Гиперреальность, симулякры и симуляции в виртуальном пространстве как феномен «антисоциальной» теории Жана Бодрийяра
УДК 316.2 DOI 10.26425/2658-347X^019-1-39-45
Получено 04.03.2019 Одобрено 18.03.2019 Опубликовано 17.05.2019
Новиков Владимир Геннадьевич
Д-р социол. наук, заместитель начальника Научно-организационного управления, ФГБУ «Российская академия наук», г. Москва, Российская Федерация E-mail: v.g.novikov@bk.ru
Ковалева София Владимировна
Студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация E-mail: v.g.novikov@bk.ru
АННОТАЦИЯ
Предпринята попытка применить научные подходы антисоциальной теории Жана Бодрийяра, а также используемые им понятия гиперреальности, симулякров и симуляции для осмысления социальных феноменов, явлений и процессов в современном виртуальном пространстве. Предложена следующая интерпретация характеристик интернет-пространства:
а) информационно-коммуникационную сеть «Интернет» можно рассматривать в рамках концепции Жана Бодрийяра как пример антиреальности, так как в ней можно сохранить анонимность, придумать себе новую жизнь, использовать чужие фото и т.д.;
б) общение в виртуальном пространстве - это, по своей сути, симуляция общения, то есть его суррогат (симулякр); при этом прежняя контактная форма общения заменена опосредованной - коммуникация осуществляется через социальные сети и мессенджеры;
в) происходит обеднение содержания и примитивизация выражения эмоций, так как в виртуальном общении используются наборы стандартных фраз, стандартные
темы, смайлики, картинки, обмен мемами и прочие симулякры, которые вошли в повседневные социальные практики. На примере анализа результатов социологического исследовательского проекта, реализуемого в ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», проведены практические процедуры их интерпретации в рамках научной концепции Жана Бодрийяра. Так, например, выявлено, что несмотря на жизненный опыт получения респондентами в большинстве своем фейкового интернет-контента, они все же в значительной части ощущают себя комфортно в виртуальной, потенциально опасной среде. Мало того, эта среда становится для них жизненно необходимой: молодые люди выкладывают на всеобщее обозрение свою жизнь, свои мысли, желания, систему ценностей, затаенные надежды и мечты. Этот образ социальной активности становится для большинства столь необходимым элементом самореализации, что перестает быть частью этого процесса и становится самостоятельным, целостным, лежащим вне человека феноменом.
Ключевые слова
Жан Бодрийяр, антисоциальная теория, гиперреальность, симулякр, симуляция, цифровая социология. Цитирование
Новиков В.Г., Ковалева С.В. Гиперреальность, симулякры и симуляции в виртуальном пространстве как феномен «антисоциальной» теории Жана Бодрийяра//Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 1. С. 39-45.
© Новиков В.Г., Ковалева С.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная. (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)
UufoppBaa couuoAorufl / T. 2. № 1 / 2019
Hyperreality, simulacra and simulations in virtual space as a phenomenon of «antisocial» theory by Jean Baudrillard
DOI 10.26425/2658-347X-2019-1-39-45 Received 04.03.2019 Approved 18.03.2019 Novikov Vladimir
Doctor of Sociological Sciences, Deputy Head of the Scientific and Organizational Management, Russian Academy of Sciences Moscow, Russia
E-mail: v.g.novikov@bk.ru
ABSTRACT
Published 17.05.2019
Kovaleva Sofiya
Student, State University of Management, Moscow, Russia E-mail: v.g.novikov@bk.ru
An attempt has been made to apply the scientific approaches of Jean Baudrillard's anti-social theory, as well as the concepts of hyperreality, simulacra and simulation, used by him for the understanding of social phenomena, occurences and processes in the modern virtual space. The following interpretation of the characteristics of the Internet space has been proposed:
a) the Internet can be considered within the framework of Jean Baudrillard's concept as an example of antireality, since it is possible to preserve anonymity, invent a new life, use other people's photos, etc.;
b) communication in the virtual Internet is, in its essence, a simulation of communication, that is, its surrogate (simulacrum); in this case, the former contact form of communication is replaced by indirect - communication is carried out through social networks and messengers;
c) there is a depletion of content and primitivization of expression of emotions, as in virtual communication uses
a set of standard phrases, standard themes, emoticons, pictures, exchange of memes and other simulacra that are included in everyday social practices. On the example of the analysis of the results of the sociological research project, implemented at the State University of Management, the practical procedures of their interpretation within the framework of the scientific concept of Jean Baudrillard have been carried out. For example, it has been revealed, that despite the life experience of respondents in the majority of fake Internet content, they all also largely feel comfortable in a virtual, potentially dangerous environment. Moreover, this environment becomes vital for them: young people spread their lives, their thoughts, desires, value systems, hidden hopes and dreams on public display. This image of social activity becomes for the majority so necessary element of self-realization, that ceases to be a part of this process, and becomes independent, integral, lying outside the person phenomenon.
