Научная статья на тему 'Партия и Советы: история отстранения властных органов от власти'

Партия и Советы: история отстранения властных органов от власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
906
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Партия и Советы: история отстранения властных органов от власти»

© Е.В. Булюлина, 2004

ПАРТИЯ И СОВЕТЫ:

ИСТОРИЯ ОТСТРАНЕНИЯ ВЛАСТНЫХ ОРГАНОВ ОТ ВЛАСТИ

Е.В. Булюлина

История становления советской государственности не раз являлась предметом пристального интереса отечественной науки Этот интерес вполне обоснован, так как именно в данный период времени вырабатывались новые формы и методы государственного управления. Особую актуальность приобрели эти сюжеты в 1990-е гг., в условиях обострения внимания к проблеме организации эффективной системы функционирования государственного аппарата при сломе или реорганизации старой государственной машины. Не потеряла значения эта проблема и в настоящее время.

Однако в истории государственных учреждений первого десятилетия советской власти, впрочем, как и других хронологических периодов, имеется наименее изученный аспект — история местного госаппарата, местных государственных учреждений. При этом количество источников по теме поистине огромно. Это документы местных учреждений, которыми располагают региональные архивы и центры документации.

Несмотря на то, что эти документы в основной своей массе всегда находились на открытом хранении, они были недостаточно востребованы пользователями, за исключением фондов местных органов власти, что зачастую было связано как с состоянием научно-справочного аппарата к этим документам и палеографическими особенностями источников, так и с отсутствием специальных знаний по истории государственных учреждений у потребителей ретроспективной информации. Определенная часть этих документов, прежде всего партийная документация, долгое время была исключена из научного оборота и рассекречена лить в 1990-е годы.

В рамках данной статьи предпринята попытка рассмотреть проблему становления и развития местного государственного аппарата на примере Царицынской губернии, а также про-

цесс поглощения партийными органами функций государственного аппарата.

Ликвидация старого государственного аппарата началась не в октябре 1917 г., а сразу же после падения самодержавия. Так, в Царицыне уже 1 марта 1917 г. по инициативе членов Военно-промышленного комитета на частном совещании гласных городской Думы совместно с представителями буржуазии и местной интеллигенции был создан Временный исполнительный комитет в качестве нового административного органа местного управления2.

2—5 марта 1917 г. были организованы Совет рабочих депутатов и Совет солдатских депутатов, а 16 апреля произошло их организационное объединение. Ведущую роль в установлении новой власти в городе сыграли партии кадетов, эсеров и меньшевиков. Большевики в это время находились в единой с меньшевиками Царицынской организации РСДРП, их число в ВИКе и Совете не было определяющим.

Тогда же происходил быстрый численный рост партийной организации. Если 24 марта 1917 г. в Царицынскую партийную организацию входило 62 члена, то к апрельской конференции РСДРП численность царицынских социал-демократов выросла до 700— 800 человек3.

С апреля 1917 г. обострилась борьба за влияние в Совете. 10 мая 1917 г. на общем партийном собрании произошел раскол большевиков и меньшевиков, последние отказались признать решения апрельской конференции, требовали предоставления им равного количества мест в газете «Борьба». Большинством голосов собрание утвердило большевистский состав редакции. Меньшевики в знак протеста покинули собрание.

В июне 1917 г. состоялись выборы в Царицынскую городскую Думу. Из 102 мест 39

получили большевики, 41 — меньшевики, эсеры и бундовцы, 22 места — остальные партии и беспартийные 4.

26 июля 1917 г. в Царицын прибыл отряд Корвин-Круковского, чтобы по приказу Керенского «прекратить анархию в Царицыне». Лидеры царицынских большевиков Я.З. Ерман и С.К. Минин были арестованы. 3 августа состоялось общее собрание Совета, которое высказалось за вывод отряда из Царицына, осудило аресты и закрытие газеты «Борьба».

