Научная статья на тему 'ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / ИЛЛЮЗИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ЖАН БОДРИЙЯР / МАСС-МЕДИА / МЕЛАНХОЛИЯ / МИСТИФИКАЦИЯ / ОБРАЗ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / РЕАЛЬНОСТЬ / СИМУЛЯКР / СИМУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблокова Наталия Игоревна, Куткин Владимир Семенович

В представленной статье на основе социально-философского анализа кратко и емко проиллюстрированы основные идеи популярного не только в постсоветской России, но и во многих других странах современного мира французского философа-постмодернирста Жана Бодрийяра (27.07.1929 - 06.03.2007). Внимание авторов акцентировано, прежде всего, на таких введенных этим мыслителем в философский, научный и повседневный оборот понятиях, как «симулякр» и «гиперреальность». Авторы доказательно аргументировали, что творчество Ж.Бодрийяра помогло множеству людей из самых разных уголков Планеты понять и обрести свою подлинную (не мистифицированную) сущность, взыскательно взглянув на их повседневность с позиции постмодернистской рефлексивной «оптики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE WORLD OF HYPERREALITY TO THE WORLD OF AUTHENTIC REALITY

In the presented article on the base of socio-philosophical analysis briefly and succinctly illustrates the basic ideas of the popular not only in post-Soviet Russia, but also in many other countries of the modern world of the French philosopher-postmodernist Jean Baudrillard (07.27.1929 - 03.03.2007). The attention of the authors is focused primarily on such concepts, introduced by this thinker into philosophical, scientific and everyday use, as «simulacrum» and «hyperreality». The authors convincingly argued that the creation of J. Baudrillard helped many people from all over the places of Planet to understand and find their authentic (not mystified) essence, having exacted a look at their everyday life from the position of postmodern reflexive «optics».

Текст научной работы на тему «ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

16. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11)

16.1. ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

©Яблокова Наталия Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»

(в2апа(аИ@дтаИ. сот

©Куткин Владимир Семенович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»

(в2апа(аИ@дтаИ. сот

Аннотация: в представленной статье на основе социально-философского анализа кратко и емко проиллюстрированы основные идеи популярного не только в постсоветской России, но и во многих других странах современного мира французского философа-постмодернирста Жана Бодрийяра (27.07.1929 - 06.03.2007). Внимание авторов акцентировано, прежде всего, на таких введенных этим мыслителем в философский, научный и повседневный оборот понятиях, как «симулякр» и «гиперреальность». Авторы доказательно аргументировали, что творчество Ж.Бодрийяра помогло множеству людей из самых разных уголков Планеты понять и обрести свою подлинную (не мистифицированную) сущность, взыскательно взглянув на их повседневность с позиции постмодернистской рефлексивной «оптики».

Ключевые слова: гиперреальность; иллюзия; информация; Жан Бодрийяр; массмедиа; меланхолия; мистификация; образ; постмодернизм; реальность; симулякр; симуляция; социализация; терроризм.

ВВЕДЕНИЕ

Постмодернизм - феномен не только философии, но и культуры, возникший во второй половине прошлого века. Чтобы ясно понимать, что представляет собой постмодернизм, в том числе в философии, процитируем суждение одного из известных исследователей данного феномена - Р. Аппиньязи: «Исторически совершенное всегда находится в противостоянии с тем, что было непосредственно перед ним. В этом смысле можно утверждать, что современное (модерновое) всегда является «пост-чем-то» (здесь и далее выделено Р.А.). Модерн заканчивается в противостоянии с самим собой и просто неизбежно становится постмодерном. Столь причудливая логика превращения в постмодерн кроется в самом значении латинского слова modo - «прямо сейчас». Таким образом, постмодерн буквально означает «после того, что было только что»... Итак, что же такое постмодерн? Вне всяких сомнений, он представляет собой часть модерна. Все, что уже было, пусть даже только вчера. должно подвергаться сомнению. Таким образом, постмодернизм представляется не смертью модернизма, а модернизмом в момент его зарождения, и этот момент переходит в его постоянное состояние» [1, с.19].