Keywords
Jean Baudrillard, antisocial theory, hyperreality, simulacrum, simulation, digital sociology.
For citation
Novikov V.G., Kovaleva S.V. Hyperreality, simulacra and simulations in virtual space as a phenomenon of «antisocial» theory by Jean Baudrillard (2019) Digital sociology, 2 (1), pp. 39-45. doi: 10.26425/2658-347X-2019-1-39-45
© The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Распространение сети «Интернет» привело к возникновению специфической формы социального пространства - виртуального пространства, обладающего специфическими характеристиками, свойствами и функциями. Эта специфичность требует тщательного социологического анализа, необходимость в котором вызвана, в первую очередь, более активным использованием символов в виртуальном пространстве в сравнении с реальным, вплоть до практически полной подмены реальной деятельности и общения их виртуальными заменителями, что приводит к неоднозначным последствиям для общества.
Среди научных концепций, в рамках которых предпринято глубокое осмысление трансформации символических аспектов в виртуальном пространстве, особое место занимает «антисоциальная» теория Ж. Бо-дрийяра, а осмысление им феноменов гиперреальности и симулякров дает богатую пищу для понимания новой символической цифровой реальности.
В нашей стране научное творчество Ж. Бодрий-яра подвергается всестороннему осмыслению, а его идеи интерпретируются различными авторами применительно к теории постмодерна (Зуева, 2015, с. 97103; Рендл, 2014, с. 144-147), изучению общества потребления (Ажимова, 2012, с. 101-110; Львов, 2013, с. 183-188), современному пониманию феномена симуляции в социальном пространстве и симулякров как конструктов современной социальной реальности сложного общества (Найденко, 2011, с. 176-179; Холодарева, 2008, с. 122-130).
Французский социолог, культуролог и философ-постмодернист Ж. Бодрийяр (1929-2007) ввел в научный оборот в качестве современного конструкта общества постмодерна термин «гиперреальность», содержанием которого считал «симуляцию чего-либо», симуляцию того, что никогда не существовало. Это перекликается с утверждениями У. Эко, который утверждал, что гиперреальность является «подлинной подделкой» (англ. the authentic fake), а П. Спарров поэтически обозначил ее как «виртуальную нереальность».
В современной научной традиции термин «гиперреальность» используют в семиотике и философии постмодернизма для описания феномена симуляции действительности, а также неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитых странах постмодернистской культуры (Аберкромби, Хилл, Тернер, 2004).
Он возник при описании распространения рекламной культуры, особенно в США, где образы и знаки стали заменять или вытеснять реальность. При этом репрезентация социального мира этой визуальной культурой ведет к тому, что подделка выглядит реальнее, чем действительность. По мысли Ж. Бодрий-яра, «гиперреальность для стороннего наблюдателя более правдива, чем истина, более очаровательна, чем
само очарование» (Кравченко, 2010). Иными словами, гиперреальность субъектам социального взаимодействия кажется более реальной, чем сама реальность, так как она идеальна и удовлетворяет всем потребностям человека.
Самостоятельный научный интерес представляет методический исследовательский аппарат Ж. Бодрийяра.
Единицами гиперреальности, которые подлежат социальной диагностике, у ученого являются симу-лякры, как знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симуля-тивные. При углубленном описании этих единиц наблюдения в рамках социологического исследования Ж. Бодрийяр ввел понятие трех порядков (фазы, видов по степени выраженности) симулякров:
- копии;
- функциональные аналоги;
- собственно симулякры.
Такой вид симулякра, как «копия» выступает в качестве «подделки» и составляет господствующий тип «классической» эпохи, от Возрождения до промышленной революции.