В сентябре 1917 г. председателем городской Думы стал Ерман, городским головою — Минин, членами городской управы — три большевика. На общем партийном собрании большевиков Минин прокомментировал итоги выборов так: «Нам пришлось уступить часть управы, потому что восстановили бы против себя половину населения»5. В сентябре же прошли и перевыборы в Совет, в результате две трети мест получили большевики. 8 сентября

1917 г. были сформированы новые руководящие органы Совета — президиум и исполнительный комитет. Председателем президиума стал С.К. Минин, председателем исполкома — Я.З. Ерман. Большевики вытеснили меньшевиков из руководящего ядра Совета.

23 октября 1917 г. городской комитет РСДРП (б) принял решение о создании Революционного штаба (окончательно он был сформирован 27 октября), а 29 октября 1917 г. исполком Царицынского Совета опубликовал сообщение о переходе всей власти в городе Революционному штабу. советская власть победила в Царицыне мирным путем.

4 (17) ноября 1917 г. состоялось заседание Совета, на котором выступил возвратившийся из Петрограда Ерман, доложивший о 2-м съезде Советов. Царицынский Совет высказался за поддержку нового правительства.

6 (19) ноября 1917 г. был обнародован приказ № 1 Царицынского Совета о переходе всей полноты власти в его руки 6.

Таким образом местным административным органом новой власти стал Совет рабочих и солдатских депутатов. При нем были образованы рабочая, военная, казачья, крестьянская секции, комиссии по финансовым вопросам и продовольствию, комитет по борьбе с безработицей, совет народного хозяйства, чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. В дальнейшем были образованы отделы, количество и название которых часто менялись.

В соответствии с Конституцией РСФСР

1918 г. городские Советы в пределах своей

компетенции и территории были провозглашены высшей властью. Для текущей работы городской Совет избирал исполком.

Затем появились уездные, окружные, волостные Советы, их комитеты, комиссии и отделы.

В связи с тем, что Царицын находился в прифронтовой полосе, по приказу Реввоенсовета 10-й Армии от 16 января 1919 г. в Царицыне был создан военно-революционный комитет. В приказе говорилось: «Вся власть в городе Царицыне и его районе передается Военно-революционному комитету (ревкому) в составе: председателя — особо уполномоченного Реввоенсовета 10-й Армии т. Богати-на и членов: председателя исполкома Царицынского совдепа т. Левина, губернского военного комиссара т. Федотова, председателя Царицынского комитета РКП(б) т. Литвиненко, комиссара Царицынского железнодорожного узла и председателя Царицынской ЧК т. Павина»7. Этот приказ, по всей видимости, остался лишь на бумаге. Выступая впоследствии в прениях по отчетному докладу губ-ревкома на 1-м губернском съезде Советов, один из делегатов отметил: «Губревком конструировался по распоряжению командного совета Южного фронта, причем последним был назначен председатель, который ни разу не посетил губревком...»8.

В марте 1919 г. вновь встает вопрос о создании губревкома. 14 марта 1919 г. губрев-ком образуется в составе 9 человек: трех представителей от Царицынского горисполкома, одного — от политотдела 10-й Армии, одного — от Царицынского центрального совета профсоюзов, по одному представителю от уездов Царевского, Царицынского и Камышинского 9. На первом заседании губревкома

14 марта 1919 г. были проведены выборы президиума губревкома, временно был избран президиум в составе председателя губревко-ма Литвиненко, товарища председателя Мышкина и секретаря Ткачева 10.

Губревкому передавалась вся полнота власти в губернии: и военная, и гражданская. Он находился в подчинении Реввоенсовета 10-й Армии, одновременно подчиняясь центральной советской власти.

Царицынский губревком был создан до выхода положения ВЦИК и Совета рабочекрестьянской обороны о революционных комитетах от 24 октября 1919 г., в тот период, когда организация и формы деятельности чрезвычайных органов власти в условиях непосредственной близости фронта не были в

