Педагогика
УДК 37.017
доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Воднева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)
ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К
ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «HANS HASE»)
Аннотация. В статье рассматривается актуальность подготовки будущих педагогов к проектированию и реализации программ дополнительного образования. Описан опыт внедрения практико-ориентированного учебного модуля «Обучение немецкому языку с Зайчишкой Хансом» как программы дополнительного образования для дошкольников. Обозначены задачи, этапы, описаны результаты внедрения модуля.
Ключевые слова: дополнительное образование; практико-ориентированный учебный модуль; дошкольное обучение.
Annotation. The article considers the relevance of preparing future teachers for the design and implementation of additional educational programs. The experience of introducing a practice-oriented educational module «Learning German with a Bunny Hans» as an additional educational program for preschoolers is described. The tasks, stages are indicated, the results of the implementation of the module are described.
Keywords: additional education; practice-oriented educational module; preschool education.
Введение. В последнее время возрос интерес педагогов к изучению потенциала сферы дополнительного образования детей и взрослых. Исследование вопроса показало, что большинство старшеклассников (до 75%) прибегает к услугам дополнительного образования: подготовительным курсам или репетиторам, которые готовят к сдаче экзаменов, помогают лучше освоить знания по школьным предметам. Учащиеся средних классов все больше проявляют интерес к посещению кружков моделирования, робототехники, кванториумов, спортивных и военно-патриотических секций, музыкальных школ. Дошкольники и учащиеся младших классов посещают дополнительные занятия, направленные на развитие творческих и интеллектуальных способностей. Молодежь охотно посещает различные курсы, изучая иностранные языки, или осваивая дополнительную профессию; люди среднего возраста собираются в «кружки по интересам»: хор, танцы, спортивные залы; представители старшего поколения обучаются в «университетах третьего возраста». Исследование рынка дополнительных образовательных услуг подтвердило мнение специалистов информационно-аналитического портала «Педсовет», которые считают, что тенденцией времени крупных городов является девиз «образование всю жизнь». Это подразумевает смену области профессиональной деятельности человеком несколько раз в течение всей жизни, когда он реализует свою потребность регулярно что-то менять в профессиональном плане, получая новое образование, новые знания, навыки и умения. В то же время в малых городах иная ситуация: «ротация кадров очень низкая, люди могут всю жизнь работать на одном месте, ... у самих сотрудников нет потребности в обучении чему-то дополнительному» [2]. Как свидетельствует Н. Долгачева, основатель сети детских образовательных центров Kidsbrain, система дополнительного образования взрослых в регионах развивается очень медленно [Там же].
Следует отметить, что согласно Национальному проекту «Образование», к 2024 году планируется сделать доступной систему дополнительного образования и вовлечь в нее до 80% детей в возрасте до 18 лет, при этом уже к концу 2021 года в 20 регионах России планируется обеспечить возможность обучения детей на базе детских технопарков «Кванториум» [1].
Также одной из задач Федерального проекта «Новые возможности для каждого», реализуемого в рамках национального проекта «Образование», является «формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки», а «к 2024 году планируется участие не менее 20% научно-педагогических работников в реализации программ непрерывного образования, а также обучение по программам непрерывного образования как минимум 3 миллионов человек» [8].
Таким образом, значимость становления и развития системы дополнительного образования в России закреплена на законодательном уровне.
Особая роль в реализации государственных программ и национальных проектов принадлежит педагогу, что обуславливает актуальность его опережающей подготовки [3; 4; 9].
Изложение основного материала статьи. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определено как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [7]. Различают общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности человека, способствует повышению его культурного и интеллектуального уровня. Профессиональное дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, уже имеющих профессиональное образование. В законе «Об образовании в Российской Федерации» также сказано, что повышение квалификации подразумевает обновление знаний и навыков лиц, уже имеющих профессиональное образование, которое необходимо им в связи с повышением требований к уровню их квалификации. Профессиональная переподготовка включает приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых
для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования [Там же].
