Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Серия «Исторические науки». Том 2 (68), № 3. 2016 г. С. 138-145.
УДК 908:070.482:37.014.52 (477.75)
ИЗ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАВРИДЕ: К 150-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ТАВРИЧЕСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА
Агатова М. А.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected]
История церковного образования в Таврической губернии занимает важное место в исследованиях современных авторов. В Таврической епархии с самого ее создания ключевыми вопросами являлись духовно-нравственное образование детей духовенства, а также получение такого образования другими сословиями губернии. Большое место в деле образования уделялось трем главным учебным учреждениям епархии: Таврической духовной семинарии, Симферопольскому (мужскому) духовному и Таврическому епархиальному женскому училищам. В связи с этим, работая с периодическим изданием «Таврические епархиальные ведомости», мною были выявлены новые материалы по истории женского дореволюционного образования в Тавриде. Найденные материалы не были упомянуты современными исследователями. Таким образом, выявленные публикации на страницах периодических изданий Таврической епархии могут являться важным дополнением к истории создания первого в Крыму женского епархиального училища.
Ключевые слова: православие, Таврическая епархия, женское училище, воспоминания, Священный Синод.
В истории Таврической епархии заметную роль играли духовные учебные заведения, активно ведшие свою работу во второй половине XIX - начале XX веков. В 2016 году исполняется 150 лет со времени создания Таврического епархиального женского училища. История его существования насчитывает более 50 лет, с 1866 по 1920 год. За это время женское училище выпустило немало образованных педагогов, преподававших впоследствии в различных духовных и светских учебных заведениях. С 1866 года училище из небольшого женского сиро-воспитательного заведения переросло в полное образовательное семиклассное училище для девочек духовного звания, по уровню знаний и воспитанию не уступавшее женскому гимназическому образованию. В современных публикациях в основном исследованы механизмы управления и содержания епархиального духовно-учебного заведения, а также профессионально-педагогические вопросы преподавания в Таврическом женском училище. Это научные работы К. В. Шумского, Л. П. Шкарлайт, Е. В. Косты-левой [2, с. 56-69; 12; 13]. В нашей работе приводится информация о публикациях в «Таврических епархиальных ведомостях» (далее «ТЕВ»), посвященных истории училища и обойденных вниманием вышеперечисленных исследователей.
Первая публикация принадлежит преподавателю Пензенской духовной семинарии А. Троицкому и опубликована в «ТЕВ» в 1897 году в № 42-44 под названием «Из истории Таврического епархиального женского училища». Очерк составлен на основе документов синодального архива - «Дело об учреждении Симферопольского
училища девиц духовного звания», начато 29.05.1863 и окончено 3 июня 1866 года за № 31(2278). Дело, рассмотренное в данной статье, имеет полное и подробнейшее описание создания в Таврической епархии первого духовного женского образовательного заведения, а также исторические сведения о зарождении женского образования в духовном сословии России. В статье подробно приводится переписка епископа Алексия (Ржаницина) с обер-прокурором Святейшего Синода А. П. Ахматовым, секретарем ее величества императрицы Марии Александровны П. А. Морицем и другими высокопоставленными лицами.