достаточной степени определены. Губревком не заменил советские органы, а сосуществовал с ними в виде вышестоящего органа. В Царицыне продолжал существовать горисполком, и хотя одним из первых приказов губревком объявил, что «работа губернии возложена на соответствующие отделы Царицынского горисполкома, распоряжения которых считать распоряжениями губотделов»11, поначалу во взаимоотношениях губревкома и горисполкома не было определенности. Этот факт отметил член Реввоенсовета 10-й Армии, введенный в члены губревкома в июне 1919 г.: «В Царицыне имеются горисполком и уездный исполком, деятельность которых проходит вне всякой зависимости от губревкома»12. Подтверждением этому служит письмо политотдела Реввоенсовета 10-й Армии председателю Царицынского горисполкома Р.Я. Левину от 20 октября 1919 г., в котором Реввоенсовет просит принять меры к обеспечению ревкомов на местах финансами, «не взирая на то, какой частью они организованы». Там же приводятся жалобы местных ревкомов: «Царицынский исполком не признает организованных нами ревкомов, не дает им средства и заставляет делать выборы испол-комов»13. Царицынский горисполком, в свою очередь, считал, что ревкомы должны финансироваться теми частями Южного фронта, которыми они созданы. Политотдел Реввоенсовета разъяснял Царицынскому горисполкому, что ревком «выполняет все функции исполкома, имеет все его отделения, является гражданским органом по существу»14.

В годы интервенции и Гражданской войны ревкомы создавались там, где надо было восстанавливать утраченную временно под натиском противника советскую власть. Они назначались или образовывались явочным порядком и действовали до момента упрочения советской власти. В большинстве случаев они действовали в порядке приказа как чрезвычайные органы оперативного руководства боевыми действиями 15. В Царицыне, имевшем местные Советы, образование ревкомов приказами 10-й Армии ставило их (ревкомы) в неопределенные отношения с местными органами власти, вносило дезорганизацию в работу. Как впоследствии отмечали делегаты 1-го губернского съезда Советов, обсуждая доклад губревкома, появилась еще одна инстанция, рассылавшая «строгие предписания с угрозой привлечения к суду ревтрибунала». Делегаты подчеркивали: «Работа губревкома с уисполкомами вышла несог-

ласованная, что отразилось на благополучии населения»16.

Местные чрезвычайные органы власти иногда именовали себя военными революционными комитетами по аналогии с воен-ревкомами периода подготовки и проведения Октябрьской революции, например: Ленинский уездный военревком, Царевский уездный ВРК, военревком посада Дубовки. Царицынский губревком направил Дубовс-кому ревкому письменное указание впредь не именовать себя военным, так как «ревком фактически есть власть гражданская»17.

30 июня 1919 г. Царицын был захвачен белыми. Царицынские советские учреждения эвакуировались в г. Камышин. 5 июля 1919 г. состоялось объединенное заседание губревкома и горисполкома, на котором было принято постановление «О дальнейшем существовании Царицынских учреждений и организаций в связи с тяжелым положением на фронте». Губревкому предписывалось приступить к временному закрытию или сокращению до минимума всех отделов Царицынского Совета рабочих и солдатских депутатов, принять их дела, передать освободившихся работников во временное распоряжение Реввоенсовета 10-й Армии 18. Вскоре и все члены губревкома, кроме двух, были мобилизованы. Губревком фактически прекратил свою деятельность.

Губревком был воссоздан распоряжением Реввоенсовета особой группы Южного фронта 2 октября 1919 г. в составе одного представителя Красной Армии и двух представителей Царицынского горисполкома19.

24 октября 1919 г. было принято Положение о революционных комитетах, утвержденное декретом ВЦИК и Совета РабочеКрестьянской Обороны, узаконившее и регламентировавшее деятельность ревкомов 20. В соответствии с этим положением, ревкомы, являясь органами гражданской и военной власти, непосредственно подчинялись Реввоенсовету Красной Армии и центральной советской власти. Образовавшиеся до учреждения ревкома органы гражданской власти подчинялись ревкому.

Как только наступил перелом в боевых действиях, Царицынский губревком приступил к организации отделов. Было принято решение о слиянии губернского ревкома и Царицынского горисполкома «для экономии сил и для придания как губрев-кому с его отделами, так и городским советским организациям большей подвижно-

сти и гибкости в работе». Так был организован временный губернский исполнительный комитет, являвшийся исполнительным органом губревкома 21. Были созданы отделы: управления, труда, соцобеспечения, финансовый, юстиции, народного образования, здравоохранения, земельный, топливный22.