Кто может осуществлять дополнительное образование? Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года был утвержден Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (№ 298н), который регламентирует деятельность педагога дополнительного образования. Так, педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по укрупненным группам направлений и специальностей «Образование и педагогические науки» или другим специальностям, но с обязательным получением дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Согласно требованиям, предъявляемым данным Профстандартом к педагогу дополнительного образования, он должен не только уметь организовать деятельность слушателей по дополнительной образовательной программе, но и проектировать и разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы. К этому относится организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, определение педагогических целей и задач целевой группы, планирование занятий, разработка планов досуговых мероприятий, системы оценки достижения планируемых результатов освоения программы, ведение документации, создание соответствующих организационно-педагогических условий и др. [5].
Так, одним из направлений подготовки бакалавров - педагогов дополнительного образования является направление 44.03.01 «Педагогическое образование». ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» осуществляет подготовку педагогов по различным профилям, в том числе по профилю «Иностранные языки».
В 2017 году Псковский государственный университет в рамках договора с Немецким культурным центром им. Гете начал реализацию проекта «Deutsch mit Hans Hase in Kindergarten und Vorschule» («Немецкий язык с Зайчишкой Хансом в детском саду и подготовительной школе»).
Данная программа была разработана венгерскими методистами Э. Морвай и Б. Вереш для детей в возрасте 4-6 лет, начинающих изучать немецкий язык в игровой форме.
В качестве основной цели авторы рассматривали развитие личности ребенка средствами иностранного языка, обращая особое внимание на формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к иностранному языку и иноязычной культуре.
Авторами программы был предложен полный комплект дидактических материалов, включающий программу курса и методические рекомендации для учителя с поурочными и пошаговыми указаниями и рекомендациями, набор тематических плакатов и сюжетных картинок, карточек, рабочих листов и раскрасок, а также аудиоматериалы.
С целью реализации данного проекта в ПсковГУ был разработан практико-ориентированный учебный модуль в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания иностранному языку». Данный модуль был интегрирован в структуру педагогической практики и носил рассредоточенный характер в соответствии с условиями реализации проекта.
Основными участниками проекта стали студенты 3 и 4 курсов, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Иностранные языки».
Актуальность разработки и включения данного модуля в профессиональную подготовку будущих учителей иностранного языка определялась следующими факторами:
- необходимость расширения зоны популяризации немецкого языка в Псковском регионе;
- наличие организационно-методических условий;
- готовность педагогического сообщества к внедрению иностранного (немецкого) языка в дошкольное образование;
- необходимость включения в иноязычное образование дошкольные образовательные учреждения;
- расширение возможностей дополнительного профессионального образования для педагогов;
- растущая потребность у родителей в обучении детей немецкому языку;
- потребность в подготовке педагогов, в том числе педагогов дополнительного образования, для работы в детских дошкольных учреждениях.
Приступая к подготовке реализации данного проекта необходимо было разработать программу модульного курса. Сущность модульного обучения, по мнению E.H. Солововой, состоит в том, что «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» [6, с. 198].
Стратегической целью данной программы является подготовка студентов к профессиональной деятельности по обучению немецкому языку дошкольников, где одной из важных задач является научиться проектировать и реализовывать программы дополнительного образования в соответствии с запросами потребителя образовательных услуг.
Спецификой данного курса можно считать его практико-ориентированный характер, позволяющий осуществлять комплексное овладение методической компетенцией учителя иностранного языка. Под методической компетенцией учителя иностранного языка мы вслед за Н.В. Языковой и С.Н. Макеевой понимаем «способность и готовность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения иностранным языкам, связанных с формированием иноязычной коммуникативной компетенции, образованием, воспитанием и развитием учащихся» [9, с. 31].
