an important component of the corrective effect on maladjusted adolescents. Psychological non-inclusion of adolescents in the educational peer group justifies the main negative condition for their further development. The paper provides detailed biographical texts (psychological) characteristics of some non-inclusion students

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики как вариант интегрального подхода к проблеме коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков»

УДК 159.9 В. В. Клименко

ББК 88.8 Доцент, кандидат психологических наук

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ВАРИАНТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ

Включенность (невключенность) рассматривается как важная составляющая коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Психологическая невключенность подростков в учебно-воспитательный коллектив сверстников обосновывает главное отрицательное условие их дальнейшего развития. В работе приводятся подробные тексты биографических (психологических) характеристик некоторых невключенных учащихся.

Ключевые слова: включенность, трудные, подростки, коррекция, воздействие, биографический, метод, интегральный, подход.

V. V. Klimenko Associate Professor, Ph.D. in Psychology

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AS OPTION INTEGRATED APPROACH TO THE PROBLEM CORRECTIONAL IMPACT DIFFICULT ADOLESCENTS

Inclusion (non-inclusion) is regarded regarded as an important component of the corrective effect on maladjusted adolescents. Psychological non-inclusion of adolescents in the educational peer group justifies the main negative condition for their further development. The paper provides detailed biographical texts (psychological) characteristics of some non-inclusion students.

Key words: inclusion, hard, teens, correction, exposure, biographical, method, integrated approach.

Важнейшей составляющей коррекционного воздействия на трудновоспитуемого подростка является его включенность (невключенность) в основной обучающий и воспитывающий коллектив - школьный класс [1]. Под включенностью (невключенностью) мы понимаем сложный психологический феномен, который своим состоянием глубоко отражает внутригрупповые связи индивида с группой и может быть раскрыт посредством системнофункционального анализа [2]. Состояние включенности (невключенности) имеет свою стадийность (уровень состояния), типологию (состояние личности и группы) и переходность (коррекционность).

Для решения проблемы трудновоспитуемости части подростков ведущим является коррекционное направление. По нашему мнению, именно

психологическая невключенность подростков в учебно-воспитательный коллектив сверстников обосновывает главное отрицательное условие их дальнейшего развития. Но подобное состояние отношений со сверстниками появилось «не вдруг». Этому способствовало значительное число причин, в первую очередь, личностного свойства, имеющих долговременный характер, что подтверждает идею профессора И.Ф. Мягкова о стадийном изменении личности трудновоспитуем ого подростка [4]. Вот почему основной задачей исследования педагогически запущенных подростков, оказавшихся в классе в положении невключенных, является выявление и конкретизация комплекса психологических причин их невключенности. Процедура нашего исследования состояла из знакомства с личным делом ученика, биографического анкетирования, биографического интервью.

Профессор И.Ф. Мягков неоднократно указывал на важность не только непосредственного экспериментального исследования личности трудного подростка, но и на необходимость применения неэкспериментальных (биографических) методов [3; 5]. Это определяется тем, что доминирующим аспектом рассмотрения проблемы трудного ученика в школьном классе является не только изучение его личности как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений, но и исследование, коррекция и, самое главное, проектирование дальнейшего жизненного пути такого подростка. Тем более что кардинально изменить жизнь трудного подростка по принципу «здесь и сейчас» не может ни одна из существующих коррекционных программ. Прошлый социальный опыт ребенка обязательно определяет и динамику его настоящего.

В один из периодов научной работы нами было исследовано 62 невключенных подростка, изучение которых шло на протяжении 3-4 лет. Собранный материал основан на фактах биографии ребят. Все полученные данные были систематизированы, на основе чего на каждого подростка была составлена развернутая психологическая характеристика. При их систематизации мы исходили из вида невключенности подростков в классный коллектив [2]. Приведем подробный текст биографических (психологических) характеристик некоторых невключенных учащихся.

ВИД НЕВКЛЮЧЕННОСТИ «НЕВИДИМКА».

Характеристика Александра В. (14 лет). Родился в семье рабочих. Отец оставил семью, когда мальчику было 3 года. С двух лет воспитывался в дет-

ском саду, где был «как все»1, непоседливым, разговорчивым. Особенно любил слушать сказки и «вообще фантазировать». Были в детском саду у Саши и друзья, с одним из них (нынешним одноклассником) он дружит до сих пор. Отношения с группой были «обычными». Раз «случайно» ушел из детского сада домой один: «как-то захотелось и ушел». Были случаи, когда в группе детского сада его обижали (отнимали книжки, игрушки). Читать начал с 5 лет: научила старшая сестра. Любил играть в прятки, читать и рисовать батальные сцены.

В школу пошел в 7 лет. Учеба в первом классе давалась очень легко. Был отличником. В отношениях с одноклассниками не все складывалось гладко, т.к. среди них оказались «задиры» и «воображалы», которые часто обижали его. На уроках был неусидчив, тянуло побегать, поболтать. Еле дожидался перемены. В 4 классе стал учиться на «хорошо». Нравилась математика и рисование. В это время появилось чувство некоторой уверенности в себе: избрали звеньевым пионерского звена. Отношения с учителями были ровными, но на уроках часто испытывал «нервное напряжение, так как хотелось все бросить и отдохнуть». Очень нравилась учительница русского языка, которая умела разрядить обстановку на уроке, пошутить, подбодрить. Любил играть в прятки, в футбол, а дома - «в солдатики».