Исходя из установки постмодернизма, что невозможно выстроить единую философию, «уместно вести разговор не о философии постмодернизма, а о ситуации постмодернизма в философии» [6, с.56].

ТЕМА РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Ж. БОДРИЙЯРА

Одна из тем, поднимаемых в постмодернизме, тема реальности, которой было уделено много внимания в работах Ж. Бодрийяра.

27 июля этого года исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого французского философа-постмодерниста Жана Бодрийяра. Некоторые исследователи его творческого наследия называют Ж. Бодрийяра великим мистификатором современности, другие -

выдающимся разоблачителем иллюзий, в которые на рубеже ХХ-ХХ1 вв. «погрузилось» Человечество. Сам философ отрицал свою причастность к постмодернизму. Тем, кто называет его постмодернистом, он ответил в интервью с Гейном (1993): «.Постмодернизм, как мне кажется, в изрядной степени отдает унынием, а то и регрессией. Это возможность мыслить все эти формы через своеобразное смешение всего со всем. Я не имею с этим ничего общего» [4; с. 154-155].

Одна из главных его работ: «Симулякры и симуляции» [3]. В ней мыслитель аргументировал, что предметно-изобразительно-описательный образ (символ, знак и т.п.) проходит в своем развитии четыре последовательные стадии:

1. Первоначально он отражает «фундаментальную реальность», это, по Бодрийяру, «доброкачественное» проявление образа, когда последний репрезентирует реальность, и эта репрезентация имеет сакральный характер;

2. Затем он «маскирует и искажает фундаментальную реальность», а проявление образа имеет злокачественный, вредоносный характер;

3. Далее он «маскирует отсутствие фундаментальной реальности», сам образ - только вид проявления, а репрезентация носит характер чародейства;

4. И, наконец, он «вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности», когда наличествует лишь симулякр (подобие нечто), который обнаруживается, когда стираются четкие границы между бытием и его отображением с помощью образов (символов, знаков и т.п.). «Речь идет уже не о проявлении чего-либо, а о симуляции» [3, с.11-12].

Атрибутивным признаком эпохи постмодерна Ж. Бодрийяр считал ощущение утраты реальности и именовал ее эрой гиперреальности, фундамент которой -симуляция, исходящая «из утопичности принципа эквивалентности, из радикальной негации знака как цен-

ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Яблокова Н. И., Куткин В. С.

ности», охватывающая и крушащая «всю структуру репрезентации, превращая представления в симулякр самого себя» [3, с.11 ].

СИМУЛЯКРЫ

Структурные элементы гиперреальности - симуляк-ры, т.е. знаки, образы, символы, иные симулятивные явления и процессы. Реальность, таким образом, подменяется симуляцией, в основе которой «порождение моделей реального без оригинала и реальности» [3, с. 5]. В итоге симулякры предшествуют реальности (прецессия симулякров), которая подменена знаками. В симуляции уже невозможно отличить истинное от ложного. «Болен или не болен симулянт, который демонстрирует «истинные симптомы»»?» [3, с. 8]. Истина становится излишней, так как нет критериев отличить истинное от неистинного. Находясь внутри мира симу-лякров, человек верит в их «истинное» (соотнесенное с реальностью) существование, не осознавая, что это всего лишь знаки, символы.

Ж. Бодрийяр разработал концепцию трех порядков симулякров:

1. Копии,

2. Функциональные аналоги,

3. Собственно, симулякры.

К последним он относил, в частности, денежные знаки, общественное мнение, модные увеселительные заведения, к примеру, Диснейленд, который «существует для того, чтобы скрыть, что Диснейлендом на самом деле является «реальная» страна - вся «реальная» Америка (примерно так, как тюрьмы служат для того, чтобы скрыть, что весь социум во всей своей полноте, во всей своей банальной вездесущности является местом заключения)» [3, с. 21]. Симулякр, тем самым, определенным образом репрезентирует «истинную» реальность.

Симуляция пронизывает все процессы социальной реальности, включая коммуникативные связи и отношения. В мире симулякров люди перестают интересоваться друг другом. Они начинают общаться через различные общества и клубы. «Всюду восстанавливают утраченные способности, или деградирующие тела, или потерянную коммуникабельность, или утраченный вкус к еде» [3, с. 23].