В качестве основных задач в реализации данного модуля выступают следующие методические умения:
рефлексивно-гностические:
- изучать индивидуальные, субъектные и личностные характеристики дошкольника, их интересов и отношений к иностранному языку;
- оценивать эффективность собственной педагогической деятельности, объяснять причинно-следственные связи удач и неудач при решении методических задач;
- осуществлять анализ методических материалов с целью их рационального использования в конкретных условиях учебной ситуации;
- замечать затруднения у учащихся и корректировать свою деятельность с учетом изменяющихся факторов;
проектировочные:
- конструировать поурочные планы в соответствии с программой обучения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучающихся;
- выбирать оптимальные способы и приемы ознакомления с учебным материалом на основе принципов коммуникативной направленности, ситуативности и сознательности процесса усвоения;
коммуникативно-обучающие:
- вести урок на иностранном языке, адаптируя свою речь в зависимости от уровня обученности группы;
- организовывать общение дошкольников в парах и группах.
На начальном этапе проектирования данной программы была составлена лингводидактическая карта освоения курса, которая включала следующие этапы:
1. Организационный.
На данном этапе было проведено предварительное собеседование с руководителями ДОУ и родителями детей - участниками программы, которые подтвердили необходимость и готовность в реализации данного проекта, а также актуальность и своевременность данного курса.
Важной частью данного этапа было знакомство родителей с преимуществами раннего обучения иностранному языку, а также представление содержания и структуры программы «Немецкий язык для детей с Зайчишкой Хансом», регламента обучения и ожидаемых результатов.
2. Содержательный.
На данном этапе кураторами данного проекта - преподавателями кафедры немецкого языка ПсковГУ была разработана лингводидактическая карта освоения курса, которая включала в себя следующие блоки:
Блок 1.
- изучение теоретического материала по раннему обучению иностранным языкам на он-лайн платформе Гете - института;
- выполнение заданий на контроль пройденного материала;
- просмотр обучающих видео по апробации материалов проекта;
- разработка и презентация индивидуальных и групповых творческих заданий с последующим коллективным обсуждением;
- рецензирование предложенных дидактических материалов.
Блок 2.
- обсуждение учебно-методического комплекта;
- знакомство с аутентичными материалами;
- лингводидактический анализ тематических блоков;
- выявление возможных методических трудностей;
- апробация фрагментов занятий.
3. Практический.
Практический этап реализации проекта проходил в течение четырех месяцев. В соответствии с концепцией проекта студенты апробировали материалы курса в группах дошкольников на протяжении 30 часов. В программе «Немецкий язык с Зайчишкой Хансом» приняли участие 45 детей Центра развития ребенка № 55 «Загадка» (г.Псков) в возрасте 5-6 лет и 17 студентов ПсковГУ.
Согласно правилам проекта, студенты проводили занятия в парах, где один студент исполнял роль главного героя проекта - Зайчишки Ханса, а второй студент исполнял функции педагога - помощника.
Данная программа создана авторами на основе принципов развивающего обучения с элементами театральной педагогики, широкого использования наглядности, а также с использованием нарративного подхода и метода полного физического реагирования (Total Physical Response) Дж. Ашера.
В игровой форме, полностью погружаясь в языковую среду, дети овладевают чужим языком в той же последовательности, что и родным языком - слушание, понимание, выстраивание ассоциаций с предметом, произнесение. Особую ценность в таком обучении имеет эмоциональная комфортность в восприятии чужой речи, которая способствует скорейшей когнитивной адаптации дошкольника.
Основной формой подведения итогов реализации данной программы стало проведение открытого занятия для родителей и педагогов, а также вручение сертификатов и подарков всем участникам.
4. Рефлексивный.
По завершению учебного модуля было проведено анкетирование среди студентов и родителей, позволяющее сделать вывод об эффективности данного проекта.
Так, при опросе родителей 72% из них отметили, что программа вызывала большой интерес у ребенка и желание продолжать обучение, родители 69% детей отметили улучшение памяти у своего ребенка, 68% -повышение концентрации внимания. Лишь 10% родителей отметили незначительный интерес к немецкому языку у ребенка, а 18% не заметили никакого влияния на когнитивные и познавательные способности ребенка.