После освобождения Царицына в январе 1920 г. губревком был реэвакуирован. Тогда же были созданы новые отделы: по делам мусульман и отдел почты и телеграфа23. Постановлением губревкома от 4 февраля 1920 г. отделы труда и соцобеспечения сливаются в один губернский отдел соцобеспечения24. Для оказания помощи больным и раненым красноармейцам при губревкоме создается комитет помощи больным и раненым, 8 марта 1920 г. организуется губернское отделение РОСТА и комитет всеобщей трудовой повинности 25.

Губревком занимался вопросами административно-территориального деления губернии, устанавливал границы волостей.

Деятельность губревкома проходила в тяжелой обстановке разрухи, особенно катастрофическим было положение железнодорожного транспорта. Губревкомом был организован комитет содействия железнодорожному транспорту, проводилась мобилизация населения на расчистку и ремонт путей, заготовку дров. Губревком оказывал помощь продовольственным органам. Для снабжения населения семенами были приняты меры по организации семенных складов. Губревком предложил местным советам и уездным исполкомам посылать своих уполномоченных для участия в работе армейских продотрядов, так как зачастую действия последних при сборе хлеба «вызывали нарекания со стороны советских органов»26.

При губревкоме был создан также целый ряд комиссий и комитетов: помощи жертвам контрреволюции, по борьбе с дезертирством, по подготовке амнистии, противочумный комитет, губернская чрезвычайная санитарная комиссия27.

Постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны от 2 января 1920 г. ревкомы были ликвидированы28. Однако Царицынский губревком продолжал свою работу до

16 мая 1920 г., когда состоялся 1-й губернский съезд Советов.

В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. съезды Советов — губернские, уездные и волостные — являлись высшими органами власти в пределах каждой администра-

тивно-территориальной единицы. Конституция ввела общий порядок созыва местных съездов, установив определенные нормы представительства. Губернские съезды Советов состояли из представителей уездных (из расчета 1 депутат от 10 тыс. жителей) и городских (1 депутат от 2 тыс. жителей) съездов Советов. В уездных съездах Советов участвовали представители волостных Советов (1 депутат от 1 тыс. жителей), в волостных съездах — представители сельских Советов волости (1 депутат от каждых 10 членов Совета). Выборы, в соответствии с Конституцией, были многостепенными. Непосредственно на собраниях избирателей выбирались только депутаты городских и сельских Советов. Делегаты на остальные съезды Советов избирались на низовых съездах. Голосование, как правило, было открытым.

За период существования Царицынской губернии (1918—1928 гг.) состоялось

9 губернских съездов Советов. Первый губернский съезд Советов проходил с 16 по 20 мая 1920 года. На нем были заслушаны вопросы внутреннего и международного положения Советской республики, отчетные доклады губревкома и его отделов, доклады с мест и организационный вопрос. По докладу губ-ревкома была принята резолюция, в которой отмечалось, что деятельность губревко-ма проходила в обстановке войны и разрухи, поэтому не всегда была успешной, отсутствовал единый план действий «в губернском масштабе», была слаба связь с уездами и волостями. Однако в целом работа губ-ревкома была признана удовлетворительной. Свои функции губревком передал избранному съездом губисполкому.

Задачи и функции губисполкома были определены постановлением СНК от 27 декабря 1919 г.: «Губернские исполнительные комитеты избираются съездами, являются высшим органом советской власти на территории губернии и подчинены Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров. Губис-полком имеет право контролировать и ревизовать деятельность всех правительственных учреждений как временного, так и постоянного характера»29.

Для решения задач восстановления промышленности, транспорта, борьбы с голодом, эпидемиями, налаживания народного образования, здравоохранения, создания органов советской власти на местах и т. д. при губисполкоме были созданы отделы —

земельный, финансовый, юстиции и проч., а для руководства всей работой и проведения в жизнь декретов и постановлений центральной власти избран президиум в составе 5 человек. Был создан также ряд временных комиссий и комитетов.