При этом не иллюзорное, а подлинное бытие становится излишним, так как его образы латентно плодятся, скрещиваясь друг с другом без какой-либо логической связи с реальностью. Используя марксистскую терминологию, Ж. Бодрийяр отмечает, что «общественно-политическая надстройка здесь обусловливает свойства экономического базиса, трудовые отношения направлены не столько на производство необходимых материальных, иных благ, сколько на целенаправленную (в негативном ключе) социализацию их участников» [3, с. 36-37]. Вся социальная реальность пронизана симулякрами. Общаясь друг с другом, люди не понимают, что в этом общении подлинное, а что навязано миром симулякров.

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ

Формированию и дальнейшему развитию гиперреальности в значительной степени, по мнению Ж. Бод-рийяра, способствовали современные массмедиа, особенно электронные (телевидение, радио, Интернет), которые он подверг резкой критике. Он критикует СМИ и официальные источники информации за то, что они не отражают реальные события, а лишь поддерживают «иллюзию событийности, реальности целей,

объективности фактов», а «все кадры новостной «кинохроники» производят мрачное впечатление китча, ретро и порно одновременно» [3, с. 59].

Разоблачая то, что пишут и говорят в порыве вдохновения о якобы конструктивной и позитивной для личности и общества деятельности массмедиа различного рода «эксперты», мыслитель задается риторическим вопросом: «О чем еще мечтают СМИ, как не о том, чтобы вызвать событие одним лишь своим присутствием? ...Такова логика симулякров» [3, с. 79]. В результате Человечество попадает в мир, «в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла» [3, с. 109]. Отметим, что данное утверждение Бодрийяра приложимо ко всему информационному обществу, в котором происходит лавинообразное нарастание информации, весьма часто бессмысленной.

Именно СМИ формируют образ реальности, который, собственно, и называется гиперреальностью. Через СМИ навязываются предпочтения, мода, вкусы. Принимая все это, человек попадает в плен иллюзий, что это его предпочтения, его вкусы, не замечая подмены.

Полемизируя с одним из ведущих специалистов в сфере теории и практики современных информационно-коммуникационных технологий М. Кастельсом [5], Ж. Бодрийяр отмечал: «Социализацию повсеместно измеряют через восприимчивость к сообщениям СМИ. Десоциализированным, а фактически асоциальным является тот, кто недостаточно восприимчив к медиа... Это альфа и омега нашей повседневности, без которых рухнул бы авторитет нашей социальной организации. И, однако, факт состоит в том, что он таки рушится, причем именно по этой самой причине: там, где, как мы полагаем, информация производит смысл, происходит обратное» [3, с. 110-112]. В конечном итоге, философ делает вывод, что информация «пожирает» не только собственный контент, но и коммуникацию, да и все социальное. Причем происходит это по следующим причинам: «информация исчерпывает свои силы в инсценировке коммуника-ции.За этой инсценировкой интенсификации коммуникации, массмедиа, информации усиленными темпами продолжается непреодолимая деструктурация социального [3, с. 110-112]. Все это и ведет к тому, что информация разлагает смысл, а также само социальное, «превращает их в некую туманность, обреченную вовсе не на прирост нового, а, наоборот, на тотальную энтропию» [3, с. 110-112].Создаваемая через симуляк-ры «реальность» не представляет собой единое целое, это - «завораживающая пустота».

Ж. Бодрийяра часто критиковали, с одной стороны, за пессимистическую оценку перспектив эволюции капиталистической системы общественных отношений в целом, не дающей основной массе людей, постоянно подвергаемых манипулятивному воздействию тех же массмедиа, хоть какую-то надежду на адекватное восприятие реальности и возможность ее позитивного изменения. С другой стороны, он подвергался критике и за выдвижение идей нигилизма, радикализма и даже терроризма, способных, по его мнению, изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. В частности, 04.01.1991 вышла в свет статья Ж. Бодрийяра «Войны в Заливе не будет», где он проанализировал функционирование СМИ в процессе подготовки войны США против Ирака в Персидском заливе 1991 года. Данную публикацию пролонгировали статьи «Война в Заливе на самом деле происходит?» (28.02.1991) и