Идея создания женских духовных училищ в 1843 году принадлежала великой княжне Ольге Николаевне, дочери Николая I, с 1864 года королевы Вюртемберг-ской. Княжна в своей записке обер-прокурору Св. Синода Н. А. Протасову, напечатанной в книге «Об училище девиц духовного звания» за 1864 год, высказывает необходимость учреждения таковых в России: «Доставление им (учащимся) хорошего воспитания не только составит благополучие их собственных семей, но будет значительно способствовать к распространению просвещения и к улучшению нравов в тех сословиях, на которые священники обыкновенно имеют большее влияние» [9, с. 1124]. За 20 лет эта задумка была успешно воплощена в жизнь, и по всей территории Российской империи стали создаваться образовательные учреждения для девочек сельских и уездных священнослужителей. К 1860 году их насчитывалось уже 25, не считая монастырских приютов. Создание училищ также было неразрывно связанно с реформой освобождения крестьян в 1861 году. Выпускницы женских духовных училищ по возвращении в свои уезды становились учительницами сельских школ и народных училищ, тем самым повышая образовательный уровень православного населения страны. Огромную роль в появлении в Таврической епархии женского училища сыграло посещение Крыма в 1863 году Императрицей Марией Александровной. Уже в феврале - мае 1863 года по ее поручению активно стал решаться вопрос о создании училища между Священным Синодом и Таврической епархией в лице Епископа Алексия (Ржаницина). В «ТЕВ» приводится переписка секретаря ее величества господина П. А. Морица с обер-прокурором Св. Синода А. П. Ахматовым, в которой секретарь императрицы подробно объяснял, как и где по поручению ее величества организовать женское училище. В письме говорится о передаче в ведение Таврической епархии земли бывшего ботанического сада Министерства госимущества со всеми имеющимися строениями. По поручению Ахматова этим вопросом стал заниматься князь С. Н. Урусов. Он переслал епископу Алексию для выбора различные уставы, среди которых наиболее приемлемым оказался Мо-гилевский устав [10, с. 1129-1133]. В статье А. Троицкого были опубликованы письма и подробнейшие изъяснительные записки епископа Алексия о состоянии дел в Св. Синод, к князю Урусову. Владыка довольно быстро нашел средства для устройства училища. Но просьба ежегодного содержания училища Св. Синодом не была удовлетворена. Также не были приняты Синодом испрашиваемые некоторые изменения в принятом уставе. Единственно, что сделал Синод, это в конце 1864 года передал Корсунский монастырь в ведение Таврической епархии. С него назначалась сумма для содержания новоустроенного училища. Расход на содержание означался суммой в 3,5 тысячи рублей в год. И 2 февраля 1866 года в праздник Сретения
139
Господня в Св. Синод поступило донесение от Преосвященнейшего Алексия о торжественном открытии Таврического сиро-воспитательного училища девиц духовного звания. В этот же день в присутствии городского духовенства и городских властей была освящена небольшая училищная церковь в честь Сретения Господня. Почетным блюстителем выбран был евпаторийский землевладелец помещик М. А. Ковалевский, воспитательница по хозяйственной части - вдова протоиерея ПетроПавловской церкви матушка Зеленкевич и еще одна воспитательница, выпускница Одесского училища Н. И. Муралевич. Учителями, по замыслу Владыки, должны были стать симферопольские священники. Однако первым учителем Таврического училища выбран был выпускник Одесской духовной семинарии священник Феодор Синицин, воспоминания которого в полной мере отражают жизнь училища в первые годы его создания [10, с. 1184-1187].
Периоду становления первого в Крыму женского духовного образовательного учреждения посвящена статья епархиального священника Федора Синицина «Мои воспоминания. По поводу исполнившегося 25-летия существования Таврического Духовного женского училища 2 февраля 1891 года», опубликованная в газете «Таврические епархиальные ведомости» в № 9 за 1891 год. Воспоминания включают в себя период с 1866 по 1869 гг., период преподавания и заведывания экономической частью в нем молодого священника Федора Синицина. После окончания Одесской духовной семинарии он был в 1865 году рукоположен в иерея Владыкой Алексием и занял место при женском духовном училище для воспитания детей таврического духовенства. Во время написания «Моих воспоминаний...» в 1891 году он являлся настоятелем Успенской церкви и благочинным Больше-Токмакского округа. Интересна публикация тем, что автор много места уделяет в ней описанию личности Преосвященного епископа Алексия (Ржаницина), первого Таврического архиерея (по факту присутствия и деятельности в новоустроенной епархии). Воспоминания повествуют о деятельности и характере Владыки, возглавлявшего кафедру с 29 августа 1860 по 28 августа 1867 гг. В течение семи лет он открыл свыше ста новых приходов, значительно активизировал деятельность монастырей, смог добиться учреждения Симферопольского духовного (мужского) и первого в Крыму женского духовного училищ. За усердные труды в Таврической епархии в апреле 1866 года был награжден орденом Св. Владимира 2-ой степени [7, с. 166]. В своих воспоминаниях отец Феодор характеризует епископа как человека сердобольного и очень хорошего хозяйственника. Владыка почти каждый день посещал училище и входил во все подробности ведения хозяйства. Он не любил спора и оправданий, надо было слушать и не возражать. Строго не допускались в училище посторонние люди. Епископ Алексей имел доброе сердце, но скудные средства училища заставляли его беречь каждую копейку. С детьми он обращался как с родными, привозил им сладости и подарки. Много Владыка пристроил сиротских девиц духовного звания, выдав их замуж за священников, дьяконов по взаимному согласию. Сам о. Феодор в начале своего служения жил в доме у архиерея и имел возможность близко общаться с Владыкой и участвовать в его делах.