С первых же дней советской власти командные посты во всех местных государственных структурах заняли члены губернского комитета РСДРП (с апреля 1918 г. — РКП(б)). Имея свои кадры, возглавлявшие государственные учреждения, чека, армейские части и милицию, РКП(б) получила возможность осуществлять свою политику на местах. Однако этот процесс — сращивания партийного аппарата с государственным — не был одномоментным и однозначно победным. Так, уже в начале 1918 г. царицынские большевики, сетуя на нерезультативную работу губернского комитета партии, связывали это с массовым уходом партийного актива в руководящие кадры госучреждений: «Когда лучшие люди ушли в Совет, партия заглохла...»30. Они предлагали заставлять ответственных работников отчитываться перед губкомом партии

о своей служебной деятельности.

Реальная власть в городе находилась в руках Совета. Как выразился один из членов губкома: «Комитет работал отдельно от исполкома, не имея влияния на последний... В партии денег не было, так что содержать партийных работников не на что было»31. Даже помещение для проведения своих заседаний губком РКП(б) должен был просить у Совета, «ютился где-то на задворках в холодной комнате»32.

Отношения между губкомом и исполкомом Совета были крайне напряженными. Особенно обострились они после того, как на пленуме Царицынского Совета в июне

1918 г. был провален «комитетский» кандидат в председатели исполкома. Дело было не в конфликте представителей разных политических партий — и те, и другие были большевиками, — а в стремлении взять в свои руки реальную власть.

Для усиления своего влияния в советских учреждениях губком РКП(б) принял резолюцию о создании во всех государственных и общественных организациях фракций и ячеек коммунистов, в которых члены губкома имеют решающий голос, а все члены партии обязаны неукоснительно подчиняться решениям партийного комитета. В конце июля 1918 г. в Царицыне была проведена конференция представителей всех большевистс-

ких ячеек и фракций, которые потребовали отчета от всех советских организаций. С этого времени требования соблюдения партийной дисциплины не прекращались до тех пор, пока не были проведены перевыборы Совета. Затем решениями общегородской партийной конференции 1 апреля 1919 г. было закреплено, что все «ответственные места» должны занимать коммунисты, все учреждения должны отчитываться перед губкомом РКП(б), все директивы губкома для них обязательны, комитет партии имеет право снимать с должности руководителей госучреждений или переводить их на другую должность. Партийная конференция постановила, что губисполком обязан кандидатуры назначаемых на должность заведующих отделами или других ответственных работников представлять на утверждение губкома РКП(б). По требованию комитета партии должны увольняться со службы нечлены РКП(б)33.

К началу 1919 г. все руководящие должности в государственных учреждениях Царицына заняли члены Царицынской партийной организации. Из циркулярного письма Царицынского губернского комитета РКП(б) уездным комитетам партии от 14 сентября

1919 г.: «Советская власть сильна и организована там, где сильна наша партия»34.

Если в 1918 г. раздавались голоса против смешивания функций партийного и советского аппаратов, то к концу 1919 г. эта практика воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Из письма Царицынского губернского земельного отдела в губернский комитет РКП(б) от 4 ноября 1919 г.: «Царицынский губернский земельный отдел просит Вас о немедленной присылке двух, в крайнем случае одного, партийных товарищей для назначения их в коллегию губзе-мотдела, так как заведующий отделом болен, а больше партийных работников не имеется. Прошу не отказать, а то приостанавливаются работы»35.

Учреждения и организации обращаются в партийные органы по любым, в том числе и хозяйственным вопросам. Губисполком уже с момента своего создания в мае 1920 г. превращается в учреждение, регистрирующее готовые решения губернского комитета партии. Вот, например, повестка заседания пленума губкома РКП(б) от 20 июня 1921 г.: «1. Конструирование президиума губисполкома. 2. Распределение членов губисполкома по отделам. 3. О бюро фракции губисполкома»36.

В докладе губкома партии на пленуме

22 июля 1921 г. говорится, что все экономические вопросы предварительно изучаются секретариатом губкома, затем секретариат по этим вопросам дает указания президиуму губисполкома 37. Практически на каждом заседании губком РКП(б) рассматривает вопросы руководства работой конкретных учреждений — отделов губисполкома.