С шестого класса отношения с одноклассниками ухудшились. Не давали покоя «воображалы из класса». Дружил только с двумя одноклассниками (товарищами еще по детскому саду). Главным критерием дружбы для него являлось то, насколько другой человек заступается за него в классе, умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность и покой. В классе были попытки знакомства мальчиков с курением и спиртным, Александр об этом хорошо знал (частично это происходило при нем во время выездов класса на сельхозработы). Относился он к этому резко отрицательно и считал, что такие поступки ребят в определенной степени признак «нездоровья».

В начале 7 класса ходил в футбольную секцию, но недолго. Во время одной из игр допустил оплошность, и ребята из команды ему этого не простили. Из секции пришлось уйти. Еще в 6-7 классе увлекался лепкой из пластилина: лепил различных воинов и батальные сцены, особенно периода Отечественной войны. Это Сашино увлечение было тайным и разделялось лишь его другом-одноклассником. О нем никому не говорили, так как боялись насмешек. Однако тайное все же стало явным и «сейчас есть в классе

1 Здесь и далее в кавычках даны подлинные слова, сказанные детьми в ходе бесед и опросов самих подростков, их родителей, товарищей по школьному классу и группе, по месту жительства.

много ребят, которые насмехаются и считают это детством».

Сейчас Александр живет с матерью, бабушкой и старшей сестрой-сту-денткой. Все его очень опекают и «жалеют». Он мечтает о таком коллективе, где бы «его поняли и где можно было бы не таиться».

В общем, школу любит до сих пор, но эта любовь «иногда куда-то пропадает». В отношениях с товарищами по классу и окружающими стеснителен. Сам не стремится выделиться, хотя основания для этого есть (хорошая учеба, увлечения вне школы). Очень обеспокоен мнением одноклассников о себе. Незнакомых людей стесняется, боится заговорить первым, но может отнестись к ним с интересом, если они, в свою очередь, интересуются им. Любит одиночество, так как оно позволяет помечтать, поразмышлять и поговорить с воображаемым собеседником. Не любит опеки и наставлений, особенно со стороны матери и старшей сестры. Жесткая регламентация поведения его стесняет, вызывает внутренний протест.

Считает себя человеком «как все». Осуждает в себе «нехватку» усидчивости, терпения, трезвой рассудительности. Считает, что эти качества развить в себе в настоящем положении невозможно, так как «бороться с самим собой трудно». Лидерство считает положительным и находит в себе желание «задавать тон», быть впереди, но реализовать его не может, так как его пугает ответственность за возможный провал: «а вдруг не справлюсь или что-нибудь не получится?». Совершенно уверен, что в будущем его ожидает увлекательная и интересная жизнь. Мечтает стать военным. Еще после 3 класса решил уйти в суворовское училище, где он сможет стать физически сильным, укрепить характер, воспитать волю.

По параметрам физического развития отстает от сверстников. Лицо бледное, до синевы. Голос очень тихий, но приятный по тембру. С физическими нагрузками справляется с трудом. Ночью засыпает не сразу, особенно если днем что-то растревожит. Иногда ходит и говорит во сне. Впечатлителен, ощущает на себе сильное влияние того, о чем прочитал в книге, особенно перед сном (есть такая привычка). Проснувшись, еще долго переживает увиденное во сне. Если «не успевает досмотреть сон», то додумывает его уже днем. В три года постоянно боялся копилки, которая стояла на полке и снилась потом в виде какого-то чудовища. Часто испытывает чувство тревоги, особенно если уезжает из дома («что-то может случиться»). Тревожится по поводу возможных общечеловеческих несчастий и по поводу того, что на улице и, особенно, в классе могут пристать «воображалы», которые сами по себе не сильные, но имеют за своей спиной «компании». Часто испытывает чувство ожидания неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в

себе. Периоды хорошего настроения чередуются с периодами плохого и тоскливого, причиной чего сам Александр считает различные жизненные неудачи, особенно во взаимоотношениях с одноклассниками.

Отношение к одежде и своему внешнему виду у подростка непредвзятое: считает, что каждый человек должен одеваться и выглядеть «как все».

Поведение Александра В. в классе характеризуется следующим. Он не преследует сугубо индивидуальных целей, в определенной степени содействует укреплению устойчивых общих интересов, увлечений, занятий полезными делами. При участии в общественной работе не может самостоятельно определить для себя способы ее выполнения; неуверен в себе. Но в том деле, которое ему известно, Александр принимает решения быстро, осознанно. Проявляет неспособность соотнести свои действия с действиями одноклассников частично из-за своих личных увлечений и дел. Эта неспособность «соединиться» с товарищами особенно проявляется в трудные моменты жизни, что ведет не к сближению, а разьединению его с остальными членами коллектива.

Отношения между одноклассниками оценивает как «хорошие», благоприятно отзывается о роли официальных лидеров, которые советуются с классом, поддерживают инициативу и доброжелательность, отличаются корректностью в обращении с одноклассниками, хотя и склонны «жестко требовать с каждого подчиненного». В официальных лидерах для Александра важны истинно деловые качества, он является сторонником избрания актива класса. Иногда высказывает желание организовать какое-либо дело, но при условии, что ему никто из класса не будет «мешать».

О его возможностях, достоинствах, недостатках в классе сложилось весьма противоречивое представление из-за того, что как личность его не знают. Его мнение остается всегда неизвестным для класса.