Следующий вид симулякров - «функциональный аналог» - связан с развитием экономического института - «производства» и составляет господствующий тип промышленной эпохи.
Наконец «симуляция», как современный вид си-мулякра, составляет господствующий тип нынешней фазы, регулируемой кодом, символом, знаком и к которому ученый относит все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют, исходя из рассматриваемой концепции по принципу символического обмена.
На бытовом уровне симулякр можно определить как копию, у которой нет оригинала. Но на уровне научного анализа это утверждение требует дополнительного пояснения. Симулякр не вымысел, а реально существующий субъект, который закрепляется в сознании человека за конкретной вещью, явлением, процессом и т.п. В силу этого симулякр отрывается в своем образе от референта и становится для нас более реальным, чем реально обозначаемый исходный объект.
Можно утверждать, что сущность симуляции по мысли Ж. Бодрийяра заключается в том, что она не обманывает, но она занимается тем, что ставит под сомнение отличия реального от вымышленного. Симулировать, в соответствии с рассматриваемым подходом, - это не делать вид, что у тебя есть что-то, чего у тебя на самом деле нет, а делать вид, что у тебя есть то, чего вообще нет на самом деле.
Основываясь на своей концепции, Ж. Бодрийяр выделил несколько примеров социальных практик, которые носят признаки гиперреальности, в частности:
- Диснейленд, в котором все идеально, и который является полным воплощением иллюзий, начиная
от сказочных построек, заканчивая высококлассным обслуживанием; люди, находясь в этой симуляции реальности, наполненной симу.лякрами - копиями реальных явлений, отлично себя чувствуют и переносят это видение на обыденную жизнь, то есть подменяют настоящее тем, что они хотят видеть;
- занятия в спортивном зале представляют собой симуляцию физической работы (человек едет в спортивный зал на машине, чтобы идти или бежать по беговой дорожке);
- здравоохранение (симуляция заботы о здоровье, так как, если бы люди заботились о своем здоровье, им бы не нужна была медицина);
- политика, которая все больше обретает форму гиперреальности; при этом партии не отстаивают и не борются за что-либо реальное, а проводят имитацию противостояния друг другу, симулируя оппозицию.
Для проверки эвристической силы «антисоциальной» теории Ж. Бодрийяра, возможностей использования понятий «гиперреальность», «симуляция» и «симуля-кры» в современном научном дискурсе, предпринята попытка провести анализ и интерпретацию первичных данных социологических исследований социальной активности молодежи в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Эти данные получены в ходе реализации в 2017-2019 гг. кафедрой социологии и психологии ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» исследовательского социологического проекта «Молодежь цифрового мира». Руководитель исследования - кандидат психологических наук, доцент С. А. Гришаева, научный консультант - доктор социологических наук, доцент М.В. Кибакин. Методы
Критерий Информация
сбора первичных данных - опрос, тестирование, самонаблюдение, фокус-группы, глубинное интервью. Всего опрошено 843 респондента из числа студентов московских вузов, представляющих жителей 17 субъектов Российской Федерации. Ошибка выборки Д = 3,2 %. Полученные данные верифицированы и размещены в научно-исследовательском архиве кафедры.
На этапе концептуализации основных понятий исследования были сформулированы следующие характеристики интернет-пространства:
- сеть «Интернет» можно рассматривать в рамках концепции Ж. Бодрийяра как пример антиреальности, так как в ней можно сохранить анонимность, придумать себе новую жизнь, использовать чужие фото и т.д.;
- виртуальное общение в сети «Интернет» - это, по своей сути, симуляция общения, то есть его суррогат (симу.лякр); при этом прежняя контактная форма общения заменена опосредованной - коммуникация осуществляется через с оциальные сети и мессенджеры;
- происходит обеднение содержания и примитивизация выражения эмоций, так как в виртуальном общении используются наборы стандартных фраз, стандартные темы, смайлики, картинки, обмен ме-мами и прочие симу.лякры, которые вошли в повседневные социальные практики.