В этот период при губисполкоме было создано 18 отделов:

1) губернский земельный отдел (губземот-дел);

губернский совет народного хозяйства (губсовнархоз);

3) губернский отдел юстиции (губюст);

4) губернский отдел социального обеспечения (губсобес);

губернский отдел коммунального хозяйства (губкоммунхоз); губернский отдел здравоохранения (губ-здрав);

7) губернский отдел управления;

8) губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (губчека); губернский отдел национальных меньшинств (губнацмен);

10) губернский финансовый отдел (губфи-нотдел);

11) губернский отдел народного образования (губОНО);

12) губернская комиссия по продовольствию (губпродком);

13) губернская рабоче-крестьянская инспекция (губРКИ);

14) губернская комиссия по труду (губком-труд);

15) губернский отдел связи (губсвязь);

16) губернское статистическое бюро (губстат-бюро);

17) губернский отдел транспорта (губтранс);

18) губернский военный комиссариат (губ-военкомат).

Во главе каждого отдела стоял заведующий, при нем создавалась коллегия. Для руководства всей текущей работой и проведения в жизнь декретов и постановлений центральной власти губисполком избирал президиум в составе 3—5 человек. В 1921 г. при губисполкоме был создан организационный отдел 38. В 1922 г. отдел национальных меньшинств был упразднен, а его функции переданы отделу народного образования 39.

Постановлением IV сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 г. было утверждено

Положение о губернских исполнительных комитетах40. В соответствии с этим положением губисполком избирался губернским съездом Советов сроком на 1 год в составе 25 членов и кандидатов. Губисполком созывался не реже одного раза в месяц на очередные заседания и не реже трех раз в год на сессионные заседания. Сессиям губисполкома присваивались все права губернских съездов, кроме выборов делегатов на Всероссийский съезд Советов. Очередные заседания исполкома решали вопросы текущей деятельности. Президиум губисполкома проводил в жизнь постановления губисполкома и выс-тих органов власти и объединял деятельность всех губернских учреждений. Президиум имел права губисполкома в перерывах между заседаниями последнего.

В соответствии с постановлением ВЦИК от 23 августа 1922 г. при губисполко-ме образовались секретариат и губернское экономическое совещание (губЭКОСО)41.

На протяжении всего периода деятельности губисполкома неоднократно проводились реорганизации и замена одних отделов другими. Так, 3 ноября 1923 г. было принято постановление 3-й сессии ВЦИК X созыва «Об упрощении аппарата губернских исполнительных комитетов»42, в соответствии с которым был упразднен губернский отдел управления, его функции по организации нижестоящих Советов, инструктированию и согласованию работы отделов были переданы в ведение президиума губисполкома, а административно-исполнительные функции — вновь созданному административному отделу. Были упразднены также губЭКОСО с передачей его функций в ведение президиума губисполкома и продовольственный отдел с передачей его налоговых функций губфинот-делу, а остальных функций — другим отделам. Губсовнархоз и губкоммунотдел были объединены в губернский отдел местного хозяйства. Остальные отделы сохранены.

На территории Царицынской губернии действовали уездные, окружные, волостные исполкомы Советов и сельские Советы. Их деятельность в правовом отношении была закреплена Положением об уездных съездах Советов, уездных, волостных исполкомах и сельских Советах, утвержденным постановлением 2-й сессии ВЦИК XI созыва от 16 октября 1924 года43. Местные органы советской власти так же, как губисполком, были подконтрольны местным комитетам партии.

Представление о масштабах партийного руководства местным советским аппаратом можно получить из информационных документов губкома. В целом информационная работа в партии была поставлена на высокий уровень. В губернских комитетах РКП(б) при организационно-инструкторских отделах существовали подотделы информации, в задачу которых входило следить за своевременным поступлением с мест материалов нижестоящих партийных организаций (протоколов, отчетов, докладов) и секретных политических сводок органов ГПУ, обобщать эти сведения, посылать ежемесячные отчеты в ЦК РКП(б), а выборки из отчетов нижестоящих парторганизаций — в отделы губкома и заинтересованным учреждениям. В ЦК ежемесячно направлялись не только отчеты губкомов, но и отчеты окружных и уездных комитетов партии, а протоколы — по мере поступления. В свою очередь, в уездных и окружных комитетах имелись информаторы, а в низовых партийных ячейках такая обязанность возлагалась на секретаря. Копии протоколов парторганизаций должны были высылаться в губком не позднее, чем на третий день после заседания, секретные сводки — еженедельно, отчеты уездных и окружных комитетов — ежемесячно. Низовыми организациями сроки не всегда выдерживались, но в ЦК документы направлялись вовремя. Кроме того, в ЦК направлялись также закрытые письма секретаря губкома. На основании этих документов подотдел местной информации информационного отдела ЦК РКП(б) составлял памятку сведений о губернии и работе губернского комитета партии. Она также имела гриф «совершенно секретно».