Александр не входит ни в одну группировку подростков, осуждает соперничество между ними, высказывается за единство всего класса. В общении ориентируется на лучший контингент, который «ведет класс вперед, способствует его успехам». Его привлекают умелые и «сильные» в деловом отношении одноклассники.

В активный контакт с одноклассниками Александр не входит: очень опасается обид и насмешек, так как потом долго переживает. Класс отзывается о нем как о человеке, который «практически не влияет на успехи коллектива». Личное общение его затруднено, одноклассников для таких контактов он выделить не может. Да и со стороны класса стремления к широким контактам с Александром не обнаруживалось.

Таким образом, подобная характеристика подростка выявляет типичные особенности, присущие отношениям с окружающими для невключенно-го «Невидимки». Отношения его с одноклассниками затруднены в силу отсутствия у него позитивного опыта общения, наличия повышенной тревожности, мнительности, астеничности. Обнаруживается стремление к уединению, уходу от практических контактов, хотя желание быть среди сверстников в качестве «принятого» присутствует.

ВИД НЕВКЛЮЧЕННОСТИ «КОЛЕБЛЮЩИЙСЯ».

Характеристика Сергея С. (14 лет). Родился в семье рабочих. Родители работают на крупном промышленном предприятии. В семье больше детей нет. Живут они в благоустроенной трехкомнатной квартире. Сам Сергей считает, что воспитывают его очень мягко. В процессе воспитания в равной степени принимают участие и отец, и мать. Отношения между родителями, в общем, «нормальные», но бывают ссоры, чаще всего их причина - выпивки отца, «не приносит зарплату». В таких ситуациях Сергей всегда берет сторону матери. Летом часто ездит отдыхать к бабушке в деревню, где «своя компания ребят». Со сверстниками в городе и в деревне отношения хорошие. Случаев, когда его обижали, притесняли, он не припоминает, хотя «на улице» бывал часто и подолгу.

В школу пошел в 7 лет. Учился на «3» и «4», но четверок было больше. Отношения с учителями были «обычными», хотя до 3 класса они несколько раз менялись. В 4 и 5 классах каких-либо резких изменений в отношениях с окружающими не произошло, даже «стало интереснее», так как появились учителя-предметники, кабинетная система обучения. В 6 классе отношение к школе сильно изменилось: стало «неохота» учиться. Часто уходил с уроков; плохо занимался, так как тяжело стало «высиживать» уроки. Появилось чувство однообразия, скуки, обреченности. Сильно ухудшились отношения с классным руководителем и одноклассниками (особенно с «хорошими»). В 7 классе контакт с классом несколько наладился, так как появилась «своя компания». Старался аккуратно выполнять школьные задания, но это получалось не всегда. Учился на «4» и «3» (с преобладанием троек) Среди любимых предметов - химия, физика, физкультура.

Временами ему школа начинает «надоедать» и, прежде всего, потому, что очень «примелькались» учителя, очень стандартны и знакомы способы их общения с ним, надоели устоявшиеся отношения (не со всеми положительные). Очень хочется нового, особенно в контактах с классом. На уроках часто отвлекается, играет в «морской бой», «крестики-нолики». Утром в школу идет в бодром настроении, но когда вспоминает, что опять не выучил

уроков и придется переписывать задачи у других, то «становится грустно».

Ценит такого друга, который умеет его выслушать, приободрить, вселить уверенность в собственные силы, успокоить. Иногда ему нравятся дружеские компании, иногда хочется побыть одному, не испытывать влияния других ребят, помечтать. Убежден в том, что для дружбы с кем-либо из сверстников необходимо сначала хорошо изучить человека. Следует этому на практике. Опыт общения научил его быть не слишком откровенным даже с друзьями, так как Сергей опасается «предательства» и насмешек. Предпочитает длительное знакомство, которое затем переходит в дружбу. Любит своих постоянных друзей, ценит в них уважительное отношение к себе, скромность, склонность к техническим знаниям, считает, что друзья должны быть равны между собой. К одноклассникам относится довольно «легко», что проявляется в частых ссорах с ними и таких же быстрых перемириях. Внутренне Сергей склонен к глубокому размышлению над тем, правильно ли он что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих. Он считает, что необдуманные действия, поступки, разговоры (это случается с ним вопреки его желаниям, «нечаянно») могут лишить его репутации «своего парня» среди значительной части одноклассников и окружающих ребят.

К незнакомым людям может проявлять интерес, если они, в свою очередь, интересуются им. Но часто бывает так, что совершенно незнакомый человек ему сразу нравится и даже внушает доверие и симпатию. Это происходит тогда, когда Сергей убеждается в доброте и доброжелательности этого человека к окружающим, а особенно, если незнакомец свободно и без напряжения держит себя с собеседниками, уверен в себе, спокоен, умеет красиво говорить. С новыми людьми Сергей сходится не сразу, сначала стремится узнать о человеке от окружающих, присмотреться к нему. Особенно привлекает его в людях честность.