Первой начальницей училища стала А. Ф. Воинова, смотревшая за порядком и преподававшая детям рукоделие. Воспитательница Н. И. Муралевич осуществляла
140
надзор над ученицами в спальном отделении, а обязанности врача бесплатно осуществлял А. Н. Преображенский. Занятия проводил по всем предметам сам отец Фео-дор. Он учил детей Священному Писанию, чтению, пению, письму, арифметике и частично географии. Автор пишет о своих чувствах, переживаниях за воспитание детей. Его день начинался так: с раннего утра он закупал провизию на целый день, с 8-ми часов шли занятия с детьми, а с 12 часов обед. Материальное положение училища, как уже говорилось, было очень печальным. Попечители Г. Брюховский, Г. Руднев, М. Ковалевский всегда откликались на просьбы Владыки помочь училищу. Р. П. Ржаницин и его жена решали текущие хозяйственные проблемы. Долгое время активно помогал в плотнических работах церковный староста, купец А. И. Зайцев. Нередко в училище присылались проштрафившиеся дьячки и псаломщики для выполнения различных хозяйственных работ. Однако бесплатные работники плохо работали и доставляли много хлопот. «Воспоминания...» батюшки красочно рисуют простой быт тогдашнего духовного училища, которое не обременяло своими материальными вопросами ни Св. Синод, ни епархиальное начальство [8, с. 389-403].
Статья Ф. Синицина, как отмечалось выше, была посвящена 25-летнему юбилею женского училища. Так к 1891 году училище уже представляло собой прекрасно обустроенное шестиклассное учебное заведение, с достаточно большим штатом учителей и учащихся. Количество последних возросло с 15 в 1866 году до 230 человек к моменту расцвета училища в 1891 году [4, с. 238; 10].
С 1878 г. началась капитальная реконструкция училища. По благословению архиепископа Гурия (Карпова, на кафедре с 1867 по 1882 гг.) решено было построить новый двухэтажный корпус для обучения и проживания воспитанниц. План здания составил епархиальный архитектор А. П. Шестаков. В начале 1877 г. проведены были заготовка материала и избрание строительного комитета. В состав комитета вошли кафедральные протоиереи Александро-Невского собора г. Симферополя Павел Троицкий и Гавриил Руднев, а так же начальница училища Ю. Ф. Артамонова и др. 18 мая этого же года состоялась закладка здания. Летом 1878 г. прекрасное двухэтажное большое здание с новыми просторными классами, столовой и красивыми видами на Симферополь торжественно освятил ректор Таврической духовной семинарии архимандрит Арсений (Брянцев), в сослужении городского духовенства и почетных гостей. Благодаря строительству нового здания число учениц с 70 возросло более чем в 3 раза, а постоянно проживающих в училище насчитывалось более 200 человек [11, с. 767-779]. В истории печатного наследия архиепископа Гурия осталось немало опубликованных его речей, посвященных выпускницам епархиального училища. В своих напутственных словах архиерей поучал своих духовных детей: как усвоенные ими полезные в жизни сведения нести в мир, словом и делом распространять свет веры и знания. В «Речи к воспитанницам женского епархиального училища 4-го курса в 1879 г.» он говорит: «.Путем осторожной христианской жизни вы верно достигните и чести, и уважения от людей, славы и благословения от Бога.Эта слава от Бога, любовь и уважение от людей, при чистой - спокойной совести и сознании исполненного долга составят ни с чем не заменимое и ни с чем не сравнимое для вас благо; в счастии - оно вам будет украшением, среди трудных об-
141
стоятельств жизни - поддержкою ослабевающему духу, утешением наболевшему сердцу» [9, с. 117-118].