В отчетах Царицынского губкома партии, направляемых в ЦК РКП(б), давалась характеристика политико-экономическому положению губернии, освещались вопросы руководства советскими и хозяйственными учреждениями. Так, в отчете за сентябрь 1921 г. имеются сведения о том, что «...в губисполкоме наблюдался конфликт между председателем и его заместителем. Губком для ликвидации его отозвал заместителя и выдвинул на его место другого, а также с целью усиления губисполкома произвел перегруппировку ра-ботников...»44. При организации отделов гу-бисполкома было представлено два списка кандидатур на должности заведующих отделами — губисполкомом и губкомом. Утвержден был список губкома45.

В 1922 г. президиум Царицынского губкома РКП(б) 78 раз проводил свои заседания, 48 раз заслушивались вопросы деятельности губисполкома, его отделов и других советских и хозяйственных органов. Из доклада секретаря губкома на 5-й губернской партийной конференции 5 марта 1921 г.: «Влияние губкома на советскую работу чувствовалось во всех областях. Губком через фракции руководил работой губисполкома и его отделов, на заседаниях президиума губ-кома заслушивались доклады президиума губисполкома, а также каждый день секретариат имел суждение по тому или иному вопросу и давались соответствующие практические указания. Всех случаев зарегистрировать нельзя. Статистических данных мы не проводили, ибо этим губком не задавался, так как это был бы бюрократизм...»46. Тем не менее в докладе фракции губисполкома, прозвучавшем на 7-й губернской партконференции

25 октября 1922 г., находим такие цифры: «Фракция губисполкома за год разрешила 597 вопросов, больше всего — экономического характера»47.

В последующие годы губернский партийный комитет вел учет количества и тематики рассматриваемых на заседаниях пленума и президиума вопросов, о чем доводил до сведения коммунистов в отчетных докладах на партийных конференциях. Так, например, за период с апреля 1923 по апрель 1924 г. пленум губкома созывался 8 раз, было разрешено 63 вопроса, из них: по партийному строительству и комсомолу — 35, по работе советских организаций — 20, профсоюзов — 2, кооперативных организаций — 1, прочих — 5. Президиум созывался 56 раз, разрешил 1091 вопрос, из них: по работе советских организаций — 412, партийных организаций и РКСМ — 358, профсоюзов — 45, кооперации — 14, прочих — 258 48.

Председатели исполкомов всегда входили в состав президиумов партийных комитетов, а в свою очередь секретари парткомов — в состав президиумов исполкомов. Во главе отделов губисполкома стояли коммунисты, которые периодически отчитывались о своей работе на заседаниях президиума и пленумов губ-кома партии. Руководство советскими организациями нередко принимало характер мелочной опеки, о чем даже упоминалось в докладе ревизионной комиссии губкома на 8-й губернской партконференции 20 марта 1923 года49.

К концу 1920-х гг. все принципиальные вопросы работы губисполкома разрешались на

заседаниях партийной фракции ВКП(б) гу-бисполкома, в том числе выборы председателя и президиума губисполкома, утверждение секретаря, назначение заведующих отделами, утверждение повестки пленумов губисполкома и губернских съездов Советов50. Так сложилась ситуация, когда Советы — «власть народная» по определению, — формально (по закону) обладали всеми правами и полномочиями, а фактически были отстранены от власти. Высший орган власти в губернии по Конституции — губернский съезд Советов стал как бы вторичным мероприятием. Обычно ему предшествовала губернская партийная конференция, на которой обсуждались и принимались важнейшие решения по вопросам экономики, политики, культуры региона. Сами съезды приобретают все более ярко выраженный парадный характер. Повестка дня жестко регламентирована. Вместо живых, подчас острых дискуссий, открытого выражения своего мнения, нелицеприятной критики в адрес органов власти и их руководителей, имевших место на 1—6 губернских съездах Советов, все чаще звучат здравицы партии и правительству, депутаты один за другим отмечают «значительные достижения во всех областях работы», выражающиеся в росте промышленности и сельского хозяйства, повышении заработной платы, «оживлении Советов», усилении планового регулирования хозяйства и т. д. Как выразился один из делегатов: «Я коснусь, товарищи, того, как наш докладчик подвел здесь итоги сельского хозяйства, а также и промышленности, значит, все у нас поднимается»51.