Считает, что любой человек не должен отрываться от группы, но иногда к нему приходит настроение, когда хочется отделиться от всех, побыть одному. Наедине с собой Сергей размышляет, ведет беседу с воображаемым собеседником (иногда дает «отпор» своим обидчикам), анализирует и прогнозирует свои поступки и действия. Убежден, что в будущем осуществятся все его желания и планы. Старается жить так, чтобы будущее было как можно лучшим. Но очень часто приходят мысли о возможных неудачах, неприятностях, бедах, которые в будущем (как и сейчас) могут случиться. Причиной всему, по его мнению, является нехватка знаний, выдержки в общении со сверстниками (может «психануть»), усидчивости, терпения, «чего-то не хватает, чтобы выдержать будущие трудности». Перемены в жизни любит -

новые впечатления, смена обстановки дома, но, вместе с этим, новое (особенно в отношениях со сверстниками) беспокоит и тревожит его. Причина этого - страх оказаться среди новых людей. Когда расформировывался их 7 «В» и Сергея перевели в чужой класс, ему пришлось тяжело. Успокоился он только тогда, когда опять попал в коллектив, где оказалось большинство его бывших одноклассников.

При неудачах не отчаивается, серьезные неприятности переживает стойко, но бывает, что малейшая неприятность приводит его в уныние (мелкая ссора с отцом, которого очень любит).

Считает, что руководить другими, быть лидером в классе он может, но делает это в мыслях, рассуждениях. Сергею очень нравится быть вожаком там, где его любят и уважают. Противоборствовать, завоевывать место лидера среди сверстников не стремится. Виной всему - неуверенность в себе, нерешительность.

Критику и возражения в свой адрес не принимает, временами болезненно реагирует на нее, особенно если эта критика показывает безразличие, невнимание, черствость по отношению к нему. В этом случае он стремится делать все наоборот. Со сверстниками во дворе отношения «хуже нормальных». Активного общения с ними Сергей избегает, больше находится с друзьями-одноклассниками. С ребятами во дворе «неинтересно», так как они занимаются часто «не тем».

Сергей уверен, что отношения у него с классом «хорошие». Старается ни с кем не ссориться. Но четко своего места в классе определить не может («от класса я не стою в стороне, но и в то же время в стороне»). Имеет трех друзей-одноклассников (все живут в одном доме). Сейчас отношения с классом несколько улучшились, так как стали о нем меньше «трепать язык» и оскорблять. Но он иногда может вспыхнуть, нагрубить ребятам и учителям, хотя чаще молчит. Долго обижаться на окружающих не может: «если вечером поссорились, то утром уже помирились».

Родителей любит, привязан к ним обоим, но, бывает, сильно обижается. Конфликты происходят из-за его несогласия с излишней опекой, назойливыми поучениями, одергиванием со стороны родителей. Он сам стремится «разобраться в людях, понять жизнь, а родители этого не видят».

Собою, в общем, доволен, но временами ругает себя за нерешительность и вялость. Очень неудобно ему оттого, что в классе его так «до конца и не понимают».

Физическое развитие Сергея соответствует возрасту. Самочувствие хорошее, но может меняться иногда по нескольку раз в день. Ухудшение само-

чувствия проявляется у него от волнений по поводу ожидаемых неприятностей.

Настроение зависит от того окружения, в котором находится: в среде близких людей оно всегда улучшается. Часто настроение ухудшается от ожидания неприятностей, от беспокойства о судьбе близких, неуверенности в себе. Один раз, когда Сергей по болезни не посещал школу два дня, и учительница прислала записку, он очень разволновался, настроение резко испортилось, хотя и знал, что пропустил занятия по уважительной причине. Настроение всегда лучше утром (перед школой), среди друзей. Очень легко заражается настроением от окружающих его сверстников.

Сон нормальный. Сны снятся «разные», и значения им он не придает. Перед тем как уснуть, часто мечтает о героических поступках, сильном характере, воле, удачах. Проснувшись утром, встает не сразу, а любит «полежать». Часто после пробуждения, приходит мысль о предстоящих делах (это касается домашних и школьных дел), и настроение портится.

Боится глубокой воды, так как в десять лет сильно испугался, когда далеко заплыл. Утверждает, что в одежде главное для него - это удобство и простота, но часто беспокоится за свой внешний вид («немодная одежда»), особенно в людной обстановке.

Поведение Сергея С. в классе следующее. Иногда проявляет некоторую активность в классных делах. Это случается, когда его берут «на буксир», и тогда, в ходе выполнения какого-либо дела, он может увлечься. Его интересует в первую очередь совместная деятельность (если она проходит успешно), направленная на выполнение общественно значимого дела в интересах всей школы. Тогда Сергей может и самостоятельно ставить перед собой задачи.

В целом, Сергей интересуется учебой, чтением литературы, выбором будущей профессии, но он не чужд бесцельных прогулок, пустых разговоров и т.д. Занимает «среднее» положение между ориентировкой на деловое взаимодействие в классе и жизнью «для себя», активностью в делах и пассивностью, хотя в трудные минуты для класса может «не подкачать». Но это происходит за счет того, что Сергей не входит в конкурирующие друг с другом группировки в классе, стоит как бы «в стороне», но имеет в числе членов этих группировок друзей.