Интенсивность нахождения в виртуальном пространстве и использования его возможностей у современной молодежи достаточно велика. Так, по результатам опроса, молодые люди «часто, практически каждый день» используют интернет-ресурсы в целях: получения информации - 92,1 % из числа
Общение
Развлечение
Оплата
Коммуникации
0 20 40 60 80 100
Источник: составлено авторами на основе исследования
Рис. 7. Интенсивность использования интернет-ресурсов молодежью, % Figure 1. Intensify of use of Internet resources by young people, %
18,5 %
74,3 %
1 - скорее да; 2 - да и нет; 3 - скорее нет; 4 - нет; 5 - да Источник: составлено авторами на основе исследования
Рис. 2. Оценка комфортности нахождения в Интернете, % Figure 2. Assessment of the comfort of being on the Internet, %
опрошенных; общения в чатах, социальных сетях -94,4%; развлечения, отдыха - 62,1 %; оплаты товаров и услуг - 23,1 %; деловых коммуникаций, отправления и получения электронной почты 65,1 % (рис. 1).
Субъективные отпущения комфортности пребывания респондентов в интернет-пространстве в соответствии с концепцией Ж. Бодрийяра означают принятие людьми социальных виртуальных феноменов в качестве «настоящих», «заменяющие реальные» явления и процессы. Для определения уровня комфортности в Интернете, цифровом мире, как антиреальности, молодым людям было предложено осуществить самооценку своего эмоционального состояния при испо льзовании его ресурсов. Анализ результатов опроса свидетельствует, что 74,3 % респондентов чувствует себя в виртуальной среде однозначно комфортно, и еще 18,5 % утверждают, что ощущают себя «скорее комфортно, чем нет». На фоне этих результатов весьма незначительным является количество тех, кто не смог четко определить свои отпущения и выбрал ответ «и комфортно и некомфортно в равной степени» (4,7 %), а также «скорее не комфортно, чем комфортно» (1,9 %), а также «не комфортно» (0,6 %), как это показано на рисунке 2.
Интерпретация по лученных данных может быть выражена в предположении, что молодые люди привыкли находиться в ненастоящей, симулированной реальности, которая для некоторых из них уже род-нее, ближе, чем реальная действительность, что является частным подтверждением теории Ж. Бодрийяра. Действительно, эта реальность легче поддается
коррекции со стороны участников, позво ляет играть те роли, которые удаются проще всего, а также выбирать более комфортную социальную среду и прерывать общение, которое представляется некомфортным.
Одновременно важно обратить внимание и на оценки респондентами других аспектов с оциальных коммуникаций в виртуальном пространстве. 74,6 % молодых людей признались, что в их опыте есть случай (случаи), когда важная информация в Интернете оказывалась неправдой (фейком, вбросом, симу.ля-кром). Скорее всего, интернет-пользователи подсознательно готовы к тому, что не вся информация является достоверной, т.к. в отличие от традиционных СМИ часть информации в сети «Интернет» не проходит ни через какие фильтры и даже не всегда четко персонифицирована.
Следовательно, несмотря на жизненный опыт получения респондентами в большинстве своем фейко-вого интернет-контента, они все же в значите льной части ощущают себя комфортно в виртуальной, потенциально опасной среде. Следуя творческой традиции Ж. Бодрийяра и его единомышленников, можно образно заключить, что «мы больше не используем интернет, это он использует нас». Молодые люди выкладывают на всеобщее обозрение свою жизнь, свои мысли, же лания, систему ценностей, затаенные надежды и мечты. Причем очень часто в сети «Интернет» выкладываются не реальные мысли и ценности, а декларируемые в этой среде ценности. Получается замкнутый круг: пользователи стремятся
соответствовать своему виртуальному окружению и преувеличивают свою значимость, в свою очередь, повышая планку, к которой надо стремиться, и так до бесконечности...
Этот образ социальной активности становится для большинства столь необходимым элементом самореализации, что перестает быть частью этого процесса, а становится самостоятельным, целостным, лежащим вне человека феноменом. Продолжая образный ряд с использованием аналогии устройства солнечной системы, сформулируем утверждение о том, что для многих молодых людей не виртуальные феномены (симулякры, симуляции, символы) являются планетами, кружащиеся вокруг их уникальной личности (аналог солнца - источника света, центрального звена системы, без которой ее просто нет). К сожалению, ряд из них превратились в планеты, которые под влиянием симулякров осуществляют свое движение по жизненному пути.
Эти выводы из результатов социологического анализа интернет-активности студенческой молодежи дополняют перечень примеров гиперреальности и симулякров, которые использовал Ж. Бодрийар для объяснения своей теории.