В 1882 году также по завету Владыки Гурия решено было построить новую церковь. При училище с самого 1866 г. располагалась небольшая домовая церковь, размещенная в одной комнате училища и освященная в честь праздника Сретения Господня. Практически единственным помощником в ее обустройстве, вплоть до создания нового храма, являлся церковный староста, симферопольский купец А. И. Зайцев. Еще при жизни архиепископа Гурия на совете по построению храма им был сделан доклад о неизвестном благотворителе, пожертвовавшем 10 тыс. серебром на создание церкви. Этим благотворителем был сам архипастырь. Начало строительства храма и его закладка состоялась в апреле 1881 г. Пожар в старых постройках училища 10 февраля 1882 г. истребил здание со старой церковью. Новый храм почти со всех сторон примыкал к училищу, прекрасно завершая ансамбль нового корпуса училища. Иконостас в новоустроенную церковь выполнил церковный староста А. Зайцев. Однако архиепископ Гурий не смог освятить церковь. В 17 марта 1882 г. любимый всеми пастырь почил (в 2008 г. по многочисленным свидетельствам помощи святителя он был причислен к лику святых). Первого сентября 1882 г. новоустроенная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была торжественно освящена епископом Гермогеном (Добронравовым, на кафедре с 1882 по 1885 гг.). В своей речи, напечатанной в «ТЕВ» за 1882, в № 21 епископ Гермоген отметил, что религия принадлежит сердцу, а не уму, а женское начало живет сердцем. Также архиерей пожелал, чтобы служба воспитанниц после выпуска была на благо людям, которые вносили свой материальный и духовный труд в их обучение. В своей речи епископ отметил, что училище должно оставаться всегда скромным, чистым, опрятным и иметь высокий уровень образования, который оно приобрело в ходе своего постепенного становления [3, с. 1115-1025].
В Таврическом женском училище преподавалось более 10-ти различных предметов. Всемирную и отечественную историю воспитанницы изучали с четвертого класса по учебникам Д. Иловайского, С. Рождественского и С. Соловьева, причем изучение более важных исторических событий рассматривалось по дополнительным пособиям, выдававшимся из училищной библиотеки. При училище размещалась прекрасная библиотека. К 1895 г. она располагала 1000 различными наименованиями книг и пособий, в общей сложности составлявших более 3000 тыс. единиц. Помимо этого каждая ученица получала набор учебников к годовому изучению всех дисциплин. Из периодических изданий библиотека выписывала 15 богословских, 8 педагогических и 6 детских журналов и газет. Среди них популярными изданиями считались: «Богословский вестник», «Русский паломник», «Церковные ведомости», «Странник», «Русский вестник», «Русское обозрение», местная газета «Таврические епархиальные ведомости» и многие др. [5, с. 59-76].
При училище с 1887 г. действовала Образцовая начальная женская школа. Обучение в ней проходило по программе одноклассной церковно-приходской школы. Школа подготавливала на практике выпускниц училища к делу учительства в народных школах. Каждая ученица должна была провести не менее 2-х уроков в данной школе. Образцовая школа состояла из двух отделений - младшего и старшего, в
142
общем количестве 85 человек. Законоучителем школы в 1895 гг. являлся священник кафедрального собора г. Симферополя Иоанн Полетаев, а старшей учительницей -А. Осташевская [6, с. 79-82].
На благоустройство женского училища жертвовали многие начальствующие лица. Почетными блюстителями являлись многие известные крымчане: неустанный попечитель архиепископ Гурий и епископ Алексий, евпаторийский землевладелец М. А. Ковалевский, стоявший у истоков образования училища, симферопольские купцы Г. Н. Христофоров, и, А. И. Зайцев, и многие другие. Таврическое училище посещали известные начальствующие лица, таврические губернаторы, православные архиереи. В 1889 году его посетил обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев. Осмотрев корпуса и церковь, он отметил чистоту, благоустроенность и широту помещений. В училище служили и преподавали известные крымские священники: протоиереи Григорий Брюховский, Гавриил Руднев, Алексий Назаревский, Иоанн Тяжелов и др.