Свои отношения с классным коллективом воспринимает как «не вполне сложившиеся». Личных отношений с официальными лидерами не поддерживает и считает, что с ними можно «поддержать лишь деловой контакт». Хорошо работает, если находится под руководством знающего и настойчиво-

го лидера. Своевременно приступает к выполнению порученного задания и проявляет в работе над ним умение и заинтересованность. Но как только ситуация деятельности меняется, Сергей теряется и не может самостоятельно определить способы и формы выполнения задания. Считает самыми лучшими организаторами в классе близких себе одноклассников. Не может объективно судить о возможностях официальных лидеров в классе, хотя по поводу авторитетности большинства одноклассников, их практической влиятельности на дела коллектива высказывается правильно. Свое положение оценивает с позиции «делает все, что может, но влияет на дела класса очень скромно». Стремится выполнять какой-либо участок работы и отвечать за него. Считает отношения между одноклассниками «хорошими». Сам он не может «найти общего языка», полного взаимопонимания с большинством одноклассников, особенно при обсуждении поведения, как класса, так и отдельных его членов. Его мнение в классе решающего значения не имеет. Признает санкции со стороны класса по отношению к себе. Имеет исключительно «правильное» мнение о влиянии официальных лидеров на класс, но, вместе с тем, в тесные дружеские отношения с активом Сергей вступать не хочет.

Критические замечания со стороны большей части одноклассников воспринимает болезненно (появляется подавленность, страх), хотя внешне он этого не демонстрирует. Не высказывает желания сотрудничать с другими классами школы в каком-либо общественном деле. В своих личных отношениях в классе ориентируется на менее авторитетных одноклассников, хотя практически для него важны те, кто «своими делами способствует успеху коллектива». Такая его позиция определяется тем, что он может получить (и получал) отказ в личном неофициальном контакте от лидеров класса. Близок, в основном, со своими тремя друзьями, с которыми живет рядом и имеет совместные увлечения. Как видно из характеристики, отношения с окружающими у «колеблющихся» носят неустойчивый характер. Они не в состоянии реализовать в классе свои положительные личностные свойства. Все это способствует их невключенности в классный коллектив и выливается в ситуацию разрыва между положительными намерениями в отношениях с одноклассниками и неумением реализовать их на практике.

ВИД НЕВКЛЮЧЕННОСТИ «ДЕЗОРГАНИЗАТОР».

Характеристика Олега Ж. (14 лет). Является ярким представителем невключенных данного типа. Биографические данные не имеют каких-либо особенностей по сравнению с данными любого благополучного ученика.

Поведение Олега Ж. в классном коллективе характеризуется следующим. Одноклассники считают его человеком, увлеченным учебой, чтением

литературы, поиском будущей профессии. Все эти стремления его личности носят устойчивый характер и, хотя и в небольшой степени, но способствуют положительному тону взаимоотношений с одноклассниками.

Может выполнить общественное поручение, оказать помощь товарищу по классу, но, вместе с тем, почти во всех классных делах проявляет пассивность, склонность к бахвальству, желание приписать себе успехи других. Особенно отличается стремлением до конца отстаивать свои личные интересы в ущерб интересам других, проявлением эгоизма, себялюбия, желанием общаться с небольшим, но влиятельным кругом одноклассников и своими почитателями. Охотно берется за то дело, которое может хорошо выполнять и тем самым доказать еще раз свою «исключительность». В трудные для класса минуты может «отойти в сторону», так как не является сторонником бескорыстной помощи сверстникам, исключая свое близкое окружение. Умеет наладить «личный подход» к некоторым учителям, у которых пользуется авторитетом знающего и «серьезного» ученик. Свои отношения с классом оценивает, как «хорошие», но сомневается в их полном благополучии. Характер отношений с официальными лидерами определить не может, но считает, что гораздо лучше они складываются с теми одноклассниками, с которыми ему приходится выполнять совместно какое-либо дело. К лидерам относится внешне доброжелательно, но склонен обращаться к ним только в деловой обстановке. Не слишком доволен классом, так как его одноклассники «не всегда откровенно высказывают свое мнение о проблемах классной жизни». Члены его «окружения» признают его деловые и организаторские качества. Остальной частью класса Олег не признается лидером, но откровенно это не высказывается, так как его группировка оказывает на класс большое давление.

Он имеет собственное суждение о возможностях актива и всего класса в целом, но, вместе с тем, недостаточно содействует согласованности действий всех его членов, не стремится найти «общего языка» и взаимопонимания. Не терпит никакой критики в свой адрес, так как считает, что хорошая учеба, авторитет «математика» в классе - есть главное для него и для коллектива. Может быть недоброжелательным, грубым, язвительным, особенно с теми, кто учится слабо. Не выражает желания совместно с классом участвовать в различных делах. Если его что-то не удовлетворяет, то он может содействовать провалу организованного кем-либо мероприятия.

Способствует тому, что в классе решения принимаются поспешно и необдуманно. Скорейшему выполнению ранее принятых решений не помогает. Часто проявляет желание остаться в стороне от школьных дел, а если обязы-

вают, то берется неохотно. В публичных делах находит способ обратить на себя внимание, выделиться своими знаниями и способностями «организовать класс». Не сторонник сотрудничества с другими классами в школе. Личное общение Олег в коллективе ориентировано на сильных и авторитетных в учебе одноклассников. Считает, что «своими делами способствует значительному успеху класса». В оценках сверстников, особенно стремится признавать, в первую очередь, авторитетность их действий.

Во взаимоотношениях с одноклассниками у Олега ярко проявляется стремление самосовершенствоваться (спорт, учеба, книги, техника), но достоинствами он бравирует и требует общего признания. Эгоистичен, постоянно требует к себе внимания со стороны окружающих. Чувства и эмоции внешне выражены, но неглубоки и поверхностны. В классе довольно активен и общителен. Учиться любит и умеет, но скорее из-за возможности быть первым и лучшим.