Следовательно, современные социологические исследования интернет-коммуникаций, как это показано выше, во многом подтверждают тезис Ж. Бодрий-ара о том, что люди все больше заменяют реальное потребление продукта, становясь сами продуктом
для продукта, становятся не наблюдателями за событием, а сами являются событием (моделью). Гиперреальность, образованная благодаря иллюзиям (появлению симулякров), стала современному молодому человеку гораздо ближе, роднее и реальнее, чем настоящая действительность.
Представляется, что идеи Ж. Бодрийяра в настоящее время очень актуальны и могут стать хорошей основой для социальной диагностики, анализа, интерпретации и социального прогнозирования процессов развития «сетевого общества», «цифровой экономики», «виртуальных коммуникаций», которые могут быть и очень полезны, и очень опасны в зависимости от множества факторов, оценить влияние которых -задача будущих исследований. В связи с этим освоение социологами его методологического и методического арсенала теории, концепций, идей и инструментария позволит более эффективно решать исследовательские и социопректные задачи преобразования социума в рамках цифровой социологии.
Таким образом, современные социологи, реализующие свои проекты в рамках цифровой социологии, вправе использовать потенциал концепции Ж. Бо-дрийара для раскрытия существенных символьных аспектов коммуникаций, структуры отношений и динамики трансформации виртуального пространства, что кроме прочего, способно придать дополнительную надежность и обоснованность формулируемых при этом выводов.
БИБЛИОГРАФИЯ
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. (2004). Социологический словарь. Пер. с англ. М., Экономика.
Ажимова Л.В. (2012). Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 3 (19). С. 101-110.
Зуева Н.А. (2015). Постмодернистские метаморфозы власти: М. Фуко и Ж. Бодрийяр Т. 17//Панорама, Москва. С. 97-103.
Кравченко С.А. (2010). Социологический постмодернизм: монография. М., Моск. гос. ин-т междунар. отношений.
Львов А.А. (2013). Ж. Бодрийяр: от производства эстетического к обществу потребления//Общество. Среда. Развитие. № 4 (29). С. 183-188.
Найденко Е.А. (2011). Жан Бодрийяр о генезисе симулякров / Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар. С. 176-179.
Рендл М.В. (2014). Жан Бодрийяр как ведущий теоретик постмодерна//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. № 1 (27). С. 144-147.
Холодарева В.И. (2008). Жан Бодрийяр: свобода как симулякр//Вестник РГГУ Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. № 7. С. 122-130.
REFERENCES
Abercrombie N., Hill S., Turner B.S. (2004), Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary], Per. s angl., Ekonomika, Moscow, Russia.
Azhimova L.V. (2012). "Zhan Bodriiyar o fenomene massovykh kommunikatsii v obshchestve potrebleniya" ["Jean Baudrillard about a phenomenon of mass communications in consumer society"], Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoi Sibiri i na Dal'nem Vostoke, no 3 (19), pp. 101-110.
Kholodareva V.I. (2008), "Zhan Bodriiyar: svoboda kak simulyakr" ["Jean Baudrillard: freedom as simulacrum"], VestnikRGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiiologiya. Iskusstvovedenie, no 7, pp. 122-130.
Kravchenko S.A. (2010), Sotsiologicheskiipostmodernizm: monografiya [Sociological postmodernism: the monograph], Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenii, Moscow, Russia.
L'vov A.A. (2013), "Zh. Bodriiyar: ot proizvodstva esteticheskogo k obshchestvu potrebleniya" ["J. Baudrillard: from production esthetic to consumer society"], Obshchestvo. Sreda. Razvitie, no 4 (29), pp. 183-188.
Naidenko E.A. (2011), "Zhan Bodriiyar o genezise simulyakrov" ["Jean Baudrillard about genesis of simulacra"], Aktual'nye voprosy sotsioguman-itarnogo znaniya: istoriya i sovremennost'. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov, pp. 176-179, Krasnodar, Russia.
Rendl M.V. (2014), "Zhan Bodriiyar kak vedushchii teoretik postmoderna" ["Jean Baudrillard as leading theorist of a postmodern"], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, no 1 (27), pp. 144-147.
Zueva N.A. (2015), Postmodernistskie metamorfozy vlasti: M. Fuko i Zh. Bodriiyar [Postmodern metamorphoses of the power M. Foucault and J. Baudrillard], t. 17, Panorama, Moscow, Russia, pp. 97-103.