«Войны в Заливе не было» (29.03.1991). Несколько измененный авторский вариант указанных публикаций [2; с. 13-94] в очередной раз сфокусировал внимание философской, научной общественности на феномене современных массмедиа, подменяющих реальные события симулякрами. В социуме задались вопросом: что же тогда, на самом деле, случилось в 1991 году в Персидском заливе? «А был всего лишь ее гиперреальный образ на телевизионных экранах. Реалии военных кампаний прошлого были подменены массированным, избыточно-насыщающим воздействием средств массовой информации со всей их бесконечной болтовней про «умные бомбы» и «несущественном сопутствующем ущербе». Военачальники, политики, комментаторы, читатели газет и телезрители оказались подключенными к огромной дезинформационной игре - симулякру» [1; с. 134-135].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что касается тезиса о том, что Ж. Бодрийяр, так или иначе, декларировал идеи нигилизма, радикализма и даже терроризма, с этим трудно не согласиться. Вероятно, действующая система капиталистических общественных отношений ассоциировалась у него не только с моральными уродствами и деградацией «всего со всем», но и с небывалыми вызовами, угрозами, опасностями для Человечества. «Капитал никогда не был связан договором с обществом, над которым он властвует, - писал мыслитель. - Капитал - это чародейство общественных отношений, это вызов обществу, на который и отвечать надо соответственно. Капитал - это не скандал, который следует обличать с позиций моральной или экономической рациональности, это вызов, который надо принять согласно символическому закону» [3, с. 25].

Перечисленное обусловливает меланхолию, определяемую Ж. Бодрийяром как «жестокая неудовлетворенность, которая характеризует нашу перенасыщенную систему. Однажды надежда уравновесить добро и зло, истинное и ложное и даже противопоставить друг другу некоторые ценности одного и того же порядка, как и более общая надежда на какое-то соотношение сил и какую-то цель, исчезла без следа. Система слишком сильна. Она и властвует» [3, с. 212]. И для того, чтобы не дать ей обрести абсолютный контроль над личностью и обществом, «можно прославлять ухищрения желания, создавать революционную мик-рологию повседневности, прославлять молекулярный дрейф или даже создавать апологию кухни. Но это не решает насущной необходимости нанести вполне определенное поражение системе. Это может сделать лишь терроризм» [3, с. 212].

В связи с анализом понимания Ж. Бодрийяром реальности можно сделать парадоксальный вывод: с одной стороны, он утверждает о подмене первоначальной «объективной» реальности реальностью си-мулятивной, но, с другой стороны, само творчество этого философа помогло многим людям из самых разных стран современного мира понять и обрести свою подлинную (не мистифицированную) реальность, взыскательно взглянув на их повседневность с пози-

ции постмодернистской рефлексивной «оптики». Оно также вдохновило североамериканских кинематографистов Эндрю и Лоренса Вачовски на создание ставшего культовым кинофильма «Матрица (Matrix)», впервые вышедшего в свет в кинопрокате США 31.03.1999 и положившего начало целой трилогии кинофильмов. В одном из эпизодов указанной трилогии главный герой - хакер по прозвищу «Нео» извлекает из книги Ж. Бодрийяра «Симулякры и симуляция» компьютерный диск с информацией, прогнозирующей будущее Человечества, где бытие подавляющего большинства представителей биологического вида «Homo sapiens» - симуляция по типу маскировки и искажения фундаментальной реальности, чудовищное, мизантропическое «творение» Искусственного Интеллекта (ИИ), произведенное для того, чтобы поработить население Земного шара и использовать для своих витальных потребностей энергетический потенциал человеческих тел. В действительности так все и происходит. Потрясенный этим процессом, Нео становится активистом движения сопротивления диктатуре ИИ вместе с другими индивидами, не покоренными гиперреальностью.