В отношениях с одноклассниками очень сильно развито соперничество. От прямых конфликтов уходит, но борется с противником исподволь, через других учеников. К незнакомым людям относится свободно и раскованно.

Критику воспринимает только со стороны авторитетных, по его мнению, людей. Весьма серьезно относится к лидерству среди сверстников. Позицию подчиненного по отношению к себе не признает. Имеет цель в жизни, начинает готовиться к ее осуществлению, но об этом предпочитает умалчивать. В отношениях с учителями лоялен. Умеет найти подход, привлечь внимание, завоевать доверие, но использует это только в личных интересах, для поддержки своего лидерства. Класс характеризует его как эгоиста, ориентирующегося на себя и свои интересы. Данное обстоятельство определяет главную трудность при его общении с одноклассниками. Олег поддерживает дружеские отношения лишь с теми, кто безоговорочно признает его лидерство и авторитет. Круг общения вне школы ограничен. Осуждает асоциальные действия некоторых своих сверстников. Как правило, у Олега преобладает бодрое настроение. Физически развит достаточно.

Таким образом, в характеристике этого подростка и других «дезорганизаторов» обращает на себя внимание наличие сформированного эгоистического поведения. Отношения его с классом отражают определенные нравственные издержки в воспитании. Ориентация «дезорганизатора» в общении с одноклассниками на свои эгоистические интересы и цели в ущерб общегрупповым является главной трудностью для психолого-педагогической коррекции.

Поведение в классе таких подростков характеризуется активной инди-

видуалистической позицией, не исключены попытки дезорганизующих действий. В дальнейшем это закрепляется и вызывает растущее недовольство класса, что способствует усилению невключенности таких подростков в коллектив. В оценке роли этих подростков во взаимоотношениях с одноклассниками учителя ошибаются чаще всего, доверяя им посты официальных лидеров, что может еще более дезорганизовать межличностные отношения в классе. В ходе перестройки организационного положения невключенного подростка этого типа необходима целенаправленная работа по «развенчанию» его негативных лидерских тенденций, определению его в позиции рядового члена коллектива.

ВИД «СОБСТВЕННО НЕВКЛЮЧЕННЫЙ».

Характеристика Валерия П. (15 лет). Родился в семье рабочих. Отец -каменщик, мать - швея-мотористка на фабрике. Отец ушел из семьи, когда Валерию было 9 лет. До этого в семье были постоянные скандалы, пьяные драки отца. Сначала Валерий жил с матерью, которая отличается очень нервным характером. Она не в состоянии влиять на сына, считает, что обязана «накормить и одеть сына», а «воспитывать должна школа».

Валерий помнит себя с детского сада. Был таким же, как и все дети, разве что отличался большей подвижностью. Постоянно ссорился с детьми в группе, не мог спать днем, за что его очень часто наказывали. Обид и притеснений в отношениях со сверстниками не помнит, так как «все было обычно». Постоянно дружил с одним мальчиком, с которым выпало вместе пойти и в один класс.

В школу пошел с 8 лет, так как отставал от сверстников в росте и физическом развитии. Вначале гордился тем, что стал учеником. До четвертого класса учился хорошо и с интересом. Хорошо помнит свою учительницу за доброту и строгость. В классе отношения с товарищами были хорошими, но случались частые «стычки с толстым мальчиком, который всегда ел что-нибудь и которого мама водила за ручку в школу». Его «колотили» все, в том числе и Валерий.

В 4 классе Валерия взял к себе отец. Почти полгода он проучился в сельской школе. Отец внимания сыну не уделял, так как почти постоянно был пьян. Здесь Валерий впервые «почувствовал свободу», стал плохо учиться, пробовал курить. К концу четвертого класса вернулся в город к матери, но в другую школу. В классе его приняли плохо, «дрался с одноклассниками чаще, чем в предыдущей школе». Пристрастился к курению. Деньги на сигареты отбирал у младших, да ему «много не нужно было». Постоянно стал проводить свое время на улице, где появились «старшие друзья». В компании

выполнял роль «потешного мальца», так как был очень маленьким, подвижным, пронырливым. Получил кличку «спичка», так как много курил.