Выводы. Результаты проведенного анкетирования среди студентов подтвердили необходимость включения данного модуля в структуру учебного курса и педагогической практики. Среди основных положительных моментов студенты отметили следующее: повышение уровня готовности к педагогической деятельности (67%), овладение новыми методическими приемами (64%), положительные эмоции от общения с детьми (93%), возможность работать в парах (71%), наличие дидактических материалов (56%). К числу трудностей студенты отнесли невозможность использовать русский язык на занятии (91%), отсутствии методической гибкости при решении учебной задачи (78%), организационные трудности (43%).
Организация и участие в представленном проекте позволяет выделить следующие преимущества всем его участникам:
Вузам:
- расширение международного партнерства;
- разработка и внедрение актуального модуля в дополнение к учебному плану;
- содействие увеличению числа студентов, изучающих немецкий язык;
- практическое применение разработанных учебных материалов;
- осуществление подготовки педагогов дополнительного образования.
Дошкольным образовательным учреждениям:
- повышение престижа образовательного учреждения за счет представления дополнительных образовательных возможностей для развития ребенка (языковое, социальное, интеллектуальное и межкультурное образование и воспитание детей);
- развитие международного компонента деятельности;
- гарантии качества программы обучения в детском саду посредством методического и педагогического сопровождения и консультирования студентов;
Региональным центрам дополнительного профессионального образования:
- расширение спектра предлагаемых программ с полным комплектом методических материалов;
- повышение статуса немецкого языка в регионе.
Таким образом, гибкость федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование» позволяет включение в образовательные программы модулей, которые позволяют готовить не просто учителей-предметников, а еще педагогов дополнительного образования, способных изучать образовательные потребности общества, проектировать и реализовывать имеющие спрос на рынке образовательных услуг программы дополнительного образования.
Литература:
1. Национальный проект «Образование» 2019 г. - 2024 г. - Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/
2. Педсовет. Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс]: URL: https://pedsovet.org
3. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Педагогический вестник. 2018. № 2. С. 28-31.
4. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.
5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» - Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/
6. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 336 с.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. - Официальный сайт компании КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». - Официальный сайт компании КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308
9. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Тращенкова С.А. Стратегии становления педагогического мастерства современного учителя // Профессиональное мастерство современного педагога. Ульяновск, 2016. С. 108-116.
10. Языкова Н.В., Макеева С.Н. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете. - М.: ТЕЗАУРУС, 2015. - 288 с.
11. Deutsch mit Hans Hase - in Kindergarten und Vorschule. E.Morvai, B.Veress, Goethe-Institut München, 2011.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат технических наук, доцент Емченко Елена Анатольевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат технических наук Стреляная Юлия Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); кандидат технических наук, доцент Сазонов Сергей Евгеньевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)
НЕКОТОРЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые методические особенности лекционного обучения, его достоинства и недостатки, отдельные проблемы совершенствования учебного процесса с учетом интуитивного и образного мышления обучаемых, значимость лекционного курса в учебном процессе, критерии оценки качества лекций. Рассматриваемые фрагменты специфики лекционного обучения являются дискуссионными. Успешное разрешение рассматриваемого вопроса во многом будет зависеть от творческого участия в его разработке преподавателей всех уровней.
Ключевые слова: формы обучения, лекционный курс, критерии оценивания, качество преподавания, специфика восприятия.
Annotation. The article considers some methodological features of lecture training, its advantages and disadvantages, some problems of improving the educational process taking into account the intuitive and imaginative thinking of students, the importance of the lecture course in the educational process, the criteria for assessing the quality of lectures. The considered fragments of the specifics of lecture training are debatable. The successful resolution of this issue will largely depend on the creative participation of teachers at all levels in its development.
Keywords: forms of education, lecture course, evaluation criteria, quality of teaching, specific perception.
Введение. Лекционное преподавание, как метод обучения, начало формироваться в средневековых университетах Западной Европы и к началу двадцатого века в системе обучения в высшей школе превратилось в монопольное. Уже тогда многие известные педагоги подвергали критике лекционный метод, считая его пассивным и малопродуктивным, приучающим студентов к некритическому восприятию чужих