По нашему мнению, кинофильм «Матрица» - это не только образец постмодернистского искусства, но и достойное общественное признание философских идей Ж. Бодрийяра. Ведь мыслитель неоднократно отмечал критическую и терапевтическую функции, как философии в целом, так и искусства в частности, по возвращению индивидов из мира гиперреальности в мир подлинной реальности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,43%.

Список литературы:

1. Аппиньянези Р. Знакомьтесь: Постмодернизм. - СПб.: Издательство «Академический проект», 2004. - 176 с.

2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было (сборник) [оригинальные издания «L'espirit du terrorisme» 2002 г., «La guerre du Golfe n'a pas eu lieu» 1991 г. и др.] /Перевод с французского А.В.Качалова. - М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016. - 224 с. С.13-94.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции = Simulacres et simulation [оригинальное издание 1981 года] /Перевод с французского А.В.Качалова. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2017. - 240 с.

4. Какой смысл философу верить в реальность?: Беседа с Джерри Култером /Беседу провел А.В.Дьяков //Хора: журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2009. - №2. К 80-летию со дня рождения Жана Бодрийяра. - С.148-163; Электронный ресурс: http: //www.jkhora.narod.ru/2009-02-11.pdf (дата обращения - 10.08.2019).

5. Кастельс М. Власть коммуникации. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. - 591 с.

6. Система гуманитарного и социально-экономического знания /Под рук. и общ ред. С.А.Хмелевской. - М.: Пер сэ, 2001. - 752 с.

ИЗ МИРА ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ В МИР ПОДЛИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Яблокова Н. И., Куткин В. С.

FROM THE WORLD OF HYPERREALITY TO THE WORLD OF AUTHENTIC REALITY

©Yablokova Natalia I., doctor of philosophical sciences, professor, professor of chair of philosophy Place of employment: FSBEIHPE MSTU «STANKIN»

[email protected]

©Kutkin Vladimir S., PhD in Philosophy, docent, docent of chair of philosophy Place of employment: FSBEI HPE MSTU «STANKIN»

[email protected]

Abstract: in the presented article on the base of socio-philosophical analysis briefly and succinctly illustrates the basic ideas of the popular not only in post-Soviet Russia, but also in many other countries of the modern world of the French philosopher-postmodernist Jean Baudrillard (07.27.1929 - 03.03.2007). The attention of the authors is focused primarily on such concepts, introduced by this thinker into philosophical, scientific and everyday use, as «simulacrum» and «hyperreality». The authors convincingly argued that the creation of J. Baudrillard helped many people from all over the places of Planet to understand and find their authentic (not mystified) essence, having exacted a look at their everyday life from the position of postmodern reflexive «optics».

Keywords: hyperreality; illusion; information; Jean Baudrillard; mass media; melancholy; hoax; form; postmodernism; reality; simulacrum; simulation; socialization; terrorism.

Reference list:

1. Appignanese R. Meet: Postmodernism. - St. Petersburg: Publishing House «Academic Project», 2004. - 176 p.

2. Baudrillard J. Spirit of terrorism. There was no war in the gulf (collection) [original editions of the «L'espirit du terrorisme» 2002, «La guerre du Golfe n'a pas eu lieu» 1991, etc.] /Translation from fr. by A.V.Kachalov. - M.: RIPOL Classic Group of Companies LLC, 2016. - 224 p. P.13-94.

3. Baudrillard J. Simulacra and simulation = Simulacre et simulation [original 1981 edition] /Translation from fr. by A.V.Kachalov. - M.: «POSTUM» Publishing House, 2017. - 240 p.

4. What is the meaning of the philosopher to believe in reality?: Conversation with Jerry Coulter /Conversation conducted by A.V.Dyakov //Chora: journal of modern foreign philosophy and philosophical comparative studies. - 2009. -№2. On the occasion of the 80th birthday of Jean Baudrillard. - P.148-163; [Electronic resource]: http: //www.jkhora. narod.ru/2009-02-11.pdf (accessed date - 08.10.2019).

5. Castells M. Power of communication. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2017. - 591 p.

6. The system of humanitarian and socio-economic knowledge /Hand. and commonly ed. S.A.Khmelevskaya. -M.: Per se, 2001 - 752 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.