К шестому классу Валерий перестал учиться совсем. Все свое время он проводил с уличной компанией ребят. Участвовал в воровстве и хулиганстве, за что был взят на учет в детской комнате милиции. Мать была вынуждена перевести его в школу в другой район города и оставить жить у бабушки. В новом классе также «не прижился» и чувствовал себя «одиноким». Это чувство было усугублено вторичным замужеством матери. В школу не ходил по 2— 3 месяца, так как отношение к ней резко изменилось: «надоело учиться, вернее отсиживать». Участились конфликты с одноклассниками и, особенно, с учителями. Класс был организован и увлечен учебой, а Валерий не мог подняться по успеваемости хотя бы до уровня самого слабого. Это усиливало его отдаленность от класса. Но, вместе с тем, Валерий чувствовал себя в классе почти всегда бодрым и полным сил. Иногда наступали периоды плохого самочувствия, которые возникали от огорчений и беспокойства. Эти огорчения были связаны не с неприятностями в отношениях с классом или с учителями в школе (так как «за мной не заржавеет»), а с переживаниями по поводу отношений с матерью. Настроение у Валерия, как правило, хорошее, особенно когда он находится в компании по месту жительства, в которую входят младшие ребята. Отношения с матерью и бабушкой сложные: боится их потерять, очень любит, уважает, но порой сильно обижается на них и ссорится с ними. В отношении дружбы со сверстниками ему не раз приходилось убеждаться, что «дружат из выгоды». Сам он ценит друга за сочувствие, за то, что он с ним «заодно», ни в чем ему не отказывает и постоянно рядом. Важен для него не только один друг, но и хороший коллектив. С одноклассниками общения не избегает, легко себя чувствует себя с ними, но временами класс его тяготит. Считает, что не следует выделяться среди одноклассников и окружающих его учащихся. Старается жить так, чтобы о нем не могли сказать ничего плохого, но это «не всегда получается». Незнакомые люди вне школы внушают ему некоторое беспокойство и тревогу, так как он невольно опасается зла с их стороны. Такое чувство появилось у него с детских лет, когда пьяный отец водил домой чужих, и это часто кончалось скандалом и драками. Но бывает, что незнакомый человек сразу внушает ему доверие и симпатию, если проявляет к нему какую-то заинтересованность. Считает, что никто не должен отрываться от группы. Сам он не переносит одиночества и стремится быть среди людей (одноклассников, ребят из своей компании и т.д.). Бывают периоды (очень редко), когда он предпочитает одиночество, что случается после обид. Один раз классный руководитель намекнул ему,

что его могут не потерпеть в классе и в школе за плохое поведение, тем более, что он «не из того микрорайона, в котором располагается школа, и обязан учиться в другой». Свои обиды внешне не демонстрирует, а предпочитает носить в себе.

Валерий мечтает о хорошем будущем и не страшится неприятностей и неудач. Это будущее связано с профессией шофера. Уже сейчас он «ходит в автодорожный кружок и начинает осваивать практическое вождение». Очень хочет, чтобы когда-нибудь одноклассники увидели его за рулем красивой машины и убедились бы в его водительском мастерстве. Новое в школьной жизни его манит, увлекает, но, вместе с тем, и несколько тревожит, хотя он любит новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг. Тревога появляется только из-за того, что со стороны новых, физически сильных ребят могут быть попытки ущемления его «свободы». Плохие отношения с одноклассниками стремится переживать сам и ни у кого не ищет сочувствия и помощи. Пытается активно бороться со своими недостатками. Неудачи в отношениях со сверстниками вне класса его беспокоят гораздо больше, чем ссоры с одноклассниками. К лидерству относится настороженно: не позволяет «управлять собой», считает себя независимым. Сам лидировать среди сверстников не может (отлично понимает это), поэтому с удовольствием опекает кого-нибудь одного, кто ему нравится. Критики и возражений по поводу своего поведения в классе не слушает, а руководствуется своим мнением. Это связано с тем, что Валерий не уверен в доброжелательном отношении к себе сверстников: в шестом классе проводился конкурс-игра: «Кто как учится», где подчеркнули при всех, что он в классе «двоечник».

Опеки и наставлений не переносит, но может слушать тех, кто «имеет на это право». Охотно принимает лишь те наставления, которые касаются его здоровья. Правила школьной жизни «всегда вызывали у него раздражение», и ради интересного и заманчивого дела он всегда находил пути их «обхода». Обоснованные правила (те, что бытуют в компании) он соблюдает неукоснительно. Вокруг Валерия образовалась группировка из пяти ребят, схожих с ним по положению, но гораздо младше его. Все курят, не успевают в учебе за исключением одного пятиклассника. Живут рядом и много времени проводят вместе, особенно летом. Этой же группой ездят в летний загородный лагерь. Отношения между членами этой группировки не являются дружескими, а построены на подчинении отдельной микрогруппе из двух человек, куда входит Валерий.

В настоящий момент считает, что ничем от других не отличается. Осуждает себя за отсутствие усидчивости и терпения, что мешает ему сейчас ос-

ваивать вождение автомобиля. В кружке юного автомобилиста большинство учащихся - его сверстники. Здесь он «чувствует себя гораздо лучше, чем в классе», так как преподаваемый предмет ему понятен, интересен и он «не хуже других».

Поведение в классе Валерия П. характеризуется следующим. Отмечается его пассивность, интерес к примитивным, бесполезным для окружающих развлечениям (бесцельные прогулки, пустые разговоры, курение, бахвальство и т.д.). Живет в ориентировке «на себя», свои удовольствия. Считает, что нужно делать только то, что интересно и удобно для себя. Уклоняется от совместного выполнения полезных дел, а критические замечания по этому поводу от одноклассников воспринимает исключительно враждебно.

Он иногда помогает органам самоуправления и активу класса, признает необходимым для классного руководителя «держать класс в руках». Не считает официальных лидеров в классе способными управлять, так как они «склонны часто уговаривать подчиненных», старается действовать в соответствии со своими планами и указаниями. Он - сторонник «жестких» отношений, поддерживает симпатичных ему «лидеров» в классе. Считает себя способным организатором и потенциальным лидером.