С 1899 года инспектором женского училища и настоятелем Покровской церкви был назначен священник Александр Зверев. Под его руководством в 1899 году была образована училищная больница. С 1866 г. должность доктора долгое время бесплатно исполнял коллежский советник А. И. Преображенский, а с 1891 г. врач -доктор медицины Н. Бетлинг. Отец Александр в том же 1899 г. получил назначение на должность председателя Совета Таврического епархиального женского училища. А с 1915 года священник участвовал в работе авторитетнейшей Таврической архивной ученой комиссии. С установлением советской власти в Крыму батюшка активно защищал интересы Русской Православной Церкви и православного населения Таврической епархии. В 1922 году о. Александр возведен был в сан епископа с именем Сергий. За годы правления советской власти он претерпел множество арестов и ссылок, издевательств со стороны большевиков, но твердо исповедовал православную веру. Расстрелян в 1937 году. Прославлен в лике святых новомучеников на Архиерейском соборе 2000 году [1, с. 1-291].
С установлением большевистской власти в Крыму училище прекратило свою деятельность. В годы революции и Гражданской войны на полуострове здание училища использовалось под госпиталь. Имеются сведения, что 27 марта 1918 года на месте этого учебного заведения по улице Вокзальной дом 5/7 располагался 180-ый полевой запасной госпиталь. К 1930 году от здания и церкви остался лишь фасад, о чем свидетельствует сохранившееся фото того времени. На месте разрушенного училища были построены помещения для Медицинского института на бульваре Ленина, 5. С 1904 г. ул. Вокзальная, в 1911 переименована в бульвар Императора Александра II. Последнее название, бульвар В. Ленина, присвоено в 1924 году и остается по сей день. Сейчас здесь продолжает работу один из авторитетнейших медицинских вузов России - Медицинская академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. На территории вуза действует храм, освященный в честь праздника Сретения Господня и известного хирурга, Святителя Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
Таврическое епархиальное женское училище, несмотря на большие трудности в своем становлении, смогло достичь высокого уровня и 54 года осуществлять подго-
143
товку квалифицированных учительских кадров для разного рода светских и духовных учебных заведений. Своему открытию училище обязано епископу Алексию (Ржаницину), который при сложном финансовом положении дел смог зажечь этот очаг культуры на Таврической земле. Благодаря неустанным трудам последующих архипастырей и священства в образовательную систему Таврической губернии был внесен большой вклад в деле духовно-нравственного образования и воспитания православного населения Крымского полуострова.
Список использованных источников и литературы
1. Доненко Н. Наследники царства. - Симферополь, 2004.
Donenko N. Nasledniki Tsarstva. - Simferopol, 2004.
2. Костылева Е. В. Профессионально-педагогическая подготовка в Таврическом женском епархиальном училище (1866-1920) // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - 2013. - Т. 26 (65), № 2. - С. 56-69.
Kostyileva E. V. Professionalno - pedagogicheskaya podgotovka v Tavricheskom zhenskom eparhialnom uchilische (1866-1920) // Uchenyie zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya «Problemyi pedagogiki sredney i vyisshey shkolyi». - 2013. - T. 26(65), № 2. - S. 5669.
3. Назаревский А. Первое сентября 1882 г. в Таврическом епархиальном женском училище // Таврические епархиальные ведомости. - 1882. - № 21. - С. 1015-1020.
Nazarevskiy A. Pervoe sentyabrya 1882 g. v Tavricheskom eparhialnom zhenskom uchilische // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1882. - № 21. - S. 1015-1020.
4. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища по учебно-воспитательной работе за 1890-1891 гг. // Таврические епархиальные ведомости. - 1891. - № 21-22. - С. 981-986.
Otchet o sostoyanii Tavricheskogo eparhialnogo zhenskogo uchilischa po uchebno-vospitatelnoy rabote za 1890-1891 gg. // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1891. - № 21-22. - S. 981-986.
5. Отчет о состоянии Таврического епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1894-1895 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. - 1896. - № 3. - С. 5778.
Otchet o sostoyanii Tavricheskogo eparhialnogo zhenskogo uchilischa v uchebno-vospitatelnom otnoshenii za 1894-1895 uchebnyiy god // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1896. - № 3. - S. 57-78.
6. Отчет о состоянии образцовой начальной женской школы при Таврическом епархиальном женском училище в учебно-хозяйственном отношении за 1894-1895 учебный год // Таврические епархиальные ведомости. - 1896. - № 3. - С. 79-82.