9-й губернский съезд Советов, проходивший 20—25 марта 1927 г. и обсудивший вопросы состояния промышленности и сельского хозяйства, был последним губернским съездом. 5—8 сентября 1928 г. состоялся 1-й Нижневолжский краевой съезд Советов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы в 20-е гг: руководящие кадры государственного аппарата СССР. М., 2001; Зайнетдинов Ш.Р. Формирование слоя партийно-советской бюрократии в 1920-е гг. Уфа, 1995; Власть и общественные организации в России в первой трети XX столетия. М., 1993; Орлов И.Б. Местная власть в 1920-е гг. // Сталин. Сталинизм. Советское общество: Сб. ст. М., 2000; Искендеров A.A. Очерки

истории советского общества // Вопросы истории. 2003. № 2. С. 73—97; и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Подлеснова Т.Н. Политические партии в Царицыне в 1917 г. // Вопросы краеведения. №° 5. Волгоград, 1999.

3 Томарев В.И., Подлеснов Н.О. Борьба большевиков за установление Советской власти в Царицыне // Историко-краеведческие записки. Вып. 1. Волгоград, 1973. С. 54—74.

4 Там же.

5 ЦДНИВО. Ф. 1. Оп 1. Д. 1. Л. 21.

6 Томарев В.И., Подлеснов Н.О. Указ. соч. С. 73—74.

7 ГАВО. Ф. Р-71. Оп 1. Д. 188. Л. 2.

8 Там же. Д. 74. Л. 220об.

9 Там же. Ф. Р-342. Оп. 1. Д. 74. Л. 1.

10 Там же. Д. 23. Л. 1.

11 Там же. Д. 64. Л. 2.

12 Там же. Д. 11. Л. 68.

13 Там же. Д. 6. Л. 39.

14 Там же.

15 Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 — декабрь 1991 г. М., 1995. С. 49.

16 ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 74. Л. 219.

17 Там же. Ф. Р-3112. Оп. 1. Д. 1. Л. 30.

18 Там же. Ф. Р-71. Оп 1. Д. 169. Л. 52.

19 Там же. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

20 СУ РСФСР. 1919. №° 53. С. 508.

21 ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 74. Л. 219.

22 Там же. Ф. Р-342. Оп. 2. Д. 1. Л. 37.

23 Там же. Л. 6—7.

24 Там же. Л. 15.

25 Там же. Л. 27, 34.

26 Там же. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 74. Л. 219об.

27 Там же. Д. 1. Л. 5.

28 СУ РСФСР. 1920. №° 1—2. С. 5.

29 Там же. 1919. №° 64. С. 578.

30 ЦДНИВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6. Л. 42, 46.

31 Там же. Д. 15. Л. 28.

32 Там же.

33 Там же. Ф. 1. Оп 1. Д. 14. Л. 25.

34 Там же. Д. 15. Л. 49.

35 Там же. Д. 20. Л. 13.

36 Там же. Д. 43. Л. 30.

37 Там же. Л. 31.

38 ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 106. Л. 48.

39 Там же.

40 Там же. Д. 101. Л. 28об.

41 СУ РСФСР. 1922. №° 72—73. С. 907.

42 Там же. №° 53. С. 675.

43 Там же. 1924. №° 82. С. 825.

44 ЦДНИВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 79. Л. 10.

45 Там же. Д. 88. Л. 4.

46 Там же. Д. 72. Л. 8.

47 Там же. Д. 86. Л. 58.

48 Там же. Д. 109. Л. 2—4.

49 Там же. Д. 101. Л. 27.

50 Там же. Д. 210.

51 ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 19. Л. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.