Называет отношения в классе «удовлетворительными», но характера своих отношений с командиром отряда, с теми одноклассниками, с которыми ему приходилось выполнять какое-либо дело, вообще с одноклассниками «не знает». Это является попыткой с его стороны скрыть неблагополучие отношений с коллективом даже от самого себя. Характерно, что и класс почти не знает его, хотя с этими людьми он про учился около трех лет. Да и сам Валерий не стремится общаться с товарищами (особенно во внеурочное время), не имеет общих с ними интересов, увлечений, дел. За ним несколько раз «уходили» трое колеблющихся подростков, ориентируясь на его пример «свободной жизни», но не на его руководство. Он - не сторонник взаимопомощи среди одноклассников, хотя об этом его еще никто не просил. В трудные для класса моменты способствует несогласованности действий, взаимным упрекам, всеобщему «расслаблению», но может помочь, если дело ему хорошо известно и он в нем «силен». При решении какой-либо проблемы в классе не стремится найти «общего языка» со всеми, излишне критичен, груб, демонстративно независим, самоуверен. Недоброжелателен к большинству одноклассников, конфликтует с ними. Очень часты ссоры, выяснения отношений, споры. Для «победы» в них может привлечь более старших «дружков». Не в состоянии самостоятельно определить и поставить перед собой общественно-полезные цели собственной деятельности. Если берется за ка-

кое-либо дело, то не может довести его до конца, а бросает невыполненным даже при появлении незначительных трудностей. К себе относится довольно критически, но во многом переоценивает свои возможности и способности. В характере преобладает общительность, самостоятельность, уверенность в себе, живой ум. Во взаимоотношениях со сверстниками часто стремиться к лидерству, собой руководить не позволяет, резко отрицательно реагирует на любой контроль и критику. Независим в поведении. К будущему относится с уверенностью, часто имеет уже формировавшуюся цель в жизни.

С классом отношения обострены. Наличие асоциального «опыта», нравственная несформированность отталкивает и пугает его одноклассников. Отношения с учителями и с активом класса характеризуются сменяющимися конфликтами. Сильна привязанность к группе свободного общения вне класса и школы, где проводит большую часть своего времени. Способен на асоциальные действия и поступки. Это наиболее сложный вид невключенности. В большинстве случаев подросток имеет сложную форму педагогической и социальной запущенности, из-за чего включение его в классный коллектив общеобразовательной школы крайне затруднено.

Таким образом, анализ характеристик позволяет выделить основные психологические признаки, связанные с нарушением отношений невклю-ченных подростков в классном коллективе. Это: 1) низкий организационный статус; 2) затруднения в функционировании и реализации своих положительных личностных свойств; 3) неустойчивость эмоциональной сферы; 4) отсутствие желания и навыков совместной деятельности с одноклассниками; 5) разрыв между положительными намерениями в отношениях и неумением реализовать их на практике; 6) наличие нравственных издержек в воспитании, асоциального опыта, характерологических изменений по типу акцентуации. Необходимо заметить, что данные признаки непосредственно в поведении невключенного подростка могут явно не присутствовать, а проявляться косвенно или весьма «стерто».

Наличие вида невключенности и разных типов поведения связано, в первую очередь, со спецификой развития подростков, проявившейся в неустойчивости, неразвитости, конфликтности, особенно во взаимоотношениях со сверстниками в классе. Видоизмененность личности невключенного подростка четко определяется в завышенном, неустойчивом характере самооценки, субъективизме в оценке своих одноклассников и находит отражение в конфликтности, эмоциональной неудовлетворенности, усложненности взаимоотношений с классом.

Изучение подростков показало, что невключенные «невидимки», «дез-

организаторы», помимо «собственно невключенных», по характеру деформации личности можно и нужно считать педагогически запущенными, хотя современная практика воспитательной работы на это не ориентирована.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клименко В.В. Включенность (невключенность) как фактор коррекции личности трудновоспитуемого подростка II Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж, 2003. - С.34-38.

2. Клименко В.В. К проблеме изучения малой группы как организации II Социальная психология XXI столетия. - Ярославль, 2002.

3. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии II Вопросы психологии. 1985. -№1.-С. 103-109.

4. Мягков И.Ф. Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте II Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. -Воронеж, 1982. - С. 134-139.

5. Психология: словарь. - М., 1990.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Klimenko V.V. Vkljuchennost' (nevkljuchennost') kak faktor korrekcii lichnosti trndnovospituemogo podrostka [Inclusion (non-inclusion) as a factor of personality correction difficult teenagers], Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of all-Russian scientific-practical conference], Voronezh, 2003, pp. 34-38.

2. Klimenko V.V. To the problem of small group as an organization. Social'naja psihologija XXIstoletija - SocialpsychologyoftheXXIcentury, 2002. Jaroslavl', 2002 (in Russian).

3. Loginova N.A. The life of a person as a problem of psychology. Voprosy psihologii -Questionsofpsychology, 1985, no.l.pp. 103-109 (in Russian).

4. Mjagkov I.F. Clinico-psychological aspect of the pathogenesis and correction of abnormal behavior in adolescence. Psihologicheskie problemy preduprezhdenija pedagogicheskoj zapushhennosti ipravonarushenij nesovershennoletnih - Psychological problems of prevention of pedagogical neglect and juvenile delinquency, 1982. -Voronezh, 1982. - pp. 134-139.

5. Psihologija:slovar''[Psychology: the dictionary], Moscow, 1990.

Информация об авторе

Клименко Владислав Владиславович (Россия, Воронеж) - доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected].

Information about the author Klimenko Vladislav Vladislavovich (Russian Federation, Voronezh) - Associate Professor, Ph.D. of Psychology. Assistant professor of the Department of Correctional Psychology and Pedagogy. Voronezh State Pedagogical University. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.