Otchet o sostoyanii obraztsovoy nachalnoy zhenskoy shkolyi pri Tavricheskom eparhialnom zhenskom uchilische v uchebno-hozyaystvennom otnoshenii za 1894-1895 uchebnyiy god // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1896. - № 3. - S. 79-82.
7. Русские. Всемирная серия: народы и времена. - Симферополь, 2015.
Russkie. Vsemirnaya seriya: narodyi i vremena. - Simferopol, 2015.
8. Синицин Ф. Мои воспоминания. По поводу исполнившегося 25-летия существования Таврического Духовного женского училища 2-го февраля 1891 г. // Таврические епархиальные ведомости. - 1891. - № 9. - С. 389-403.
Sinitsin F. Moi vospominaniya. Po povodu ispolnivshegosya 25-letiya suschestvovaniya Tavricheskogo Duhovnogo zhenskogo uchilischa 2-go fevralya 1891 g. // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1891. -№ 9. - S. 389-403.
9. Слова и речи Высокопреосвященнейшего Гурия, Архиепископа Таврического. - Симферополь, 1883.
Slova i rechi Vyisokopreosvyaschenneyshego Guriya, Arhiepiskopa Tavricheskogo. - Simferopol, 1883.
144
10. Троицкий А. Из истории Таврического епархиального женского училища // Таврические епархиальные ведомости. - 1897. - № 42. - С. 1129-1133. - № 43. - С. 1155-1164. - № 44. - С. 11841187.
Troitskiy A. Iz istorii Tavricheskogo eparhialnogo zhenskogo uchilischa // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1897. - № 42. - S. 1129-1133. - № 43. - S. 1155-1164. - № 44. - S. 1184-1187.
11. Т[рои]цкий П. Освящение нового двухэтажного корпуса для Таврического епархиального женского училища // Таврические епархиальные ведомости. - 1878. - № 18. - С. 767-779.
T[roi]tskiy P. Osvyaschenie novogo dvyh-etazhnogo korpusa dlya Tavricheskogo eparhialnogo zhenskogo uchilischa // Tavricheskie eparhialnyie vedomosti. - 1878. - № 18. - S. 767-779.
12. Шкарлат Л. П. Организация учебно-воспитательного процесса в Таврическом женском епархиальном училище (1871-1872г.) // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии»: сб. ст. по матер. XLVI Международной научно-практической конференции. (12 ноя. 2014 г.)
Shkarlat L. P. Organizatsiya uchebno-vospitatelnogo protsessa v Tavricheskom zhenskom eparhialnom uchilische (1871-1872g.) // «Lichnost, semya i obschestvo: voprosyi pedagogiki i psihologii»: sb. st. po mater. XLVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (12 noya. 2014 g.)
13. Шумський К.В. Духовно--навчальт заклади Тавршсько! Спархи (1859-1920 рр.): дис. .. .кандидата iw. наук: 07.00.01/ Костянтин Володимирович Шумський. - ймферополь, 2004. - 242 с.
Shumskiy K.V. Duhovno-navchalnI zakladi TavrIyskoYi EparhII (1859-1920 гг.): dis. . ..kandidata 1st. nauk: 07.00.01/ Kostyantin Volodimirovich Shumskiy. - SImferopol, 2004. - 242 s.
Agatova M. A. From the history of women's spiritual education in tavrida: to 150-anniversary of tavrida diocesan women's school // Scientific Notes of Crimean Federal V. I. Vernadsky University.
Spiritual education establishments which conducted an active work in the second half of the XIX-beginning of the XX centuries played an essential role in the history of Tavrida eparchy. In 2016 we'll celebrate 150 anniversary from the time of establishment of Tavrida diocesan women's school. Its history accounts to more than 150 years, from 1866 till 1920. During this period of time many well-educated teachers who worked then in different spiritual and secular educational establishments graduated from the women's school. When Bolshevik power was proclaimed in the Crimea the school stopped its activity. The building was destroyed and on its place Medical University which exists up to nowadays was built. In the article the information about publications in «Tavricheskie eparkhialnie vedomosti» devoted to the history of Tavrida diocesan women's school is given. These publications haven't been studied by modern scientists.
Keywords: history of the Crimea, Tavrida eparchy, women's school, recollection, bishop.
145